Casa di Giulietta) в Вероне – романтика, овеянная веками. Дом Джульетты (итал

29.06.2020

Название итальянского города у всех ассоциируется в первую очередь с именами Ромео и Джульетты. В Вероне сохранился дом, в котором, возможно, жила Джульетта. Герб, изображенный на доме — мраморная шляпа, поэтому можно предположить, что он действительно принадлежал семье даль Каппелло (Капулетти, Каппеллетти).

Здание многократно переходило от владельца к владельцу и меняло внешний вид. В 1907 году дом по адресу via Cappello, 23 был выкуплен местными властями специально для устройства здесь музея.

Проведенные реставрационные, а скорее реконструкционные, работы придали дому более соответствующий легенде вид. Тот самый знаменитый балкон Любви — реконструкция, осуществленная в 1930 году. Для фронтальной стенки балкона использована подлинная резная плита 14 века. Некоторые исследователи считают, что это часть древнего саркофага.

В комнатах дома Капулетти был воссоздан интерьер 14 столетия, сюда были перенесены фрески из других разрушавшихся зданий, старинная керамика и домашняя утварь того времени. В доме Джульетты действует музей Шекспировских героев, экспозиция которого непрерывно пополняется.

Двор дома Джульетты с балконом Любви является объектом паломничества туристов. Кажется, все приезжающие в Верону отправляются в первую очередь сюда. Честно, мне тоже очень хотелось, пока я сюда не попала.

Итальянцы это место не любят. Побывав там, поняла почему.

Стены во дворе дома Джульетты улеплены жвачками и исписаны влюбленными, верящими, что это им на пользу. Выглядит уродливо и элементарно пошло. Городские власти регулярно очищают стены от этих проявлений чувств.

На всем, что только можно, прикреплены замки с именами. Интересно, ключи куда кидают? Положено в воду, а до реки идти минут 10-15. Значит, здесь — только если в канализацию…

8 апреля 1972 прямо под балконом во дворе Дома Джульетты, была установлена бронзовая статуя Джульетты, созданная веронским скульптором Нерео Костантини. Для статуи позировала тогда юная итальянка, супруга графа Морандо Луиза Брагуцци, долгое время скрывавшая от всех, что явилась прототипом для образа Джульетты. Статуя была создана в 1968 году и хранилась в палаццо Форти. Расходы по отливке статуи из бронзы взял на себя Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был граф Морандо.

Установив статую Джульетты во дворе дома Капулетти, администрация города Верона выполнила обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: «Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте».

Уильям Шекспир писал: «Пока Верона носит это имя, не будет изваяния ценней, чем памятник Джульетты верной, в ней.»

Почему-то бронзовые статуи вызывают у туристов непременное желание что-то отполировать, якобы на счастье. В Монте-Карло Адаму натерли определенное место так, что от него уже почти ничего не осталось. В испанском курорте Ллорет де Мар ноги рыбачке трут, в Москве нос собачий. В данном случае для удачи в любви натирается до блеска правая грудь девушки. Призывы СМИ прикасаться не к груди, а к правой руке девушки, похоже, тоже не долетают до некоторых ушей. Если бы несчастная Джульетта знала, что ей уготовано после смерти…

Не стали даже пытаться пробиться сквозь толпу желающих полапать потрогать Джульетту.

Заплатив 6 евро, можно вылезти на балкон, вообразив себя все той же Джульеттой. Не захотелось…

Во дворе находится небольшой сувенирный магазин, торгующий всевозможными любовными сувенирами. Ничего такого, что захотелось бы купить, не обнаружили. Романтикой в этом затоптанном месте и не пахнет, любовь в воздухе не витает.

Ежегодно почтовое отделение Вероны получает тысячи писем, адресованных Ромео и Джульетте. Большинство из них приходит к Дню Святого Валентина. Вероятно те, кто пишет эти письма, в Вероне не были…

14 февраля, в День Святого Валентина во дворе дома Джульетты проходят различные мероприятия, в том числе проходит награждение авторов самых проникновенных писем.

Есть еще в Вероне гробница Джульетты. Не пошли искать, хотя по слухам там менее многолюдно. Безымянный саркофаг в монастыре капуцинов не факт, что является местом захоронения Джульетты. Но верящие в подлинность могилы даже откалывали куски камня на сувениры… Дабы прекратить поток паломников, в Средние века в саркофаге как-то устроили хранилище для воды. В наше время саркофаг поместили в подобие склепа и он вновь является объектом поклонения.

Вообще, всегда лучше иметь свою собственную любовную историю, которой больше ни у кого нет. Не стоит сокровенное лепить жвачкой на стену…

Кстати, в Вероне есть еще и , о котором знают немногие.

Ежегодно 16 сентября Верона отмечает День рождения Джульетты (Il compleanno di Giulietta). В этот день город наполнен всевозможными мероприятиями — театральными представлениями, костюмированными шествиями, кинопоказами, выступлениями уличных музыкантов и танцоров.

Верона — потрясающе красивый город на северо-востоке Италии сегодня известен всему миру. Именно здесь развернулась самая известная и трагическая история любви — история Ромео и Джульетты. Романтически настроенные туристы со всех концов мира приезжают сюда, чтобы увидеть тот самый дом и тот самый балкон. Из трёх достопримечательностей города, связанных с юными влюблёнными — гробницы Джульетты, Дома Ромео и Дома Джульетты, последняя является самой популярной и любимой у туристов.

История

Дом, в котором согласно легенде, и проживала шекспировская героиня, был построен в XIII веке и принадлежал знатной веронской семье даль Капелло, ставшего прообразом клана Капулетти в известной трагедии. До сих пор на фасаде здания можно увидеть мраморную шляпу — герб семейства даль Капелло. Дом принадлежал им вплоть до 1667 года, когда был продан семье Риззарди. С тех пор здание несколько раз меняло хозяев и своё назначение. Некоторое время он также использовался в качестве постоялого двора.

Строение медленно приходило в упадок вплоть до начала ХХ века, пока в 1907 году с аукциона хозяева не продали его городским властям для обустройства в нем музея. Работы по восстановлению начались не сразу, а только в 1936 году. Причина того, что реконструкция здания началась именно в 1936 году была весьма необычна: в это время на экраны вышел кинофильм режиссера Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта» и волна интереса к шекспировскому сюжету, возникшая после его выхода на экраны, способствовала началу реставрационных работ.

Здание отремонтировали и придали ему соответствующий истории юных влюбленных романтический вид. Входная арка приобрела готические черты, окна второго этажа оформили в виде трилистников. Внутренние помещения также украсили в соответствии с интерьерной модой XIV века: старинными фресками, керамикой, мебелью.

В 1968 году кинематографисты вновь обратились к бессмертному сюжету, на этот раз режиссер Франко Дзеффирелли снял собственную версию «Ромео и Джульетты», После этого, в 1972 году во дворе дома была установлена статуя Джульетты. Окончательно же весь комплекс был сформирован в конце 1990-х годов: в 1997 году закончились работы по установке балкона и официально был открыт музей в доме даль Капелло.

Статуя Джульетты

Скульптура, которую мы видим сегодня во дворике, является копией оригинальной работы веронского скульптора Нерео Костантини (1905-1969). Статуя из бронзы, которую установили здесь в 1972 году, простояла здесь почти сорок лет. Популярное у туристов поверье гласит, что тот, кто желает обрести счастье в любви, должен прикоснуться к правой груди статуи. Неудивительно, что со временем скульптуру юной Джульетты основательно потерли и фигуру пришлось заменить копией. Оригинальная статуя была перенесена внутрь дома, и с 2014 года является экспонатом музея дома Капулетти.

Балкон Джульетты

Тот самый балкон, на котором легендарные герои объяснялись друг другу в любви, расположился на правой стене Дома Джульетты. Открыт для посетителей он был только в 1997 году. Для его сооружения использовали настоящую резную плиту XIV века. Под балконом разместили доску, на которой выгравированы строки шекспировской пьесы. Согласно легенде, на балконе непременно нужно поцеловать любимого человека, и тогда вас ждет вечная любовь.

Музей в доме Джульетты

Чтобы сделать то самое романтичное фото на балконе, необходимо зайти в музей Дома Джульетты. Интерьеры музея воссоздают обстановку богатого дома XIV века — арки, колонны, фрески. Основная экспозиция состоит из фотографий и эскизов из фильмов из фильмов «Ромео и Джульетта» Джорджа Кьюкора и Франко Дзеффирелли 1936 и 1968 годов, костюмов актеров, реквизита. Балкон находится на втором этаже, чтобы попасть на него, гости проходят через комнату, созданную по мотивам знаменитой картины Францеско Айеца «Прощание Ромео с Джульеттой («Последний поцелуй»), созданной в 1859 году. На третьем этаже музея расположены спальня Джульетты и каминный зал.

Арка желаний

Оставить признание в любви или записку Джульетте считает своим долгом каждый турист. Так, когда к 2005 году оказались исписаны и покрыты тысячами любовных записок все стены внутреннего дворика, городской совет Вероны запретил приклеивание записок и оставление надписей во дворе Дома Джульетты. Теперь для этих целей служит длинная арка, ведущая во двор с улицы. Специальное покрытие стен периодически обновляется и теперь места для любовных посланий точно хватит всем желающим.

Клуб Джульетты

Помимо записок есть и возможность отправить письмо лично Джульетте, бумажное или электронное — на ваш выбор. В музее предусмотрены специальные почтовые ящики и компьютерные комнаты для этих целей. Все письма получают волонтеры Клуба Джульетты (Club di Giulietta) — общественной организации, которая на протяжении многих лет отвечает за поддержание романтической атмосферы Дома Джульетты. Ежегодно члены Клуба, которые называют себя «секретарями Джульетты», отвечают за год более чем на 5 тысяч посланий влюбленных со всех уголков мира. Кстати, написать письмо Джульетте можно даже если вы находитесь далеко от ее дома в Вероне. Адрес, по которому ваше письмо точно дойдет и вы получите совет в любовных делах, такой: «Club di Giulietta Via Galilei, 3 371 133 Verona Italia». Да, письма к Ромео также принимаются!

Каждый год 16 сентября в Доме Джульетты Клуб празднует ее день рождения, и, конечно же, 14 февраля, в День всех влюбленных, устраиваются грандиозные красочные представления. Наверное, это самое лучшее и романтичное время для визита в Верону…

Как добраться

Дом Джульетты находится в самом сердце Вероны, в пешеходной части старого города. Достопримечательность стоит включить в маршрут по центру города, совместив с другими интересными местами, например, Выбирая время посещения стоит учесть очень высокую популярность этого места у туристов, поэтому, лучшим временем будет время начала работы музея.

Координаты дома Джульетты для навигатора: 45.441877,10.998502

До дома Джульетты можно также доехать на общественном транспорте, автобусами 11, 12, 13, 30, 31, 51, 52,73 или вечерними маршрутами — 90, 92, 96, 97, 98. После 19:30 в городе начинают работу вечерние автобусы, а в 22:00 движение транспорта прекращается.

Дом Джульетты на google-панораме

В том числе и в дом Джульетты, можно уже будучи на месте, в ближайшей турфирме или заказать русскоговорящего гида заранее, с помощью сервиса «Эксперты.Туристер.Ру».

Герб города Верона


Герб провинции Верона

"Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья."
(перевод Б.Пастернака)
Что перевел Пастернак - и так все знают.


Отправляемся из гостиницы. Дождик достаточно сильный.
В Вероне дождик стихнет, изредка только будет накрапывать.


Проезжая мимо Венеции попали в пробку. Эту коневозку то мы обгоняли, то она обгоняла нас.


На реке Адидже обычно видны отмели. А тут из-за дождей речка полноводна и бурлива.


Гид Лаура рассказала, что в этом время обычно уже жарко.


Дом Ромео. Сейчас - частный дом.


Захоронения рода Скалигеров.

Куда Шекспиру со своими страстями до реальных событий. Кровная вражда Монтекки и Капулетти - это детский лепет в сравнении с кровожадностью рода Скалигеров (делла Скалла), правившего Вероной. Однажды члены рода во время примирительного пира вспороли друг другу животы так, что кровь потекла на улицу.
Но именно этот род навечно прославлен - главный оперный театр мира, "Ла Скала", носит их имя. Дело в том, что Беатриче, дочь Мастино Делла Скала, была выдана замуж за миланского герцога. В ее честь была построена церковь "Санта Мария делла Скала". За ветхостью ее впоследствии разобрали и на этом месте в 1776-1778 построили театр, получивший свое название по разобранной церкви.
Мерлоны (зубцы) в виде ласточкина хвоста наверху означает, что крепость принадлежит партии гибеллинов, сторонникам императора "Священной Римской империи". Два рога - две власти, власть папы и власть императора. У гвельфов, сторонников папы, зубцы прямоугольные. Один выступ - одна власть, власть папы. По словарю Даля МЕРЛОН - муж. простенок бруствера, батареи, часть насыпи или стены промеж двух амбразур, бойниц. Одинаковые выступы с равными просветами (бойницами), завершающие крепостную стену, называют зубцами или мерлонами.
Наш Кремль, похоже, строили архитекторы-гибеллины: Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз). Фрязин (устар.) - итальянец. Ну, это шутка конечно, ведь гибеллины полностью были разгромлены в 1289 г., задолго до строительства Кремля. Проще всего предположить, что такие зубцы выглядят нарядно, потому такой элемент и был выбран для строительства. Кроме того, над стенами русских крепостей ВСЕГДА строили деревянный навес, и выемка в зубце могла быть использована для установки стропила. Хотя у отреставрированных русских крепостей такой способ крепления не используется.


В статье "Стены «Древнего Кремля» совсем не древние" приводится фотография Новгородского кремля, доказывающая, что стропило лежит на зубце. Присмотритесь - стропило проходит над зубцом.


А это другая фотография Новгородского детинца. Тут и присматриваться не надо. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Новгородский детинец - синоним Новгородского кремля.


Ярославский кремль. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Мощные зубцы ярославского кремля разделяют лишь узкие бойницы, зубцы практически слились в единое целое.


Опять Новгородский детинец - зубцы прямоугольные.

Из-за навеса верх зубца не был виден снаружи. Двускатная деревянная кровля на стенах Московского Кремля сгорела в великий Троицкий пожар и больше не восстанавливалась. Троицкий пожар в Москве случился на праздник Троицы 29 мая (9 июня) 1737 года и охватил почти весь город. Со звонницы Ивана Великого упали колокола; тогда же, по преданию, был повреждён Царь-колокол.


Современный Кремль.
С внутренней стороны стены на всем своем протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода - от 2 до 4 м. Его ограждает с внешней стороны парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней - только парапет, покрытый белокаменными плитами. Высота парапета около 1.1 арш. Между башнями Угловой Арсенальной и Троицкой (у Арсенала) парапета нет, только зубцы. На всем своем протяжении стены снабжены по бокам боевого хода желобом, а по внешнему полю трубами для стока воды. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2.5 м. Каждый зубец состоит из ствола (собственно мерлона) и раздвоенной в виде "ласточкиного хвоста" головки, которая придает зубцам столь всем знакомый и легко узнаваемый вид. Каждый зубец сверху покрыт белокаменной плитой. Головка зубца слегка выдвинута (на 1 вершок) наружу. В стволе зубцов сделаны бойницы, причем сплошные зубцы чередуются с зубцами с бойницами. Высота амбразуры от 1 до 1.5 аршин, ширина с внутренней стороны - 5-10 вершков, к наружной стороне ширина уменьшается до 3-4 вершков.


На стороне обращенной к Москве-реке каждый зубец имеет по боевому отверстию, расположенному поочередно - одно внизу, другое на уровне груди. В древности стены были покрыты деревянной кровлей, предохраняющей от дождя сами стены и служащей также для укрытия их защитникам. Сейчас верх стены покрыт специальным составом, не допускающем попадания влаги (это привело бы к разрушению кладки). http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/moskovskii_kreml.html

Большинство крепостей на Руси в XI-XII вв были деревянными, они представляли собой бревенчатые срубы рубленные «в обло». В верхней части стены устраивали боевой ход прикрытый бревенчатым бруствером. Такие устройства назывались – забралами. Если передняя стенка забрала была выше человеческого роста, то для удобства защитников делали особые скамейки, называвшиеся - кровати. Сверху забрало прикрывали кровлей, чаще всего двухскатной. Музей дерева, http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343.

Забрал с кроватью. По В. Ласковскому

В.В. Косточкин. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков. 1962 г.
http://www.russiancity.ru/books/b78c.htm#c4b
Кремли Руси конца XV - начала XVI в. сооружались московскими строителями, которые ранее работали в Москве в содружестве с итальянскими зодчими и строили кремли с учетом новых технических требований.
Вверху крепостные стены всегда имели боевой ход.
Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высотой около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было.


Лицевая сторона зубцов стены Новгородского кремля.
Стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, парапета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними.
В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Двурогие зубцы, венчавшие стены крепостей, как бы говорили о боевом единстве крепостей. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.

Короче, никакого отношения к Московскому Кремлю гибеллины не имеют. Архитекторы применили яркий фортификационной элемент, потерявший политическую окраску, типичный для Италии. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. "Что не зубец, то стрелец", - говорили в народе.

Знать и богатые торговцы итальянского города обычно принадлежали противоборствующим партиям.


Ратушная площадь (Пьяцца деи Синьори).
Ренессансные лождии дель Консильо.


В это отверстие в стене (рот) бросали доносы.


Внутренний дворик дома Джульетты.
На счастье в любви, как считают туристы, надо подержаться за правую грудь статуи Джульетты.

Ромео (одет монахом)
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след.


Безответная залапанная Джульетта, бедняжка.


(http://romeo-juliet.newmail.ru) Согласно архивным документам в 1667 году Каппелло продали часть строения с ныне несуществующей башней семье Риззарди. С тех пор здание сменило множество хозяев: Фаиллер, Руга, Де Мори... Есть также сведения о том, что постройка использовалась какое-то время в качестве постоялого двора. К началу 20 века пресловутый дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом для устройства в нём музея шекспировской легенды. Однако на протяжении почти трёх десятилетий, по ряду причин, дом находился всё в том же жалком состоянии. После 1936 года, на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" и по инициативе Антонио Авена, в здании начались бурные реставрационно-преобразовательные работы, с целью придания ему более романтичного, соответствующего легенде, вида.
Балкон Джульетты является реконструкцией, осуществлённой в 1930-х годах. Вопрос о том, находился ли упоминающийся в легенде балкон в этом или в каком-либо другом месте данного средневекового строения, остаётся открытым. Нынешний весьма успешно служит заменой тому, что мог быть здесь века назад - ведь здание переходило от владельца к владельцу и частично меняло свой внешний вид на протяжении долгого времени (напомним, что исчезла даже такая значительная его деталь как башня). Для создания фронтальной стенки балкона была использована подлинная резная плита 14 века (возможно, прежде она была частью древнего саркофага) боковые стенки также сделаны из старинного материала.

23 апреля 1964 года газета L" Arena, по поводу четырёхсотлетия со дня рождения Шекспира, задалась вопросом, не должен ли город Верона выполнить обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: "Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте".
Предложение было принято Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был инженер Эудженио Джованни Морандо, граф Кустодзы. Очевидно, дело было не в том, чтобы принять слова старого Капулетти буквально, в частности, в отношении материала, из которого статуя должна быть выполнена. В данном случае было бы достаточно и бронзового изображения, чтобы впоследствии оно смогло стать самым притягательным, после "el deolon de San Piero" (большого пальца у статуи Святого Петра), объектом многих прикосновений, как отмечает Джулио Тамассиа, руководитель Клуба Джульетты. Скульптор Нерео Костантини предложил свою работу безвозмездно, а расходы по отливке статуи оплатил Lions Club. Скульптор был представлен графом Морандо, который уже давно посещал его ателье, иногда в сопровождении своей супруги Луизы. "Вот моя Джульетта. Твоя жена воплотится в статуе моей Джульетты", - сказал однажды скульптор, долго рассматривая молодую женщину, ростом 1.65 м., с длинными, собранными в хвост, волосами и каштановыми глазами, искрящимися золотыми песчинками. "Нерео считал, что моя внешность соответствует образу веронской красавицы", - говорит сегодня госпожа Морандо. Несмотря на то, что в 1968 году статуя была уже практически готова, не нашлось никого, кто выразил бы желание заказать статую Джульетты у скульптора, создавшего её совершенно добровольно. Коммуна Вероны не проявила никакой заинтересованности в том, чтобы статуя была установлена перед Домом Джульетты. Только спустя годы и благодаря старанию Клуба Джульетты скульптура заняла своё постоянное место во дворике Дома шекспировской героини."
"Я была совсем молодой, когда Нерео Костантини попросил меня позировать ему для статуи Джульетты. Помню, что я позировала пять-шесть раз в его студии в Сан Проколо. Я была очень тоненькой - "стебелёк", как говорил обо мне адвокат Серджио Ломброзо, у меня были белокурые волосы (по правде говоря, от природы они были более тёмными, но я их подкрашивала), и я носила "конский хвост". Подруга скульптора, Иоланда, была довольно пухленькой и не подходила для изображения Джульетты, поэтому для этой цели он предпочёл меня."
Надо сказать, что статуя была окончена задолго до 8 апреля 1972 года и до её сегодняшнего местонахождения она хранилась в зале апартаментов маршала Радетски, в дворце Форти (говорят, что директору городских музеев Личиско Маганьято она не нравилась, но, возможно, это просто сплетни).


Вход в дом Джульетты. Все стены покрыты надписями.


В городе тротуары из мрамора. Из мрамора даже решетки для стока воды.


Арена ди Верона. Оперный театр в древнем амфитеатре, третьем по величине.
Монументальная "Аида" эффектно смотрится на фоне древних стен.


Театральный реквизит около Арены ди Верона.


Зеленые насаждения в старом городе только в таком виде.


Городок Монтекатини Терме.

Мороженое в Италии - фруктовое. Стоимость от 2 до 3,5 евро зависит от размера стаканчика и от материала стаканчика (вафельный или картонный). В витрине лежат лотки с мороженым сортов 20. Продавец может соорудить вам шарик из мороженого нескольких сортов, но я не видела, чтобы заказывали более 3. Судя по-всему вкус создается "ароматизаторами, идентичными натуральным". Пломбира не наблюдала.

– город любви, и прославил его в этом качестве Уильям Шекспир. Именно здесь происходит действие его самое известной и романтичной трагедии «Ромео и Джульетта», а потому не удивительно, что, прибыв сюда, туристы сразу спешат найти уголки, связанные с такой красивой историей. Будучи поклонницей литературы и театра, я тоже стремилась прикоснуться к литературной истории.

Шекспировских местечек в Вероне целых три: Дом Джульетты, Дом Ромео и Гробница Джульетты, однако именно дом юной девушки пользуется у гостей города особой любовью. Объяснить это несложно: все стремятся увидеть балкон, упомянутый в самой известной части пьесы – сцене объяснения в любви.

Как найти Дом Джульетты

Найти Дом Джульетты несложно, он находится в самом центре старого города. Двигаясь от площади Пьяцца дель Эрбе по улице Via Capello, вы увидите вывеску сувенирного магазинчика Juliet и небольшую арку рядом. Пройдя через неё, вы окажитесь в уютном внутреннем дворике Дома Джульетты.

Эту небольшую арку можно было бы не заметить, если бы каждый турист не считал своим долгом побывать здесь. Все ясно уже на входе во дворик: если до этого мы прогуливались по Вероне, встречая немногочисленных туристов только на крупных площадях и мосту Скаллигеров, здесь мы мгновенно оказались в шумной толпе иностранцев.

Точный адрес: Via Cappello, 23, 37121 Verona VR, но если вы соберетесь ехать сюда на автомобиле или такси, вам придется оставить его на одной из соседних улочек, так как Дом Джульетты расположился в пешеходной зоне города.


Если вы добираетесь с окраины, такси до центра города обойдется вам приблизительно в 7–10 €. Также вы можете воспользоваться городскими автобусами и доехать на них до пешеходной зоны. Ближайшая к дому остановка – St.ne S.Fermo 2, сюда прибывают маршруты №11, 12, 13, 30, 31, 51, 52 и 73. От остановки прогулка до дома займет менее 5 минут. Путь виден на карте: выше.

Арка желаний

Проходя через арку, мы наблюдали, как люди старательно выписывают что-то на ее сводах. Думаете, вандалы? Оказывается, нет. Многие туристы полюбили оставлять во дворике записочки с именами своих возлюбленных в надежде, что это место подарит им долгие и счастливые отношения с избранником. Правда, клеили эти записки не слишком эстетично, на жевательную резинку, чем наносили ощутимый ущерб стенам дворика.


К середине 2000-х все стены дворика скрылись под ворохом записок и стикеров с обращениями к Джульетте, поэтому власти города убрали их, а взамен предложили туристам оставлять послания и записки на сводах арки, ведущей во дворик. Они покрыты специальным материалом и периодически переобтягиваются, но отыскать место для маленькой бумажки мне удалось с трудом.


Втиснув свои пару слов между испанской и немецкой записями, я с интересом наблюдала, как парни и девушки стремятся забраться как можно выше и вписать своё желание на чистое место. Может, так оно вернее сработает? Не знаю, а потому продолжаю путь в глубь дворика.

Статуя Джульетты

Хотя дворик дома совсем крошечный, путь сквозь группу китайских туристов приходится прокладывать чуть ли не локтями. Они все столпились у статуи Джульетты, с которой связано еще одно народное поверье. Считается, что если потереть правую грудь статуи, обретешь счастье в любви, а потому сотни людей ежедневно отстаивают очередь из желающих прикоснуться к удаче. Только за те десять минут, что я ждала возможности сфотографироваться с Джульеттой, её «счастливую» грудь на удачу потерли тридцать человек.


Кстати, статуя, которую мы видим сегодня во дворике, копия работы Нерео Костантини.


Оригинальная скульптура простояла здесь почти сорок лет, с 1972 по 2014, и за это время суеверные туристы истерли её правую грудь и руку. Статуя была перенесена в музей, а во дворике установлена её копия.

Балкон Джульетты

На правой стене дома расположилась еще одна культовая достопримечательность Вероны – балкон Джульетты. Честно говоря, меня он не впечатлил – выглядит довольно посредственно: серые каменные перила, постоянно сменяющие друг друга фотографирующиеся парочки и небольшая табличка с цитатой из пьесы Шекспира под балконом.


Еще один минус этого места – тот факт, что оно было создано с четким коммерческим расчетом: балкон, как и готические элементы, украшающие фасад дома, были добавлены во время реставрации 1936 года. Их появлением дом обязан фильму «Ромео и Джульетта» Джорджа Кьюкора. Выход на балкон стал доступен для туристов в 1997 году, подняться на него можно через музей, вход расположился в правой части дворика.

Музей в доме Капулетти

Сразу следует сказать, что большинство влюбленных пар идут на экскурсию по дому Капулетти только для того, чтобы сделать романтичное фото на балконе. Вход стоит 6 €, музей работает ежедневно с 8:30 до 19:30, но по понедельникам открывается только во второй половине дня, с 13:30.


Внутри дома не так много интересного: интерьеры средневековой Италии с многочисленными колоннами и арками, стены и потолки украшают фрески, перенесенне сюда из других исторических зданий города. Можно увидеть и несколько полотен, изображающих юных влюбленных, кадры из фильмов о Ромео и Джульетте. На балкон (второй этаж) гости проходят через комнату, созданную по мотивам картины «Последний поцелуй (Прощание Ромео с Джульеттой)» Францеско Айеца (изображение ниже): снова арки, фрески-орнаменты под потолком и сама эта картина в центре.

Самым любопытным можно считать третий этаж домика, где находится каминный зал и спальня Джульетты. Проходя через каминный зал, обратите внимание на мраморное изображение над камином – это шляпа, фамильный герб семьи Каппелло, которой в 14 веке принадлежал этот дом и которых Шекспир превратил в своей трагедии в семью Капулетти. В спальне Джульетты восстановлены декорации одноименного фильма Дзеффирелли 1968 года.


Кроме широкой постели на массивной деревянной основе здесь можно посмотреть эскизы оформления площадок фильма, выполненные самим режиссером, и костюмы главных героев – Ромео и Джульетты. Впрочем, если вы не видели фильм, вас вряд ли сильно впечатлит и этот зал.

Письма Джульетте

На выходе из домика вы найдете сувенирный магазин, а также комнату с компьютерами. Их установил Клуб Джульетты – веронская общественная организация, занимающаяся сохранением культурного наследия, связанного с пьесой, а также взявшая на себя нелегкую обязанность отвечать на все письма, адресованные Джульетте. С этих компьютеров можно отправить e-mail, попросив у Джульетты совета или благословения, поделившись своей историей любви.

А если вы предпочитаете писать письма по старинке, от руки, во дворике у входа в Клуб Джульетты и фирменный сувенирный магазин установлен специальный ящик для писем.

Праздники в Доме Джульетты

Сотрудники Клуба Джульетты устраивают специальные мероприятия для всех поклонников пьесы два раза в год. В день рождения Джульетты (16 сентября) здесь устраивают реконструкции сцен из пьесы, а в городе проходит масштабный исторический праздник. А 14 февраля в доме читают самые романтичные и трогательные послания Джульетты, а все желающие рассказывают свои истории любви.

Сувениры от Джульетты

Выйти из дворика мы можете не через арку, а пройдя насквозь крупный сувенирный магазин. Здесь вы найдете массу подарков для влюбленных: парные кружки, варежки, фартуки и полотенца, традиционные сувениры с изображением балкона и именами шекспировских героев, а также обилие розового и сердец на всем от посуды до постельного белья.


Цены здесь в полтора-два раза выше, чем в обычных сувенирных магазинах, но зато выбор шире, да и подарок будет в фирменной упаковке и вы сможете подарить своей второй половинке или друзьям очень символичный подарок. Например, открытка обойдется вам в 1–1,5 €, магнит от 3 €, а кухонные принадлежности (прихватки, полотенца) от 6–7 €.

Общее впечатление


«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» (с)

Думаю, я не открою никакой тайны, если скажу, что большинство...да, что там греха таить, все, кто стремиться в Верону, преследуют одну единственную цель - побывать в местах, где разыгралась знаменитая трагедия двух любящих сердец - Ромео и Джульетты… Как не странно, но сам Шекспир, обеспечивший славу на многие века, никогда не был в Италии. Вот такая вот сила вооброжения!

На самом деле известно, что Шекспир использовал давно неновый сюжет. Еще за сто лет до него итальянский писатель Мазуччо описал трагедию юных возлюбленных из враждующих кланов. Правда, действо происходило в Сиене, а не в Вероне, да и имена были изменены. Затем через полвека появилась «История двух благородных любовников» Луиджи да Порто. Их звали уже Ромео и Джульетта, и жили они в Вероне. Произведение прочитал некто Больдери, вдохновился и написал новеллу «Несчастная любовь». Сюжет эксплуатировали и другие писатели. Так Лопе де Вега использовал сюжет в драме «Кастельвины и Монтесы». Пьер Буато рассказал историю веронских подростков на французском, британец Пейнтер перевел потом ее на английский, чем вдохновил Артура Брука на поэму «Ромео и Джульетта». Произведение Брука, собственно, и использовал Шекспир. Так что любовь Ромео и Джульетты до Шекспира описали много раз, но только Шекспир остался в веках.

В Вероне несколько достопримечательностей связано с Ромео и Джульеттой.
Во-первых, это дома Ромео и Джульетты, здания, вероятно, принадлежавшие в XIII веке известным веронским семьям Монтиколи (Монтекки) и Даль Каппелло (Капулетти).

На виа Арке Скалигере расположен несколько обветшалый старинный дом, который издавна считается Домом Ромео - «Каса ди Ромео» («Casa di Romeo»). Осмотреть его можно только с внешней стороны, так как он является частной собственностью, и все попытки Городского Управления выкупить это здание для музея, категорически отвергаются его хозяевами.
.

Здесь сейчас находится небольшой ресторанчик. При желании нынешние хозяева могли бы использовать для раскрутки своего, по-моему, неочень сейчас прибыльного ресторана легендарное прошлое Ромео, но, похоже, что-то их все-таки останавливает...или сдерживает. Потому что заведение это мало сказать «средненькое», а могло бы быть «ой-ё-ёй!» И сейчас даже легко проскочить этот дом, если не заметить доску с изображением сцены из шекспировской трагедии, когда Ромео покидает Верону после смерти Тибальта...и слова: «Нет мира вне Вероны! » (перевод мой, поэтому вольный!).
.

Зато Дом Джульетты («Casa di Giulietta») на Виа Каппело, 21 отреставрирован и открыт для посещения. Этот дворец отмечен над входом старинным мраморным изваянием в виде шляпы - гербом рода Даль Каппелло (каппелло - «шляпа» по-итальянски). К дому ведет Арка, стены которой превратились в мировую стену Объявлений, вернее, признаний в любви (туристы так ее и называют Стена Любви). Записки с именами влюбленных держаться на чем бы вы думали — на жевачках! Мы тоже с муженьком там «отметились» («и я там был...»;)))).

.

Надо сказать, что в начале XX века дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом, чтобы устроить в нём музей шекспировской легенды. В 1936 году на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта» начались бурные работы по восстановлению и частичной реконструкции здания с целью придать ему более декоративный вид. Работы осуществлялись в несколько этапов: в 1930-х, 70-х и 90-х годах. На последней стадии реставрации в Доме Джульетты был воспроизведен интерьер XIV столетия. Во внутреннем дворике в 1972 году была установлена бронзовая фигура Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини. Вспоминаются шекспировски строки...
.

Прекраснее ее под солнцем нет

И не было с тех пор, как создан свет...

Считается, что прикосновение к статуе приносит удачу в любви. Потому правая грудь шекспировской героини буквально отполирована пятернями страждущих.

Во дворик, бывший некогда садом, выходит знаменитый балкон Ромео и Джульетты , который ни на секунду не остается пустым: на нем то и дело показывается очередная «джульетта», которую снизу «фоткает» новоявленный «ромео». ;))))

В Доме Джульетты постарались воспроизвести интерьер XIV столетия. Вообщем, постарались, как могли... поправде сказать, смотреть там особенно и не на что. Старинные камины с фамильным гербом Каппелло в виде шапки, кровать Джульетты, витрины с костюмами того времени, которые могли бы носить Ромео и Джульетта, да и все.


.

Каждый год 16 сентября здесь «всем миром» празднуется День рождения Джульетты. А с недавнего времени в доме Джульетты стали проводить красивые свадебные церемонии и обряды обручения. Говорят, что под звуки средневековой музыки молодожёны, одетые в костюмы времен Ромео и Джульетты, получают свидетельство на пергаменте от имени Ордена Монтекки и Капулетти, которое подтверждает их право на совместное счастье. Ах, какая романтика! ;)))

Кроме того, здесь «заседает» клуб «Джульетты», где все желающие могут отправить свое электронное послание, в которых слова любви, нет, конечно, не к самой Джульетте, которая, оказывается, то ли была, то ли нет, - а к конкретным, живущим где-то рядом с нами людям, которых любят.

.

Рядышком еще один проект «клуба» - магазинчик, где при вас на машинке «строчат» на готовых вещях (полотенцах, прихватках на кухню, фартучках, халатиках и прочь.) имена ваших любимых.

.

Еще одна достопримечательность Вероны, напоминающая о трагической и красивой любовной истории - Гробница Джульетты (Тоmba di Giulietta) в упраздненном монастыре Капуцинов на Виа дель Понтьери . В отличие от дома Капулетти, всегда шумного и многолюдного, место, где расположена крипта с гробницей Джульетты, встречает умиротворяющей тишиной. Увитая зеленью аллея ведёт к частично сохранившимся постройкам древнего монастыря, основанного в 1230 году в честь Святого Франциска Ассизского орденом Миноритов (францисканцев). Согласно легенде, в монастыре Сан Франческо происходило тайное венчание Ромео и Джульетты, и здесь же они были похоронены.

.

Сводчатое прохладное подземелье ведет к саркофагу из красного мрамора, где, как утверждают путеводители и легенда, покоились останки «верной Джульетты». Но саркофаг пуст.
.

Говорят, сюда приходили многие великие люди...Гете, Гейне, Мадам Де Сталь, Мария Калласс, Грета Гарбо, Лоуренс Оливье, Вивьен Ли... В 1816 году лорд Байрон, как обычный турист, отломил кусочек от саркофага, чтобы подарить его дочери. Жена Наполеона тоже не устояла - прибавила к своим драгоценностям сережки с камешками от саркофага Джульетты. Людям нужны легенды,понимаете? Не надо их развенчивать.

Кстати, рядом со входом в монастырь стоит современная скульптурная композиция (2008 г.)... приглядевшись к ней, мы поняли, что она тоже изображает пару «Ромео и Джульетту», вот только from China (о чем есть соответствующая надпись) ...с крыльями, как у бабочек.

.



Похожие статьи
 
Категории