Архитектурные стили. Архитектурное выражение, архитектурный язык – ключевые компоненты архитектуры

17.07.2019

Связь архитектуры с миром представлений, господствующих в обществе в ту или иную эпоху, во многом более тесная, чем у других видов искусств. В отличие от художника или скульптора архитектор не может создавать свое произведение в одиночку. Строительство требует времени, средств и участия большого количества людей.

Архитектор должен обязательно получить одобрение своей идеи у общества, иначе она не сможет быть реализована. Множество проектов, не лишенных гениальности, остались на бумаге только потому, что показались современникам чересчур смелыми или необычными.

Произведение архитектуры выражает взгляды и вкусы не столько одного конкретного человека - автора проекта, - сколько всей исторической эпохи. Так, стремление к гармонии тела и духа, характерное для культуры Древней Греции, отразилось в облике храмов.

Торжественность и утверждение могущества власти прослеживаются в римских триумфальных арках. Мистический порыв души, устремляющейся к Богу, - в готических соборах. Создатели храмов эпохи Возрождения пытались - в соответствии с представлениями своего времени - передать языком архитектуры устройство Вселенной.

Художественный язык архитектуры

Каждый вид искусства имеет особые, присущие лишь ему средства и приемы создания художественного образа, свой неповторимый художественный язык. Основа художественного языка в графике - линия, в живописи - линия и цвет, в скульптуре - объемная форма.

Архитектор преобразует природный материал, вносит в него определенную организацию, т.е. создает архитектурную конструкцию. При этом он обязательно учитывает и физические свойства материалов: сопротивление, прочность, а самое главное - вес. Так, тяжелые части здания располагаются внизу, легкие - вверху. Фундамент должен обладать большей прочностью, чем кровля, опоры - быть более массивными, чем перекрытия.

В основе конструкции заложен принцип тектоники - гармоничного сочетания различных частей сооружения, что создает впечатления устойчивости, законченности, естественности постройки. Нарушение принципа тектоники дает так называемый атектонический эффект. Он может использоваться в архитектуре как художественный прием.

Например, в готических соборах стены здания заменяются витражами - живописными изображениями, выложенными из цветных стекол, которые вставляются в проемы окон. Сооружения кажутся невесомыми, не имеющими никакой иной опоры, кроме льющегося сквозь стекла света.

Огромные пространство собора, его устремленные к небу своды, игра света в витражах оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие. Именно такой образ храма, как будто не подчиняющегося земным законам, наиболее точно соответствовал возвышенному состоянию духа верующих.

Иногда архитекторы для создания особого художественного эффекта прибегают к помощи декора. Обычно это слово понимают как “украшение” . Но “ декорум” в переводе с латинского означает “подобающий” . Именно соответствовать конструкции, подчеркивать ее устройство должны декоративные детали.

Масштаб - впечатление от величины здания - еще одно выразительное средство архитектуры. Но не следует путать его с размером. Римские триумфальные арки, например, не очень велики, но производят грандиозное впечатление. А довольно большой особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженке в Москве кажется незначительным из-за путаного плана и множества мелки х украшений.

Форма - внешнее очертание здания - бывает простой, тяготеющей к правильной геометрической фигуре, как в египетской пирамиде, или же сложной, расчлененной на множество деталей. Она может быть симметричной или асимметричной. Простая, симметричная форма здания гармонична, легко воспринимается, а сложная, асимметричная, несущая в себе элемент дисгармонии - будит воображение.

Однако красота сооружения, его законченность и гармония зависят не только архитектурной формы. Например, асимметричные индийские храмы с их сложными формами не выглядят уродливыми. Дело в том, что соответствие архитектурных форм друг другу и зданию в целом не менее важно, чем сами формы. Эти соответствия - пропорции - важнейший элемент художественного языка архитектуры.

Архитектурная форма подчиняется определенному ритму. Например, гигантский фасад Версаля, протяженность которого превышает полкилометра, имеет преимущественно горизонтальное направление развития.

Горизонтальные линии фасада и чередование отдельных деталей (окон, колонн, элементов скульптурной декорации) создают особый ритм, вызывающий ощущение спокойствия, устойчивости, свободного естественного движения. Вертикальная форма здания выглядит, напротив, более динамичной. Развиваясь вверх, архитектурное сооружение как бы преодолевает силы земного притяжения. Наиболее яркий тому пример - готический собор.

Архитектурное сооружение непременно вызывает в нас определенные чувства, например, чувства стремительного движения и высоты, простора и покоя, светлой радости или угрюмой замкнутости, подавленности. И строительным материалам в этом принадлежит не последняя роль. Они всегда оказывали влияние на развитие архитектурно-конструктивных форм зданий и сооружений, на их габариты в плане и их высоту, на их эстетические качества. Из камня нельзя строить, как из дерева, из кирпича невозможно строить, как из железобетона. Словом, каждый строительный материал имеет свои возможности, которые обязательно учитываются архитекторами и строителями. Поскольку для каждой эпохи, для каждого исторического периода характерно формирование и развитие определенных убеждений, эстетических идеалов, вкусов и пристрастий, это непременно находит отражение в архитектуре возводимых в это время зданий и сооружений и, следовательно, в использовании наиболее подходящих для этого строительных материалов, которые на какое-то время становятся излюбленными.

Материал и конструкции, масштаб и форма, пропорции и ритм - все эти выразительные средства присущи не только архитектуре, но и, например, скульптуре.

Однако особенности художественного языка выделяют архитектуру среди других видов искусств. Ведь цель архитектурной конструкции - создание внутреннего пространства (помещение, парк или город).И этому пространству архитектор придаёт выразительные свойства, делая его неотъемлемой частью художественного языка.

Важнейшим инструментом организации внутреннего пространства является свет . Располагая определённым образом его источники, выделяя светом одни части пространства и затемняя другие, архитектор добивается нужного эффекта. С древнейших времён зодчие также использовали цвет, чтобы выделить, подчеркнуть наиболее важные детали архитектурной формы. В Древней Греции, например, цвет выбирали в соответствии с принципом тектоники: опорные, несущие части покрывались синей краской, а опирающиеся, несомые - красной,

Конструкции, форма и пространство, пропорции и ритм, свет и цвет образуют единство характерных признаков развития архитектуры - стиль. Стиль архитектуры, как и других видов искусств, - это, с одной стороны, внешняя форма, а с другой - отражение представлений определённой эпохи.

Именно в архитектуре наиболее полно и точно выражаются художественные идеалы определённого исторического периода. Стиль эпохи - это прежде всего стиль архитектуры.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского интститута
открытого образования

Язык искусства:
как раскрыть детям тайну архитектуры

Продолжение. См. № 12, 13, 15/06.

На уроке МХК учителю неоднократно приходится анализировать и разбирать архитектурные сооружения. Не зная до конца особенностей архитектуры, ее отличий от других видов искусства, ее языковых средств, мы невольно стараемся заменить искусствоведческий анализ другим, более доступным материалом. Но если мы поймем язык архитектуры, он как универсальное средство поможет нам на протяжении многих тем.

Темы можно изучать последовательно, а можно весь 5-й класс посвятить подробному прохождению языков видов искусства. И тогда ребята получат с самого начала путеводную нить, с помощью которой легко постигнут последующий материал. Если вам кажется, что не стоит весь 5-й класс «тратить» на это, проведите два-три урока по каждому виду искусства, а остальные знания давайте в начале каждого года. Это тоже существенно облегчит изучение языков искусства.

Принципы изучения видов искусства:

    Рассматривание схемы - классификации видов искусства, определение изучаемого вида искусства, его языковых средств.

    Сравнение с другими видами искусства, выделение особенностей изучаемого.

    Ориентация в видах, жанрах и формах произведений искусства данного вида.

    Разбор художественного образа, созданного автором, первоначальное определение своего отношения к конкретному произведению искусства.

    Определение цели создания произведения искусства, характеристика тех художественных средств, которые работают на эту цель.

    Композиция.

    Характерные особенности данного вида искусства (для архитектуры - стили).

    Выражение своего отношения к произведению искусства.

Первые два принципа реализуются на уроке, остальные по мере изучения оформляются в памятку, которая одновременно, подходит для анализа конкретных произведений.

Памятка

1. Определить вид и подвид архитектуры, к которому относится рассматриваемое произведение.
2. Объяснить, какой художественный образ рождает сооружение, охарактеризовать его, высказывая собственное отношение.
3. Каково назначение сооружения и как оно отражено в архитектурных формах?
4. Охарактеризовать конструкцию сооружения, в чем его особенности.
5. Охарактеризовать материал, который использован при строительстве, и особенности его декора.
6. Рассмотреть композицию здания:

Форму и силуэт,
- план,
- симметричность - асимметричность,
- контраст в сопоставлении частей,
- как выявлен композиционный центр,
- архитектонично ли сооружение,
- соблюдены ли или нарушены пропорции,
- ритм - в чем проявляется, какой он,
- масштабно ли сооружение по отношению к человеку или его размеры не принимают во внимание человека,
- как здание связано с окружающей средой - природной, городской,

7. Охарактеризовать архитектурный стиль.
8. Еще раз вернуться к своему отношению, подтвердить или изменить его.

Материал может быть распределен по классам следующим образом.

5 КЛАСС:

Понятие архитектурного образа,
- форма и силуэт здания,
- архитектурные формы,
- конструкции,
- материал.

6 КЛАСС:

План,
- симметрия–асимметрия,
- контраст частей,
- выделение композиционного центра,
- ритм,
- связь здания с природной средой.

7 КЛАСС:

Архитектоника,
- пропорции,
- масштабность.

8 КЛАСС:

Стилистика.

С подробным объяснением материала по каждому пункту памятки мы познакомим читателей в ряде следующих статей, а сегодня поговорим о сравнении архитектуры с другими видами искусства, об особенностях архитектуры, а также предоставим краткий материал по видам и подвидам архитектуры.

Определение вида искусства, ознакомление с его языком, повторение понятия «художественный образ» и выражение его словами (второй пункт памятки) будут представлены в виде вводного урока по теме «Архитектура как вид искусства».

Общая информация

- сравнение архитектуры с другими видами искусства (материал может быть использован на уроке в 5-м классе);

- выделение особенностей архитектуры (только для учителя);

- виды и подвиды архитектуры (материал может быть использован на уроке в 5 классе).

Сравнение архитектуры с другими видами искусства

  • С декоративно-прикладнымым искусством архитектуру роднит ее утилитарное практическое назначение. Как и в декоративном искусстве, в архитектуре ценятся старинные материалы, способы обработки которых традиционно могут повторяться или обыгрываться заново. Примером может послужить дерево, которое для архитектуры не исчезло с появлением металла, стекла и железобетона. Как ставили избы в древние времена, так делают это и теперь. То же самое происходит и в старинных промыслах, таких как дымковская или филимоновская игрушка, - традиции сохраняются и обогащаются.

  • Со скульптурой архитектуру роднит объемность, но при этом, как мы уже успели заметить, объемность архитектуры более сложная, включающая внешнее и внутреннее пространство. Второе отличие заключается в том, что форма для скульптуры является во многих случаях определяющим фактором для понимания и раскрытия художественного образа. Форма заключена и в моделировке - трактовке объема, в позах и жестах героев, и в расположении скульптуры, она тесно связана с динамикой или статикой. В архитектуре, более сложном для понимания виде искусства, форма является лишь первой ступенью в раскрытии замысла, на раскрытие образа будут влиять многие другие факторы, в которых нам предстоит разобраться.

  • С живописью и графикой архитектуру, как и другие виды искусства, роднит возможность создания художественного образа (об этом подробно далее), хотя в живописи и графике художественный образ часто несет отпечаток индивидуальности, субъективности, в то время как архитектуре в большей степени присущи объективные черты общественного развития на том или ином этапе. Отличает же эти виды искусства то, что в живописи и графике ярко выражена плоскостность, а в архитектуре - сложная объемность. Цветность выступает в живописи как определяющий фактор, а в архитектуре - как побочный, дополнительный. Еще одно отличие заключается в однозначной утилитарности произведений архитектуры, ведь ни одно сооружение не строится просто для красоты, в ущерб его практическому применению; живопись и графика не имеют такой ярко выраженной практической значимости. Но почему мы сравниваем архитектуру именно с этими видами искусства? Почему не с музыкой, литературой, кино, танцем, театром? Дело в том, что архитектура входит в семейство пространственных видов искусства. В отличие от них существуют временные виды искусства, длящееся во времени и не занимающие определенного места.
    Будучи пространственным видом искусства, архитектура, как ни странно, оказывается вместе с тем и временны м видом. Почему? А потому, что, проходя по фасаду здания, по анфиладам комнат, мы открываем для себя все новые и новые ракурсы и виды. С течением времени мы проникаемся художественным образом архитектуры, лучше познаем его. Поэтому особенностью архитектуры является ее пространственное и временное существование как вида искусства. А каковы другие особенности этого вида искусства?

Особенности архитектуры

Римский архитектор Витрувий в своей работе «Десять книг по архитектуре» выдвинул три требования, предъявляемые к сооружениям: польза, прочность и красота. Понятно, что на первом месте стоит польза, ведь мы уже говорили, что любое архитектурное сооружение строят для чего-то, с какой-то целью. Вот эта целесообразность и определяет его внешний вид, материал, размер, декор, место в застройке и др. Таким образом:

1. Главное требование - «польза», или функциональная сторона архитектуры, то есть для чего строится сооружение. Назначение здания сказывается во-первых, на выборе материалов, во вторых, на использовании тех или иных архитектурных форм - составляющих любого сооружения: от фундамента и стен-опор до кровли.

2. Второе требование Витрувия - «прочность» включает в себя понимание конструкции , лежащей в основе сооружения, или конструктивной стороны архитектуры . Нам предстоит познакомиться со стоечно-балочной, крестово-купольной и каркасной готической системами, системой арочного свода. Из одного только перечисления ясно видно, что архитектура как вид искусства имеет специфику, это не столько изобразительное, сколько конструктивное искусство, больше относящееся к технике. Любое новшество в технике или материалах сразу же сказывается на развитии архитектуры: появляются новые конструкции, архитектурные формы, в которых используются более совершенные материалы.

Если конструкция прочна и здание устойчиво, то у людей, созерцающих его, возникает чувство удовлетворения. Если же мы ощущаем неустойчивость, то невольно возникает неприятие сооружения, желание отвести взгляд. Так устроен человек, и это всегда учитывали и сейчас учитывают при строительстве.

3. Третье требование - «красота», или эстетическая сторона архитектуры . И полезность, и прочность должны выразиться в красивой форме, а это и есть эстетическая сторона любого сооружения. К ней можно отнести и декоративные элементы, и использование цвета. Эстетическая сторона крайне важна для человека, ведь произведения архитектуры мы видим чаще, чем произведения живописи, графики, скульптуры. Даже самый равнодушный к искусству человек, ни разу не зашедший в картинную галерею или музей, не открывший иллюстрированную книгу и не остановившийся перед скульптурой, вынужден ходить по городу, невольно впитывая в себя внешний вид зданий, подчиняясь их ритму и красоте. А поскольку здания окружают нас со всех сторон, они воспитывают наш эстетический вкус и обязательно должны быть красивыми.

Уяснив себе три особенности архитектуры, определим тему разговора об этом виде искусства. Сначала надо разобраться в функциональной стороне, потом в конструктивной и эстетической. Поняв суть этих сторон архитектуры, мы без труда перейдем к особенностям композиции. Познакомившись с ними, рассмотрим особенности стилей. И тогда язык архитектуры приоткроет нам свои тайны. Запишем для себя план нашего разговора в виде схемы.

СХЕМА

Но прежде чем говорить с детьми обо всех этих сторонах архитектуры, необходимо начать с самого главного - художественного образа, который создает то или иное архитектурное произведение. Как же объяснить ребятам, что такое художественный образ? Понятие художественного образа, его объективный и субъективный характер раскрывались на вводном уроке. На уроке, посвященном архитектуре, этот материал только повторяется.

Виды и подвиды архитектуры

Определение видов и подвидов архитектуры очень удачно дает А.М. Вачьянц в пособии «Вариации прекрасного. Введение в МХК». Воспользуемся этим материалом.

Существует три вида архитектуры: архитектурные сооружения, ландшафтная архитектура и градостроительство. В каждом виде есть свои подвиды. Так, сооружения могут быть общественными (ребята сами могут привести пример, обязательно надо просмотреть несколько изображений), жилыми и промышленными. К ландшафтной архитектуре относятся городские скверы, бульвары, парки (можно поставить несколько слайдов вперемешку: Тверской бульвар, новый жилой дом, завод, парк «Царицыно», Большой театр, усадьба Кусково - ребята должны определить, к какому виду архитектуры относятся сооружения). Градостроительство занимается проектированием городов, поселков (можно рассказать о том, как сама собой ширилась и развивалась Москва в отличие от Петербурга, создаваемого изначально с помощью линейки и циркуля). А.М. Вачьянц дает схематическую трактовку видов и подвидов архитектуры. Немного ее видоизменив, мы предлагаем вашему вниманию.

СХЕМА.


Вступительный урок

темы «Архитектура как вид искусства» в 5-м классе

1. Понятие «архитектура», язык архитектуры.

Учитель. Сейчас вам придется отгадать загадку. Вы готовы ? (Дети отвечают.)

Я больше ничего не скажу, но кое-что покажу. Кто внимательно посмотрит, тот увидит, о каком виде искусства, пойдет сегодня речь.

Учитель из деревянных брусков конструктора собирает дом. Делает он это на табуретке или на стуле, что стоит на первой парте. Дом лучше создавать из деталей двух цветов - так, чтобы части конструктора чередовались друг с другом. Сооружение может напоминать греческий храм из колонн, а сверху лист бумаги в виде кровли и фронтон, или это может быть обычный дом, но обязательно со входом и внутренним помещением. Наконец сооружение готово.

Учитель. Что же я создала?

Ученики. Обычное сооружение.

Учитель. К какому же виду искусства относится это сооружение?

Ученики. К строительству.

Учитель. Вы почти правы, ведь по-гречески «архитектон» означает «строитель». Как же можно назвать вид искусства, связанный со строительством?

Ученики. Архитектура.

Учитель. Верно, архитектура, архитектура - это искусство строительства зданий.

(Записывает тему урока на доске.)

А кто придумает символ для этого вида искусства?

Ребята находят символ этого вида искусства в схеме - классификации видов искусства. Его символ еще раз зарисовывается в тетради (если дети достаточно подготовлены, можно сравнить архитектуру с другими видами искусства).

Учитель. Подумайте, а какой язык у архитектуры - с помощью чего архитектурное сооружение общается с нами?

Ученики. Архитектура говорит с нами языком деревянных брусков.

Учитель. Да, из них создавался наш домик. Архитектура говорит с нами на языке определенной объемной массы, как же иначе, ведь из объемных массивных блоков мы строим! Для избы эти объемные массы - деревянные стволы, для каменного сооружения - камень, для жилого дома - железобетон. Но во всех сооружениях будет присутствовать масса, масса материала.

А что создает масса? Вот мы видели, что был пустой стул, а потом вдруг появился дом. Что же создалось с помощью массы?

После долгих раздумий, поправок и споров ребята приходят к выводу, что создалось пространство, причем сразу два - внутреннее и внешнее (вот для чего мы создавали дом со входом, с возможностью поставить внутрь куколку).

Учитель. Архитектура создает внутреннее и внешнее пространство - внешнее видим снаружи, внутреннее открывается нам при входе в само здание.

А как я укладывала массу материала, которая создает пространство? Я ведь не просто так положила один деревянный брусок на другой. Я что-то соблюдала, какой-то порядок. Кто догадается, какой?

Ученики. Вы строили дом, выкладывая бруски разных цветов последовательно, чередуя их, то есть соблюдали ритм.

Учитель. Правильно! В архитектуре ритм, то есть чередование, появляется всегда. Давайте посмотрим здания и постараемся увидеть ритм.

Ребятам демонстрируется Зимний дворец. Учитель просит найти одинаковые архитектурные формы, показывает, как они чередуются. Находясь недалеко друг от друга, они создают бодрый, радостный ритм. Ученики замечают, что чередуются и полуколонны, и окна, и балясины карниза, и скульптура на крыше. (Пока дети не познакомились с архитектурными формами, им сложно увидеть, на что следует обращать внимание, поэтому учитель может первый раз сделать это вместе с ними.)

Учитель. Если ритм у Зимнего дворца бодрый, частый и, проходя мимо этого здания, нам хочется идти так же бодро и радостно, то совсем другой ритм у Успенского собора в Кремле.

Ребята смотрят изображение.

Что же чередуется в этом сооружении? Что создает ритм? (Полуколонны, закомары - арки, узкие окна.) Как же нам хочется идти около этого здания? Так же бодро, быстро?

Нет, чинно, основательно, торжественно, ведь и полуколонны, и закомары, и окна находятся далеко друг от друга, они рождают ощущение покоя и торжественности.

Вот видите, каждое здание благодаря ритму несет свое настроение. А теперь сложное задание. Прослушайте, пожалуйста, детскую песенку и скажите, чем она похожа на архитектурное сооружение.

Звучит песенка «В траве сидел кузнечик». Во время исполнения учитель начинает хлопать в такт, невольно побуждая к этому детей. Вскоре весь класс хлопает под музыку.

Учитель. Что же вы услышали одинакового? (Молчание.) А что мы с вами делали во время пения?

Ученики. Хлопали.

Учитель. А как мы хлопали, просто так - кто куда?

Ученики. Нет, мы хлопали в такт, ритмично.

Учитель. Что же есть одинакового в музыке и в архитектуре?

Ученики. И в музыке, и в архитектуре есть ритм, только в музыке мы его слышим, а в архитектурном произведении видим и чувствуем.

Учитель. Верно, мы сделали одно наиважнейшее открытие, о котором знают далеко не все люди, а только самые внимательные, тонко чувствующие. И наверное, теперь вы мне объясните, почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

(Ребята высказывают свои мнения).

Язык архитектуры записывается схемой. Ученики, принимая участие в создании схемы, затем переносят ее в тетрадь.

СХЕМА.

2. Виды и подвиды архитектуры

Учитель. Мы с вами поговорили о языке архитектуры. А чем вообще занимается этот вид искусства? Какие создает произведения?

Ребята высказывают свои мнения. Выслушав ответы, учитель просит посмотреть на схему «Виды архитектуры» и в течение трех минут, работая парами, назвать, какие произведения создает архитектура - на какие виды они могут быть разделены. Проверив работу, учитель предлагает поговорить о подвидах архитектуры, демонстрируя слайды. Схема записывается в тетрадь.

3. Понятие художественного образа, нахождение нужных слов для его выражения

Учитель. Мы сказали о том, какими средствами с нами говорит архитектура. Но человек тоже может говорить: словами, фразами, но ведь очень важно, о чем он станет нам рассказывать. Очень часто так бывает, что смысл речи зависит от того, кто говорит. Вот давайте представим, что к вам в гости пришли мальчики и девочки, они стали рассказывать о своих любимых компьютерных играх. Мальчики и девочки расскажут об одном и том же?

Ученики. Нет .

Учитель. А почему о разных играх?

Ученики. Потому что они разные, у них разные интересы, каждый себе выбирает свое.

Учитель. Точно, как вы сказали, - выбирает свое. Ребята выбирают себе разные игры, а взрослые люди выбирают свой образ жизни, свою одежду, свой дом. А когда мы творим, то создаем совершенно разные произведения искусства. А почему?

Ученики. Потому что все мы разные, мы по-разному выражаем себя.

Учитель. А как называется это сложное понятие - «по-своему выразить себя»?

Если ребята вспомнят вводный урок или откроют записи в тетради, то они назовут: «художественный образ».

Учитель. Образ - видение, представление; художественный - созданный по законам отдельной личности, «неповторимый».

Произведение архитектуры тоже создавали люди. Как вы думаете, а оно создано по законам художественного образа, в нем люди выразили себя, свои желания, свои мысли, чувства?

Давайте посмотрим разные произведения архитектуры и постараемся прочитать мысли и чувства людей, их создававших.

(Демонстрируются русская северная изба и небоскреб. Детей просят высказать свое мнение: одинаково ли люди выражали себя, одинаковое ли представление о красоте у них было?)

Что ценили люди, строившие избу, что они считали красивым?

Ученики. Прочное, большое, хорошо защищенное, сделанное из огромных стволов - надежное .

Учитель. А наши современники, возводившие небоскреб, любили то же самое?

Ученики. Им нравилось совсем другое: высокое, едва стоящее на земле; расчерченное на квадратики; будто лист, разлинованное; сделанное из металла и стекла; все какое-то искусственное .

Учитель. Вы правы, если наши предки - славяне ценили в домах надежную защиту, крепость, то люди ХХ века хотели видеть тоже большие дома, но совсем не похожие на прижатые к земле избы. Они смело устремили дом в небо, демонстрируя свое могущество. Мы сказали только о высоте здания, а уже поняли, что совсем по-разному люди видели красоту. Можно ли спросить, где она, настоящая красота: в избе или небоскребе?

(Дети высказывают свои мнения).

И там, и там есть красота, только она разная и ее нужно уметь увидеть и передать словами. Вот и давайте потренируемся подбирать эти слова.

Класс делится на команды. Задача - как можно быстрее подобрать к слову, названному учителем, антоним. Слова-определения записываются в столбик под заголовком: «Какими словами можно выразить свое мнение о сооружении».

Высокий - низкий
Мощный - хрупкий
Величественный - скромный
Распластанный - возносящийся
Кряжистый - изящный
Тяжелый - легкий
Гладкий - изрезанный
Спокойный - подвижный
Плавный - бурный
Строгий по внешнему виду - игривый, мягкий внешний вид
Прямые линии - кривые линии
Простой - сложный
Пышный - скромный
Обычный, естественный - праздничный

Учитель. Предлагаю командам за три минуты подготовить рассказ о художественном образе, который рождает Парфенон - гордость Древней Греции. Подберите для его характеристики слова из списка и догадайтесь, в чем же греки видели красоту.

(Когда одна группа называет слова, вторая должна лишь добавить то, чего недостает. Отдельный балл - за самостоятельно найденное слово.)

Ученики . Парфенон: высокий; мощный; величественный; в меру изящный, но не слабый, видно, что колоннам тяжело, но они выдерживают нагрузку, гордо ее несут; храм спокойный; строгий по внешнему виду; в нем много прямых линий, и от этого он кажется еще более величественным и неподвижным; он простой, но не простачок - все в меру; он не пышный и не скромный - все как должно быть.

Древние греки видели красоту в простоте, чтобы все было уравновешенно, спокойно. Как видно, ничего не знающие в истории искусств дети, лишь анализируя внешнюю форму, смогли увидеть самое главное, что заложено архитекторами Древней Греции.

Учителю остается добавить, что колонны олицетворяли свободных членов общества, несших на своих плечах ношу государственной власти.

И конечно, преподаватель должен похвалить ребят, ведь они сделали огромный шаг вперед - попытались понять архитектуру, причем делали это, выражая свое собственное мнение, а не повторяя слова, сказанные учителем.

Продолжение в № 21

Архитектура родственна живописи и графике, так как подобно им оперирует линиями. Но в то время, как живопись и графика способны создавать только иллюзию пространства на плоскости, архитектура владеет в полной мере глубиной пространства. Архитектура родственна скульптуре - эти искусства оперируют массами и объемами. Но в то время, когда скульптура оформляет массу только снаружи, архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и изнутри (интерьеры и экстерьеры). Далее, казалось бы, архитектура по своему содержанию является самым простым из всех видов искусств. Она способна воплощать только очень определенные, однозначные идеи и чувства: архитектуре, например, недоступен юмор. Можно предположить, что архитектура должна сделаться самым почетным и самым популярным искусством. Но на деле мы видим иное: это искусство оказалось трудным и недоступным, его язык понятен и привлекателен только для очень немногих. Дело в том, что архитектура, с одной стороны - самое материальное, самое вещественное, и, с другой - самое абстрактное искусство. Будучи вполне конкретной частью натуры, служа самым реальным и утилитарным целям, архитектура вместе с тем выражается знаками, числами, абстрактными отношениями. К тому же нет никакого сомнения, что от всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом творения. Работа архитектора может иногда требовать целой жизни. Кроме того, "архитектор не открывается зрителю в такой мере, как это возможно поэту или музыканту. В каждой, самой случайной, самой произвольной игре фантазии архитектора открывается дух того общества, коллектива, которому служит архитектор".*
История искусства рассказывает нам
о многих своевольных, непокорных художниках, деятельность которых находилась в непрерывном конфликте со вкусами своего времени. Они были или отринуты эпохой, или сами ею пренебрегли. Архитектор же не может существовать совершенно оторванным от своего времени, абсолютно свободным от социальных функций. Ни в одном искусстве заказчик (в самом узком и в самом широком смысле, как индивидуальный хозяин и как голос эпохи) не играет такой важной роли, как в архитектуре.
Если в отношении живописи и скульптуры иногда вполне приемлемо выражение: -"стиль это человек", то в отношении к архитектуре гораздо правильнее было бы сказать, что "стиль это эпоха".
Однако, если это тесное слияние архитектуры с обществом, культурой, эпохой свидетельствует, с одной стороны, о черезвычайно важных культурных функциях оной, то, с другой стороны, оно же является причиной весьма трагического свойства, а именно - роковой невыполнимости многих архитектурных идей и замыслов. Это искусство далеко превосходит все другие количеством таких произведений, которые остались в стадии проекта, на бумаге, в фантазии художника. При этом, как это не покажется парадоксальным, именно по мере развития цивилизации количество невыстроенных памятников архитектуры все увеличивается.
Тем не менее, архитектура отражает общественного человека и ту действительность, в которую он включен. А это значит, что именно архитектура, как документальная каменная летопись, запечатлевшая страницы истории, правдиво передаёт нам дух эпохи, рассказывает о жизни общества, его взглядах и идеологии.
Будем постигать книгу зодчества, познавать язык архитектуры.

Архитектура это искусство создавать по законам красоты здания и сооружения, систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.
Различают три основных вида архитектуры:
1 - архитектура объемных сооружений (включает жилые дома; общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины); промышленные сооружения (заводы фабрики электростанции и др.);
2 - ландшафтная архитектура (главным образом связана с организацией садово-паркового пространства);
3 - градостроительство (охватывает создание новых городов и поселков, реконструкцию старых городских районов). Градостроитель выбирает территорию, намечает размещение жилых, общественных и промышленных зон, связывающие их транспортные магистрали, предусматривает возможность дальнейшего расширения города, места новых городских ансамблей.
Архитектура как искусство отличается от простого строительства способностью изображать, вызывать определенные чувства и настроения. Если вдуматься в конструктивные приемы какого-нибудь архитектурного стиля, то можно заметить две конструкции: одну реальную, выложенную в камне закрепляющую статику здания; другую мнимую, показанную лишь направлениями и сочетанием линий.
Обратимся к античности, т.е. к искусству Древней Греции и Древнего Рима.
Античные мастера разработали строго продуманную и логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания. Эта система получила название ордера. В эпоху античности order был основным средством целесообразной конструкции и художественной выразительности, т. е. в архитектурных стилях, основанных на использовании ордера, мнимая конструкция стоит ближе к реальной. Тем не менее поражает разнообразие выразительных средств, отразивших торжество рабовладельческой демократии, основанной на идее самого широкого участия свободных граждан в управлении государством, торжество общественных начал над личным, долга над чувством.
Order выступает как система элементов на основе которой можно создать, пользуясь определенными правилами, бесконечное множество комбинаций. Элементы ордера не являются обезличенными единицами. Они не взаимозаменяемы даже в пределах единого сооружения - каждый фрагмент индивидуализирован. Это и определяет неповторимость каждого здания.
Проанализируем конструктивные приемы готики. Здесь наиболее ярко выделяется реальная конструкция, закрепляющая статику здания и мнимая, благодаря которой формам придается динамика, легкость, непрерывное устремление ввысь. В этом неудержимом подъеме всех линий к небу воплотилась идея готического храма - мистическое слияние человека с богом.
Такой же анализ можно приложить к любому стилю, любому произведению художественный архитектуры. Всегда найдется реальная конструкция, которая определяет стабильность здания и видимая, изображенная, выраженная в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придаст зданию витальную энергию, воплотит его духовный и эмоциональный смысл.
Необходимость, прочность, удобства - с одной стороны и красота, способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения - с другой - являются обязательным свойством художественного сооружения. Функциональные, конструктивные, эстетические качества: польза, прочность, красота - в архитектуре взаимосвязаны. Творческий поиск наиболее интересной пространственной композиции, художественная отделка поверхности создаваемого здания составляют сущность работы архитектора. Проектируя, архитектор ищет наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей.
Однако, выбор композиции не произволен, так как зодчий обязан считаться с назначением сооружений, климатом местности где ведется строительство, окружением будущей постройки. Например: функция здания, его назначение определяют величину, габариты внутреннего пространства, а следовательно и внешнюю форму здания.
Нельзя не согласиться, что смотреть кинофильм удобнее в просторном зале без окон и с наклонным полом (в кинотеатре большая, глухая коробка зала). А в жилом доме много комнат с окнами, балконами. Так функция задаёт сооружению характерный облик. Свои требования могут предъявлять архитектору климат, пейзаж, рельеф почвы, архитектурное окружение.
Влияние климата сказывается прежде всего в ориентации зданий и планировке городов. На севере господствует южное направление и тенденция к возможно более широким улицам. Огромная ширина улиц в Петербурге вызвана желанием дать солнечным лучам более свободный доступ и это определяет чрезвычайно крупный масштаб его монументов. Напротив, жители юга стремятся избежать горячего солнца, поэтому улицы южного города часто поражают северян своей суженной планировкой. Для южных городов характерно обилие портиков, крытых галерей, окаймляющих улицы.
В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и конструкции, соответствующие техническому развитию своего времени. Новые конструкции оказывали влияние на архитектурные формы. Например: в Древнем Египте основным строительным материалом был камень и стоечно-балочный тип конструкций. Чтобы перекрыть большое пространство, приходилось ставить множество опор на расстоянии трех-четырех метров друг от друга. Помещение получалось тесным, похожим на каменный лес. Архитекторы Древнего Рима, благодаря изобретению бетона и применению арочных сводчатых и купольных конструкций, значительно увеличили расстояние между опорами.
Организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е. четкому распределению повторяющихся с определенным интервалом отдельных объемов и деталей здания (группировка колон, окон, скульптур). Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении называется вертикальным ритмом. Он придает зданию снаружи впечатление легкости, устремленности вверх. Чередование деталей в горизонтальном направлении - горизонтальный ритм (придает зданию устойчивость)
Собирая, сгущая детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.
Еще одно средство архитектурной композиции - масштаб. Он зависит не от действительных размеров здания, а от общего впечатления, которое постройка производит на человека. Например: в современных микрорайонах общественные здания (торговый центр, кинотеатр) всегда меньше по объему, чем многоэтажные жилые сооружения, но они производят впечатление главных, крупномасштабных, благодаря более крупным членениям их форм. О таких зданиях говорят, что они имеют крупный масштаб. Одни здания имеют симметричную композицию (одинаковое расположение отдельных элементов относительно оси симметрии), другие - асимметричную, где главная часть здания смещается в сторону от центра, что приводит к динамичному архитектурному образу.
Основные художественные средства архитектора - открытые и закрытые пространства, объемы зданий и ограждающие поверхности конструкций. Архитектор может сделать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными; объемы тяжелыми или легкими, простыми или сложными; элементы ограждающих поверхностей плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными - добиваясь при этом согласованности художественных средств, что приводит к гармонии. Язык архитектуры богат и сложен. И только при согласованном использовании всех средств и приемов возникает яркий художественный выразительный архитектурный образ. В этом и заключается творческий поиск зодчего. Лучшие архитектурные здания и ансамбли запоминаются как символ стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Эйфелева башня в Париже, Красная площадь в Москве.

* - Виппер Б.Р. "Введение в историческое изучение искусства". М. Изобразительное искусство. 1985 г.

Продолжение:
Архитектура эпохи классицизма в Одессе.

Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.

Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная , результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн . Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства ,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных
    сооружений
    . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
    стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
    заводы и пр.);
  2. Ландшафтная архитектура . Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
    бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
    мостиков, фонтанов, лестниц;
  3. Градостроительство . Оно охватывает
    создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
    районов.

Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Современное искусство архитектуры основано на полной свободе мнений и идей, приоритетные направления и как
таковой стиль практически отсутствуют, а все концепции, по которым идет
развитие, имеют свободу и равноправие. Творческая фантазия сегодняшних
архитекторов ничем не ограничена, а в полной мере предоставленные возможности
сделать нашу жизнь выразительнее и ярче воплощаются в современных зданиях с
неуловимой быстротой.



Похожие статьи
 
Категории