Что означает аккредитация. Чем лицензия отличается от аккредитации

24.09.2019

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении - первое, на что должны обращать внимание поступающие - это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений - частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться . В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам)

Аккредитация представляет собой процедуру, в ходе которой выявляется соответствие объекта к нормам, требованиям и базовым классификациям, которые установлены законом. Аккредитация не свойственна промышленному сектору, для которого разработаны правила и . Процедуру аккредитации применяют в сфере услуг, рассматриваемой смысле (это и непосредственные , к примеру, образовательные, и и пр.)

Под попадают чаще всего:
- высшие учебные заведения,
- средства массовой информации,
- лечебные учреждения,
- диагностические центры,
- лаборатории и исследовательские институты,
- центры сертификации.

Виды аккредитации

Существует два типа аккредитации: государственная и негосударственная.

Негосударственная проводится аттестованными (т.е. «проверенными» ранее государством) частными некоммерческими организациями, которые могут иметь свои подразделения, например национальные или региональные.

Государственная аккредитация осуществляется и регулярно подтверждается различными федеральными службами. В результате прохождения любой из аккредитаций и по завершении всех процедур при положительном результате выдается свидетельство государственного , дающее право на осуществление деятельности в рамках государственного стандарта. Таким образом, специалисты доказывают высокий уровень качества предоставления услуг «проверяемой» организации и делают заключительную оценку о ее деятельности в целом.

Аккредитация в журналистике

В отличие от многих сфер, где аккредитацию получает организация, в журналисте аккредитуется часто конкретный человек. Как правило, это требуется для организации участи представителя СМИ в брифингах или пресс-конференциях. В большинстве случаях достаточно подать персональную заявку в мероприятии. Однако в данном виде аккредитации может быть отказано, к примеру, оппозиционным СМИ.

Аккредитация в здравоохранении

Медицинские клиники и центры проходят тщательный отбор высококвалифицированными специалистами в области здравоохранения. Существует целая сеть международных медицинских ассоциаций, которые оценивают деятельность различных медучреждений.

Медицинская аккредитация сегодня в мире самая формализованная, к примеру, приняты пакты о принципах добросовестности и честности при проведении

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Начало учебного года 2013/2014 ознаменовалось вступлением в силу нового Закона об образовании. Теперь Правительство РФ обновляет нормативную базу, основываясь на положениях этого Закона. Так, Правительство РФ Постановлением от 18.11.2013 N 1039 утвердило Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение N 1039), вступившее в силу 30 ноября 2013 г.

Аккредитация образовательной деятельности

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). С этой же даты ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратил силу.
Как правило, реализация любого закона неизбежно сопровождается принятием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Не стал исключением и Закон N 273-ФЗ, в соответствии с ч. 28 ст. 92 которого именно Правительство РФ должно было утвердить положение о государственной аккредитации. Благодаря этой норме и появилось Положение N 1039.
Отметим, что уже в названии ст. 92 Закона N 273-ФЗ, посвященной аккредитации, прослеживается отличие от аналогичной ст. 33.2 Закона N 3266-1. В новом Законе об образовании речь идет о государственной аккредитации образовательной деятельности, а в прежнем - о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Между тем, по сути, во всех случаях государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых тем или иным учреждением.
Согласно ст. 92 Закона N 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по следующим программам:
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования;
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Положение N 1039 уточняет, что в данном случае речь идет об образовательных программах, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, которые утверждают самостоятельно:
- федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет";
- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. В настоящее время такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332.
Таким образом, теперь установлена единая процедура аккредитации, в том числе и для образовательных организаций, устанавливающих образовательные стандарты самостоятельно.
В связи с этим 30 ноября 2013 г. утратили силу следующие Постановления Правительства РФ:
- от 18.05.2009 N 414, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
- от 16.02.2011 N 87, которым были утверждены Положения о лицензировании образовательной деятельности и о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
- от 21.03.2011 N 184, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
- от 27.09.2011 N 800, которым утверждено Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Напомним, что в настоящее время в России установлены следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
- общего образования;
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

Кто и как проводит аккредитацию?

В Положении N 1039 определены органы, осуществляющие государственную аккредитацию (далее - аккредитационные органы). Это:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности (ст. 6 Закона N 273-ФЗ):
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждает Правительство РФ;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Что же касается органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, то они проводят государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, кроме организаций, государственную аккредитацию которых проводит Рособрнадзор.
Например, аккредитацию образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе, проводит орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится данная школа, а аккредитацию образовательных программ, реализуемых в высшем учебном заведении, находящемся на территории данного субъекта РФ, будет проводить Рособрнадзор.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует образовательные программы в своем филиале, расположенном на территории другого субъекта РФ, то государственную аккредитацию в отношении этих программ также будет проводить орган исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но при этом во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал.
Напомним, что в соответствии с ч. 9 ст. 108 Закона N 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г.
В связи с данной нормой Положение N 1039 предписывает аккредитационным органам до 1 января 2016 г. переоформить организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 г. в отношении реализуемых ими основных образовательных программ. Свидетельства должны быть переоформлены на срок действия имеющегося свидетельства с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Для того чтобы переоформить свидетельство об аккредитации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обратиться в аккредитационный орган с заявлением. Напомним, что форма заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации приведена в Приложении N 3 к Приказу Минобрнауки России от 18.09.2012 N 729 (далее - Приказ N 729).
Если организации, осуществляющей образовательную деятельность, до 1 сентября 2013 г. было выдано временное свидетельство в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, то свидетельство должно быть выдано на основании двух документов:
- заявления организации;
- решения о государственной аккредитации, ранее принятого аккредитационным органом.
В приложении к свидетельству указываются уровни образования, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Напомним, что формы свидетельства о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также Технические требования к указанным документам утверждены Приказом Минобрнауки России от 10.01.2012 N 1.
Для переоформления (выдачи) свидетельств аккредитационным органам установлен срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление N 1039 устанавливает еще один важный момент. Речь идет об основных профессиональных образовательных программах высшего образования (программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры, программах ассистентуры-стажировки). Установлено, что эти программы считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2014 г., если:
- срок действия свидетельства по этим программам истекает после 1 сентября 2013 г., но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ;
- имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 г. до вступления в силу указанных федеральных образовательных стандартов.
После вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны пройти государственную аккредитацию в отношении этих образовательных программ в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что Закон N 273-ФЗ не предусматривает проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с ч. 8 ст. 108 Закона N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 г. свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Требования к заявлению о государственной аккредитации

Как мы уже отмечали, для проведения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, или организация, осуществляющая обучение (далее - организация), должна обратиться в аккредитационный орган с заявлением о государственной аккредитации, а также приложить к нему необходимые документы.
В заявлении организация должна указать следующие сведения:
- полное и сокращенное (при наличии) наименования, место нахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН в ЕГРЮЛ);
- полное и сокращенное (при наличии) наименования филиала (филиалов), место нахождения (при проведении государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в филиале (филиалах));
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
- перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- сведения о необходимости (об отсутствии необходимости) направления в адрес организации в электронной форме информации о ходе процедуры государственной аккредитации.
К заявлению организация должна приложить:
- копию документа о государственной регистрации организации;
- доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации;
- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки России;
- копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона N 273-ФЗ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
- копию договора с научной организацией и иной организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, предъявляется также его оригинал;
- копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научной организации и иной организации, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, то также предъявляется его оригинал;
- копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в случае заключения такого договора) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
- сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
- опись представленных документов.
Что же касается образовательных организаций, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты, то к заявлению о государственной аккредитации в отношении образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с такими стандартами, помимо перечисленных документов и сведений они должны приложить копии своих распорядительных актов об установлении образовательных стандартов и соответствующие образовательные стандарты.
Если организация осуществляет образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то в заявлении она должна указать сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности. При этом заявление и прилагаемые документы, представляемые в аккредитационный орган, не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Заявление и прилагаемые документы можно представить в аккредитационный орган одним из следующих способов:
- на бумажном носителе - уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Заявление и прилагаемые документы должны быть зарегистрированы аккредитационным органом в течение одного рабочего дня со дня их поступления.
Аккредитационному органу дается 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов для того, чтобы проверить (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия), что организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также заявление и прилагаемые документы соответствуют следующим требованиям:
- государственная аккредитация отнесена к компетенции аккредитационного органа;
- у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
- со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или со дня лишения ее государственной аккредитации истек 1 год;
- заявление и прилагаемые документы оформлены и заполнены правильно, документы представлены в полном объеме.
Если все в порядке, то заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рассмотрению по существу. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Если окажется, что заявление и прилагаемые документы неправильно оформлены (заполнены) или приложены не все документы, то аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов должен направить в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручить ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
В уведомлении о несоответствии должны содержаться:
- сведения о том, что заявление и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существу в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий);
- информация о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представит правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы, то аккредитационный орган осуществит их прием и регистрацию.
Если заявление и прилагаемые документы оформлены правильно и представлены в полном объеме, то они принимаются к рассмотрению по существу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления.
Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Аккредитационный орган откажет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в принятии заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и возвратит заявление и прилагаемые документы организации в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- не будет соответствовать какому-либо из перечисленных требований;
- не представит в течение 2 месяцев со дня направления уведомления о несоответствии правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Заявление и документы будут также возвращены в случае, если документы, представленные на основании уведомления, не будут соответствовать заполненному заявлению.
Заявление и документы должны быть возвращены в течение 10 рабочих дней соответственно со дня регистрации заявления и прилагаемых документов (со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления) либо со дня истечения двухмесячного срока. Указанные документы могут быть возвращены посредством направления в адрес организации (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если эти документы были представлены таким способом) или посредством вручения уполномоченному представителю. Факт вручения заявления и прилагаемых документов уполномоченному представителю заверяется его подписью.
Аккредитационный орган после принятия заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу составляет аккредитационное дело организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое подлежит хранению в аккредитационном органе. Аккредитационное дело включает в себя:
- заявление и прилагаемые документы;
- распорядительный акт аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы;
- заключение по результатам аккредитационной экспертизы, отчеты об аккредитационной экспертизе;
- распорядительные акты аккредитационного органа о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства об аккредитации, о предоставлении дубликата свидетельства об аккредитации, о приостановлении, возобновлении, прекращении, лишении государственной аккредитации;
- копию свидетельства об аккредитации (временного свидетельства, дубликата свидетельства) с приложениями.
Если взаимодействие аккредитационного органа и организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", то и аккредитационное дело аккредитационный орган формирует в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, если свидетельство о государственной аккредитации будет утрачено или испорчено, то организация может обратиться в аккредитационный орган с просьбой о выдаче дубликата свидетельства.
Еще раз отметим, что если организации, осуществляющей образовательную деятельность, будет отказано в государственной аккредитации или она будет лишена государственной аккредитации, то подать заявление об аккредитации организация вправе не ранее чем через один год.
Согласно п. 60 Положения N 1039 аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, установленный п. 18 ст. 92 Закона N 273-ФЗ. Он не должен превышать ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
- шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
- двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Свидетельство без приложения недействительно.
Установлен запрет на продление срока действия свидетельства (временного свидетельства).
Между тем свидетельство может быть переоформлено на период до окончания срока его действия в случае, если:
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, будет реорганизована в форме преобразования, будет изменено место ее нахождения или ее наименование;
- государственная аккредитация необходима в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация лишена государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки либо образовательных программ.

В подавляющем большинстве стран мира высшие учебные заведения получают право на оказание образовательных услуг путём признания соответствия уровня получаемого в них образования принятым стандартам. Соответствие ВУЗа необходимым требованиям определяет уполномоченный орган контроля за образованием.

Процесс подтверждения качества образования государственному стандарту, проводимый уполномоченными органами называется государственной аккредитацией ВУЗа. В ходе государственной аккредитации признаётся как тип образовательной организации (присваивается статус высшего учебного заведения), так и её вид (академия, институт или университет) в ходе оценки уровня получаемого образования и эффективности применяемых для обучения студентов образовательных программ.

Даётся и оценка уровня знаний выпускников учебного заведения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Аккредитация ВУЗа выдаётся на 5 лет, в последующем учебное заведение подлежит переаккредитации.

Вследствие того, что, помимо аккредитационной проверки самих образовательных программ, в обязательном порядке оценивается и уровень получаемого с их помощью образования, государственная аккредитация вновь организованных учебных заведений производится после осуществления первого выпуска студентов.

В случае успешной аккредитации, ВУЗу выдаётся свидетельство о государственной аккредитации с приложением, в котором указываются все специальности, аккредитованные в данном учебном заведении. Помимо перечня специальностей, непосредственно в свидетельстве закреплены тип и вид аккредитованного учреждения. Если учебное заведение на момент прохождения государственной аккредитации имеет филиалы в других городах, в каждом из них должна находиться копия аккредитационного свидетельства с приложениями к нему.

Государственная аккредитация отдельных филиалов учебных заведений не проводится.

КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ

Аккредитацию образовательных учреждений проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор. Для помощи в прохождении аккредитации ВУЗов организовано также Национальное аккредитационное агенство, занимающееся непосредственно организационными вопросами и подготовкой материалов для проведения аккредитации.

Проверка соответствия ВУЗа требованиям государственного образовательного стандарта проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный:

Проведение самообследования – самостоятельная проверка знаний выпускников и профессорского состава;

Подготовка пакета документов, необходимых к подаче в Рособрнадзор для проведения официальной процедуры;

Обращение в Рособрнадзор, подача необходимого пакета документов;

Формирование аккредитационной комиссии;

2. Экспертно-аналитический:

Проведение сформированной комиссией аккредитационной экспертизы образовательного учреждения;

Выдача заключения об аккредитации.

3. Заключительный

Принятие решения об аккредитации

Выдача аккредитационного свидетельства.

При условии успешного прохождения аккредитационной экспертизы и выдачи свидетельства о государственной аккредитации, ВУЗ получает определённый статус – институт, академия, университет.

Университет имеет право на реализацию учебных программ как высшего, так и послевузовского профессионального образования, даёт возможность проходить как подготовку, так переподготовку и повышение квалификации по многим специальностям, вести научные исследования в области фундаментальной науки, имеет право на научную и методическую деятельность в своей области.

Академия отличается от университета более узкой направленностью и отсутствием права вести научные разработки в области фундаментальной науки. Институт занимается узкопрофильным профессиональным образованием в области конкретной науки, где может вести методические разработки и фундаментальные исследования.

ЧТО ДАЁТ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТУ?

Государственная аккредитация не просто определяет вид и статус учебного заведения. ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, это гарантия получения настоящего, качественного высшего образования, это диплом государственного образца, свидетельствующий, что его обладатель действительно владеет необходимыми работодателю знаниями и навыками, это гарантия успешного трудоустройства, это все предусмотренные государством льготы, стипендии и гранты, это учёба и творческий поиск, дающие знания и перспективы.

Неаккредитованные образовательные учреждения не всегда могут дать все необходимые знания, и полученный в таком заведении диплом «установленного образца» представляет собой весьма сомнительный документ, на который потенциальный работодатель всегда будет смотреть косо.

ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ В АККРЕДИТОВАННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Кроме всего прочего, ВУЗ с государственной аккредитацией гарантирует не только официальный диплом, котирующийся порой и за рубежом, но и возможность последующего обучения – магистратура и аспирантура всегда к услугам выпускника аккредитованного ВУЗа.

Неаккредитованные коммерческие заведения, увы, зачастую предлагают высшее образование на уровне бакалавриата, не всегда соответствующее даже этому уровню.

Следующее преимущество касается мужской половины всех поступающих, а именно право на отсрочку от армии даёт учёба только в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Причём на отсрочку можно рассчитывать только при получении специальностей, строго оговорённых в Приложении к свидетельству о государственной аккредитации ВУЗа.

Возможность получать высшее образование за счёт государства, то есть на бюджетной основе, имеется только в ВУЗах с государственной аккредитацией. То же относится и к разнообразным студенческим льготам и выплатам.

Все гарантии государства по ним выполняются только в государственных аккредитованных ВУЗах. В частных учебных заведениях на такую возможность рассчитывать не приходится. Всё обучение производится за счет студента.

В любой коммерческой деятельности имеется риск прогореть, не получить прибыли. К сожалению, в сфере оказания образовательных услуг действует та же жёсткая конкуренция и те же законы рынка, не прощающие ошибок и нерентабельности.

А потому, увы, ни один частный ВУЗ не может гарантировать своим студентам, что он вдруг не закроется в связи с убыточностью предприятия. Судьба учащихся при таком исходе дела весьма плачевна. Никто не вернёт им ни зря заплаченных денег, ни впустую потраченного времени.

Поступая в высшее учебное заведение с государственной аккредитацией, абитуриент страхует себя от многих неприятностей, но гарантировать получение полноценного высшего образования не может ни один университет, если учащийся сам не приложит достаточно усилий к тому, чтобы получить в конце обучения действительно весомый и ценный диплом о получении настоящего, высшего образования.



Похожие статьи
 
Категории