1001 ночь какие сказки. Тысяча и одна ночь (сказка)

26.04.2019

Тысяча и одна ночь

Арабские сказки

Рассказ о царе Шахрияре

Ж ил-был когда-то злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Отцы и матери прятали от царя Шахрияра своих дочерей и убегали с ними в другие земли.

Скоро во всем городе осталась только одна девушка - дочь визиря, главного советника царя, - Шахразада.

Грустный ушел визирь из царского дворца и вернулся к себе домой, горько плача. Шахразада увидела, что он чем-то огорчен, и спросила:

О батюшка, какое у тебя горе? Может быть, я могу помочь тебе?

Долго не хотел визирь открыть Шахразаде причину своего горя, но наконец рассказал ей все. Выслушав своего отца, Шахразада подумала и сказала:

Не горюй! Отведи меня завтра утром к Шахрияру и не беспокойся - я останусь жива и невредима. А если удастся то, что я задумала, я спасу не только себя, но и всех девушек, которых царь Шахрияр не успел еще убить.

Сколько ни упрашивал визирь Шахразаду, она стояла на своем, и ему пришлось согласиться.

А у Шахразады была маленькая сестра - Дуньязада. Шахразада пошла к ней и сказала:

Когда меня приведут к царю, я попрошу у него позволения послать за тобой, чтобы нам в последний раз побыть вместе. А ты, когда придешь и увидишь, что царю скучно, скажи: «О сестрица, расскажи нам сказку, чтобы царю стало веселей». И я расскажу вам сказку. В этом и будет наше спасение.

А Шахразада была девушка умная и образованная. Она прочитала много древних книг, сказаний и повестей. И не было во всем мире человека, который знал бы больше сказок, чем Шахразада, дочь визиря царя Шахрияра.

На другой день визирь отвел Шахразаду во дворец и простился с ней, обливаясь слезами. Он не надеялся больше увидеть ее живой.

Шахразаду привели к царю, и они поужинали вместе, а потом Шахразада вдруг начала горько плакать.

Что с тобой? - спросил ее царь.

О царь, - сказала Шахразада, - у меня есть маленькая сестра. Я хочу посмотреть на нее еще раз перед смертью. Позволь мне послать за ней, и пусть она посидит с нами.

Делай как знаешь, - сказал царь и велел привести Дуньязаду.

Дуньязада пришла и села на подушку возле сестры. Она уже знала, что задумала Шахразада, но ей все-таки было очень страшно.

А царь Шахрияр по ночам не мог спать. Когда наступила полночь, Дуньязада заметила, что царь не может заснуть, и сказала Шахразаде:

О сестрица, расскажи нам сказку. Может быть, нашему царю станет веселей и ночь покажется ему не такой длинной.

Охотно, если царь прикажет мне, - сказала Шахразада. Царь сказал:

Рассказывай, да смотри, чтобы сказка была интересная. И Шахразада начала рассказывать. Царь до того заслушался, что не заметил, как стало светать. А Шахразада как раз дошла до самого интересного места. Увидев, что всходит солнце, она замолчала, и Дуньязада спросила ее:

Царю очень хотелось услышать продолжение сказки, и он подумал: «Пусть доскажет вечером, а завтра я ее казню».

Утром визирь пришел к царю ни живой ни мертвый от страха. Шахразада встретила его, веселая и довольная, и сказала:

Видишь, отец, наш царь пощадил меня. Я начала рассказывать ему сказку, и она так понравилась царю, что он позволил мне досказать ее сегодня вечером.

Обрадованный визирь вошел к царю, и они стали заниматься делами государства. Но царь был рассеян - он не мог дождаться вечера, чтобы дослушать сказку.

Как только стемнело, он позвал Шахразаду и велел ей рассказывать дальше. В полночь она кончила сказку.

Царь вздохнул и сказал:

Жалко, что уже конец. Ведь до утра еще долго.

О царь, - сказала Шахразада, - куда годится эта сказка в сравнении с той, которую я бы рассказала тебе, если бы ты мне позволил!

Рассказывай скорей! - воскликнул царь, и Шахразада начала новую сказку.

А когда наступило утро, она опять остановилась на самом интересном месте.

Царь уже и не думал казнить Шахразаду. Ему не терпелось дослушать сказку до конца.

Так было и на другую, и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей:

О Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи».

Аладдин и волшебная лампа

В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец его сказал:

Пусть мой сын будет портным, как я, - и начал учить Аладдина своему ремеслу.

Но Аладдин не хотел ничему учиться. Как только отец выходил из лавки, Аладдин убегал на улицу играть с мальчишками. С утра до вечера они бегали по городу, гоняли воробьев или забирались в чужие сады и набивали себе животы виноградом и персиками.

Портной и уговаривал сына, и наказывал, но все без толку. Скоро Хасан заболел с горя и умер. Тогда его жена продала все, что после него осталось, и стала прясть хлопок и продавать пряжу, чтобы прокормить себя и сына.

Так прошло много времени. Аладдину исполнилось пятнадцать лет. И вот однажды, когда он играл на улице с мальчишками, к ним подошел человек в красном шелковом халате и большой белой чалме. Он посмотрел на Аладдина и сказал про себя: «Вот тот мальчик, которого я ищу. Наконец-то я нашел его!»

Этот человек был магрибинец - житель Магриба. Он подозвал одного из мальчиков и расспросил его, кто такой Аладдин, где живет. А потом он подошел к Аладдину и сказал:

Не ты ли сын Хасана, портного?

Я, - ответил Аладдин. - Но только мой отец давно умер. Услышав это, магрибинец обнял Аладдина и стал громко плакать.

Знай, Аладдин, я твой дядя, - сказал он. - Я долго пробыл в чужих землях и давно не видел моего брата. Теперь я пришел в ваш город, чтобы повидать Хасана, а он умер! Я сразу узнал тебя, потому что ты похож на отца.

Потом магрибинец дал Аладдину два золотых и сказал:

Отдай эти деньги матери. Скажи ей, что твой дядя вернулся и завтра придет к вам ужинать. Пусть она приготовит хороший ужин.

Аладдин побежал к матери и рассказал ей все.

Ты что, смеешься надо мной?! - сказала ему мать. - Ведь у твоего отца не было брата. Откуда же у тебя вдруг взялся дядя?

Как это ты говоришь, что у меня нет дяди! - закричал Аладдин. - Он дал мне эти два золотых. Завтра он придет к нам ужинать!

На другой день мать Аладдина приготовила хороший ужин. Аладдин с утра сидел дома, ожидал дядю. Вечером в ворота постучали. Аладдин бросился открывать. Вошел магрибинец, а за ним слуга, который нес на голове большое блюдо со всякими сластями. Войдя в дом, магрибинец поздоровался с матерью Аладдина и сказал:

Прошу тебя, покажи мне место, где сидел за ужином мой брат.

Вот здесь, - сказала мать Аладдина.

Магрибинец принялся громко плакать. Но скоро он успокоился и сказал:

Не удивляйся, что ты меня никогда не видела. Я уехал отсюда сорок лет назад. Я был в Индии, в арабских землях и в Египте. Я путешествовал тридцать лет. Наконец мне захотелось вернуться на родину, и я сказал самому себе: «У тебя есть брат. Он, может быть, беден, а ты до сих пор ничем не помог ему! Поезжай к своему брату и посмотри, как он живет». Я ехал много дней и ночей и наконец нашел вас. И вот я вижу, что хотя мой брат и умер, но после него остался сын, который будет зарабатывать ремеслом, как его отец.

Все мы любим сказки. Сказки – не просто развлечение. Во многих сказках зашифрована мудрость человечества, потаенные знания. Есть сказки для детей, есть сказки для взрослых. Иногда одни путают с другими. А иногда о всех известных сказках у нас складывается совершенно неверное представление.

Алладин и его волшебная лампа. Али-баба и сорок разбойников. Из какого сборника эти сказки? Вы уверены? Вы твердо уверены, что речь идет о сборнике сказок «Тысяча и одна ночь»? Однако ни в одном из исходных списков этого сборника нет сказки об Алладине и его волшебной лампе. Появилась она только в современных изданиях «Тысячи и одной ночи». А вот, кто и когда ее туда вставил точно не известно.

Также как и в случае с Алладином приходится констатировать тот же факт: ни в одном подлинном списке знаменитого сборника сказок истории об Али-бабе и сорока разбойниках нет. Появилась же она в первом переводе этих сказок на французский язык. Французский ориенталист Галлан, готовя перевод «Тысячи и одной ночи» включил в него арабскую сказку «Али-баба и сорок разбойников» из другого сборника.

Антуан Галлан

Современный текст сказок «Тысяча и одной ночи», скорее, не арабский, а западный. Если следовать оригиналу, который, кстати, является собранием индийского и персидского (а вовсе не арабского) городского фольклора, то в сборнике должно остаться всего 282 новеллы. Все остальное это поздние наслоения. Ни Синдбада-морехода, ни Али-бабы и сорока разбойников, ни Алладина с волшебной лампой в оригинале нет. Практически все эти сказки были добавлены французским востоковедом и первым переводчиком сборника Антуаном Галланом.

В начале 18-го века всю Европу охватила прямо какая-то патологическая страсть к Востоку. На этой волне стали появляться художественные произведения на восточную тему. Одно из них было предложено читающей публике никому на тот момент неизвестным архивариусом Антуаном Галланом в 1704 году. Тогда вышел первый томик его рассказов. Успех был оглушительным.

К 1709 году было издано еще шесть томов, а затем и еще четыре, последний из них вышел уже после смерти Галлана. Вся Европа в запой зачитывалась историями, которые мудрая Шахрезада рассказывала царю Шахрияру. И никому не было никакого дела до того, что настоящего Востока в этих сказках с каждым томом становилось все меньше, а выдумок самого Галлана все больше.

Изначально у этих сказок было несколько иное название — «Рассказы из тысячи ночей». Как мы уже отмечали, формировались они в Индии и Персии: их рассказывали на базарах, в караван-сараях, дворах благородных людей и в народе. Со временем их стали записывать.

Как утверждают арабские источники Александр Македонский велел читать себе на ночь эти сказки, чтобы бодрствовать и не пропустить вражеское нападение.

Подтверждает древнюю историю этих сказок египетский папирус 4 века с аналогичным титульным листом. Упоминаются они и в каталоге торговца книгами, жившего в Багдаде в середине 10 века. Правда, рядом с названием стоит пометка: «Жалкая книга для выживших из ума людей».

Надо сказать, что на Востоке к этой книге издавна относились критически. «Тысяча и одна ночь» долго не считалась высокохудожественным литературным произведением, потому как у ее рассказов не было ярко выраженного научного или морального подтекста.

Только после того, как эти сказки стали популярны в Европе, их полюбили и на Востоке. В настоящее время нобелевский институт в Осло причисляет «Тысячу и одну ночь» к сотне самых значительных произведений мировой литературы.

Интересно, что оригинал сказок «Тысячи и одной ночи» в большей степени насыщен эротикой , нежели волшебством. Если в знакомом нам варианте, султан Шахрияр предавался печали и потому требовал каждую ночь новую женщину (а наутро ее казнил), то в оригинале султан из Самарканда был зол на всех женщин из-за того, что уличил любимую жену в измене (с черным рабом – за ивовой изгородью в саду дворца). Опасаясь еще раз разбить свое сердце он и убивал женщин. И только красавице Шахерезаде удалось унять в нем жажду мести. Среди рассказанных ею историй было множество таких, которые детям любящим сказки читать нельзя: о лесбиянках, принцах-гомосексуалистах, принцессах-садистках, и красивых девушках, даривших свою любовь животным, поскольку сексуальные табу в этих сказках отсутствовали.

Индо-персидский эротизм изначально лежал в основе сказок «Тысяча и одна ночь»,

Да, я, наверное, поостерегся бы читать подобные сказки своим детям. Что же касается того кем и когда они были написаны, то есть даже радикальное мнение, что на Востоке этих сказок до того, как они были опубликованы на Западе просто не существовало, так как их оригиналы как по волшебству стали находиться только после публикаций Галлана. Может быть и так. А может и нет. Но в любом случае эти сказки в настоящее время являются одним из самых значительных произведений мировой литературы. И это замечательно.

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Facebook Comments

В ярости он отрубил ей голову и голову ее любовника. В расстроенных чувствах он пошёл за советом к своему брату, но его брат так же оказался свидетелем измены собственной жены. Шахрияр с братом, не знали, что и думать, убив своих жён, они отправились искать ответы. И оказались около моря. Из моря показалась огромная фигура Джина. Через несколько мгновений показалась другая фигура, также выходящая из воды, но она уже была женская. Шахрияр со своим братом, спрятались, и наблюдали, как Джин укладывается на колене к своей жене (женщина выходящая из воды, была женой Джина). Через некоторое время жена Джина заметила двух братьев и позвала их к себе. Она сказала, что хочет с ними интимной близости, на что братья дали ей отказ. Жена Джина начала угрожать им, тем что она разбудит мужа, и скажет, что это они её склоняют к интимной близости. Шахрияр с братом испугались, и пошли на близость с женой Джина. После совокупления с братьями, жена Джина попросила у них их обручальные кольца. Братья не поняли зачем они ей нужны. Тогда жена Джина вытащила мешок с 560 кольцами и показала их братьям. Они спросили, что это. Жена Джина ответила им, что эти кольца принадлежат всем мужчинам с которыми она изменяла своему мужу.

После этого Шахрияр был в не себя от злости. С этого момента все женщины были для него исчадием зла, не способные на верность и на преданность. Он понял, что женщины нужны только для телесных развлечений.

Шахрияр приказал приводить ему каждую ночь каждую девушку на выданье после чего на утро он их убивал. С каждым убийством, он опускался на самое дно неосознанности, где царят низкие энергии, страхи, сущности, поедающие душу человека.

Шахерезада была дочерью визиря. И она была не простой девушкой. С раннего детства она проявляла такие качества, как трудолюбие, любовь к чтению, к восточным традициям и духовному посвящению. Она хорошо разбиралась во многих сферах жизни: в политике, в искусстве, в музыке, в точных науках. Шахерезада была очень терпеливой и сильной. Она умела хорошо говорить, знала много языков.

Дошла очередь и до отца Харезезады. Султан Шахриял приказал ему привести его дочь — Шахерезаду к нему во дворец, или же султан отрубит ему голову. Отец Шахерезады, понимал, что если он поведёт дочь во дворец, то это будет верная гибель его дочери, и хотел отказать султану. Шахерезада подошла к отцу и взмолила его отпустить её, сказав, что она понимает на что идёт, и что она на самом деле с чистыми помыслами хочет попытаться помочь султану. Отец Шахерезады уивдев, смелое и честное желание своей дочери помочь султану, отпустил её.

Шахерезада, понимала на что она идёт, и самое главное, что она начала лечить Шахрияра сказками. То есть суть в том, чтобы не ругаться со своим мужем, а говорить ему истории, приводить примеры, того, что по вашему мнению является не совсем верным решением данной ситуации. Но конечно нужно слушать своего мужа. Быть внимательной. Разбираться в тех вещах, которые ему интересны.

Женщины часто жалуются на то, что их мужчина не подходит им, не одаривает их подарками, не предлагает путешествовать. Но забывают задать вопрос себе лично: «Являюсь ли я именной той женщиной, которая достойна такого мужчины, который одаривает свою спутницу подарками и предлагает путешествовать по миру, строит большой дом для своей семьи? Что я для этого делаю? Развиваюсь ли я лично, как личность? Интересуюсь ли я интересами своего мужчины?»

Шахерезада, постоянно развивалась. Просто попробуйте рассказать своему ребёнку хотя бы одну сказку, красиво, чтобы ребёнок не отвлекался и полностью находился во внимании вашего голоса и сказки. ШАхерезаде приходилось находиться в постоянном страхе смерти, ведь каждая ночь могла стать для неё последней, и не смотря на это она постоянно умудрялась держать внимание Шахрияра на себе, так, что ему хотелось ещё одну ночь провести вместе с этой женщиной.

Шахрияр был жесток, и на тот момент, он уже убил много невинных девушек, что может быть с таким человеком? с его душой? Убивая, насилуя, человек, просто опускается в низменные миры, откуда выйти очень и очень сложно. В наше время, на эти миры опускают, разного рода зависимости, распутный образ жизни.

Сколько терпения, любви требуется от женщины чтобы такой мужчина, как Шахрияр сумел измениться?!!

Шахерезада своей любовью выводила Шахрияра из самого нижнего уровня на верхние, где возможно верить в чудо. Три года Шахерезада была пленницей у султана, родила ему троих детей, и только через три года осмелилась обратиться к своему султану с просьбой оставить её в живых, так как у неё трое детей, и что они без неё пропадут. Шахрияр, к этому времени уже был другим человеком. Он сказал, что уже полюбил её всем сердцем и благодарен, за то, что она подарила ему жизнь и счастье! Подарила троих замечательных сыновей!

С нами рядом именно те мужчины, которых мы достойны. И они показывают нам насколько мы невежественны и стоим на месте в развитии. Нужно стараться быть в осознанности, чтобы это понимать и не поддаваться на низменные чувства, такие как, злость и агрессия. Как только мы начинаем подниматься по уровням нашего сознания, так и наши мужчины начинают меняться. Потому, что с развивающейся женщиной, мужчина тоже начинает развиваться. Но это не означает, что нужно его заставлять! Только терпением и любовью.

Шахерезада на своем примере показала, что даже такого мужчину, который уже упал в самые нижние энергии, можно вывести на верхние уровни, где уже есть ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.

Когда мы прощаем, наших обидчиков, то этим самым мы только прибавляем в себе силу жизни и обретаем гораздо большее, чем обидами и местью.

Когда мы начинаем по настоящему любить своих мужчин со всеми их недостатками, мы становимся свидетелями настоящего превращения наших мужчин, в настоящих королей, султанов.

Хочу выразить огромную Благодарность Тине Митусовой, которая вдохновила меня на написание этой статьи. Тина Митусова проводит семинары на базе сказок про Шахерезаду, тысяча и одна ночь. Именна она для меня приоткрыла дверь в этот удивительный мир восточных сказок…

Слава Аллаху, господу миров! Привет и благословение господину посланных, господину и владыке нашему Мухаммеду! Аллах да благословит его и да приветствует благословением и приветом вечным, длящимся до Судного дня!

А после того: поистине, сказания о первых поколениях стали назиданием для последующих, чтобы видел человек, какие события произошли с другими, и поучался, и чтобы, вникая в предания о минувших народах и о том, что случилось с ними, воздерживался он от греха. Хвала же тому, кто сделал сказания о древних уроком для народов последующих!

К таким сказаниям относятся и рассказы, называемые «Тысяча и одна ночь», и возвышенные повести и притчи, заключающиеся в них.

Повествуют в преданиях народов о том, что было, прошло и давно минуло (а Аллах более сведущ в неведомом и премудр и преславен, и более всех щедр, и преблагосклонен, и милостив), что в древние времена и минувшие века и столетия был на островах Индии и Китая царь из царей рода Сасана, повелитель войск, стражи, челяди и слуг. И было у него два сына: один взрослый, другой юный, и оба были витязи-храбрецы, но старший превосходил младшего доблестью. И он воцарился в своей стране и справедливо управлял подданными, и жители его земель и царства полюбили его, и было имя ему царь Шахрияр; а младшего его брата звали царь Шахземан, и он царствовал в Самарканде персидском. Оба они пребывали в своих землях, и каждый у себя в царстве был справедливым судьей своих подданных в течение двадцати лет и жил в полнейшем довольстве и радости. Так продолжалось до тех пор, пока старший царь не пожелал видеть своего младшего брата и не повелел своему везирю поехать и привезти его. Везирь исполнил его приказание и отправился, и ехал до тех пор, пока благополучно не прибыл в Самарканд. Он вошел к Шахземану, передал ему привет и сообщил, что брат его по нем стосковался и желает, чтобы он его посетил; и Шахземан отвечал согласием и снарядился в путь. Он велел вынести свои шатры, снарядить верблюдов, мулов, слуг и телохранителей и поставил своего везиря правителем в стране, а сам направился в земли своего брата. Но когда настала полночь, он вспомнил об одной вещи, которую забыл во дворце, и вернулся и, войдя во дворец, увидел, что жена его лежит в постели, обнявшись с черным рабом из числа его рабов.

И когда Шахземан увидел такое, все почернело перед глазами его, и он сказал себе: «Если это случилось, когда я еще не оставил города, то каково же будет поведение этой проклятой, если я надолго отлучусь к брату!» И он вытащил меч и ударил обоих и убил их в постели, а потом, в тот же час и минуту, вернулся и приказал отъезжать – и ехал, пока не достиг города своего брата. А приблизившись к городу, он послал к брату гонцов с вестью о своем прибытии, и Шахрияр вышел к нему навстречу и приветствовал его, до крайности обрадованный. Он украсил в честь брата город и сидел с ним, разговаривая и веселясь, но царь Шахземан вспомнил, что было с его женой, и почувствовал великую грусть, и лицо его стало желтым, а тело ослабло. И когда брат увидел его в таком состоянии, он подумал, что причиной тому разлука со страною и царством, и оставил его так, не расспрашивая ни о чем. Но потом, в какой-то день, он сказал ему: «О брат мой, я вижу, что твое тело ослабло и лицо твое пожелтело». А Шахземан отвечал ему: «Брат мой, внутри меня язва», – и не рассказал, что испытал от жены. «Я хочу, – сказал тогда Шахрияр, – чтобы ты поехал со мной на охоту и ловлю: может быть, твое сердце развеселится». Но Шахземан отказался от этого, и брат поехал на охоту один.

В царском дворце были окна, выходившие в сад, и Шахземан посмотрел и вдруг видит: двери дворца открываются, и оттуда выходят двадцать невольниц и двадцать рабов, а жена его брата идет среди них, выделяясь редкостной красотой и прелестью. Они подошли к фонтану, и сняли одежды, и сели вместе с рабами, и вдруг жена царя крикнула: «О Масуд!» И черный раб подошел к ней и обнял ее, и она его также. Он лег с нею, и другие рабы сделали то же, и они целовались и обнимались, ласкались и забавлялись, пока день не повернул на закат. И когда брат царя увидел это, он сказал себе: «Клянусь Аллахом, моя беда легче, чем это бедствие!» – и его ревность и грусть рассеялись. «Это больше того, что случилось со мною!» – воскликнул он и перестал отказываться от питья и пищи. А потом брат его возвратился с охоты, и они приветствовали друг друга, и царь Шахрияр посмотрел на своего брата, царя Шахземана, и увидел, что прежние краски вернулись к нему и лицо его зарумянилось и что ест он не переводя духа, хотя раньше ел мало. Тогда брат его, старший царь, сказал Шахземану: «О брат мой, я видел тебя с пожелтевшим лицом, а теперь румянец к тебе возвратился. Расскажи же мне, что с тобою». – «Что до перемены моего вида, то о ней я тебе расскажу, но избавь меня от рассказа о том, почему ко мне вернулся румянец», – отвечал Шахземан. И Шахрияр сказал: «Расскажи сначала, отчего ты изменился видом и ослаб, а я послушаю».

«Знай, о брат мой, – заговорил Шахземан, – что, когда ты прислал ко мне везиря с требованием явиться к тебе, я снарядился и уже вышел за город, но потом вспомнил, что во дворце осталась жемчужина, которую я хотел тебе дать. Я возвратился во дворец и нашел мою жену с черным рабом, спавшим в моей постели, и убил их и приехал к тебе, размышляя об этом. Вот причина перемены моего вида и моей слабости; что же до того, как ко мне вернулся румянец, – позволь мне не говорить тебе об этом».

Но, услышав слова своего брата, Шахрияр воскликнул: «Заклинаю тебя Аллахом, расскажи мне, почему возвратился к тебе румянец!» И Шахземан рассказал ему обо всем, что видел. Тогда Шахрияр сказал брату своему Шахземану: «Хочу увидеть это своими глазами!» И Шахземан посоветовал: «Сделай вид, что едешь на охоту и ловлю, а сам спрячься у меня, тогда увидишь это и убедишься воочию».

Царь тотчас же велел кликнуть клич о выезде, и войска с палатками выступили за город, и царь тоже вышел; но потом он сел в палатке и сказал своим слугам: «Пусть не входит ко мне никто!» После этого он изменил обличье и украдкой прошел во дворец, где был его брат, и посидел некоторое время у окошка, которое выходило в сад, – и вдруг невольницы и их госпожа вошли туда вместе с рабами и поступали так, как рассказывал Шахземан, до призыва к послеполуденной молитве. Когда царь Шахрияр увидел это, ум улетел у него из головы, и он сказал своему брату Шахземану: «Вставай, уйдем тотчас же, не нужно нам царской власти, пока не увидим кого-нибудь, с кем случилось то же, что с нами! А иначе – смерть для нас лучше, чем жизнь!»

Они вышли через потайную дверь и странствовали дни и ночи, пока не подошли к дереву, росшему посреди лужайки, где протекал ручей возле соленого моря. Они напились из этого ручья и сели отдыхать. И когда прошел час дневного времени, море вдруг заволновалось, и из него поднялся черный столб, возвысившийся до неба, и направился к их лужайке. Увидев это, оба брата испугались и взобрались на верхушку дерева (а оно было высокое) и стали ждать, что будет дальше. И вдруг видят: перед ними джинн, высокого роста, с большой головой и широкой грудью, а на голове у него сундук. Он вышел на сушу и подошел к дереву, на котором были братья, и, севши под ним, отпер сундук, и вынул из него ларец, и открыл его, и оттуда вышла молодая женщина со стройным станом, сияющая подобно светлому солнцу.

Джинн взглянул на эту женщину и сказал: «О владычица благородных, о ты, кого я похитил в ночь свадьбы, я хочу немного поспать!» – и он положил голову на колени женщины и заснул; она же подняла голову и увидела обоих царей, сидевших на дереве. Тогда она сняла голову джинна со своих колен и положила ее на землю и, вставши под дерево, сказала братьям знаками: «Слезайте, не бойтесь ифрита». И они ответили ей: «Заклинаем тебя Аллахом, избавь нас от этого». Но женщина сказала: «Если не спуститесь, я разбужу ифрита, и он умертвит вас злой смертью». И они испугались и спустились к женщине, а она легла перед ними и сказала: «Вонзите, да покрепче, или я разбужу ифрита». От страха царь Шахрияр сказал своему брату, царю Шахземану: «О брат мой, сделай то, что она велела тебе!» Но Шахземан ответил: «Не сделаю! Сделай ты раньше меня!» И они принялись знаками подзадоривать друг друга, но женщина воскликнула: «Что это? Я вижу, вы перемигиваетесь! Если вы не подойдете и не сделаете этого, я разбужу ифрита!» И из страха перед джинном оба брата исполнили приказание, а когда они кончили, она сказала: «Очнитесь!» – и, вынув из-за пазухи кошель, извлекла оттуда ожерелье из пятисот семидесяти перстней. «Знаете ли вы, что это за перстни?» – спросила она; и братья ответили: «Не знаем!» Тогда женщина сказала: «Владельцы всех этих перстней имели со мной дело на рогах этого ифрита. Дайте же мне и вы тоже по перстню». И братья дали женщине два перстня со своих рук, а она сказала: «Этот ифрит меня похитил в ночь моей свадьбы и положил меня в ларец, а ларец – в сундук. Он навесил на сундук семь блестящих замков и опустил меня на дно ревущего моря, где бьются волны, но не знал он, что если женщина чего-нибудь захочет, то ее не одолеет никто».

Все мы любим сказки. Сказки – не просто развлечение. Во многих сказках зашифрована мудрость человечества, потаенные знания. Есть сказки для детей, есть сказки для взрослых. Иногда одни путают с другими. А иногда о всех известных сказках у нас складывается совершенно неверное представление.
Алладин и его волшебная лампа. Али-баба и сорок разбойников. Из какого сборника эти сказки? Вы уверены? Вы твердо уверены, что речь идет о сборнике сказок «Тысяча и одна ночь»? Однако ни в одном из исходных списков этого сборника нет сказки об Алладине и его волшебной лампе. Появилась она только в современных изданиях «Тысячи и одной ночи». А вот, кто и когда ее туда вставил точно не известно.

Также как и в случае с Алладином приходится констатировать тот же факт: ни в одном подлинном списке знаменитого сборника сказок истории об Али-бабе и сорока разбойниках нет. Появилась же она в первом переводе этих сказок на французский язык. Французский ориенталист Галлан, готовя перевод «Тысячи и одной ночи» включил в него арабскую сказку «Али-баба и сорок разбойников» из другого сборника.
Современный текст сказок «Тысяча и одной ночи», скорее, не арабский, а западный. Если следовать оригиналу, который, кстати, является собранием индийского и персидского (а вовсе не арабского) городского фольклора, то в сборнике должно остаться всего 282 новеллы. Все остальное это поздние наслоения. Ни Синдбада-морехода, ни Али-бабы и сорока разбойников, ни Алладина с волшебной лампой в оригинале нет. Практически все эти сказки были добавлены французским востоковедом и первым переводчиком сборника Антуаном Галланом.


Изначально у этих сказок было несколько иное название - «Рассказы из тысячи ночей». Как мы уже отмечали, формировались они в Индии и Персии: их рассказывали на базарах, в караван-сараях, дворах благородных людей и в народе. Со временем их стали записывать.
Надо сказать, что на Востоке к этой книге издавна относились критически. «Тысяча и одна ночь» долго не считалась высокохудожественным литературным произведением, потому как у ее рассказов не было ярко выраженного научного или морального подтекста.
Интересно, что оригинал сказок «Тысячи и одной ночи» в большей степени насыщен эротикой, нежели волшебством. Если в знакомом нам варианте, султан Шахрияр предавался печали и потому требовал каждую ночь новую женщину (а наутро ее казнил), то в оригинале султан из Самарканда был зол на всех женщин из-за того, что уличил любимую жену в измене (с черным рабом – за ивовой изгородью в саду дворца). Опасаясь еще раз разбить свое сердце он и убивал женщин.

И только красавице Шахерезаде удалось унять в нем жажду мести. Среди рассказанных ею историй было множество таких, которые детям любящим сказки читать нельзя: о лесбиянках, принцах-гомосексуалистах, принцессах-садистках, и красивых девушках, даривших свою любовь животным, поскольку сексуальные табу в этих сказках отсутствовали.



Похожие статьи
 
Категории