Александра стрельченко - биография, фотографии. Любимая певица Леонида Брежнева: У меня отказывают ноги А стрельченко биография

23.06.2019

Песни "Когда б имел златые горы…", "Подари мне платок" и многие другие увековечили имя их исполнительницы Александры Стрельченко в истории отечественной музыки. Проникновенный голос и сила исполнения певицы заставили плакать даже легендарную Лидию Русланову, пришлись по душе руководству из Кремля, а в народе песни в исполнении этой певицы и подавно стали музыкальным сопровождением любых праздничных застолий на долгие годы. Несмотря на то, что репертуар народной песни уже не пользуется такой любовью у современной публики, всё же у певицы были и остаются преданные поклонники, которым хочется как можно больше узнать о личной жизни Александры Стрельченко , тем более что сама она долгое время хранила на эту тему молчание.

Биография Александры Стрельченко началась незадолго до войны, от которой певица пострадала не меньше, а может, даже больше, чем многие жители нашей страны. В этой войне она, ещё будучи маленькой девчонкой, потеряла и мать, и отца. В семье было трое детей, но эта трагедия на некоторое время разделила и их. Старшую сестру Валентину забрала к себе тётка, а младших детей — Александру и Анатолия пришлось определить в детский дом. С раннего детства она мечтала о сцене. Кумиром и ярким примером для певицы стала Лидия Русланова. Несмотря на детские мечты, после окончания школы она выбрала вполне земную профессию педагога дошкольных учреждений и даже успела после окончания Ленинградского пединститута поработать несколько лет в детском саду. Правда, со временем любовь к пению всё же взяла своё и биография Александры Стрельченко повернулась в нужное русло. 50 лет певица отдала сцене. В её биографии присутствует также и педагогическая деятельность — с 2002 года она руководит кафедрой сольного народного пения в столичном университете культуры и искусств.


Два мужа Александры Стрельченко — Владимир Чекалов и Владимир Морозов

Личная жизнь Александры Стрельченко сложилась трагически. Она дважды побывала замужем. В первый раз — за сотрудником КГБ Владимиром Чекаловым. Этот брак, к сожалению, продлился недолго — всего два года. Любовная история завершилась после гибели любимого мужа на задании. Вторым мужем стал барабанщик Владимир Морозов, который взял на себя обязанности директора уже сложившейся звезды. Особых чувств певица к нему не испытывала, а брак держался на обоюдном удобстве. Детей у Александры Стрельченко нет, поскольку от первого супруга, по её собственному признанию, родить она не успела, а от второго — не захотела. Чуть больше 20 лет назад певица со вторым мужем попала в аварию, из-за чего начались большие проблемы с позвоночником и тазобедренным суставом. Именно по этой причине Александра Стрельченко практически нигде не появляется и не даёт интервью. Каждый шаг даётся ей ценой невыносимой боли. Осенью этого года вокруг заслуженной певицы разгорелся скандал. Оказывается, ещё в прошлом году она подписала договор пожизненной ренты с одной из своих учениц. Однако девушка, взявшая на себя обязательства ухаживать за тяжело больной Александрой Стрельченко, обязательства не выполняет. В связи с этим певица хочет расторгнуть подписанный договор. Дело приняло такие масштабы, что дошло даже до студии Андрея Малахова. Сама же исполнительница в результате переживаний оказалась на больничной койке с инсультом.

Aleksandra Strelchenko Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 2.2.1937
В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России. Она и сегодня продолжает напряженную, но вдохновенную жизнь артистки, влюбленную в свое дело. Все ее творчество озарено высоким стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Ныне певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н.Калинина, является членом песенных жюри и мечтает открыть свою творческую мастерскую, где могла бы передать опыт молодым исполнителям.

Родилась 2 февраля 1937 года на станции Чаплино Днепропетровской области. Отец - Стрельченко Илья Евгеньевич (1911-1941). Мать - Стрельченко Полина Павловна (1916-1945).

Исполнителю на современной эстраде тяжко откопать близкое, то единственное, что помимо него никто нет скажет, не увидит, не откроет слушателю новую страницу в избранном жанре. Впрочем, это было непросто всю дорогу. И посреди огромного количества артистов, посвятивших родное творчество русской песне, искусство Александры Стрельченко выделяется особенно. Не только яркой одаренностью, но и вдумчивым, тонким подходом к музыкальному материалу, умением заметить в скромном и незатейливом глубину и поэзию чувств, красоту души народа, создавшего и сохранившего свои неувядающие песни.

"Она сама как русская песня!" - эта мысль, сказанная одним из слушателей позже концерта Александры Стрельченко, стоит многих многостраничных рецензий. Она верно и образно характеризует ощущение, которое получаешь, слушая в ее исполнении старинные и современные русские песни. Образ женщины, созданный ею на сцене, сродни тем песням, которые она поет. Скромная и гордая, добрая и сильная, нежная и любящая - таковой представляется она.

Любовь к песне Александра Стрельченко впитала с молоком матери. В семье распевали все: папа, мамаша, сестры. Очень любили внимать пластинки. Первое яркое и незабываемое ощущение от русской народной песни связано с именем Лидии Андреевны Руслановой. Замечательная артистка увлекла ослепительной красотой и правдой, покорила душевной щедростью. Поэтому греза сделаться певицей с детства захватила маленькую Сашу. Но судьбина распорядилась по иному...

В начальный же год войны на фронте погиб папа, в 1945 году, не выдержав тяжести нечеловеческих испытаний, умерла маменька. Остались голодное сиротство троих маленьких (рядом ещё сестра и брат), затем - ребяческий жилище, уже затем войны, учебное заведение... Трогательно чистым голосом девчонка впервой публично исполняла свои первые, запомнившиеся от начала до конца, популярные советские песни "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова (вирши М. Исаковского) и "Орленок" В. Белого (вирши Я. Шведова). Теперь Александра Ильинична вспоминает, что только песня была в нелегкие годы ее другом, ее настоящей опорой. Маленькая, худенькая, курносая, в веснушках, - кто ее заметит? А как споет, ещё попросят, и не только чуткость обратят, накормят, но ласковое словечко скажут, в чем больше всего, может быть, нуждается джентльмен...

После окончания школы немного месяцев Александра работала нянечкой в детском саду, а позже решила поступать в Ленинградский педагогический институт - была уверена, что сможет сделаться хорошим воспитателем, возвращать людям то, чего сама была лишена. Поступила на заочное отделение, но дипломированной воспитательницы из нее так и не получилось.

Зимой 1958 года она приехала в Ленинград сдавать сессию. В это время там гастролировал Воронежский всенародный хоровой коллектив. Концерт в такой степени разбередил душу и всколыхнул, казалось бы, забытую мечту сделаться певицей, что Александра не выдержала, пошла за кулисы и сказала: "Возьмите меня к себе, хочу напевать!" В антракте ее прослушали руководители, без малого весь хоровой коллектив, и заключение было - схватить. "Приезжай в Воронеж", - сказали. Поехала без малейших колебаний и, с молниеносной, на изумление хормейстера В. Ефимова, быстротою выучив все партии во всех песнях, сквозь месяц впервой вышла на сцену как равноправная участница профессионального хора. Казалось, злободневный дорога определился. Однако суждены были ещё испытания, и шибко серьезные.

Чрезмерное увлечение пением в хоре, неопытность, неумение хранить себя при напряженной и нередко крикливой хоровой манере привели к эдакий перегрузке голосовых связок, что только начавшая свой тракт певица вынуждена была распроститься с пением и, казалось, насовсем. Но время стало не только лекарем физического недуга, но и дало вероятность осмыслить в своих ошибках, а охота распевать было настолько велико, что Александра, заново проработав некоторое время в детском саду, вернулась к продолжению скромно начатого артистического пути.

Липецкая филармония, где создавалась в тот миг молодежная группа, стала не только местом трехлетней сольной работы (1959-1962), но и дала вероятность для больше серьезных занятий и профессионального становления. От Липецкой филармонии Александра Стрельченко в первый раз уехала в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства для годичной стажировки и подготовки концертных программ. Вокальным классом возглавляла тогда Народная артистка РСФСР Ирма Петровна Яунзем, тоненький исполнитель народных песен и удивительной души джентльмен, по-матерински относившаяся к молодым, рьяно защищавшая их интересы. Может быть, не только или не столь вокальному делу учила она своих питомцев, сколь старалась привить им музыкальную, художественную, человеческую культуру, расширить их кругозор, привить привкус к искусству вообще.

Стрельченко сумела соорудить необходимые усилия для того, чтобы забрать предлагаемое. Это позволило ей остаться в Москве и, выдержав конкурс в Москонцерт, инициировать тяжелый тракт его солистки - исполнительницы русских песен. На этом пути исподволь оказывалось все меньше поражений, все больше успехов. Помогало упрямое возделение напевать, укрепляющееся разумение необходимости ежедневного кропотливого труда, тяготение уразуметь себя, нарыть единственно верное ориентация. Правильность выбранной дороги доказала виктория на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1968 году. За воплощение в жизнь русских народных песен (большинство их пелось без сопровождения, а это, как известно, труднейший наружность музицирования и настоящее испытание) Александра Стрельченко завоевала золотую медаль и первую премию.

Одна за иной рождались новые программы - народных песен, новых песен советских композиторов, воскрешались к жизни старинные, забытые, но прекрасные песни, становившиеся настоящим откровением в ее исполнении. Пришел стабильный, заслуженный фарт, далее почетное звание Заслуженной артистки РСФСР (1972), а главное - складывался свой круг слушателей, заполнявших залы Москвы, других городов страны. И на фоне этого уже определившегося успеха нужно было показать мужество и иметь в распоряжении страстное стремление совершенствоваться, чтобы сдать экзамены и обучаться в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1976-1980).

Однако не диплома только искала Александра Стрельченко, она стремилась в мир Большой музыки, внутри которого хотела обусловить, почувствовать положение своего музыкального круга, их взаимосвязь, их единство. Именно эти старания подняли певицу на ещё одну ступень музыканта и привели ее в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под руководством В.Федосеева. Народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева и Заслуженного деятеля искусств России Ольгу Ивановну Доброхотову Александра Ильинична считает своими первыми учителями и наставниками, открывшими ей диковинный мир классической музыки. Она увлеклась Вагнером, позже пришло и чувство Дебюсси, по-иному стали слышаться для нее Мусоргский и Бородин, концерты в Большом зале консерватории стали необходимой частью жизни, и не оттого, что на сцене в тот самый закат дня были добрые друзья - альтист, скрипачка, певец или дирижер, - ее суть человеческая обрела естественную способность существовать в огромном музыкальном мире, раздвинув границы прежних своих профессиональных владений. Да и постоянные занятия на вокальной кафедре (всенародный факультет) с Е.К. Гедевановой и Л.Л. Базилевичем ещё до окончания института не замедлили сказаться в ее напряженной концертной деятельности. Вспоминая эти относительно недавние годы, А.И. Стрельченко говорит, что хотя было весьма тяжко, она была счастлива множеством пришедших к ней художественных открытий.

Так складывается ее артистический вид, формируется привкус. Она все больше увлеченно работает, год от года интереснее ее творческий розыск и сильнее муки критического отношения к самой себе. Все свои знания, художественные ощущения, постижение традиций русской художественной жизни и традиций высокого народного искусства, все, что получает певица от жизни, людей, страны, все стремится она воротить в своем творчестве, понимая это не как обязанность, а как необходимую духовную надобность.

Разнообразные программы певицы вводят слушателей в мир особенный и в то же время узнаваемый, вроде бы позже долгих странствий возвращается под отчий кров джентльмен и вдыхая родные полузабытые запахи, ещё раз входит в страну бабушкиных сказок, колыбельных, чистоты и прозрачности родниковой воды детства. Такие ассоциации вызывают песни, которые отбирает в свой репертуар певица. Звучат в ее исполнении и подлинно фольклорные, и народные песни, и сочинения современных композиторов. Но только такие, в основе которых интонация, присущая народной мелодике. Потому что основная задача творчества А. Стрельченко - влюбленность к Родине, к ее лесам и необозримым просторам, к людям, чей работа создает славу дорогой сердцу земли, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Именно оттого визитной карточкой Александры Стрельченко стала песня "Я люблю свою землю" Е. Птичкина на вирши В. Харитонова. Так же названа и одна из программ певицы. Высокое гражданское ощущение, выраженное лирическими средствами, рядом мироощущению исполнительницы. "Земля - моя веселье, любимая песня моя" - признается она в искреннем чувстве к родному краю, но делает это не напоказ, а скромно и целомудренно, с необычайным достоинством. Певице чужда чрезмерность, крикливость и как бы самоподача красивого, сильного голоса. Напротив, в самых кульминационных моментах она будто приглушает полет и звучность пения. А это создает драматический результат, укрупняет музыкальную мысля песни.

Пристально и вдумчиво отбирает А. Стрельченко свой репертуар. Полюбив песню, долговременно с ней не расстается, делает ее популярной. Но и певицу узнают по первым тактам музыкального вступления - это песни Стрельченко. Скольким из них дала она путевку в существование! А после этого нее уже тяжело другому исполнителю обратиться к тому же музыкальному материалу, не повторив находок певицы. Все выбирает она из сочинения, находит такие краски и оттенки, что порой и создателям песен открывает в них новизну и многозначность.

Талант певицы питается соками близкий земли. Оттого так сильна в ней память и дань благодарности к тем одаренным исполнительницам прошлого, которые развивали русскую песню. В записях и концертах Александры Стрельченко звучат песни Надежды Плевицкой (в частности, "Куры рябые", "Раскинулось море широко", "Молчи ямщик"), Лидии Руслановой ("Ой, комарики", "Саратовские страдания", "По муромской дорожке" и др.), певца-гусляра Николая Северского ("Ах, влюбленность, как ты зла", "Про старину"), Ольги Ковалевой ("Дедушка", "На горе-то калина", "На окошке два цветочка", страдания - "Помню, что было", "Дударь мой", "Ой, цвети, кудрявая рябина", "У меня есть друг тайный", "Волга-реченька глубока" и др.).

Исполнительское искусство Ольги Васильевны Ковалевой стало артистке в особенности близким. При всей несхожести творческих индивидуальностей многое их роднит, и в свое время всего бережное, целомудренное касательство к русскому музыкальному фольклору, одинаковое разумение современности в жизни старинной и новой песни, не допускающей ни малейшей переделки и искажения мелодии, ритма, характера, особая симпатия к песням, славящим Родину, и песням, раскрывающим зажиточность духовного мира русской женщины.

Характерной особенностью выступлений Александры Стрельченко является и то, что она не только собирает и исполняет народные песни, но и красочно комментирует их в концертах. Например, претворение в жизнь составленных ею небольших сюит из песен курских, вятских, исторических, обрядовых (особым успехом пользуется сюита из свадебных песен - от плача невесты до завершающих, застольных песен вслед за тем венчания) она предваряет рассказом о традициях, преемственности, о необходимости бережно беречь эти музыкальные памятники отечественной культуры.

Исполнительская привычка Стрельченко позволила ей соприкоснуться с новым для нее везде музыки - городской песней, старинным романсом. Безыскусственность, простота исполнения сделали эти первые шаги заметными, успешными. Совместно с секстетом солистов оркестра Большого театра она записала романсы: "В минуту жизни трудную" П.Булахова (вирши М.Лермонтова), "Я тебе ничего не скажу" Т. Толстой (вирши А. Фета), "Звезды на небе" В.Борисова (вирши Е. Дитерихса), "Что это сердце..." Я. Пригожего, древний цыганский романс "В одни глаза я влюблена" А. Вилинского (вирши Т. Щепкиной-Куперник, из репертуара В.Паниной) и др.

Эти романсы А. Стрельченко поет несложно, как бы напевая, хотя в этом и кроется наибольшая тяжесть. Пользуясь альтовым тембром, чисто бы немного мальчиковым, она придает этим произведениям большую простоту и юношескую чистоту чувства. Низкие, звучащие у некоторых певиц в грудном регистре ноты, в особенности в романсах Борисова и Толстой, провоцируют псевдострастный нрав исполнения, искусственность эмоционального строя. Наверное, оттого ровность и легкость звучания у А. Стрельченко сделала эти романсы благороднее.

В пору творческой молодости она исполняла и песни современных композиторов: "Зачем мы ссорились" В. Левашова (вирши Н. Палькина), песни Г.Пономаренко "Моторочка, моторка" (вирши В.Бокова), "А где мне забрать такую песню?" и "Подари мне платок" (вирши М.Агашиной), "Как летела бела утка" (вирши Г.Георгиева), "Тополя", "Растет в Волгограде березка", "Что было, то было", "Отговорила роща золотая" и др. Эту линию авторской песни она продолжает и в настоящее время, сотрудничая с композиторами Виктором Темновым, Александром Морозовым и др.

Насыщенная духовная бытие певицы, ее неподдельный заинтересованность к жанру русской песни, ее охота постичь все зажиточность, накопленное не только национальной, но и важный культурой, делает ее творчество интернациональным. Оно ясно и оттого приподнято оценивается на разных континентах, в разных уголках нашей планеты. Во Франции, Японии, Дании, Швеции, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, в Лаосе и на Цейлоне, в Таиланде и Сингапуре выступления Александры Стрельченко пользовались неизменным успехом.

В 1984 году А.И. Стрельченко была удостоена звания Народной артистки России. Она и в эти дни продолжает напряженную, но вдохновенную существование артистки, влюбленную в родное занятие. Все ее творчество озарено высоким стремлением - чтобы слушатели полюбили русскую песню так, как любит ее она сама. Ныне певица продолжает плодотворное сотрудничество с Оркестром народных инструментов России имени Н. Осипова под управлением Н.Калинина, является членом песенных жюри и мечтает раскрыть свою творческую мастерскую, где могла бы передать навык молодым исполнителям.

В свободное время Александра Ильинична увлекается многим: она любит природу, животных, цветы; отдает предпочтение классической русской литературе, музыке, балету, народным мелодиям, джазу. Ее любимые артисты - О. Табаков и Н. Мордюкова, И. Архипова и А. Ведерников.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Александра Яковлева Aleksandra Yakovleva-Aasmyae

Александра Яковлева - популярная советская и российская актриса. Родилась 2 июля 1957 года. Настоящая фамилия - Иванес, по третьему мужу -..

Александра Куликова Aleksandra Kulikova

Александра Куликова - российская актриса, родилась 25 мая 1974 года.Дебютировала в кино в 2002 году в фильме под названием "Апрель". На сегодняшний..

Александра Черон Aleksandra Cheron

Александра Черон - актриса, родилась 16 января 1983 года.Александра Черон известна по ролям в таких фильмах как: "Мама, я хочу петь" 2011 год,..

Алексей Ананченко Aleksey Ananchenko

Специалист в области реконструкции и застройки исторического центра Санкт-Петербурга.

Всю страну шокировала новость о том, что Стрельченко госпитализирована с инсультом. Причина резкого ухудшения состояния здоровья певицы – конфликт, который возник вокруг ее квартиры в центре Москвы. Дело в том, что у Александры Ильиничной сильно испортились отношения с ее ученицей Мариной Георгиновой, с которой у народной артистки в 2014 был заключен пожизненный договор ренты. Девушка получила квартиру за 12 миллионов рублей, взамен пообещав уход за пожилой звездой советской эстрады. Однако, по словам Стрельченко, девушка не выполняла своих обязанностей, грубила ей. Теперь Александра Ильинична не может попасть в собственную квартиру, к тому же она больше не хочет иметь ничего общего со своей ученицей и просит о помощи расторгнуть договор ренты.

Марина Георгинова пришла в студию программы «Пусть говорят», чтобы озвучить свою точку зрения на этот конфликт. Разобраться в произошедшем явились и родственники Александры Ильиничной, никто из которых, к слову, почему-то не взял на себя ответственность ухаживать за певицей. Редакторам программы удалось взять интервью у Александры Ильиничной буквально за два дня до того, как у нее произошел инсульт. Пожилая женщина уже не могла вставать с кровати и говорила с трудом. Однако ей удалось рассказать, как же получилось, что она отдала свою квартиру ученице.

// Фото: Фрагмент программы «Пусть говорят»

«У меня заболели ноги, я не могла ходить. У меня было безвыходное положение, мне нужно было помогать. Марина приезжала на учебу в Москву. И уговаривала подписать договор, очень уговаривала. Она все быстро провернула, и я подписала договор. Мне сказали, что если мне не понравится, я имею право растроргунть договор, - сказала Стрельченко. - Я подписала договор по своей воле, никто меня не заставлял. Все мои родственники пожилые. Сестра пожилая уже. Ей тяжело было бы. Ей 80 лет».

Подруга Александры Ильиничны Наталья Родецкая сказала, что за ней ухаживала племянница Наталья. Однако появившаяся в студии Марина Георгинова опровергла это мнение. «Я заключила договор с человеком, которого очень люблю, ценю и уважаю», - начала свой рассказ ученица певицы. Затем она уточнила, почему именно ей, а не Наталье пришлось ухаживать за пожилой артисткой. «Племянница мне сказала: «Я далеко живу», а живет она в Кузьминках в Москве», - заявила девушка. Также по словам Марины, когда у ее преподавательницы ухудшилось самочувствие и встал вопрос об уходе, племянница певицы Наталья выдвинула ей условие, что будет помогать пожилой женщине, если та согласится выплачивать ей ежемесячно 50 тысяч рублей и отпишет на нее свою недвижимость. Поэтому-то якобы Георгинова и приехала помогать Стрельченко сама.

// Фото: Фрагмент программы «Пусть говорят»

Родственники Стрельченко не сразу узнали о том, что она подписала договор пожизненной ренты и передала свою квартиру Георгиновой. По мнению Марины, именно с этого момента они стали настраивать Александру Ильиничну против нее. Племянница певицы Наталья, придя в студию, расплакалась от досады и уверила публику в том, что она помогала своей тете по мере возможностей. Наталья сказала, что у нее не было цели шантажировать артистку, и вообще у нее есть своя недвижимость.

Участники дискуссии напомнили Георгиновой о том моменте интервью Стрельченко, когда она сказала, что после подписания договора пожизненной ренты Марина перестала за ней ухаживать. В ответ на это девушка предоставила письменные доказательства того, что Александра Ильинична получала в полной мере все лекартва еду и нужные процедуры. Стало понятно, что ученица собирается и дальше бороться за право владеть квартирой своего педагога даже несмотря на то, что Александра Ильинична изъявила желание растрогнуть договор, который она ранее заключила.

// Фото: Фрагмент программы «Пусть говорят»

Она была любимой певицей Хрущева и Брежнева. Ее величали королевой народной песни, хиты «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Кудрявая рябина» звучали на каждом застолье. Голос этой певицы украсил фильмы «Война и мир», «Калина красная». Сейчас Александра Стрельченко не выходит из дома, народная артистка России осталась один на один с тяжелым недугом. Она уже много лет не дает интервью, и двери ее дома закрыты для всех: «Хочу, чтобы меня запомнили красивой».

Но сегодня знаменитая народница впервые поведала всю правду о высоких покровителях из Кремля, главных конкурентках (Зыкиной и Воронец), страшной аварии, которая сделала ее немощной, и показала уникальный фотоархив.

К интервью готовилась два месяца

Старая многоэтажка в центре Москвы, просторная квартира. В роскошной гостиной нас встретила сама королева русской песни. 77-летняя женщина стоит, корчась от боли и крепко держась за палку. Александре Стрельченко каждый шаг стоит огромных усилий. К этому интервью она готовилась два месяца: и морально, и физически.

– Тема личной жизни для меня всегда была закрыта.

Но только не сегодня. К нашей встрече Александра Ильинична подготовила коробки с фотографиями. Звезда бережно хранит память о былой славе. За чашкой чая ее увлек мир ностальгии.

– Вот посмотрите: это я с режиссером Борисом Бруновым на фестивале в Вене, а это с актером Толей Елизаровым, а вот поклонник Паша, а вот я с моими любимыми студентами. Ой, а это совсем молодая – юбочка такая короткая, ужас... Ну я раньше была очень даже ничего.

Александра Стрельченко /

В гостиной народной артистки России стоит рояль, на котором она раньше любила играть, на стене висит огромный портрет. Своей красотой певица сразила наповал легендарного художника Шилова. Маэстро принялся выводить черты ее лица на холсте. Свое произведение он отдал музе, о том знакомстве Стрельченко вспоминает с улыбкой. Детские фотографии заставляют взгрустнуть. Великая Отечественная война забрала двух самых родных людей. В первый год войны на фронте погиб отец. В 1945 году, не выдержав мук, остановилось сердце матери. Остались сиротами трое маленьких детей: Валя, Саша и Толик. Старшенькую Валю забрала к себе тетка, мол, в хозяйстве сгодится, а для малышей места не нашлось. Так Александра Стрельченко восьмилетней девочкой попала в детдом.

Выгнали из хора за профнепригодность

После окончания школы поступила на заочный в Ленинградский пединститут им. Герцена на факультет дошкольной педагогики. Устроилась воспитателем в детский сад. Уже тогда Саша понимала, что ей нужно совсем не это, она хотела солировать на большой сцене. Пришла на концерт Воронежского народного хора и так была поражена их выступлением, что стала умолять: «Возьмите меня к себе». Прослушали и приняли. Счастье Стрельченко продлилось всего несколько лет.

Александра Ильинична впала в депрессию. Ведь она, детдомовская девчонка, спала и видела себя певицей и вот, едва оказавшись на сцене, осталась не у дел. Спустя два года снова решает уйти из детсада. На этот раз ее взяли в гастрольную группу Липецкой филармонии.

– Мы ездили с концертами по разным городам, порой спали на мешках в местных дворцах культуры. Но я так любила свою профессию, что мне эти неудобства даже нравились.

Лидия Русланова заплакала

В 1961 году в провинциальную филармонию пришло известие о том, что в Москве открывается Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Юные таланты со всех уголков СССР приглашались для прослушивания. Александра Стрельченко решила во что бы то ни стало поступить!

– Приехала покорять столичных педагогов. Равнялась на Лидию Русланову и пела все песни из ее репертуара.

Стрельченко понравилась московским знатокам эстрадного искусства, и ее взяли на курс к известной камерной певице Ирме Яунзем. Педагоги, видя дикое увлечение творчеством Руслановой, решили показать юное дарование самой Лидии Андреевне. Самая известная советская певица приняла студентку Стрельченко у себя в московской квартире. С момента их первой встречи, в 1962 году, прошло 52 года, а Александра Ильинична все помнит, точно это было вчера.

– У меня все тряслось, когда я ее увидела. Лидия Андреевна была такая важная, статная, ну прям как с обложки... Она попросила меня что-нибудь спеть, ее песни исполнять постеснялась и затянула народное, уже не помню что. У Руслановой дома было очень много хрусталя, и, когда я запела, он зазвенел, а певица заплакала... Она подошла ко мне и сказала: «Будешь петь! Только тебе надо репертуар подобрать». Выскочила из квартиры Руслановой, окрыленная полученным благословением от моего кумира, на которого всю жизнь равнялась.

Позже они встретятся уже как две певицы на большой сцене, Лидия Андреевна узнает ее, улыбнется и уйдет...

Зыкина отбирала песни

Александра Стрельченко дебютировала на сцене в середине 60-х. Она исполнила «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Летела бела утка», «Едет, едет Новый год». Эти песни мгновенно стали всенародно любимыми, без них не обходилось ни одно застолье.

Однако в то время в СССР уже были две главные народницы.

Ольга Воронец, которая покорила весь мир «Калинкой» и композициями «Зачем вы, девочки, красивых любите», «А где мне взять такую песню». И Людмила Зыкина, которая впервые попала на большую сцену задолго до Стрельченко и Воронец – в 1947 году на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. Ну а песни Зыкиной – «Течет река Волга», «А любовь все живет» – знали во всем СССР. И Зыкина, и Воронец вовсе не хотели третью конкурентку.

– Бывало такое, что меня пригласят на радиостанцию «Юность», я запишу там песню, ее первое время крутят, но если она приглянется Зыкиной, мою запись удаляли и песня звучала исключительно в ее исполнении. У Люды был большой пиетет к власти, она была лично знакома со Сталиным, входила во все кабинеты Кремля. Если она приезжала в любой регион на гастроли, ее встречали с почестями первые лица на «Волге», накрывали столы... А я никогда не гналась за расположением начальства, не выпивала с ними, берегла свою энергию для зрителей. Ни с Зыкиной, ни с Воронец мы никогда не дружили, но часто встречались на концертах. Однажды я спела на юбилейном вечере «Калинку», мне тут же позвонила Оля и попросила больше никогда не петь эту песню. Я пошла навстречу.

Если бы родила, пришлось бы уйти со сцены

Однако авторитет Стрельченко в верхах СССР был ничуть не меньше, чем у ее конкуренток. Первым мужем Александры Ильиничны был ни много ни мало генерал-майор, начальник 9-го управления Кремля (КГБ) Владимир Чекалов.

– Первая жена Володи погибла, остались трое детей. Я любила его сильно, хоть мы и разные были, к примеру, он совершенно не любил народные песни. Прожили счастливо два года. Володя погиб на службе, точных причин не знаю – все скрывалось. Долго горевала, ушла с головой в работу – это и спасло.

Второй раз Стрельченко вышла замуж, уже будучи всесоюзной звездой. Брак с барабанщиком Владимиром Морозовым, с которым однажды свела судьба на гастролях, был скорее по расчету...

– Ну, какие-то чувства вначале были, потом жили только из-за того, что так было удобно. Он стал моим директором, вел все гастрольные дела. Скажу так: брак был партнерским.

Заветное «мама» Стрельченко так никогда и не услышала. Эта тема для нее очень болезненна.

– От первого мужа не могла иметь детей, а от второго – не хотелось, человек несерьезный был. Да и потом, я всю жизнь посвятила творчеству. Если бы родила, пришлось бы уходить со сцены. Помогать некому, родителей у меня нет. Теперь я понимаю: карьера – не главное, вот были бы дети, не так бы одиночество чувствовалось... Ну что сейчас себя травить? Уже поздно.

– Но ведь говорят: все, что Бог ни делает, к лучшему.

– Мне очень хочется так думать...

Каждый шаг – адская боль

– Чувствую себя неважно. Давление скачет, но это еще ничего: сама справляюсь. Таблетку выпью, и ладно. Другое волнует: я почти не хожу, каждый шаг – адская боль. У меня сильное искривление позвоночника, и последнее время стал болеть тазобедренный сустав.

Во-первых, я 50 лет стояла на сцене, а это нагрузка на спину какая... Во-вторых, со вторым мужем Володей лет 20 назад попали в аварию. Ехали на машине на дачу, я на ходу пристегивалась, он отвлекся на меня и врезался в столб. От сильного удара потеряла сознание. Вот теперь последствия на спине сказываются. Ко мне приходит врач из поликлиники, назначает лекарства, а я их пить не могу, желудок потом болит, ничего не ем. Вот решила, раз официальная медицина не помогает, пойду к Дикулю, говорят, он с помощью специальных физических упражнений лечит. Я все равно не теряю надежду, может, еще смогу вернуться на сцену!

Справка

Стрельченко Александра Ильинична родилась 2 февраля 1937 года в Днепропетровской области. Отец погиб на фронте, мать умерла в конце войны. Воспитывалась в детском доме. После окончания средней школы поступила в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на факультет дошкольной педагогики (заочно), работала воспитателем в детском саду.

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии. С 1963-го проходила годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства в Москве, где занималась в классе Ирмы Петровны Яунзем.

С 1976 по 1980 год училась в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С 1964 года являлась солисткой Москонцерта и художественным руководителем мастерской народного творчества в концертном объединении «Эстрада».

В 1968 году получила золотую медаль и первую премию на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В 1984 году стала народной артисткой РСФСР.

С 2002 года – профессор Московского государственного университета культуры и искусств, возглавляет кафедру сольного народного пения.

Призы и награды

В 2010 году была награждена орденом Почета.

Фото: Николай Симаков/ИТАР-ТАСС, личный архив Александры Стрельченко, Денис Зинченко



Похожие статьи
 
Категории