Что такое мюзикл краткое описание. Мюзикл - история развития как музыкального жанра

01.07.2020

1. "Моя прекрасная леди" (My Fairy Lady) (1956)

Фредерик Лоу (автор музыки) и Алан Джей Лернер (автор либретто и песенных текстов), проанализировав драматический материал пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион", решились на написание мюзикла. Сюжет мюзикла во многом повторяет пьесу Шоу, историю преображения главной героини из вульгарной цветочницы в очаровательную молодую леди.

Профессор фонетики Генри Хиггинс заключает со своим коллегой-лингвистом, полковником Пикерингом, пари – он берется превратить лондонскую цветочницу по имени Элиза Дулиттл в настоящую леди. Элиза перебирается в дом профессора, обучение дается нелегко, но, в конце концов, она начинает делать успехи. На посольском балу Элиза с блеском выдерживает экзамен. Концовка мюзикла оптимистична – Элиза возвращается к своему учителю Хиггинсу.

Бродвейская премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Лондонская премьера состоялась в апреле 1958 года. Роль Хиггинса исполнил Рекс Харрисон, а Элизой стала Джули Эндрюс. Шоу сразу же стало пользоваться бешеной популярностью, билеты были распроданы на полгода вперед. Однако ошеломляющий успех мюзикла был для его создателей полной неожиданностью.

Мюзикл был сыгран на Бродвее 2 717 раз, в Лондоне – 2 281. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла. Роль Элизы досталась Одри Хепберн, а Рекс Харрисон успешно перебрался с театральных подмостков на большой экран. Фильм был номинирован на премию "Оскар" и получил восемь из 12 статуэток.

Мюзикл "Моя прекрасная леди" по-прежнему любим публикой и благодаря продюсеру Камерону Макинтошу и режиссеру Тревору Нанну шоу можно посмотреть и сейчас в Лондоне.

2. "Звуки музыки" (The Sound of Music) (1959)

В 1958 году американские сценаристы Ховард Линдсей и Рассел Круз вместе с продюсером Ричардом Холлидеем и его женой, актрисой Мэри Мартин, объединились для работы над спектаклем по немецкому кинофильму "Семья фон Трапп". В картине рассказывалось об австрийской семье, которая, спасаясь от преследования нацистов, была вынуждена покинуть родину и отправиться в Америку. История не была придуманной – в основе фильма лежала книга, написанная непосредственной участницей описанных событий Марией фон Трапп.

Мэри Мартин была звездой музыкального театра, и хотя на этот раз речь шла о драматическом спектакле, она не могла отказать себе в удовольствии выступить и в качестве певицы. Первоначально для музыкального оформления постановки авторы собирались использовать народные песни и религиозные гимны из репертуара семьи фон Трапп. Однако Мэри хотелось исполнить песню, написанную специально для нее. В этом Мартин помогли композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн. Они сочинили совершенно новые музыкальные номера, превратив пьесу в мюзикл "Звуки музыки".

16 ноября 1959 года состоялась премьера на Бродвее. Режиссером спектакля был Дэвид Джей Донахью. Главную роль, разумеется, исполнила Мэри Мартин, роль капитана фон Траппа – Теодор Бикель. Публика, влюбленная в Мэри Мартин, изо всех сил стремилась попасть на мюзикл, что обеспечило ему великолепные сборы.

"Звуки музыки" были сыграны 1443 раза и удостоены 8 премий "Тони", включая награду за "Лучший мюзикл", а оригинальный альбом был отмечен "Грэмми". В 1961 состоялось турне мюзикла по США, и в этом же году шоу открылось в Лондоне, где шло более шести лет, став, таким образом, самым "долгоиграющим" американским мюзиклом в истории Уэст-Энда.

В июне 1960 года студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию за 1,25 миллион долларов. Сюжет фильма несколько отличался от истории, рассказанной в пьесе, однако именно в такой версии "Звуки музыки" обрели мировую известность. Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, 2 марта 1965 года. Картина была выдвинута на премию "Оскар" в 10 номинациях, из которых выиграла пять.

Экранизация не стала последней страницей в истории мюзикла, он по-прежнему любим публикой и ставится по всему миру. В 90-х годах шоу можно было посмотреть в Великобритании, Южной Африке, Китае, Нидерландах, Швеции, Исландии, Финляндии, Перу, Израиле и Греции.

3. "Кабаре" (Cabaret) (1966)

Литературной основой для этого легендарного спектакля послужили цикл рассказов "Берлинские истории" Кристофера Ишервуда о Германии начала 30-х годов и пьеса "Я – камера" Джона Ван Друтена. Мюзикл рассказывает о романе молодого американского писателя Клиффа Брэдшоу и певицы из берлинского кабаре "Кит-Кэт Клуб" Салли Боулз.

В Берлин 1930-х годов забрасывает судьба молодого англичанина Брайана Робертса, начинающего писателя, вынужденного подрабатывать уроками. Знакомство с американкой Салли, певичкой из кабаре, дарит Брайану свежие, незабываемые ощущения. Писатель и певица полюбили друг друга, но им суждено пережить разлуку. Салли отказывается ехать с любимым в Париж, Клифф покидает Берлин с разбитым сердцем. Кабаре, последнее пристанище духа свободы, заполняют люди со свастиками на рукавах…

Премьера состоялась 20 ноября 1966 года. Постановку осуществил знаменитый бродвейский режиссер Гарольд Принс, Джон Канцер написал музыку, песенные тексты – Фред Эбб, либретто – Джо Мастерофф. В оригинальный состав исполнителей входили Джоэл Грей (конферансье), Джилл Хэворт (Сaлли), Берт Конви (Клифф) и др.

Постановка выдержала 1 165 представлений и получила 8 премий "Тони", в том числе – в номинации "Лучший мюзикл". В 1972 году вышел фильм "Кабаре" Боба Фосси с Джоэлом Греем (конферансье), Лайзой Минелли (Сaлли) и Майклом Йорком (Брайен). Фильм получил восемь "Оскаров".

В 1987 году Джоэл Грей снова исполнил роль конферансье в возобновленной версии шоу. В 1993 году в Лондоне, а затем, спустя пять лет, на Бродвее, открылась совершенно новая постановка "Кабаре", созданная режиссером Сэмом Мендесом. Эта версия спектакля также была удостоена многочисленных наград. Мюзикл пережил около 2377 представлений и 37 предварительных просмотров и был закрыт 4 января 2004 г.

4. "Иисус Христос Суперзвезда" (Jesus Christ Superstar) (1971)

"Иисус Христос" был задуман Эндрю Ллойдом Веббером (написал музыку) и Тимом Райсом (либретто) не как традиционный мюзикл, а как полноценная опера, написанная современным музыкальным языком, с соблюдением всех оперных традиций (ария героя, хор, ария героини и т.д.). В отличие от традиционных мюзиклов, в "Иисусе Христе" нет драматических кусков – всё построено на вокале и речитативах. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип sung-through (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) – сделало "Иисуса Христа – Суперзвезду" настоящим хитом.

Mюзикл "Иисус Христос – Суперзвезда" повествует о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета, увиденных глазами его ученика Иуды Искариота, разочарованного в том, чем стало учение Христа. Сюжет охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

Впервые опера была услышана в виде альбома в 1970 году, на котором главную роль исполнил Иен Гиллан, являющийся вокалистом "золотого состава" Deep Purple, роль Иуды исполнил Мюррей Хед, Марии Магдалины – Ивонн Эллимен На бродвейской сцене мюзикл впервые был показан в 1971 году. Некоторые критики считают, что Иисус был изображён в образе первого хиппи на земле. Бродвейская постановка продержалась только 18 месяцев.

Новая постановка мюзикла была создана в лондонском театре в 1972 году, роль Иисуса исполнил Паул Николас, Иуды – Стефан Тэйт. Эта постановка была более успешной, шла на сцене восемь лет и стала самым "долгоиграющим" мюзиклом. Американский режиссёр Норман Джуисон снял художественный фильм по мотивам произведения в 1973 году. В 1974 фильм получил "Оскара" за лучшую музыку. Помимо великолепной музыки и вокала, фильм интересен необычной трактовкой темы Христа, которая представляет собой альтернативу ортодоксальному христианству.

Один из самых известных мюзиклов, называемый также рок-оперой, породил множество споров и стал культовым произведением для целого поколения хиппи, не потеряв своей актуальности и сегодня. "Иисус Христос – Суперзвезда" был переведён на разные языки, неоднократно ставился и ставится уже более 30 лет на сценах Австралии, Новой Зеландии, Венгрии, Болгарии, Франции, Швеции, Америки, Мексики, Чили, Панамы, Боливии, Германии, Японии и Великобритании.

5. "Чикаго" (Chicago) (1975)

11 марта 1924 года в городе Чикаго, штат Иллинойс, в газете Chicago Tribune вышла статья журналистки Морин Даллас Уоткинс о некоей актрисе варьете, убившей своего бойфренда. Поскольку рассказы о преступлениях на сексуальной почве были особенно популярны у читателей, 3 апреля 1924 года вышла еще одна статья Уоткинс. На этот раз речь шла о замужней женщине, застрелившей своего любовника. Шумиха, сопровождавшая эти и другие криминальные истории, произвела сильнейшее впечатление на Морин. Позднее, оставив газету, она отправилась изучать драму в Йельский университет. Именно там, в качестве учебного задания, ею была написана пьеса "Чикаго".

30 декабря 1926 года спектакль "Чикаго" открылся на Бродвее. Пьеса выдержала 182 представления, в 1927 году был снят одноименный фильм, а в 1942 вышла картина "Рокси Харт" режиссера Уильяма Вельмана с Джинджер Роджерс в главной роли.

Боб Фосси, знаменитый хореограф и бродвейский режиссер, не смог пройти мимо такого сюжета. Для реализации проекта Фосси привлек композитора Джона Кандера, либреттистов Фрэда Эбба и Боб Фосси. Партитура "Чикаго" представляет собой блестящую стилизацию под американские шлягеры конца 20-х годов, а по способу подачи музыкального материала и его тематике "Чикаго" очень близок к водевилю.

Это история танцовщицы кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. Попав в тюрьму, Рокси знакомится с Вельмой Келли и другими убийцами. Выпутываться Рокси помогают надзирательница тюрьмы, Матрона Мама Мортон, и пронырливый адвокат Билли Флинн. Суд признает Рокси невиновной, однако это не приносит ей радости. В финальной сцене мюзикла конферансье объявляет о дебюте "дуэта двух искрящихся грешниц", королев криминального мира Чикаго, Вельмы Келли и Рокси Харт. Они пробились в шоу-бизнес.

Премьера мюзикла состоялась в театре "46 Улица" 3 июня 1975 года с Гвен Вердон в роли Рокси, Читой Ривера в роли Вельмы и Джерри Орбахом в роли Билли. "Чикаго" открылось в Уэст-Энде только в 1979 году. Эта постановка не имела ничего общего со спектаклем Боба Фосси. Спустя 898 представлений на Бродвее и 600 показов в Уэст-Энде шоу было закрыто. В 1996 году шоу было возобновлено под руководством Уолтером Бобби и хореографа Энн Ринкинг. Четыре спектакля, сыгранных в Сити-центре, были приняты с таким энтузиазмом, что продюсеры шоу решили перенести его на Бродвей. Состав включал в себя саму Ринкинг в роли Рокси, Бебе Ньювирт в роли Вельмы, Джеймса Нотона в роли Билли Флинна и Джоэла Грея в роли Эймоса. "Чикаго" был удостоен шести премий "Тони", а также премии "Грэмми" за лучший альбом.

В 1997 году мюзикл открылся в Лондонском театре Adelphi. Лондонское "Чикаго" было удостоено премии Лоуренса Оливье как "Лучший мюзикл", а Уте Лемпер – как "Лучшая актриса мюзикла". Спектакль в обновленном виде шел в Канаде, Австралии, Сингапуре, Гонконге, Голландии, Аргентине, Германии, Швеции, Мексике, Японии, Швейцарии, Австрии, Португалии и России.

В конце 2002 года киностудия "Мирамакс" выпустила экранизацию мюзикла с Кэтрин Зета-Джонс (Вельма), Рене Зелльвегер (Рокси) и Ричардом Гиром (Билли Флин), снятую режиссером и хореографом Робом Маршаллом. Фильм "Чикаго" был с энтузиазмом встречен публикой и отмечен премией "Золотой Глобус" в категории "Лучший мюзикл или комедия". Кроме того, картина была выдвинута на премию "Оскар" в 12 номинациях, из которых выиграла шесть.

6. "Эвита" (Evita) (1978)

В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал окончание какой-то радиопередачи. Передача была об Эвите Перон, жене аргентинского диктатора Хуана Перона, и этот сюжет заинтересовал поэта. Тим Райс счел, что история жизни Эвы вполне может стать темой для нового мюзикла. Его соавтор Ллойд Веббер отнесся к этой идее без энтузиазма, но, подумав, всё же согласился.

Райс подробно изучил биографию главной героини своего будущего мюзикла, походив по лондонским библиотекам и съездив в Аргентину, где и написал большую часть сюжетной линии. В "Эвите" сочетаются различные музыкальные стили, в партитуру включены латиноамериканские мотивы. Тим Райс вводит в мюзикл рассказчика, некоего Че (прототип которого – Эрнесто Че Гевара).

Летом 1976 года на первом фестивале в Сидмонтоне гостям были представлены первые демонстрационные записи нового мюзикла Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса. Вскоре на студии "Олимпик" началась запись альбома. Партию Эвиты исполнила актриса Жюли Ковингтон, Че стал молодой певец Колм Уилкинсон, Перона исполнил Пол Джонс. Альбом имел бешеный успех. Уже через три месяца после его выхода в свет количество проданных копий составляло 500 тысяч, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести.

Знаменитый режиссер Хэл Принс начал работу над постановкой. Новой Эвитой стала Элейн Пейдж, на роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса. Премьера "Эвиты" состоялась 21 июня 1978 года. Спектакль имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского театрального общества в номинации "Лучший мюзикл 1978 года", Элейн Пейдж получила награду за лучшую актерскую работу в мюзикле. Диск с записью оригинального лондонского состава "Эвиты" стал золотым в первые недели после поступления в продажу.

Восьмого мая 1979 года "Эвита" открылась в Лос-Анджелесе. Через четыре месяца после американской премьеры, 21 сентября 1979 года, тем же составом, спектакль был впервые сыгран на Бродвее. "Эвита" завоевала сердца публики и получила 7 премий "Тони".

После успеха на Бродвее мюзикл был поставлен в огромном количестве стран: в Австралии, Испании, Мексике, Австрии, Японии, Израиле, Корее, ЮАР, Венгрии. К съемкам фильма приступили через двадцать лет после рождения "Эвиты". Режиссура была доверена Алану Паркеру, Эву Перон сыграла Мадонна, на роль Че пригласили звезду испанского кино Антонио Бандераса, Перона – британского актера Джонатана Прайса. Специально для фильма была написана новая песня – "Ты должен любить меня", принесшая ее авторам "Оскар".

7. "Отверженные" (Les Miserables) (1980)

Роман "Отверженные" Виктора Гюго приобрел свое второе рождение в мюзикле, созданном композитором Клодом-Мишелем Шонбергом и либреттистом Аленом Бублилем. Работа над мюзиклом продолжалась два года и, наконец, был записан двухчасовой эскиз будущего мюзикла. При участии либреттиста Жана-Марка Нателя этот эскиз был превращен в концепт-альбом, который был выпущен в 1980 году и разошелся тиражом в 260 000 копий. Визитной карточкой мюзикла стала гравюра, изображающая маленькую Козетту.

Сценическая версия была представлена парижанам 17 сентября 1980 года во Дворце спорта. Спектакль посетило более полумиллиона человек. Морис Баррье исполнил роль Жана Вальжана, Жак Мерсье – Жавера, Роз Лоранс – Фантины, Мари – Эпонины, Фабьенн Гюйон – Козетты.

В 1982 году молодой постановщик Петер Фераго, которому очень понравился концепт-альбом "Отверженных", обратил на него внимание британского продюсера Камерона Макинтоша. Макинтош превратил проект в шоу самого высокого класса. Над созданием новой версии мюзикла "Отверженные" работала сильная команда: постановщиками стали Тревор Нанн и Джон Кээд, английский текст сочинял Герберт Крецмер в тесном сотрудничестве с самими создателями мюзикла. Спектакль был поставлен в театре "Барбикан" под эгидой Королевской Шекспировской Компании. Премьера новой версии мюзикла состоялась 8 октября 1985 года. Самой "долгоживущей" постановкой мюзикла "Отверженные" гордится Palace Theatre в Лондоне. Всего в этом театре спектакль был показан более шести тысяч раз.

В1987 году "Отверженные" пересекли Атлантику и водворились на Бродвее, начав таким образом свое триумфальное шествие по миру. Несмотря на то, что мюзиклу исполнилось уже более двадцати лет, он не сходит со сцены и продолжает пользоваться большой популярностью во всём мире. "Отверженные" были переведены на множество языков: японский, иврит, венгерский, исландский, норвежский, немецкий, польский, швецкий, голландский, датский, чешский, испанский, мавританский, креольский, фламандский, финский, португальский. Всего мюзикл "Отверженные" увидели жители двухсот городов тридцати двух стран мира. Творение Алана Бублиля и Клода-Мишеля Шонберга посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру.

8. "Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.

Эндрю Ллойд Веббер начал сочинять песни на стихи Элиота в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл. Шоу о кошках было обречено на успех: англичане известны своей любовью к этим животным. Команда мюзикла состояла из талантливых людей – продюсера Камерона Макинтоша, режиссера Тревора Нанна, театрального художника Джона Напьера и хореографа Джиллиан Линн.

Когда дело дошло до сценического воплощения вебберовских песен, основной проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета. К счастью, благодаря вдове Т. С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.

К актерам мюзикла предъявлялись особые требования – они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными. В Великобритании набрать труппу из 20 человек оказалось непросто, поэтому в состав исполнителей вошли и премьер Королевской балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас, и актриса Элейн Пейдж, и молодая певица и танцовщица Сара Брайтман.

В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.

Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года в Лондоне, а через год спектакль открылся на Бродвее. До самого своего закрытия 11 мая 2002 года спектакль шел в Лондоне с большим успехом, заслужив звание самой "долгоиграющей" театральной постановки в истории английского театра (более 6 400 представлений). Мюзикл "Кошки" побил все мыслимые рекорды и в Соединенных Штатах. В 1997 году, после 6 138 представлений, мюзикл был признан бродвейским долгожителем номер один. За 21 год лондонскую постановку посмотрело более 8 миллионов человек, а ее создатели заработали 136 миллионов фунтов стерлингов.

За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

9. "Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

Рождение мюзикла началось в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд Веббер взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. В расчете на голос Сары, Ллойд Веббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением стал мюзикл "Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.

Сара Брайтман исполнила роль главной героини – Кристины Дааэ. Главную мужскую партию исполнил Майкл Кроуфорд. Роль возлюбленного Кристины, Рауля, в премьерном составе исполнил Стив Бартон. Либретто создали Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Веббер, песенные тексты – Чарльз Харт. Театральный художник Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску Призрака и настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на зрителей, а не на сцену.

Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества, в присутствии членов королевской семьи. Премьера первой бродвейской постановки "Призрака" состоялась в нью-йоркском театра "Маджестик" в январе 1988 года. Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.

Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн. Доходы от продажи билетов на "Призрак оперы" превысили 3,2 миллиарда долларов.

10. "Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Основу мюзикла составляют 22 песни группы. Поскольку в оригинале все песни исполняли женщины, в качестве отправной точки была предложена история о матери и дочери, о двух поколениях. Необходимо было придумать историю, достойную знаменитых хитов шведского квартета. На помощь пришла писательница Катерина Джонсон, написавшая рассказ о семье, живущей на греческих островах. История представляет для зрителя не меньший интерес, чем песни. Кэтрин смогла логически выстроить песни в единую сюжетную линию, песни разбиты на диалоги и окрашены новыми интонациями. Музыку написали Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус, режиссер – Филлида Ллойд.

"Мама Миа" – современная, ироничная, романтическая комедия, в которой фигурируют две основные линии: история любви и взаимоотношения двух поколений. Сюжет спектакля представляет собой переплетение комедийных ситуаций, которые подчеркивает жизнерадостная музыка ABBA, оригинальные костюмы и остроумные диалоги героев. Суть проекта выражена и в характерном логотипе "Мама Миа" – образе счастливой невесты. Эта картинка стала международно признанным брендом.

Молодая девушка Софи собирается выйти замуж. Она хочет пригласить на свадьбу своего отца, чтобы он отвел ее к алтарю. Но она не знает, кто он, так как ее мать Донна никогда не рассказывала о нём. Софи находит дневник матери, в котором та описывает отношения с тремя мужчинами. Софии решает отправить приглашения всем троим. Всё самое интересное начинает происходить, когда на свадьбу приезжают гости… Мама выходит замуж одновременно с дочкой.

Первое испытание мюзикл "Мама Миа" прошел 23 марта 1999 года, когда состоялся предпремьерный показ в Лондоне. Тогда реакцию зрителей можно было описать одним словом – восторг: люди в зале не сидели на своих местах ни минуты – они танцевали в проходах, подпевали и хлопали. Премьера состоялась 6 апреля 1999 года.

После лондонской постановки мюзикл "Мама Миа" параллельно ставится еще в 11 разных местах мира. Сборы от проката 11 мировых постановок составляют более 8 млн. долларов США в неделю. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.

1,6 миллиардов долларов США – кассовые сборы от проката "Мама Миа" по всему миру.

За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности

Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.

Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.

Основные «три кита» жанра:

  • либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
  • широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
  • в основе лежат знаменитые литературные произведения;
  • большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).

Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла

Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:

  • слова,
  • музыка,
  • декорации,
  • хореография.

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.

«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.

Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

Современный мюзикл в России

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).

В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.

В течение нескольких лет один за другим появляются:

  • «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),

  • «Иствикские ведьмы» , «12 стульев» (2003 г.),

  • «Ромео и Джульетта» (2004 г.),

  • «Кошки» (2005 г.).

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.

Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Мюзикл

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Мю́зикл (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл - постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.
Содержание
1 История
1.1 Зарождение мюзикла
1.2 Развитие в Америке
1.3 Дальнейшее развитие
2 Наиболее известные мюзиклы
2.1 Бродвейские мюзиклы
2.2 Французские мюзиклы
2.3 Австрийские мюзиклы
2.4 Российские мюзиклы

История

Зарождение мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», (1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific» (1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т.С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Наиболее известные мюзиклы

Бродвейские мюзиклы

Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.
My Fair Lady / «Моя прекрасная леди»: музыка: Фредерик Лоу, либретто и песенные тексты: Алан Джей Лернер (1956)
Sound of Music, The / «Звуки музыки» музыка: Ричард Роджерс, либретто: Ховард Линдсей & Рассел Круз, песенные тексты: Оскар Хаммерстайн (1959)
Oliver! / «Оливер!»: музыка, либретто и песенные тексты: Лайонел Барт (1960)
Fiddler on the Roof / «Скрипач на крыше» музыка: Джерри Бок, либретто: Джозеф Стайн, песенные тексты: Шелдон Харник (1964)
Jesus Christ Superstar / «Иисус Христос - суперзвезда» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Тим Райс (1970)
Les Miserables / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
Cats / «Кошки» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т.С. Элиот (1981)
42nd Street / «Сорок вторая улица»: музыка: Гарри Уоррен, песенные тексты: Эл Дабин, либретто: Марк Брэмбл и Майк Стюарт (1981)
Phantom of the Opera, The / «Призрак Оперы» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Чарльз Харт (1986)
Jekyll & Hyde / «Джекилл и Хайд» музыка: Фрэнк Уайлдхорн, либретто и текст песен: Лесли Брикэсс (1989)
Трехгрошовая опера / музыка: Курт Вайль, либретто: Бертольт Брехт (по «Трехгрошовому роману»)

Французские мюзиклы

По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минумумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция предствила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.
Starmania / «Стармания»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1979)
Misérables, Les / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
La legende de Jimmy / «Легенда о Джимми»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1990)
Nôtre-Dame de Paris / «Собор Парижской Богоматери»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Люк Пламондон (1998)
Romeo et Juliette / «Ромео и Джульетта»: музыка: Жерар Пресгурвик, либретто: Жерар Пресгурвик (2000)
Ali Baba / «Али Баба»: музыка: Chatel Aboulker (12 июня 2001)
Les Dix Commandements / «10 заповедей»: музыка: Паскаль Обиспо (2001)
Le Petit Prince / «Маленький принц»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Элизабет Анаис (2002)
Don Juan / «Дон Жуан»: музыка: Феликс Грей (3 августа 2003)
Le Roi Soleil / «Король Солнце»: музыка: Альберт Коэн, либретто: Эли Шураки (2005)
Dracula, Entre l’amour et la mort / «Дракула: между любовью и смертью»: музыка: Симон Леклерк, либретто: Роже Табра (2005)- канадский мюзикл на французском языке
Cléopâtre, la dernière reine d’Egypte /«Клеопатра, последняя царица Египта»: (2009)

Австрийские мюзиклы
Elisabeth / «Элизабет»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1992)
Tanz der Vampire / «Бал вампиров»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Джим Стейнман (1997)
Mozart! / «Моцарт!»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1999)
Rebecca / «Ребекка»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (2006)

Российские мюзиклы
«Орфей и Эвридика» - пожалуй, основоположник русского мюзикла. До сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера»
«Юнона и Авось» - рок-опера Алексея Рыбникова, впервые исполнена на сцене «Ленкома» в 1981 году.
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - спектакль был издан на виниловой пластинке в СССР.
«Норд-Ост» - первый русский мюзикл мирового класса. Поставлен Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко
«www.силиконовая дура.ru» - мюзикл Александра Пантыкина и Константина Рубинского, поставленный в Екатеринбурге в 2007 году и получивший две «Золотые маски» в 2008 году в номинациях.
«Ночь открытых дверей» - мюзикл Евгения Кармазина и Константина Рубинского, поставленный в Екатеринбурге в 2005 году и получивший «Золотую маску» в двух номинациях, в том числе «Лучший спектакль».
«12 Стульев» - российский мюзикл по мотивам одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова.
«Маугли» - российский фэнтези-мюзикл поставлен на сцене Московского театра Оперетты. Идет в Москве с 2005 года. Музыка и либретто - Влад Сташинский, режиссер-постановщик - Алина Чевик, муз.руководитель - Влад Сташинский, балетмейстер - Борис Барановский, художник - Виктор Арефьев, художник по костюмам - Валентина Комолова, художник по гриму - Андрей Дрыкин, художник по свету - А. Кузнецов, хормейстер - П. Сучков.
«Монте-Кристо» - российский мюзикл по мотивам романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Композитор - Роман Игнатьев, автор либретто - Юлий Ким, продюсер мюзикла - Владимир Тартаковский и Алексей Болонин, режиссер-постановщик - Алина Чевик, балетмейстер-постановщик - Ирина Корнеева, художник - постановщик - Вячеслав Окунев, художник по гриму и парикам - Андрей Дрыкин, художник по свету - Глеб Фильштинский, постановщик трюков паркура - Олег Краснянский
«Последнее испытание» - фэнтези-мюзикл Антона Круглова и Елены Ханпиры.
«Дети Солнца» - этно-мюзикл Владимира Подгорецкого.
«Бременские музыканты»- семейный мюзикл, сделанный по мегапопулярным песням Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина.

Что такое мюзикл, история мюзикла

Музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

Историю мюзикла и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл - форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.


Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство помогает понять, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека. Мюзикл в этом ключе является наиболее простой, доступной, «легковесной» формой.

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность. В актуальной действительности постановка одного мюзикла, включённого в Бродвейский репертуар, обходится в несколько миллионов долларов.


Мюзиклы - это всегда зрелищно и захватывающе. Невероятный эффект от просмотра, в плане впечатлений, достигается путём кропотливого, трудоёмкого труда, который неизменно остается «за кулисами». Зритель же обретает шанс увидеть только результат. Сложной может оказаться не только установка многотонных декораций (порой создатели довольствуются весьма скромным сценическим антуражем) и постановка трюков, но и работа гримёров, художников по костюмам, всех участников творческой команды, усилиями которой создаётся иная завораживающая и «цепляющая» реальность.


Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев. Есть и исключения, ведь именно они привносят в искусство нотки воодушевляющей непредсказуемости и предвкушения с неопределённым настроением. Беря за основу для мюзикла фильм (пример - «Звуки музыки »), оригинальную достоверную историю из жизни («Чикаго »), детские стихи («Кошки ») или рассказы относительно современных авторов («Кабаре»), постановщики рискуют, но тем сладостнее звучат овации восторженных зрителей. Список самых популярных мюзиклов постоянно пополняется, но есть спектакли, которые уже стали неподражаемыми легендами.

История преображения скромной девушки по имени Элиза Дулиттл, случайно оказавшейся в доме профессора, пришлась по нраву публике. Саму постановку высоко оценили и критики. Мюзикл удостоился ряда престижных наград. В 1964 году на экраны вышел фильм с аналогичным названием, главная роль досталась красавице Одри Хепберн, иконе стиля своего времени.

«Иисус Христос - суперзвезда»

Отличительная черта мюзикла - отсутствие танцевальных номеров. Незабвенная библейская картина, рисующая обстоятельства последней недели земной жизни Иисуса из Назарета, была воссоздана на театральной сцене в Нью-Йорке в 1971 г. Постановка стала культовой, в силу не только затронутых религиозных аспектов, но и по причине удачного интегрирования в повествовательную канву музыкальных баллад в стиле рок. Интересным обстоятельством стало и то, что жизнь и учение Христа было описано глазами его последователя, Иуды, душевные терзания и метания которого привели сначала к разочарованию, потом - к предательству, но покаянием так и не разрешились.

«Mamma Mia»

Мюзикл, созданный с включением 22 песен шведского квартета «ABBA», был обречён на популярность изначально. В 1999 году был организован премьерный спектакль, через 9 лет в прокат вышел полнометражный фильм, ещё через 10 - сиквел. Это история о молодой девушке, которая ищет любовь, а найдя, стремится разделить радость с самыми родными людьми. Однако Судьба уготовила юной особе испытания, которые помогут обрести свой путь и отличить зёрна от плевел.


«Скрипач на крыше»

Мюзикл развенчивает стереотип о том, что музыкальный театр - это непременно феерия, маскарад, зрелищность и счастливый конец. Музыкальный спектакль о настоящей, сильной любви без романтического флёра и излишней сентиментальности, может иметь трагический, «болезненный» финал. Его необходимо будет просто принять, как и многое в реальной жизни, с которой искусство идёт бок о бок.

«Кошки»

Существованием этого мюзикла ценители жанра обязаны любовью господина Эндрю Л. Уэббера к детской поэзии. Впервые спектакль был презентован в 1981 году в Лондоне, его литературной базой стала книга для детей в стихах Т. Элиота под заголовком «Книга старого опоссума о практичных кошках». Уникальность мюзикла состоит в сложнейшей, многоступенчатой работе гримеров и художников декораций. При этом творческое пространство, где разворачивается действие, не имеет очерченной границы с залом. Подобное решение создаёт ощущение невероятной близости и реалистичности происходящего на сцене, предстающей в виде свалки, где собираются бездомные, но не теряющие достоинства кошки.


«Призрак оперы»

Инфернальная мистика и искренние чувства - на отображении этих эфемерных материй строится мюзикл по роману Г. Леру. Таинственный призрак, живущий в лабиринте катакомб под зданием оперного театра в Париже, проникается нежными чувствами к Кристине, артистке, блистающей на сцене. Призрак стремится защитить возлюбленную и помочь ей исполнить мечты, но его собственные чаяния о расположении красавицы должны остаться заточёнными в сумрачных уголках сознания.


Для режиссёров кино успешные мюзиклы приобретают статус манны небесной, позволяющей воспользоваться априори успешной сюжетной канвой: её стоит лишь «отшлифовать» доступным спектром выразительных средств и игрой талантливых актёров. Для создателей самих мюзиклов в произвольном «меню», порождающем вдохновение, лакомым кусочком являются классические произведения, интерес к которым не угасает.



Жанр зародился в США, однако историческая ретроспектива невозможна без оглядки на европейское влияние. В XVIII столетии опера стремительно набирала обороты в развитии, чтобы к началу XIX века явить себя в качестве важнейшей театральной формы. Однако постановки в Италии, Франции, Вене собирали в залах преимущественно аристократию, представителей привилегированных общественных слоёв. Опера считалась развлечением «для избранных», Америка, наоборот, стремилась предоставить обществу такое искусство, которое по содержанию, подаче и оформлению было доступно массовому зрителю вне зависимости от его социального статуса и финансового положения.

Удивительно, но именно в духовном аспекте американцы сделали попытку отойти от тенденции классовости и стереотипности. К сожалению, только в вопросе определения аудитории. В отношении сюжетов авторам предоставлялась полная свобода: содержание спектаклей зачастую имело целью высмеять определенное явление или человека.

Предшественником мюзикла считается шоу менестрелей, которые набрали популярность к концу 80-х годов позапрошлого века. Комедийное зрелище представляло сбой постановку в сатирическом ключе, где характеры персонажей передавались в несколько гротескном стиле. Структура спектакля подразумевала 3 действия, в каждом из которых сюжет развивался посредством песен и танцев. Шоу менестрелей со временем видоизменились, преобразовавшись в водевиль, бурлеск и, разумеется, мюзикл. Уже в то время артисты, участвующие в подобных сценах, должны были быть универсальными в плане творческого мастерства: они являлись танцорами, певцами, лицедеями.


В актуальное время мюзиклы чрезвычайно популярны. Они становятся частью репертуара именитых театров, а могут быть поставлены и на периферийных площадках. К этому жанру обращаются школьники, студенты при организации собственных мероприятий в границах отдельных учебных заведений. Любительские представления устраиваются в церквях и на стихийно установленных уличных подмостках.

Tony Award - награда, которая присуждается каждый год за успехи и достижения в творчестве в границах музыкального американского театра. Ежегодно церемония вручения премии становится знаковым, подводящим итоги событием в культуре, собирающим в торжественной обстановке огромное количество выдающихся талантливых деятелей искусства.

Интересные факты о мюзикле

  • Первым спектаклем, напоминающим мюзикл, стала «Опера нищих». Постановка увидела свет в 1728 г в британской столице. Действо в 3 актах характеризовалось комическим сюжетом, который по задумке должен был стать пародией на итальянскую драматическую оперу. По ходу действия высмеивалась жизнь маргинальных слоёв: разбойников, куртизанок, воров. Первым мюзиклом в том виде, в котором он в наибольшей степени соответствует понятию, можно обоснованно считать постановку «Show Boat». Премьера прошла в 1927 году в США.
  • Два мюзикла, которые оказались «рекордсменами» по части кассовых сборов, в музыкальном аспекте являются творениями Эндрю Ллойда Уэббера. Речь идёт о легендарных «Кошках», собравших за всё время постановок больше двух миллиардов долларов, и мюзикле «Призрак Оперы», поражающем роскошью декораций и будоражащем саспенсом. Психологическое напряжение подкрепляется спецэффектами, достойными участия в кинематографическом остросюжетном триллере. Несмотря на колоссальные затраты на воспроизведение декораций и трюков, «Phantom of the Opera» ставился вновь и снова, регулярно собирал публику на Бродвее, начиная с 1988 года. Общая прибыль составила около 5 миллиардов $.


  • Самым коммерчески неудачным проектом в жанре мюзикл назван «Человек-паук». Постановка, невзирая на эпичность сюжета из комикса, приобрела печальную известность. Работа началась в далеком 2007-ом году, но постоянно приостанавливалась, ввиду недостатка бюджетных средств для реализации грандиозной идеи. К 2009 году долг по проекту составлял примерно 25 миллионов американских долларов. Однако создатели не унывали, полагая, что сборы окупят текущие расходы. Надежды не оправдались. Премьерный показ явили миру в 2011 году, но уже через два года стало очевидно: будущего у мюзикла быть не может, публика шоу не приняла, не оценила, несмотря на вложения, которые по масштабу не уступали сюжетному размаху.
  • Удивительно, но американская публика не восприняла и мюзикл по рассказу Стивена Кинга. Книги и экранизации романов автора и в настоящее время пользуются невероятной популярностью среди читателей и поклонников таланта «короля ужасов» по всему миру. Однако постановка 1988 года «Кэрри» прошла на сцене всего 5 раз. Положенная на музыку история несчастной и жестокой девочки со способностями к телекинезу, рассказанная со сцены на Бродвее, не возымела успеха у публики вовсе, хотя процесс подготовки спектакля обошёлся создателям в 7 000 000 долларов.
  • Самой известной отечественной постановкой в жанре мюзикл является «Юнона и Авось». Пронзительную историю любви, не знающей границ, воплотил на сцене Марк Захаров. Премьера состоялась в 1981 году.


  • Мюзикл относится к тем жанрам, который либо признают и горячо обожают, либо считают низкопробным зрелищем, акцентируя то обстоятельство, что постановки поставлены на коммерческие рельсы. Французский шансонье Шарль Азнаур определял мюзикл как музыкальный жанр для тех, кто не имеет навыков сценической речи, и разговорный - для не имеющих способностей к пению. Американский композитор Фредерик Лоу откровенно признавался, что ему не по душе музыка, которую он создаёт. При этом он иронично отмечал, что его мнение ничего не значит в сравнении с суждением зрителей. Авторству Лоу принадлежит мюзикл по пьесе Б. Шоу о торговке цветами «Моя прекрасная леди», ставший украшением жанра.
  • Принципиальным отличием мюзикла в театре и кинематографе является то, что формат кино предусматривает большую свободу в воплощении фоновых декораций, в границах которых разыгрывается действие. В фильме можно наблюдать роскошные природные пейзажи или иное окружение, которое в театре невозможно воспроизвести технически. При этом мюзикл - особый жанр в кино, позволяющий актёрам во время съёмок смотреть прямо в камеру (что трудно себе представить в традиционном кинематографе). Таким способом достигается эффект театральности: через взгляд, устремлённый со сцены в зал, происходит имитация диалога артиста со зрителем.
  • Ошибочно полагать, что любой мюзикл подразумевает и танцы, и песни. Существует термин «musical staging», который описывает неявный результат работы постановщика. К примеру, в мюзикле может вовсе не быть танцев, ни одного, но работа хореографа будет проведена колоссальная, что получит воплощение в каждом движении, мимолётном жесте артиста.

В одном неизменно популярном советском фильме одним из героев была произнесена фраза о том, что в ближайшем будущем телевидение заменит кино, театр, книги. Каким ошибочным и нелепым кажется это мнение в XXI столетии, когда музыкальные театральные постановки приобрели статус зрелищного шоу, способного поразить воображение даже самого взыскательного зрителя!

Видео: смотреть фрагменты популярных мюзиклов

Югорский Государственный Университет

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Реферат на тему

«Мюзикл как музыкальный жанр»

по учебной дисциплине

«История развития страдной и джазовой музыки»

Выполнила:

студентка IV курса

группа № 9175

Е.Е. Соколова

Проверил:

доцент кафедры

музыкального образования

Н.М. Провозина

Ханты-Мансийск

1. Что такое мюзикл?

2. «Американский путь» развития мюзикла.

3. Мюзикл в России.

Список литературы.

Что такое мюзикл?

Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Что же такое мюзикл и в чём заключаются особенности этого уникального жанра?

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь дали мюзиклу необыкновенную динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. На современном этапе - один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Пока мюзикл находился на начальном этапе своего формирования, многие не верили в его успех.

Три главных компонента мюзикла - музыка, лирика и либретто. Либретто мюзикла относится к «пьесе» или истории показа – фактически его разговорная (не вокальная) линия. Однако, "либретто" может также относиться к диалогам и лирике вместе, как либретто в опере. Музыка и лирика вместе формируют музыкальную партитуру. Интерпретация мюзикла творческой группой сильно влияет на способ представления мюзикла. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы, свойства сцены, освещения и т.д. Это вообще изменяется от постановки к постановке (хотя некоторые известные аспекты производства имеют тенденцию сохраняться с оригинальной постановки, например, хореография Боба Фосса в «Чикаго»).

Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако, большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов. Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут. Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование "вокального диалога" или речитатива не исключено.

«Американский путь» развития мюзикла.

Сколько же лет мюзиклу? Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Мы знаем, что древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем и т.д.

Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.

Предшественниками современного мюзикла были множество легких жанров: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Некоторые вообще считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т. д.". По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая у нас, как и в других странах, получила название "музыкальной комедии" и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Огромную роль в возникновении мюзикла (можно сказать-мюзикл появился благодаря этому жанру) сыграл джаз, который в начале XX в. постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

История мирового мюзикла на сегодня насчитывает около 100 лет. Хотя некоторые эксперты считают первым в мире мюзиклом оперу Жоржа Бизе «Кармен» (1874), а некоторые идут еще дальше и начинают отсчет с «Волшебной флейты» Моцарта (1791). Безусловными предтечами мюзикла можно считать «Оперу Нищих» Джона Гея (1787) или комические оперы Джилберта и Салливана (середина 19 столетия). Первым настоящим американским мюзиклом считается «Плавучий театр» (“Show Boat”) композитора Джерома Керна и либреттиста Оскара Хаммерстайна (1927). В нем впервые степень интеграции текста и музыки достигла «мюзикальной консистенции». Однако тогда еще «Плавучий корабль» назывался не мюзиклом, а ещё музыкальной комедией.

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение - все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома! , получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др.

В Америке эпицентром столь яркого музыкально-театрального представления является, конечно, Бродвей- культовая улица Нью-Йорка, где сосредоточено огромное количество театров и мюзик-холлов, всегда манил воображение как актеров, так и зрителей. Бродвейские мюзиклы стали настоящим брендом, голливудские звезды то и дело участвуют в здешних постановках, а любители театра жадно читают в газетах рецензии на новые спектакли. В районе пересечения Бродвея с 42-й стрит находится Таймс-сквер – здесь и располагаются знаменитые бродвейские театры. Сегодня в этом квартале насчитывается около 40 больших театров, являющихся основой американской театральной культуры. Потому название улицы давно стало нарицательным, синонимом этого искусства в США в принципе.



Похожие статьи
 
Категории