Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

22.09.2019

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Церковь Санто-Спирито , расположенная на одноимённой площади во , является символом раннего ренессанса и воплощает в себе эпоху архитектурного творчества Филиппо Брунеллески. Храм появился на месте старого августинского монастыря, построенного в этом месте в 1250 году. После грандиозного пожара, уничтожившего обитель, местными властями было принято решение о строительстве новой церкви под руководством Брунеллески, взявшегося за реализацию проекта в 1436 году.

Первоначально, архитектор предполагал расположить храм таким образом, чтобы его фасад смотрел на водную гладь реки Арно, но в силу обстоятельств и ограниченности пространства, отказался от этой затеи. Главными достоинствами детища великого мастера стали оригинальные цветовые решения, в виде светлой штукатурки фасада, которую изящно оттеняет камень «пьетра серена». Внешне, здание не отличается роскошью или величием архитектурных изысков, зато прекрасно вписывается в окружающие ландшафты, гармонично дополняя их. Фасад, так и оставшийся необлицованным, на первый взгляд весьма прост и в какой-то степени даже аскетичен, но именно благодаря этому обстоятельству, церковь Святого Духа не похожа на другие городские храмы.

С левой стороны от входа в обитель, там, где раньше находилась монашеская трапезная, сейчас размещается музей средневекового искусства. В его залах можно увидеть уникальные коллекции живописи неаполитанского антиквара Сальваторе Романо, названные его именем. Среди редчайших экспонатов церкви, символизирующих величие средневековой культуры в её художественном отображении, хранятся такие картины как «Распятие» Микеланджело и «Воскресение господне» Пьера Франческо Фоски, «Мадонна с Младенцем и Святыми» работы Филиппино Липпи и «Изгнание торгующих из храма» кисти Джованни Страдано. Также, к церкви Санто-Спирито относятся два клуатра, восьмигранная ризница знаменитого флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и притвор Кронаки, известного под именем Симоне дель Поллайоло.

Как и остальные религиозные сооружения города, церковь производит яркое впечатление своим внутренним убранством и изысканностью интерьера, который заметно отличается от довольно обыденного внешнего облика. Входя в число наиболее известных церквей , Санто-Спирито пользуется большой популярностью не только среди верующих, но и у туристов, с интересом изучающих многочисленные картины и великолепные фрески, красующиеся внутри здания. Посетить храм стоит непременно хотя бы потому, что это одно из самых известных сооружений гения флорентийского зодчества – Филиппо Брунеллески.

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1436 - 1487 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Модель для сооружения была сделана зодчим в 1436 году, однако постройка началась лишь в 1446 году, в год смерти Брунеллески.

Санто-Спирито является крупнейшей церковью Флоренции, второй после Санта-Мария дель Фиоре . Хотя Санто-Спирито по размерам значительно крупнее церкви Сан-Лоренцо , но имеет с ней весьма большое сходство как в отношении плана, так и в части внутренней архитектуры.

Подобно церкви Сан-Лоренцо, главная часть Санто-Спирито разбита на три нефа, причем перекрытие центрального нефа плоское и разделено на шестигранные кессоны. Боковые нефы отделены от среднего колоннадами.

Сходство с Сан-Лоренцо усиливается формообразованием центрального купола и целым рядом архитектурных деталей. Различие же между этими двумя сооружениями, ставящее Санто-Спирито в архитектурном отношении на более высокую ступень по сравнению с Сан-Лоренцо, заключается в том, что здесь широко использованы галереи-нефы, опоясывающие церковь со всеми ее боковыми пределами.

В Сан-Лоренцо, как уже отмечалось, тоже принято трехнефное деление, но там это деление касается лишь главного участка, в церкви же Сан-Спирито боковые нефы заходят и в пределы.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии . Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.

В Санто-Спирито зодчий достигает необыкновенного архитектурного эффекта. Ритмическое чередование колоннад, огибающих церковь, сводов и арок, рождающих причудливую игру скользящих световых лучей, бликов и теней, - все это создает впечатление глубины, пространственности и вместе с тем архитектурной насыщенности.

Подобный же прием кольцевого обрамления был применен в константинопольском соборе Св. Софии. Брунеллески, возможно, воспользовался этим мотивом.

Обращает на себя внимание и еще одна характерная особенность церкви Санто-Спирито. Вместо прямоугольных боковых капелл Сан-Лоренцо здесь даны полукруглые ниши, расположенные по всему периметру здания и разделяемые полукруглыми же пилястрами, что несомненно вызвано стремлением создать архитектурный эффект большого объема. И действительно, закругленные, выгибающиеся стены в сочетании со стоящими на их фоне круглыми же колоннами как бы раздвигают пространство.
Церковь Санто-Спирито, подобно церкви дельи Анджели Сколяри, весьма высоко ценилась мастерами Ренессанса и оказала также большое влияние на последующее развитие церковного зодчества.


Дна из самых поздних работ Брунеллески - церковь Санто Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции - трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были законченные после его смерти.

В 1434 году Богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто Спирито. Архитектор Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы сторительство церкви финансировалось продажей соли: по три сольди с каждой четверки проданной коммуной соли. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна (за 12 дней до смерти Брунеллески). Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, так как первая колонна была установлена только в 1454 году - спустя 18 лет после начала строительства.

Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад - три или четыре, как планировал самого Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами, что наряду с другими изменениями в немалой степени исказило первоначальный замысел мастера.



Похожие статьи
 
Категории