Что на самом деле произошло с подводной лодкой «Курск» .

22.09.2019

Была ли преступная халатность?

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей. Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик». До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов. А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия. В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов. Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало. А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием. Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции. Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными. Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены. На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов. Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника. Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

До печальной даты - годовщины трагедии с атомной подводной лодкой, бывшей гордостью российского флота, остается всего месяц. И чем она ближе - тем сильнее ощущается боль

«Почему не спасли людей?» – вопрос о том, что произошло 12 августа 2000 года в Баренцевом море, – остается открытым и спустя много лет после трагедии. Тогда проходил третий день учений ВМФ России. К–141 «Курск» – гордость отечественного флота, атомоход размером с два огромных самолета – выглядел непоколебимым столпом.

Взрыв, который дошел до Аляски

На борту подлодки находилось 118 человек. 11 августа с судна «Петр Великий», который также проходил учения, наблюдали проделанную «Курском» работу. Тот благополучно завершил стрельбу ракетами и ушел в другой сектор учений. После планировалось запускать торпеды по надводным кораблям. Но 12 августа три подводные лодки задание выполнили, а «Курск» молчал.

Взрыв произошел в 11.28 – настолько мощный, что его зафиксировали даже на Аляске. Специалисты говорят, что его сила была эквивалентна землетрясению в 4,2 балла по шкале Рихтера. Через пару минут произошел второй взрыв. Связь с подлодкой прекратилась, к концу дня «Курск» объявили «аварийным».

13 августа гидроакустики нашли атомоход. Он лежал на морском дне. Спасатели, которые находились на «Петре Великом», руководившем операцией, были уверены, что они слышали стуки, похожие на сигналы SOS.

К месту послали два судна, «Алтай» и «Рудницкий», чтобы дать затонувшим морякам электроэнергию и кислород. Три попытки достать подводников из лодки с помощью спасательных капсул закончились ничем. Два имеющихся на «Курске» аварийных люка были недоступны. Выйти можно было только через третий, последний, который находился над девятым отсеком, где была оборудована специальная комингс–площадка. Практически нулевая видимость и сильное подводное течение не давали спасти из заточения моряков.

Сигналы бедствия поступали и через пять дней. Правительство было убеждено, что как минимум 5-6 дней подводники будут жить: время еще было. Но все новые попытки проваливались из-за непогоды.

20 августа норвежские специалисты приступили к работе. Они сумели повернуть вентиль «Курска», но поднять крышку не смогли. 21 августа вскрыли люк. Живых здесь не нашли.

Таинственные звуки SOS

Владимир Устинов , занимавший пост генпрокурора с 2000 по 2006 год, в книге “Правда о «Курске»” писал, что моряки на подводной лодке скончались задолго до прибытия помощи. По мнению генпрокурора, после второго взрыва в потенциально спасительный девятый отсек перешли экипажи шестого, седьмого и восьмого, где они умерли от удушья в помещении, где было много угарного газа.

Адвокат Борис Кузнецов вслед за этой книгой выпустил свою – как бы дополнение к изданию чиновника: “Она утонула... Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов”.

Кузнецов утверждал: от того, сколько раз генпрокурор повторил свою ложь, что подводники погибли очень быстро, утверждение не станет более правдивым. По его мнению, находившиеся в водном заточении люди исступленно молотили кувалдой или другим тяжелым предметом по стенам не менее двух суток. Их сигналы SOS поймал и записал «Петр Великий».

Как рассказывал мичман «Петра Великого» Федор Н. о событиях того дня, он тоже слышал подаваемые сигналы. Они были очень глухими, напоминали набат, у него даже были сомнения, что стучат по железу. Позже оказалось, что сигналы шли не с АПЛ – единственные выжившие люди могли быть только в девятом отсеке, но уже спустя сутки они были мертвы, что является доказанным фактом. И следствие так и не смогло установить неназванного моряка, который подавал сигналы из подводной части некоего корабля.

Версия аварийной торпеды

В «Опустевшем причале» Владимира Шигина рассказывается, что 12 августа на атомоходе должна была пройти стрельба болванками по надводным кораблям. Автор пояснил, что этим типом снарядов более двух десятков лет пользуется ВМФ России. Но торпеда «Курска» отличалась от предыдущих моделей: в ней находилась другая аккумуляторная батарея. Потому на месте аварии в день, когда поступили известия о крушении, и присутствовали представители завода и военной приемки. Поступали сообщения, что командир АПЛ Геннадий Лячин еще до трагедии просил разрешения на то, чтобы отстрелять аварийную торпеду. Но эта версия не подтвердилась автором книги. Шигин пишет, что, если бы Лячин на самом деле сообщил руководству о ЧП на подлодке, торпедную атаку бы отменили, либо перенесли на другое время.

Сейчас всем точно известно, что АПЛ потерпела крушение по причине взрыва снаряда в первом торпедном отсеке. Но первопричина по-прежнему не ясна, пишет автор. Самостоятельно взорваться он не мог, так как инженеры конструктивно заложили многоступенчатую систему защиты. Единственное, что могло послужить катализатором, – сильнейшее воздействие извне. Возможно, это был подводный таран. Теоретически такое могло произойти, когда российская лодка всплывала, а иностранная погружалась – если таковая в действительности была.

Три версии, три загадки

Согласно первой, самой очевидной и официально признанной правительством версии, К-141 «Курск» опустилась на дно из-за взрывов торпед, находившихся на ней. 65-76А «Кит» взорвался в торпедном аппарате №4 после утечки топлива, из–за чего сдетонировали другие снаряды.

Вторая версия, выдвинутая начштаба Северного флота Михаилом Моцаком и командующим флотом Вячеславом Поповым , гласила, что «Курск» претерпел столкновение с другой подводной лодкой – вероятнее всего, американской или британской. Вице-адмирал Моцак рассказал, что вблизи от атомохода находилась «масса косвенных признаков наличия второго подводного объекта, также, возможно, аварийного». По его словам, посторонний объект засекло гидроакустическое оборудование «Петра Великого». Его заметили и моряки, которые занимались выемкой из воды аварийных буев.

В третьей версии, к которой склонялся бывший вице-премьер Илья Клебанов , говорилось, что «Курск» напоролся на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, а затем произошла детонация снаряда. Но эксперты сказали, что даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы раскурочить данную субмарину, поэтому версия показалась несостоятельной.

Когда снимут гриф “секретно”?

Примерно спустя 15 лет после трагедии появилась информация, что правительство готовит организацию комиссии, которая определит возможность раскрытия истинных причин гибели «Курска».

Гриф секретности был наложен на 30 лет, но, как сообщил руководитель Центрального архива Министерства обороны России Игорь Пермяков , документы о трагедии могут раскрыть до этой даты – если так решит правительство.

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 "Курск" не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает "в 13.50 начать действовать по худшему варианту" и вылетает с атомного крейсера "Петр Великий" в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая "пропажу" лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с "Курском". Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски "Курска", экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен "Курск" и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - "Винтик".

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков "Курска" погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту "Курска". И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли "Курск" с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на "Курске" стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой "Мемфис". Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море "Мемфис" вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. "Мемфис" пошла на дно, как и "Курск", пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: "15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает". То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: "Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников". И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану "Курска" присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники "Курска" были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения "Курска" подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды "Курска" были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

Пятнадцать лет назад атомная подводная лодка “Курск” затонула в Баренцевом море, погибли 118 человек. Это самая масштабная катастрофа для российского ВМФ в мирное время. Сегодня в России – в Видяеве, откуда лодка ушла в свой последний рейс, в Мурманске, Севастополе и других российских городах.

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 “Курск”, который считался гордостью российского военно-морского флота, принимал участие в учениях в Баренцевом море. На борту находились 118 человек – члены экипажа и гражданские специалисты дагестанского завода “Дагдизель”. Лодка по плану учений должна была “атаковать” группу кораблей, но учебного выстрела не последовало, экипаж перестал выходить на связь. По официальной версии , “Курск” затонул из-за взрыва в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Затем произошел пожар и взрыв остальных торпед в первом отсеке.

“Курск” нашли на следующий день, на дне, на глубине 108 метров. Началась спасательная операция. Официальная версия менялась – от “слышны постукивания” до “все погибли от первого взрыва”. Лишь 20 августа к операции допустили иностранцев. Норвежские водолазы со спасательного судно “Seaway Eagle” сумели, наконец, вскрыть аварийный люк. И обнаружить, что выживших нет.

Но, как потом выяснилось, в первые сутки 23 подводника еще были живы. Они отступили в 9-й отсек, где и скончались, предположительно через сутки. Когда через несколько месяцев водолазы начали поднимать отсеки лодки на поверхность, были найдены предсмертные записки моряков “Курска”.

Вот записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова “15:45. Здесь темно писать, но на ощупь попробую… Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо”.

За эти годы про “Курск” снято и написано немало, и официальные заявления устраивают не всех. Существует версия об ошибке экипажа, но самая популярная – о том, что лодка погибла из-за американской торпеды. Якобы американские подлодки “Толедо” и “Мемфис” следили за учениями, произошло столкновение “Курска” с “Толедо” и, когда российская субмарина открыла торпедные камеры, “Мемфис”, защищая “Толедо”, выпустил свою торпеду. Эта версия легла в основу документального фильма французского режиссера Жан-Мишеля Карре “Курск. Подводная лодка в мутной воде” (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), он вышел в 2005 году. По мнению автора фильма, причина гибели подлодки была скрыта обеими сторонами, чтобы избежать войны.


Для Владимира Путина, который только за четыре месяца до того стал президентом, авария оказалась едва ли не первым публичным испытанием. Миллионы людей, следивших за попытками спасти моряков “Курска”, помнят, как президент лишь через 5 дней прервал отпуск в Сочи. 24 августа в Видяеве он встретился с родственниками погибших. Драматические кадры этой встречи, где Путина обвиняли в бездействии, тоже обошли мир.

Но самым ярким стало интервью Путина Ларри Кингу 8 сентября. В эфире CNN , на вопрос о том, что случилось с российской подводной лодкой, президент ответил: “Она утонула”.

За полтора десятилетия трагедия стала забываться – или отношение к ней изменилось. По данным опроса “Левада-центра”, в 2000 году 72% опрошенных считали, что власти не приняли достаточных мер для спасения моряков, сегодня таких – 35%.

12 августа 2000 года, ровно 15 лет назад, во время учений в Баренцевом море в результате двух взрывов в первом отсеке затонул К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". На его борту было 118 человек, все они погибли.

Как и почему погибал "Курск" - официальная версия

В Баренцевом море "Курс" принимал участие в масштабных учениях Северного флота. В день катастрофы, 12 августа, атомный крейсер должен был атаковать авианесущую группу кораблей. Ведь "охота" на американские авианосцы - это одна из основных его боевых задач. Однако учебная атака осуществлена не была, в назначенное время экипаж "Курска" на связь не вышел, вечером того же дня лодка была объявлена аварийной. Нашли ее рано утром 13 августа, на дне, на глубине 108 метров.

Согласно официальной версии, Северный флот предпринимал многочисленные попытки провести спасательную операцию, однако мешали плохая погода и повреждения аварийного люка в кормовой части лодки. Иностранную помощь Россия приняла лишь 20 августа, восемь дней спустя после катастрофы. На следующей день норвежские водолазы сумели сделать то, что российские спасатели не могли сделать неделю - открыть кормовой аварийно-спасательный люк. Но они констатировали лишь, что лодка затоплена водой и выживших нет.

Однако выжившие в первые дни катастрофы были, о чем свидетельствуют найденные на борту письма моряков (источник - istpravda.ru).

Кстати, согласно некоторым версиям, далеко не все эти письма были опубликованы - часть записок якобы получила статус "Совершенно секретно". Официального подтверждения этому нет.

Согласно официальному отчету о причинах гибели лодки, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А ("Кит") в торпедном аппарате № 4. В результате произошел пожар, который привел к детонации торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и стал причиной окончательной гибели атомного подводного крейсера.

Позже, отвечая на вопрос американского зубра журналистики Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой "Курск", президент России Владимир Путин ответит свое бессмертное: "Она утонула".

В этом интервью он также рассказал, что 75-80% членов экипажа погибли в первые 1,5-2 минуты и что даже, если бы иностранную помощь Россия приняла бы в первые часы после катастрофы, иностранные спасатели все равно бы не успели вовремя.

Альтернативные версии гибели "Курска"

Как это бывает практически всегда в таких случаях, нашлись люди, неудовлетворенные официальной версией. Причем и в России, и на Западе. Например, согласно версии вице-адмирала Рязанцева, причиной взрыва торпеды стала ошибка экипажа при заправке торпеды и общий бардак, который царил на борту лодки. Есть доводы как "за", так и "против" такой точки зрения.

С одной стороны, определенный бардак на борту все же царил - например, "Курс" не "отстрелил" спасательный буй, который должен был отделиться автоматически. Не отстрелил только потому, что с него не сняли заводскую пломбу. Или, например, согласно официальному отчету, в момент катастрофы не работала система записи переговоров внутри лодки - хотя по правилам должна была.

С другой стороны, как гласят официальные документы, по итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. Отметим также, что "Курс" - самый современный на тот момент атомный крейсер в ВМФ России, и туда набирали, определенно, лучших из лучших. Впрочем, 15 лет назад российские военные получали мизерную зарплату в несколько десятков долларов и жили в ужасных условиях, что явно не способствовало их мотивации.

Далее других в проработке альтернативной версии катастрофы, случившейся с "Курском", зашел французский режиссер Жан-Мишель Карре, снявший фильм "Курск. Подводная лодка в мутной воде" (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), показанный в 2005 году на французском телеканале France 2.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради редких кадров, в которых показана беспощадная критика российских властей семьями погибших моряков в первые дни после катастрофы, а также чтобы увидеть подъезд дома, в котором жил командир "Курск". Впрочем, предупреждаем: эмоционально это очень тяжелое кино.

Согласно версии Жана-Мишеля Карре, которую разделяют также канадские исследователи и некоторые российские военные, причиной гибели "Курска" стало попадание торпеды, выпущенной американской подводной лодкой "Мемфис". За учениями Северного флота и, особенно, "Курском", в те дни наблюдали две американские подводные лодки - "Толедо" и "Мемфис". В момент непосредственно перед катастрофой "Толедо" столкнулся с "Курском", на "Мемфисе" зарегистрировали звук открытия торпедных аппаратов на российской подлодке, испугались, что россияне готовятся торпедировать "Толедо" и нанесли удар первыми.

Далее французский документалист утверждает, что российские власти все поняли практически с самого начала и специально начали затягивать спасательную операцию, чтобы убить оставшихся в живых моряков. Потому что, если бы чудовищная правда всплыла вместе с подводниками со дня Баренцева моря, это привело бы к масштабному международному кризису и, возможно, Третьей мировой войне.

Жан-Мишель Карре также утверждает, что Владимир Путин использовал кризис с "Курском" как повод для атаки на неподконтрольные Кремлю СМИ (особенно же - на Березовского), а также для укрепления собственной власти и, самое главное - для возрождения величия российской армии и флота.

Кстати, неожиданно эту точку зрения подтверждает и сам Путин, когда в интервью Кингу говорит, буквально, следующее: "Это [то, что я не прервал отпуск и не поехал на место катастрофы] использовали для определенных атак, для раскачивания самого института президентской власти, а это само по себе уже плохо и вредно для государства".

"Курск" - не первая и не последняя жертва "подводного гусарства"

Foto: Vida Press

С момента гибели "Курска", то есть за последние 15 лет во всем мире с подводными лодками произошло 30 инцидентов - и это только то, что стало известно общественности.

Если же брать последние 50 лет и учитывать только погибшие атомные подводные лодки, видно, что по разным причинам затонули восемь американских, советских и российских подводных кораблей. Погибли 462 моряка. В этом ряду катастрофа "Курска" даже не самая драматическая - в 1963 году, например, затонул американский атомоход USS Thresher, на дно ушли 129 человек. Пять лет спустя та же судьба постигла и USS Scorpion с 99 людьми на борту. О причинах гибели этих кораблей есть свои версии, в том числе и столкновения, и даже вооруженные конфликты с советскими кораблями.

То, что подводники всех флотов мира позволяют себе некоторое "гусарство" и весьма необдуманные и безответственные действия (которые могли быть истинной причиной гибели "Курска"), демонстрирует, например, инцидент в 2001 году с участием USS Greeneville (на фото) и японским учебным судном Ehime-Maru. Тогда из-за ошибки экипажа американская подлодка столкнулась с японским кораблем, в результате чего последний затонул, и из 35 находившихся на борту человек погибли девять, включая четырех студентов. Американская подлодка после "тарана" японского судна даже не попыталась оказать помощь оказавшимся в воде людям.

При всем при этом никто и никогда не услышит ни о каких мерах регулирования вооружений подлодок, контроля их общего количества или "правил поведения" - потому что их нет. Мировой океан является общей "песочницей" для подлодок разных стран. Время от времени "заигравшиеся дети" как следует прикладывают друг друга ведерками по голове и с этим ничего не поделать.



Похожие статьи
 
Категории