Что такое паизиелло, джованни? Значение и толкование слова paiziello dzhovanni, определение термина. Значение паизиелло, джованни в словаре кольера Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

17.07.2019

В 1754-1763 годах учил-ся в кон-сер-ва-то-рии «Сант-Оноф-рио» в Не-апо-ле (сре-ди его учи-те-лей - Ф. Ду-ран-те). Ран-ние ко-мические опе-ры Паизиелло ста-ви-лись в те-ат-рах Пар-мы («Смеш-ные вир-ту-оз-ки», либретто К. Голь-до-ни), Мо-де-ны («Же-на в шта-нах», по од-но-именной ко-ме-дии Я. А. Нел-ли), Бо-ло-ньи («Бол-тун», все три 1764 год), Ве-не-ции («Лю-бовь на ба-лу», 1765 год).

С 1766 года жил в Не-апо-ле, где бы-ли по-став-ле-ны «Ки-тай-ский идол» (1767 год, те-атр «Нуо-во»), «Дон Ки-хот Ла-манч-ский» (либретто Дж. Ло-рен-ци по М. де Сер-ван-те-су, 1769 год, «Те-ат-ро деи Фьо-рен-ти-ни»), «Мни-мый Со-крат» (1775 год, те-атр «Нуо-во»). В жан-ре опе-ры-се-риа им со-зда-ны «Дик-та-тор Лу-ций Па-пи-рий» (либретто А. Дзе-но, 1767 год, те-атр «Сан-Кар-ло»), «Ар-та-ксеркс», «Де-мет-рий» (обе 1771 год, Мо-де-на), «Алек-сандр в Ин-дии» (1773 год, там же; все три на либретто П. Ме-та-ста-зио), «Ан-дро-ме-да» (1774 год, Ми-лан), «Де-мо-фонт» (либретто Ме-та-ста-зио, 1775 год, Ве-не-ция).

В 1776-1784 годах при-двор-ный ка-пель-мей-стер в Санкт-Пе-тер-бур-ге, был треть-им (по-сле Б. Га-луп-пи и Т. Тра-эт-ты) из круп-ных итальянских мас-те-ров, ру-ко-во-див-ших музыкальной жизнью русского императосркого дво-ра в XVIII веке. Де-бю-тиро-вал здесь опе-рой-се-риа «Нит-те-ти» (либретто Ме-та-ста-зио, 1777 год). В Рос-сии им на-пи-са-ны «те-ат-раль-ное дей-ст-во» «Лу-цин-да и Ар-ми-дор» (1777 год), опе-ры-се-риа «Ахилл на Ски-ро-се» (либретто Ме-та-ста-зио, 1778 год), «Ал-кид на рас-пу-тье» (1780 год), опе-ра-буф-фа «Се-виль-ский ци-рюль-ник, или Тщет-ная пре-дос-то-рож-ность» (по ко-ме-дии П. Бо-мар-ше, 1782 год, Эр-ми-таж-ный те-атр) и др.

Не-ко-то-рые из ра-нее соз-дан-ных про-из-ве-де-ний Паизиелло бы-ли по-став-ле-ны на русской сце-не (опе-ра «Мни-мый Со-крат» под названием «Мни-мые фи-ло-со-фы», при-вед-шая в вос-торг Ека-те-ри-ну II ; ин-тер-ме-дия «Слу-жан-ка-гос-по-жа» на либретто Дж. А. Фе-де-ри-ко, ра-нее ис-поль-зо-ван-ное Дж. Б. Пер-го-ле-зи, 1781 год). Его опе-ры ста-ви-лись так-же в за-го-род-ных ре-зи-ден-ци-ях им-пе-рат-ри-цы (Ка-мен-ный ост-ров, Пе-тер-гоф, Цар-ское Се-ло). Опе-ра «Лун-ный мир» (либретто К. Голь-до-ни) ис-пол-ня-лась на от-кры-тии Боль-шо-го (Ка-мен-но-го) те-ат-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1783 год).

В Мо-ск-ве си-ла-ми итальянской труп-пы по-став-ле-ны опе-ры-буф-фа «При-твор-ная лю-бов-ни-ца», «Мни-мые ас-т-ро-ло-ги» (ре-дак-ция «Мни-мых фи-ло-со-фов») и ин-тер-ме-дия «Слу-жан-ка-гос-по-жа» (все 1782 года), опе-ра «Лу-цин-да и Ар-ми-дор» (1784 год; все они позд-нее во-шли в ре-пер-ту-ар русской труп-пы); опе-ра «Се-виль-ский ци-рюль-ник, или Бес-по-лез-ная пре-дос-то-рож-ность» бы-ла ис-пол-не-на на русский язык (1797 год).

Паизиелло пи-сал так-же ин-ст-ру-мен-таль-ную му-зы-ку для при-двор-ных празд-неств (со-хра-ни-лось 24 ди-вер-тис-мен-та для 2 флейт, 2 клар-не-тов , 2 вал-торн и фа-го-та, не-ко-то-рые из них име-ют про-грамм-ные под-за-го-лов-ки - «Диа-на», «Пол-день», «За-ход солн-ца», «От-ход ко сну»), кла-вир-ные пье-сы (из-вест-ны 2 кон-цер-та для кла-ве-си-на с ор-ке-ст-ром) и ин-ст-ру-мен-таль-ные ан-самб-ли (изданы в Па-ри-же в конце XVIII века), пред-на-зна-чен-ные для великой княгини Ма-рии Фёдо-ров-ны (бу-ду-щей им-пе-рат-ри-цы), ко-то-рая бра-ла у Паизиелло уро-ки. Ей же по-свя-ще-но его учеб-ное по-со-бие «Пра-ви-ла хо-ро-ше-го ак-ком-па-не-мен-та…» («Regole per bene ac-compagnare il partimento…», из-дан-ное на итальянском языке в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 1782 год). Для ис-пол-не-ния в пе-тербургских ду-хов-ных кон-цер-тах Паизиелло на-пи-сал ора-то-рию «Стра-сти Хри-сто-вы» («Passione di Gesu Cristo», 1783 год).

По воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну Паизиелло был на-зна-чен при-двор-ным ка-пель-мей-сте-ром и ком-по-зи-то-ром не-апо-ли-тан-ско-го ко-ро-ля. В 1799 году стал ди-рек-то-ром му-зы-ки в ре-во-люционном пра-ви-тель-ст-ве Не-апо-ля, но по-сле вос-ста-нов-ле-ния вла-сти Бур-бо-нов от-стра-нён от всех долж-но-стей. В 1802-1803 годах в Па-ри-же ру-ко-во-дил лич-ной ка-пел-лой На-по-ле-о-на Бо-на-пар-та. Здесь бы-ла по-став-ле-на его опе-ра «Про-зер-пи-на» (на французское либретто Ф. Ки-но, 1803 год), не имев-шая, од-на-ко, ус-пе-ха. По-сле по-ста-нов-ки в Не-а-по-ле опе-ры «Пи-фа-го-рей-цы» (1808 год) Паизиелло ото-шёл от творческой дея-тель-но-сти.

Паизиелло - круп-ней-ший пред-ста-ви-тель итальянского опер-но-го искусства второй половины XVIII века. Им соз-да-но около 100 опер (се-риа и буф-фа; неко-то-рые су-ще-ст-ву-ют в раз-ных ре-дак-ци-ях). На-ря-ду с Н. Пич-чин-ни, Паизиелло был круп-ней-шим мас-те-ром итальянской ко-мической опе-ры в по-ру её наи-выс-ше-го рас-цве-та во второй половине XVIII века. Опе-ры-буф-фа Паизиелло от-ли-ча-ют-ся све-же-стью и раз-но-об-ра-зи-ем ме-ло-ди-ки, впи-тав-шей эле-мен-ты не-апо-ли-тан-ской народной пес-ни, рит-мической ост-ро-той и изо-бре-та-тель-но-стью, воз-рос-шей ро-лью ор-ке-ст-ра. При-су-щий ком-по-зи-то-ру дар мет-ких и бро-ских ха-рак-те-ри-стик по-зво-лял ему соз-да-вать за-по-ми-наю-щие-ся музыкально-сце-нические об-ра-зы. Уме-ло ис-поль-зуя кон-тра-сты, он дос-ти-гал стре-ми-тель-но-сти дей-ст-вия и яр-ких ко-ме-дий-ных эф-фек-тов.

Не ог-ра-ни-чи-ва-ясь чис-то ко-ме-дий-ной те-ма-ти-кой, Паизиелло об-ра-щал-ся к сю-же-там и об-раз-ам эк-зо-ти-че-ско-го («Ки-тай-ский идол», 1766 год), чув-ст-ви-тель-но-пас-то-раль-но-го («Мель-ни-чи-ха», 1789 год; не-од-но-крат-но ста-ви-лась в московском Боль-шом те-ат-ре) ха-рак-те-ра. В опе-ре «Ни-на, или Бе-зум-ная от люб-ви» (либретто Дж. Ло-рен-ци, 1789 год; в Рос-сии ста-ви-лась под названием «Ни-на, или От люб-ви су-ма-сшед-шая», 1797 год, Боль-шой те-атр), од-ной из вер-шин твор-че-ст-ва Паизиелло, он при-бли-жа-ет-ся к ти-пу сен-ти-мен-таль-ной бур-жу-аз-ной дра-мы. Паизиелло ока-зал влия-ние на В. А. Мо-цар-та и Дж. Рос-си-ни.

И педагог. Мастер комической оперы, он оказал значительное влияние на формирование стиля Моцарта и Россини .

Джованни Паизиелло
Giovanni Paisiello

Портрет кисти Виже-Лебрен ,
Основная информация
Имя при рождении итал. Giovanni Gregorio Cataldo Paisiello
Дата рождения 9 мая (1741-05-09 )
Место рождения Роккафорцата
Дата смерти 5 июня (1816-06-05 ) (75 лет)
Место смерти
Профессии
Годы активности Неаполь
Жанры опера , симфоническая музыка
Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в -1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре . В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милана , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L’idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты , третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года .

В Петербурге написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструментов. Он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне , для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента , или фундаментального баса , на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento о sia il basso fondamentale sopra il cembalo ), обобщившее широко распространённую на его родине дидактическую практику реализации цифрованного баса в рамках типовых (для мажорно-минорной тональности) моделей.

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

Но среди многочисленных поклонников композитора был и Наполеон, который в 1802 году пригласил Паизиелло в Париж . Здесь в 1803 году Паизиелло написал на французское либретто Ф. Кино «Прозерпину», выдержанную в традициях старой итальянской оперы-сериа; после

Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло pодился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паизиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом.

Начал он свою блестящую карьеру двумя комическими операми для театра в Болонье – «La pupilla» и «Il mondo al rovercio», которые имели огромный успех и принесли ему известность. Этот первый успех побудил Паэзиелло главным образом работать над созданием опер. В течение своей жизни он написал их около ста. Им были написаны оперы различных жанров для театров Неаполя, Милана, Флоренции, Рима и Петербурга.

В 1776 году Паизиелло был приглашен в Россию в качестве композитора и капельмейстера итальянской придворной оперы. Восемь лет он находился в России, написав за это время около десяти опер и множество кантат. Несколько фортепианных пьес были написаны для великой княгини Марии Федоровны, жены наследника престола Павла. Княгиня брала у Паэзуэлло уроки, и для нее он сочинил учебное пособие - «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине».

Дебютировал Паизиелло в Петербурге оперой «Ниттетти». Затем были поставлены «Ахилл на Скиросе» и «Алкид на распутье». В 1781 году в Царском селе состоялась премьера его оперы «Служанка – госпожа», а годом позже в Петербурге был поставлен «Севильский цирюльник». Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паизиелло для русской сцены. Опера «Лунный мир» исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге в 1783 году. Композитор много писал инструментальной музыки для придворных празднеств, принимал участие в «домашних» концертах во дворце, где аккомпанировал замечательно певшей фрейлине Екатерины II Синявиной. Покровительствовало итальянскому композитору семейство Воронцовых.

В 1786 году Паизиелло возвратился, наконец, на родину в Неаполь. Здесь он становится капельмейстером придворной капеллы и остается на этом месте в течение шести лет. После своего отъезда из России, Паизиелло не только не ослабил дружеских связей с представителями российской знати, но и был для них за границей своего рода «музыкальным агентом», пересылал ноты, сообщал последние музыкальные новости, всячески старался помочь.

В 1792 Паизиелло был приглашен Наполеоном в Париж в качестве директора капеллы Тюльери. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина», не имевшая успеха и холодно принятая французским музыкантами. Неприемлемые условия службы, и, отчасти, реакция на поставленную оперу, заставляют композитора возвратиться в Неаполь, на прежнее место капельмейстера придворной капеллы. Политические события в Италии 1815 года становятся причиной его отставки со службы, хотя ему и было сохранено капельмейстерское жалование. 74-летний композитор не смог справиться с таким ударом судьбы и в 1816 году умер.

Необходимо напомнить здесь о том, что Паизиелло известен и как композитор церковной музыки. Он написал ораторию на страсти Господни, Рождественскую пастораль, два реквиема, три большие оркестровые мессы и около тридцати небольших четырехголосных месс.

Виктор Каширников

итальянский оперный композитор, много работавший в России

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре. В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милане , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L"idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты, третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года; здесь он написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле); представлением оперы «Лунный мир» на либретто К. Гольдони в 1783 году был открыт Каменный театр в Петербурге.

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструметов; он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне, для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли; для своей ученицы Паизиелло написал учебное пособие «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento: о sia il basso fondamentale sopra il Cembalo, 1782).

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

В 1784 году Паизиелло вернулся на родину и стал придворным капельмейстером и композитором короля Неаполя. К этому времени Паизиелло уже получил признание и в Вене, для которой в 1784 году написал оперу «Король Теодор в Венеции» (Il re Teodoro in Venezia, 1784); во этот период, наряду с оперой-буффа («Пещера Трофония», «Мельничиха» и др.), композитор всё чаще обращается к жанру опере-сериа, в Неаполе рождаются «Антигон» (Antigono, 1785), «Федра» (1788), «Покинутая Дидона» (Didone abbandonata, 1794), «Андромаха» (1797) и др.

В 1799 году французские войска при поддержке итальянский повстанцев свергли неаполитанского Бурбона и Паизиелло получил пост директора национальной музыки в созданной Наполеоном Партенопейской республике. Через полгода, когда французские войска ушли, Республика пала; вернувшийся король обвинил Паизиелло в измене за переход на сторону мятежников и отстранил от должности.

паизиелло, джованни -

(Paisiello, Giovanni) (1740-1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св. Онуфрия в Неаполе, где Паизиелло проучился девять лет (с 1754).

Наделенный живым чувством юмора и умением вышучивать самого себя и окружающих, Паизиелло нашел выход своим способностям в сочинении комических опер; он привел в восторг слушателей целой серией произведений, которые с неизменным успехом ставились в главных городах Италии.

В 1776 Паизиелло получил приглашение российской императрицы Екатерины II и отправился в Петербург. Работая при русском дворе (1776-1784), сочинил оперу Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia, 1782), представленную во время визита в Россию военного моряка Джона Пола Джонса, героя американской войны за независимость. Джонс предложил композитору написать революционный гимн для Соединенных Штатов, но Паизиелло отклонил предложение, сказав, что Америка гораздо более нуждается в новых законах, нежели в таком пустяке, как музыка к национальному гимну.

После успешного завершения службы в России Паизиелло работал в Вене, где написал 12 симфоний по заказу императора Иосифа II и оперу Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784). Вернувшись в родной Неаполь в то время, когда там была провозглашена республика, Паизиелло был обласкан новой властью и получил должность директора музыки Неаполитанской республики. При реставрации монархии он потерял этот пост, однако его услуги понадобились Наполеону, который пожелал, чтобы Паизиелло организовал и возглавил императорскую капеллу. Во Франции Паизиелло получал столь же щедрое вознаграждение, как ранее в России, чем возбуждал ревность других придворных музыкантов. Для Франции он написал немало опер и даже попробовал сочинить оперу на французское либретто (Прозерпина, 1803). Однако она не имела успеха, Паизиелло пал духом и убедил Наполеона отпустить его в Неаполь, сославшись на болезнь жены.

На родине Паизиелло благополучно прожил остаток своих дней. Был вполне обеспечен, получая пенсию от разных монархов, которым служил ранее. Умер Паизиелло в Неаполе 5 июня 1816.

паизиелло, джованни

(Paisiello, Giovanni) (1740-1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св. Онуфрия в Неаполе, где Паизиелло проучился девять лет (с 1754). Наделенный живым чувством юмора и умением вышучивать самого себя и окружающих, Паизиелло нашел выход своим способностям в сочинении комических опер; он привел в восторг слушателей целой серией произведений, которые с неизменным успехом ставились в главных городах Италии. В 1776 Паизиелло получил приглашение российской императрицы Екатерины II и отправился в Петербург. Работая при русском дворе (1776-1784), сочинил оперу Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia, 1782), представленную во время визита в Россию военного моряка Джона Пола Джонса, героя американской войны за независимость. Джонс предложил композитору написать революционный гимн для Соединенных Штатов, но Паизиелло отклонил предложение, сказав, что Америка гораздо более нуждается в новых законах, нежели в таком пустяке, как музыка к национальному гимну. После успешного завершения службы в России Паизиелло работал в Вене, где написал 12 симфоний по заказу императора Иосифа II и оперу Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784). Вернувшись в родной Неаполь в то время, когда там была провозглашена республика, Паизиелло был обласкан новой властью и получил должность директора музыки Неаполитанской республики. При реставрации монархии он потерял этот пост, однако его услуги понадобились Наполеону, который пожелал, чтобы Паизиелло организовал и возглавил императорскую капеллу. Во Франции Паизиелло получал столь же щедрое вознаграждение, как ранее в России, чем возбуждал ревность других придворных музыкантов. Для Франции он написал немало опер и даже попробовал сочинить оперу на французское либретто (Прозерпина, 1803). Однако она не имела успеха, Паизиелло пал духом и убедил Наполеона отпустить его в Неаполь, сославшись на болезнь жены. На родине Паизиелло благополучно прожил остаток своих дней. Был вполне обеспечен, получая пенсию от разных монархов, которым служил ранее. Умер Паизиелло в Неаполе 5 июня 1816.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

павлова, анна павловна
павлова, анна павловна матвеевна - (18811931), одна из величайших балерин 20 в. Родилась...
павсаний - (2 в. н.э.), древнегреческий путешественник и писатель, автор...



Похожие статьи
 
Категории