Чувственное и рациональное познание и их формы.

11.10.2019

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание – это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.

А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитных волн, а некоторые животные их воспринимают. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.

Однако в истории философии имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)1, который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.)2. Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.

С позиций диалектического материализма эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо символы, знаки возможны (допустимы) и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д.

И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно столько органов чувств, сколько нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков он есть, то человек, как и любое животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного сомнения говорит за то, что мы правильно отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.

Что в целом дает нам чувственное познание? Знание отдельных свойств, признаков вещей, внешних связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого35. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Как образуются понятия? Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира. Выделение общего сопровождается в то же время отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут нам выделить стул, как предмет для сидения, имеющий 4 ножки и спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий эти признаки и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Т.о., понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.

Есть понятия, которые отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия и т.д.)

Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.

Например:

1. Все хищники питаются мясом;

2. Тигр – хищное животное;

3. Следовательно, тигр тоже питается мясом.

1. Все металлы электропроводны;

2. Медь – металл;

3. Следовательно, медь обладает электропроводностью.

Рациональное мышление отстоит дальше от действительности, чем чувственное. Значит ли это, что чувственное познание дает нам более богатое, яркое, образное знание действительности, чем рациональное? Это только на первый взгляд. На самом деле способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.

Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества. Способность разума к фантазии в то же время есть и источник заблуждений, т.е. абстракции могут быть истинными и ложными. Поэтому способность разума творить должна быть неразрывно связана с практикой, иметь в ней опору, как в основе познания.

Какова взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания? Сторонники сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) - направления в теории познания, утверждали примат (от лат. неравенство, главенство, преобладающее значение) чувственного опыта над разумом2. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте. Наиболее яркими представителями сенсуалистами в истории философии были: Джон Локк, Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Клод Андриан Гельвеций, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри.

Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним, объективным миром, а в показаниях органов чувств человека – отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания.

Рационалисты (от лат. ratio – разум) - утверждали примат разума над чувственным знанием. Еще Парменид различал «знание по истине», т.е. полученное посредством разума и знание «по мнению», полученное в результате чувственного восприятия. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Герцен Александр Иванович и другие). Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (например, Р. Декарт; И. Кант).

Основной принцип диалектического материализма в теории познания – диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Диалектическое взаимопроникновение чувств и разума в процессе познания означает, что не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем. А там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное.

Познание во многом очень сложный противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция. Интуиция в переводе с латинского буквально означает «пристально смотрю». Это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств (как внезапное озарение).

Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз « с первого взгляда», затрудняясь объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.

В философии и науке выделяют следующие виды интуиции:

1. Интеллектуальная. Так Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного интеллектуального знания, которое приходит как внезапное озарение. 2. Чувственная. Например, Л. Фейербах утверждал, что тайна интуитивного познания «сосредоточена в чувственности». 3. Эмоциональная. 4. Мистическая (как результат божественного откровения).

Предпосылки интуиции:

1. Профессиональная подготовка к проблеме; 2. Поисковая - длительная подготовка ума, т.е. длительный, напряженный, интеллектуальный поиск. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Многие из великих ученых смущались и огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро и – интуитивно, то есть как бы без углубленной работы. Так, известный отечественный ученый-химик Д.И. Менделеев писал: «Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел». А. Эйнштейн заявлял: Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». И наконец, Л. Пастер «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов»1; 3. Наличие подсказки, своего рода пускового механизма для интуиции Для И. Ньютона, как известно, это было яблоко, упавшее на него и вызвавшее идею всемирного тяготения. Для инженера-мостовика С. Броуна такой подсказкой оказалась весящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста. В одной из передач радио России (от 01.11.2004 г.) прозвучала информация о том, что сыну Данте во сне приснилось место, где его отец запрятал отдельные рукописи своей «Божественной комедии», которые впоследствии действительно были там обнаружены. Известно также, что Д.И. Менделееву таблица периодического закона химических элементов в завершенном виде явилась во сне.

Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие – утверждают, что интуиция это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое название, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывает поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.

По генезису и способу организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и вненаучное.

Обыденное (житейское) складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации фактов, их описанию. Обыденное знание важно для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для выработки организованных и систематизированных видов знания.

Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание – это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованием новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности – приращение новых истинных знаний о мире»1.

В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания»2. В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного знания.

Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического1 знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.

В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного процесса в целом, невозможность научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум, который и заполняется разнообразными формами вненаучного знания, в первую очередь религиозно-мифологическими и эзотерическими2.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

§2. Чувственное и рациональное познание

Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.

1. Чувственное познание

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.

Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.

Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета, звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет невозможным.

Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и т.д.

Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.

В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.

Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.

Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.

Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.

Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.

Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление - и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.

Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.

Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.

Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений существенно отличаются.

Характерные черты чувственного познания:

непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.

♦ конкретность; ♦ наглядность;

Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).

Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.

2. Рациональное познание

Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.

Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета. Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо. Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например, "Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве" т.д.

В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например: "Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета: "Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус, что распространяет онкозаболевания?".

Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.

Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, т.е. являются результатами выводов.

Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение, называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений, то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения "Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп - инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод: "Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения, как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего термина.

Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.

Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками. Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений, но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений. Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например, и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо" не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе они достаточны для определения предмета.

Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например, дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" - "их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается". То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей ("Моя мама лучше всех!").

Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.

Характерные черты рационального познания:

опосредованность; ♦ обобщенность;

♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;

♦ сутнісність.

Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.

Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.

Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют явления.

Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.

3. Единство чувственного и рационального в познании

После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?

Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).

Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное, и что истинным познанием является только разумное, рациональное.

Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.

Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.

Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения - дистанция огромного размера.

Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.

Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу". Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический метод познания, выдвинули много ценных идей.

На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.

Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:

поставляет первичную информацию о внешние объекты;

слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.

В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.

При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.

В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.

Гораций

Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.

Г. Роллан

Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.

М. Гоголь

И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Г. Шуман

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.

В. Гюго

В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.

В. Вернадский

Счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.

И. Бардин

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Ж. Жубер

Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями... представь, каким бы привлекательным ни казался полет.

Ж. Фабр

Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.

А. Эйнштейн

Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта - особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий к понятию фантазии.

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".

Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются между собой.

Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих, представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.

Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.

Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.

Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.

Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.

Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.

Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает "созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания". Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.

В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:

накопление образов и абстракций в памяти;

не осознанное комбинирования и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;

четче осознание задачи и ее формулировка;

внезапное нахождение решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха, сна).

Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна, "комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг одну, то сцепляясь, то роз"єднуючись, и однажды схватились так, что образовали кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".

Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.

Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные. В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг, что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".

Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.

Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.

Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.


Человеку необходимы знания о себе и окружающем мире. Именно знания позволяют нам адаптироваться в мире, объяснять и предвидеть приближение некоторых событий. Сегодня мы имеем возможность изучать различный опыт разных народов. Вместе с тем различают чувственное и рациональное познание. Давайте попробуем разобраться в этом более подробно.

Рациональное познание

Чувственный и рациональный уровни познания имеют свои формы. Сначала разберем формы рационального познания:

  1. Мышление преобразует чувственный опыт и предоставляет возможность получить определенные знания о таких отношениях, которые недоступны одному лишь чувственному познанию.
  2. Сравнение позволяет выделить общие существенные черты, в результате чего формируется правильное понятие.
  3. Понятие является формой , которая отражает предметы или явления в их существенных признаках. Известно, что понятие строится на основе представления, которое является чувственной формой. Признаки предметов, полученные из представления подвергаются тщательному анализу и разбираются с выделением на существенные. Для того, чтобы что-то понять, необходимо пропустить это через свои ценности, идеалы, опыт, нормы и т.д.
  4. Суждение является формой мысли, в которой можно что-то утвердить или отрицать через связь определенных понятий. При помощи суждения мы можем раскрыть одну из сторон предмета, которая выражается в отсутствии или наличии отдельного признака. Для того, чтобы о чем-нибудь судить, необходимо выразить собственное мнение по поводу сказанной мысли.
  5. Умозаключением называют форму мышления, при помощи которой можно получить новое суждение на основании других.
Чувственное познание

Этот вид также имеет свои формы:

  1. Ощущения являются прямым воздействием на органы чувств. Они отражают ситуации и предметы при воздействии на зрение, обоняние, осязание, слух, вкус и прочие органы чувств.
  2. Восприятие воздействует на органы чувств целостным образом предмета. Оно связано с активным обнаружением, а также различением и анализом свойств, предметов при помощи наших рук, глаз, ушей и т.д. Именно восприятие связывает и соотносит предметы в пространстве и времени. Таким образом, обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающей обстановке.
  3. Представление является чувственным образом предметов и ситуаций, которые сохраняются в сознании без их непосредственного воздействия. Представление позволяет формировать образы предметов на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Важно отметить, что особенности рационального и чувственного познания должны гармонично сочетаться друг с другом. Нельзя руководствоваться только одной стороной.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:

  • вы читаете научную статью;
  • проводите эксперимент;
  • выдвигаете теорию;
  • доказываете теорему;
  • проводите социологический опрос и т.д.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, когда вы:

Настоящий процесс познания должен происходить при взаимосвязи чувственных и рациональных форм. Их можно выделять и рассматривать по-отдельности, но они являются сторонами единого процесса, поэтому должны работать сообща. В некоторых случаях может преобладать рациональный компонент (наука), в других - чувственный (искусство). При этом взаимосвязь чувственного и рационального познания очень важна. Если они будут функционировать в гармонии друг с другом, сможет принимать правильные решения и оставаться при этом счастливой.

Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Все эти формы, как и познание в целом, обобщены и обусловлены практикой, и потому не могут быть сведены, как это делалось метафизическим созерцательным материализмом, к пассивной чувственности изолированного индивида.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувств человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и есть источником познания, вместе с тем не дает целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину. Более сложной формой отражения есть восприятие.

Восприятие - это чувственное отражение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств при непосредственном действии их на органы чувств человека. Восприятие - это целостный, многоаспектный, чувственный образ действительности, который возникает на основе ощущений, но не является их механической суммой. Это качественно новая форма чувствительного отражения действительности, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов. Восприятие имеет активный характер.

Представление - это чувственный образ, форма чувственного отражения, которая воссоздает свойства действительности по отраженным в памяти следам предметов, которые ранее воспринимались субъектом.

Представление - это чувственный образ предмета, который уже не действует на органы чувств человека; это обобщенный образ действительности. Представление делится на образы памяти и образы воображения. С помощью образов воображения создается картина будущего.

Чувственное отражение, как уже отмечалось, является источником любого знания о действительности. Тем не менее, выделение чувственного познания как начального этапа познания имеет смысл лишь в том случае, когда решается вопрос об источнике наших знаний о действительности. Вообще же чувственное отражение лишь в том случае принимает статус знания, когда оно функционирует в органическом единстве с деятельностью мышления, подчиненное его категориальному аппарату, направляется ним и подтверждается практикой, содержит в каждой из своих форм человеческий смысл и значение.

Рациональное познание. Чувственное отражение и его основные формы, хотя и являются необходимой стороной познания, ограничены в своих возможностях давать истинное знание. Поэтому знание о действительности, которой она является, независимо от субъекта, достигается дальнейшим развитием форм познания, которые выводят за границы непосредственной чувственности. Такой высшей сферой в сравнении с чувственным отражением, качественно новым уровнем отражения действительности является рациональное познание, деятельность мышления.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, существенного и системного воспроизведения действительности и решения проблем ее творческого преобразования в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключение, категории.

Понятие - это форма рационального познания, в которой отражается сущность объекта и дается его всестороннее пояснение. Понятие как знание сущности, знание об общем и закономерном формируется, в конце концов, на основе практики, поскольку именно в процессе практики субъект может определить существенные и несущественные стороны действительности. Изменение понятий является результатом изменения наших знаний о действительности или самой действительности, которая отражается в понятиях. Если новые знания не укладываются в рамки старых понятий, то происходит изменение понятий, уточнение их содержания или создания новых.

Суждение - это логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение. По сути дела, связь между понятиями выражается в суждениях, а сами понятия являются следствием деятельности мышления в форме суждений, системы их.

Умозаключение - это логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основании закономерных, существенных и необходимых связей выводится новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о действительности.

По характеру получения новых знаний умозаключения разделяются на такие основные виды:

· индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общим;

· дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общим;

· умозаключения по аналогии, - в ходе которых на основании сходства или отличия некоторых точно выявленных свойств ряда объектов приходят к выводу о сходстве или отличии иных свойств этих объектов.

Рациональное и чувственное - это диалектически взаимосвязанные стороны единого познавательного процесса, которые лишь в единстве могут давать адекватную картину действительности.

Творческое воображение. Воображение - это специфический сплав чувственного и рационального в познании, где чувственность служит основой, материалом для создания образов воображения, а мышление играет программирующую роль, дает возможность логически "достроить" целостный и общий образ действительности.

Познание, давая адекватное отражение действительности, тоже должно быть творческим процессом. Пути реализации познавательного творчества многогранны. Познавательное творчество реализуется как в процессе формирования знаний, так и в процессе его теоретической интерпретации, в выявлении и осмыслении его сущности, сферы применения и значимости, а также в практическом использовании.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, такая форма познания, когда из-за неосознанных в данный момент времени признаков и, не сознавая дороги движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Интуиция - это кульминационный момент творческого процесса, когда все элементы познавательной проблемы, которые были до этого в отделенном состоянии, объединяются в единую систему. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения новых знаний. Однако изучение творчества выдающихся ученых доказывает, что интуиция - это не внезапное проникновение в сущность явлений путем мгновенного "озарения", как считают представители иррационализма, не полная неожиданность, а явление закономерное, зависящее от полноты логического анализа проблемы. Внезапность интуитивного вывода связана с такой характеристикой интуиции, как мгновенный учет великого множества данных и факторов ситуации. Эта внезапность есть результат синтетической деятельности мышления, внутренние процессы которой не осознаются субъектом, поскольку отсутствует видимая связь результата с предыдущей интеллектуальной деятельностью. Путем интуиции осуществляется переход от постепенных количественных изменений в выяснении и осмыслении познавательной проблемы к результативному ее решению. Внезапность и неожиданность знаний, полученных путем интуиции, является таким лишь по отношению к ожидаемым результатам. Вместе с тем оно есть целиком «ожидаемым», «таким, что отвечает чаяниям» относительно общественно-исторических законов развития познания и практики.

Интуитивное открытие не является и непосредственным знанием, оно лишь имеет такой вид, поскольку достигается в основном в сфере подсознательной психической деятельности субъекта. На самом деле интуиция всегда опосредована всем сложным ходом предыдущих познавательныхпроцессов, которые были направлены на решение данной проблемы. Интуитивные открытия становятся возможными лишь тогда, когда ученый обработал определенный фактический и теоретический материал.

Пояснение и соображение. Интуицию нужно рассматривать в единстве с логическими способами и формами познания. В сложнейших логических доказательствах всегда вплетена интуиция, которая выступает элементом, объединяющим всю цепь доказательств в целостность, являясь необходимым элементом осмысления и соображения.

Соображение - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Соображение - это форма освоения действительности, что раскрывает и воссоздает содержание объекта. Все это невозможно осуществить исключительно способами рационального познания. Здесь человек использует все формы познания, в том числе и интуицию.

Пояснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существования, наличие законов их функционирования и развития. Наиболее развитой формой пояснения есть научное объяснение, которое основывается на осмыслении теоретических законов возникновения, функционирования и развития объектов. Пояснение - это важный стимул развития познания, его категориального и концептуального аппарата, а также основа разработки критериев и оценок адекватности знания. Любое пояснение строится на основе того или иного соображения действительности, которое характеризует целостность знания, его осмысленность и определенную оценку. Соображение - это, прежде всего осмысление знания, проявление и реконструкция его смысла, а также оценка через общественно значимые ценности человеческой жизнедеятельности и культуры. Теоретическое освоение действительности предусматривает не только получение знания о мире, а и понимание этого мира.

Знание, пояснение и соображение - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых он накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, что ведет к углублению понимания мира.

Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, что хоть и не гарантирует безошибочного решения проблем, все же обеспечивает движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден прерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолированно друг от друга.

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное познание - это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Более сложной формой чувственного познания является представление - сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление - результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге. Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, например яблоке, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр, сатир, ведьма в ступе и с помелом и т.д.).

Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно ли считать, что эти знания достоверны? Не обманывают ли нас чувства как считали древние скептики?

Известно, что многие животные имеют органы чувств, превосходящие по своим возможностям органы чувств человека. Зрение орла острее зрения человека, обоняние собаки тоньше человеческого. Но органы чувств человека формировались не только в результате биологической эволюции, как у животных, но и в процессе практического взаимодействия человека с внешним миром Они очеловечивались. Природа органов чувств биосоциальна. «Орел видит значительно дальше, чем человек, - отмечает Энгельс, - но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно тонким обонянием, чем человек, но она не различает и доли тех запахов, которые для человека являются определяющими признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна обладает в самой примитивной, грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду».

Нужно также иметь в виду, что человек совершенствует свои познавательные способности с помощью изготовленных и применяемых орудий познания - разнообразных приборов и приспособлений, усиливающих его органы чувств (микроскоп, телескоп, локатор и т.п.). Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является сколько-нибудь серьезным препятствием в познании внешнего мира.

Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вовобще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не бы изготовить и применять орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления - это субъективные образы объективного мира.

Необходимо, кроме того, подчеркнуть, что познавательная деятельность не сводится к чувственному восприятию. Она включает рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его результаты.

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное, кислое), о множестве предметов (яблоко, дом, человек), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории: «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество» и др. Являясь отвлечением, отходом от действительности, мышление вместе с тем и благодаря этому, способно выделять общие свойства, существенные связи вещей и процессов, устанавливать их причины, познавать законы движения и развития природы и общества, создавать целостную картину мира.

Мышление неразрывно связано с языком. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связям Разновидности языка - внутренняя речь, язык глухонемых, разнообразные средства передачи информации с помощью искусственных языков не опровергают, а, напротив, подтверждают единство языка и мышления. Язык - это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу, язык - материальное явление, он представляет собой систему звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями, абсолютизирующими одну из сторон этого единства. Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее. Если эмпирики-материалисты (Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеции, Гольбах и др.) исходили из признания материального мира, образами которого являются ощущения, то эмпирики-идеалисты (Беркли, Мах, позитивисты) ограничивали опыт комбинацией ощущений, признавая ощущения единственной реальностью. В учениях рационалистов, стоящих на идеалистических позициях (например, в философии Гегеля) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух. Вместе с тем, отстаивая тезис об активности мышления, его способности к безграничному познанию, рационализм в любой его форме противостоит различным течениям иррационализма, принижающим рациональное дознание, интеллект, выдвигающим на первый план сверхразумные способы освоения действительности.

Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что и этот процесс включены также внимание и память, воображение и интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационно-волевой сферами сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.



Похожие статьи
 
Категории