Церковь святой великомученицы варвары. Собор святой варвары в кутна горе

29.09.2019

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина - именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III - IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название - «Китай-город» - произошло от связок - жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские - а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства - именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости - т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков - Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» - где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, - там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков - Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали - это считалось святотатством, - а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это - «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор - далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время - ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) - одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин - их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII - XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много - 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» - оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка - «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило - устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи - на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета - жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже - с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики - зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» - прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» - так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках - для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров - знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен - сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские – «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, – старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, – а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» – храм в честь небесного покровителя Москвы . Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье – уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. и Святой Георгий в сияющих латах – два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей – Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – . Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, – говорит она, – все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, – говорит она, – дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это – прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, – говорит она о святой девице, – зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» – жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города – один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.



Похожие статьи
 
Категории