Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы? Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Что для мцыри 3 дня свободы.

20.06.2020
Опишите три дня, которые провел Мцыри на воле. Не пропустите упоминания о мире живой природы - о ветре, птицах, зверях. Как объяснить, что мир природы то друг, то враг отважному беглецу? Мцыри бежит из монастыря ночью, во время грозы, «в ужасный час», когда монахи от страха «ниц лежали на земле». Юноша же полон восторга, его бурному сердцу, жаждущему свободы, близка гроза, раскаты грома, блеск молний. Он бежит, не зная пути, бежит долго, боясь погони и стараясь уйти подальше от мона­стыря. И хотя он слышал крик шакала, видел скользящую между камней змею - страха в его душе не было. Ночная мгла сменилась ранним утром, он внимательно наблюдает за всем, что окружает его: запели птички, озолотился восток, «дох­нули сонные цветы». Весь первый день пребывания на воле окрашен в светлые тона. Мцыри удивляется красоте окру­жающего мира: «Божьим садом» называ­ет то, что видит, а видит он и «радужный наряд» растений, и «кудри виноградных лоз», и летящих к ним птиц. Все восхи­щает юношу. Чтобы показать чувство вос­торга, удивления, охватившее Мцыри, Лермонтов часто использует слово так: В то утро был небесный свод Так чист … Он так прозрачно был глубок, Так полон ровной синевой! Слово так помогает выразить и восторг юноши при воспоминании о случайно увиденной им молодой грузинке у горного потока: ее голос «так безыскусственно живой, так сладко вольный», ее песню он будет помнить всю жизнь, как не забыть ему и ее облик («мрак очей был так глу­бок, так полон тайнами любви»). Любовь, готовая пробудиться в душе Мцыри, и умиротворение, которое возникло при виде девушки и сакли с голубым дымком, куда она скрылась, заставляют юношу вспомнить о главном - «пройти в роди­мую страну» - и силой воли он подавляет свое желание пойти за молодой грузин­кой. Поэтому воспоминания о встрече ок­рашены и радостью, и печалью. Мцыри продолжает свой путь. Если раньше окружающая природа была другом, он чувствовал свое слияние с ней, понимал ее язык, красота окружающего мира вызывала в нем чувство радости, удовлетворения, то теперь ближе к ночи второго дня скитаний природа становится его врагом и как бы предупреждает о тщетности его попыток пройти на роди­ну. Наступление ночи окрасило все в мрачные тона, он перестал видеть горы, повсюду был лес, «страшней и гуще каж­дый час». Мцыри смог превозмочь «стра­дания голода», но сознание, что он поте­рял дорогу, что заблудился, ощущение своего бессилия вызвали рыдания у ни­когда не плакавшего юноши. И все-таки ему удалось преодолеть минутную сла­бость и собрать все силы для поединка с барсом. В борьбе с барсом проявились его бесстрашие, его могучий дух, его воля к победе. Потерявший много сил в борьбе с бар­сом, Мцыри снова заставляет себя продол­жать путь, хотя и понимает, что может и не выйти из леса. Но он вышел - и уви­дел вокруг себя знакомые места, вдалеке был монастырь, где столько дней он «тер­пел, томился и страдал», вынашивая за­мысел побега. Дальний звук колокола дал почувствовать Мцыри бесплодность сво­их попыток попасть на родину. «Огонь безжалостного дня», как и предыдущая ночь, вконец изматывают юношу, ли­шают его последних сил: Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. И все-таки, несмотря на все препятст­вия, которые пришлось преодолеть это­му волевому, бесстрашному юноше, он утверждает, что без этих трех дней его жизнь «была б печальней и мрачней бессильной старости».

Поэма «Мцыри» - одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова . Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Юный послушник Мцыри был горд, свободолюбив, отчаян и бесстрашен. Единственное, что его интересовало это природа Кавказа и родные края.

В связи с тем, что он родился в горном ауле, его сердце навсегда осталось там, рядом с родными и близкими людьми. Еще ребенком мальчик был отлучен от родителей и волею судьбы попал в монастырь, стены которого для него стали настоящей тюрьмой. Все время, проведенное там, он мечтал о вольной жизни, такой как его душа. Однажды Мцыри все же смог вырваться из стен монастыря и провести три дня на лоне природы.

Это время стало самым счастливым периодом в его жизни. Даже если бы он знал заранее, что ему суждено на воле погибнуть, то все равно решился бы на этот отчаянный шаг. За три дня свободной жизни он сумел в полной мере раскрыть себя и свои личностные качества. Он возмужал, окреп и стал еще смелее.

Он встретил молодую грузинку на своем пути, чей голос навсегда остался в его сердце. Он встретил могучего барса, с которым вступил в неравный бой. Он смог преодолеть без страха дремучие леса, высокие горы и быстрые реки. Однако до одного края так и не добрался, так как был сильно ранен зверем. И все же эти три дня на многое ему открыли глаза. Мцыри вспомнил лица своих родителей, отчий дом в ущелье горного аула.

Вернувшись в монастырь, он исповедался старому монаху, когда-то спасшему его от смерти. Теперь он снова умирал, но на этот раз от полученных ран. Он ни капли не сожалел о тех трех днях, проведенных на свободе. Единственное, что его тревожило, это тот факт, что он так и не смог обнять в последний раз родных. Последней просьбой послушника было похоронить его в саду лицом в сторону родного аула.

План
Введение
История пленения и жизни Мцыри.
Основная часть
Три дня скитаний - самые яркие впечатления жизни героя:
а) красота природы;
б) встреча с девушкой-грузинкой;
в) битва с барсом.
Мцыри понял, что «на родину следа не проложить уж никогда».
Герой не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях.
Заключение
Жизнь героя «без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней...».
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30-40-х годов XIX века. Мцыри - пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник». Казалось, Мцыри привык жить в монастыре, смирился со своей участью и даже готовился принять монашеский обет, но «вдруг однажды он исчез». Лишь через три дня нашли его, бесчувственного, в степи и принесли обратно.
Что же рассказал Мцыри о своих скитаниях в эти три дня? Это были самые яркие впечатления его жизни. Все то, чего он был лишен, предстало перед ним во всей красе. Красота природы, «пышные поля», холмы, горные потоки поразили юношу. «Кругом меня цвел Божий сад», - рассказывает он монаху. Еще больше поразила его встреча с девушкой-грузинкой. Пусть «беден был ее наряд», но «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились...» - вспоминает юноша. Наконец, самым сильным потрясением стала для него битва с барсом: «...сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...» Вооруженный лишь рогатым древесным суком, Мцыри проявляет в этой битве чудеса мужества и силы. Он наслаждается яростью битвы и убеждает себя, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Конечно, все эти впечатления утомили и истощили его силы. Он не готов к побегу, ни практически, ни физически. Он не знает дороги, не запасся едой. Поэтому потом начинается блуждание по горам, упадок сил, бредовый сон. Увидев знакомые места и услышав звон колокола, Мцыри понял, что обречен, «что мне на родину следа не проложить уж никогда». Но он не жалеет о трех днях, проведенных в скитаниях. Они вместили в себя все то, чего не было в его жизни раньше, все его упущенные возможности: свободу, красоту мира, тоску о любви, ярость борьбы.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей, -
говорит Мцыри монаху в предсмертной исповеди. Жизнь- подвиг, жизнь-борьба - это то, что нужно было мятежной душе героя, и не его вина, что в его жизни осуществились только эти три дня.

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению



Похожие статьи
 
Категории