Александр розенбаум певец. Дискография и биография розенбаума александра

22.06.2019

Александр Яковлевич Розенбаум, родился 13 сентября 1951 в Ленинграде (СССР), советский и российский aвтор, исполнитель, певец, композитор, поэт, актёр, писатель, Заслуженный артист РФ, Народный артист РФ.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить.

Розенбаум Александр Яковлевич

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Закончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Тот, кто беды не знал, тот счастья ни капельки не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Боли кто не узнал, тот радости искренней не нашёл.

Розенбаум Александр Яковлевич

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“».

Возраст - это состояние души, конфликтующее с телом иногда.

Розенбаум Александр Яковлевич

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Александр Яковлевич Розенбаум - фото

Александр Яковлевич Розенбаум - цитаты

Я ничего не исправляю. Это норма. Норма для сильного человека, которым мне хотелось бы себя считать.

Александр Яковлевич Розенбаум. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.

Его родители Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы. Софья - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь.

В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко.

Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова.

Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.

В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум - Одесские песни

Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Александр Розенбаум - Гоп Стоп

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно...») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»).

Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну...» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).


Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота "Чёрного тюльпана"», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными).

Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).

После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» прозвучала в криминальном сериале «Бригада». В том же году он получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год - первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». Далее музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года.

В 2005 году его знаменитая песня «Заходите к нам на огонек...» звучала в мелодраматическом сериале «Две судьбы».

В 2012 году Розенбаум получил третий «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с Зарой.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с Григорием Лепсом, Михаилом Шуфутинским, Братьями Жемчужными, Иосифом Кобзоном.

Александр Розенбаум - Вальс-бостон

Общественно-политическая позиция Александра Розенбаума

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является "святой задачей"».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Рост Александра Розенбаума: 174 сантиметра.

Личная жизнь Александра Розенбаума:

Дважды был женат.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но первый брак длился всего 9 месяцев.

Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, она врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Поженились в 1975 году. У пары родилась дочь Анна.

Дочь - Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля Тиберио Чаки, спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру. Занимается сетью пивных «Толстый Фраер».

Внуки: Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге; Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005); Дэниэль и Андрей (родились в феврале 2014).

Дискография Александра Розенбаума:

«Домашний концерт» (1981)
«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Посвящение посвящающим» (1983)
«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Концерт в Воркуте» (1984)
«Эпитафия» (1986)
«Мои дворы» (1986)
«Нарисуйте мне дом» (1987)
«Дорога длиною в жизнь» (1987)
«Концерт на ЛОМО» (1987)
«Нью-Йоркский концерт» (1987)
«Казачьи песни» (1988)
«Анафема» (1988)
«Гоп-стоп» (1993)
«Ностальгия» (1994)
«Горячая десятка» (1994)
«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
«Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
«На плантациях любви» (март-май 1996)
«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
«Июльская жара» (ноябрь 1997)
«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
«Настоящий солдат» (апрель 2001)
«Старая гитара» (2001)
«Странная жизнь» (2003)
«Я вижу свет» (июль-август 2005)
«Попутчики» (2007)
«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
«Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
«Метафизика» (2015)

Фильмография Александра Розенбаума:

1985 - Начни сначала - камео
1987 - Два часа с бардами
1991 - Афганский излом - камео
1991 - Побег на край света
1991 - Бессонница
1992 - Чтобы выжить - Джафар (озвучивание - Виктор Проскурин)
2005 - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
2008 - Сайд-степ - Георгий Шахов
2011 - Лучшее лето нашей жизни - камео


В юности Александр профессионально занимался боксом.

После окончания средней школы Розенбаум пошел по стопам родителей и поступил в Первый Ленинградский медицинский институт (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова), который окончил в 1974 году, получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации "Анестезиология-реаниматология".

С 1974 года работал анестезиологом-реаниматологом на первой подстанции скорой помощи в Ленинграде.

Первые песни Александр Розенбаум начал писать в старшей школе. Одними из первых были песни о любви ("Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета"), о войне ("Звездопад", "Дай мне минуту"), а также о родном городе ("Песня о Ленинграде"). Одна из песен, исполненная первокурсником Розенбаумом на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

С 1972 года по 1977 год музыкант играл на гитаре, клавишных и пел в легендарной самодеятельной ленинградской рок-группе "Аргонавты".

В 1980 году Александр Розенбаум оставил медицину и стал выступать на профессиональной сцене. Он играл в рок-группе "Пульс", был музыкальным руководителем ансамбля "Шестеро молодых" Саратовской филармонии, работал в ансамбле "Поющие гитары" Ленконцерта.

14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского в Ленинграде Розенбаум дал свой первый сольный концерт.

Известность певцу принес "одесский цикл" песен, их герой — классический образ одесского бандита, составленный по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен Розенбаума также связан с работой врача.

Творчество Александра Розенбаума характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века ("Романс генерала Чарноты"), цыганским темам ("Песня коня цыганских кровей", "Ах, если было бы можно…") и казачеству ("Казачья", "Кубанская казачья", "На Дону, на Доне"), философской лирике ("Вещая судьба").

Санкт-Петербургу посвящены песни "Прогулке по Невскому", "Придет пора", "Лиговка", "Ночь на Васильевском", "Ночной полет", "Тополиный пух" и др.

Среди наиболее известных песен Розенбаума — "Вальс-бостон", "Бабий Яр", "Налетела грусть", "Вальс на Лебяжьей канавке".

Особое место в его творчестве занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной ("Я часто просыпаюсь в тишине", "Проводи-ка меня, батя, да на войну…") и войной в Афганистане ("Дорога длиною в жизнь", "Караван", "Мы вернемся", "Монолог пилота "черного тюльпана"). Розенбаум неоднократно выступал в расположениях советских воинских частей в Афганистане.

Он выступил с концертом перед российскими военными на авиабазе "Хмеймим" в Сирии.

Всего Александр Розенбаум написал более 800 песен и стихов.

За время сольной карьеры он выпустил свыше 30 альбомов: "Домашний концерт" (1981), "Памяти А. Звездина-Северного" (1982), "Посвящение посвящающим" (1983), "Мои дворы" (1986), "Эпитафия" (1986), "Нарисуйте мне дом" (1987), "Гоп-стоп" (1993), "Розовый жемчуг" (1995), "Июльская жара" (1997), "Настоящий солдат" (2001), "Старая гитара" (2001), "Странная жизнь" (2003), "Попутчики" (2007), "Мечта блатного поэта" (2009), "Рубашка нараспашку" (2010), "Берега чистого братства" (2011), "Метафизика" (2015) и др.

Розенбаум известен и киноработами. Он сыграл роли в фильмах "Побег на край света" (1991) Александра Майорова, "Чтобы выжить" (1992) Всеволода Плоткина, "Не хлебом единым" (2005) Станислава Говорухина, "Сайд-степ" (2008) Марины Мигуновой и др. Его песни звучат в кинофильмах "Друг" (1987) Леонида Квинихидзе, "За все заплачено" (1988) Алексея Салтыкова, "Афганский излом" (1991) Владимира Бортко, а также в сериалах "Ночные ласточки" (2012) Михаила Кабанова, "Другой майор Соколов" (2014) Карена Захарова и др.

Александр Розенбаум выпустил книги и сборники стихов "Затяжной прыжок" (1990), "Время жить и помнить. Время петь" (1991), "Белая птица удачи" (1996), "Бультерьер" (2000), "Подарок на день рождения" (2001), "Я люблю возвращаться в свой город" (2003), "Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется" (2004), "Крылья Пегаса" (2008) и др.

С 2000 года Розенбаум является соведущим церемонии награждения национальной премией "Призвание", которая вручается лучшим врачам России.

Певец был депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва (2004-2007), входил во фракцию "Единая Россия", был заместителем председателя комитета ГД по культуре.

В 2000 году Александру Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.

Александр Розенбаум — народный артист РФ (2001).

Он был награжден орденом Почета "за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность".

Александр Розенбаум женат с 1975 года, его жена Елена Савшинская — врач-рентгенолог. В 1976 году в семье родилась дочь Анна, которая стала профессиональным переводчиком.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

В конце восьмидесятых годов в кинотеатрах Советского Союза был показан фильм "Друг" с Сергеем Шакуровым и Василием Ливановым в главных ролях. В ленте представлена история дружеских отношений клинического алкоголика и его собаки, которая обладает даром человеческой речи. Музыку к этому фильму написал малоизвестный тогда среди широкой общественности Александр Розенбаум.

Среди пяти песен, написанных композитором для этого фильма, была и песня «Вальс-бостон», благодаря которой Александр Яковлевич сразу же приобрёл всенародную популярность. Фильм был впоследствии незаслуженно забыт. Сейчас о нём могут вспомнить только некоторые знатоки отечественного кинематографа. А песня до сих пор не перестаёт быть одной из самых популярных в своём жанре.

Первые шаги

А между тем, творческая биография Александра Розенбаума началась задолго до появления его песен в кино. Музыку он начал писать ещё в конце шестидесятых. Первые его опыты были песнями о любви и о любимом городе - Ленинграде. Затем появились стилизации под городской романс и блатные песни. Эта тематика была навеяна музыканту сборником «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен был посвящен врачебной деятельности, так как трудовая биография Розенбаума начиналась с работы врачом скорой помощи. Еще будучи студентом медицинского института в Ленинграде, куда он поступил в 1968 году, решив пойти по стопам родителей, он участвовал в нескольких самодеятельных эстрадных ансамблях. Уже первокурсником он получил награду киевского конкурса авторов-исполнителей за одну из своих песен. Также Розенбаум писал песни для различных студенческих вечеров. Окончив институт по специальности врач-реаниматолог, Александр поступил в джазовое училище, где изучал курс аранжировки. Этим фактом объясняется довольно изысканная «джазовая» гармония некоторых из его песен, в частности «Вальса-бостона». Параллельно с обучением в училище (на вечернем отделении) он продолжал медицинскую деятельность.

Выбор между медициной и музыкой

Как-то музыкант признался, что в биографии Александра Розенбаума как поэта важнейшую роль сыграла его врачебная практика. Благодаря работе в скорой помощи, постоянному общению с разными людьми, постоянной борьбе за их жизни и наблюдению за людьми, находящимися в тяжёлых жизненных ситуациях, а порою на грани жизни и смерти, Александру Яковлевичу пришлось в совершенстве изучить особенности человеческой натуры, что проявилось позже в его песенных стихах. Некоторые из его ранних песен даже написаны были во время рабочих перерывов.

К началу восьмидесятых годов в биографии Розенбаума настал момент, когда ему пришлось сделать выбор между медициной и творчеством - двумя его жизненными призваниями. Александр Яковлевич отдал предпочтение музыке. Хотя сам он любит повторять, что не бывает бывших врачей.

Начиная с 1980-го года он выступает в составе нескольких профессиональных эстрадных ансамблей. Дебютом в сольной карьере можно считать концерт в Доме культуры Министерства Внутренних Дел в 1983-м году. Примерно в это же время появились первые магнитофонные записи артиста, в числе которых следует отдельно упомянуть совместные альбомы с братьями Жемчужными, которые известны своим сотрудничеством со знаменитым шансонье Аркадием Северным. Позже Розенбаум создал собственный театр-студию.

Личная жизнь Розенбаума

В биографии артиста нельзя пройти мимо такой важной темы как семейная жизнь.

Женился Александр рано. Но его семейный союз с первой супругой просуществовал меньше года. Второй раз Розенбаум женился в 1975 году. Со второй женой он учился в одной группе в медицинском институте. Через год после свадьбы у них родился ребёнок. Девочку назвали Анной.

Сейчас она с мужем живёт в Израиле, где работает переводчиком. У Александра Яковлевича на данный момент четыре внука.

Родители Александра, как уже говорилось ранее, были медиками. Специальность отца - уролог, а матери - акушер-гинеколог. Раннее детство будущего артиста прошло в Восточном Казахстане, где отец служил главврачом городской больницы. Затем семья в полном составе переехала в Ленинград, где Александр учился в школе, занимавшей здание, в котором до революции был В старших классах перешёл в другую школу, где углубленно изучал французский язык. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. По соседству с его бабушкой проживал популярный в те времена гитарист - Александр Минин, который и преподал юному Розенбауму первые уроки игры на семиструнной гитаре.

Важной деталью биографии Розенбаума является то, что в своей профессиональной деятельности он использует шестиструнную гитару, которая настроена как семиструнная, только без пятой струны. Его личная коллекция гитар состоит из более, чем пятнадцати инструментов. В краткой биографии Александра Розенбаума, которая приводится в данной статье, нельзя не упомянуть ещё об одном немаловажном событии, оставившем след в творчестве поэта-песенника. В 1980-е годы он несколько раз побывал в Афганистане, где выступал с концертами для бойцов. Позже несколько песен Розенбаум посвятил Афганской войне.

Одна из «афганских» песен - «В горах Афгани» была написана до того, как автор побывал на передовой. Впоследствии эта композиция была «забракована» самим Александром Яковлевичем за недостоверность представленной в ней информации.

Характеристика творчества

В этой краткой биографии Розенбаума немаловажно упомянуть, что сам автор никогда не составлял из своих песен и стихов никаких тематических циклов. Однако в его творчестве выделяют следующие темы, к которым он обращался наиболее часто: Санкт-Петербург (как любимый город автора), советская история первой половины двадцатого столетия, казачьи и блатные песни, композиции о медицинской службе, войне в Афганистане, а также песни про Великую Отечественную войну. В творческой биографии Розенбаума личная привязанность к теме войны отчётливо прослеживается.

"Метафизика"

Последний на данный момент альбом в творческой биографии Александра Розенбаума носит название «Метафизика».

Любителям авторской песни звучание альбома может показаться слегка неожиданным. Дать однозначное определение стилю нового релиза сложно. Песни, казалось бы, очень похожие по своей мелодике на «классического» Розенбаума, представлены здесь в аранжировках, более характерных для музыки отечественных рок-групп. Из многочисленных рецензий на этот альбом можно узнать, что запись проходила в студии группы «Алиса» при участии музыкантов этого коллектива.

Розенбаум в стиле рок

Жанр рок-музыки не нов для творческой биографии Розенбаума, ведь его исполнительская деятельность начиналась в различных группах, таких как «Аргонавты».

Свою любовь к року Александр Яковлевич периодически выражал то в интервью, говоря, что считает Битлз посланниками Господа, то организуя московский концерт одного из отцов рок-н-ролла, Чака Берри, то посвящая песню «Чак-рок-Берри» всё тому же великому музыканту.

Александр Розенбаум о жанре, в котором выступает

Сам музыкант часто выказывал своё недовольство, когда какой-нибудь журналист называл его бардом, говоря, что не принадлежит ни к какому конкретному музыкальному жанру, а работает в стиле «Розенбаум». На вопрос о музыке, на которой он был воспитан, Александр Яковлевич тоже не даёт однозначного ответа, говоря, что его музыкальные пристрастия всегда имели довольно широкий диапазон - от симфонической музыки до дворовых песен. Безусловно, в этот спектр входил и рок. Просто начало творческой биографии Розенбаума пришлось на расцвет эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей. Не захотев идти в общем строю, Александр Яковлевич избрал для себя путь сольного исполнителя под гитару. Теперь же он говорит о возвращении к своим корням. Сам он объясняет причину этого возвращения тем, что в данный момент ощущается недостаток именно такой музыки на нашей эстраде.

В заключение

Рассмотрев страницы творческой биографии и личной жизни Александра Розенбаума, можно сделать вывод о том, что Александр Яковлевич - человек, полностью реализовавшийся в обеих сферах.

Но и сейчас, находясь в солидном возрасте, он не собирается почивать на лаврах и, то и дело, радует своих многочисленных поклонников новыми экспериментами. Все ли слушатели готовы к этим экспериментам - это уже другой вопрос. Но в любом случае на концертах Розенбаум всегда уделяет внимание как песням, давно знакомым и любимым публикой, так и новому репертуару. Так что поводов для печали нет! И новые поклонники музыканта, и умудрённые сединами давние почитатели его таланта всегда смогут найти для себя что-нибудь интересное в его живых выступлениях. Остаётся только радоваться тому, что талант Александра Яковлевича Розенбаума оказался столь многогранным.



Похожие статьи
 
Категории