Что нужно чтобы закрыть ип. Как закрыть ИП

18.10.2019

Предпринимательство приносит ощутимые плоды, позволяя человеку заниматься любимым делом и зарабатывать деньги. Открыть собственное дело просто, но вот в случае ликвидационного процесса могут возникнуть трудности. Пошаговая инструкция, как происходит получение свидетельства, и какие документы нужны для закрытия ИП, рассмотрено ниже.

Ликвидация ИП

Закрыть деятельность частного предпринимателя можно самостоятельно и при помощи сторонних фирм, которые предлагают закрыть ИП за короткое время. Первоначально процесс может показаться трудоемким, поэтому многие обращаются к посредникам. Нет никаких сложностей с вопросом, как ликвидировать ИП. Для начала следует завершить трудовые отношения с работниками, если таковые были у предпринимателя, и подготовить некоторые документы. После проведения всех операций следует уничтожить печать.

Что нужно чтобы закрыть ИП

Прекращение деятельности физлица в качестве предпринимателя возможно в любое время. Вначале для закрытия ИП нужно составить заявление от собственного имени. Оно должно быть подготовлено, согласно законодательству, поскольку при несоблюдении методических рекомендаций возможен отказ аннулировать бизнес. Закрытие предпринимательской деятельности производится согласно установленному регламенту и состоит из нескольких операций.

Пошаговая инструкция состоит из следующей последовательности действий:

  • заполнение документов;
  • оплата пошлины;
  • посещение налоговых органов.

Документы для закрытия ИП

Стоит заметить, что заполнение необходимых бланков можно осуществить посредством использования компьютера (например, программы «Налогоплательщик») или от руки. В последнем варианте нужно заполнять бумаги при помощи черного стержня и только заглавными печатными буквами. Какие документы на закрытие ИП необходимы? Во-первых, это паспорт или другое свидетельство, подтверждающее личность (на их основании выдается ликвидационная карта). Во-вторых, заявление, заполненное предпринимателем по форме 26001, и квитанция о том, что уплачена госпошлина.

Заявление

На сайте государственной налоговой инспекции в формате Excel можно скачать заявление о закрытии ИП. Можно его заполнить вручную или на компьютере с использованием шрифта Courier New (18 пунктов). Его необходимо распечатать, но подписывать нужно только при присутствии налогового инспектора. Заверять собственную подпись у нотариуса, чтобы закрыть ИП, нет необходимости при подаче документов самостоятельно.

Госпошлина

Помимо заполненного заявления, необходима квитанция об уплате госпошлины на закрытие ИП. Сам бланк квитанции можно взять на сайте МНС. Сумма оплаты составляет 20% от величины, которая взимается за регистрацию индивидуального предпринимателя. Сегодня эта сумма равняется 160 рублям. Оплатить ее можно в банковских учреждениях. Сервис ФСН разрешает оплатить пошлину безналичным путем.

Порядок закрытия ИП

При подаче прошения самостоятельно предприниматель берет весь пакет документов и отправляется с ними в налоговую инспекцию. Некоторые задаются вопросом, возможна ли процедура закрытия ИП через МФЦ. Ликвидация осуществляется в срок до пяти дней, поэтому посредник многофункционального центра попросту не уложится в сроки. Некоторые центры предлагают такого рода услуги, но стоит знать, что сроки могут затянуться, и возможно получение отказа по причине неправильного заполнения документации, что влечет повторную подачу и уплату пошлины.

Если предприниматель работал один, то вопросов, как закрыть бизнес не возникает, а вот если в штате числились работники, то следует помнить о нюансах:

  1. Уведомить всех работников о предстоящей ликвидации (делается это минимум за два месяца, причем уведомление каждого подтверждается подписью).
  2. Направить промежуточную отчетность в Пенсионный фонд.
  3. Уведомить Центр занятости с обязательным указанием ФИО работников, их квалификации, занимаемой должности и средней заработной платы.
  4. Закрыть банковский счет, который применялся для обслуживания деятельности индивидуального предпринимателя.
  5. Произвести окончательны расчет с каждым сотрудником.
  6. Уплатить страховые взносы в ФСС и штрафы. Ознакомьтесь с онлайн-сервисом для формирования отчетности в ФСС .

Если в работе предпринимателя использовался кассовый аппарат, то надо снять его с учета. На это отведено пять дней. Для этого необходимо предоставить пакет документов, состоящий из карточки контрольно-кассового аппарата, паспорта ККТ и заявления. Всё это можно подать самостоятельно или отправить заказным письмом. Кроме этого, надо рассчитаться по задолженностям в течение пятнадцати дней. В некоторых случаях налоговый инспектор может затребовать справку из ПФР, свидетельствующую, что нет задолженности. Это неправомерно - об этом говорит закон № 212-ФЗ.

С долгами

С недавнего времени прекращение деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется легче. Это можно сделать, даже имея задолженность, правда, стоит учитывать, что она никуда не денется, а будет числиться за предпринимателем. Закрытие ИП с долгами зависит от вида задолженности:

Налоговая задолженность

Перед ликвидацией предприниматель должен сдать декларацию в налоговые органы и погасить все долги, поскольку законодательство не допускает иных вариантов.

Долг перед Фондом Социального Страхования

Задолженность можно погасить после ликвидации ИП, но она не списывается с предпринимателя, а переходит на физлицо. Если долг не возвращается, заинтересованные лица могут подать в суд на бывшего предпринимателя для взыскания с него задолженности.

Долг перед ПФР

Задолженность перед работниками и кредиторами

Онлайн

При наличии цифровой подписи существует возможность закрыть ИП онлайн. Здесь нет ничего сложного, поскольку перечень документов остается прежним, а отправляется он в инспекцию посредством сайта ФСН. После данной операции на электронную почту предпринимателя придет ответ от налогового инспектора о получении. Подобным образом будет получено уведомление о ликвидации ИП, после чего выдается лист записи ЕГРИП о том, что физическое лицо больше не является предпринимателем.

По почте

Кроме рассмотренных выше вариантов личного посещения для подачи заявления и возможности прекратить деятельность через глобальную сеть, можно закрыть ИП по почте. Для этого надо отправить подготовленную документацию заказным письмом. Важно учесть, что в данном случае обязательно необходимо заверить собственную подпись нотариально, а также приложить копию документа, удостоверяющего личность, в заверенном виде.

Видео

Из-за разных обстоятельств индивидуальному предпринимателю приходится прекратить свое дело и закрыть предприятие. В силу этого прекращение деятельности ИП является довольно обыденной практикой.

На рынке присутствует большое количество компаний, оказывающих юридические услуги, которые с удовольствием окажут помощь в оформлении всей необходимой документации. Чтобы закрыть ИП с долгами в ПФР в 2019 году этот способ представляется наиболее простым, но требует определенных затрат: ликвидировать предприятие можно и самостоятельно. Давайте разберемся подробнее в вопросе можно ли закрыть ИП с долгами по пенсионному фонду.

Основания

Для прекращения работы не обязательно иметь веские на то причины, хотя произойти это может и не по воле собственника предприятия. Законодательством предусмотрен определенный перечень оснований, которые позволяют закрыть ИП с долгами в ПФР в 2019 году:

  1. По собственному желанию владельца;
  2. Смерть владельца;
  3. По решению суда;
  4. Признание банкротом;
  5. Прекращение, аннулирование или истечение срока регистрации фирмы.

По любому из этих оснований (кроме завершения работы предпринимателем по собственному желанию) для закрытия организации необходима соответствующая документация.

Долг и ликвидация

Ликвидация компании не представляет трудностей по общему правилу, но, если у нее есть долги, для владельцев это повод поволноваться. Поспешим вас успокоить, в законодательстве нашей страны не предусмотрены случаи, в которых закрытие ИП с долгом в ПФР может быть отклонено по соответствующим причинам. Препятствование этому может послужить для собственника бизнеса поводом обращения в суд.

Закрытие ИП не является поводом для освобождения от выплат денежных средств по долговым обязательствам в будущем. Вернуть долги все равно придется.

Этапы закрытия ИП

В ситуации, когда у индивидуального предпринимателя появляется задолженность, он может завершить деятельность своего ИП. Далее идет поэтапный план действий, который поможет осуществить закрытие предприятия с долгами:

  1. Индивидуальному предпринимателю нужно заполнить в установленной форме заявление о прекращении деятельности ИП. Это заявление владелец бизнеса может получить непосредственно в самой налоговой инспекции или на ее сайте (на котором можно как скачать, так и заполнить в электронном варианте).
  2. Следующим шагом следует оплатить пошлину, она уплачивается во всех случаях закрытия ИП. Произвести платеж можно в любом из банков вашего города, либо онлайн. Реквизиты для оплаты необходимо взять в ФНС или скачать на их сайте. Необходимо быть внимательным при заполнении квитанции, это поможет избежать ненужных затрат сил и времени.
  3. Подавать заполненное заявление по форме Р26001 и оплаченной квитанции необходимо в налоговую службу. Закрытие ИП с долгами в ПФР или в каком-либо другом органе должно осуществляться в том же территориальном отделении налоговой службы, в котором оно открывалось (если предприниматель зарегистрировался в одном из районов Москвы, то и закрываться он должен в том же). Документы о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ФНС России подать можно как лично владельцу, так и через его представителя. Во втором случае необходима доверенность, которая подтверждена нотариусом. Ликвидация ИП с долгами перед ПФР также подразумевает такой способ передачи документов как по почте.
  4. По истечении определенного времени владельцу нужно в налоговой получить следующие документы:
    • Свидетельство о прекращения деятельности ИП (форма Р65001);
    • Выписку из ЕГРИП.

    Выдаваться эти документы могут как непосредственно в руки владельцу ИП, так и его доверенному лицу. После этого предпринимательская деятельность прекращается.

Образец заполнения заявления на закрытие ИП по форме Р65001

Сроки

Ликвидация ИП с долгами перед пенсионным фондом не предусматривает четко закрепленных сроков, в которые владелец должен обратиться в специальные органы или собрать документы, но сроки рассмотрения четко ограничены.

Для того чтобы оплатить пошлину, заполнить заявление и подать документы в ФНС придется потратить всего лишь 1-2 часа. Заявление должно быть рассмотрено в течении 5 рабочих дней.

Сроки погашения задолженности также ограничены. Ликвидация ИП с долгом перед пенсионным фондом обязывает предпринимателя произвести необходимые выплаты по долгу в течение 2 недель со дня закрытия предприятия.

Сроки, в течение которых должна быть предоставлена налоговая декларация, зависят от режима налогообложения, на котором работало предприятие:

  • УСН – до 25 числа месяца, последующего закрытию ИП;
  • ЕНВД – до ликвидации статуса индивидуального предпринимателя.

Закрытие с долгом перед ПФР

В связи с неуплатой обязательных отчислений на сотрудников ИП в пенсионный фонд, возникают долговые обязательства, которые по мнению предпринимателей могут послужить препятствием для закрытия организации. Но на практике, ее ликвидация при наличии задолженностей осуществляется в стандартном порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, не имеющих таковых.

Когда предприниматель решает осуществить закрытие ИП с долгами, пенсионный фонд, по требованию налоговых органов, должен выдать справку об отсутствии задолженности. Такое требование не должно влиять на процесс прекращения предпринимательской деятельности, так как закрыть ИП с долгами по налогам и пенсионному фонду в 2019 году собственник может как до их оплаты, так и после.

Таким образом, владельцу организации предоставляется возможность выбрать наиболее предпочтительный вариант прекращения деятельности компании и погасить долг уже не имея статуса предпринимателя . После прохождения процедуры ликвидации, будет внесена соответствующая запись в ЕГРИП, и эти данные будут переданы в пенсионный фонд.

В случае отказа от уплаты, долг может быть взыскан в принудительном порядке при обращении пенсионного фонда в судебные инстанции.

Закрытие ИП с долгами по налогам

Долговые обязательства фирмы могут быть не только перед пенсионным фондом, так же перед другими государственными и частными организациями. Частым случаем является наличие долгов по налогам. В таком случае возникает вполне закономерный вопрос: можно ли закрыть ИП с долгом по налогам и пенсионному фонду? В такой ситуации закрывать организацию придется после погашения долга, а также всех штрафов по неуплате налогов . Так что погасить придется не только основную сумму неуплаченных налогов, возможны и дополнительные затраты.

Перед тем как закрыть ИП с долгами в пенсионный фонд и налоговую службу, необходимо обязательно предоставить налоговую декларацию за весь период предпринимательской деятельности. Это необходимо сделать даже если владелец не вел фактически предпринимательскую деятельность. В таком случае в ней будут не указаны доходы и расходы компании (нули). Если такие бумаги предоставлялись своевременно, то отчет нужен только за последний налоговый период. Если вы, по каким-то причинам не смогли ее предоставить в установленный срок, то сделать это можно в течение 5 дней после ликвидации ИП.

Не поданные вовремя отчетные документы влекут за собой штраф. Так что подойти к этому процессу стоит заранее и с полной ответственностью.

При отсутствии у собственника ИП денежных средств на возврат долгов, в качестве оплаты может выступать собственность бывшего предпринимателя . А она, как известно, будет уходить совсем не по рыночной цене. К сумме расходов, взыскиваемых с должника, будут включены затраты по проведению этих процедур, а также вознаграждение управляющему.

Но все же, есть способ не лишиться собственного имущества, если капитал предпринимателя не позволяет сделать необходимые отчисления по обязательствам. Если прекращение деятельности было произведено по причине банкротства, суд может пойти на встречу и долговые обязательства могут быть смягчены (срок уплаты будет отсрочен или снижение долгового бремени произойдет путем рассрочки платежа).

Ответственность за несвоевременную уплату

Не стоит забывать, что долги в ПФР или ФНС сами по себе являются правонарушениями и за них предусмотрена ответственность. В случае неуплаты необходимых взносов в ПФР РФ, предпринимателя могут ждать штрафные санкции и пени. Если он не вносил обязательные платежи в фонд или вносил их не в полном размере, штраф может составить от 20 до 40% от размера задолженности .

Штраф, как и пеня, будут взыскиваться следующим образом:

  1. Собственнику ИП будет направлено требование об уплате задолженности;
  2. Если требование не было выполнено, оплата производится с денежных средств, находящихся на счете в банке;
  3. При отсутствии средств на банковском счете, ПФР обращается в суд.

Долговые обязательства перед ФНС имеют аналогичный процесс взыскания.

Можно ли закрыть ИП с долгами по налогам и пенсионному фонду – на этот вопрос ответ однозначный, это сделать можно. Но в этом случае прекратить деятельность ИП будет не просто, даже если долг приходится только по налогам.

С ПФР все обстоит не много проще. Но перед тем, как закрыть ИП в 2019 году с долгом в пенсионные или иные организации, стоит подумать, а сможете ли вы выплатить этот долг и как вы это сделаете. Выплатить эти средства придется при любых раскладах, а при отказе дело будет направлено в суд и в этом случае судебными приставами может быть применено такое средство как конфискация имущества — довольно неприятный процесс. Это может относиться к пенсионному фонду, налоговой, и другим возможным кредиторам.

Принимая во внимание все выше написанное, следует сделать вывод – выплаты необходимо делать вовремя, в противном случае предпринимателя могут ждать проблемы и размер их прямо пропорционален сумме долга.

Видео: пошаговая инструкция по закрытию ИП с долгами

Закрытие ИП - процедура относительно простая, однако имеет некоторые нюансы, знание которых может повлиять и на срок рассмотрения документов, и на результат. Из нашей статьи вы узнаете о том, какие понадобятся документы для закрытия, какими способами и куда их можно подать, сколько времени займут все действия и какова стоимость проведения процедуры.

Что нужно, чтобы закрыть ИП, какие для этого потребуются документы

Базовой юридической нормой, которая служит основанием для проведения процедуры ликвидации бизнеса, является статья 22.3 ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129. Пункт 1 данной статьи определяет перечень необходимых документов, которые потребует при этом налоговая инспекция от предпринимателя.

К ним относятся:

  • заявление, оформленное на бланке формы Р26001 (приложение № 15 к приказу ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • квитанция (платежное поручение с печатью банка) об уплате госпошлины.

Помимо этого от предпринимателя потребуется подтверждение факта передачи в ПФР реестра работников и данных об их трудовой деятельности за последний год. Правда, актуален данный вопрос только для тех ИП, которые являются работодателями, на ИП без работников данное требование не распространяется.

Важно также помнить, что ИП-работодатель имеет право представить справку из ПФР о предоставлении сведений о своих работниках, однако может этого и не делать. Если такой документ представлен не будет, налоговая инспекция может проверить данный факт по каналам межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом.

Для справки: согласно подпункту «з» пункта 1 статьи 23 ФЗ № 129, несдача в ПФР сведений о работниках является основанием для отказа налоговой инспекции в ликвидации ИП.

ИП может ликвидироваться не только добровольно, но и принудительно, однако в последнем случае его ликвидация проходит без личного участия предпринимателя. Все необходимые изменения в ЕГРИП налоговая инспекция вносит на основании соответствующего судебного решения (о банкротстве либо запрете конкретному гражданину осуществлять предпринимательскую деятельность).

Заполняем форму Р26001

Заполнить заявление на закрытие ИП можно двумя способами: на компьютере, при помощи редактора PDF или Excel, и вручную.

Заполняя поля формы (все они разделены на квадраты), нужно помнить несколько простых правил:

  1. Написание букв и других символов должно быть максимально близким к типографскому шрифту для удобства прочтения и считывания информации при помощи компьютерной техники. При этом за ориентир берутся заглавные, а не строчные буквы.
  2. В каждом квадрате ставится только один символ, в пустых не ставится ничего. Заполнение строки всегда начинается с левой стороны, то есть первая цифра ИНН предпринимателя должна быть прописана в крайнем левом квадрате соответствующего поля формы и т. д.
  3. Все обозначения указываются подряд, без пробелов.

Что необходимо указать

Сам бланк формы Р26001 занимает 1 страницу формата А4 и включает 4 раздела. В разделе № 1 необходимо указать данные об ИП: номер по реестру, инициалы и ИНН предпринимателя.

В разделе № 2 в одиночном квадрате ИП нужно проставить цифру от 1 до 3 — в зависимости от того, как он хочет получить выписку из ЕГРИП о закрытии своего дела. Способы и соответствующие им коды указаны в самом бланке.

Ниже в двух строках необходимо указать контактные данные ИП (телефон и адрес электронной почты). Под контактными данными в бланке размещена черта, где предприниматель ставит свою подпись.

Раздел № 3 заполняется сотрудниками налоговой инспекции. Что же касается раздела № 4, то при подаче заявления прямо в налоговую инспекцию либо через МФЦ его заполнять не нужно.

Он предусмотрен в форме на тот случай, если предприниматель направляет документы дистанционно, не имея возможности лично предъявить паспорт сотрудникам налоговой инспекции или МФЦ (его подпись при этом должна быть подтверждена в нотариальном порядке) и содержит 2 поля. В первом нужно поставить цифру от 1 до 3 — в зависимости от того, какое лицо исполняет функции нотариуса (это может быть сам нотариус, его помощник либо представитель местной власти, исполняющий нотариальные функции). Ниже указывается ИНН нотариуса. Все остальные данные о нем будут присутствовать на удостоверительной надписи.

Госпошлина за ликвидацию ИП

Величина пошлины за ликвидацию бизнеса считается по правилам подп. 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ и составляет 20% (1/5 часть) сбора за регистрацию ИП. Поскольку за регистрацию ИП в 2019 году, согласно подп. 6 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, нужно заплатить 800 руб., сбор за его прекращение, соответственно, составляет 160 руб.

Пошлина вносится через банк на счет казначейства соответствующего региона РФ. Реквизиты платежа можно узнать в местной налоговой инспекции либо на сайте ФНС.

Как закрыть ИП самостоятельно, каков порядок закрытия через МФЦ, онлайн, по почте, через нотариуса

Пошаговая инструкция по закрытию ИП в 2019 году включает в себя 3 этапа:

  1. Подачу документов для закрытия ИП.
  2. Их обработку, которая производится специалистами МФЦ и налоговой инспекции.
  3. Получение выписки из ЕГРИП о прекращении деятельности.

Теперь разберем порядок закрытия ИП подробнее, с учетом особенностей различных способов подачи документов. Так, подача их прямо в налоговую инспекцию или через МФЦ производится лично предпринимателем при предъявлении паспорта. Получив документы, сотрудник ИФНС или МФЦ выдает соответствующую расписку с указанием даты принятия, а также инициалами и подписью принявшего.

При сдаче же документации онлайн ИП необходимо иметь электронную подпись. Для подачи таким способом можно использовать как соответствующий сервис на сайте региональной налоговой инспекции, так и личный кабинет предпринимателя. После принятия электронных образов документов налоговая инспекция в ответ высылает уведомление с подтверждением факта принятия и указанием даты поступления информации в обработку.

Можно отправить документы на закрытие ИП и через нотариуса, согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ № 129. В этом случае нотариальный работник сам должен перевести полученные в бумажном виде заявление и квитанцию в электронную форму и отправить их в налоговую. Соответствие электронных образов оригиналам подтверждается ЭЦП нотариуса.

Обработка документов, получение результата

На проведение регистрационной процедуры, согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ № 129, налоговой инспекции отводится 5 рабочих дней. Срок при этом начинает исчисляться с момента поступления бумажных либо электронных документов в инспекцию.

При ведении процедуры через МФЦ следует учитывать требования пункта 1 статьи 9 ФЗ № 129, который регламентирует порядок взаимодействия МФЦ и ИФНС. Так, после принятия документов специалист МФЦ должен их в электронном виде перенаправить в ИФНС не позднее следующего за днем принятия рабочего дня. Следовательно, срок ликвидации при этом удлиняется на несколько дней.

В том случае, если документы оформлены грамотно и необходимую информацию ИП в Пенсионный фонд отправил, бизнес успешно ликвидируется, т. е. в реестр вносится соответствующая запись о прекращении статуса ИП.

Заявителю же выдается лист выписки из ЕГРИП, подтверждающий факт ликвидации дела. Получить данный документ, вне зависимости от того, как направлялись заявление и квитанция в ИФНС, можно только в бумажном виде.

Таким образом, получение листа выписки возможно непосредственно в ИФНС, МЦФ (при сдаче документов там назначат дату, когда можно явиться за результатом) или по почте. Также гражданин может направить своего представителя с доверенностью на получение листа выписки из ЕГРИП. Способ получения при этом следует определить заранее, так как его необходимо указать в форме Р26001.

Прекращение деятельности ИП в 2019 году без наемных сотрудников, с работниками, с долгами

При закрытии ИП с работниками предпринимателю следует руководствоваться требованиями статей 84.1 и 307 ТК РФ. Так, согласно частям 1 и 2 статьи 307, договор с работником работодатель-предприниматель может прекратить по тем же основаниям, что и организация. В рассматриваемом случае это подп. 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Если же говорить о том, как в 2019 году закрыть ИП без наемных сотрудников, то тут важен тот факт, что в силу пункта 1 статьи 11 закона «Об обязательном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, а также пункта 1 статьи 6 «Об обязательном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ предприниматель не является страхователем, если в период своей деятельности не заключал трудовых договоров. В этом случае при ликвидации ему не нужно ни регистрировать факт расторжения трудового договора, ни предоставлять какую-либо информацию в ПФР, ФСС и другие органы.

Предупреждение об увольнении

Предупреждать работника об увольнении заранее, а также выплачивать ему выходное пособие потребуется только в том случае, если такие обязанности ИП предусмотрены в трудовом договоре. Срок предупреждения и размеры пособия также определяются исходя из содержания трудового договора (часть 2 статьи 307 ТК РФ).

Не стоит забывать, что ИП-работодателю при ликвидации, согласно пункту 2 статьи 25 ФЗ «О занятости…» от 19.04.1991 № 1032-1, за 2 недели до начала сокращения работников следует уведомить об этом центр занятости. В письменном уведомлении потребуется указать:

  • должность и профессию каждого работника;
  • квалификационные требования к нему;
  • условия оплаты труда.

Оформление увольнения при закрытии ИП с работниками

Прекращение трудового договора с работником у ИП производится в два этапа (при этом сама процедура начинается до подачи в ИФНС заявления о ликвидации):

  1. Издается приказ об увольнении. С ним работника необходимо ознакомить под подпись, согласно частям 1 и 2 статьи 84.1 ТК РФ. Для оформления приказа можно использовать форму Т-8, утвержденную постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении…» от 05.01.04 № 1. Днем увольнения будет последний день работы.
  2. В день увольнения работнику выплачивается расчет и выдаются документы:
  • трудовая книжка с записью об увольнении;
  • справка 2-НДФЛ;
  • справка о сумме заработка за 2 последних года;
  • справка по взносам пенсионного страхования.

После увольнения последнего сотрудника ИП следует сняться с учета в ПФР и ФСС. Снятие с учета в ПФР, согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ № 167, осуществляется на основании сведений, переданных в ИФНС при ликвидации ИП, т. е. самому предпринимателю при этом ничего делать не требуется. В ФСС же сниматься с учета необходимо. Для этого, согласно пункту 3 статьи 6 ФЗ № 125, в течение 14 дней после увольнения последнего работника подается заявление на бумажном либо электронном носителе. При его составлении используется унифицированный бланк (приложение № 8 к приказу Минтруда РФ «О порядке…» от 29.04.2016 № 202н).

После завершения всех перечисленных процедур можно обращаться в ИФНС с заявлением о ликвидации ИП.

Таким образом, закрыть ИП в 2019 году относительно просто — для этого понадобятся всего два документа: заявление и свидетельство об уплате госпошлины. Немного усложняется процедура лишь в том случае, когда у предпринимателя есть сотрудники, т. к. их перед ликвидацией ИП необходимо уволить. Основанием для увольнения при этом служит подпункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Довольно сложно предугадать, как сложится ситуация, и потому довольно часто начинающие предприниматели оказываются перед дилеммой, как закрыть ИП. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что сама процедура закрытия не означает ликвидации или банкротства. В конкретном случае речь идет о прекращении государственной регистрации одного человека на занятие предпринимательской или прочей деятельностью, которая приносит прибыль.

Полный пакет документов, сопровождение на всех этапах регистрации электролаборатории и получения квалификационного аттестата руководителя.

Причины закрытия ИП

Государство не устанавливает никакие ограничения для предпринимателей, решивших приостановить свою деятельность. Тем не менее, как показывает практика, основное большинство закрытых ИП в качестве причины для прекращения деятельности определяют финансовые сложности. Например, резко поднялись налоги и расходная часть бюджета, а в то же время клиентов стало меньше, что негативно сказалось на общей прибыли. Как итог, владелец бизнеса вынужден закрыть свое дело, чтобы не погрузится в долговые обязательства.

При желании, владелец бизнеса имеет право приостановить свою деятельность. Для этого ему необходимо обратиться с заявлением о желании приостановить ИП из-за желания устроится на работу со стабильной оплатой. В этом случае ИП будет приостановлено, однако это не оградит владельца бизнеса от обязательных платежей в ПФ РФ.

В соответствии с действующими законодательными нормами, любой ИП обязан платить страховые взносы в Пенсионный Фонд, несмотря на прибыльность и доходность своей деятельности. В 2015 году взнос составлял 18610 рублей. Каждый год данная сумма претерпевает изменения, и может быть как увеличена, так и уменьшена в зависимости от экономической ситуации в стране за прошедший отчетный период.

Кроме того ИП можно закрыть в следующих ситуациях:

  1. если владелец бизнеса погибает, а его наследники не планируют продолжать заниматься данной сферой занятости;
  2. если собственник был определен как банкрот;
  3. если деятельность ИП была приостановлена в результате вынесенного судебного решения;
  4. если ИП является иностранным гражданином, и у него завершился срок разрешения ведения деятельности в России, и он не желает его продлевать.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что закрытие ИП может быть добровольным и принудительным. В первом случае решение принимается самостоятельно собственником предприятия, а вот во втором - решение выносится правоохранительными и судебными органами из-за нарушений текущего законодательства.

Что необходимо для закрытия ИП

Если вы решили закрыть ИП, то в первую очередь необходимо вспомнить, какая налоговая служба проводила регистрацию. Именно она и будет заниматься ликвидацией вашей деятельности. Кроме того, не стоит забывать уточнить информацию о платежных реквизитах, ведь они понадобятся для оплаты госпошлины на закрытие ИП. В настоящее время госпошлина составляет 160 рублей.

Кроме того, перед ликвидацией ИП необходимо будет выполнить определенный алгоритм действий, а именно:

  • избавится от задолженностей по налоговым отчислениям, страховым взносам и недоплатам;
  • рассчитаться со всеми наемными работниками, которые работали в вашей фирме;
  • подготовить финансовую отчетность, причем при необходимости и за неполный отчетный период;
  • закрыть расчетный счет предприятия в банке;
  • снять предприятие с учета в фонде социального страхования;
  • снять с учета все кассовые аппараты и печати.

Документы для закрытия ИП

Ликвидировать ИП можно двумя путями: самостоятельно и при поддержке юристов и адвокатов. Эту процедуру нельзя назвать особенно сложной, и потому пользователи могут справиться с ней без особых сложностей, не привлекая к участию в процессе дорогостоящих адвокатов.

Одним из самых ответственных этапов при закрытии ИП является сбор необходимой документации. Чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо будет собрать и предоставить в налоговый орган следующие документы:

  1. заявление на завершение деятельности в качестве ИП по форме Р26001. Причем заявление должно быть заполнено с учетом всех законодательных предписаний и норм;
  2. личные документы владельца бизнеса, а именно ксерокопии паспорта и ИНН, а также свидетельство ОГРНИП, выданное при регистрации ИП;
  3. выписка из ЕГРП, в которой будут находиться сведения о вашем бизнесе с указанием вида и типа вашей деятельности по ОКВЭД;
  4. подтверждающая документация из ПФ РФ, которая подтвердит отсутствие любых задолженностей;
  5. квитанция на уплату госпошлины в размере 160 рублей.

При этом стоит отметить, что собирать все вышеперечисленные документы необходимо исключительно после того, как произведено снятие с учета в ФСС.

Если вы намерены ликвидировать ИП, то необходимо проявить максимальное внимание и выдержку, и тщательно соблюдать все государственные нормы и предписания. Малейшее отклонение от установленной государственной процедуры приведет к появлению сложностей, которые существенно осложнят результат конечной деятельности.

Исходя из текущей процедуры закрытия ИП, определяют два основных этапа: подготовительный и основной. Разберем их более подробно.

Подготовительный этап закрытия ИП

Исходя из названия, можно сделать вывод, что данный этап является началом процедуры ликвидации и представляет собой сбор и подготовку необходимой документации. На этом этапе особое внимание стоит уделить следующим действиям:

Первый шаг. Закрываем все долговые обязательства и готовим отчетность по финансовой деятельности ИП. Изначально необходимо избавиться от задолженности по налогам и получить в ФНС соответствующее подтверждение, что никаких обязательств у вас не осталось. Сразу после этого необходимо обратится в Пенсионный Фонд и подать сведения о персонифицированном учете в отношении владельца бизнеса и всех наемных работников.

Важно! Сдача отчетности обязательна в любом случае, и никаких исключений тут не предусмотрено. Если выполнить все в четком соответствии с законодательными предписаниями, то ИП будет ликвидирован в течении 5 рабочих дней. Если же отчетность не была подана в соответствующие службы, то ФНС не сможет закрыть ваше дело.

Второй шаг. Закрываем все контракты с поставщиками и партнерами. Если вы закрываете свое дело, необходимо уведомить об этом своих партнеров, чтобы они успели подготовить все документы на закрытие всех сделок. Если же какие либо обязательства перед контрагентами у вас останутся, то возмещать их предстоит вам уже в качестве физического лица. Кроме того, контрагенты имеют полное право подать на вас в суд при наличии обязательств финансового характера. В такой ситуации отвечать вы будете своим имуществом, которое принадлежит вам по праву собственности или имеется в наличии на фирме;

Третий шаг. Закрываем все вопросы, касающиеся наемной рабочей силы, если таковая имелась на вашем предприятии. Это означает, что перед ликвидацией фирмы вам предстоит уволить всех своих сотрудников, выплатить причитающиеся им заработные платы и премии, а также перечислить последние отчисления в ПФ РФ и ФСС. Стоит отметить, что необходимо также в обязательном порядке отчитаться перед фондами, подав в них данные, заполненные в формах РСВ1, АДВ65, АДВ61.

Внимание! Увольнение сотрудников должно происходить с учетом действующего трудового кодекса. Только в этом случае вы избежите лишних сложностей, которые могут возникнуть, если имеются проблемы с наемным рабочим персоналом.

Четвертый шаг. Снимаем с учета все кассовые аппараты, которые присутствовали на вашей фирме, а также закрываем расчетные счета компании в банковских структурах. Стоит отметить, что на момент закрытия счета на нем не должно быть денег, поскольку в таком случае получить их на руки вы не сможете, так как счет регистрируется на фирму, а при ее ликвидации деньги отправляются контрагентам назад, либо же остаются на счету.

Основной этап закрытия ИП

Эта часть процедуры является наиболее ответственной, и потому на нее стоит обратить пристальное внимание. На этом этапе ИП предстоит выполнить следующие задачи:

Первый шаг . Скачиваем форму заявления Р26001 или же получаем данный документ в налоговой службе, которая занимается ликвидацией вашей предпринимательской деятельности. Стоит обратить внимание, что заявление должно заполнено по установленной форме, поэтому необходимо получить на руки образец заполнения для нормализации дальнейшей работы;

Второй шаг. Оплачиваем пошлину в размере 160 рублей и прикладываем квитанцию к основной документации, которая будет подана в налоговую службу. Не стоит забывать про то, что пошлину необходимо проплавить на определенные банковские реквизиты, узнать которые можно в ближайшем отделении ФНС;

Финал. На заключительном этапе собираем все необходимые документы в кучу и сдаем их в налоговую службу. После этого получаем на руки свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности с указанной датой прекращения регистрации ИП.

Несмотря на то, что после того, как документ о ликвидации ИП у вас на руках, не стоит расслабляться и почивать на лаврах. Необходимо посетить Пенсионный Фонд, чтобы его сотрудники рассчитали страховые взносы, которые должны быть уплачены вами за период работы вашей компании в текущем году.

После этого всю отчетность по финансовым вопросам компании передаем в налоговую службу и погашаем все задолженности по налоговым отчисления, если таковые имеются. Только после того, как Пенсионный Фонд и налоговая подтвердят, что никаких обязательств у вас не осталось, можно окончательно расслабиться и заняться насущными проблемами, забыв об опыте ведения собственного бизнеса.

В законе нет такого термина, как "ликвидация ИП". Индивидуальный предприниматель - физическое лицо. Физическое лицо нельзя ликвидировать. Закрытие ИП осуществляется путем государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Как закрыть ИП? Пошаговая инструкция ниже

Документы

Отчетность

Налоговая

УСН ЕНВД Патент ОСНО
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, прекращена предпринимательская деятельность(Статья 346.23 п.2). Бесплатное создание деклараций УСН прямо на сайте С учета по ЕНВД нужно сниматься до закрытия ИП и нужно подавать декларацию до закрытия ИП. Воспользуйтесь нашим простым сервисом Бесплатное создание деклараций ЕНВД и/или расчет налога прямо на сайте При ПСН (патенте) отчетность ИП не подает поэтому сроков нет. обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию(статья 229 п.3)

Как уволить работников?

Основание для увольнения: п. 1 ст. 81 ТК РФ: "1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;". По данному пункту разрешается увольнять любых работников, в том числе и беременных женщин (ч. 1 ст. 261 ТК РФ).

Сотрудников нужно не менее чем за два месяца письменно уведомить о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Не менее чем за две недели до первого увольнения по п. 1 ст. 81 ТК РФ нужно уведомить Центр Занятости населения (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). См. образец заявления в ЦЗ.

Приложение 1. ИНФОРМАЦИЯ о массовом высвобождении работников

(полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по договорам, - фамилия, имя, отчество)

Адрес__________________________________________________________

Телефон________________________________________________________________

Списочная численность занятых на предприятии (чел.) (на дату уведомления)____________

Причина массового высвобождения_____________________________________

Численность работников, подлежащих высвобождению (чел.)_________________

Дата начала массового высвобождения___________________________________

Дата окончания массового высвобождения_________________________________

Сведения о работниках, подлежащих увольнению

Профессия Численность (чел.) Дата увольнения

"...." _________________ 199 г.

Подпись руководителя

Ф.И.О. и телефон исполнителя

Приложение 2. СВЕДЕНИЯ о высвобождаемых работниках

(полное наименование предприятия, учреждения, организации; для лиц, нанимающих отдельных граждан по

договорам, - фамилия, имя, отчество)

Адрес ________________________________________________________________________

Телефон ______________________________________________________________________

Образование

Профессия или специальность

Квалификация

Средняя заработная плата

"..." ______________ 199 г.

Подпись руководителя

Ф.И.О. и телефон исполнителя

Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 № 99

Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения

  • В налоговой берется ликвидационная карта ("бегунок" в народе). При себе иметь: - Заявление о закрытии ИП (Форма Р26001). - Квитанция об оплате государственной пошлины на закрытие ИП (подлинник) с пометкой об оплате.
  • Сдаются все не сданные декларации, даже за неполный период. Подробнее смотрите в
  • С 2011 года в ПФР (если вы без работников) не надо ходить, т.к. отменили РСВ-2.
    Необходимо обратиться в УФНС, по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности и снятии с налогового учета. Налоговая инспекция самостоятельно запрашивает в Пенсионном фонде справку о Вашей задолженности, если таковая имеется (соглашение о взаимодействии от 22.02.2011 г. № ММВ-27-2/5, № АД-30-33/04 СОГ) и принимает решение о снятии Вас с налогового учета.
    Вы должны перечислять взносы не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
    ВОПРОС? Сколько платить взносов, ведь год неполный. Ответ: воспользуйтесь калькулятором фиксированного платежа ИП

    Часто в налоговой требуют справку об отсутствии задолженности перед ПФР. Процедура получения справки в ПФР? (показать/скрыть)

    Процедура получения справки в ПФР:
    1) Специалист ПФР принимает у вас документы
    2) Вы пишете заявление на закрытие ИП (образец есть в пенсионном фонде)
    3) Специалист ПФР делает окончательную сверку и выдает вам акт
    4) Специалист ПФ делает расчет задолженности или переплаты на дату закрытия
    5) В случае задолженности он выдает вам квитанции на погашение задолженности
    6) В этот же день вы оплачиваете эти квитанции в ближайшем отделении Сбербанка или через р/с
    7) В этот же день либо на следующий день вы приносите квитанции с пометкой об оплате
    8) Специалист ПФ на следующий день выдает справку об отсутствии задолженности.

  • Нужно уничтожить печать.
  • Как уничтожить печать? (показать/скрыть)

    Как уничтожить печать?

    Есть два способа. Первый - самостоятельно. Второй - с привлечением организации, изготавливающей печати.

    В первом случае вами назначается комиссия, которая уничтожает печать и составляет акт с указанием состава присутствующих лиц; даты и места; причины и способа уничтожения; оттиска и наименования печати или штампа; заключения комиссии о полной ликвидации без возможности восстановления; подписей. На основании акта вносится запись в журнал учета печатей и штампов.

    Второй вариант: необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление установленного образца на уничтожение печати, подписанное самим предпринимателем.

    2. Документ, подтверждающий факт оплаты стоимости за уничтожение печати – квитанция из банка (оригинал)

    3. Ксерокопия паспорта предпринимателя.

    4. Доверенность от индивидуального предпринимателя на "уничтожение печати/штампа" лицу, ответственному за ее уничтожение с указанием в ней: наименования печати и ее реестрового номера (доверенность на уничтожение, после изготовления новой печати - заверяется новой печатью).

    5. Печать или штамп, который следует уничтожить.

  • Последний этап сдаем в налоговую: свидетельство о регистрации ИП; свидетельство из Пенсионного Фонда об отсутствии задолженностей; заявление о закрытии ИП; квитанция об оплате госпошлины.
  • Можно также послать эти документы по почте, ценным письмом с описью вложения . При этом нужно подпись в заявлении заверить у нотариуса. Кстати, проверить получили ли в ФНС документы закрытия ИП отосланные по почте можно с помощью нового сервиса на налог.ру (достаточно ввести ФИО).
  • Причины

    • в связи с принятием ИП решения о прекращении деятельности;
    • в связи со смертью лица, зарегистрированного в качестве ИП;
    • по решению суда: в принудительном порядке
    • в связи с вступлением в силу приговора суда лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
    • в связи с аннулированием документа(просрочкой), подтверждающего право данного лица проживать на территории России;
    • в связи с принятием судом решения о признании ИП несостоятельным (банкротом).

    После закрытия

    Пенсионный и налоговая могут взыскивать с вас недоимки, пени и штрафы после закрытия ИП только через суд (Статьи 23, 24 ГК РФ; ст. 48 НК РФ; ч. 3, п. 4 ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ). Также закрытие ИП не освобождает от обязательств перед контрагентами, работниками. Долги могут взыскать и после закрытия ИП.

    Важно: хранить все бухгалтерские и налоговые документы нужно не менее 4 лет после закрытия ИП(по причинам описанным строкой выше). Документы по работникам нужно сдать в архив.



    Похожие статьи
     
    Категории