Анализ кавказский пленник толстой 5. Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н

29.06.2020

Произведение «Кавказский пленник» Пушкина было написано в 1821 году. Для его создания поэту потребовалось около двух лет. Поэма имеет романтическую наклонность, она оказалась второй по счету, написанной знаменитым по всему миру автором. Чтобы лучше понять основную идею произведения, проведем краткий анализ поэмы "Кавказский пленник".

Анализ жанра "Кавказский пленник"

При помощи великих стихов Пушкин попытался изобразить настоящего романтика - да, герой должен был быть похожим на самого автора. Поэт пытался показать, что наслаждения в жизни не самое важное, главное позаботиться о душе и не дать ей преждевременно состариться.

Также Пушкин стремился в стихах нарисовать прекрасную природу Кавказа, быт и повседневную жизнь черкесов, и ему это отлично удалось. В произведении "Кавказский пленник", анализ которого мы проводим, постоянно воспевается великолепная природа и подчеркивается существующая обыденность.

Образ главного героя дался Пушкину непросто. Он стремился описать сильно уставшего человека, который был равнодушен ко всем плотским радостям и который безуспешно потерял любовь. Пленник испытывает огромную жажду к свободе, страдает от неразделенного чувства и несправедливого обвинения. Автор стремился включить в образ главного героя противоречивые качества, показать всю сложность и многогранность его натуры.

Прекрасная дама в произведении Пушкина "Кавказский пленник" завораживает своей красотой и неприступностью. Сначала она жалеет несчастного, а затем у нее появляются более глубокие чувства, она уже готова сделать для пленника все, даже помочь бежать. Ну а когда девушка узнает, что ей никогда не ощутить ответных чувств своего избранника, гордость берет свое и она уходит. Однако перед этим красавица помогает устроить побег герою и ищет смерти, чтобы не стоять на дороге мужчины, пренебрегшего ее чувствами. Анализ поэмы "Кавказский пленник" это подтверждает.

Оба представляют собственное счастье по-разному. Пленник уже давно был несчастлив и невыразимо страдал, поэтому и отправился на Кавказ. А черкешенка считает смыслом жизни именно любовь, она не в состоянии жить без чувств.

Главный герой "Кавказский пленник" произведения Пушкина

Сам Пушкин попытался встать на место главного героя, ведь ему пришлось столкнуться с несправедливыми обвинениями, изгнанием и клеветой. Начало произведения показывает читателям происходящее со стороны лирического персонажа. Также немаловажно и стоит принять во внимание, особенно, если вы проводите анализ поэмы "Кавказский пленник", как ярко описывается красота природы, представляется повседневная жизнь, и весьма интересны рассуждения автора о разных характерах героев.

Первая часть произведения "Кавказский пленник" описывает взятие в плен русского, его существование в незнакомой обстановке и общение с черкешенкой. Во второй части позиционируется объяснение влюбленной девушки и несчастного пленника. Прекрасная дама не находит ответных чувств, помогает совершить побег и отправляется топиться в реку, чтобы больше не ощущать безответной любви.

Неразделенная любовь показывает всю романтичность героев, свободу и своеволие. Черкешенке предстоит по настоянию семейства отправиться в незнакомый аул и стать женой ненавистного человека. Черкесы не в состоянии спокойно спать по ночам, со страхом ожидая нападения русского народа. В этой истории никто не свободен.

Другие детали анализа поэмы "Кавказский пленник" Пушкина

Автор позиционировал образ пленника как слабого человека, но всегда считал свою поэму достойной. В произведении постоянно встречаются романтические фразы, которые притягивают взгляд и заставляют представлять себе быт и жизнь горцев, красоту природы и пейзажей, проникать в самую сущность героев, понимать их внутреннее состояние. Также можно встретить множество эпических сравнений, связанных с природой, состоянием души героев и описанием их внешности, что делает произведение необыкновенно притягательным.

В этой статье был представлен лишь краткий анализ поэмы "Кавказский пленник", рекомендуем вам к прочтению полную версию данного произведения. Также вас может заинтересовать

«Кавказский пленник» — рассказ, повествующий о храбром офицере, который не потерял надежды выжить, когда был взят в плен татарами.

В середине XIX в. на Кавказе шла тяжелая и кровопролитная война, Л.Н. Толстой в те времена служил там, поэтому видел все своими глазами.

Жанр произведения определен самим писателем - быль, он указывает на реальность описываемых событий. Завязка. Житии едет к матери. Кульминационные моменты:

1. Жилин и Костылин попадают в плен.
2. Неудачный побег.
3. Второй побег Жилина.

Развязка - счастливое освобождение Жилина, он оказывается в казацком отряде. Едва живой Костылин, откупившись, попадает в свой лагерь.

Рассказ полно и подробно описывает быт горцев, их обычаи. Повествование поражает динамичностью: все вокруг движется, дышит, живет, все реально, но одновременно мы находимся как будто в сказке. Но главное — яркое описание характеров и поступков людей, которые умеют достойно переносить трудности, бороться за свободу, не теряя собственного достоинства.

Рассказ построен на сопоставлении двух героев. Кстати, их фамилии значимы. Жилин - от слова «жила», народного названия кровеносных сосудов и сухожилий. Это человек крепкий, волевой, спокойный, смелый, способный выдержать многое. Костылин - от слова «костыль», деревянного орудия, помогающего двигаться хромым. Это слабохарактерный человек, легко поддающийся унынию, его необходимо поддерживать, направлять. С самого начала герои ведут себя по-разному. Им обоим не хочется двигаться с еле ползущим обозом. Однако Жилин задумывается о том, стоит ли рисковать своей жизнью, добираясь по опасным местам самостоятельно. Этот герой всегда сначала думает, принимает решение, а потом действует. Мысли Костылина здесь (и далее) намеренно скрыты от нас автором. Он не обдумывает свои поступки заранее. Он предлагает Жилину ехать вдвоем, не задумываясь о последствиях, и молчаливо соглашается с предложением Жилина с случае опасности не разъезжаться. При встрече с татарами Костылин мгновенно забывает свое обещание и, видя, что Жилин почти в плену, бессовестно удирает.

Когда оба оказываются у татар, Костылин сразу же соглашается написать письмо домой, чтобы его выкупили за пять тысяч рублей. Жилин знает, что его мать не сможет выслать для выкупа такую сумму, поэтому он сначала торгуется с пленившими его, а после указывает на конверте неправильный адрес. Жилин говорит, что больше пятисот рублей за него дать не смогут. Он просто хочет выиграть время, чтобы суметь выбраться из плена самому.

Жилин вызывает уважение даже у своих врагов. Его «хозяин» Абдул-Мурат называет его джигитом, местные жители ценят его как мастера, способного починить любую вещь. Жилин подружился с Диной, дочерью Абдул-Мурата, делает для нее игрушки.

Костылин в плену просто ждет помощи из дома, а Жилин рассчитывает только на себя. Он готовит побег: осматривает местность, чтобы знать, куда двигаться при побеге, прикармливает хозяйскую собаку, чтобы приручить ее, копает лаз из сарая. Стремясь убежать из плена, он не забывает и Костылина, берет его с собой. Жилин не помнит зла (ведь Костылин однажды его предал). После неудачного побега Жилин все равно не сдается, а Костылин совсем падает духом. Благодаря счастливому стечению обстоятельств (помощи Дины, отсутствию татар), собственной настойчивости, храбрости и смекалке Жилину удается выбраться из плена.

Жилин

Жилин - главный герой рассказа (повести) «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи. Он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для смастерить, и починить сломанные предметы. Вел он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом».

На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену - . Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется. Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин все ждет, когда же придет выкуп. За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепешки, иной раз и мясо. За это Жилин делал для нее глиняные куклы.

Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал ее. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепешку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену. На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилина пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог бежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасен русскими казаками и остался служить на Кавказе. А Костылин все-таки дождался выкупа и вышел на волю еле живым.

Дина

Дина – персонаж из рассказа «Кавказский пленника», дочь татарина из аула, помощница пленного . Это девчушка лет тринадцати, тоненькая, худенькая с блестящими и «дикими» глазами. Она бегала «как козочка», исправно выполняя просьбы отца. По натуре Дина была доброй и отзывчивой девочкой. С тех пор как Жилин оказался у них вплену, она успела с ним подружиться и сильно привязалась к нему. За то, что он мастерил для нее глиняных куколок, она носила ему молоко, лепешки, иногда даже кусочки мяса. Снабжая пленных едой, она немало рисковала. Таким образом, эта татарская девочка с черными глазами и светлым, лучистым лицом, отличалась храбростью.

Ради своего друга, пленного офицера, она неоднократно рисковала. В конце рассказа именно она принесла Жилину длинную палку, чтобы он мог выбраться из ямы и бежать. При этом она осознавала, что они больше не увидятся. На прощание Дина принесла ему несколько лепешек и расплакалась. На протяжении всего рассказа просматривается линия дружбы маленькой татарской девушки с русским офицером. Ее решительное и предусмотрительное поведение было продиктовано жалостью к пленному и умением сострадать. Ради друга она совершила такой поступок, за который ее могли наказать, но это ее не остановило.

Костылин

Костылин - один из героев рассказа «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и он отправился в отпуск, а во время Кавказской войны дороги были не безопасны. У Костылина на этот случай имелось ружье, но и им он не смог быстро воспользоваться. По дороге он познакомился с Жилиным, после чего решено было ехать вместе, но их настигли татары. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал. В результате, Жилин оказался в плену, а Костылина скоро тоже нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружье осеклось.

В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. При этом адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвел товарища. По дороге он столько стонал, что ему ноги натерло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.

Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин с помощью сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошел до родных полей. Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришел выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

в рассказе "Кавказский пленник "

Внешность Жилина:

«...А Жилин хоть невелик ростом, а удал был...»

Внешность Костылина:

«...мужчина грузный, толстый...»

«...высокий, толстый...»

Жилин – небогатый дворянин:

"...я не богат..."

Костылин – состоятельный дворянин:

"...он, может, богат..."

Жилин – строптивый человек. Он не смиряется с обстоятельствами:

"...Вот, – говорит Жилину, – ты все серчаешь..."

Костылин смиряется с обстоятельствами:

«...а товарищ твой смирный...»

Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать:

«...Бог даст – и сам выберусь...»

Костылин - пессимист. Он не верит, что из плена можно сбежать:

"...Да как же бежать? Мы и дороги не знаем...»

Жилин надеется только на себя. Его бедная мать не может выкупить его из плена: «...Что ж ты будешь сидеть? Хорошо, пришлют денег, а то ведь и не соберут...»

Костылин ждет, когда его семья пришлет выкуп за него:

"...Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал..."

Жилин в плену занимается рукоделием:

«...А Жилин на всякое рукоделье мастер был...»

Костылин в плену ничего не делает и спит:

«...сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит...»

Жилин – храбрый человек. Он не робеет перед татарами:

«...Эх, – думает Жилин, – с ними что робеть, то хуже...»

Костылин – трусливый человек:

«...только увидал татар – закатился что есть духу к крепости..."

«...А Костылин заробел..."

Жилин – ловкий мужчина:

«...Рванулся он, скинул с себя татар, – да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове...»

Костылин – неуклюжий мужчина:

"...Полез и Костылин, да зацепил камень ногой, загремел..."

Жилин – выносливый, мужественный человек:

"...Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге..."

Костылин – слабый, изнеженный человек:

"...Пошел Костылин босиком – еще того хуже: изрезал все ноги по камням и все отстает..."

Жилин – надежный товарищ. Он не бросает Костылина в беде:

«...Бросить товарища не годится...»

Костылин – ненадежный человек. Он бросает Жилина в беде:

«...А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости...»

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
    • Чему учит рассказ?

      Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

      Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

      Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Кавказский пленник» — это рассказ, анализ которого будет крайне интересен школьникам. Создан тем великим автором, кто написал «Войну и мир», «Анну Каренину», а также множество других произведений, а именно Львом Николаевичем Толстым.

Сочинение показывает русского офицера, плененного горскими народами. Написано для школьного пособия «Азбука», первый раз его опубликовали в журнале «Заря». Год написания 1872.

Одно из более знаменитых произведений писателя, входит в школьную программу. Такие писатели как Самуил Маршак или Виктор Шкловский оставили свой отзыв о данном произведении.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: «…Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время… И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением».

Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.

Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.

Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат - крепость.

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. - Твоя, Иван, хорош, - моя, Абдул, хорош. - А кормил плохо, - только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое».

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Главные герои и их характеристика

Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин - это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

Литературное направление и жанр

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» написал в стиле реализм. Автор работал в этом литературном направлении и хорошо его изучил. Лев Николаевич изображает реальную жизнь, какой она была. События произведений данного направления не выходят за пределы реальности.

Многие думают, рассказ это или повесть? Многие специалисты относят произведение к жанру рассказа, исходя из количества главных героев и сюжетных линий.

Тема и композиция

Тема «Кавказского пленника» — это война Российской империи с горскими народами. План рассказа содержит такие структурные элементы, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.

Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.

Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.

Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму

Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.

Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина.

Тропы

В рассказе использованы различные тропы. Эпитеты: «с красной бородой», «кинжал серебряный», «кувшинчик жестяной», «пуховые подушки».

Метафоры: захолустная речонка, а речка была славная.

Сравнения: «мелкими как иглы зубами», «как сказочные японские петухи».

Олицетворения: шевелились и дрожали низкие звезды, картошка шипела.

Основная мысль рассказа

Главная мысль - не отчаиваться и бороться до конца , и тогда все будет хорошо. Автор противопоставляет двух главных героев Жилина и Костылина.

Жилин пытается вырваться из плена, а Костылин морально сдается. Можно задаться вопросом — почему так назван рассказ, ведь в названии пленник один, а в рассказе два?

Смысл названия рассказа показывает, что в повести один пленник - это Жилин. Он не просто ждет освобождения, а пытается вырваться на свободу.

Проблематика

В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.

Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.

И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.

Темы произведения

Лев Николаевич раскрыл в произведении тему смелости.

Ведь если бы у главного героя не было отваги, ему бы не удалось вырваться на свободу.

Писатель говорит о доброте, как о качестве, которое должно быть у всех людей.

Это можно посмотреть на примере Дины, которая воспитывалась среди работорговцев. Она ценила человека за личные качества, а не деньги.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»

Произведение учит, что вне зависимости от сложностей, которые предстают перед человеком, не нужно отступать, а следует взять себя в руки и двигаться только вперед, проявлять стойкость и упорство.

При этом не стоит забывать про милосердие и доброту по отношению к окружающим, и что не все можно купить деньгами.



Похожие статьи
 
Категории