Что писал фонвизин. Фонвизин: биография

01.07.2020

Денис Иванович Фонвизин. Родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве - умер 1 (12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге. Русский писатель, создатель русской бытовой комедии.

Денис Фонвизин родился 3 (14 по новому стилю) апреля 1745 года в Москве.

Отец - Иван Андреевич Фонвизин. Его образ писатель позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

Происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предок Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис. Это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя. По выражению Пушкина, Фонвизин был «из перерусских русским».

В 1755-1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с , с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление, бывшее пьесой «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, а в 1769 году - сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион».

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний "Недоросль"», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: "Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе"». Эта фраза в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Денис Иванович Фонвизин - Недоросль

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин.

Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции.

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование - введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», - отмечал .

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы , запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России, в том числе улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Личная жизнь Дениса Ивановича Фонвизина:

Жена - Хлопова (Роговикова) Екатерина Ивановна (1747-1796). Детей не было.

Библиография Дениса Ивановича Фонвизина:

1768–1769 - Бригадир (комедия)
1770 - Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (стихотворение)
1779-1781 - Недоросль (комедия)
1782-1783 - Рассуждение о непременных государственных законах (публицистика)
1783 - Опыт российского сословника (публицистика)
1788 - Друг честных людей, или Стародум (материалы к невышедшему журналу)
1791 - Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях

Экранизации произведений Дениса Ивановича Фонвизина:

1927 - Господа Скотинины (реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль)
1987 - Недоросль (реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков)


II. Вяземский П., Фонвизин, СПБ, 1848 (то же в Полн. собр. соч. П. Вяземского, т. V, СПБ, 1880); Белинский В., Полное собрание сочинений, Под редакцией С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1900, стр. 340-341; т. VII, СПБ, 1904, стр. 15-16 и 412; Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, том X, ч. 2, СПБ, 1906, стр. 1-20 (статья «О Бригадире » фон-Визина); Добролюбов Н., Полное собрание сочинений, т. I, ГИХЛ, 1934 (статья «Собеседник любителей российского слова»); Его же, Полное собрание сочинений, т. II, ГИХЛ, 1935 (статья «Русская сатира в век Екатерины»); Грыцко (Очерки истории русской литературы по современным исследованиям, «Современник», 1865, №№ 10 и 11, 1866, № 1 (Грыцко - псевдоним Г. З. Елисеева)); Шашков С. С., Фон-Визин и его время, «Дело», 1879, №№ 7, 8 и 10; Языков Д., «Недоросль» на сцене и в литературе», «Исторический вестник», 1882, № 10; Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, М., 1894; то же, изд. 4, том I, М., 1912 (статья «Памяти Фонвизина»); Ключевский В., «Недоросль» Фонвизина, «Искусство и наука», 1896, № 1 (то же в кн.: Ключевский В., Очерки и речи (второй сборник статей), М., 1913; то же, II, 1918); Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Ден. Ив. фон-Визина, «Русский филологический вестник», 1897, т. XXXVIII, № 3-4; Тихонравов Н., Сочинения, т. III, ч. 1, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1898 (статья «Д. И. Фон-Визин»); Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ, 1899 (то же; изд. 4, СПБ, 1913; Русский биографический словарь, том «Фабер - Цявловский», СПБ, 1901 (статья «Фонвизин» И. Н. Жданова; то же в кн.: Жданов И. Н., Сочинения, том II, изд. Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПБ, 1907; Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929 (по указателю); Гуковский Г., «Недоросль» Фонвизина, «Русский язык и литература в средней школе», 1935, № 1; Его же, Очерки по истории русской литературы XVIII века (Дворянская фронда в литературе 1750-х - 1760-х годов), изд. Академии наук, М. - Л., 1936; Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, седьмое издание, том 44, М., без года (статья «Фонвизин» Г. Гуковского).

III. Фонвизин Д., Сочинения, письма и избранные переводы Под редакцией П. А. Ефремова, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. II, СПБ, 1902, стр. 437-439 и 627.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Фонви́зин

Денис Иванович (1744 или 1745, Москва – 1791, Санкт-Петербург), русский писатель.

В начале 1760-х гг. переводит сочинения французских авторов. В 1763-64 гг. входит в кружок вольтерьянца Ф. А. Козловского, где, по собственному признанию, проводит время «в богохулении и кощунстве». В «Послании к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1769) от лица своих дворовых людей Фонвизин даёт ответ на вопрос «зачем сей создан свет?» и излагает их жизненные наблюдения (подчас в духе Вольтера). Монологи слуг сопровождаются язвительными замечаниями автора и венчаются его признанием: «И сам не знаю я, на что сей создан свет». Первая оригинальная пьеса Фонвизина «Бригадир» (1769) посвящена охватившей русское дворянство галломании – преклонением перед французскими нравами и культурой. Однако осуждением галломании замысел Фонвизина не исчерпывается: в «Бригадире» высмеяны дикость и грубость, принимаемые за патриотизм, а в конечном счете – глупость. Вершиной творчества Фонвизина-драматурга стал «Недоросль» (1782), в котором сохранены основные черты классицистической комедии: персонажи чётко делятся на добродетельных и порочных, совпадает их общее количество (4:4), наличествует герой-резонёр, персонажи носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин, Софья (по греч. – мудрость), Митрофан (по греч. – подобный матери), соблюдены три единства. «Недоросль» имеет политическое значение, противопоставляя героическую эпоху Петра I низкой современности – царствованию Екатерины II. Фонвизин, таким образом, выступал против усилившегося закрепощения крестьян и отсутствия подлинного просвещения. В историю русской литературы Фонвизин вошёл как «русский Молиер». С 1789 г. работал над автобиографией «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не успел закончить её.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Фонвизин" в других словарях:

    Из немецкого фон Визен. Род фон Визенов потомков ливонского рыцаря к XVIII веку обрусел, соответственно русифицировалось и написание фамилии. В 1824 году Пушкин писал брату: Незабудь фон Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? Он русский, из… … Русские фамилии

    Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Денис Иванович; фамилия Ф. писалась в XVIII в. в два слова;это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательноустановлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкиннаходил это начертание правильным, как придающее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Фонвизин, Денис Иванович (1745 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Его комедии Бригадир и Недоросль занимают первое место в сатирической литературе того времени. Они осмеивают невежество и грубость… … 1000 биографий

    Артур Владимирович (1882/83 1973), живописец. Акварельные театральные портреты деятелей русской культуры (Д.В. Зеркалова, 1940), натюрморты, жанровые композиции отмечены богатством тональных оттенков … Современная энциклопедия

    Денис Иванович (1744 или 1745 1792), русский писатель. Создатель первых в России социальных комедий: Бригадир (постановка 1770) сатирическое изображение нравов дворянского сословия; Недоросль (постановка 1782) этапное произведение, изобличающее… … Современная энциклопедия

Денис Иванович Фонвизин

Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В XVIII веке его фамилия писалась в два слова или через дефис (Фон Визен, Фон-Визен) – Денис Иванович Фонвизин происходил из древнего рыцарского рода, осевшего в России еще при Иване Грозном.

Воспитание и образование

Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 апреля 1745 г. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который был довольно начитанным человеком.

Дом Фонвизина. Современная фотография

В возрасте 10 лет он поступил в открывшуюся при Московском университете гимназию, а через 5 лет стал студентом Московского университета.

Его литературные опыты начались уже на студенческой скамье: сначала это были переводы, а затем и оригинальные произведения, в основном сатирической направленности. Несмотря на то, что первые его сатирические опыты пользовались популярностью, сам он относился к ним весьма критически, отмечая, что «они были сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли».

А. Венецианов "Портрет Фонвизина"

В это время Фонвизин увлекся театром, побывав на представлении в Петербурге. О своем впечатлении он писал: «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие».

Служба. Начало творчества

В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.

Д.И. Фонвизин. Литография

В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.

Герб Фонвизина

В 1783 г. Фонвизин выходит в отставку и начинает сотрудничать с журналом «Собеседник любителей российского слова», который издавался по почину Екатерины Дашковой. Он пишет для журнала несколько статей, среди которых «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» . Используя возможности печатного слова, Фонвизин хотел анонимно начать дискуссию о российской действительности: отсутствии законов, без которых невозможно нормальное функционирование государства; моральная деградация дворянства; привлечение к власти не достойных людей, а ничтожеств…

Это произведение вызвало резкое недовольство Екатерины II, она потребовала напечатать вопросы вместе с ее ответами.

Вопрос1: Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения?

Ответ 1: У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.

Вопрос 2: Отчего многих добрых людей видим в отставке?

Ответ 2: Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке.

Вопрос 3: Отчего все в долгах?

Ответ 3: Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют.

Вопрос 4: Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?

Ответ 4: Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие.

Вопрос 5: Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства?

Ответ 5: Для того, что вольных типографий до 1782 года не было.

Вопрос 6: Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными?

Ответ 6: От размножившихся клобов.

Вопрос 7: Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами?

Ответ 7: Одно легче другого.

Вопрос 8: Отчего в наших беседах слушать нечего?

Ответ 8: Оттого, что говорят небылицу.

Вопрос 9: Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?

Ответ 9: Оттого, что на суде не изобличены.

Вопрос 10: Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?

Ответ 10: Оттого, что сие не есть дело всякого.

Д.И. Фонвизин

Вопрос 11: Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения?

Ответ 11: Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели.

Вопрос 12: Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

Ответ 12: Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего.

Вопрос 13: Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства?

Ответ 13: Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо упали; самая наружность, походка и проч. То уже оказывает.

Вопрос 14: Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять общим правилом: удостаиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?

Ответ 14: Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится.

Вопрос 15: Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?

Ответ 15: Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то нашли бы на нынешнего одного десять прежде бывших.

Вопрос 16: Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки?

Ответ 16: Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл.

Вопрос 17: Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове?

Ответ 17: Тамо же, где нерешимость.

Вопрос 18: Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостью, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?

Ответ 18: По той же причине, по которой человек стареется.

Вопрос 19: Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

Ответ 19: Временем и знанием.

Вопрос 20: В чем состоит наш национальный характер?

Ответ 20: В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных…

Екатерина прочитала эту статью не в контексте политической дискуссии, а в контексте старой закулисной придворной борьбы и посчитала автором вопросов И.И. Шувалова, которого она ненавидела. В своих «Былях и небылицах» она так характеризует его: «Есть у меня сосед, который во младенчестве слыл умницею, в юношестве оказывал желание умничать; в совершеннолетии каков? - Увидите из следующаго: он ходит бодро, но когда два шага сделает на право, то одумавшись пойдет на лево; тут встречаем он мыслями, кои принуждают его итти вперед, по том возвращается вспять. Каков же путь его, таковы его и мысли. Сосед мой от роду своего не говаривал пяти слов и не делал ни единаго шагу без раскаяния потом об оном. <…> Когда я гляжу на него, тогда он утупя глаза в пол передо мною важничает, труся однако мне мысленно».

В конце концов, Екатерина все-таки идентифицировала Фонвизина как автора «Вопросов», в результате его журнал «Друг честных людей, или Стародум» в 1788 г. был запрещен к изданию.

Комедия «Недоросль» (1782 г.)

"Мы все учились понемногу..."

Над комедией Фонвизин работал около 3 лет. Написана она в эпоху классицизма и отвечает требованиям этого литературного направления: осуждение «злонравия» и недостатков дворянского воспитания; говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Цыфиркин и т.д.).

С постановкой комедии сразу же возникли трудности: ее отказались ставить и в Петербурге, и в Москве – цензоры, испугавшись смелости реплик персонажей комедии, не пропускали комедию на сцену. Наконец, 24 сентября 1782 г., состоялась премьера в Петербурге, в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу, она имела громадный успех: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 г. пьесу уже играли в Москве.

Комедия Фонвизина имеет непреходящее значение: ее читают и ставят до сих пор. Имена ее героев стали нарицательными (Митрофанушка, Скотинин, госпожа Простакова), а афоризмы стали поговорками:

«Дела не делай, от дела не бегай».

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка».

«Суженого конём не объедешь».

«С великим просвещение можно быть мелкому скареду».

«На своё счастье грех пенять».

«Век живи, век учись».

«Где гнев, тут и милость».

«Повинную голову меч не сечёт».

«В большом свете водятся премелкие души».

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».

«Без вины виноват».

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

«Собака лает, ветер носит».

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

«Сон в руку».

«Концы в воду».

«Видали виды».

«Белены объелся».

«Поминай, как звали».

«По добру, по здорову».

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» , — говорил Н.В. Гоголь.

Умер Фонвизин в 1792 г. в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Он был честным и прогрессивным человеком, поклонником просвещения и такого общественного устройства, которое бы не унижало и не ущемляло человеческую личность.

Могила Фонвизина в Александро-Невской лавре

Произведения Д.И. Фонвизина

Комедии : «Бригадир», «Недоросль», «Корион».

Проза: «Всеобщая придворная грамматика», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Поэзия : «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-Кознодей».

Публицистика: «Наставление дяди своему племяннику», Рассуждение о непременных государственных законах», «Опыт модного словаря щегольского наречия», «Опыт Российского сословника», «Письма дяди к племяннику», «Письма щеголихи к издателю «Живописца», «Письма родных к Фалалею», «Письмо Тараса Скотинина к родной его сестре госпоже Простаковой», «Переписка надворного советника Взяткина с его превосходительством***», «Переписка Стародума с дедиловским помещиком Дурыкиным», «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П****».

Переписка и мемуары .

Д. Фонвизин на памятнике "1000-летие России"в Великом Новгороде

Знаменитый писатель Екатерининской эпохи Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье. Происходил из лифляндского рыцарского рода, совершенно обрусевшего (до середины XIX века фамилия писалась Фон-Визен). Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года.

Особое место в драматургии этого времени занимает творчество Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792), явившееся вершиной театральной культуры XVIII века. Наследуя традиции классицистской комедии, Фонвизин уходит далеко вперед, по существу являясь родоначальником критического реализма в русской драматургии. А. С. Пушкин назвал великого драматурга «сатиры смелым властелином», «другом свободы». М. Горький утверждал, что Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы - линия обли­чительно-реалистическая. Творчество Фонвизина оказало огромней­шее влияние на современных ему и последующих писателей и драматургов. Д. И. Фонвизин рано приобщился к театру. Театральные впечат­ления - самые сильные в его юности: «...ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел в первый раз отроду. Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозмож­но». Еще студентом Фонвизин принимает участие в жизни Москов­ского университетского театра. В дальнейшем Денис Иванович под­держивает связи с крупнейшими деятелями русского театра - драматургами и актерами: А. П. Сумароковым, И. А. Дмитревским и другими, выступает с театральными статьями в сатирических журналах. Эти журналы оказали большое влияние на творчество Фонвизина. В них он порой черпал мотивы для своих комедий. Драматургическая деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы. Поначалу он переводит иностранные пьесы и «перелагает» их на русский лад. Но это было только пробой пера. Фонвизин мечтал создать национальную комедию. «Бригадир» - первая оригинальная пьеса Фонвизина. Она была написана в конце 60-х годов. Незамысловатость сюжета не помешала Фонвизину создать остросатирическое произведение, показать нравы и характер своих недалеких героев. Пьесу «Бригадир» современники назвали «коме­дией о наших нравах». Эта комедия была написана под влиянием передовых сатирических журналов и сатирической комедий русско­го классицизма и проникнута заботой автора о воспитании моло­дежи. «Бригадир» - первое в России драматургическое произведение, наделенное всеми чертами национальной оригинальности, ничем не напоминающее комедий, создаваемых по заграничным эталонам. В языке комедии множество народных оборотов, афоризмов, метких сравнений. Это достоинство «Бригадира» было немедленно подмечено современниками, и лучшие из словесных оборотов Фон­визина перешли в повседневную жизнь, вошли в поговорки. Комедия «Бригадир» была поставлена в 1780 году в Петербург­ском театре на Царицыном лугу. Вторая комедия «Недоросль» написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году. Она принесла автору долгую славу, поставила его в первые ряды борцов с крепостничеством. В пьесе разрабатываются важ­нейшие для эпохи проблемы. В ней говорится о воспитании дво­рянских сынков-недорослей и о нравах придворного общества. Но острее других поставлена проблема крепостничества, злонравия и безнаказанной жестокости помещиков. «Недоросль» создан рукой зрелого мастера, сумевшего населить пьесу живыми характерами, построить действие по признакам не только внешней, но и внутренней динамики. Комедия «Недоросль» решительно не отвечала требованиям Екатерины II, предписавшей сочинителям «лишь изредка касаться к порокам» и проводить критику непременно «в улыбательном духе». 24 сентября 1782 года «Недоросль» была поставлена Фонвизиным и Дмитревским в театре на Царицыном лугу. Спектакль поль­зовался большим успехом у широкой публики. 14 мая 1783 года состоялась премьера «Недоросля» на сцене Петров­ского театра в Москве. Премьера и дальнейшие спектакли шли с огромным успехом. «Выбор гувернера» - комедия, написанная Фонвизиным в 1790 году, была посвящена животрепещущей теме воспитания молодежи в аристократических дворянских домах. Пафос комедии направлен против иностранных авантюристов-псевдоучителей в пользу про­свещенных русских дворян.

Годы жизни: с 03.04.1745 по 01.12.1792

Русский литератор екатерининской эпохи, драматург, публицист, переводчик. Является создателем русской бытовой комедии. Комедия Фонвизина «Недоросль» входит в классику русской литературы.

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина оказались в России еще при Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное образование получил под руководством отца, который стал прототипом одного из героев «Недоросля» - Стародума. С 1755 Денис Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а с 1760 числился студентом этого учебного заведения. В литературе дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные и ряд других сочинений, в том числе и трагедию Вольтера.

В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина. В это время Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней.

Первым вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров». Постановка комедии в 1772 году вызвала бурную реакции публики, Фонвизина даже сравнивали с Мольером. Во время своей службы в дворцовой канцелярии Фонвизин продолжает свою деятельность и как переводчик, им переведен ряд политических и художественных сочинений. В 1777-1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции.

В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, выступавшего за ограничение самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. Смелые замыслы Н.И. Панина не осуществились, он попал в опалу и в 1782 г. был отправлен в отставку, вместе и ним вышел в отставку и Фонвизин. В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781), поставленная в сентябре 1782. О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В этом издании появился ряд его публицистических сочинений, содержащих критику режима Екатерины. Этими публикациями Фонвизин навлек на себя гнев императрицы и в дальнейшем испытывал значительные сложности с публикацией своих произведений. Некоторые из них выходили анонимно, а Полное собрание сочинений в 5-ти томах, подготовленное писателем в 1788 году, было запрещено к печати и в настоящее время рукопись его утрачена. В том же 1788 Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум».

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось: в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию, а через два года в Вену. Вместе с тем ухудшается и материальное положение писателя. Литературную деятельность Фонвизин практически прекращает, если не считать автобиографического сочинения Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, оставшегося незаконченным. Скончался Фонвизин в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Вплоть до середины XIX века фамилию Дениса Ивановича писали как Фон Визен (von Wiesen) – через пробел или дефис. Привычное нам написание установлено Тихонравовым, как придающее более русский характер фамилии писателя.

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“». Фраза эта в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.



Похожие статьи
 
Категории