Биографии, истории, факты, фотографии. Биография антонио вивальди Творческий путь и биография антонио вивальди

30.06.2019

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Реферат на тему:


АНТОНИО ВИВАЛЬДИ.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.

Выполнила: преподаватель по классу скрипки
Базанова Н.А.

Лангепас, 2012

ВИВАЛЬДИ

АНТОНИО

(1678-1741)

Итальянский композитор,
скрипач, дирижер и педагог эпохи Барокко

Стремительными движениями
добивайся от звука раскрытия тайны
многозначности его содержания.

Антонио Вивальди

Родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье скрипача капеллы Св. Марка. До наших дней сохранилась легенда, связанная с рождением Антонио Вивальди. Ребенок родился семимесячным, с предельно маленьким весом – все были уверены, что малыш не выживет. Через десять дней врач констатировал смерть…Рано утром небольшая процессия прибыла на загородное кладбище, чтобы предать тельце земле. Во время короткой речи священника из наскоро сколоченного гробика вдруг послышался детский плач. Ребенок оказался живым!

Отец, Джованни Батиста Вивальди, первоначально был парикмахером, попутно продавал музыкальные инструменты и занимался музицированием с клиентами, но так увлекся искусством, что забросил основное ремесло. В 5 лет под руководством отца Антонио начинает учиться играть на скрипке, а в 10 лет уже подменяет в капелле своего отца. Руководитель капеллы Джакомо Ленгренци не мог не оценить талант красивого рыжеволосого мальчишки и лично начал обучать его композиции и игре на органе. Вероятно, Ленгренци повлиял на формирование инструментального мышления Вивальди, с его пристрастием к роскошному разнообразию тембровой палитры.

Но в дальнейшем, по настоянию отца, Антонио выбирает не музыкальное, а духовное образование и в 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте, принимает сан священника. Богослужений Вивальди проводить не пришлось – в этот период у него обостряются приступы астмы. Но существует и другая быль: причиной этому была его увлеченность музыкой, которой Вивальди уделял каждую свободную минуту, а если таковой не находилось, то сочинял свои произведения непосредственно..в процессе службы. За что в один прекрасный день и был лишен сана. Однажды композитор служил мессу, и вдруг ему пришла в голову тема фуги. Оставив алтарь, он отправился в ризницу, чтобы записать тему, а затем вернулся «на исходное место». Ретивые священнослужители, разумеется, сей вопиющий факт без внимания не оставили. Последовал донос, но инквизиция, считая Вивальди музыкантом, что фактически приравнивалось к сумасшедшему, только тем и ограничилась, что запретила ему впредь служить мессу. Сам Вивальди, впрочем, опровергал это, все же ссылаясь на болезнь: он не мог ходить пешком, подниматься по лестнице. Пользовался иногда гондолой или коляской.

Пришлось поступить на работу в один из музыкальных благотворительных приютов для девушек - сирот учителем на скрипке. Большую часть жизни он преподавал здесь. В его обязанности входило обучение на скрипке и виоле, а также наблюдение за сохранностью инструментов. Сочинял свою музыку для них и для себя, причем невероятно быстро – на партитуре одной из ораторий он написал: «Сработано с Божьей помощью за пять дней». Он пишет огромное количество ораторий, кантат, концертов, сонат. Здесь же он увлекся оперой. Известно, что духовный отец Вивальди не благословил его заниматься оперным жанром, мотивируя это тем, что Бог дал Антонио дар писать гениальные концерты и церковные кантаты, а выходящие из-под его руки оперы довольно посредственны. Да и не к лицу человеку духовного сана писать «оперные пьески» - не принесут они ему удачи.

Композитор ослушался, хотя, как показало время, духовный наставник оказался прав: оперы Вивальди были забыты, а при жизни успели принести ему массу проблем.

К концу первого десятилетия пребывания в монастырском приюте масштабы деятельности Вивальди настолько возросли, что в 1711 году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц. С этого момента его известность вышла за пределы родного города. Знатные иностранцы, гостившие в Венеции, не упускали возможности посетить концерты Вивальди. Известно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король Фридрих IV. Произведения Вивальди издаются в Венеции, Амстердаме, Лондоне, Париже.

В 1713 году Вивальди берет отпуск для постановки своей первой оперы «Оттон на вилле» в Виченце. Начиная со второй – «Роланд, притворяющийся безумцем» (1714) – следует ряд успешных премьер в родном городе (всего 8 за 5 лет!), упрочивших его славу как оперного композитора. После премьеры второй оперы Вивальди сам начал выступать в роли театрального импресарио: он не допускал ни малейшего ущемления своих авторских прав. После создания 8 опре, среди которых «Нерон, сделанный цезарем» (1715), «Коронация Дария» (1716), «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью» (1716), «Скандербег» (1718), «Кандаче, или Истинные друзья» (1720), «Обманы из мести» (1720), появляются две оратории. К Вивальди приезжают учиться иностранные музыканты.

В 1723 – 1724 годах Вивальди переживал триумфальный успех трех карнавальных сезонов в Риме, с операми «Геркулес на Термодонте» (1723), «Юстин» (1724) и другие.

Один из современников Вивальди в письме сообщал в 1727 году, что менее чем за три месяца Вивальди написал три оперы. Премьеры, видимо, сопровождались и материальным успехом, так как композитор имел возможность привлекать к исполнению лучших вокалистов Италии.

Во время служения в Мантуе у князя Дармштадтского в 1720 – 1723 годах в личной жизни композитора произошло знаменательное событие – он влюбился в певицу Анну Жиро. В 1726 году она впервые выступила в опере «Фапначе» и с тех пор стала постоянной участницей его премьер. С ней он ездил в Европу в течение 14 лет для представления своих опер. Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье композитора. Обе постоянно жили в доме Вивальди. Об этой связи сразу стало известно в церковных и музыкальных кругах, и реакция общественности на нарушение священником обета безбрачия не заставила себя ждать – началось «осуждение» композитора. Но это ничуть не помешало творческой активности Вивальди.

В 1725 году из печати вышел один из самых знаменитых опусов композитора – «Опыт гармонии и изобретения», объединивший 12 концертов. Первые четыре – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» составляют цикл «Времена года».

Конец 20х – 30е годы – период путешествий. О популярности Вивальди может свидетельствовать тот факт, что во время его пребываний В Вене в 1728 году ему был оказан благосклонный прием императора Карла VI. За 14 дней визита тот говорил с Вивальди больше, чем со своими министрами за 2 года, композитор был удостоен рыцарского звания и золотой цепи с медалью.

В 1726 – 1732 гг. оперы Вивальди часто исполнялись в Праге, столице Чехии, входящей в состав Австрийской империи.

В августе 1735 года Вивальди вернулся к должности капельмейстера оркестра, но продолжает сочинять оперы.

Но 16 ноября 1737 года Вивальди постиг тяжелый удар судьбы: апостольский нунций в Венеции запретил ему то имени кардинала Руффо въезд В Феррару. Причина была вполне понятна: будучи духовным лицом, он не служил обедни и при этом жил с Анной Жиро. По тем временам это было неслыханным позором, приравненным к публичному осуждению. Не менее значительным был и материальный ущерб – были отменены постановки опер с участием композитора, и оперные спектакли перестали пользоваться успехом.

А уже в 1740 году он был уволен из монастырского приюта, так как Комитет управляющих «не поощрял страсти к путешествиям».

В 1740 году Вивальди отправился в Вену, надеясь на расположение императора Карла VI, но тот скончался, что привело к войне за австрийское наследство. Престарелый, одинокий маэстро оказался в разоренной войной стране. Умер он в Вене 28 июля 1741 года и был похоронен как бедняк (стоимость похорон составила 19 флоринов 45 крейцеров).

Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Затем имя Вивальди на многие годы было забыто, пока в 20х годах XX века не были найдены его сочинения. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий разного рода сочинений.

КОНЦЕРТЫ ВИВАЛЬДИ.

Любимым жанром «рыжего священника» был концерт, со свойственной ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, - словом, стилем, рассчитанным на широкую, разнообразную и жаждущую впечатлений аудиторию. Концертов Вивальди написал великое множество – сорок шесть grossi и четыреста сорок семь сольных, причем для самых разнообразных инструментов и составов: двести двадцать один скрипичный, двадцать – для виолончели, шесть для виолы, шестнадцать флейтовых, одиннадцать для гобоя, тридцать восемь для фагота. Есть у него концерты для мандолины, для валторны, для трубы, различных смешанных составов, например, для флейты, гобоя, скрипки, фагота, или для двух скрипок, лютни, или двух флейт, гобоя, английского рожка, двух труб, скрипки, двух альтов, смычкового квартета и двух чембало и т. п.

Он обладал, очевидно, чрезвычайно высокоразвитым тембровым восприятием и мышлением, неустанно экспериментировал с тембрами, не только инструментальными, но и вокальными, чем даже заслужил порицание некоторых современников. Один из них писал:

«Он (Вивальди) учил певицу, Фаустиной именуемую, и заставлял ее подражать скрипке, гобою, флейте. Публика, всегда падкая до необыкновенных эффектов, потребовала, можно сказать, от всех певиц и кастратов, чтобы они шли этими путями. Сие есть время упадка музыки в Италии».

Вероятно, здесь сказалось влечение художественной фантазии композитора к инструментально – тембровой сфере, глее его гениальное дарование развернулось с наибольшей мощью и красотой. Его инструментализм был совершенно чужд отвлеченности. Наоборот, по сравнению со строго классической обобщенностью и гармонией идеально уравновешенных отношений у Корелли, образы Вивальди гораздо более конкретны, «осязательны», очерчены рельефными жанровыми чертами. Отсюда пластически – лаконичное решение в архитектонике: циклическое строение концерта он сжимает до трехчастного (чаще всего Allegro – Largo - Allegro), реализуя его в остроконтрастном плане.

Едва ли не наиболее примечателен самый тематизм концертов Вивальди, необыкновенно выпуклый, живой, экспрессивный, впечатляющий широкую публику и способный вызвать у нее порою наглядные ассоциации с разнообразными явлениями жизни. Мелодика Вивальди импульсивна, темпераментна, с резко очерченным контуром и выразительными фигуративными вариантами. Ее ритм индивидуализирован для того времени предельно, и каждая часть любого концерта обладает своим оригинальным ритмическим профилем и фактурой.

Важные приобретения совершены Вивальди в области тематического развития и композиционной формы. Для первых частей своих концертов он окончательно выработал и установил форму рондо, впоследствии воспринятую И. С. Бахом. Главная тема у tutti возвращается в виде рефрена, чередуясь с сольными эпизодами разработочного типа. Тематически они связаны с рефреном, заимствуя у него материал; но здесь, в эпизодах, темы завершенного строения растворяются в секвентно-фигуративном движении.

Так возникает периодическая смена тематических скоплений и разрежений. Тема рельефно оттеняется эпизодами, создающими ей текучий, подвижной фон нередко изобразительного характера. Эта форма для первых частей концертных циклов сохранилась до И. С. Баха.

КОНЦЕРТЫ «НОЧЬ»

Совершенно различны решения образа в концертах на тему ночи – этих первых симфонических ноктюрнах в истории мировой музыки.

В концерте «La notte», который сочинил Вивальди для фагота, смычкового ансамбля и чембало, светлый и ясный колорит си – бемоль мажора разлит по всем трем частям цикла. Первая воплощает образ наступающей тишины; она еще полна отзвуками дневных дел, оживленной беспокойной жизни. Во второй – Andante – в свои права вступает сон; в ровной ритмической фигуре слышится не то спокойное дыхание уснувшего, не то светлое колыхание его видений. Финальное Allegro – заря занимается, пастухи гонят стада на пастбища (интонации свирельного наигрыша).

Это ноктюрн – идиллия.

Но вот совсем иное решение темы ночи: концерт соль минор для флейты, фагота, смычковых и чембало. Это фантазия мрачная и поэтическая, родственная, пожалуй, некоторым образам живописи того века. Вступительное Largo скупыми средствами рисует образ наступающего безмолвия. В заторможенных разбегах и срывах мелодического движения невольно возникает ассоциация с офортами Capriccios Фрасиско Гойи: будто мысль силится бодрствовать, подняться – и не может. И когда засыпает разум, в ночи вылетают призраки (Fantasmi, Presto), снуют, кружатся и навевают ужас. Потом их сменяют какие-то светлые видения и наступает сон, глубокий и печальный. Человек спит, а вокруг колышется сумрак, напоенный тревожными шорохами. Скоро займется новый день, люди проснутся.. Что-то он принесет им?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000

2. Белецкий И. А. Вивальди. Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография. – Л.: «Музыка», 1975

3. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, издание 5. – Л.: «Музыка», 1982

4. Ладвинская А. А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. – Ростов н/Д: «Феникс»; Донецк: «Кредо», 2007

5. «Музыка»: Энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

6. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Выпуск 1. До середины XVIII века. Издание 4. – М.: «Музыка», 1978

Вивальди (Vivaldi) Антонио, выдающийся итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог эпохи барокко.

Родился в Венеции в семье скрипача капеллы Св. Марка. Первоначально музыкой с ним занимался отец. Позднее стал брать уроки у Дж. Легренци (композиция). Отец привлек Вивальди к работе в капелле, которую тот позднее, после смерти отца, возглавил.

В 1693 был пострижен в монахи, а в 1703 – посвящен в духовный сан. Однако служил в церкви недолго. Говорят, что причиной этому была его увлеченность музыкой. Так, однажды во время богослужения оставил алтарь с целью записать пришедшую в голову тему фуги. За это подвергся преследованию инквизиции. Спасся только тем, что как всякий музыкант был признан ненормальным. Сам Вивальди, впрочем, опровергал это. Он говорил, что здоровье не позволяло ему вести долгую службу. Из-за цвета волос Вивальди называли «рыжий монах». Это прозвище осталось за ним до конца жизни.

Отказавшись от церковной карьеры, в 1703 поступил в один венецианский благотворительный приют для сирот учителем скрипки. В Венеции тогда было четыре таких приюта для девочек (Pio Ospedale della Pietas). Большую часть жизни он преподавал здесь. В его обязанности входило обучение на скрипке и виоле д’амур, а также наблюдение за сохранностью инструментов. Сочинял свою музыку для них и для себя. Воспитал несколько известных певиц, с одной из которых четырнадцать лет ездил по Европе. В 1709 Вивальди был уволен со своей должности из экономических соображений, но уже в 1711 восстановлен. В 1716 он уже возглавлял оркестр Pieta. Церковные службы в приюте находились в центре внимания просвещенных венецианцев.

Приблизительно в это же время были опубликованы некоторые из его произведений – сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» (1711) и сборник «Экстравагантность» (1714). Очень скоро скрипичные концерты завоевали признание в Западной Европе.

С 1713 по 18 не покидая Венеции, почти ежегодно писал по опере – «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). Слава его между тем росла.

В 1718–20 жил в Мантуе и писал музыку для Мантуанского герцогского двора. В 1725 из печати вышел один из самых знаменитых опусов композитора – «Опыт гармонии и изобретения» Как и предыдущие, объединил 12 концертов. Первые четыре – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» объединяются в цикл «Времена года». Это – ранний образец программной симфонической музыки.

Конец 20-30-х годов – период путешествий. В августе 1735 Вивальди вернулся к должности капельмейстера оркестра, а уже в 1738 был уволен, так как Комитет управляющих не поощрял страсти к путешествиям. Одновременно продолжал работать в жанре оперы, предпочитая лично участвовать в постановках. После того как был отстранен от репетиций, оперные спектакли перестали пользоваться успехом.

В 1740 Вивальди отправился в Вену. Умер он в доме вдовы венского шорника и был нищенски похоронен.

После смерти имя Вивальди на долгие годы было забыто, пока в 1930-е не были найдены его сочинения. Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Главным в его творчестве был жанр инструментального концерта.

Утвердил новую (драматизированную, так называемую ломбардскую) манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта. Сохранилось 500 концертов. Вивальди – мастер ансамблево-оркестрового концерта (кончертогроссо).

Антонио Вивальди краткая биография изложена в этой статье.

Антонио Вивальди биография кратко

Антонио Лучо Вивальди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Родился 4 марта 1678 года в Венеции. Играть на скрипке его научил отец, и уже с 11 лет он мог заменять отца в капелле собора Св.Марка.

Но кроме занятий музыки Вивальдихотел стать священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г. Но из-за слабого здоровья, спустя некоторое время, он оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Вивальди стал популярен в Венеции, у него появились ученики. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”. Вскоре он переехал в Мантии и стал капельмейстером при дворе князя Ф. Гессен-Дармштадта. Здесь он познакомился с А. Жиро (оперная певица), которая стала ученицей композитора.

В 1725 г. был издан цикл его произведений “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”.

Дата рождения: 4 марта 1678 года
Дата смерти: 28 июля 1741 года
Место рождения: Венецианская республика

Антонио Вивальди - гениальный композитор. Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), являлся признанным в Италии исполнителем на скрипке. Так же известен как композитор, преподаватель, дирижёр. Имел духовный сан. Пик известности Антонио пришелся на период с 1713 по 1718 год, когда было написано не менее восьми опер.

Антонио впервые увидел свет в марте 1678 года, и сразу стал гражданином Венецианской республики. Его отец служил скрипачом в самом известном храме Венеции, и мальчику с детства была предуготовлена судьба, связанная с музыкой. Мальчик обучался у отца с десятилетнего возраста и даже иногда заменял его в соборе св. Марка. Мнения о других преподавателях игры на скрипке в настоящее время расходятся.

Пребывание в окружении духовенства и музыкантов привело к тому, что подросток решил стать священником. Он служил мессы, но занятие музыкой не прекращал. Успехи были столь значительны, что Антонио даже преподавал в одной из лучших музыкальных школ. Впоследствии стал руководителем, а так же дирижером оркестров.

Совмещать музыку и служение Антонио долго не смог. Это произошло по разным причинам – кто-то считает, что из-за слабого с детства здоровья, кто-то – что Антонио не мог всецело себя посвящать службе в храме.
С 1704 года Антонио поглощен сочинительством. Его сонаты для скрипки становятся все более известными. Венеция в те времена была известна своими международными связями – и известность молодого композитора разносится по всей Европе.

В 1713г. Вивальди берется за более крупные музыкальные формы, такие как оперы и оратории. За короткое время он пишет несколько опер, таких как «Роланд, мнимый безумец», «Коронация Дария». На венецианском карнавале зрители тепло принимают творения композитора. Наступает самый плодотворный период в его творчестве, после которого по некоторым источникам он отбывает в Мантую.

В Мантуе происходит судьбоносное знакомство композитора с исполнительницей оперных партий А. Жиро и её сестрой. Позже сестры постоянно проживали в доме Вивальди и часто были при нём во время длительных путешествий. Антонио всегда чрезвычайно почтительно отзывался о сестрах. Был благодарен Паолине, которая помогала ему в борьбе с астмой. Но духовенство не могло одобрить такое знакомство и всячески порицало дружбу композитора. Высшее духовенство запретило въезд творца в некоторые итальянские города.

После Мантуи, по свидетельству современников, Антонио отправился в столицу Италии, где с неизменным успехом представлял свои новые творения. Посетителям оперы так понравился своебразный стиль композитора, что его постановки пользовались неизменным аншлагом. Там же впервые были представлены «Четыре времени года». Именно это произведение чаще всего ассоциируется с именем композитора.

В 1740 г. Антонио отправляется в Вену. К сожалению, это было последнее путешествие из Италии. В Вене скончался Карл IV и разгорелась борьба за наследство. Заболев, композитор остается без средств к существованию и в конце концов умирает 28 июля 1741 г.

Достижения Антонио Вивальди:

Обогатил скрипичную музыку новым жанром одиночного инструментального концерта.
Написал девяносто четыре оперы.
Автор 500 концертов для разных видов инструментов. Впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра. Еще при жизни его заслуги как композитора были признаны в Европе.

Даты из биографии Антонио Вивальди:

4 марта 1678 г. появился на свет в Венеции
1688 г. начал обучение игре на скрипке
1703 г. начал работать как преподаватель скрипки в музыкальной школе
1705 г. опубликованы несколько произведений композитора под названием «Опус 1»
1713 г. написал первое крупное произведение – оперу
1738 г. получает запрет на въезд во Флоренцию за греховное поведение
1735 г. работает капельмейстером
1740 г. уезжает из Венеции навсегда
1741 г. 28 июля скончался в Вене

Интересные факты Антонио Вивальди:

Получил признание от соотечественников за возможность создать в трехдневный срок полноценную оперу.
Мог написать множество вариаций к одной музыкальной теме.
О композиторе никто не помнил без малого 200 лет. Лишь в начале ХХ века обнаружились рукописи с сочинениями Вивальди.
Антонио оказал значительное влияние на творчество более знаменитого его последователя – Баха.
Только 40 опер из 90 имеют полностью доказанное авторство Вивальди.
Самые знаменитые четыре концерта из цикла скрипичных концертов имеют правильное название «Четыре времени года».
Имеется всего один цветной портрет художника. То, что там изображен именно Антонио Вивальди, до сих пор достоверно не подтверждено.
Имел редко встречающийся у венецианцев медный оттенок волос.
Именем композитора назван кратер на одной из планет Солнечной системы.

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов – «Времена года» – пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере. Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso). В 1714 году Вивальди опубликовал очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza»

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.
Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.



Похожие статьи
 
Категории