Доклад на тему «Жанры музыки», кратко изложенный в этой статье, поможет Вам узнать много полезной информации о музыкальных жанрах, в том числе современных.
Какие бывают музыкальные жанры?
Жанры музыки определяют характер и стиль музыкального направления. Первые жанры, которые выделились, относились к церковной музыке. Это были матет и месса. Позже возник жанр светской песни. В ХVII веке появились оратория, опера, кантата. С развитием камерной музыки появились и новые жанры, такие как народная песня, романсы, баллада, реквием, вокализ, серенада, кант.
В дальнейшем развитие музыкальных жанров происходило очень быстро. Сегодня выделяют 4 их категории:
- Театральные жанры. Сюда входят балет и опера, мюзиклы, музыкальные драмы, оперетты, водевили, мелодрамы и музыкальные комедии.
- Концертные жанры. Сюда входят сонаты, оратории, симфонии, кантаты, квартеты и квинтеты, трио, сюиты.
- Массово-бытовые жанры. К ним принадлежат песни, марши и танцы.
- Культово-обрядные жанры. Произведения связаны с праздничными или религиозными обрядами. Например, масленичные песни, рождественские колядки, заклинания, погребальные и свадебные плачи, тропари, колокольные звоны и кондаки.
Жанры современной музыки
В современной музыке существует много направлений и жанров. Давайте разберем основные:
- Рок (более тяжелая музыка для восприятия с элементами народных мотивов):
- Поп-рок
- Хард-рок
- Фолк-рок
2.Поп
- Хаус – это музыка, исполняемая на синтезаторе.
- Транс – это музыка с комическими и печальными мелодиями.
- Диско - это музыка с ритмическими секциями баса и ударных.
3.Рэп
- Альтернативный рэп.
- Рэпкор – смесь рэпа тяжелой музыкой.
- Джаз-рэп.
- Dirty rap.
- Comedy Rap.
4.Электронная музыка
- Дип хаус
- Гараж хаус
- Нью диско
- Соул фул хаус
Также существует классификация жанров таких основных направлений, как:
- Классическая музыка . Они распространились в XVIII веке. Среди них увертюра (инструментальное вступление к пьесам, спектаклю или произведениям), соната (для камерных исполнителей), этюд (маленькая пьеса для оттачивания исполнения музыки), скерцо (живая и стремительная музыка), симфония, опера, оратория.
- Рок музыка. Мы уже говорили о ней выше. Еще в список жанров рок музыки входят Grunge (гитарное звучание), Gothic rock (готическая музыка), Viking rock (панк рок в соединении с народной музыкой).
- . Список ее жанров составляют литургия (рождественское или пасхальное богослужение), антифон (музыка с чередованием хоровых групп), рондель (оригинальная мелодия на один мотив), проприум (часть мессы), ординариум.
- Светская музыка. Список ее жанров составляют гильярда (ритмическая и быстрая), баллада, вильянсико (баллада с поэтическим текстом).
Надеемся, что доклад о жанрах музыки помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересной информации для себя. А рассказ о музыкальных жанрах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
АДАЖИО
- 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ
- музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД
- сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ
- более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО
- 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО
- 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ
- повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ
- 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО
- 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ
- группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА
- обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО
- исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС
- 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО
- вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ
- музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ
- исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ
- музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ
МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА
ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА
- последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ
- выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС
- совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН
- звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА
- различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ
- управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ
- 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС
- неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
- время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА
- одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР
- исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ
- вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК
- характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ
- в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
- сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА
- изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ
- соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ
- 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ
- 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ
МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН
- специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР
- 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА
- быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ
- 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС
- слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО
- низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ
- момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД
- важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ
- музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО
- литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ
- одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР
- порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ
- инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО
- женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ
- склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО
- умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ
- переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО
- система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ
- призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА
- переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА
- способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО
- многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА
- нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ
- составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ
- последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА
- перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО
- прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР
(медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК
- в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ
- небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ
МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА
- повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ
- чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ
- раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ
МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО
- 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
- способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО
- вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО
- 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ
- специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА
- построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР
- окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП
- скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ
- выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА
- основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ
- переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ
- переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА
- оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН
- одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА
- конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ
- один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА
- остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ
- заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ
- религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ
- полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ
- способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ
- 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА
- вид музыкального исполнительского искусства
Музыкальные жанры (жанры музыки) — список и краткое описание музыкальных жанров и направлений.
Музыкальные жанры
1. Народная музыка — музыка различных народов мира.
2. Латиноамериканская музыка — обобщенное название музыкальных жанров и стилей стран Латинской Америки.
3. Индийская классическая музыка — музыка индийского народа, один из самых древних жанров музыки. Берет свои истоки еще с религиозных практик индуизма.
4. Европейская музыка — обобщенное понятие, характеризует музыку стран Европы.
5. Поп музыка Диско (от слова «дискотека») — жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов. Поп (от слова «популярная») — вид массовой музыкальной культуры. Легкая музыка (от «easy listening» — «легко слушать») — музыка, охватывающая разные стили, общее в такой музыке — простые, запоминающиеся мелодии. Певица, которая исполняет музыку в жанре Поп — Madonna.
6. Рок музыка — обобщенное название направления музыки, слово «rock» означает - «качаться, укачивать» и указывает на ритмичность музыки.
Кантри-рок — жанр, который объединяет в себе кантри и рок, и стала частью рок-н-ролла, после того, как Элвис Пресли выступил в 1955 на «Grand Ole Opry».
Сатерн-рок — «южный» рок, был популярен в США в 1970.
Хартленд-рок — «рок из глубинки», основан в 1980 году на «кантри» и «блюзе».
Гаражный-рок — основан в Соединенных Штатах Америки и Канаде в 1960, предшественник «панк-рока».
Серф-рок — (от английского «surf») — американская пляжная музыка, была популярна в начале 60-х.
Инструментальный рок — это жанр рок-музыки, в музыке этого жанра преобладает музыка, а не вокал, был популярен в 1950 - 1960 годах.
Фолк-рок — жанр, объединяющий элементы фолка и рока, был образован в Великобритании и США, в середине 1960-х.
Блюз-рок — гибридный жанр, объединяющий элементы блюза и рок-н-ролл, начал свое развитие в Англии и США, в 1960 году.
Рок-н-ролл — (от слова «катить») жанр, родился в 1950-х годах, в США, является ранней стадией развития рок-музыки.
Мерсибит — (значение жанра происходит от названия групп из Ливерпуля, который находится недалеко от реки «Мерси»)—жанр зародился в Великобритании в 1960-х.
Психоделический рок — музыкальный жанр, он возник в Западной Европе и Калифорнии в середине 60-х годов, связан с понятиями «психоделия» (галлюциногены).
Прогрессивный рок — жанр, который характеризуется усложнением музыкальных форм и внедрением диалога.
Экспериментальный рок — стиль, который основан в следствииэкспериментов со звучанием рок-музыки, другое название — Авангардный рок.
Глэм-рок — (от слова «эффектный» - «glamorous»)— жанр возник в Великобритании в 1970-х годах.
Паб-рок — предшественник панк-рока, направления музыки, которое возникло в 1970-х как протест представителей британского рока на чрезмерную чистоту звука в американском AOR и прог-рок.
Хардкор — жанр появился в Великобритании и США в конце 1970-х. Звук стал более быстрым и тяжелым, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока.
Скиффл — пение с аккомпанементом. Инструментарий включал стиральную доску, гармонику и гитару в качестве ритм-инструмента.
Хард-рок — («тяжелый рок») — жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары. Жанр зародился в 1960-е и сформировался в начале 1970-х.
Панк рок — музыкальный жанр, сформировался в США в 1970-х годах, немного позже — в Великобритании. Смысл, который вкладывали ранние группы в этот жанр — «стремление играть главенствует над умением играть».
Бард-рок — жанр, который появился в «Советском Союзе» в 1970-х годах. Развивался под влиянием поэзии: Виктора Цоя, Окуджавы.
J-rock — («японский рок»)— название для разных направлений рок-музыки, которые возникли в Японии.
Метал — жанр, который сформировался и хард-рока в Англии и США, в 1970-х годах.
Пост-панк — музыкальный жанр, сформировался в конце 1970-х, в Великобритании. Являлся продолжением панк-рока и отличался разнообразием самовыражения в музыке.
New Wave — направление, которое включает разные жанры рок-музыки, идейно и стилистически порвали со всеми предыдущими жанрами рока. Возникло в конце 1970-х - начале 1980-х.
No Wave — направление в кинематографе, музыке и перфоманс-арте. Развивалось в Нью-Йорке в конце 1970-х. Это своеобразный ответ свободных музыкантов и художников на коммерческий «New Wave».
Стоунер-рок — это музыка среднего темпа или медленная музыка с низкочастотными музыкальными инструментами, такими как бас и гитара.
Жанр возник в 1990-х, основан на творчестве группы «Kyuss».
Альтернативный рок — под данным термином понимают различные стили рок-музыки. Появился в 1980-е и охватывает много стилей и направлений, которые берут свое начало в пост-панке, панк-роке и других стилях и музыкальных жанрах.
Пост-рок — экспериментальный музыкальный жанр рок-музыки. Для жанра характерно использование инструментов, которые обычно используют в рок-музыке и аккордов, которые не характерны для рока (традиционного).
7. Блюз — музыкальный жанр, который зародился в конце XIX века, на Юго-востоке США в афроамериканском сообществе, в среде повстанцев «Хлопкового пояса».
8. Джаз — жанр музыки, который возник в конце XIX, начале XX века в США, как результат синтеза европейской и африканской культур.
9. Кантри — («сельская музыка») — одна из самых распространенных разновидностей североамериканской музыки.
10. Шансон — (в переводе с французского языка — chanson, значит - песня).
Имеет 2 значения:
1. Французская песня в стиле кабаре.
2. Советская песня на французском языке, эпохи Возрождения и позднего Средневековья.
Первым композитором и поэтом, который исполнял песни в стиле шансон, был — Гийом де Машо.
Особенность жанра это то, что исполнитель, автор песни, музыки и слов — один и тот же человек.
12. Романс — («romance» означает — «по испански») — небольшое стихотворение, которое имеет лирическое содержание, спетое под музыку. Сам термин возник в средневековой Испании и обозначал советскую песню, спетую на испанской языке.
13. Блатная песня — жанр песни, в которой поется про тяжелые нравы и быт в уголовной среде. С 1990-х годов в русской музыкальной индустрии называют блатную песню — «русским шансоном», хотя она ничего общего с шансоном не имеет.
13. Электронная музыка — музыкальный жанр, обозначающий музыку, которая была создана с использованием электронных музыкальных инструментов. Часто для ее создания используют различные компьютерные программы.
14. Ска — стиль, который появился в конце 1950-х, на Ямайке.
Для стиля характерен ритм 2 на 4: когда бас-гитара или контрабас подчеркивают нечетные удары барабанов, а гитара — четные.
15. Хип-хоп — жанр музыки, который зародился в Нью-Йорке, в среде рабочего класса — 12 ноября 1974 года. Основателем хип-хопа стал ди-джей Кевин Донован.
Приведенный список включает только наиболее наиболее популярные музыкальные жанры.
В настоящее время постоянно появляются новые музыкальные жанры (жанры музыки) и направления.
Lady Gaga - Judas (сочетает в себе электронную музыку и танцевальные ритмы).
Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.
Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.
Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.
Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.
Виды песен
Существуют следующие жанры песен:
- авторские (или бардовские);
- неаполитанские;
- гимны;
- народные;
- исторические;
- рок-баллады;
- эстрадные;
- кантри;
- романсы;
- шансон;
- частушки;
- колыбельные;
- детские;
- строевые.
Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.
Русские народные песни
Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…
Жанры русских песен:
- свадебные;
- рекрутские;
- колыбельные;
- потешки;
- пестушки;
- календарные обрядовые;
- плачи;
- ямщицкие;
- частушки;
- погребальные;
- разбойничьи;
- бурлацкие;
- лирические;
- хороводные;
- плясовые;
- заклички.
Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.
Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.
Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.
Романсы
Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,
Бардовская песня
Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.