Меню статьи:
В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.
Происхождение Мари Болконской
Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.
Их семья очень богата.
Семья Марьи Болконской
Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.
Матери Марии уже нет в живых.
Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.
К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.
Внешность княжны Мари
Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».
Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.
Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».
Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.
Морально-нравственный облик княжны
Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.
Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».
Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.
У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.
Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:
«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».
Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.
Отношение Мари к членам семьи
Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».
Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.
Отношение Мари к высшему обществу
По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.
Готовность проявлять дружеские отношения
Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.
Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.
Мари Болконская и Анатоль Курагин
Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.
«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.
Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.
Брак с Николаем Ростовым
Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.
4.6 (91.11%) 9 votesАхросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения». Про нее рассказывали анекдотические случаи, тихонько посмеивались над ее грубостью, но боялись и искренне уважали. А. знали обе столицы и даже царская семья. Прототип героини - известная в Москве А. Д. Офросимова, описанная С. П. Жихаревым в «Дневнике студента».
Обычный образ жизни героини состоит в занятиях дома по хозяйству, поездках к обедне, посещении острогов, приеме просителей и выездах в город по делам. Четыре сына служат в армии, чем она очень гордилась; свою тревогу за них умеет скрывать от посторонних.
А. говорит всегда по-русски, громко, у нее «густой голос», тучное тело, она высоко держит «свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову». А. близка к семье Ростовых, более всех любя Наташу. На именинах Наташи и старой графини именно она танцует с графом Ростовым, приводя в восторг все собравшееся общество. Она же смело выговаривает Пьеру за случай, из-за которого он в 1805 г. был выслан из Петербурга; она дает отповедь старому князю Болконскому за неучтивость, сделанную Наташе во время визита; она же расстраивает план Наташи бежать с Анатолем.
- Новое!
Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...
«Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...
Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...
Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость...
Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...
В разделе на вопрос Кто читал Войну и Мир??? ПОмогите пожалуйста!!! заданный автором Просадить
лучший ответ это Вероятнее всего речь идет действительно об именинах, поэтому добавлю к предыдущим ответам:
2. Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову.
3. Цитирую "Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно-сиявшей и разрумянившейся Наташе... "
4. За столом говорили о войне с Бонапартом, дети спорили какое мороженое будет. Цитата " Мама! какое пирожное будет? --еще решительнее, не срываясь,
прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила
толстым пальцем.
-- Казак, --проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять
эту выходку.
-- Вот я тебя! --сказала графиня.
-- Мама! что пирожное будет? --закричала Наташа уже смело и
капризно-весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
-- Вот и спросила, --прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на
которого она опять взглянула.
-- Мороженое, только тебе не дадут, --сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи
Дмитриевны.
-- Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
-- Морковное.
-- Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? --почти кричала она. --Я хочу
знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все
смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости
этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
"
Успехов!