Большой дворец. Усадьба Царицыно

29.09.2019

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • ©

Величавый Большой дворец музея-заповедника «Царицыно» является доминантой этого прекрасного дворцово-паркового комплекса, расположенного на южных окраинах Москвы. О его непростой истории вы узнаете из этой статьи.

А началось все в 1775 году, когда императрица Екатерина II, пораженная красотой и «деревенской» тишиной этого места, выкупает владение Черная Грязь у тогдашних владельцев - сыновей молдавского господаря Дмитрия Кантемира - за 30 тысяч рублей. Неприятное на слух название сразу же изменили на , что звучало благозвучно и по статусу.

Практически сразу зодчему было поручено обустройство новой царской резиденции «во вкусе готики». Архитектор по своему понял пожелание по стилю постройки и спроектировал здания в смешении форм московского барокко и древнего русского зодчества. Основными материалами стали белый камень и красный обожженный кирпич.

На территории парка планировалось возвести 5 дворцовых зданий для Екатерины и членов ее семьи, а также всевозможные вспомогательные строения для свиты, прислуги и для хозяйственных целей. Ни одна постройка не была похожа одна на другую ни размерами, ни геометрией. Изящный план исключительно гармонировал с существовавшим тогда ландшафтом, и императрица дала добро на его осуществление.

Работы начались в 1776 году, но шли с трудом из-за трудностей с финансами. Баженову иногда приходилось закладывать даже свое имущество и таким образом доставать деньги, чтобы стройка не приостанавливалась.

В 1785 году Екатерина II прибывает с инспекцией в Царицыно и даже осматривает Главный - Большой - дворец. Высказав неудовольствие по поводу непомерно узких и тесных залов, по ее мнению, она уезжает из будущей резиденции. Практически сразу Баженова отстраняют от дальнейшего строительства, а его место занимает уже его бывший ученик - . По приказу императрицы старые строения демонтируют.

Не будем особо разбираться в причинах такого поведения царицы, но некоторые историки усматривают в этом ее недовольство связями Баженова с представителями политической элиты Российской империи той поры. Будучи масоном, он водил дружбу с главой московской ложи Николаем Ивановичем Новиковым, который ратовал за немедленную передачу власти ее сыну Павлу.

В начале 1786-го Казаков предоставил на рассмотрение царице новый проект Большого дворца и получил высочайшее одобрение. Уже в марте месяце начались работы по демонтажу практически законченных трех корпусов и 18 июня, на их месте, началось строительство «по вновь конфирмованному учиненному зодчим Казаковым плану».

Изначальный проект подразумевал во дворце устройство 3 уровней, без учета цоколя, высокие завершения, масштабные и квадратные в проекции торцевые строения, между которыми размещался центральный монументальный корпус с бельведером на крыше.

К сожалению, задуманное не было осуществлено. Как и при Баженове, вопрос уперся в финансы, которые не выделялись вовсе после начала в 1790-м очередной русско-турецкой войны, хотя поначалу работы шли споро. Лишь три года спустя - в 1793-м - работы возобновились, но по желанию императрицы первоначальный проект значительно переработали в сторону снижения расходов.

Так, было решено оставить лишь два этажа в Главном корпусе Большого дворца, из-за чего силуэт строения получил несколько расплывчатые формы и пропорционально плохо связывался с уже отстроенными боковыми корпусами покоев Екатерины (справа) и цесаревича Павла (слева). В итоге центральная часть получилась, ко всему прочему, узкая и являлась, в большей мере, проходной галереей.

Главным визуальным элементом Большого дворца в Царицыно стали размещенные по углам строения башни. Именно с их помощью добились приданию силуэту постройки готических форм, хотя их завершения по стилистике больше напоминают башни московского Кремля.

Вместе с тем, в облике дворца явно проступают признаки классицистического стиля, который к последней декаде XVIII столетия стал широко применяться в российском зодчестве.

Выдержанная симметрия и трехчастное дробление фасадной плоскости придают строению уравновешенность, а благодаря монументальным полуколоннам визуально выделяются угловые части башен. Колоннадой оформлен и парадный вход.

Некоторую тяжеловесность фасадам добавляет часть декоративных элементов: массивные сандрики, устроенные в торцевых корпусах лоджии, стрельчатая, «под готику», аркада верхнего уровня главного здания. Кстати, стрельчатые арки вокруг окон носят лишь декоративные функции, а сами проемы, в большинстве своем, имеют прямоугольную форму.

Таким образом, в отличие от баженовского проекта, Казакову удалось придать Большому Царицынскому дворцу действительно «державную мощь», и все это благодаря большему внесению в декор классических элементов и некоторого нивелирования готического стиля и «московского барокко».

В 1796 году все строение укрыли временной кровлей мрачноватого - черного - цвета, что вызвало негативную реакцию и у специалистов, и у обывателей той поры. Началась и отделка внутренних помещений. Все шло к скорому завершению строительства, но …

В том же году умирает императрица Екатерина и работы были практически приостановлены, а после посещения этого места в марте месяце 1797-го взошедшим на российский престол Павлом I было исполнено его повеление «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Так и стоял незаконченный Большой дворец более двух веков, пока в начале XXI века не был реконструирован. Правда, из-за определенных новшеств в оформлении фасадов и изменения декора и планировки внутренних помещений, многие специалисты назвали это не реставрацией, а новоделом, но стоит понимать, что бывшую резиденцию перестраивали не для проживания важных особ, а под открытие здесь музейно-выставочного комплекса. В результате проделанной работы во дворце появились и интерьерные залы - «Екатерининский» и «Таврический».

Екатерининский зал Большого Царицынского дворца

Екатерининский зал, названый в честь императрицы Екатерины Великой, занимает первый уровень Большого Царицынского дворца, по правую сторону от парадного марша. Особый шик ему придают паркетное покрытие пола, выполненное из ряда ценных пород деревьев, и сверкающие хрустальными подвесками люстры, отбрасывающие свет на позолоченный декор стен и потолка.

Лепной декор выполнен скульпторами Ринатом Сайфутдиновым и Владимиром Агейченко и обыгрывает тематику «Триумф Екатерины». Триптих создан художником Евгением Николаевичем Максимовым, на котором представлены торжества по случаю коронации Екатерины II в Москве, взошедшей на престол в 1762 году. Балкон оформлен бессмертным высказыванием императрицы «Власть без доверия народа ничего не значит», набранным покрытыми позолотой буквами.

Еще одним интересным украшением Екатерининского зала в Царицыно стала скульптура Екатерины, созданная известным мастером Александром Михайловичем Опекушиным - автором в Москве. Интересная история этой трехтонной, 260-сантиметровой статуи, высеченной из каррарского мрамора. С 1896 года она находилась в зале заседаний Городской думы и чудесным образом не была уничтожена пришедшими в 1917-м году к власти большевиками. Установили ее здесь в 2006-м году.

Вот такова история строительства Большого дворца в Царицыне.

Величественное здание Большого дворца занимает главное место в центральной части усадьбы Царицыно. Судьба строения очень сложна - дворец, возведение которого началось более двухсот лет тому назад, лишь в 2007 году был достроен. Большой дворец - это драма и загадка парка Царицыно.

Уникальное строение, возведенное в 1775 году выдающимся архитектором Баженовым, было разрушено по приказу Екатерины II. Произошла трагедия не только для судьбы великого зодчего и всей его жизни, но и для всей истории комплекса и русской архитектуры.

Новое здание вновь отстроил архитектор Михаил Казаков, но и ему не удалось завершить работы. Лишь в 2007 году после двухлетней реконструкции царицынская усадьба предстала перед москвичами и гостями столицы в своем нарядном великолепном виде. Это одна из главных парковых достопримечательностей Москвы , посетить которую, особенно в летнее время, рекомендуем всем гостям столицы.

Большой дворец - краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля - псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают царицынский ансамбль чем-то похожим на Кремлевский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки - 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2019 г.

  • Вторник - пятница с 11:00 до 18:00
  • Суббота - с 11:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни - с 11:00 до 19:00
  • Понедельник - выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2019 г.

  • Полный билет - 350 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно - 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ - 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ - 100 рублей
  • Дети до 6 лет - бесплатно
  • Любительская фотосъемка - бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца - Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра - все это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Второй этаж

На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой - скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.

В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).

Третий этаж

Здесь находятся два зала - Баженовский и Казаковский, используемые для проведения концертов и конференций. Также для желающих пообедать работает кафе.

-1 этаж

На самом нижнем этаже здания можно осмотреть две постоянные выставки:

  • «Археологические древности», где представлены ценные предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Царицыно
  • «Серебряная кладовая», эта экспозиция представляет изделия из серебра, выполненные мастерами прошедших веков.

Из истории

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте - в так называемой пустоши Черная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском . Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Мы прогулялись по чудесному парку Царицыно, кормили уточек и любовались великолепными строениями. Сегодня мы продолжим прогулку, но уже по залам и выставкам Хлебного дома и Большого Дворца. Здесь следует запастись удобной обувью и временем, чтобы вдоволь насладиться каждым залом, тем более, что кроме Хлебного дома и Большого дворца можно посетить Оранжерейный комплекс, Оперный дом и другие павильоны.

Для посетителей вход через цокольный этаж, спускаемся вниз.

Просторный холл с кафетерием, раздевалкой, магазином и кассой (расплатиться можно картой). Общие билеты нам обошлись по 300 р., что достаточно дешево для такого огромного музея.

В музейном магазине «Царицыно» можно приобрести красивейшие подарочные наборы посуды.


Хлебный дом

Осмотр начинается с Хлебного дома. По проекту здесь должны были располагаться кухни, сейчас же тут установлен орган, и каждую субботу проводятся концерты. Орган был установлен в 2008 году немецкой фирмой «Глаттер-Гёц». Особенность данного органа в том, что он установлен на мобильную платформу, благодаря которой инструмент можно перемещать по залу.

Панорама концертного зала.

Крышка люка с императорской символикой.

Также, как и снаружи, внутри Хлебный дом выполнен в красном кирпиче с мраморной отделкой.

Первая выставка, на которую мы попали — международная выставка современного гобелена. В выставке участвовали следующие страны: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия.

Два полотна из Санкт-Петербурга (слева «Рай Монтенегро», справа «Золотой дождь»)

«Среди миров…певица Татиана Долгополова» (Москва)

Очень милый гобелен «Прятки» из Самары.

«Странник» (Москва).

Некоторые гобелены выполнены из лоскутов ткани с напечатанной на них фотографией.


«Пейзаж с чесноком» (Москва).

Еще несколько красивых и ярких на сюжет гобеленов.

Некоторые гобелены были просто огромными!

А некоторые — безумными!


В составе этого гобелена: пряжа и стекло.

Объекты могут двигаться за рамками.

Чудесный объемный гобелен, напоминающий персидский ковер.


Тоже объемная работа из разноцветных лоскутов.

Нижний Новгород представил нам «Круговорот времени года» и «Святого Макария»

А Казахстан — «Защитник очага», «Воин ветра» и другие интересные работы.


Выставка была просто огромной и очень интересной (разные техники, сюжеты и формы), но, к сожалению, не постоянной. Через какое-то время её сменит другая экспозиция, наверняка, не менее интересная.

Вид из окна:
На втором этаже Хлебного дома выставка декоративно-прикладного и народного искусства.


Декоративные сосуды «Конь» (1974 г.) и «Козёл» (1967 г.)

Парочка интересных кувшинов.

Игрушки-свистульки «Собака» и «Свинья».


Фигурка «Женщина, вышивающая знамя» (1921 г.), тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (1923 г.).

Скульптуры сказочных персонажей.


Несколько модных залов со странными украшениями и одеждой.



Гранат очень понравился.




Предметы быта.


На этом осмотр музея Хлебного дома закончен, и можно переходить в Большой Дворец.

Большой Дворец

На макете хорошо видно, в каком запущенном состоянии был Большой Дворец до его реставрации.

Гардероб времен царствования Екатерины II.


Одежда начала XX века.


Один зал с сохранившейся исторической каменной кладкой. Тут же стоит телевизор и наверняка некоторым туристическим группам показывают историю усадьбы Царицыно.


Екатерининский зал Большого Дворца Царицыно

Самый роскошный и красивый Екатерининский зал, названный в честь императрицы Екатерины II.

Стены и потолок богато украшены позолотой, на полу — паркет из редких пород деревьев.

Над балконом золотыми буквами цитата Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Во главе зала установлена мраморная скульптура Екатерины II. Создателем памятника является очень талантливый русский скульптор А. М. Опекушин. Изначально памятник был установлен в зале Думы (в 1896 г.). В 1917 г. был демонтирован и хранился в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина, откуда в 1952 г. был перевезен в Армению. Лишь спустя 50 лет мраморная скульптура вновь вернулась в Россию и была установлена в отреставрированном Большом Дворце Царицыно.

Несколько панорам Екатерининского зала. В залах следят за съемкой, нельзя фотографироваться на фоне экспонатов и снимать видео. Во время съемки панорамы, смотрительница подумала, что мы снимаем видео и подошла к нам с замечаниями.


Пройдя через Екатерининский зал, попадаем в следующую комнату. На дверях ангелочки.

Картины, мебель, предметы интерьера той эпохи


Очень красивый столик с позолотой.

Оружие и блюдо «Русские монархи от Петра Великого до Александра I» с изображением в центре Петра I и Екатерины II (первая четверть XIX в.).

Также был зал со старинными украшениями конца XIX — начала XX в. из Казахстана.





В конце выставки нас ждало несколько залов с более современными экспозициями. Например, фарфоровые платья.

На ткань нашиваются тонкие пластинки фарфора.

А так же фарфоровая сумочка и губная помада.

Музей поразил нас своими размерами и бесконечными залами, но осталось еще одно место в Большом Дворце Царицыно, куда мы очень рекомендуем зайти — Таврический зал.

Таврический зал Большого Дворца Царицыно

Таврический зал, так же, как и Екатерининский, изначально не был закончен, из-за чего нынешний облик этих двух залов является «додумкой» реставраторов и фактически не несет в себе никакой исторической ценности. Несмотря на это, залы действительно роскошные, и прогуляться по ним, оконуться в атмосферу царстования Екатерины II — одно удовольствие.

Потолок украшен росписью, позолотой и тремя огромными люстрами.


На полу — ценные породы деревьев.

Во главе зала, разумеется, портрет Екатерины II.

В Таврическом зале имеется гардеробная, где можно примерить наряды XIX века и сфотографироваться на свой фотоаппарат. Стоимость 10-минутной фотосессии обойдется в 200 р с человека.

На этом закончилась наша первая ознакомительная прогулка по дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Очень хочется вернуться сюда в летнее время, посмотреть на танцующий фонтан и снова покормить уточек.

Усадьба Царицыно — одно из самых красивых и загадочных мест в Москве. Располагается в южной части столицы, площадь усадебного парка – 550 гектар. Музей-заповедник включает в себя великолепнейший дворцовый ансамбль, огромный пейзажный парк с павильонами и скульптурами, живописные пруды, а также невероятно красивый светомузыкальный фонтан.

Я часто бываю здесь, так как живу недалеко — вот почему у меня скопилось много фотографий этого удивительного места. Рассказ о Царицыно пришлось разбить на несколько частей:

Дворцовый ансамбль Царицыно был возведен в конце 18 века в стиле псевдорусской готики лучшим архитектором того времени Василием Баженовым. Однако, впоследствии, из-за причуды императрицы Большой дворец пришлось перестраивать. Новое здание возвел ученик Баженова – Матвей Казаков. У стен Хлебного дома знаменитым архитекторам установлен бронзовый памятник.

Перед Большим дворцом находятся два объемных макета, дающие представление о первоначально замысле Баженова и о том, как выглядела усадьба Царицыно после ее перестройки Казаковым.

Необыкновенно гармоничный и нарядный, Фигурный мост задумывался, как парадный въезд со стороны прудов. Это самая первая баженовская постройка здесь, строительство было начато в мае 1776 года.

Неподалеку — еще один проезд к дворцовому ансамблю, Большой мост через овраг, украшенный стрельчатыми арками и богатыми узорчатыми композициями.

Большой дворец, главное здание архитектурного комплекса, сразу притягивает взгляд. Он очень похож на сказочный замок: нарядный декор, башни со шпилями, белоснежные колонны.

Шпили башен украшены золотыми звездочками.

Галерея с красивейшей аркой с шипами соединяет Большой дворец с Хлебным домом. Это фото – визитная карточка Царицыно. Усадьба также имеет еще одно очень узнаваемое сооружение — Виноградные ворота

Большой Кухонный флигель получил еще и такое название — Хлебный дом из-за использовавшихся в декоре стен изображения каравая и солонки. В этом здании должны были разместиться кухонные помещения, хранилища для припасов, а также комнаты для прислуги.

Напротив Большого дворца выстроены три Кавалерских корпуса. Предполагалось, что в них будут различные служебные помещения, фрейлины и охрана.

Первое здание предназначалось для свиты императрицы. Сейчас тут расположена дирекция музея заповедника.

Второй Кавалерский корпус.

В третьем корпусе в наши дни находится культурно-образовательный центр.

Между Кавалерскими корпусами — действующий храм во имя иконы Божией матери «Живоносный источник». Церковь, перестроенная из деревянной в каменную в середине 18 века, посвящена иконе, исцеляющей от физических недугов.

Недалеко от Фигурного моста на краю высокого склона находится Малый дворец, личные покои Екатерины Второй. Основное украшение этого строения – значительный вензель с буквой «Е», символ усадьбы.

Совсем рядом с ним расположено еще одно прекрасное архитектурное сооружение — Оперный дом. Здесь предполагалось устраивать музыкальные вечера, приемы и торжества. Верхнюю часть боковых стен украшают двуглавые орлы, символы российского самодержавия.

В наше время в Оперном доме проводятся выставки, концерты классической музыки и регистрации браков.

Усадьба очень популярна у молодоженов, это идеальное место для свадебной прогулки.

В Таврическом зале Большого дворца можно устроить фотосессию в исторических костюмах эпохи Екатерины Великой. Увидеть себя в новом облике и сделать на память фотографии своим фотоаппаратом стоит 250 рублей. Семейный билет для четырех человек — 800 рублей.

Название «Царицыно» усадьба носит не случайно. Местность, прежде называвшаяся « Черная Грязь» , была переименована по велению Екатерины Второй, купившей здесь землю для строительства загородной резиденции. Для своей задумки царица выбрала прекрасное место к югу от Москвы. Грандиозные строительные работы велись около 10 лет, но так и не были завершены. До 2007 года заброшенные царицыны владения лежали в руинах.

Не так давно была проведена реконструкция и усадьба сразу стала очень популярна – в хорошую погоду в выходные дни в центральной части всегда много народа. Но, так как музей-заповедник очень большой, все-таки есть местечки, где можно насладиться покоем и тишиной среди красивой природы.

Тайны Царицыно

Эти места хранят в себе множество тайн. Известно, что Баженов был масоном и построенные им архитектурные сооружения скрывают в себе зашифрованные масонские символы.

Не разгадана до конца загадка охлаждения императрицы к строительству. Есть только легенды и предположения, почему Екатерине не понравилась ее новая резиденция. По одним данным, ее возмутили масонские символы, вплетенные в узор сооружений. По другим данным, царице очень не понравился баженовские здания из-за низких потолков и тесных комнат.

Так или иначе, дворец и некоторые строения императрица велела разобрать и перестроить. Завершению строительства Царицына Села помешала начавшаяся война с Турцией, денег не хватало и отделочные работы так и не были закончены. Строительство было заброшено и ни сама Екатерина, ни другие царские особы здесь так никогда и не жили.

Продолжение рассказа об усадьбе: .

Как доехать до усадьбы Царицыно

На общественном транспорте: ст.м. Царицыно, выход из первого вагона из центра, далее по переходу – налево до конца. Выйдя на поверхность у радиорынка, продолжить движение в этом же направлении и через минуту вы увидите Главный вход в парк. Также можно войти в заповедник со стороны метро Орехово.

На автомобиле: г. Москва, ул. Дольская, д.1. Удобнее подъехать к музею-заповеднику со стороны улицы Тюрина – здесь есть две большие парковки. По выходным дням в хорошую погоду стоит приехать с утра пораньше – на стоянке может не найтись места. В вечернее время проблем с парковкой обычно нет.

Координаты: 55°36’45″N 37°41’1″E

Часы работы

Территория музея-заповедника открыта ежедневно с 6-00 до 24-00.

Большой дворец и Хлебный дом открыты:

  • со вторника по пятницу — с 11-00 до 18-00
  • в субботу — с 11-00 до 20-00

Понедельник — выходной.

График работы Оранжерей:

  • со среды по пятницу — с 11-00 до 18-00
  • в субботу — с 11-00 до 20-00
  • в воскресенье и праздники — с 11-00 до 19-00
Понедельник и вторник — выходные дни.

Светомузыкальный фонтан работает ежедневно с мая по сентябрь с 9-00 до 23-00, подсветку включают с 21.00 до 23.00.

Стоимость билетов

Вход на территорию парка бесплатный.

Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом — 350 рублей

Комплексный билет в три оранжереи — 250 рублей

Любительская фотосъемка — бесплатно

Музей-заповедник «Царицыно» участвует в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи Москвы — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

Копирование текста и фотографий запрещено! Материалы охраняются Законом об авторских правах.



Похожие статьи
 
Категории