Что нового вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в вопросы аттестации работников общеобразовательных учреждений? Каков порядок аттестации педагогических работников.

25.09.2019

Новый порядок аттестации педагогических работников (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 22.09.2014

В целях улучшения качества образования и профессионального роста самих педагогов они должны проходить аттестацию. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок). Порядок аттестации, принятый в 2010 г., соответственно, утратил силу. О том, что нового появилось в проведении аттестации, в каком порядке она должна проходить, расскажем в статье.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" различают два вида аттестации:
- обязательная - для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям. Осуществляется раз в пять лет в обязательном порядке;
- добровольная - для установления квалификационных категорий. Проводится по желанию работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).
Аттестация осуществляется аттестационными комиссиями. При этом теперь в силу нового Порядка аттестационную комиссию для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности формирует самостоятельно организация, осуществляющая образовательную деятельность.
А аттестация для установления квалификационной категории работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении:
- федеральных органов исполнительной власти, - осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
- субъекта РФ, а также муниципальных и частных организаций, - аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Новый Порядок аттестации применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Обязательная аттестация

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности. Такую аттестацию не проходят:
- педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

К сведению. Новым Порядком дополнен список работников, которые не проходят аттестацию. Это проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, а также отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

При этом Порядком установлено, что аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков, а аттестация работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Как уже было отмечено, аттестационная комиссия для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям создается самим образовательным учреждением, приказом работодателя. В состав комиссии включаются председатель, заместитель председателя, секретарь, члены, а также представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
Аттестация проводится в соответствии с приказом работодателя, которым определяются список работников организации, подлежащих аттестации, и график ее проведения. Работодатель должен ознакомить работников с приказом под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации по графику.
Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление. В представлении содержатся следующие сведения о работнике:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
С представлением работники также должны быть ознакомлены под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением работник может подать в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Процедура обязательной аттестации

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. В случае отсутствия работника по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. Если причины неявки неуважительные, аттестация осуществляется в его отсутствие.
После рассмотрения аттестационной комиссией представления, дополнительных сведений, поданных самим работником, комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, в отсутствие аттестуемого работника. Работник признается соответствующим занимаемой должности, если за него проголосовало не менее половины членов комиссии. Если аттестуемый является членом комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
После подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются работнику, присутствующему на заседании комиссии, и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, и хранится у работодателя.
На работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарь аттестационной комиссии составляет выписку из протокола. В ней указываются сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого, его должности, дате заседания аттестационной комиссии, результатах голосования, о принятом комиссией решении. Работодатель знакомит работника с выпиской (под подпись) в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка хранится в личном деле педагогического работника.

К сведению. Результаты аттестации могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Аттестационные комиссии организаций дают работодателю рекомендации о возможности назначения на определенные должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, качественно и в полном объеме выполняющих возложенные на них должностные обязанности.

Добровольная аттестация

Для педагогических работников устанавливаются две квалификационных категории (первая и высшая) - сроком на пять лет, продлению не подлежат.
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по желанию работника и на основании его заявления. В заявлении работник указывает квалификационную категорию и должность, по которой он желает пройти аттестацию.
Новым Порядком установлено, каким образом должно представляться заявление в аттестационную комиссию, - оно подается непосредственно в комиссию либо направляется в адрес комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета. Заявления о проведении аттестации подаются независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления ему такой категории по той же должности.
Если работнику, имеющему первую квалификационную категорию, было отказано комиссией в установлении высшей категории, первая категория сохраняется за ним до истечения срока ее действия.
При отказе в установлении квалификационной категории работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же категорию не ранее чем через год со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ.

Обратите внимание! Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Процедура добровольной аттестации

Как было отмечено ранее, аттестация в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от подведомственности организаций. При формировании комиссии определяются ее состав, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. В аттестационную комиссию включается представитель соответствующего профессионального союза.
Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок аттестации для каждого педагога индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории и осуществляется письменное уведомление работников о сроке и месте проведения их аттестации.
Продолжительность аттестации для каждого работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов.
Новым Порядком установлено, что педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, а при его неявке на заседание аттестация проводится в его отсутствие.

Обратите внимание! В отличие от обязательной аттестации, при проведении аттестации для получения квалификационной категории не учитывается уважительность причины отсутствия работника на аттестации и перенос заседания комиссии на другой срок не предусмотрен.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается категория);
- отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой отказывается в установлении категории).
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение вступает в силу со дня его вынесения. На основании решений соответствующие органы власти издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в Интернете.
Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории педагогический работник также вправе обжаловать.

Критерии оценки результатов работы при установлении квалификационных категорий

В заключение

Итак, новым Порядком внесено достаточно много существенных дополнений. Так, теперь аттестацию на установление соответствия педагогического работника занимаемой должности проводят образовательные организации, которые сами же создают аттестационные комиссии. Расширен перечень работников, которые не проходят аттестацию. Внесены изменения в порядок прохождения аттестации в целях установления квалификационных категорий, в том числе дополнены критерии оценки результатов.
В связи с принятием Порядка работодатель, опираясь на него, должен разработать локальный нормативный акт по вопросам проведения аттестации и ознакомить с ним работников. Кроме этого, следует определить технологии оценки профессиональной деятельности работников, а также список работников, подлежащих обязательной аттестации, график ее прохождения и состав аттестационной комиссии.
Всю информацию по вопросам аттестации рекомендуем размещать в месте свободного доступа работников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров оплаты труда и т.д.), но и направлена на улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок). В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации педработников в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные категории , установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава .

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории ;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации , в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины ;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам . Аттестация их возможна не ранее чем через два года

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет . Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием . Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится 1 раз в 5 лет .

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

7.Порядок аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями , в соответствии с распорядительным актом работодателя.

В состав аттестационной комиссии организации должны входить председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также в обязательном порядке представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные комиссии организаций также дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности .

б) Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

  • для педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций — аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой ттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории , обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия .

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Аттестация педагогических работников предусмотрена законодательством РФ и проводится по особому порядку. Об этом порядке и о том, какими основными нормативными актами он урегулирован, мы поговорим в представленной статье.

Новая аттестация педработников в 2018 - 2019 году: с какой целью проводится аттестации педагогов

Аттестация педагогических работников назначается для установления (п. 1 ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • соответствия профессиональных качеств работников занимаемым ими должностям;
  • квалификационной категории конкретного сотрудника.

По общему правилу аттестация на предмет соответствия работника занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет (п. 2 ст. 49 закона № 273-ФЗ). Такая периодичность предусмотрена также в отношении работников из числа профессорско-преподавательского состава (ст. 332 Трудового кодекса РФ). Обязательная аттестация проводится на основании представления работодателя.

Добровольная аттестация (в целях установления квалификационной категории) осуществляется по заявлению самого работника.

Аттестация педагогических работников в 2018 - 2019 году производится по той же схеме, что и в предыдущие годы, в этой части нововведений на федеральном уровне не было. Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне, уровне городов федерального значения могут быть введены свои коррективы. Например, в части документооборота в рамках аттестации и т. д.

Так, с 2016 года в Московской обл. была сокращена до 1 страницы форма экспертного заключения, снижено общее количество документов для подтверждения результатов профессиональных достижений аттестуемого педагога и предложены 2 варианта оформления портфолио педагога (на бумажном носителе или в электронном виде) и др.

Положение об аттестации педагогических работников

Порядок аттестации регламентируется следующими актами:

  • Порядком проведения аттестации..., утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — порядок № 276), — в отношении работников образовательных учреждений. Данный порядок распространяется на учителей, методистов, инструкторов, логопедов, воспитателей, педагогов допобразования и т. д. (см. разд. 2 Номенклатуры должностей..., утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).
  • Положением «О порядке проведения...», утв. приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293. Положение относится к педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава.

С правилами составления положения об аттестации можно ознакомиться в нашей статье Составляем положение об аттестации работников - образец.

Заявление на аттестацию

Аттестация педагогических работников, проводимая в целях установления квалификационной категории таких работников, производится по их заявлениям, передаваемым аттестационной комиссии любым из доступных способов (п. 27 порядка № 276):

  • при личном обращении;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • по электронной почте или через специальные ресурсы в интернете.

Унифицированного образца такого заявления нет, однако он может быть утвержден на региональном или муниципальном уровне.

В целом структура заявления на аттестацию может быть следующей:

  • сведения о работнике: Ф. И. О., должность, квалификационная категория, образование, общий стаж работы и стаж педагогической деятельности, иные сведения, которые работник считает нужным сообщить комиссии в данном случае;
  • указание, квалификационной категории и должности, по которым работник желает пройти аттестацию (требование п. 27 порядка № 276);
  • указание достижений и результатов, полученных работником в рамках педагогической деятельности: участие в конкурсах и проектах, использование современных методик преподавания, создание специализированных баз данных, новаторство и т. д.;
  • просьба о проведении аттестации в присутствии / в отсутствие работника на заседании (см. п. 36 порядка № 276);
  • подпись работника, указание контактных данных.

Заявление о проведении аттестации может быть подано работником в любой момент вне зависимости от срока его работы в данной организации (п. 29 порядка № 276).

Итоги аттестации. Оформление результатов

По итогам аттестации работника на предмет соответствия занимаемой должности комиссия принимает свое решение в форме открытого голосования в отсутствие аттестуемого (п. 16 порядка № 276). Результаты подлежат занесению в протокол заседания. В дальнейшем из протокола делается выписка в отношении аттестуемого сотрудника, с которой последний должен быть ознакомлен под подпись и которая хранится в дальнейшем в личном деле работника.

Решая вопрос о присвоении работнику категории по его заявлению, комиссия действует в аналогичном порядке и сообщает о результате аттестуемому (п. 40 порядка № 276). Решение комиссии фиксируется в протоколе. С образцом можно ознакомиться в нашей статье Образец протокола по результатам аттестации работников.

Итак, аттестация педагогических работников может быть обязательной (на предмет соответствия занимаемой должности) и добровольной, по заявлению работника (на предмет установления квалификационной категории). По общему правилу аттестация проводится 1 раз в 5 лет. Аттестационная комиссия принимает решение открытым голосованием и фиксирует его в протоколе.

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

В квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

В удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

Стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

Повышение качества образования;

Приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

Обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

Ф.И.О. сотрудника;

Должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

Дата подписания специалистом трудового договора;

Уровень квалификации сотрудника;

Сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

Результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

Мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

Работники, у которых уже есть квалификационные категории;

Сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

Беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

Сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

Определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

Письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

Его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

Установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

Установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

Ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

Установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

Человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

Установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

Отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Согласно трудовому законодательству, трудящимся положено проходить периодическую проверку соответствия или несоответствия занимаемой должности. Эту же цель преследует и аттестация педагогических работников. Её проведение установлено правовыми нормативными актами или локальными актами трудового права, которые действуют у работодателя.

В любом случае там отражены все особенности и порядок аттестации педагогических работников, с обязательным учётом специфики деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

Правовые акты

Федеральный закон об образовании в РФ 2012 года гласит, что педагоги проходят аттестацию, чтобы установить соответствие их занимаемой должности и присвоить им квалификационную категорию. Следующий приказ Минобрнауки 2014 года утверждает новый порядок проведения аттестаций и определяет новые требования.

Аттестации подлежат все работники, замещающие должности, внесённые во второй подраздел первого раздела номенклатуры преподавателей и руководителей образовательных учреждений, а также замещающие должности по совместительству в одной и той же или другой организации, что определено трудовым договором.

Основные задачи

Аттестация преследует определенные задачи.

  1. Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
  2. Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
  3. Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
  4. Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
  5. Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
  6. Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.

Основные принципы

Аттестация педагогических работников проходит в условиях открытости, гласности и коллегиальности, что является главным принципом ее проведения. Только его соблюдение обеспечит объективную оценку, без малейшей дискриминации в отношении проходящих такую ответственную проверку педагогов.

Аттестация педагогических работников с целью выявить соответствие занимаемой должности является обязательной и должна проводиться каждые пять лет, вне зависимости от желания преподавателя. А установить более высокую квалификационную категорию можно при желании педагогического работника в любое время. Для этого ему необходимо просто подготовиться и подать документы на аттестацию.

Исключения

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки - например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Особенности

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Сведения о работнике

Новая аттестация педагогических работников предусматривает ознакомление - опять же под роспись - с составленным работодателем представлением каждого аттестуемого. Сведения составляются по следующим пунктам.

  1. Фамилия, имя и отчество (если есть).
  2. Название должности на момент проведения аттестации.
  3. Дата трудового договора, который подтверждает получение данной должности.
  4. Уровень образования, квалификация по специальности либо направлению.
  5. Информация о дополнительном профессиональном образовании по профилю деятельности.
  6. Результаты предшествующих аттестаций (если есть).
  7. Мотивированная, объективная и всесторонняя оценка профессиональных и деловых качеств, результаты профессиональной деятельности преподавателя, выполнение им трудовых обязанностей, соответствующих трудовому договору.

Если педагога не удовлетворит содержание данного представления, он может по желанию представить аттестационной комиссии любые дополнительные сведения, которые характеризуют его работу за весь период от даты последней аттестации либо от даты поступления на работу, если аттестация проходит у него впервые.

Изменение в аттестации педагогических работников состоит в том, что ранее преподаватель сам готовил все документы, удостоверяющие его деятельность.

Форма проведения

Основная форма проведения аттестации, как и раньше, - заседание комиссии, правомочность которой подтверждается при двух третях присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, тоже обязательно присутствует на этом собрании.

Для отсутствия его должна быть уважительная причина, документально подтверждённая и занесённая в протокол заседания, тогда это мероприятие переносится на другое время.

При необходимости, график может изменяться, но с этим педагог должен быть ознакомлен тем же образом - под роспись и за тридцать дней до новой даты.

Так теперь проходит аттестация педагогических работников. Новые правила специально оговаривают обязательное присутствие аттестуемого на заседании, а ранее комиссия всё решала за закрытыми дверями. Теперь, только если аттестуемый не явится без уважительной причины, комиссия может самостоятельно обсудить его успехи на педагогическом поприще.

Ход аттестации

Начинается проведение аттестации педагогических работников с рассмотрения представления и дополнительных сведений, которые были поданы преподавателем.

Всё это должно характеризовать профессиональные качества аттестуемого.

Регламент комиссии чаще всего предусматривает обмен мнениями и вопросы как членов комиссии друг другу, так и преподавателю, который аттестуется. Могут вноситься предложения о дополнительных сведениях, если появляется такая необходимость.

Результаты аттестации педагогических работников появляются после тщательного и всестороннего рассмотрения всех имеющихся документов и вынесения решения, заносимого в протокол заседания. Решение может быть одно из двух возможных:

  • либо работник соответствует занимаемой должности,
  • либо нет.

О результатах

После того как решение комиссии занесено в протокол, который все её члены подписывают, результат сообщается аттестуемому преподавателю. А все документы, относящиеся к этому мероприятию, хранятся у работодателя.

Педагог, прошедший аттестацию, максимум через два рабочих дня после нее должен быть ознакомлен с выпиской из протокола, которую готовит секретарь комиссии. В ней указываются фамилия, имя и, если есть, отчество аттестуемого, должность, дата заседания аттестационной комиссии, результат голосования и принятое комиссией решение.

Далее выписку из протокола хранят в личном деле данного работника. Если педагог не согласен с вынесенным решением, он может его обжаловать (Законодательство РФ подтверждает это его право). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может внести на рассмотрение работодателю хорошо мотивированные рекомендации о нецелесообразности или целесообразности назначения на должность преподавателя лиц, которые не имеют специального образования или подготовки, но имеют практический опыт и компетентность, а также успешно, то есть качественно и в должном объёме, выполняют должностные обязанности.

Повышение квалификационной категории

Этот вид имеет свои правила аттестации педагогических работников, хотя и проводится тем же специальным уполномоченным на то органом - комиссией. Только формируется она не работодателем, а исполнительной властью на федеральном уровне или уполномоченным органом власти субъекта РФ, смотря в чьём ведении состоит это образовательное учреждение.

Для всестороннего анализа деятельности преподавателя в комиссию привлекаются специалисты. Эта аттестация заявительного характера, и проводится она согласно письменному заявлению педагога, который претендует на более высокий уровень квалификации. Заявление направляется прямо в аттестационную комиссию, можно почтой, даже электронной.



Похожие статьи
 
Категории