Анализ рассказа смерть из записок охотника. «Смерть», анализ рассказа Тургенева

01.07.2020

Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в "Литературных и житейских воспоминаниях" автор признавался, что он, не создал бы "Записок охотника", если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим "врагом", которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву "бороться до конца".

Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.

Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, "Записки охотника" — это "поэзия, а не политика". Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.

Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.

Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в "Записках охотника" образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.

Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии. В "Записках охотника" "лепечут" и "запотевают" листья, "шушукается" тростник, "звенит крыльями" птица, в тумане "нежится" дерево, тихо мигает, "как бережно несомая свечка ", звезда, русская летняя ночь полна "томительного запаха ", а утро "шорохов и шелестов ", облака напоминают "опустившиеся паруса " и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, "кланяясь и расширяя руки ".

Поэтическое вдохновение автора "Записок охотника ", почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.

Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.

О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот "странный старичок" был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь. И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил "проворно", "передразнивал, перекликался" с птицами. Не преминул появиться в чаще леса и один из "лешачат", личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.

Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе "Ермолай и Мельничиха", женщины с "большими и грустными " глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.

Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в "Записках охотника" является утверждение жизни всеобщей — "крепкой, мудрой, счастливой жизни природы", ее естественного хода.

Героев "Записок охотника" объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, "которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву" (Толстой). Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы. Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.

Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья ("Живые мощи ") наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.

Цельность духа героев "Записок охотника ", какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.

Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. "Записки охотника" были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.

Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему "врагу " — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.

Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ "Ермолай и Мельничиха ". Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.

Другой герой Тургенева — Стёпушка ("Малиновая вода ") попросту вычеркнут из жизни: "никто не знал о его существовании". В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок ("Льгов ") не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Правда, как после выясняется, в реке господской "и рыбы-то нету ". Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.

Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь. Крепостничество обрекло его и на судьбу "волка-отшельника ", "душегубца ", "кровопийца ", "зверя ", люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи. И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.

Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В "Бежином луге" мальчик Павлуша рассказывает о том, как "в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится". Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: "Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать!".

Так в "Записках охотника" возникает "хоровая судьба" народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет "человек в довольстве и справедливости". А пока не найдены "теплые моря" с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью "крепи", не имея права на достойную жизнь.

Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в "Записках охотника" аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.

Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз-мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостни-ческой жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.

В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжет-ных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге-роев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совер-шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос-сийского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению расска-зов в книге. Так появляется не простая подборка тематически од-нородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвя-зи очерков. «Записки охотника» открываются двумя тематически-ми «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В сле-дующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворян-ства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Кась-ян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающе-гося вредного влияния крепостного права на души людей, осо-бенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмист-ре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на но-вые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского чело-века.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффу-зия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух расска-зов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очер-ках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, кото-рые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы.

Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страст-ным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен оп-ределенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступ-ках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возмож-ность откупиться от своего барина.

Его приятель Калиныч является полной его противоположно-стью. У него когда-то была жена, а сейчас живет один. Охота ста-ла смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой.

Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различ-ные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отно-шений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык.

Здесь автор выступил как зрелый мастер народного расска-за, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовмес-тимое с национальным достоинством русского человека.

В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о бар-ской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия. В очерке «Контора» представлены подобные французские при-страстия в образе помещика Пеночника, а разрушительные по-следствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр».

В данном произведении беспощадно разоблачаются разруши-тельные экономические последствия так называемой цивилиза-торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подры-вает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещи-ка», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засе-ять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее».

С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствова-ние на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, ко-торый начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и на-шить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссий-ского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на дея-тельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по-селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о не-лепости векового крепостнического уклада. Например, в расска-зе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот-ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гу-вернера, а затем и в русского дворянина.

В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са-тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и про-звищ, личность оказалась полностью обезличенной.

Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участ-вуют в создании монументального образа крепостного ига, кото-рое оказывает губительное влияние на жизнь нации.

Данный образ дополняет и усиливает природа. Через всю кни-гу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охот-ник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людь-ми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообра-зия, так как в нем затронут всероссийский социальный конф-ликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два наци-ональных образа мира, две России — официальная, мертвя-щая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кро-ме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертво-му или живому.

В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не про-сто изображены на фоне природы, но и выступают как ее про-должение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу-щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жиз-нью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш-ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а так-же за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в расска-зе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последне-го испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости.

Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ста-вит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой та-лант взаимопонимания, который не истребили из народной сре-ды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории.

Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музы-кальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему под-певает. Песня объединяет в общем настроении даже такие проти-воположные натуры. Песня является тем началом, которое сбли-жает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнако-мый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род-нит тем самым героев между собой.

В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости.

В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Пев-цы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов-ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок.

Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он пока-жет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее сле-дует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лириз-мом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с доро-ги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий воз-ле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, кото-рый столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутрен-няя сила остановила его, он положил крест, после чего она пере-стала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до кон-ца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамени-ем, но она способна внедрить в человека печаль. Материал с сайта

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природ-ной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони-чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутвержда-ющим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Таким образом, центральный конфликт данной книги сложен и глубок. Бесспорно, социальные антагонизмы здесь обрисованы довольно остро. Безусловно, бремя крепостничества ложится в первую очередь на плечи крестьянина, потому что именно ему приходится терпеть физические истязания, голод, нужду и ду-ховные унижения. Однако Тургенев смотрит на крепостное пра-во с более широкой, общенациональной точки зрения, как на яв-ление, мучительное одновременно и для барина, и для мужика. Он резко осуждает жестоких крепостников и сочувствует тем дворянам, которые сами оказались жертвами крепостнического ига. Ведь совсем не случайно пение Якова Турка вызывает из глаз Дикого Барина «тяжелую слезу».

У Тургенева национально русскими чертами наделены не толь-ко крестьяне; русскими по натуре являются и некоторые поме-щики, избежавшие растлевающего влияния крепостного права. Петр Петрович Каратаев не менее русский человек, чем кресть-яне. Национальные черты характера подчеркнуты и в моральном облике Чертопханова. Он помещик, но не крепостник. Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с «прямодушным чистым сердцем».

Автор видит живые силы нации как в крестьянской, так и в дворянской среде. Восхищаясь поэтической одаренностью или, наоборот, деловитостью русского человека, писатель приходит к выводу о том, что крепостное право противоречит националь-ному достоинству, и в борьбе с ним должна принять участие вся живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

План

  1. Тема народного характера и народа.
  2. Тема разоряющегося дворянства.
  3. Мотивы разлагающего влияния крепостного уклада на души людей.
  4. Сюжеты, герои, ситуации.
  5. Основные художественные принципы в изображении на-родного характера и быта: контрастность высокого и буд-ничного, безобразного и прекрасного, силы и бессилия.
  6. Специальные средства художественной выразительности: пейзаж, световая и цветовая гамма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • записки охотника введение
  • анализ рассказа малиновая вода тургенев
  • записки охотника тематика и проблематика
  • тема рассказа малиновая вода
  • тургенев лес и степ чем восхищается автор-рассказчик

Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева "Записки охотника"

В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии литературы и искусства, но и всего общественного сознания. К числу таких книг принадлежат и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В этом сборнике рассказов объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» не столько раскры­вает тему книги, сколько маскирует ее: он просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил - и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас, в этом очерке, как-то связано с тем, что он рассказывал раньше. А Тургенев этого не забывает: сравнивая, сопоставляя, систематизируя, он разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь. Именно в этом основ­ное различие охотника-рассказчика от автора.

В «Записках» Тургенев часто прибегает к приему сопо­ставления времен - старого и нового. Авторская оценка старого ясна - это был век дворянского разгула, мотовства, разврата и наглого самоуправства. А о дворянстве нового века автор размышляет на страницах этой книги.

Созданная Тургеневым картина дворянских нравов неизбежно ставит перед читателями вопрос: как все-таки могут люди, получившие какое-то образование, пользо­ваться своими бесчеловечными правами, жить в этой от­равленной атмосфере тирании и рабства? Убежденный реалист, Тургенев хорошо знал, какова сила приверженнос­ти к удобствам и комфорту, какую власть имеют над человеком самые обыкновенные привычки и как тесно связан каждый человек со своей средой. Но он знал, что разные люди относятся к жизни по-разному и что жизнен­ная позиция человека зависит и от свойств его натуры.

Если присмотреться ко всем этим благоденствующим представителям дворянства - Полутыкиным, Пеночкиным, Королевым, Стегуновым, Хвалынским, Штоппелям, Зверьковым, сановникам, князьям и графам, то нельзя не заметить одной общей их черты: все это посредственности, люди с жалким умом и хилыми чувствами. Ничтожные люди, они способны ценить в других только грубую силу, в чем бы она ни проявлялась - в чиновничьем произволе или в причудах богатства, в капризах, наглости или в хитросплетениях подлости. Все, что выходило за границу их ползучего разумения, они преследуют.

Аркадий Павлович Пеночкин пользуется в дворянском обществе уважением: «Дамы от него без ума и в особеннос­ти хвалят его манеры». И Петр Петрович Каратаев, пока он «куражился» и проматывал свое имение, если уж и не числился в уважаемых членах местного дворянства, то и не привлекал его осуждающего внимания. Но стоило ему влюбиться в крепостную девушку Матрену, как все немед­ленно изменилось. «Заспанная и злобная скука праздного барства» показала себя! Госпожа Марья Ильинична, узнав, что Каратаев хочет купить у нее Матрену, потому что любит ее, не упустила случая потешить свою тиранскую душонку: «Мне не угодно; не угодно, да и все тут». Искреннее чувство, да еще к холопке - этого она простить не могла. Общество ее одобрило, а Каратаева осудило и в конце концов выбросило из своих рядов.

Но картины внутридворянских отношений при всей их выразительности играли в «Записках охотника» все-таки подчиненную роль: они нужны были постольку, поскольку помогали исследовать главную вину дворянства - вину перед народом.

Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча» (пер­вого из опубликованных рассказов) тем, что в этом очерке Тургенев «зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил. Хорь, с его практическим смыс­лом и практической натурою, с его грубым, но крепким и ясным умом... - тип русского мужика, умевшего создать себе значащее положение при обстоятельствах весьма не­благоприятных».

Стоило более или менее внимательно присмотреться к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении и настоль­ко стало быть, бессмысленны и лживы разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относится к Полутыкину с едва скрытым презрением, потому что «насквозь видел» его, то есть понимал, какой никчемен, а не потому, что тот носил европейское платье и держал «французскую» кухню. Страха перед иноземным Хорь не испытывал ника­кого.

Выразителен итог наблюдений Тургенева над личнос­тью Хоря: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, - убеж­денье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Рус­ский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошед­шим и смело глядит вперед. Что хорошо, то ему и нравится, что разумно, того ему и подавай, а откуда оно идет, - ему все равно».

Вывод напрашивается сам собою: единственно, в какой помощи действительно нуждались умные и практич­ные Хори, - это в освобождении от Полутыкиных, то есть в освобождении от крепостной зависимости. Потому-то Белинский и обращал на этот очерк особое внимание.

Тургенев исследовал растлевающее влияние помещи­чьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.

Жизнь рядом с помещиком порождала в крепостных не только чувство тупой покорности. Из поколения в поколение в барине привыкли видеть человека особой судьбы и даже породы, его жизнь считали чем-то вроде воплощенного идеала. Это неизменно возбуждало чувство преклонения перед господами. Сильнее оно давало себя знать в среде дворовых людей; именно в ней чаще всего встречались лакеи - не только по должности. Такие, например, как камердинер Виктор из рассказа «Свидание». В нем воплотилась сама душа лакейства.

То, как накалена атмосфера в деревне, наглядно пока­зано в рассказе «Бирюк». Доведенный до крайности мужик-порубщик перешел от жалобных просьб к открыто­му неистовому возмущению как-то внезапно; ни охотник, ни Бирюк ничего подобного не ожидали. И все-таки самое неожиданное было в том, что Бирюк отпустил порубщика и, главное, как он его отпустил. Сделал он это вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Многое передумал Фома Бирюк, слушая жалобы и укоризны пойманного им мужика; не показалась ли ему постыдной его верность своему барину, который мужиков ест поедом; не подумал ли он теперь, что и жена-то его сбежала с мещанином, бросив своих детей, потому что тошен ей был выдаваемый ему за бирючью верность «господский хлеб»? Вероятнее всего, Бирюк опять примется усердно выслеживать поруб­щиков; но может случиться и так, что эти его догадки не забудутся, и тогда уже нельзя будет поручиться не только за сохранность лесных угодий помещика, но и за его жизнь.

«Записки охотника» убеждали читателя в необходи­мости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твердо держался того убеждения, что вопросы обществен­ного бытия, даже самые сложные, могут быть решены только по законам разума, являющегося венцом современ­ной цивилизации.

Неисчерпаемые сокровища народного духа обнаружи­вались в поэтической одаренности русских людей. И чтобы составить себе представление об этом достоинстве народ­ного характера, не нужно было искать особо выдающихся людей: в той или иной степени оно было присуще подав­ляющему большинству крестьян - от мала до велика.

Сознание закрепощенного крестьянства, его мораль были полны противоречий и контрастов. Мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покор­ность, бунтарство и лакейство, житейская сметливость и полная безынициативность, душевная одаренность и рав­нодушие к собственной судьбе - все эти свойства сущест­вовали бок о бок, часто переходя одно в другое. По словам самого Тургенева, это была «великая общественная драма», и без понимания того, что эта драма есть, нельзя было понять и самой России. Он не просто начал разработку этой темы. На многие десятилетия вперед он дал меру ее сложности, определил составляющие ее противоречия. К этой великой книге можно бы взять в качестве эпиграфа знаменитые строчки Некрасова:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь! -

если бы они не были написаны четверть века спустя после выхода в свет «Записок охотника».

Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков - Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей...» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

«Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсянников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах, приключениях.

В 40-50-е годы XIX века И. С. Тургенев создал ряд небольших по объему прозаических произведений, объединенных в один сборник под названием «Записки охотника». В отличие от большинства писателей того времени, изображающих крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает какую-либо особенную черту крестьянской жизни, поэтому все произведения, объединенные в сборник, и дали яркую и многогранную картину крестьянского мира. Этот цикл сразу принес автору известность. Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время своих походов. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и вниманием, что помогает рассказчику точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их читателю.

Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева конкретны и овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.

Чтобы определить, какую роль играет каждый эпизод с описанием природы для всего сборника, для начала уясним, что же такое природа в широком, общепринятом смысле.

Свободная энциклопедия дает такое определение природы. Природа - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

В. И. Даль понимает это понятие как «естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю… Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопоставлено искусству, делу рук человеческих.».

В философском словаре есть следующее определение природы. Природа - в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, Вселенная. 2) Объект естествознания. 3) Совокупность естественных условий существования человеческого общества; ""вторая природа"" - созданные человеком материальные условия его существования. Осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. Совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия.

Как видим, все определения уточняют, что природа - все то, что не создано человеком. Для Тургенева же природа - главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы», да необозримая степь - это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей тональности цикла. Подлинным спасением для людей оказывается природа. Если в первом очерке-прологе повествователь просил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе, «fur sich», как он сам шутливо говорит, прощаясь с читателем. У Тургенева природа - это вместилище всего и всех. При этом, все описания природы делятся на две группы: внешние проявления природы (объекты ландшафта, животные, погода и природные стихии) и скрытые, или неявные (деятельность человека, связанная с природой, влияние природы на быт и жизнедеятельность крестьянина).

Эту книгу вполне модно было назвать книгой о природе и о человеке в природе. Даже если герои не соотносятся с природой, все равно повествование о них не обходится без хотя бы мимоходом упомянутых пейзажей. Неслучайно поэтому сборник заканчивается поэтическим гимном природе «Лес и степь». Несомненно, главным эстетическим звеном всех новелл является рассказчик, «странный человек». А главное в нем - образ дан вне общественной цивилизации, как человек природы, неразрывно связанный с нею. Его душа, его духовный мир заполнены природой. И через эту природно-эстетическую призму и преломляются все истории, о которых он повествует. Тургенев «приходил к признанию включенности человеческой личности в общий поток мировой жизни, к признанию единства человека и природы».

Такое единство «странного охотника» с природой, такое эстетическое единство «Записок охотника» через многочисленные пейзажи напоминает учение Жан-Жака Руссо о «естественном человеке». Тургенев, вслед за Руссо, утверждает, что природа создала всех людей равными и только общественные институты создают проблему социального неравенства. Общественная несвобода искажает естественную, природную сущность человека, нравственно калечит его. Драма человека в том, по Тургеневу, что он выпал из природного единства. Тургенев рассматривает проблему «естественного человека» в философском, общечеловеческом нравственном аспекте. Выпадение из природного единства человека делает его либо нравственно уродливым, либо совершенно несчастным. И Тургенев в «Записках охотника» пытается показать, как нравственно красив «естественный человек», связанный с природой.

В качестве «материала» для лингвистического анализа в нашей работе мы выбрали сборник рассказов «Записки охотника» И. Тургенева. Данный сборник мы исследуем с позиции композиции художественного текста.

Рассказы Тургенева практически все содержат в себе прямую речь и диалоги. Особым исключением является рассказ «Лес и степь», в котором автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи (кавычки), диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.

Весь сборник Тургенева - это субъективное повествование, так как есть прямая авторская оценка событий, действующих лиц, повествующий автор судит только о том, что известно ему; широко употребление слов с основным эмоционально-оценочным значением типа «люблю», «хороший человек»: «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком» («Хорь и Калиныч»).

Субъективное повествование высказывает прямо авторскую точку зрения, которая часто является полемичной по отношению к точке зрения читателя. В этом смысле Тургенев не заставляет читателя думать так же, как и он; его ненавязчивое повествование дает возможность читателю самому дать оценку описываемому лицу или событиям.

В сборнике рассказов И. Тургенева наблюдается синтез всех трех типов речи: «В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться» («Малиновая вода»); «Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам» («Касьян с Красивой Мечи»); «Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, fьr sich, как говаривали в старину; по, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату...» («Лес и степь»).

3 рассказа сборника («Мой сосед Радилов», «Бежин луг», «Свидание») начинаются с описания природы. Здесь формируется стилистическая доминанта художественного текста, представляется время и место действия.

Все рассказы сборника Тургенева озаглавлены. Их можно разделить на две группы. В первую группу входят рассказы, имеющие в совеем заглавии имя (или имена собственные). Это могут быть имена, фамилии, клички людей, географические объекты (названия деревень и городов). В эту группу входят 15 рассказов: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Лебедянь». «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Петр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова». Из названия становится ясно, где будет происходить событие или о ком пойдет речь в рассказе. Вторую группу составляют рассказы, имеющие в своем заглавии имена нарицательные: «Уездный лекарь», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Смерть», «Певцы», «Свидание», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь». Несмотря на то, что в этих заглавиях нет прямого отношения к лицу или месту действия, все же не трудно догадаться, о чем пойдет речь в рассказе. Являясь в лингвистическом аспекте словом, словосочетанием или предложением, заглавие отвечает на один из актуальных вопросов художественного текста. Кто? Что? «Петр Петрович Каратаев», «Смерть»; Где? «Лебедянь», «Бежин луг», «Контора»; Что происходит? «Свидание», «Стучит» и т.д.

Тургенев в своем сборнике практически не использует эпиграфы. Исключением разве можно считать рассказы «Живые мощи» и «Лес и степь». По эпиграфам сразу можно понять, о ком или о чем пойдет речь:

Край родной долготерпенья -

Край ты русского народа!

Ф. Тютчев. («Живые мощи»).

И понемногу начало назад

Его тянуть: в деревню, в темный сад,

Где липы так огромны, так тенисты,

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой...

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами.

И падает тяжелый желтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч;

Там хорошо

(Из поэмы, преданной сожжению) («Лес и степь»).

Весь сборник рассказов И. Тургенева можно представить в таблице, где наглядно видно, сколько слов в отдельно взятом рассказе и в каждом из эпизодов. Для удобства мы разделили в каждом рассказе эпизоды с описанием природы и без описания. Из таблицы понятно, сколько эпизодов и каков их размер.

лингвистический анализ рассказ тургенев

Таблица 1 - Количество слов в эпизодах

ОБЩЕЕ КОЛ-ВО СЛОВ

С ОПИСАНИЕМ ПРИРОДЫ

БЕЗ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

ХОРЬ И КАЛИНЫЧ

1. 73 СЛОВА

ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬНИЧИХА

МАЛИНОВАЯ ВОДА

УЕЗДНЫЙ ЛЕКАРЬ

МОЙ СОСЕД РАДИЛОВ

ОДНОДВОРЕЦ ОВСЯННИКОВ

БЕЖИН ЛУГ

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

БУРМИСТР

ДВА ПОМЕЩИКА

ЛЕБЕДЯНЬ

Т.Б. И ЕЕ ПЛЕМЯННИК

П.П.КАРАТАЕВ

СВИДАНИЕ

ГАМЛЕТ ЩИГРОВ.УЕЗДА

ЧЕРТОПХАНОВ И НЕДОПЮСКИН

КОНЕЦ ЧЕРТОПХАНОВА

ЖИВЫЕ МОЩИ

ЛЕС И СТЕПЬ

Но по этой таблице невозможно определить, где располагаются эпизоды с описанием природы. Для этого служит линейная модель художественного текста - отрезок прямой линии, разделенный на пропорции с обозначенными сильными позициями. Для каждого рассказа текста существует своя линейная модель [Корбут - 33; 76] (Приложение 1.).

Путем математических вычислений мы можем найти координату для любого эпизода. Результат этих вычислений представим в таблице (в электронном виде), где каждый эпизод отдельно пронумерован и имеет две величины - начало и конец, обозначенные единицами. Остальные координаты, не относящиеся к данному эпизоду с описанием природы, обозначены нулями.



Похожие статьи
 
Категории