Что считал деловой человек маленьком принце. Сад души человеческой

19.06.2019

«Четвёртая планета принадлежала деловому человеку» (глава XIII), а в «птолемеевском ряду» «принадлежит» Венере.

Венера!

И как бы Экзюпери по ходу повествования не пытался явить образ меркурианца (Дева) или сатурнианца (Козерог), венерианские наклонности обитателя 4 планеты Маленького принца к окончанию главы XIII очевидны.

Хотя сначала образ делового человека прорисовывается великолепно, пусть и ненадолго:

«Он был так занят , что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

- Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша сигарета погасла » (глава XIII).

Деловой человек?

Однако уже следующий пассаж заставляет задуматься, насколько персонаж 4 планеты Маленького принца является «деловым» :

«- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два. Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть.

Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один » (глава XIII).

Клерк «офисного планктона»

Так образ реального, истинного делового человека, соотносимого в классической астрологии с Козерогом и Сатурном, в одночасье нивелируется до мелкого клерка, «офисного планктона», который «любит точность» по Деве и Меркурию.

Истинный деловой человек «точность не любит» и «мараться копейками», то есть единицами в своих счислениях не станет: он мыслит глобально, миллионами и тысячами.

Маленький принц с вопросом «пятьсот миллионов чего?», округляя услышанные величины, смотрится более «деловым», нежели персонаж-абориген 4 планеты Маленького принца.

Зодиакальная Дева с её способностью «не видеть леса за деревьями» в погоне за единичными величинами соотносится с ним много больше.

Клерк ли?

Но и эта версия «живёт» недолго. Аккурат до следующего диалога:

«- Что же ты делаешь со всеми этими звездами?..

… - Ничего не делаю. Я ими владею.

- Владеешь звездами?

- Да.

- Но я уже видел короля, который...

- Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то же.

- А для чего тебе владеть звездами?

- Чтобы быть богатым.

- А для чего быть богатым?

- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет» (глава XIII).

Неужели банкир?

И далее:

«-… но я могу положить их в банк.

- Как это?

- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

- И все?

- Этого довольно» (глава XIII).

Обычный хапуга…

Иными словами, обитатель 4 планеты Маленького принца даже не бухгалтер, не аналитик. Так, рядовой стяжатель и хапуга, возомнивший себя докой в банковском деле…

А когда астролог слышит взаимосвязанный ряд словосочетаний «владею», «быть богатым», «покупать», «банк», «кладу в ящик» и «запираю на ключ» никакой иной образ, кроме зодиакального Тельца и управляющей им Венеры, перед ним не возникнет.

Поэтому Венера, как четвёртая планета «птолемеевского ряда», идеально соотносится с «деловым человеком», героем 4 планеты Маленького принца .


Оценка Венеры

Завершая, рассмотрим таблицу её достоинств / слабостей:


Забегая вперед, отметим, что Венера - владыка гороскопа: планет с бОльшим статусом по достоинствам в карте нет.

К слову, её расположение в Тельце, как и Меркурия в Овне, в знаках немножественной природы опять же указывает на пьяницу и делягу как единственных обитателей населяемых планет.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, – под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери

Цель урока : рассмотреть экологические и нравственные проблемы, затронутые в сказке

Задачи урока :

– выявить философский смысл сказки;
– разобрать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;
– на основе краеведческого материала выявить общие и локальные (для нашего поселка) экологические проблемы;
– предложить пути решения выявленных проблем.

Оборудование : глобус, модели-аппликации планет, памятка для жителей поселка, цитаты, стрелки с указанием проблем.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Маленький принц» – сказка не такая простая, как кажется. Внимательно прочитав ее, можно извлечь для себя много полезного.
На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека часто наносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью и не сможет существовать вне природы.
Вернемся к сказке «Маленький принц». Ее автор сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Как вы понимаете эти слова? Попробуйте ответить на следующие вопросы.

– Как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задумываться, анализировать? (Философское .)
– О чем эта сказка?
– О чем размышляет автор?
– О чем задумались вы, прочитав сказку?

Учитель биологии. В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам в поисках друга. Давайте вспомним, на каких планетах он побывал, с кем познакомился, что увидел?

(Учащиеся, используя макеты, делают сообщения о планетах, описанных в сказке, высказывают предположения, о том, как бы выглядела планета, если бы на ней хозяйничал живущий там человек.)

Планета Короля. Каждый житель – подданный короля, все делается только по приказу короля.

Планета Честолюбца. Честолюбец – эгоист, восхищается только собой. Планета ухожена только там, где он живет, а что делается в других местах – его не интересует.

Планета Пьяницы. Пьяница – слабый человек, не может освободиться от пагубного пристрастия. Грязная, неухоженная планета.

Планета Делового Человека. Этот человек мечтает иметь в собственности всю Вселенную, а планета у него заросшая, дикая.

Планета Фонарщика. Фонарщик работает, не покладая рук, освещает путь другим людям, думает не только о себе. Чистая, светлая планета.

Планета Географа. Географ нигде не был, если что-то знает, то только понаслышке. По бумагам – хорошая планета, а на самом деле – запущенная.

Учитель литературы. Ответьте на следующие вопросы (Работа с текстом, рассказ детей о планете, макет планеты прикрепляется к доске. )

– С какой планеты прилетел Маленький принц?
– Зачем он чистил вулканы?
– Почему он не любил баобабы?
– Когда была написана сказка? (1942–1943 г.)
– Что происходило в мире?
– Что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для Маленького принца? (Фашизм, агрессия, оружие. )

Учитель биологии (держит глобус ).

Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит.

(Прикрепляет к доске макет Земли и иллюстрации.)

Учитель литературы. Что увидел Маленький принц, когда попал на Землю? (Пустыню, скалы, розы, леса. ) Почему он заплакал, упав в траву?

Учитель биологии. Давайте представим, что Маленький принц прилетел на Землю сегодня. Что бы он увидел на Земле? Какие «баобабы» сегодня угрожают нашей Земле?

Ученики по материалам газет и других источников информации называют проблемы. Учитель прикрепляет к модели планеты Земля стрелки с перечисленными проблемами.

    Изменение климата Земли в результате усиления парникового эффекта.

    Уменьшение озонового слоя, образование озоновых дыр.

    Загрязнение атмосферы, кислотные осадки.

    Загрязнение Океана, захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него нефтепродуктов, разрыв нормальных экологических связей между Океаном и сушей в связи со строительством плотин на реках.

    Истощение и загрязнение пресных вод Земли; нарушение баланса между поверхностными и подземными водами.

    Радиоактивное загрязнение, связанное с эксплуатацией атомных устройств, испытаниями ядерного оружия и др.

    Накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов.

    Опустынивание территорий.

    Сокращение площади лесов, ведущее к дисбалансу состава атмосферы.

    Исчезновение видов организмов.

    Ухудшение качества и сокращение площадей с/х угодий.

    Перенаселение Земли и относительное демографическое переутомление в отдельных районах.

Учитель литературы.

У всех людей – одна планета,
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету над
Для тех, кто будет после нас,
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.

Учитель биологии.

Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на земле.
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо

Учитель литературы. Почему Маленький принц возвращается на свою планету? В чем мудрость сказки?
После знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он – в ответе за них.
Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу: каждый в ответе не только за свою судьбу.
– Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал?

Учитель биологии. Живя на нашей земле, в нашем поселке Тюльган, мы в ответе за то, что нас окружает. Давайте посмотрим, какие проблемы вы выявили в нашем поселке.

Перечисляемые учащимися проблемы записываются на доске:

– мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны;
– мусорные свалки около домов;
– мусор в подъездах;
– бездомные животные (кошки, собаки);
– загрязнение водоемов мусором.

Напротив каждой проблемы – записываются предлагаемые пути ее решения.

Учитель биологии.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу –
Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради…

М.Дудин

(Дети читают собственные стихотворения о том, как сберечь Землю.)

Учитель литературы. «Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил», – печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такой простой и полезный совет.
Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай эту красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Учитель биологии оценивает работу учащихся.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «На какой планете я хотел бы жить?»

…Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так
занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
- Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша папироса
погасла.
- Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да
три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два.
Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть.
Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот
один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.
- Пятьсот миллионов чего?
- А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов... Уж не знаю, чего... У
меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да
пять - семь...
- Пятьсот миллионов чего? - повторил Маленький принц: спросив о
чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.
- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время
мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад,
ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда
сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому
назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне
разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак,
стало быть, пятьсот миллионов...
- Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.
- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в
воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие маленькие, блестящие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит
на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?
- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот
тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
- Владеешь звездами?
- Да.
- Но я уже видел короля, который...
- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое
дело.
- А для чего тебе владеть звездами?
- Чтоб быть богатым.
- А для чего быть богатым?
- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
"Он рассуждает почти как пьяница", - подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
- А как можно владеть звездами?
- Звезды чьи? - ворчливо спросил делец.
- Не знаю. Ничьи.
- Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
- И этого довольно?
- Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, -
значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он
твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь
на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто
не догадался ими завладеть.
- Вот это верно, - сказал Маленький принц. - И что же ты с ними
делаешь?
- Распоряжаюсь ими, - ответил делец. - Считаю их и пересчитываю.
Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
- Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи
и унести с собой, - сказал он. - Если у меня есть цветок, я могу его
сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
- Нет, но я могу положить их в банк.
- Как это?
- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту
бумажку в ящик и запираю его на ключ.
- И все?
- Этого довольно.
"Забавно! - подумал Маленький принц. - И даже поэтично. Но не
так уж это серьезно".
Что серьезно, а что не серьезно, - это Маленький принц понимал
по-своему, совсем не так, как взрослые.
- У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У
меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и
потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему
цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой
пользы...
Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить,
и Маленький принц отправился дальше.
"Нет, взрослые и правда поразительный народ", - простодушно
говорил он себе, продолжая путь.

На второй планете жил честолюбец.

О, вот и почитатель явился! - воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

Добрый день, - сказал Маленький принц. - Какая у вас забавная шляпа.

Это чтобы раскланиваться, - объяснил честолюбец. - Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

Вот как? - промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

Похлопай-ка в ладоши, - сказал ему честолюбец.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.

«Здесь веселее, чем у старого короля», - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.

А что надо сделать, чтобы шляпа упала? - спросил он.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? - спросил он Маленького принца.

Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но что тебе от этого за радость?

И он сбежал от честолюбца.

«Право же, взрослые - очень странные люди», - простодушно подумал он, пускаясь в путь.

На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.

Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.

Пью, - мрачно ответил пьяница.

Чтобы забыть.

О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.

Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», - думал он, продолжая путь.

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - Ваша папироса погасла.

Три да два - пять. Пять да семь - двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два. Двадцать два да шесть - двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять - тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

Пятьсот миллионов чего?

А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов… Уж не знаю, чего… У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да пять - семь…

Пятьсот миллионов чего? - повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.

Деловой человек поднял голову.

Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный.



Похожие статьи
 
Категории