Что роман эпопея война мир. Война и мир анализ эпопеи

23.06.2020
Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей, что вполне справедливо. На то есть два основания: величина, масштаб, объем изображаемых действий и событий, а кроме того – характер событий, развертывающихся, начиная с третьего тома (всего в книге четыре тома). Все отношения персонажей и события исторического плана протекают в атмосфере войны с Наполеоном, войны отечественной, освободительной, народной, в отличие от кампаний 1806–1809 годов, участниками которых были и Андрей Болконский, и Николай Ростов и другие герои романа. Война 1812 года по меркам не только того, но и нашего времени, была грандиозным потрясением для всей России. Она унесла массу жизней, разорила жилища, искалечила судьбы, уничтожила значительную часть Москвы, горевшей в течение нескольких дней. Все это показал Толстой введением огромного количества действующих лиц – дворян, крестьян, военных, партизан, французов и т. д. Он же сумел передать драматический колорит того периода, который ощущался и осознавался разными участниками событий – от Кутузова и императора Александра до простого солдата. Стоит вспомнить сцены отступления армии, бегства населения, пожара Москвы, пленения русских, переживаний главнокомандующего, который, узнав об уходе французов из Москвы, понял, что «спасена Россия», и потому всячески старался уберечь свою армию от излишних потерь. Таким образом, причастность всех россиян, так или иначе показанных в «Войне и мире», к событиям 1812 года окрасила повествование Л.Н. Толстого в драматические тона и вместе с тем придала ему эпопейно-героический характер.

К этим россиянам принадлежали и главные герои Толстого, знакомство с которыми состоялось задолго до этой войны, а расставание произошло через семь лет после ее окончания. Следовательно, временные рамки повествования составили в целом около пятнадцати лет. Оправдан ли такой срок ведения действия и о чем он говорит?

Дело в том, что если бы речь шла о массе действующих лиц, даже таких как старшие Ростовы, их дочь Вера, Берг, Друбецкой, князь Василий, Элен, Анна Шерер и другие, то указанный разворот сюжета был бы необязателен. Все они, добрые и злые, умные и глупые, – весьма ординарны, обычны, неизменны и постоянны в своих привычках, склонностях, мыслях о жизни. Поэтому для выяснения общего уклада их жизни, стиля мышления и способа существования не потребовалось бы столь длительного времени.

Но в их среде, представленной огромным количеством персонажей, выделены и выведены на передний план всего четверо героев – Андрей Болконский, Пьер Безухо в, Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Изображение их судеб и определяет временные границы повествования, которое начинается как роман и кончается как роман, позволяя ввести в свои рамки несчетное количество персонажей, оказавшихся причастными к событиям 1812 года и тем самым к судьбам ведущих героев. Выделением этих героев Толстой демонстрирует свои симпатии к подобному типу людей, но при этом подчеркивает, что даже потенциально значительному, духовно одаренному человеку необходимы долгое время и масса испытаний, чтобы найти себя, обрести спокойствие – внешнее и внутреннее.

В чем причина его симпатий? В духовных возможностях, в содержании внутреннего мира, в интеллекте, культуре, эмоциональном богатстве. Князя Андрея отличает постоянная потребность думать, знать, читать, осознавать, что происходит вокруг и с ним самим. Он не вписывается ни в какой круг. Когда ему хочется высказать свои мысли, он готов доверить их только Пьеру, который значительно моложе его. Пьера он характеризует Наташе как единственно умного, доброго, уважаемого и надежного человека и друга. Пьер тоже начитан, интеллектуален, озабочен делами и идеями, которые далеко не всегда ему удаются, не успокоен, но, в отличие от своего эмоционально холодного друга, мягок, доверчив, отзывчив и до бесконечности добр. Его любят все, кроме его жены Элен и ее чопорного окружения, ему рады во всех домах, привязанность к нему окружающих – стихийная награда его нравственным качествам.

Различия между характерами друзей становятся источником их размолвки, холодности, отчуждения. Эти же различия объясняют разные отношений с Наташей. Пьер любит ее глубоко и безотчетно. Андрей приходит к пониманию ее душевного склада через ощущение смерти.

А Наташа? По словам князя Андрея, она была единственной в своем роде в светском обществе. Ее прелесть зафиксировал даже его холодный, рассудочный ум, отметив непосредственность, открытость, эмоциональную наполненность, жажду счастья. В момент их знакомства он не мог еще оценить ее доброты, чуткости, умения понять чужое горе, порадоваться чужому счастью. Такой ее видел Пьер, такой она оказалась в семейной жизни – беспредельно преданной мужу, гордящейся им, погруженной в любовь к семье. Признаком ее, как и Пьера, человеческого обаяния была любовь к ним Николеньки Болконского, не любившего дядю Николая (Ростова).

В чем истоки духовности толстовских героев? Во многом – в семье. От атмосферы в семье, особенно такой, как семья Ростовых или Болконских, зависит становление личности. В петербургской среде всякие порывы и возможности могут быть задушены этикетом, нормой, фальшивостью отношений.

Но выделяя всего трех-четырех героев, Толстой наводит на мысль, что личностные возможности заложены в самой индивидуальности. В благополучной патриархальной семье Ростовых Наташа не похожа на Веру и даже Николая. В семье Болконских все сами по себе. А Пьер сформировался как личность вообще вне семейных традиций, не случайно его нравственный путь был длиннее и сложнее.

Немалый срок, отпущенный героям, позволяет осознать и им самим, и автору, и читателям их жизненно-духовный итог В ходе их жизни было много потерь и разочарований – смерть графа Ростова, Пети, старого князя Болконского, самого Андрея, разорение Ростовых, потеря половины состояния Пьером, дыхание смерти во время казни на Ново-Девичьем поле, плен, болезнь и многое другое. А обретения? Устойчивая жизненная позиция, радость встречи друге другом, понимание ценности жизни и семейного счастья. Ощущение и героями, и автором, и читателями нравственного итога – это и есть наличие монологизма, без которого не существует ни один роман. Только монологизм, то есть положительно значимый итог, не всегда лежит на поверхности, он может быть глубоко затаен, потому что формы прозрения, обретения, самопознания могут быть самыми разными.

За время жизненного пути настроения толстовских героев не были одинаковыми, а поступки однозначно разумными. Не раз возникали драматические ситуации, переживания, страдания, горькие мысли и чувства, но они не выливались в страшные диссонансы, метания, всплески противоречий, борьбу разнонаправленных сил в сознании и поступках, как у героев Достоевского. Поэтому психологизм в романе Толстого всепроникающий, постоянно функционирующий, но не бросающийся в глаза, фиксирующий большей частью состояние героев, но не скрытые импульсы их поведения, обнажающий динамику внутреннего мира, но без внезапных взрывов, переходов, катаклизмов.

Таким образом, ситуация толстовского романа очень напоминает таковую в пушкинском. Только там многочисленные персонажи были лишь названы, а здесь они получили право голоса, место и время для проявления своего характера. Принцип выделения героев по признаку духовности, нравственного обаяния тоже сближает этих писателей. «Войной и миром» не исчерпывается и не завершается русская романная традиция. Сам Толстой еще напишет «Анну Каренину» и «Воскресение».

XX век принципиально изменил «романную карту» Европы. Мы не обращались к западноевропейской литературе, ибо это не входит в задачи данного пособия. Но нельзя не отметить, что до конца XIX века пути развития романа в России и Западной Европе в самых общих чертах были сходными. С конца XIX века эти пути явно расходятся. Рубеж двух веков изменил общую ситуацию в мире – это было зафиксировано самыми разными мыслителями. При этом характер изменений в России и Западной Европе был неодинаков. Основным показателем изменений в Европе стало, как говорил немецкий философ Ницше, «исчезновение богов», то есть неверие во всякие положительные ценности, в прогресс, в разум. Это проявилось во многих романах и сказалось во все более заметном отчуждении героя от мира. Символом такого героя стал персонаж, названный А. Камю «посторонним» (повесть «Посторонний»).

В русской литературе начиная с 20-х годов XX века в романе все чаще появляется героическая личность, поскольку сама ситуация в стране на протяжении нескольких десятилетий воспринималась как героическая, то есть воплощающая становление общества нового типа – социалистического. Отсюда господствующее мироощущение – оптимистическое, рациональное, а его носитель – человек сильный, твердый, убежденный в своей правоте. Таковы герои многих романов о строительстве новой жизни. Однако и в русской литературе тех лет рядом с героем-оптимистом был и такой, который ощущал драматизм того периода. Это и Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М А Шолохова, и герои М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Б.Л. Пастернака, B.C. Гроссмана. Особое место в развитии русской романистики второй половины XX века занял роман Б.Л, Пастернака «Доктор Живаго»-. В нем фактически впервые русский читатель встретился с героем духовно богатым, интеллектуальным, глубоко нравственным, но не способным понять и осознать значение перемен, которые произошли в России после 1917 года и не обладающим ни силой воли, ни жизнеспособностью, чтобы выдержать поединок с историей. Ему хочется спрятаться от кипящих в стране политических битв. Знаменательно, что и антипод доктора комиссар Антипов-Стрельников, обладавший и волей, и верой, и целеустремленностью, тоже оказался не в числе победителей, а в числе тех, кто заплатил своей жизнью за участие в переделке страны. Итак, всюду, где есть интерес к человеку как к личности с определенным уровнем самосознания, там есть почва для романа. Поэтому роман всегда сохранит свои позиции, поскольку интерес к личности не исчезнет ни из сознания писателей, ни из сознания читателей.

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Война и мир» (Роман-эпопея) Пересказ

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Из книги автора

Красовский В. Е Роман-эпопея «Война и мир» Творческая история романа-эпопеи необычайно сложна. «Война и мир» – итог подвижнического шестилетнего труда (1863–1869). Сохранилось множество вариантов, черновых набросков, объем которых значительно превосходит основной текст

Когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется, что и как следует думать по тому или иному поводу или что, к примеру, думает сам Толстой
о войне, мире и сельском хозяйстве, чары его слабеют, и начинает казаться, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни,
вдруг отняты у нас, дверь заперта и не откроется до тех пор, пока величавый автор... не изложит нам свою точку зрения
на брак, на Наполеона или не растолкует своих этических и религиозных воззрений.

В.В. Набоков

I. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»

1. Когда создавался роман «Война и мир»? Как в процессе работы Толстого над романом менялся его замысел?

2. В чём смысл названия «Война и мир»? В каком значении употреблено слово «мир» ("миръ" или "мiръ")? Почему окончательный вариант названия современники Толстого посчитали неудачным?

3. Каково жанровое своеобразие «Войны и мира»? Что означает жанровое определение «роман-эпопея»?

4. Каковы особенности композиции романа? Чем определяется развитие сюжетных линий романа?

5. Назовите основные художественные приёмы, используемые автором в романе. Какую роль играют внутренние монологи, сны, авторские философско-исторические отступления?

II. Изображение дворянского общества в первом томе. «Мысль семейная»

7. Почему роман начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер? Кто и почему появляется в салоне первым? О чём говорят в салоне? Кто из гостей Анны Павловны чувствует себя неуютно и почему?

8. Как автор представляет читателю семьи Болконских, Ростовых, Курагиных? Чем похожи и не похожи эти семьи? Каковы основныепринципы воспитания детей в этих семьях? С помощью какихдеталей подчеркивается бездуховность Курагиных?

9. Какими качествами, по мнению Толстого, должны обладать идеальные семьи?

10. Заполните таблицу сравнительных характеристик:

III. Военные эпизоды первого тома. Шенграбен и Аустерлиц

11. В каких значениях выступают в первом томе романа слова «патриотизм» и «мужество»? Что значит в понимании Толстого истинный патриотизм?

12. Почему русская армия вынуждена была отступать?

13. Как ведут себя герои романа (Долохов, Жерков, Тушин) в Шенграбенском сражении? Почему князь Андрей заступается за Тушина? Что говорит Толстой о значении Шенграбенского сражения?

14. Какими предстают перед читателем Кутузов и Наполеон в Аустерлицком сражении? Почему это сражение было проиграно?

15. Как в первом томе выражено отношение любимых и нелюбимых героев Толстого к родине, к народу, к войне, к самим себе?

16. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (10-12 предложений):

а) «Портреты Кутузова и Наполеона в изображении Толстого»

б) «Роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении»

в) «Жизненные ценности Андрея Болконского до и после Аустерлица».

Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

IV. Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по первому и второму томам)

17. Каково первое впечатление, производимое на читателя Пьером Безуховым в сцене вечера у А.П. Шерер? Как в описании внешности, поведения, разговоров раскрывается характер Пьера?

18. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути? Каковы жизненные устремления Пьера?

19. Как на первый духовный кризис Пьера повлияли получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым?

20. Каким образом Пьер стремится преодолеть духовный кризис? Почему он сближается с масонами? Насколько удачной оказывается его попытка облегчить участь крестьян в своих имениях?

21. Почему Пьер не удовлетворён деятельностью масонов? Что приводит его ко второму духовному кризису?

22. Что позволило Безухову выйти из второго кризиса?

23. В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?

Наташа Ростова на балу в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

V. Образ Наташи Ростовой (по первому и второму томам)

24. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?

25. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими?

26. Какой мы видим Наташу в майскую ночь в Отрадном? Что привлекло в Наташе князя Андрея?

27. В чём секрет успеха Наташи на первом балу?

28. Насколько серьёзным было чувство Наташи к Андрею?

29. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких чертах её характера говорит это увлечение?

30. Как и почему именно так отреагировали близкие Наташи на ее попытку бежать с Анатолем? Как история с Анатолем повлияла на духовный кризис Наташи?

31. Что привлекает, а что отталкивает в героине? Почему?

Михаил Илларионович Кутузов (Борис Захава) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)

VI. Философия войны в романе «Война и мир» (по первому, второму и третьему томам)

32. Как понимает Л.Н. Толстой роль личности в истории? Что означает определение: история - бессознательная, «роевая» жизнь человека, исполняющего предписанные ему законы? Можно ли сказать, что автору близок исторический фатализм?

33. В чём причины начала войн по Толстому? Согласны ли вы с мнением писателя?

34. В чём разница между войной справедливой и несправедливой? Всегда ли можно разыгрывать эти два типа войны?

35. С помощью каких художественных средств раскрываются образы Кутузова и Наполеона? В чем, по мнению Толстого, полководческий гений Кутузова?

36. В какой сцене, по вашему мнению, особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона? Как Толстой развенчивает идею Наполеона?

37. Что означают слова Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?

38. Как Толстой доказывает мысль о том, что народ - истинная движущая сила истории? В чем различие народа и «толпы»?

39. Как в романе сопоставлены война 1805 и 1812 гг.?

40. Можно ли утверждать, что Бородинское сражение - композиционный центр романа? Почему автор подробно описывает подготовку к сражению и сам бой? Какова роль Кутузова и Наполеона в ходе Бородинской битвы? Как ведет себя Пьер во время сражения?

41. Что говорит Толстой о значении Бородинской битвы в истории России и в жизни героев романа?

42. Как описан в романе военный совет в Филях? Чем совет в Филях отличается от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?

VII. Духовные искания Пьера Безухова (по третьему и четвертому томам)

43. Почему Бородинское сражение дано именно в восприятии Пьера? Как раскрывается характер Пьера в ходе сражения? Какую роль оно сыграло в жизни героя?

44. Почему поступки Пьера в осаждённой Москве изображаются в нелепом и смешном виде? Каким образом Пьер переходит из мира фантазий к реальной жизни?

45. Как Пьер оказался в плену? Почему писателю важно было провести героя через испытание пленом?

46. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира»?

47. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? В чём Каратаев видит смысл жизни? Какие афоризмы раскрывают его мировоззрение?

48. Что принимает и не принимает Пьер в Каратаеве?

50. Какие изменения в мировоззрении Пьера произошли после встречи с Каратаевым? почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?

51. Заполните таблицу:

Андрей Болконский (актёр Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука)

VIII. Этапы духовных исканий Андрея Болконского (по всему тексту романа)

52. Можно ли утверждать, что Андрей прошел путь от Наполеона к Кутузову? В чём это выражается?

53. Какую роль сыграло небо Аустерлица в жизни Андрея? Почему он разочаровался в Наполеоне, в личной славе?

54. В чём смысл богучаровского спора Андрея и Пьера? На чьей стороне автор?

55. Какое значение для Андрея имела встреча с Наташей в Отрадном? Какова роль пейзажа в эпизоде поездки в Отрадное?

56. Какие черты характера разделяют Андрея и Наташу? Почему Толстой считает их счастье невозможным? Почему Андрей не сумел простить Наташу?

57. Какие чувства пробудила в Андрее Отечественная война?

58. О чём говорят Андрей и Пьер накануне Бородинского сражения?

59. Какие чувства борются в душе героя перед смертью?

60. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?

IX. Марья Болконская

61. Что сближает и разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?

62. Что Толстой стремится подчеркнуть во внешности Марьи?

63. В каких поступках проявляются такие качества княжны, как искренность, великодушие, наивность?

64. Что привлекло Николая Ростова в Марье? Нашла ли она свое счастье?

65. Можно ли утверждать, что Марья – любимая героиня Толстого?

X. Любимые герои Толстого в финале романа. Анализ эпилога

66. Какими мы видим Наташу Ростову и Пьера Безухова в конце IV тома? Какие новые стороны жизни они открывают для себя? Почему Наташа и Пьер оказываются вместе лишь в финале романа?

67. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что за это время произошло в России?

68. Как изображена Наташа Ростова в эпилоге? В чём, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины? Согласны ли вы с писателем?

69. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?

Художественная разгадка сущности отечественной войны потребовала от Толстого жанрового эксперимента. Произведение Толстого - не роман в привычном смысле (главным предметом неприятия для русского прозаика был французский роман), здесь возрождается архаическая поэтика эпопеи. И действительно, в 1812 г. на мгновение возродились архаические, родовые, до государственные формы бытия человека, когда не власть присваивает право выступать от лица нации и вершить историю, но каждый человек как часть народа обладает национально-исторической весомостью.

Эпопея - жанр максимально широкого охвата действительности, посвященный переломному событию национальной истории. Главная примета эпопеи - масштабность, необходимое условие жанра - эпическое событие. Эпопея не может быть написана по любому поводу: это должно быть максимально всеохватное событие, затронувшее каждого. Но и этого условия мало: реформы 1860-х гг. были переломным моментом национальной истории, затронули всех, но не были эпическими. Последнее возможно только в том случае, когда произошло всенародное объединение, когда каждый человек действительно стал нести частичку "мысли народной".

Почему это происходит? Чем отечественная война отличается от обычной войны? Героический подъем, всеобщий порыв возникает, когда масштаб вопроса максимально высок: не судьба династии, не интересы какой-то социальной группы, не жизнь и смерть отдельного человека, а выживание самой нации, всего русского мира. И это затрагивает абсолютно каждого, в этой войне проиграть нельзя, в этом случае национальное и личное совпадают. Так простая война становится отечественной, так происходит всенародное объединение - или не происходит, нация исчезает, и некому создавать эпопею.

Масштаб угрозы - жизнь и смерть нации - первичная, наиболее глубокая основа масштабности эпического события. Другие приметы мира эпопеи, реализующие принцип всеохватности, характерный для этого жанра: масштаб пространства и времени, героя, объем произведения.

В "Войне и мире" мы видим панорамное пространство - в противовес точечному, сценическому пространству трагедийного мира, например, у Достоевского. Это кругозор не одного человека, а некоего народного "мы". Здесь представлена полная картина национального пространства: обе столицы (с их различиями), крупный провинциальный город (на примере Смоленска), поместная Россия (тоже в разных вариантах: имение вельможи в отставке, Болконского-старшего, или предводителя дворянства, хлебосольного хозяина Ильи Ростова, или богача-чудака, пытающегося улучшить жизнь своих крестьян, Пьера Безухова), крестьянская Россия, необжитые, дикие уголки страны, которые проходят армия или пленные.

Время толстовского романа-эпопеи охватывает 15 лет национальной истории (с 1805 по 1819 г. в эпилоге - время зарождения тайных обществ будущих декабристов) - сравним с несколькими днями трагедийного мира Достоевского. Эпическая модель времени представлена и в другом, некалендарном отношении. В начале романа некоторые герои (например, Наташа Ростова) сами являются детьми, в конце романа мы видим их детей. Перед нами бесконечное родовое время, которое не исчерпывается границами индивидуальной судьбы.

Еще один штрих к художественной модели времени, не имеющий прямого отношения к эпическому. Толстой предлагает очень характерную эмблему в самом начале первого тома: Пьер Безухов едет с детского дня рождения Наташи Ростовой к умирающему отцу; рождение девятнадцатого столетия оказывается рядом с умирающим восемнадцатым веком (Кирилл Безухов, вельможа екатерининского двора, может восприниматься как олицетворение уходящего века).

Максимально масштабен герой эпопеи - это вся нация. Не случайно в произведении Толстого нет такой привычной составляющей романного мира, как главный герой. В центре "Войны и мира" - несколько ведущих героев, принципиально объемная картина, а рядом с ними - огромный густонаселенный мир. Классическая эпопея предполагает, что ведущие герои вполне исчерпывающе воссоздают картину национальной жизни, но Толстой дополняет это массовыми сценами, народная жизнь предстает действительно как огромная человеческая река.

Сюжетный материал эпопеи - событие, нечто объективное и всеобщее. Материал трагедии - поступок, поле личного выбора и ответственности. Это мы видим даже в названиях романов: "Война и мир" - уровень событий (война, победа в войне - не поступки, а события), "Преступление и наказание" - мир поступка. роман эпопея война трагедийный

Анализируя сюжетно-композиционные особенности эпопеи в трансисторическом контексте (в прямом сравнении "Войны и мира" и "Илиады"), Г. Гачев говорит о специфической "рыхлости" этого жанра. Эпический повествователь никуда не спешит, не выстраивает динамической сюжетной интриги (да это и невозможно применительно к общеизвестному историческому событию - нам заведомо известен его итог), вводится множество побочных линий и сцен - в теории эпоса это породило специальное понятие "ретардация", т.е. замедление действия.

"Рыхлость" эпопеи связана также со специфическим равноправием большого и малого - последнее тоже может надолго привлечь внимание повествователя (как, например, щит Ахилла у Гомера): первый бал Наташи Ростовой оказывается не менее весом, чем переговоры императоров; семейное, бытовое, "мир" так же интересны эпосу, как историческое в узком смысле слова, как "война". Это равноправие большого и малого связано с присущим эпопее особым ощущением полноты бытия, оправданности и осмысленности каждого его элемента. Общий смысл, правда жизни присутствуют столь же полно и в малом. Этот особый тон восприятия мира присущ, пожалуй, только эпопее (в романном мире очень много бессмысленного, пустого, пошлого), это что-то наподобие картин книги Бытия - посмотрел Бог на сотворенный им мир и сказал: это хорошо. Поэтому можно отбирать и комбинировать материал изображения совершенно произвольно - в любом элементе мира вся полнота, в том, что не вошло в эпопею, - та же, правда и тот же смысл. Г. Гачев указывает на еще одну примету эпического сюжета - "двойную мотивировку" действий героя. В "Илиаде" герой поступает и по собственному разумению, и одновременно в тех же самых мыслях, словах, решениях, действиях, выполняет волю богов. В "Войне и мире" так же свобода человека сосуществует с логикой исторической необходимости, волей Провидения.

Действительно, такое совмещение личного и сверхличного - одно из центральных качеств эпопеи. В трагедии личное вступает в неразрешимый конфликт со сверхличным, в эпопее они уживаются органично, не противореча и не исключая друг друга.

Эпопея строится на основе героического состояния мира. Разрабатывая эту категорию (в противопоставлении прозаическому состоянию мира), Гегель указывает на архаический характер героики, она реализуется в таких жанрах, как эпопея и трагедия, тогда как прозаика присуща современности и воплощена в романе и драме. В героическом состоянии мира сверхчеловеческие, существенные ценности явлены только в форме поступков конкретного человека, только в бытии личности, другой формы существования они не имеют. В прозаическом они отчуждаются от человека, существуют в форме безликих структур (например, справедливость реализуется не в действиях героя, а в законе и суде, теряющих живую человеческую соотнесённость). И человек в прозаике перестаёт быть героем в точном смысле слова, значимой величиной, от которой зависит существование ценностей, судьба мира, он становится частным, в пределе - маленьким.

1812 г. - время возрождения архаической родовой героики, Родина здесь - конкретные люди, только в них и в их действиях она существует, национальный интерес полностью совпадает с личным; защищая Родину, герои защищают сами себя, и наоборот. В прозаическом мире от лица нации выступает власть. Сущность прозаического можно проиллюстрировать на примере войны 1805-1807 гг. Во имя чего ведётся эта война? Россия защищает свой национальный интерес в Европе, но это интерес безликой государственности, а не конкретного солдата. Последний участвует в войне не по своей воле, как человек, не влияющий на историю, не выступающий от лица нации, не распоряжающийся даже своей судьбой (не случайно, по мнению исследователей, при изображении войны 1805-1807 гг. армия показана как нечто механистическое и обезличенное). Основной характер современного мира - прозаический (и войны, как правило, именно такие - как, скажем, Крымская война). Вновь мы должны говорить о специфическом историческом чуде, которое являет Отечественная война.

«Что такое «Война и мир», - писал Толстой в статье по поводу своей книги. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Современное литературоведение отмечает, что «Война и мир», - произведение крупной эпической формы. Это роман-эпопея, для которого характерны широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой его - русский народ, и основная идея романа - в непобедимой силе народа. В «Войне и мире» отражена жизнь 20-х годов XIX века не только России, но и Западной Европы. Действие происходит в Петербурге, Москве, Смоленске, в русской деревне; в Австрии, Пруссии, Польше, на Балканах, в немецкой деревне. Исторически конкретное изображение европейских войн, столкновение армий и поэтичные картины природы, сцены из жизни помещичьих усадеб и великосветских салонов, недовольство крепостных крестьян своим положением; патриотизм народа в борьбе с чужеземными захватчиками - все это образует в произведении широкий фон эпохи.

Исторической основой романа являются события, связанные с борьбой России против наполеоновской Франции. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией и на ее территории; во 2-м - 1806-1807 годы, когда русские войска находились в Пруссии; 3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году. Основу романа составляют исторические военные события. Правдиво и точно описанные сражения: Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское - являются в произведении важнейшими моментами, решавшими как судьбу русского государства в целом, так и личные судьбы лучших людей того времени, видевших цель своей жизни прежде всего в том, чтобы быть полезными отечеству. Любимые Толстым герои романа: Болконские, Ростовы, Пьер Безухов - патриоты, они постоянно ощущают связь с родиной и доказывают это не словами, а непосредственным участием в самых трудных военных делах.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач в 1805 -1807 годах; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны, раскрыто великое значение русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 года в романе решались актуальные вопросы 60-х годов XIX века. После поражения в Крымской войне обществу 60-х годов стало ясно, что дворянско- крепостнический строй изжил себя. В новых условиях жизни переосмысливалась роль дворянства в государстве. Остро ставился вопрос о положении крестьянства. Поднимались вопросы о причинах декабристского движения, о личности истинного гражданина родины. Несмотря на то что в романе «Война и мир» эти вопросы решались на историческом материале эпохи войн России с Францией, они отвечали настроениям и запросам современников писателя, переживавших последствия Крымской войны.

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.



Похожие статьи
 
Категории