Базаров и Одинцова: взаимоотношения и история любви. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви Встреча с одинцовой отцы и дети

24.07.2019

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.

Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.

Тургенев в своем романе «Отцы и дети» достаточно красочно описал главную сюжетную линию романа – любовную. Любовная линия показана нам на примере отношений между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой. Оба героя романа достаточно сильные и волевые личности, которые обладают общими интересами, и как итог: их дружба перерастает в любовь.

Итак, автор как будто делит настроение романа на две части: Жизнь Базарова до встречи с Одинцовой, и после встречи с ней. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, то можно отметить то, что любящим оказывается только Евгений. Хотя это и не очень на него похоже, ведь Евгений до встречи с Анной Сергеевной полностью опровергал существование такого чувства, как любовь, и постоянно смеялся над влюбчивым Аркадием. До встречи с Одинцовой Евгений представляется нам как достаточно сильный, уверенный в себе, возможно, даже слегка самовлюбленный юноша, но после встречи ситуация изменилась.

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, считал их чем-то вроде уродства или болезни…»

Одинцова же в свою очередь, не так любит Евгения, как хочет проникнуть в его душу. Ей интересны все происходящие с ним изменения, и она хочет знать, что же так влияет на Базарова. Но Базарову достаточно тяжело открыть свои истинные чувства потому, что в жизни он достаточно одинокий и независимый человек, который даже пред близкими не проявляет своих слабостей. И любовь он считает наибольшей из всех возможных слабостей. Анна постоянно наблюдает над происходящими событиями, но все же не хочет торопиться и строить отношения.

Переломным моментом отношений молодых людей было то, что Анна все же добилась признания и откровения от Евгения, но немного не в той форме, в которой она этого ожидала. Евгений под влиянием эмоций высказал Одинцовой все, что у него накопилось, и высказал это достаточно резко. Это скорее можно назвать обвинением Одинцовой в том, что она своей красотой и умом свела с ума Базарова и романтичным признанием считать уж точно нельзя. Сделав это признание, Евгений под влиянием эмоций решает уехать навсегда.

Спустя несколько лет, снова происходит встреча Одинцовой и Базарова. Они уже слегка постарели, набрались опыта и смогли в полной мере проанализировать их отношения. Евгений пытался все эти годы показать Аркадию, что для него все чувства «напускные» и он абсолютно не способен на них, однако он пытался обмануть сам себя. Чувства Базарова только окрепли с годами, однако Анна Сергеевна поняла, что все же в роли мужа его не может видеть.

Перед своей смертью, Базаров понимает, что их отношения не сложились именно из-за его характера и из-за того, что он все-таки не смог в полной мере проститься со своим одиночеством. Ему очень грустно за то, что он так бесцельно потратил свою жизнь и на смертном одре остался в одиночестве. Но даже, если бы судьба решила дать ему еще один шанс на то, чтобы все изменить, Базаров бы все равно остался верен себе и вряд ли бы изменил своим принципам.

Ведь на самом деле, отношения Базарова и Одинцовой с самого начала их знакомства были обречены на провал. В финале романа показаны несколько свадеб, но они показаны какими-то слишком постановочными и отношения напоминают скорее договорные, чем любовные. А Одинцова после смерти Базарова снова выходит замуж по расчету.

«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья…пожалуй, до любви…»

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони-мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-

философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав-ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он. отрицавший романтику любви, сам влюбился роман-тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо-кая, независимая, наделенная развитым умом, но при зтом она холод-на и эгоистична. В чем-то она похожа иа Базарова: как и он, она свы-сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу-бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по суги, очень оди-ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по-казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нег и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы-рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий рома1ггик. но соз-нание этого вызывает у нею самою злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши-мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе-мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест-вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст-венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на вей.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко-торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по-этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

Можно лн назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка-дий боготворит своею юварища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным харака"ром и независимым поведением. А Ба-заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче-ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез-ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка-дий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка-дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по-ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Баваровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми-ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо-родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молод-

цами, - а мы драться КОТИМ». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаегся с Ар-кадием, не сказав ему ни одного дружескою слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по-тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

Тема любви - центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все ге-рои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви.

Очень ишересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано-вится ясно, насколько эта история символична.

Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеев-ной Одинцовой. Но. проведя одну параллель, мы обнаруживаем, на-сколько эти образы вообще схожи между собой.

У них одинаковый стиль жизни - если во второй половине жизни княгиня «плаче! и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную устав-шую от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положе-ние у них похоже - тихий и спокойный брак с нелюбимым челове-ком у кня1 пни и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное - это ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо»

Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин - Павла Петровича и Базарова. Возни-кает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и разли-чия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерь-езными, когда человек попадает во власть природы. Действительно. Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним. даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.

Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива-ется в истории С Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со-бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связую-щим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека.

В начале романа главный герой Базаров изображен как нигилист, человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, ко-торый не принимает ни одного принципа на веру», для которого ро-мантизм - эго чушь н блажь: «Базаров признает только то, что мож-но ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то. что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоя-щего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий вес и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. Однако вскоре все больше понимает, что испыты-вает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе-ждениями, ведь любовь для него - это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Ивам Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз-давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома-ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи-сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе к - мысли и чувства, которые мог бы нережива1ь и icpoii.

Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас-сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста-вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче-ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду-мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам пи чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе-ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе-реживания Аркадия - он их просто описывает. Так. например, чита-тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка-дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде

предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор-ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го-воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать-ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе-нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь-ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так. например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю-мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге-рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно даст ему пишу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож-но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни-тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

В романе «Обломов» Гончаров предпринял попытку выразить свое представление о том, что является подлинной «нормой» человеческого бытия, утраченной в современном ему мире, и показать героя, отве-чающего этой «норме». В ком же - Обломове или Ш гольце - вопло-тился авторский идеал?

Очевидно, эти герои являются антиполами и во всем нрошвопос-тавлены друг другу. В противовес апатичному и бездеятельному Обло-мову Штольц энергичен и деловит. Он врывается в сонный, неподвиж-ный мир Обломова. как вихрь, призванный все переменить, предлагая другу вырваться из плена уютной комнаты, которая совершенно погло-тила Обломова, лишила сил, энергии, и отправиться в дальнюю поез iky за границу. «Дыши чистым воздухом...» - призывает Штольц. Но ДЛЯ

Ильи Ильича любой род деятельности, даже обычный переезд на но-вую квартиру, является тяжким бременем. Он готов всю жизнь проле-жать на уютном диване в своем любимом халате, а проект преобразо-вания его родного имения Обломовки так и остается лишь проектом.

Кажется, все перечисленное должно свидетельствовать в пользу Штольца, но что-то не позволяег нам считать его тем идеалом лично-сти, о котором мечтал писатель. Хотя известно, что, по замыслу автора, именно в этом герое должны были соединиться лучшие черты лично-сти. Недаром его мать - русская дворянка с нежным сердцем и поэти-ческой душой - передала Андрею свою духовность, а отец - немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Такое соединение, по мысли писате-ля, должно было создать гармоничный характер. Но на деле вышло иначе: рациональность и практицизм приводят этого героя к потере че-ловечное) и, а идеал писателя - «ум и сердце вместе». Видимо, поэто-му авторские симпатии оказываются не на стороне Штольца. Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ве, да, I [деал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «У1ы не Титаны с гобой. - говорит он своей жене Ольге, - склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Такова логика человека, винтящего практическую сторону дела и гото-вого сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело - натуры, подобные Обломову. мучимые «общече-ловеческим недугом», а потому не удовлетворенные решением част-ных проблем. Оказывается, что причины его бездеятельности и апа-тии не только в воспитании и характере самого героя, они глубже и серьезнее. По словам Обломова, в течение двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но... не вырвался на волю и угас».

По моему мнению, идеал в романс Гончарова воплотился не в од-ном герое, а в двух, таких разных, но так гармонично дополняющих друг друга. А может быть, в этом и есть настоящая правда жизни.

В чем причина бездеятельности Обломова? (но роману И.Л. Гончарова «Обломов»)

Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречи-вые отклики критики. Неоднозначен и огвет на поставленный вопрос.

Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обло-мова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он - ба-рин... Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремле-ний и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апати-ческую неподвижность и повергла его в жалкое существование нрав-ственного раба».

Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор за-думал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказы-вают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия со-ставляет явление общечеловеческое, она выражаемся в самых разно-образных формах и порождается самыми разнородными причинами: но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить"." к чему трудиться?» - вопрос, на который человек часто не может най-ти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».

Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Об-ломов является в роман законченным, совершенным и оттого непод-вижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и созда-на, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» - к такому выводу приходи i Обломов к концу своих дней».

Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?

Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре-кою. / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки - тоже

составляющие вечности. Все ЭТО и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической ча-стью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь нау-чившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них - у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?

Русская поэзия билась над згой загадкой еще со времен Жуков-ского, но, пожалуй, именно Фету, «певиу мгновенья», удалось вплот-ную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки па-мяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» - эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа за-мерла.

На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впе-чатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» - «Шепот, робкое дыха-нье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгно-венья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и пода-рить нам.

Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение спле-таются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о та-ком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

В чем новаторство Н.Л. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло-ва, по раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об-раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес-том...», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза - родная сестра крестьянки, истязаемой на плошали кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче-ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-оличмийца. равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема дтя Некрасова. Он утверждает необходи-мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь фажданин! служа искусству. Для блага ближнего живи. Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающен Любви...

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова - стихо-творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинным поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав-ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрица-нья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за-дачи требует от поэта огромного мужества и стойкое! и.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра-жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа-ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что. Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и пои moi С гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в иом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от-вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том. чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.

Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!

Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

Основа жизни Одинцовой - материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.

Базаров - нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)



Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.


Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой в номере гостиницы после бала, на котором оба присутствовали. Эта пара является основной в романе, так, например любовная линия именно представлена через них. Аркадий представил ей Базарова, для Аркадия было удивительно открытие, что Базаров, по мнению Аркадия, был смущен, чего никогда до этого не было. Это первое признание Базарова. Рассмотрим Анну Сергеевну, она является молодой женщиной.

Героиня в молодости вышла замуж, и брак был несчастным, он был старый, но очень богатый. Из-за болезни и возраста ее муж вскоре умер и, конечно, наследницей стала сама Анна. Теперь она богатая вдова. Анна была неординарной личность. Как только умер ее муж, она отправилась в путешествие по всей Европе, для того, чтобы развеяться и многое узнать. Анна придерживалась либеральных взглядов. Когда Анна вернулась в Россию, она была очень разочарована в жизни в родной стране. Героиня всегда была сообразительной и умной женщиной. Этим она и привлекла Базарова. Одинцова разбирается в людях, способна здраво оценивать события. Она всегда контролирует свои чувства, из-за прошлой жизни.

Истинное счастье – спокойствие и умиротворение. Одинцова приглашает Евгения Базарова к себе в гости. Герои смогли найти общий язык и общий язык. В скором времени Евгений понял, что влюбился, а эти чувства противоречат его представлениям.

Чувства победили разум и не смог справиться с ними. Это стало доказательством противоречивости теории. Но, к сожалению, Одинцова его отвергает и считает, что ее спокойствие дороже новых отношений. В итоге они расстаются друзьями.

Базаров не думал о последствиях и о будущем. Анна выйдя снова замуж, за нелюбимого, но хорошего человека поступила здраво и правильно.

Обновлено: 2017-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Похожие статьи
 
Категории