Аргументы бережное отношение человека к природе. Егэ русский язык

30.04.2019

Сборник Н.А. Сениной (2016), вариант 3.

Русский писатель К.Г. Паустовский размышляет над проблемой бережного отношения к природе .

Насколько важно сохранить то, что нас окружает? Стремясь ответить на данный вопрос, автор рисует унылый осенний пейзаж: «Леса моросили дождём облетавшей листвы». Даже птичьи крики напоминают «звон разбитого стекла». За всё, происходящее в природе, в ответе человек. Эту мысль К.Г. Паустовский выражает в аллегорической форме, вспоминая сказку корзинщика Прохора об осени. Природа мстит людям за то, что некий Дурак когда-то убил летевшую под небесами иволгу. С тех пор началось осеннее ненастье.

Авторская позиция заключена, на мой взгляд, в словах Прохора: «…надобно нам ничего не портить, а крепко беречь». Писатель убеждён, что охрана природы – дело очень важное и необходимое: как говорит корзинщик, «…а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели».

Во-первых, человек – часть природы, а значит, бережное отношение к ней вполне естественно и разумно. О нашем кровном родстве со всем сущим писал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Получается, что, причиняя ущерб природе, мы вредим самим себе.

Во-вторых, окружающий мир способен воздействовать на нас весьма благотворно. Известно немало случаев, когда человека буквально исцеляет природа. В новелле О. Генри под названием «Последний лист», например, тяжело заболевшая героиня считает оставшиеся листья на плюще. Джонси уверена, что с падением последнего листа закончится и её жизнь. Однако лист отчаянно держится на плюще, сопротивляясь непогоде. Борется за жизнь и Джонси. Получается, что важно оберегать природу ещё и как источник здоровья и энергии.

Таким образом, злободневность затронутой в тексте проблемы очевидна. Природа – наш дом, и мы, разумные существа, должны оберегать его.

Продолжаем готовиться вместе к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Архив сообщений >>>>> .
Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже. Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/

" Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

Ф.И. Тютчев
стихотворения:
"Природа-сфинкс" ,
"Певучесть есть в морских волнах..." ,
.

Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь "мыслящий тростник".

И.С. Тургенев
повесть "Поездка в Полесье" ,
стихотворение в прозе "Природа" .
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

Н.А. Заболоцкий
стихотворения:
"Я не ищу гармонии в природе..." ,
"Вчера, о смерти размышляя..." ,
"Метаморфозы"
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.

В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба" .
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".

Ч.Т. Айтматов
роман "Плаха" .
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей" .
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! В прошлый раз мы рассмотрели ЭССЕ на тему: “ “. В данной статье я предлагаю вашему вниманию пример сочинения на тему “отношение человека к природе : аргументы из литературы “.

  • В представленной работе я буду использовать следующую аргументацию: И. С. Тургенев “Отцы и дети”; М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”, Сергей Есенин “Гой ты, Русь, моя родная”.

С развитием науки и техники и урбанизацией общества все меньше внимания уделяется сохранению природы. Человеку стала привычной мысль, что он – высший разум – покорил ее. Ежедневно в окружающую среду попадают миллионы отходов, вымирают редкие виды животных, а новости о текущем состоянии нашей экологии не приносят утешительных результатов. Именно поэтому данная проблема актуальна для каждого из нас.

В угоду своим пристрастиям и интересам человечество готов пожертвовать всем, что окружает его. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Такой позиции придерживается главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров. Для автора он предстает в образе современного человека, для которого весь мир – это лишь плацдарм для удовлетворения своих потребностей.

Напротив, в повести Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” наблюдается тесная, неразрывная связь между природой и главным персонажем, Григорием Печориным. Обращаясь к сцене дуэли, четко прослеживается эта связь: смотря на труп Грушницкого, небеса и все вокруг казалось герою тусклым, в то время как перед дуэлью они представали перед ним в ярких цветах.

Любовь к природе, несомненно, прослеживается и в произведениях великого поэта XX века Сергея Есенина. Рассматривая стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”, мы понимаем, что поэт готов отказаться от рая ради своей родины, русской земли. Здесь видна неразрывная связь автора и природы, проходящая лейтмотивом для чувства патриотизма.

Таким образом, авторы своего времени ещё раз призывают человечество не забывать о том, что они не одни живут в этом мире. Ведь если данная проблема была актуальна уже тогда, каждому из нас нужно прислушаться и своим примером сделать мир вокруг лучше.

Сегодня мы рассмотрели тему “отношение человека к природе : аргументы из литературы “. Если вам оказался по нраву данный материал, пишите в комментариях ваши темы сочинение, и мы вместе будем разбирать их. Всего доброго!

аргументы к сочинению

Проблема восхищения красотой природы поднималась во многих произведениях мировой литературы. Умением видеть прелесть окружающего мира, преклоняться пред ним, воспевать его красоту и величие авторы чаще всего наделяют людей с тонкой душевной организацией, чувствующих наш мир как единое целое и человека как неотъемлемую часть этого мира. Нередко умение восхищаться красотой природы становится чуть ли не единственной характеристикой героя, которая позволяет читателю понять его: его душу, его идеалы, мотивы, потаенные желания.
Именно это мы можем наблюдать

Главный герой произведения майор Кузьмин едет в отпуск после ранения и останавливается в маленьком городке, чтобы передать письмо жене военного, с которым он познакомился в госпитале. В рассказе практически нет никаких прямых авторских характеристик Кузьмина. Но вот мы видим, как ему хочется остаться в этом городке, снять домик и слушать, как ночью дождь стучит по лопухам. А ещё он говорит о том, как бывает, что увидишь из идущего поезда полянку в лесу, блестящую на солнце паутину и хочется остаться здесь надолго. Мгновение длится секунду, а помнишь о нём всю жизнь. И тогда читатель начинает понимать, что майор – человек с поэтической душой, глубоко чувствующий мир и людей, философски относящийся к жизни. И видим мы это через призму отношения Кузьмина к окружающему миру.
мы видим море глазами старика Сантьяго. Для него, рыбака, море не только кормилец, для него оно наполнено поэзией, радостью. Море делает старика сильнее, как будто даёт ему энергию из своих бездонных кладовых. Сантьяго восхищается морем, как женщиной, и мы понимаем, как прекрасна его душа, забывающая о тяготах людского существования и способная бесконечно удивляться величию природы.
Также нередко писатели предлагают нам задуматься над тем, как велика роль красоты природы в возрождении души человека. Так,

мы видим, как рассказчик преклоняется перед красотой цветущей черёмухи. Вдыхая её аромат, он с трудом представляет, как во время блокады, когда счастьем была любая «кроха тепла», люди сумели сохранить это старое дерево. И он задаётся вопросом:

Таким образом, всем ходом произведения Э. Шим утверждает: душа человека будет жить до тех пор, пока будет видеть и ценить красоту.

М.М.Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы. По мнению Пришвина, истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Вот почему автор уделяет особое внимание воспитанию души ребенка. Пришвин одухотворяет природу, напоминая каждому, что она живой организм, она способна чувствовать, дышать, плакать, огорчаться, хмуриться и радоваться. Прием олицетворения помогает ребенку найти в каждом обитателе природы собеседника, товарища, друга.

В рассказе «Лесной хозяин» из-за циничного отношения к природе – поджога — погибает дерево. Писатель размышляет о том, что одна беда влечет за собою другую. Огонь с одного дерева может перекинуться на весь лес. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Пришвин называет мальчишку-поджигателя «вредителем» и «разбойником». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, необдуманное действие может привести к экологической катастрофе: «… не приди тот человек, не погаси он пожар, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!» Рассказчик не только спас лес от пожара, но и показал детям красоту и хрупкость природы.

2. В.Распутин «Прощание с Матерой»

Персонажи повести В.Распутина осознают свою ответственность перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. В диалоге Андрея и Дарьи внук пытается убедить бабушку в том, что «человек – царь природы». А Дарья отвечает ему: « Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет». «Человек должен находиться в единстве с природой, с Космосом», — убежден писатель. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Вот почему в финале повести мы видим могучий листвень, который будет оберегать остров до момента затопления. Дерево не поддалось человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Говоря о проблемах экологии, нельзя не сказать о культурном отношении человека к природе. Одним из ярких примеров, показывающих влияние «царя природы» на окружающий мир, является эпизод истребления лиственя в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». С древних времен жители Матеры с почтением и страхом относились к миру природы. Они верят, что могучий «царский листвень» — дерево, которое крепит остров к речному дну. Легенда гласит, что «до тех пор, пока будет стоять листвень, будет стоять и Матера». Бригада рабочих, занимающихся очищением территории от растительности и построек перед затоплением, озадачена тем, что не может уничтожить вековое дерево. Его не берет ни топор, ни огонь, ни бензопила. Непокорный листвень становится безмолвным свидетелем сожжения материнских лесов: он «один…продолжал властвовать над всем вокруг». В.Распутин с горечью говорит о том, что человек недальновиден в своих действиях, направленных на воплощение в жизнь грандиозных замыслов. В мире, где утрачена связь поколений, где нет бережного отношения к природе, не может быть ни гармонии, ни счастья.

3. Е. И.Носов «Кукла»

Рассказ «Кукла» начинается с описания знакомой рассказчику речки. Сначала она представляется такой, какой ее запомнил главный герой, а немного позже мы видим, какой она стала спустя несколько лет. «Русло сузилось, объявилось много незнакомых мелей и кос». Старожил Акимыч, любивший рыбную ловлю, горестно отмахивается от расспросов. Бедственное состояние речки, как и окружающей природы в целом, он видит в том, что люди перестали замечать красоту, «творят худое», очерствели душой. Указывая рассказчику на куклу, которая валяется в придорожной канаве, Акимыч обращает внимание на то, что раздели игрушку и пытались ее поджечь, по всей видимости, не дети. А малыши видят растерзанную куклу и «привыкают к такому святотатству». Больше всего поражает старика то, что и учителя, призванные воспитывать подрастающее поколение, безмолвно проходят мимо. Таким образом, Е.И.Носов подводит нас к мысли о том, что в людях с раннего возраста надо воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ко всему живому, чтобы в будущем они не были глухи к и слепы к тому, что происходит вокруг.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна


Похожие статьи
 
Категории