Архитектор русской усадьбы. Архитектор русской усадьбы Основные этапы творчества матвея федоровича казакова

17.07.2019

на тему: «Творчество архитектора М.Казакова».

Введение 3

1Началосамостоятельной работы 4

1.1 Годы учения 4

1.2 Начало самостоятельной работы 5

2 Творческий расцвет. Последние годы жизни 7

Список использованных источников 10

Приложение А (иллюстрации) 11

Введение

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Про творческий расцвет, самостоятельную работу и последние годы жизни этого замечательного архитектора я расскажу в своем реферате.
1 Начало самостоятельной работы

1.1 Годы ученичества

Казаков Матвей Федорович , русский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре 18 веке. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-67).

В 1768 произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. Казаков стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира.

1.2 Начало самостоятельной работы

В 1775, став полноправным архитектором, Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-87) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади.

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-93), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди). По поручению императрицы Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником Казакова архитектором А. Бакаревым).


2 Творческий расцвет. Последние годы жизни

В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки.

Расцвет творчества Казакова приходится на 1780-90-е гг., когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-07) и др.

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера, как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-91). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, - все в Москве).

По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-04 работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.).

Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-75; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо).

Архитектор М.Ф. Казаков

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – русский архитектор, работавший в годы царствования Екатерины II.

Вступив в жизнь сыном крепостного, Казаков окончил её статским советником. В 1751 г., в двенадцатилетнем возрасте, Матвей был определён в учение к Дмитрию Ухтомскому . Через девять лет, в 1760 г., он получил чин "архитектурии прапорщика". Это было единственным образованием Казакова.

Часто среди архитектурных творений Казакова упоминают дом 14 на Тверской улице . У казаковского дома и современного общего не больше, чем у хозяйки литературного салона княгини Зинаиды Волконской и посетителя магазина Елисеева. Старый дом можно увидеть в правой части акварели Ф.Я. Алексеева.

Среди шедевров зодчего мог быть Большой Кремлёвский дворец , над проектом которого Матвей Казаков работал в 1768-1774 гг.

Дома Казакова в Москве

  • Армянский, 11. Усадьба Гагариных . М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Басманная Новая, 4. Городская усадьба. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. – начало XIX в.
  • Басманная Новая, 6. Дом Куракина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 9 С1. Жилой дом. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 12 С2. Жилой дом Плещеева. М.Ф. Казаков, 1797.
  • Басманная Новая, 26. Усадьба Демидова. Казаков, начало XIX в. С 1876 г. – Басманная больница.
  • Бауманская 2-я, 3. Дворец Лефорта – Дворец Петра I на Яузе. Растрелли и Фонтана, 1708; М.Ф. Казаков, 1801.
  • Бауманская 2-я, 5. Слободской дворец. Д.В. Ухтомский , 1749-1753; перестройка по проекту Дж. Кваренги под руководством Матвея Казакова, 1787-1794; Д.И. Жилярди, восстановление после пожара 1812 г. в ампирном стиле, 1827-1835.
  • Бауманская, 36-38. Дом с двумя флигелями. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Воздвиженка, 5 / Староваганьковский, 25. Усадьба Талызина. М.Ф. Казаков, 1787. В 1845-1917 гг. в усадьбе помещалась Казённая палата. Сейчас – Музей архитектуры имени Щусева .
  • Воздушная, 1. Дворец "Царицыно" . В.И. Баженов , 1776-1785; М.Ф. Казаков, 1787-1793.
  • Волхонка, 16 / Знаменский Б., 2. 1-я Мужская гимназия. М.Ф. Казаков, 1774, 1806; А.Г. Григорьев , 1830.
  • Газетный, 1 / Никитская Б., 12 . Дом Сергея Александровича Меншикова, внука Меншикова . М.Ф. Казаков, 1778.
  • Гиляровского , 35. Церковь Филиппа Митрополита. М.Ф. Казаков и Карин, 1777-1778.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков, В.И. Баженов , 1788-1801; В.В. Шервуд , перестройка 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 4. Усадьба Демидова. М.Ф. Казаков. 1789-1791. С 1873 г. здание занимал Межевой институт. Теперь это – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
  • Дмитровка Б., 1 / Охотный ряд, 3 . Дворянское собрание . М.Ф. Казаков, 1770-е и 1784-1787; Бакарев, восстановление, 1814; Мейснер, перестройка, 1903-1905.
  • Златоустинский М., 1. Школа Казакова . М.Ф. Казаков, 1785-1800: перестройка, Быковский , 1875.
  • Златоустинский М., 3 С1. Дом Казакова . М.Ф. Казаков, середина 1780-х.
  • Златоустинский М., 3 С3. Дом Татищевой . М.Ф. Казаков, 1785-1800; Быковский , Грачёв, 1860-1870.
  • Знаменка, 12 . Усадьба Бутурлина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Знаменский М., 3. Усадьба Лопухиных – Протасовых. XVII в. М.Ф. Казаков, 1774.
  • Ильинка, 10 . Дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина. "Банк Н.А. Найденова ". Казаков, 1785-1790; Фрейденберг , 1882.
  • Козицкий, 5. Усадьба Лобковой. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Перестроена в 1920-е.
  • Красная площадь . Лобное место. Сооружено в 1534 г. Перестроено Казаковым в 1786 г. Тогда и появилась круглая площадка из дикого белого камня с каменными перилами.
  • Кремль. Сенат. М.Ф. Казаков, 1776-1787.
  • Ленинградский, 40. Петровский путевой дворец – Военно-воздушная академия имени Жуковского . М.Ф. Казаков, 1776-1786.
  • Ленинский, 8. Голицынская больница – Городская клиническая больница № 1. М.Ф. Казаков, 1796-1801. Построена по завещанию дипломата, действительного тайного советника князя Д.М. Голицына (1721-1793).
  • Маросейка, 14 / Старосадский, 2. Кузьма и Демьян . М.Ф. Казаков, 1791-1793.

В конце октября 1812 года весть о страшном пожаре, вспыхнувшем в Москве после вступления туда наполеоновской армии, дошла до Рязани.

Мысль о том, что две трети московских зданий уничтожены, была особенно невыносима для одного из столичных беженцев, ведь архитектор Казаков вложил весь свой талант в украшение Первопрестольной великолепными зданиями в стиле классицизма и «русской готики».

Истинно русский зодчий

Он родился в 1738 году в семье выходца из крепостных, дослужившегося до существенного канцелярского чина. Благодаря заслугам отца будущего архитектора Матвея Казакова в 1751 году приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774), построившего много зданий в эпоху царицы Елизаветы. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий. Это стало его отличительным качеством.

Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей - все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.

Первые опыты

Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков - архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов - домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.

Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на у Серпухова.

Казаков и Баженов

Василий Иванович Баженов (1738-1799) - великий русский зодчий, который был ровесником Казакова. К моменту их встречи Баженов уже прошел школу европейской архитектуры после окончания Академии художеств, проведя долгие годы во Франции и Италии. Он выполнил модели собора Св. Петра в Риме и галереи впитывал знания и опыт ведущих мастеров французского классицизма: Клода-Никола Леду, Жака-Жермена Суффло и др.

В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.

«Кремлевская экспедиция»

Екатерина Великая испытывала к Москве сложные чувства. Слишком велика была разница между Санкт-Петербургом - великолепной европейской столицей - и Первопрестольной, где был неистребим византийский, азиатский дух, олицетворением которого ей казался Кремль. Именно отсюда она хотела начать европеизацию Москвы, поручив проект реконструкции центра города Баженову.

Грандиозный проект, предложенный «Экспедицией по строительству Кремлевского дворца», даже императрице показался слишком радикальным. Баженов предлагал снести древние постройки и возвести грандиозный многоэтажный дворец, обращенный величественными фасадами к реке, а в плане образующий смыкание основных направлений радиальных улиц центра Москвы.

В течение пяти лет был выполнен проект, сделана колоссальная модель Большого Кремлевского дворца. Даже состоялась торжественная закладка нового здания и разобрана часть стены, но дальше дело не пошло. Екатерина охладела к проекту, делавшему Москву угрозой величию Северной столицы и требовавшему колоссальных расходов. Впоследствии назначенный руководить реконструкцией Кремля, М.Ф. Казаков (архитектор, обладавший большим практическим опытом, чем Баженов) восстановил разрушенную часть стены и построил на подготовленной для начала строительства площади новое правительственное здание - Сенат. Но вначале он еще продолжал совместную работу с Баженовым.

Рождение «русской готики»

В 1775 году по велению Екатерины в Москве проводилось празднование по поводу присоединения Крыма и заключения Кучук-Кайнарджийского мира с турками. Для этого на Ходынском поле были возведены временные деревянные павильоны, изображавшие турецкие города. Выполнение этих работ было возложено на «кремлевскую экспедицию» во главе с Баженовым, ближайшим соратником которого опять стал архитектор Казаков.

В результате соединения причудливых восточных элементов и классических пропорций родился праздничный, нарочито театральный, декоративный стиль, который принято называть псевдоготическим, или «русской готикой». Он очень понравился императрице Екатерине, и она предложила повторить его в более долговечном материале, построив близ Ходынского поля Путевой дворец, нужный ей для отдыха после долгой дороги из Северной столицы. Руководить проектом был назначен Казаков. Петровский замок стал одной из вершин «русской готики», сделав Казакова ведущим русским зодчим.

Здание Сената в Кремле

Когда в Москве возникла необходимость в крупном государственном здании, естественно, что к его проектированию был привлечен М. Ф.Казаков - архитектор, находившейся в зените славы и в расцвете таланта. И построенное им треугольное в Сената стало новой вершиной его творчества.

Замысел Казакова не обладал масштабом Большого Дворца Баженова, но не уступал ему качеством проработки, совершенством общего решения и деталей. Купол над залом, где предполагалось проведение заседаний правительства, поражает размерами и техническим исполнением. Придавая всему Сенату торжественность и величавость, видимый с Красной площади, он помогает гармонически вписать классическое государственное здание в ансамбль главной площади и всего центра города.

Эпопея в Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль, получивший название «Царицыно» был заложен на землях, выкупленных Екатериной в 1775 году. Он должен был стать первым подобным объектом, расположенным вне Петербурга. Проект был заказан Баженову и предполагал использование того фантазийного стиля, который назывался псевдо или «русской готикой», а Баженов называл «нежной» готикой.

За реализацию этого проекта зодчий взялся со всем жаром, целых десять лет велось строительство комплекса, но заканчивать его возведение пришлось опять Казакову. Среди причин монаршего гнева, который обрушился на Баженова после посещения Екатериной Царицына, называют принадлежность архитектора к «вольным каменщикам» - императрица усматривала в масонстве силу, способную возвести на престол её сына - Павла I. Есть и другие мнения, в чем истина - узнать невозможно, но достраивал дворцы и их окружение М. Казаков. Архитектор постарался бережно отнестись к работе друга и наставника, оставив нетронутыми некоторые постройки Баженова. Загородной подмосковной резиденцией Царицыно так и не стало, но возрожденное в современном виде оно является популярным местом отдыха и одной из достопримечательностей Москвы.

Шедевры «допожарной» Москвы

С конца семидесятых годов восемнадцатого века архитектор Казаков Матвей Федорович фактически становится тем, что в наше время называется Главным архитектором Москвы. Среди его построек множество культовых сооружений, присутственных зданий и частных усадеб. Многие его работы погибли в огне наполеоновского нашествия, некоторые были перестроены, но некоторыми выдающимися образцами его творчества можно полюбоваться и теперь.

«Русская готика» была прихотью богатых и царственных заказчиков, и Казаков в основном строил в излюбленном классическом стиле. Такова церковь Митрополита Филиппа в Мещанской слободе. Она интересна сочетанием поставленных друг на друга круглых в плане объёмов и высоким качеством лепного декора, где особенно виден талант Казакова-рисовальщика.

Удивительный шедевр - церковь Космы и Дамиана на Маросейке - отличает мастерское сочетание криволинейных объемов и почти современный подход к минимализму в декоре. Помимо большого числа дворцов, церквей, частных особняков, учебных корпусов он построил 3 больницы, каждая из которых стала украшением Москвы.

Особый объект для Москвы Казакова - здание Благородного собрания - Дом Союзов. Фасады за долгое время несколько раз перестраивались, но интерьеры (анфилады и главное - Колонный Зал) доносят замысел зодчего в почти первозданном виде. Огромный объем, где могут размещаться до 5 тысяч человек, впечатляющ, по-классически гармоничен.

Творец Москвы XVIII века

Кроме построек известно другое наследие зодчего - блистательный ряд мастеров, учителем которых был архитектор Казаков. Работы И. В. Еготова, А. Н. Бакарева, О. И. Бове, И. Г. Таманского были востребованы для последующего восстановления Москвы, тогда же пригодился другой труд Казакова: 13 альбомов с планами, фасадами и разрезами наиболее значительных московских зданий.

Он умер, не вынеся мысли о гибели любимого города, но фантастический талант и огромный труд Матвея Федоровича Казакова не могли пропасть без следа, и возрожденная Москва до сих пор хранит память о своем великом строителе.

Казаков – первый крупный русский архитектор, не получивший зарубежного образования; его творчество свидетельствует о том, что в конце XVIII века русская архитектура достаточно окрепла для того, чтобы внести собственную лепту в мировое искусство. Вклад Казакова в строительство Москвы огромен: «сбор городов», собрание разношерстных построек, он связал зданиями, задавшими впоследствии стиль городской застройки. Даже архитектура 30-50гг ХХ века включала в себя много отсылок к казаковским городским постройкам. Казаков сочетал в себе огромную трудоспособность и увлечённость всеми деталями строительного дела. В частности, он ввёл ряд улучшений даже в выработку и применение новых строительных материалов. Кирпич, основной материал кладки стен, получил у него более стандартные размеры, по его инициативе были построены новые заводы с усовершенствованными печами (Калитниковский и в селе Воронове). Казаков обследовал в окрестностях Москвы залежи камня и стал применять его в своих работах, в том числе для декоративных элементов. Таким образом, он внёс существенный и разносторонний вклад в строительство Москвы.

Матвей Фёдорович Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье мелкого чиновника. В отличие от других известных русских архитекторов этой эпохи, таких, как В. Баженов и И. Старов, Матвей Казаков не получал образование за границей. Учился он только в Москве, под руководством Р.Никитина. В год вступления Казакова на самостоятельную работу сгорела Тверь, которая играла большую роль в экономике Поволжья и являлась крупным промежуточным пунктом по тракту Петербург - Москва. На работы по восстановлению Твери был направлен Никитин. Он организовал особую команду, поставив во главе ее Казакова. Перед Казаковым открылась возможность проявить свои дарования во всей полноте.
Был составлен план города с центром и рядом лучеобразных улиц, сходящихся к Волге. Центр города - круглая площадь с окружающими ее зданиями - сохранился до сих пор. В масштабе той эпохи это были большие здания, со строгими фасадами, плоскости которых разбиваются пилястрами и четкими рустами. Перестройка Твери в короткий срок (два с половиной года) сразу выдвинула Казакова в ряды первых архитекторов, причем на него было обращено внимание, как на талантливого мастера, умевшего строить в «новом вкусе».


Сохранившийся фрагмент Тверского путевого дворца

В 1768 г. была образована «Экспедиция по строению Кремлевского дворца» по гениальному проекту школьного товарища Казакова - Баженова, который задумал создать дворец, «достойный к прославлению Российской державы». Баженов сразу оценил всю величину дарования своего товарища, большую опытность и трудолюбие которого он считал верным залогом успешности архитектурного предприятия. После русско-турецкой войны Екатерина прекратила работы по строительству Кремлёвского дворца. Между тем, работа с Баженовым существенно повлияла на Казакова, и вслед за известным архитектором Казаков начинает увлекаться одновременно псевдорусским стилем (который он называл "готическим"), палладианством и барокко, и увязывать эти стили в разрабатываемых зданиях.

В честь победы в той же русско-турецкой войне Екатерина поручила Казакову построить Петровский путевой дворец (1776-1780). Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 г. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки.

В 1797 г. перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

Сенатский дворец Кремля стал крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения - купольный зал сената (Екатерининский или Белый зал).


Здания Московского Университета на Моховой также изначально были построены Казаковым, но после пожара 1812 года перестроены Доменико Жилярди. Сейчас в этих зданиях располагаются факультет журналистики и Институт стран Азии и Африки.

Дом главнокомандующего (теперь здание мэрии Москвы), для которого уже имелся проект и был выложен цокольный этаж, Казаков красиво обстроил корпусами (1782). В объяснении к плану Казаков пишет: «Оное строение главного корпуса строено мною, а кем прожектировано - неизвестно». Это единственный случай, когда он строил по чужому проекту, что и сказалось в несвойственной Казакову утяжеленности всего фасада. Но интерьеры и главная лестница - работы Казакова, как и подъезд с улицы, украшенный ранее четырьмя большими фигурами римских воинов.

Следующим крупным проектом Казакова стала Голицинская больница (теперь – Первая Градская). Строительство Голицынской больницы выходило за пределы обычной больничной постройки. Огромный курдонер замыкается главным больничным зданием с боковыми крыльями. Здание расположено с учетом уличной застройки и партерного схода к Москва-реке. Этот спуск был обработан художественно скомпонованным озеленением в виде древесных и цветочных насаждений, садовых оранжерей и беседок, из которых две круглые заканчивали обработку набережной Москва-реки, замыкая пространство сада. Архитектура здания - изысканно проста: плоскости гладких стен, горизонтальное членение их подчеркнуто тягами, нарастание идет с двухэтажных боковых частей к трехэтажному центральному зданию, с богатым по формам портиком и венчающим куполом, уравновешенным двумя трибунами, играющими чисто декоративную роль.

Особое внимание архитектора было заострено на центральной части, где устроен большой круглый зал для церкви. Форма зала решена колоннадой ионического ордера, поддерживающей богато кессонированный сферический купол, освещенный люкарнами. Очень эффектна повторная гамма колоннады в виде второго ряда меньших колонн коринфского ордера. Арочное решение окружающих плоскостей прекрасно завершает архитектуру ротонды.

Необычным для Москвы являлось здание «Публичного зала», выстроенное в парке больницы. Князь Голицын, по заданию которого строилась больница, имел у себя значительное собрание картин и скульптуры, для которого и была в парке больницы выстроена двухэтажная галерея. Этот первый в Москве частный музей существовал только при жизни Голицына, после его смерти больничное начальство распродало всю коллекцию и перестроило галерею под больничное помещение.


Усадьба "Царицыно"

После постройки Петровского дворца Казаков не один раз возвращался к интересующей его идее создания «живописной архитектуры», которую он называл «готической», но в которой была масса заимствований и переработок древнерусской архитектуры. Пиком этого стиля в творчестве Казакова стала усадьба Царицыно.

Известна печальная участь дворца в Царицыне, почти доведенного до конца Баженовым. По капризу Екатерины эта постройка была сломана. Баженов, великий русский зодчий, попал в опалу. После слома дворца Екатерине было не нового строительства: назревала война со Швецией. Но князь Потемкин добивается продолжения царицынского строительства. Казакову поручают произвести заново постройку дворца, - задача затруднительная, создающая неловкость по отношению к обиженному другу и грозящая перспективой подпасть под новый царственный каприз.

Казаков понимал всю гнусность вандализма, выразившегося в приказе сломать до цоколя здание, строенное с увлечением и любовью великим художником. Стены были разобраны до основания, но не сломана основная баженовская идея. Целы остались окружающие дворец живописные сооружения, среди которых нужно было создать здание, не нарушающее гармонии окружающего. В западно-европейском зодчестве трудно найти подобие Царицынскому дворцу, обогащенному свежими формами казаковского «готицизма». При всей кажущейся экзотичности дворца его архитектура строга, выполнение всех деталей строения отличное.

Планировка города, как основы городского строительства, в XVIII в. только намечалась. Екатеринина создала «Комиссию строительства столичных городов Санкт-Петербурга и Москвы». Казаков мало интересовался работой этой комиссии, знал ее бюрократическую сущность и беспомощность ее представителей. Но, наблюдая плановое строительство в Петербурге, великий зодчий мечтал создать и в Москве хорошие улицы с красивыми зданиями, украшающими окружающий неприглядный фон. Общий ландшафт Москвы второй половины XVIII в. был чрезвычайно разнообразен и оригинален своими противоречиями.

В записках иностранных путешественников и мемуарах отечественных писателей, где даны картины внешнего облика «первопрестольной», отмечалась живописность города, но в то же время чрезмерная некультурность и грязь.

«Москва, - пишет В. Волконский в своих записках, - скорее сбор городов, нежели один город; она представляет громадное множество зданий самого разнообразного стиля, великолепные дворцы, деревянные дома, окруженные садами, очень обширными, множество лавок, сараев, лабазов... Высятся иногда большие нарядные дома, а рядом избушки нищеты с их бедностью и грязью».

На фоне живописной хаотичности города, с его средневековой сетью неблагоустроенных улиц, Казаков на протяжении пятнадцати лет создает ряд прекрасных домов-особняков, придав тем самым иной характер городской застройке, получившей законченные архитектурные ансамбли. До Казакова московская улица представляла собой почти сельский пейзаж, где каменные строения были редки, а архитектурно обработанные дома являлись исключениями.

После крайне напряженной пятидесятилетней деятельности Казаков в 1801 г. подает прошение об освобождении его от служебных обязанностей. В этом прошении он пишет: «Выучась здесь в Москве строительному художеству по силам моим во время моей жизни, которая к концу приближается, сделал одних только казенных строений следующее число»; далее, перечислив строения и упомянув, что чертежи их собраны в представленных книгах («Альбомах»), он заканчивает: «по угнетающей жизнь мою старости, находя себя не в силах продолжать священного для меня служения, дерзаю просить увольнения от службы и милосердного воззрения на оную и на неимущее мое состояние, окруженное большим семейством, а особливо тремя дочерьми девками». Уйдя в отставку с пенсией, Казаков отдается исключительно педагогической деятельности. Во время войны 1812 года родственники перевозят его в Рязань; известие о московском пожаре ухудшило его состояние, в результате чего он не дожил до конца войны.

Казаков Матвей Федорович - выдающийся архитектор 18 века, один из первых, кто начал строить в Москве сооружения в стиле русского классицизма. В годы правления Екатерины II он перестроил практически весь центр города в "палладианском" стиле - одной из ранних форм классицизма, основанной на работах итальянца Андреа Палладио. Казаков вошел в историю как самый плодовитый русский архитектор, который оставил после себя невероятное количество построек. Долгой была и жизнь архитектора, и более 50 лет из нее он работал. Еще одна огромная заслуга Казакова в том, что он создал обширный архив графики, где запечатлены образцы московской архитектуры периода до 1812 года - практически только по этим рисункам сейчас можно составить представление о том, как выглядела Москва до большого пожара. Именно благодаря Матвею Казаковы Москва из "большой деревни" превратилась в красивый город с замечательной архитектурой. Причем, работу архитектора осложнял тот факт, что застройку нужно было вести в уже сформировавшемся городе, а не строить с нуля, как это было, например, с Санкт-Петербургом.

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, в прошлом был крепостным. По какой-то причине помещик отдал Федора Казакова в матросы, а по счастливой случайности молодой человек остался служить при Адмиралтейской конторе копиистом. Так отец будущего знаменитого зодчего стал свободным человеком, а его трудолюбие помогло сыну в будущем. Семья Казаковых жила небогато, их дом размещался в Садовниках, вблизи Кремля и Боровицкого моста. Федор Казаков рано умер, и грамоте маленький Матвей обучался у дьяка в Космодамиановской церкви.

Когда Матвею исполнилось 13 лет, его мать подала прошение об определении мальчика на службу. В сенатском указе, последовавшем за этим прошением, говорилось: "К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея… определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц". Вполне вероятно, что положительное решение было принято с учетом безупречной службы отца - Федора Казакова. В дальнейшем Матвею помог М.М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата. Он заметил, что мальчик постоянно делает зарисовки на строительстве, и помог ему устроиться в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского - главного архитектора Москвы. Это было молодое учебное заведение, которое открылось всего двумя годами раньше - в 1749 году. Ученики школы Ухтомского не только чертили и рисовали, но и активно приобщались к практике: их учили контролировать строительство, поручали составлять рапорты о выявленных ошибках. Теорию будущие архитекторы изучали по трактатам зодчих прошлого и их знаменитых творений. В то же время, не забывали и о древнерусской архитектуре, прививая ученикам уважение и любовь к национальным архитектурным традициям.

Почти десять лет Матвей Казаков осваивал теорию и практику строительства и архитектуры: обмерял древние постройки, реставрировал ветшавшие здания Кремля, составлял сметы и чертежи, работал на строительстве. К концу обучения Казаков стал младшим помощником Ухтомского, и под его руководством принимал участие в строительстве Кузнецкого моста через реку Неглинную, достраивал Арсенал в , перестраивал здания, выделенные для открывшегося Московского университета и это далеко не полный перечень того, чем занимался Матвей.

В 1760 году Дмитрий Васильевич Ухтомский ушел в отставку, а его место занял Петр Романович Никитин, его заместитель. Став руководителем школы, Никитин предложил на место своего заместителя Казакова, который как раз окончил обучение, и получил чин "архитектурии прапорщика". Первое серьезное дело Матвею Казакову довелось выполнять в 1763 году, когда от пожара практически полностью выгорела Тверь, и мастерской Никитина доверили восстанавливать город. То, что пожар почти ничего не оставил от Твери, произвело впечатление на всю Россию, а особенно на тех, кто отвечал за градоустройство. Дело в том, что многие города развивались по старинке. Скученность застройки, кривые и узкие улицы и переулки - все это приводило к тяжелым последствиям в случае пожара. Стало понятно, что назрела необходимость планировать строительство по-новому.

Сам Никитан разработал генеральный план застройки Твери, а Казакову поручили его детализацию и создание планов фасадов. Для Твери Казаков спроектировал торговую контору Н.А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, общественные и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Поскольку Тверь была крупным населенным пунктом, который стоял на дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, императрица Екатериа II поручила Матвею Казакову построить на месте сгоревшего архиерейского дома новый дворец. Так в Твери появилось одно из самых главных и красивых зданий - путевой дворец императрицы или Тверской дворец. Никитский и его команда архитекторов отстроила Тверь всего за два с половиной года, что было рекордно мало по тем временам. Это был ценный опыт, и о Казакове заговорили как о талантливом архитекторе, умеющем строить в новом стиле. У молодого архитектора стали появляться частные заказы. П.Ф. Нащокин заказал Матвею Казакову проект церкви для своей подмосковной усадьбы. Следующим заказчиком стал И.И. Бецкой, который задумал построить в Москве Воспитательный дом. Для этого учреждения Матвей Федорович разработал не только проект фасада, но и распланировал ландшафт всего участка.

Большое влияние на Казакова оказало сотрудничество с . Казаков получил специальность в России, а Баженов обучался в Петербургской академии художеств, а также в признанных европейских художественных центрах: Париже, Риме, Флоренции. Матвею Казакову было чему научиться у своего наставника, и в некоторых более поздних его работах можно увидеть приемы, присущие Баженову.

В 1768 году Баженов пригласил Казакова поработать в "Экспедиции по строению Кремлевского дворца". Это сотрудничество длилось семь лет, и его плодом должно было стать с одно из знаковых сооружений Москвы - Большой Кремлевский дворец. Правда, довести это строительство до конца не удалось. Доходы казны упали, а проект оказался слишком затратным, и в 1774 году строительство прекратили.

В 1775 году Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора, но он продолжил работать с Баженовым в "Экспедиции" до середины 1780-х годов. В этот период архитекторы разработали проект оформления Ходынского поля, на котором собирались устроить массовые гуляния в честь окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 г.г., и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Казаков изготовил серию офортов, на которых были изображены "Ходынские увеселительные строения". Напротив павильонов по поручению Екатерины II Казаков должен был возвести новый Петровский путевой дворец. Строительство этого архитектурного ансамбля сделало Казакова одним из самых значительных представителей неоготики или, как ее еще называли, русской или ложной готики. С этого момента успех и признание не покидали Казакова. В 1776-1787 годах Матвей Федорович создал одно из своих самых знаменитых и значительных произведений - здание Сената на территории Кремля. Сенат строился также по заданию Екатерины II, здание выполнено в классическом стиле.

Отличительной чертой таланта Михаила Федоровича Казакова была разносторонность. За что бы он ни брался, будь то усадьбы, дворцы, правительственные здания или церкви, все получалось одинаково удачным. Казаков придумал применить классическую форму ротонды для строительства храмов. Примером могут служить его церкви-ротонды Вознесения на Гороховом поле, Святых Космы и Дамиана на Маросейке, а также церкви святителя Филиппа митрополита Московского.

Основная часть проектов Казакова имела важное градостроительное значение. Особенно это касается казенных и частных зданий, которые стали лучшими примерами русского классицизма. В 1782 году Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой. Этот масштабный проект был разбит на три этапа, и осуществлялся на протяжении 10 лет. Архитектор выбрал для здания простой и величественный стиль, лишенный сложных декоративных элементов и вычурности. В итоге здание гармонично вписалось в окружающую застройку, а внешне напоминало богатую городскую усадьбу.

К 1786 году Баженов окончательно попал в немилость в Екатерине II, которая была недовольна строительством дворцов в Царицыне. Также существуют версии о политической подоплеке охлаждения императрицы, а еще говорили, что нрав у Баженова был довольно сложный. Как бы там ни было, в 1786 году Баженов ушел с поста главы "Кремлевской экспедиции", и сменил его на этом посту Казаков. Фактически это означало, что Матвей Федорович стал главным архитектором Москвы, так как "Эспедиция" занималась всеми основными государственными строительными работами.

Был у Матвея Федоровича и педагогический талант. Он открыл архитектурную школу, из которой вышли такие известные архитекторы как Еготов, Бакарев, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Среди учащихся школы Казакова были и сыновья архитектора: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался в школе на протяжении 10 лет, но в 33 года попросил отставки из-за слабого здоровья - он болел чахоткой, как тогда называли туберкулез. Павел и Матвей подали прошение о зачислении на службу в один день, при этом Павлу было всего 13, а Петру - 15 лет. Спустя год оба брата получали жалование в размере 100 рублей в год, и по тем временам это было немало. В 1800 году отец и сыновья работали над составлением "фасадического плана Москвы". Но насколько Казаков был удачлив в профессиональной деятельности, настолько тяжело сложилась его семейная жизнь. Все сыновья прожили недолго. Павел умер в возрасте 25-ти лет в 1810 году. Немногим раньше туберкулез свел в могилу Василия, а Матвей, также известный московский архитектор, умер в 39 лет.

Важной заслугой Казакова является плановое обустройство улиц и площадей Москвы. Благодаря Казакову в Москве появилась единственная в 18 веке московская улица, здания на которой стояли сплошной фасадной линией с соблюдением высотности - это была . На этой улице стоял дом купцов Калинина и Павлова (до нашего времени не сохранился). Это был один из первых домов, в которых совместились жилые и торговые функции. - одна из центральных улиц города, почти вся была застроена дворцами знати. После того, как во время пожара 1773 года почти все деревянные постройки на Тверской сгорели, а каменные были повреждены, появилась возможность застроить улицу в едином архитектурном стиле. На протяжении почти 20 лет Казаков отстраивал все наиболее важные дома, а затем разработал и воплотил план оформления Тверской площади. В застройке тверской наиболее отчетливо прослеживалось стремление Казакова к максимальной регулярности застройки и соблюдению одинаковой этажности.

Также Казаков создал новый классический тип городской усадьбы. Это были дворцы с фасадами, выдвинутыми на красную линию улицы. Флигели и хозяйственные службы дворцов размещались либо по бокам, либо переносились внутрь двора. Такими дворцами были дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Казаков строил как большие доходные дома, так и компактные особняки, которые в то время только начали появляться в Москве. Большое внимание архитектор уделял и интерьерам. В качестве декора он использовал колонны, карнизы, пилястры и росписи. До наших дней сохранились интерьеры "Золотых комнат" в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания.

В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова издала указ об издании книг "Российская архитектура", включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами построенных зданий и нереализованных проектов, которые заслуживали внимания специалистов. Казаков составил для издания альбомы казенных и партикулярных (частных) строений. Кроме того, Казаков занимался составлением аксонометрического плана Москвы, позволявшего оценить строения "с высоты птичьего полета", а также проводил съемку генерального плана города с отображением всех построек. По этим чертежам можно узнать, как изначально выглядели здания, сохранившиеся до нашего времени, а также, как выглядела Москва до пожара 1812 года.

Когда в 1812 году наполеоновская армия приближалась к Москве, родственники вывезли Казакова в Рязань. Здоровье Матвея Федоровича было очень слабым, и, узнав о том, что в пожаре погибло большинство его творений, он не вынес потрясения, и умер. Это случилось 7 ноября 1812 года. Похоронили Матфея Федоровича Казакова в Троицком монастыре.


Историческая справка:

28 октября 1738 г. – родился Матвей Федорович Казаков
1751 г. – Казаков поступил на обучение в первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского
1775 г. - Матвея Федоровича Казакова утвердили в звании самостоятельного архитектора
1776-1787 г.г. - Матвей Федорович построил здание Сената на территории Кремля
1782 г. - Казаков приступил к строительству здания Московского университета на Моховой
1786 г. – Казаков возглавил "Кремлевскую экспедицию"
7 ноября 1812 г. – Казаков Матвей Федорович умер



Похожие статьи
 
Категории