Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Презентация по сказке А

03.11.2019

Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс

Антоний Погорельский (1787-1836) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Алёша - главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.

Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.

В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.

Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.

Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.

Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.

Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра-Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.

Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

«Чёрная курица» - небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Читайте также


  • Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века.
  • Имя «Антон Погорельский» – псевдоним.
  • Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в жизнедеятельности вместо настоящего.
  • Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский .
  • Псевдоним взял от названия своего имения Погорельцы .


племянника Алеши .

  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .
  • После войны занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы. Там он занимался воспитанием племянника Алеши , будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого , для которого и написал сказку «Черная курица, или подземные жители» .



Словарная работа

Пансион

Дортуары

Букли

Тупей

Вакации

Салоп

Империал

Фрак

Изразец

Бекеша

закрытое учебное заведение

спальные комнаты

кольца завитых волос, локоны

старинная причёска (взбитый хохолок на голове)

каникулярное время

широкое дамское пальто

золотая монета

род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади

плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель

верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками


Подумаем!

  • Как вы определите точный жанр этого произведения? Почему?
  • Приведите еще примеры подобного жанра.
  • Напомните, чем отличается литературная сказка от народной?

Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устность, коллективность,

анонимность

Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи)

Свойственна изобразительнось (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта


  • Где и когда происходит действие в сказке?
  • Зачитайте описание места и времени.

Почему Алёша остался один в пансионе?

Что было его утешением в часы одиночества?

Какую курочку Алёша любил больше всех?

Как Алёша спас Чернушку?

Чего испугался Алёша ночью?

Как Чернушка справилась с рыцарями?

Куда привела курица мальчика?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?



Главный герой сказки.

  • Кто главный герой сказки? Найдите его описание .
  • Каким знали Алёшу в пансионе, за что его любили?
  • Умненький
  • Миленький
  • Начитанный
  • Романтик
  • Мечтатель
  • Верит в волшебство
  • Остро чувствует своё одиночество


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


Подумаем!

  • Как вы считаете, посещение подземного царства – реальное событие?
  • А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна ?
  • Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

Что происходило до этого момента? А что после?


Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Что чувствует Алеша, имея волшебное зернышко? Найдите описание в тексте .
  • Симпатичен он вам в этот момент? Почему?
  • Испытывали вы когда-нибудь подобное чувство?

Разделите качества на 2 группы: «До получения зернышка» и «После получения зернышка»

2.Жестокий

3.Ласковый

4.Упрямый

5.Общительный

6. Самолюбивый

8.Дерзкий

9.Любознательный

10.Застенчивый

11.Непослушный

12.Скромный


До получения зёрнышка

1 .Добрый

3 .Ласковый

5 .Общительный

9 .Любознательный

10. Застенчивый

12. Скромный

После получения зёрнышка

2. Жестокий

4. Упрямый

6. Самолюбивый

7. Гордый

8. Дерзкий

11. Непослушный


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


Какой эпизод изображён на иллюстрации? Что происходило до этого момента? А что после?


  • Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.
  • Чьи это слова?
  • Что Чернушка хочет этим сказать?
  • Какую тему всей сказки вы можете выделить?
  • Какова идея произведения?
  • Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло.

Вывод.

  • Тема: Воспитание себя (Воспитание Человека в себе)
  • Идея: Все люди изначально чисты и добры, но начинают "портиться", когда получают все даром. Люди должны сами воспитывать в себе добро , честность, ответственность и быть благодарными . Если мы не ценим то, что имеем, то мы лишаемся этого.


Похожие статьи
 
Категории