Что связывает суркова и серебренникова. Серая тень сурка

03.03.2020
Одновременно с обысками, прошедшими вчера в здании «Гоголь-центра» и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова, в деле появились и первые задержанные. Юрию Итину, который ныне возглавляет Театр им. Федора Волкова в Ярославле и бывшему главбуху автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нине Масляевой предъявлены обвинения в хищениях средств Министерства культуры , выделенных в 2011-2014 годах (то есть при министрах Александре Авдееве и Владимире Мединском ) на популяризацию современного искусства. Озвученная силовиками сумма хищений за день выросла почти в 150 раз: если утром называлась цифра в 1,2 млн рублей, то уже к середине дня она выросла до 200 млн рублей. Сам Серебренников был допрошен по делу, как свидетель.

Обыски в «Гоголь-центре» на улице Казакова и в квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова начались одновременно около десяти часов утра. К театру подъехал тонированный микроавтобус, в котором находились около десятка сотрудников ФСБ и представители СКР. Один из чекистов остался на входе, впуская сотрудников центра на свои рабочие места, а вот обратно уже выйти никто не мог. Остальные сотрудники правоохранительных органов разошлись по зданию и начали обыск. Финансовую документацию и электронные носители информации они складывали в одну большую коробку, которую им предоставил кто-то из служащих «Гоголь-центра». Самих сотрудников и актеров, которые должны были быть задействованы в вечерней постановке «Мертвых душ», по словам пиар-директора театра Ники Груздевой, собрали в большом зале, предварительно отобрав у всех мобильные телефоны.

Режиссера и сценариста Кирилла Серебренникова сотрудники СКР и ФСБ застали дома на Пречистенке, когда он собирался выезжать на работу. Оперативно-следственные мероприятия в его квартире продолжались примерно пять часов. По некоторым данным, у господина Серебренникова также были изъяты документация и электронные носители информации. После обыска хозяина квартиры повезли на допрос в здание СКР.

Отметим, что помимо него обыски были проведены еще примерно по десятку адресов, в том числе у бывшего руководителя департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры Софьи Апфельбаум , которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра. Ее, как и господина Серебренникова, после обыска отвезли на допрос.

В постановлении о производстве обыска в «Гоголь-центре» говорилось, что поводом для мероприятия является уголовное дело, возбужденное ГСУ СКР по Москве 19 мая 2015 года о «мошенничестве в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Как следует из материалов дела, 1 февраля 2014 года директор департамента Минкульта Апфельбаум и худрук АНО «Седьмая студия» Серебренников заключили договор, в соответствии с которым организация получила в 2014 году субсидию в размере 66,5 млн рублей «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”», утвержденного постановлением правительства РФ в 2011 году. На эти деньги студия должна была осуществить постановку экспериментальных спектаклей, создать музыкальные произведения и концертные программы на площадке «Винзавода». Однако являвшийся тогда гендиректором АНО Юрий Итин заключил, по версии следствия, два фиктивных договора в 2014 году с гендиректором ООО «Инфостиль» Сергеем Овчинниковым на пошив артистических костюмов для концертов некоего медиафестиваля и техническое обеспечение этого же мероприятия. По версии следствия, в рамках договора ООО получило 1,286 млн рублей, которые были похищены. Медиафестиваль же, считает ГСУ СКР, вообще не проводился.

Однако, когда обыски были в самом разгаре, официальный представитель ГСУ СКР Юлия Иванова сообщила, что в уголовном деле речь уже идет о хищениях «неустановленными лица» из числа руководителей АНО «Седьмая студия» в 2011-2014 годах около 200 млн рублей, выделенных из бюджета. Подписывала договоры от Минкульта все та же госпожа Апфельбаум. По версии следствия, получаемые из бюджета деньги участники группы выводили на счета подконтрольной им фирмы, а затем обналичивали.

Согласно данным Kartoteka.ru, АНО «Седьмая студия» зарегистрирована в 2011 году. Генеральным директором является Анна Шалашова, единственным участником по ЕГРЮЛ — Кирилл Серебренников. Известно минимум о четырех госконтрактах «Седьмой студии» — один в 2011 году и три в 2013-м.

В 2011 году «Седьмая студия» провела «мероприятия инновационного проекта “Платформа”», получив от Минкульта 10 млн рублей. Согласно правительственному постановлению, опубликованному на сайте Минкульта, творческий проект «Платформа» «был предложен к реализации группой деятелей искусства на встрече с президентом РФ». Как говорится в описании, «концепция проекта “Платформа” предполагает осуществление комплекса акций на стыке четырех направлений современного искусства — театра, музыки, танца и визуального искусства (медиа-арт), а также формирование постоянно действующей площадки для молодых творческих деятелей, просветительские проекты в области современного искусства». Именно для этих целей и была создана «Седьмая студия». Проект «Платформа» должен был получать субсидии из федерального бюджета в 2012-2014 годах — по 70 млн рублей ежегодно.

В 2013 году «Студия» выполнила проект «Night of Unexpected» в рамках года России—Голландии за 2 млн рублей, заказчиком выступил Минкульт РФ. В том же году студия оказала «услуги по организации развлекательных театральных постановок, выступлений вокально-инструментальных ансамблей, джазовых групп и оркестров» для Московского музея современного искусства. Стоимость контракта — 140 тыс рублей. Также в 2013 году АНО за 190 тыс. рублей поставила «декорации объемные», заказчиком выступил Московский театр имени Гоголя .

Директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта Андрей Малышев подтвердил, что в соответствии с постановлением правительства РФ №1191 с 2011 по 2014 год ведомство выделило «Седьмой студии» 216,5 млн рублей. Таким образом получается, что АНО использовала по назначению за три года чуть более 16 млн рублей

После обыска Кирилл Серебренников, явно шокированный происшедшим, был доставлен на допрос в ГСУ СКР. По данным источников “Ъ” , защитники предложили свидетелю Серебренникову воздержаться от дачи развернутых показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции. Однако известный режиссер решил ответить на вопросы следствия, поэтому его допрос затянулся до позднего вечера. Госпожа Апфельбаум, сохранившая статус свидетеля, покинула здание ГСУ СКР гораздо раньше него.

Ранее сообщалось о серьезных финансовых проблемах у «Гоголь-центра». В марте 2015 года, когда был отправлен в отставку директор центра Алексей Малобродский , руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский говорил о долгах театра на 80 млн рублей. Весной 2015 года запросы о проверке театра, устраивающего «дорогостоящие провокационные постановки», направляли в прокуратуру депутаты Госдумы Евгений Федоров, Михаил Дегтярев и Алексей Казаков. Контрольно-счетная палата Москвы в ответе Дегтяреву писала, что в конце 2014 года по итогам проверки были сделаны «выводы о нарушении театром финансовой дисциплины, запущенности бухгалтерского учета, неоправданном завышении затрат на выпуск новых постановок». А прокуратура Москвы сообщила, что выявила в 2013-2014 годах неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 7,3 млн рублей.

Стоит напомнить, что Кирилл Серебренников известен как бизнесмен от театра и человек, близкий к Владиславу Суркову, превративший субсидии на культуру в источник быстрого и легкого обогащения с небольшим богемным налетом. Как ранее сообщало ИА "Руспрес", он является учредителем культурного фонда "Территория" совместно с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Андреем Ураевым. В свою очередь, бывший постановщик трюков Андрей Ураев - старый деловой партнер Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу и тоже старый знакомый Владислава Суркова. Через этих людей на протяжении нескольких лет осуществляется непрозрачное распределение государственных средств и спонсорской помощи российским театрам окончательный размер которых до конца даже не установлен. Сколько нашим героем потрачено на постановку у Табакова китча под названием "Околоноля" по одноименному сурковскому произведению, тоже установить не представляется возможным. Иногда, правда, случается и так, что покровители попадают в опалу, и тогда вопрос о расходовании средств на культуру стает в полный рост. Так, когда позиции "крышевавшего" Суркова ослабли, Кириллу Серебренникову приходится держать ответ за проекты, средства на которые разворовали в "жирные" годы.

https://www.сайт/2017-05-24/oleg_kashin_o_nepriyatnostyah_kirilla_serebrennikova

Если долго вглядываться во власть

Олег Кашин о неприятностях Кирилла Серебренникова

Максим Блинов/РИА Новости

Мы познакомились семь лет назад и сразу же поссорились; прошлой весной в общей компании оказались за одним столом и старались друг друга не замечать, было неприятно.

Чего поссорились: семь лет назад я брал у него интервью , и ему хотелось рассказать мне про какую-то сложную и интересную постановку к 9 Мая, а меня и эта постановка интересовала только с той точки зрения, что государству нужен патриотизм и «спасибо деду за победу», и он это «спасибо» за соответствующие деньги обеспечивает, но вообще мне гораздо интереснее было про инсценировку «Околоноля» — уже было известно, кто считается автором этой повести, Серебренников вызвался ее ставить, и мне было приятно, спрашивая его об этом, добиваться ответов в том духе, что не имеет значения, кто автор, просто это очень глубокая и точная повесть, лучше, чем у других, отразившая дух времени, и само название «Околоноля» — какое оно многогранное и талантливое, ведь в слове «околоноля» можно услышать и «околожизни», и «околосмерти», и даже (почему-то) «околожопы» — вот он мне что-то такое говорил. И выглядело это с поправкой на понятную разницу между эпохами, как если бы Юрий Соломин давал интервью о том, как ему приятно было играть Брежнева в спектакле «Малая земля» в Малом театре — все более чем очевидно, но приходится валять дурака, и несколько минут позора, видимо, компенсируются всеми остальными бонусами, связанными с этой постановкой. О Серебренникове я знал, что он дружен с Владиславом Сурковым и что эта дружба к тому времени была материализована в дорогостоящем пермском фестивале «Территория», за который платил таинственный фонд, возглавляемый сурковским то ли одноклассником, то ли другом детства, который, как мне говорили, на самом деле и есть тот таинственный автор модной повести, про которую все думали, что ее написал Сурков и поэтому ее хвалили.

Интервью снимали на видео, и Серебренников приходил на эту съемку ко мне в редакцию. Камера выключилась, мы встали, я пошел его провожать до дверей, простились, как мне показалось, довольно тепло, пожали руки, но как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел написать?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду. Я понимал, на что он обижен, но меня это совсем не расстроило — ну в самом деле, мужик, если ты выбрал роль придворного панка, будь готов к тому, что тебя о ней будут спрашивать, и никто не обещал, что будет легко. Разумеется, я озаглавил интервью самым очевидным «Околокремля», и Кирилл Серебренников занял в моей памяти ту полочку, на которой сидят заслуженно (конечно, бывают и незаслуженно, но тут не тот случай) обиженные мною люди. Я, конечно, следил за его дальнейшей судьбой, и ничего в ней не показалось мне поводом думать о нем как-то иначе: да, ушел Сурков, но пришел Капков, и роли остались прежними, но говорить о них что-то сверх уже сказанного — да зачем?

И сейчас, когда в «Гоголь-центре» весь день хозяйничали силовики и оперативники ФСБ увозили Серебренникова на допрос, и есть уже двое задержанных по этому делу, и была обеспокоенная публика и актеры перед театром, и Чулпан Хаматова, читающая соответствующую речь, — по всей логике я сейчас должен злорадствовать, потому что ну да, если на протяжении многих лет играть с властью в ее игры, то рано или поздно власть изменит правила, и обаятельный автор «Околоноля» превратится вдруг в безжалостного следователя, который положит перед тобой бланк чистосердечного признания и спросит: «Ну что, надумали?»

Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ

Это злорадство — да, оно кажется естественным, но у него тоже есть своя драматургия. Радуясь неприятностям того, кто тебе неприятен, ты как-то сам собой неизбежно становишься на сторону этого следователя, тех оперов, которые сажали режиссера в свою машину и увезли на допрос, тех росгвардейцев (это же были росгвардейцы?), которые, заперев труппу в театральном зале, сами того не желая, разыграли отвратительную сценку из осени 2002 года — у людей в камуфляже всегда гораздо больше общего между собой, чем они сами об этом думают. И столько же общего у меня с Серебренниковым; разумеется, мне он в любом случае роднее, ближе и понятнее, чем те мужчины и женщины в погонах, которые в этот вторник пришли в театр, и если какие-то рациональные, политические или личные соображения подталкивают меня к тому, чтобы порадоваться неприятностям Серебренникова — они ведь подталкивают меня прежде всего в объятия того опера, который ногой выбивает дверь кабинета, а потом говорит, что вошел в историю театра. А я не хочу в его объятия, поэтому оставим злорадство тем милым людям, которые по какой-то причине относят себя к числу носителей абсолютной моральной правоты — таких людей у нас много, они всегда выступают по таким поводам, и, по-хорошему, из них получились бы отличные чекисты, если бы место чекистов не было занято теми парнями, которые конвоировали Серебренникова.

Серебренников — это форма жизни, которая может не нравиться, может возмущать, может отталкивать. А росгвардейцы, чекисты, следователи — это что-то другое, не форма жизни, а часть вполне бесчеловечной машины, все разрушительные и отравляющие свойства которой общеизвестны и отвратительны. Всякий попавший под эту машину заслуживает безоговорочного сочувствия, даже если он сам имел в виду все риски, когда начинал с ней взаимодействовать. А если не думал о рисках — то тем более.

Много лет Кирилл Серебренников вглядывался во власть и в ее людей, а в какой-то момент, как и положено, власть начала вглядываться в него. Нехорошо так говорить, но я надеюсь, что пережитые им в этот день унижение и страх окажутся сильнее всех возможных оправданий в том духе, что власть неоднородна, и что в ней кроме этих оперов есть и симпатичные интеллигентные люди, с которыми можно иметь дело, добиваясь от них поддержки и помощи. Я надеюсь, что итогом этого неприятного дня для него станет такое безусловное и весомое «Будьте вы прокляты», которое он затаит в себе и рано или поздно обрушит на голову этого государства, уже не разглядывая и не разбираясь, кто там в этой вертикали хороший, а кто плохой. И если во власти обнаружится какой-нибудь очередной театрал, который покажет ему рукопись очередного «Околоноля», Серебренников тихо, но твердо скажет ему: «Иди ты на***». И в идеале такая модель поведения станет эталонной для всей российской творческой интеллигенции — никогда не поздно понять, что другого разговора это государство просто не заслуживает.

Еще до вчерашнего дня в жизни модного режиссера все было безоблачно. По нашим сведениям, он в воскресенье вернулся из Берлина, а уже в понедельник был в «Геликон-опере», где репетировал первый акт новой оперной постановки «Чаадский» - премьера назначена на 1 июня. До этого он снимал кино, вроде бы в Руанде. И вот как будто поезд, мчащийся на большой скорости, резко остановлен. Всю первую половину дня в квартире на Пречистенке, в самом «Гоголь-центре», на «Винзаводе», у бывшего директора департамента господдержки искусства Минкульта, а ныне директора РАМТ Софьи Апфельбаум шли обыски. Изучали содержимое компьютеров, флешек, деловую документацию, бухгалтерию. В три часа дня Серебренникова повезли в Следственный комитет. Он выглядел удрученным, признался, что не понимает, что происходит.

Журналисты строят версии: что могло произойти, откуда ветер дует. В «Гоголь-центре» всех попросили выключить мобильные телефоны - поэтому никто не выходит на связь. Социальные сети еще больше всех запутывают.

Нити ведут к «Седьмой студии», которой с 2012 года руководил Кирилл Серебренников. И тут вопрос уже к Министерству культуры РФ - именно это ведомство (в тот период его возглавлял Александр Авдеев) три года подряд выделяло довольно серьезные суммы на эту студию, олицетворявшую собой современное искусство. «Седьмая студия» действительно арендовала на «Винзаводе» так называемый «цех белого» под проект «Платформа», экспериментировала там с разными видами современного искусства, выпускала постановки - успешные и не очень. Правда, зарегистрирована новая театральная организация была почему-то на адрес Кирилла Серебренникова на Пречистенке, и теперь становится понятно, почему именно там был проведен обыск.

После того как «Студия» прекратила работу по причине отсутствия госфинансирования, периодически стали всплывать слухи, что будто театральную организацию проверяют финансовые органы. Как будто были подозрения в обналичивании государственных денег, выделяемых «Студии». И похоже, что именно это и стало основной причиной внезапных обысков у режиссера Серебренникова.

Уже сейчас в социальных сетях Кирилла Серебренникова называют жертвой режима, что дело сфальсифицировано будто из-за его политической позиции, которую он не раз публично высказывал. На самом деле ничего радикального - вполне привычная либеральная риторика относительно правящего режима. А вот с ним, кстати сказать, у Серебренникова были свои отношения. Всем известно, что с одобрения Вячеслава Суркова, работавшего в Администрации Президента, режиссер получал поддержку своих проектов и благодаря ему же встал во главе «Гоголь-центра».

Претензии департамента

Ровно два года назад, в апреле 2015‑го, «Гоголь-центр» уже оказывался в центре финансового скандала, вплоть до того что глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский официально объявлял о задолженности театра перед разными организациями ни много ни мало в 80 миллионов рублей. И это притом что «Гоголь-центр» щедро финансировался властями (начиная с Капкова), поскольку относительно новой (вместо Театра им. Гоголя) культурной институции был дан полный карт-бланш и выделена немалая субсидия. Что, впрочем, вызывало недоумение иных театральных директоров, намекающих, что лучше бы «утром - шедевры, вечером - деньги», а не так, что сначала деньги, и большие деньги, а потом... банкротство. Стоял вопрос даже о закрытии «Гоголь-центра», но в 2015 году Кирилл Серебренников из своих личных средств, а также из денег, собранных коллегами, полностью рассчитался по долгам. И в настоящий момент у Департамента культуры к «Гоголь-центру» вопросов вроде как нет.


В приватных разговорах директора с содроганием говорили о расстрельном директорском месте в «Гоголь-центре», на которое по собственной воле никогда бы не согласились: только в 2015‑м из театра «ушли» Алексея Малобродского (главное отчетное лицо), через четыре месяца уходит и следующая директриса - Анастасия Голуб, трезво оценившая размеры бедствия... После чего Кирилла Серебренникова назначают и.о. директора.

Уже тогда было очевидно, что администрирование в театре явно не на высоте, и нужно было очень постараться, чтобы - при всем кредите доверия властей - довести дело до долговой ямы. Очень жаль, что проколы в финансовой деятельности так и продолжают шлейфом тянуться за Серебренниковым, что ему на пользу, естественно, не идет.

Претензии министерства

Итак, на сегодняшний день в шуме по поводу Кирилла Серебренникова внятного мало, но то и дело всплывают разные суммы: от 200 миллионов рублей до 1 млн 286 тыс. рублей. В частности, последняя цифра обозначает якобы деньги, выделенные на костюмы для экспериментальных спектаклей. Много это или мало? Для практиков это вообще не вопрос. На него они отвечают сразу несколькими: 1 миллион 286 тысяч отпущено на один костюм или нужно «одеть» весь спектакль? Ведь, например, одеяние английской королевы в одной постановке стоит 1,5 миллиона! Костюмы из каких тканей? Нужно ли их «старить», фактурить?

Мы связались с известным театральным художником Викторией Севрюковой. На вопрос «много это или мало» отвечает: «Это ничто».

Каждый спектакль нужно рассматривать по-разному. Например, просто майка - одна цена, а обработанная, «продуманная» - другая. Если у кого-то возникают подозрения, то надо садиться и составлять альтернативную смету, все просчитать. То есть разговаривать надо только со сметой в руках.


Напомним, что «Седьмая студия» была основана Кириллом Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХТ. Еще при жизни Константина Сергеевича Станиславского, основателя Московского художественного театра, уже работали шесть студий, возникавшие в разное время. Поэтому вполне естественно, что Серебренников удачно назвал свою седьмой.

За несколько лет «Студия» и ее проект «Платформа» работали в разных направлениях: театральное, изобразительное и современная музыка, - у каждого были свои кураторы. Наиболее заметные среди постановок считаются «Отморозки» (2011) по мотивам романа «Санькя» Захара Прилепина; «Метаморфозы» (2012) по мотивам мифов Овидия (режиссеры Давид Бобе, Кирилл Серебренников), с 2013 года спектакль вошел в репертуар «Гоголь-центра»; «Сон в летнюю ночь» (2012) по Шекспиру (режиссер Кирилл Серебренников), с 2013 года - в репертуаре «Гоголь-центра».

Поскольку площадка считалась экспериментальной, то рассчитывать на коммерческий успех постановок не приходилось, да никто и не собирался. Были удачные постановки, были проходные, но эксперимент на то и эксперимент, чтобы заниматься поиском. Вопрос только в цене... вопроса. Многие театры и студии имели тогда основание злиться, что финансовые вливания в новый проект неоправданно высоки. Впрочем, от такого «куска» госпирога, достанься он ему самому, вряд ли бы кто отказался.

Желающие свидетельствовать против худрука «Гоголь-центра» выстраиваются в очередь.

Режиссеру Кириллу Серебренникову вчера официально предъявлено обвинение в мошенничестве. Ночь он провел в ИВС на Петровке, сегодня утром выехал в Басманный суд. Одновременно с этим в федеральный розыск объявлена продюсер Екатерина Воронова — по версии СК она долгое время скрывается от следствия. Расследование имеет политическую составляющую.

Спектакли Серебренникова

Задержаный Серебренников — человек Владислава Суркова. Следствие будут интересовать показания на Сурквоа, членов его окружения и министра культуры Владимира Мединского.

Журналист Олег Кашин вчера напомнил о своем общении с режиссером в 2010 году:

«Серебренников приходил на съемку ко мне. Как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду»

В том же году Кашину проломили голову, что он тогда связывал с командой Владислава Суркова, его друзей Андрея Ураева и Василия Якеменко. Роль Серебренникова в этом инциденте описана в открытых источниках.

Незадолго до покушения Олег Кашин сообщил, что текст романа «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову, на самом деле готовил Андрей Ураев.

Ураев - постановщик трюков, близкий друг Суркова, партнер его жены Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу. Совместно с администрацией президента, где работал Сурков, финансировал кинематографические проекты. Ураев и режиссер Кирилл Серебренников были учредителями культурного фонда «Территория».

Ежегодно эта организация при поддержке Владислава Суркова и Минкульта проводила масштабный фестиваль. По состоянию на 2011 год КФ «Территория» из бюджета были выделены $1,6 млн. Директор КФ возглавляла НП «Фестиваль «Новый Европейский Театр», которое отдельно получило из бюджета 24 млн 450 тыс рублей. Государство финансировало планируемые структурой Ураева и Серебренникова «обменные мероприятия с Республикой Абхазия». Размер внебюджетных отчислений неизвестен, хотя они считаются основными.

Перед нападением Кашин также указал, что карьера Роберта Шлегеля, выдвинутого в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия», связана с женитьбой на дочери Ураева. После покушения на журналиста и скандальной огласки парламентарий публично опроверг информацию о своем браке с родственницей Ураева. А еще через год зять друга Владислава-Суркова Роберт Шлегель заявил, что опровержение факта брака с Евгенией Ураевой-Шлегель было шуткой.

Владислав Сурков

Указанные обстоятельства не означают, что на Олега Кашина напали по приказу Владислава Суркова. Но они хорошо объясняют, почему Кирилл Серебренников, будучи другом Суркова и зависимым от него бюджетополучателем, искренне желал, чтобы Кашин «горел в аду».

Вчера утром Серебренников, снимавший в Санкт-Петербурге фильм о Викторе Цое, был доставлен в Москву на допрос в Главное управление по расследованию особо важных дел СКР. После следственных действий режиссера был задержан. Привлекать для этого спецназ следствие не стало, очевидно вспомнив нелестный отзыв президента Путина о майских обысках «Гоголь-центра» Серебренникова по тому же делу. СКР сообщил, что Серебренников подозревается в организации хищения 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”».

Этот проект Серебренников запустил при участии Суркова. На реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Под проект Серебренников создал АНО «Седьмая студия». К ее работе режиссер привлек своих знакомых Юрия Итина, ставшего гендиректором АНО (сейчас директор Ярославского театра драмы имени Федора Волкова), экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и Екатерину Воронову ставших генеральными продюсерами нового проекта, а также Нину Масляеву, которая возглавила бухгалтерию «Студии». Сам господин Серебренников стал художественным руководителем АНО.

Выполняя указания господ Серебренникова и Итина, другие фигуранты расследования ежегодно разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», «содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости», цитирует версию следствия «Ъ». Затем они представляли их министру культуры Владимиру Мединскому в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. В дальнейшем они же изготавливали и представляли в министерство финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученные АНО «Седьмая студия» субсидии израсходованы в полном объеме на ранее предусмотренные мероприятия.

По поручению Серебренникова сотрудники АНО заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими работы в рамках проектов. Перечисленные по этим договорам средства обналичивались и распределялись Серебренниковым между остальными предполагаемыми участниками хищений. Таким образом было похищено 68 млн рублей. В итоге СКР предъявил режиссеру обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, максимальная мера наказания — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного млн рублей).

Поначалу казалось, что следствие ограничится задержанными ранее фигурантами в лице Юрия Итина, Алексея Малобродского и Нины Масляевой, однако в окружении Кирилла Серебренникова, получившего мощную поддержку от близких к Владиславу Суркову лиц (они писали обращения во все инстанции, в том числе президенту Путину), не исключали худшего варианта. Письмо в защиту Серебренникова передал лично президенту знакомый Суркова Евгений Миронов. Он сам может оказаться в числе фигурантов дела, потому что месте с Серебренниковм и Ураевым числился среди учредителей «Территории».

Временно исполняющим обязанности руководителя «Гоголь-центра» станет заместитель художественного руководителя по финансам Юлия Калинина.

Свою вину, как и во время первого допроса, проведенного три месяца назад, господин Серебренников не признал. Однако следствие считает, что она подтверждается показаниями других фигурантов расследования. Как ранее сообщало агентство «Руспрес», бывший бухгалтер автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нина Масляева показала, что Кирилл Серебренников и двое других арестованных в рамках этого дела театральных работника реализовали план обналичивания и хищения бюджетных средств, а затем заставили ее внести в финансовую отчетность ложные сведения.



Похожие статьи
 
Категории