Автор картины на пашне весна. Описание картины Венецианова «На пашне

18.05.2019

Алексей Гаврилович Венецианов - выдающийся живописец. К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни. Одной из таких произведений есть картина «На пашне. Весна».

На картине изображена ранняя весна. Это видно по еле зазеленевшей траве, которая только проснулась после зимы и прорастает наверх. Вглубь картины уже изображена вспаханная земля, по которой водит двух лошадей молодая женщина. Сбоку нарисованы молодые ветви деревьев с уже молодыми зелеными листиками. Также возле них изображен сломанный столп от старого дерева.

Женщина очень легко управляет парой лошадей, которые тянут бороны. Одета она в светло красный сарафан и белую блузку. На голове очень красивый кокошник. Похож он на такие, которые носили придворные дамы. По свежей вспаханной земле она идет босиком, как бы гуляя, и кажется, что она вдыхает свежий воздух земли и весны полной грудью. Ее лошади по виду очень сильные и выносливые, но, тем не менее, они покорно идут по следу своей хозяйки. Справа на переднем плане картины сидит маленький ребенок. Возможно, это сын, работающий женщины. Он спокойно себе играет на виду у мамы и ждет, когда она закончит работать в поле.

Также невозможно отвести взгляд от голубого неба с воздушными белыми облаками. Хотя солнца нигде не видно, день изображен очень светлым и ярким.

Странное, но и в, то, же время удивительное то, насколько спокойно и умиротворенно изображены персонажи и все живое на картине. Насколько нарядно одета крестьянка. Ведь всем давно известно, насколько изнурительный и тяжелый крестьянский труд. Может все потому, что именно в этой молодой и красивой женщине автор воплотил раннюю весну. Такую свежую, легкую и раскованную.

Алексей Венецианов «На пашне. Весна», 1820-е

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно «На пашне. Весна» является реалистичным, но в то же время и аллегоричным произведением, поскольку оно олицетворяет собой обобщённый образ русской земли. По словам искусствоведа Алексея Савинова, Венецианов, будучи одним из ведущих мастеров русской пейзажной живописи, «поднялся в этой картине до создания содержательного синтетического образа своей великой родины». Изображая простой сюжет - крестьянку, боронящую поле, Венецианов превращает его в «эпическую поэму о вечном воскрешении земли и человека».

Бо́льшую часть полотна занимает небо. Венецианов специально изучал движение облаков, пытался описывать их движение и скорость. В результате ему удалось создать эффект объёмности облаков и их плавного течения. Линия горизонта проходит довольно низко и загибается ещё ниже в правой части картины - это позволяет художнику создать впечатление широкого простора, «бесконечности неба, его „сводообразности“, бескрайности небесной и земной сферы».

Центральным образом в картине является статная фигура молодой матери-крестьянки, которая, ведя двух лошадей, в то же время наблюдает за сидящим у пашни ребёнком, изображённым в правом нижнем углу полотна. Крестьянка одета в нарядный сарафан и кокошник, который воспринимается как античная диадема. Она легко идёт по полю, едва касаясь земли, словно паря над ним, как будто она не простая крестьянка, а богиня Флора, олицетворяющая Весну; это впечатление усиливается тем, что масштаб её фигуры кажется несколько увеличенным по сравнению с лошадьми, что, впрочем, нисколько не портит композицию. Венецианов не углубляется в психологию символизирующей Весну крестьянки, не выписывает мелкие подробности её лица, а рассчитывает на «совершенство пластического воплощения всей фигуры в целом», мелодии ритмов и согласованность тонов, которые в совокупности рождают «ощущение возвышенной красоты».

В цветовой гамме картины важную роль играют голубоватые тона, но при этом нет ощущения холодности цвета - скорее наоборот, он выглядит тёплым и радостным, и его важным дополнением служит «мягкая зелень только что распустившейся листвы». В верхней, белесовато-голубой части картины художник использует «разбелённые, высветленные тона», а в нижней части преобладают зеленовато-охристые цвета. С использованием воздушной перспективы Венецианову удалось создать гармоничный переход тонов «от интенсивных на первом плане ко всё более успокоенным, затухающим в зоне встречи земли и неба».

Алексея Венецианова называют крестьянским художником. Не потому, что происхождения он был низкого, а потому что был певцом жизни простого человека, который трудится на земле. При дворе любили Венецианова за то, что крестьянский быт он показывал, скажем так, корректно. Не грязь, тяжелой бремя и нищету (что позднее станет темой работ других художников), а широкие поля, радостный бег лошаденки и красоту всходящего урожая. Но так ли прост Венецианов?

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает - третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина - богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Ребенок - это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна » вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.


«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник - аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.


«На жатве. Лето»

Каждая из работ - это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.


«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова - Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, - и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»

Алексей Гаврилович Венецианов - выдающийся живописец.
К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни.
Одной из таких произведений есть картина «На пашне.
Весна».

На картине изображена ранняя весна.
Это видно по еле зазеленевшей траве, которая только проснулась после зимы и прорастает наверх.
Вглубь картины уже изображена вспаханная земля, по которой водит двух лошадей молодая женщина.
Сбоку нарисованы молодые ветви деревьев с уже молодыми зелеными листиками.
Также возле них изображен сломанный столп от старого дерева.

Женщина очень легко управляет парой лошадей, которые тянут бороны.
Одета она в светло красный сарафан и белую блузку.
На голове очень красивый кокошник.
Похож он на такие, которые носили придворные дамы.
По свежей вспаханной земле она идет босиком, как бы гуляя, и кажется, что она вдыхает свежий воздух земли и весны полной грудью.
Ее лошади по виду очень сильные и выносливые, но, тем не менее, они покорно идут по следу своей хозяйки.
Справа на переднем плане картины сидит маленький ребенок.
Возможно, это сын, работающий женщины.
Он спокойно себе играет на виду у мамы и ждет, когда она закончит работать в поле.

Также невозможно отвести взгляд от голубого неба с воздушными белыми облаками.
Хотя солнца нигде не видно, день изображен очень светлым и ярким.

Странное, но и в, то, же время удивительное то, насколько спокойно и умиротворенно изображены персонажи и все живое на картине.
Насколько нарядно одета крестьянка.
Ведь всем давно известно, насколько изнурительный и тяжелый крестьянский труд.
Может все потому, что именно в этой молодой и красивой женщине автор воплотил раннюю весну.
Такую свежую, легкую и раскованную.

На пашне. Весна — это работа Венецианова, с которой я познакомилась в школе на уроке литературы. Скажу сразу, она вызвала неоднозначные чувства, но обо всем по порядку.

Описание картины

Что же необычного в данном полотне и почему такие неоднозначные чувства вызывает работа автора? На картине Венецианова мы видим раннюю весну, этому свидетельствует молодая трава, которая только стала пробиваться из-под земли. Ее мы видим на переднем плане, где земля еще не тронута пашней. Чуть дольше мы видим молодые деревья, которые только стали распускать свои листья.

На траве сидит ребенок. Он чем-то заинтересован. Может нашел интересный камушек и теперь с ним играет. Далее мы видим вспаханное поле, по которому не просто идет, а плывет, очень красивая русская женщина. Она величаво ведет две лошади, которые с легкостью подчиняются хозяйке. Смотришь на героиню полотна, на ее красивое платье, кокошник, лучезарную улыбку, и кажется что девушка не на поле, а где-то в бальном зале. Она не пашет землю, а танцует. На нее падает солнечный свет, а небо голубое и воздушное.

И здесь появляются вопросы. Насколько всем известно, крестьянский труд, а именно его и показывает на своей картине Венецианов, очень тяжелый, грязный и изнурительный. Работать в поле тяжело не только крестьянам, но и животным, которые помогают своим хозяевам. Однако на картине работа кажется легкой и создается впечатление, что не ранняя весна на улице стоит, а лето. Люди легко одеты и с удовольствием ходят по земле босиком, как героиня полотна, и сидят на траве, как малыш. В чем же секрет?

А секрет прост. Автор холста изображал на полотне не крестьянку, а образ весны, который воплощен в красивой девушке. Именно такую легкую, красивую и нарядную весну видит художник. Именно так легко, по мнению автора, ступает по земле весна, обновляя нашу землю и природу. Вот почему все на картине неоднозначно и от ее просмотра возникают противоречивые чувства.



Похожие статьи
 
Категории