Чему учат русские сказки? Проект «Чему учат сказки.

18.06.2019

Консультация для родителей:

Роль сказки в развитии ребенка. Чему учат сказки?

Роль сказки в развитии ребенка. Чему учат сказки? Каждый хороший родитель хочет, чтобы его ребенок вырос добрым и умным, умел постоять за себя и за близких ему людей, чтобы заботился и уважал родителей, бабушек и дедушек. Но мало кто задумывается, какую важную играют роль сказки в развитии ребенка. Попробуем разобраться, чему учат сказки?

Роль сказки в развитии ребенка

В раннем детстве дети практически живут в мире сказок и сказочных героев. Они придумывают себе друзей, когда таковых нет рядом, они придумывают свое будущее, и оно меняется в их воображении с каждой новой услышанной или увиденной сказкой. Мы, сами того не осознавая, порой учим их ориентироваться в окружающем мире с помощью тех же сказок. Можно уверенно утверждать, что с помощью сказок ребенок и познает этот огромный мир.

Чему учат сказки?

Возьмем несколько примеров.

Чему учит сказка о Красной Шапочке?

С первых слов ребёнок усваивает, что старые люди нуждаются в заботе. И маленькая девочка носит бабушке пирожки, хотя дорога дальняя и проходит через страшный лес.

Чему учит сказка о спящей царевне и семи богатырях?

Эта сказка учит братской любви и чистым чувствам между молодыми людьми. Многие русские народные сказки о царе-батюшке и его детях напоминает, что родительская любовь безгранична, но дети должны почитать своих родителей всегда.

Чему учит сказка о Морозко?

В первую очередь, она порицает жадность и прославляет послушание и уважение к старшим.

Чему учит сказка о Буратино?

Сказка о Буратино критикует лень и тунеядство, учит прислушиваться к советам старших.

Чему учит сказка о Синей Бороде?

История Синей Бороды учит не быть излишне любопытным и порицает жестокость.

Чему учит сказка о Гадком утенке?

«Гадкий утенок» предупреждает: не суди людей по внешнему виду, а смотри на их душу.

Иногда родители просто читают время от времени сказки для детей, как будто отбывают повинность. Так не должно быть! Сказки нужно читать с выражением, обязательно спокойным и тихим голосом, чтобы ребенок мог хорошо воспринимать их содержание. На смысловых моментах желательно делать небольшие паузы и выяснять, а понял ли ваш малыш смысл данного выражения или фразы. Ведь многие речевые обороты уже не используются в современной жизни, и ребенок не всегда может их понять правильно.

Сказка ложь, да в ней намек…

После прочтения любой, даже самой простой, на ваш взгляд, сказки, необходимо уточнить воспитательную роль, которую она несет в себе. Если ребенок в процессе чтения или после него просит вас дополнительно что-то ему объяснить, не спешите отказываться! Это не значит, что ваш малыш слишком глуп. Это значит, что он размышляет над содержанием сказки, над поведением героев и пытается сделать первые самостоятельные выводы для жизни. А это и есть то, ради чего вы читаете или рассказываете ему по вечерам детские сказки! Почувствуйте, какое внутреннее единение происходит в этот момент между вами и вашим ребенком! В такие волшебные минуты вы возвращаетесь на ступеньку в свое детство. А ваш малыш поднимается на ступеньку вверх, к своей взрослой жизни.

Сафронова Татьяна

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

ü узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;

ü познакомиться с жанрами русской сказки;

ü привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;

ü провести опрос среди детей и взрослых.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно - исследовательских работ и творческих проектов среди

обучающихся первой ступени образования «Я - исследователь»

Направление «Гуманитарное»

Чему учат сказки?

Сафронова Татьяна Станиславовна ,

3 В класс.

Руководитель проекта:

Малышева Светлана Александровна ,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

Учреждения «Средняя общеобразовательная

Школа №3 с углублённым изучением

отдельных предметов»

г. Лабытнанги

2013

  1. Введение……………………………………………………………………………….…3
  2. Из истории возникновения сказки на Руси …………………………………………....4
  3. Жанры русских народных сказок …………………………..………….……………….4
  1. Волшебные сказки……………………………………………………………….5
  2. Волшебно – героические сказки………………….……………………………..5
  3. Сказки о животных………………………………………………………………5
  4. Бытовые сказки…………………………………………………………………..6
  5. Авантюрные сказки………………………………………………………………6
  1. Сказочные правила………………………………………………………………………6
  2. Чему учат нас сказки…………………………………………………………………….7
  3. Собственное исследование ……………………………………………………………..8
  4. Заключение…………………………………………………………………………....…9
  5. Список литературы………………………….……………………………….…..…..…10

Приложения

Введение

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.

Сказки... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир. У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.

Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

Каждая сказка нас учит чему-то, только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность . Время, в котором мы живём, очень суетливое. Люди общаются по интернету, все куда-то спешат. Дети больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а сказкам всё меньше и меньше уделяется внимание. Сказка - это чудо из чудес. А так хочется верить в сказки, где добро побеждает зло и исполняются все желания. Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать её уроки в повседневной жизни.

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

  • узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;
  • познакомиться с жанрами русской сказки;
  • привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;
  • провести опрос среди детей и взрослых.

Методы наблюдение, экскурсия, интервьюирование, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.

Объект : литература.

Предмет исследования : русские народные сказки.

История возникновения сказки на Руси

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Много лет прошло с тех пор, когда стали рассказывать сказки. Уже в 12 веке существовал обычай «баять басни» («баять» - говорить, сказывать). Сказочников называли бахарями.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. Иностранные путешественники упоминают о том, что русские забавлялись во время пиров слушанием сказок. Сказки любили слушать и цари. Даже царь Иван Грозный не мог заснуть без рассказа бахаря. В опочивальне его обычно ждали 3 слепых старца, которые по очереди рассказывали ему сказки и небылицы. Сказочники награждались дорогими подарками. Рассказывать сказки перед сном сохранилось и до наших дней.

2. Какие бывают сказки?

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В ней то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. В ней есть зачин, присказка и концовка. (2) Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главные черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках. (2) Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке мы видим совершенно определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости силы и мужества. А вот трудности, подлость, лень, глупость, скупость, жадность всегда высмеиваются. Сказка всегда поучительна, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.

2.1. Волшебная сказка

Сказки делятся на: волшебные, волшебно – героические, легендарные, о животных, бытовые, авантюрные.

Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок. В своих истоках она восходит к приёмам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью, в них воплотились мечты народа.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка».

Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

2.2. Волшебно - героическая сказка

Волшебно-героические сказки, в которых действуют эпические герои, в отличие от эпоса, безымянные или наделены обобщёнными именами типа «Иван-царевич», «Иван-дурак» и сверхъестественные существа. В таких сказках герои борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырём «своего» мира, живущих в нём людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем».

2.3. Сказка о животных

Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используется композиционный приём: неожиданные встречи животных, песенные вставки и др.).

С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими, в них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла. Дети определяют в сказках положительных и отрицательных персонажей, щедро делятся со сказочными героями переживаниями и сочувствием, перенося впоследствии эти чувства на близких им людей.

2.4. Бытовые сказки

Наиболее поздний сказочный жанр – бытовые сказки. В них воспроизводятся картины обычной жизни, высмеиваются общественные пороки. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник, которые живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. В бытовой сказке характеризуются и такие черты героя, как личное благородство, бескорыстие, уважение к другим людям, радушие и постоянное желание прийти человеку на помощь, всякому живому существу, попавшему в беду.

2.5. Авантюрные сказки

Этот вид сказок очень близок к волшебным, но главное отличие авантюрных сказок заключается в том, что герой решает трудные задачи, благодаря находчивости и уму, а не каким-либо волшебным силам.

Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют не только гибкий ум, но и находчивость, и ловкость.

Но одно объединяет все сказки – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. А положительные герои, неизменно выходящие победителями в непримиримой борьбе над злом и несправедливостью.

3. Сказочные правила

Многое в сказке происходит не так, как в жизни. Сказочник переносит слушателя в другой мир, который живёт по своим правилам:

1.Правило счастливого конца.

Чаще всего, сказка начинается плохо, заканчивается хорошо. Если, например, начало сказки о бедной девушке, то в конце она обязательно выйдет замуж за принца.

2. Правило сказочной справедливости.

Всем известно, добро в сказке побеждает зло. За добрые поступки в сказке обязательно следует награда, а злые поступки наказаны. Вот в начале сказки появляется хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Конец сказки известен: работницу должны одарить золотом, а завистливых сестёр – смолой.

3.Правило всего самого-самого.

Правило превосходной степени и наибольшего контраста. Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё «самое-самое». Красавицы – «первые красавицы на всём белом свете». Страшилища такие, «каких свет не видывал». Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть «всё и на земле, и под землёю».

4. Правило противоположного.

В сказке «самое-самое» постоянно сталкивается с чем-то противоположным. Самые бедные превращаются в самых богатых. Кого считают глупыми, оказываются всех умнее. Самые красивые становятся самыми уродливыми, и наоборот.

5. Правило всесильного желания и слова.

Сказочное правило требует, чтобы желание героя непременно сбылось, даже если есть испытание, всему угрожает злое волшебство. Но он выполняет сложное задание и спасается. Когда герой не может справиться с врагами сам, его выручают волшебные помощницы и волшебные предметы.

Волшебную силу имеет в сказке и сказочное слово. Все сказочное, обращается на того, о ком или о чём идет речь. Поэтому, если герой дал обещание, он его должен выполнить.

4. Чему учат нас сказки?

Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка и, к тому же, играют немаловажную роль в формировании модели его поведения. Они учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости.

Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники.

5. Собственное исследование

Для утверждения, о том, что действительно ли нам нужны сказки, я сходила на экскурсию в детскую городскую библиотеку. Оказывается, сказки очень любимы детьми. Больше всего ребята отдают предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки им не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются. А ещё для чтения сказок в самой библиотеке есть «Комната сказок», где юные читатели с удовольствием могут окунуться в сказочный мир (Приложение I).

Ребята как будто входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключаются на прозаическую повседневность. Наверное, мы, читатели, интуитивно чувствуем, что сказки нереальны, но в то же время допускаем, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных наших переживаний: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Сама я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Очень часто я хожу в детский сад «Катюша», где меня ждут маленькие любители сказки. Малышам я не просто читаю любимую ими сказку, а стараюсь инсценировать её, передать характер, чувства, эмоции героев. Часто дети становятся активными участниками инсценировки. Да, сказки любят дети любого возраста (Приложение II).

Я не только люблю читать сказки, но и пытаюсь сочинять их сама. Принимаю участие во многих литературных конкурсах, в том числе в Международных и Всероссийских дистанционных, куда отправляю свои творческие работы (Приложение III).

Я решила провести социологический опрос среди своих сверстников и взрослых.

Мне стало интересно, как дети и взрослые относятся к сказкам и верят ли они в них. Я опросила 30 человек: 15 детей и 15 взрослых. Всем задавала два вопроса: «Верите ли Вы в сказки?»; «Для чего вы читаете сказки?». И вот что выяснила по первому вопросу: среди 30 человек в сказку верят и считают её поучительной 26 человек, не верят четыре человека. Ответы на второй вопрос показали, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а ребята говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития (Приложение IV) .

Исходя из этого видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки (Приложение V).

Заключение

Цель написания проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле. Нужны ли нам сказки.

Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:

  • в 12 веке существовал обычай «баять басни»; сказочников называли бахарями, Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке;
  • прочитав множество различных русских народных сказок, научилась разбираться в их жанрах;
  • в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых герои, то есть мы – читатели всегда можем получить урок добра и справедливости;
  • проведённый опрос показал, что дети, а так же взрослые и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки.

Из поколения в поколение передается лишь то, что было важно для людей. Сказки выражают мудрость своего народа, его стремления, мечты, повествует о самом важном в нашей жизни, учат быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Много сказок сочинил народ. Сказки похожи на нашу жизнь. Значит, они существуют. Обязательно нужно читать сказки и верить в них. Ведь в сказке не только добро побеждает зло, но и все желания исполняются.

Наше предположение: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости подтвердилось. А вы верите в сказки?!

Литература

1.Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

2.Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого, М.: Изд: «Петрушка», 1993г.

Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.

Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.

«Орел и овечка», Дональд Биссет

Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.

Орел вернулся и сел опять за стол.

– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.

– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри.

– Пожалуй, я бы лучше съела орла.

Чему учит сказка?

Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.

Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.

Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность невечна.

Чем отличается "Орел и овечка" от других сказок, где обидчики и обманщики получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки "Лиса и тетерев" и русской "Лиса и журавль"?

Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и, даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.

Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности – он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.

– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала.

Спускайся-ка на землю! Потолкуем.

Тетерев ей отвечает:

– Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?

«Мышонок и карандаш», Владимир Сутеев

В контексте сказок Сутеева – это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.

И мышонок больно укусил Карандаш.

– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

Чему учит сказка?

Бейся за свое спасение, как можешь.

Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.

«Про маленького поросенка Плюха», Инга Баллод, Ирина Румянцева

Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.

– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?

Козел раздраженно ответил:

– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.

Чему учит сказка?

В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.

«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича

И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу – они об уважении к своему труду.

– Все ты, – чуть слышно пропищали они.

– А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Чему учит сказка?

Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.

Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.

Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.

Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.

«Принцесса в бумажном мешке», Роберт Манш

В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.

Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесанны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса. – Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!

Чему учит сказка?

Ценить себя.

Ставить нахалов на место.

Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).

Уважать людей и их поступки как таковых.

Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.

Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.

Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.

«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.

В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.

Несказочные книги Линдгрен:

«На острове Сальткрока» – маленькая девочка с границами на замке;

«Эмиль из Леннеберги» – вот уж дитя с границами!

Сказки Линдгрен:

«Мио, мой Мио» – как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец, хоть и страдал, не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира, и к новым границам ребенка – непростая тема.

«Пеппи Длинный чулок» – в этой книге очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушка с дедушкой, а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причем касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребенка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополнится самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами. Он научится размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

Чему учат сказки?

Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

  • Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя . Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
  • Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки . В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
  • Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути . Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
  • Героем может стать любой . Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
  • Сила – это еще не все . Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
  • Справиться в одиночку не всегда возможно . Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.

Какие сказки лучше читать?

Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.

После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.

Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.

Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.



Похожие статьи
 
Категории