Долохов в войне и мире. Долохов из романа война и мир

24.03.2019

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Алексей Дурново рассказывает о прототипах героев знаменитой эпопеи Льва Толстого.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков

Один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее, в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя


Он, точно так же, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели. Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена. Он погиб со знаменем в руках, когда повел малороссийский гренадерский полк на неприятельские штыки в той самой битве. Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата — Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс, но брак, отложенный на год, так и не состоялся. То ли из-за неподобающего поведения невесты, то ли из-за того, что жених имел жену-цыганку, с которой не хотел расставаться.

Наташа Ростова


Софья Толстая — жена писателя

У Наташи сразу два прототипа, уже упомянутая Татьяна Берс и ее сестра — Софья Берс. Тут надо заметить, что Софья — никто иная, как жена Льва Толстого. Татьяна Берс в 1867-м году вышла замуж за сенатора Александра Кузминского. Большую часть детства она провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», даже несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Больше того, под влиянием Толстого, Кузминская сама занялась литературным творчеством. Про Софью Андреевну Толстую, кажется, знает каждый человек, ходивший в школу. Она действительно переписывала «Войну и мир», роман, главная героиня которого имела немало общих черт с супругой автора.

Ростовы


Илья Андреевич Толстой — дед писателя

Фамилия Ростов была образована путем замены первых и последних букв в фамилии Толстой. «Р», вместо «т», «в» вместо «й», ну, и минус «л». Так семья, занимающая важное место в романе, обрела новое имя. Ростовы — это Толстые, а точнее родственники писателя по отцовской линии. Есть даже совпадение в именах, как в случае со старым графом Ростовым.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов


Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. И, все-таки, это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем. Он был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Пропажу денег Толстой объяснил «недостатком знаний».

Николай Ростов -это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. Больше того, Толстой-старший довершил финансовое крушение семьи постоянными проигрышами в карты и долгами, а для исправления ситуации женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше.

Княжна Марья

Мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. В отличие от княжны Марьи, не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Дело в том, что старый князь, в самом деле, обладал чудовищным характером, а дочь его была женщиной закрытой и самолично отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга


У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество, после чего в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым, но недолгим. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить мужу четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский, бросивший царскую службу ради воспитания единственной дочери

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру


Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил Войну 1812-го года, а умер только девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти.

Соня

Татьяна Ергольская — троюродная сестра Николая Толстого, которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836-м году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, с тем, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Долохов

Федор Толстой-Американец

У Долохова тоже несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812-го года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с Федором Ивановичем Толстым-Американцем, известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Надо сказать, что Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведений. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого был ссажен с корабля и съел собственную обезьяну.

Курагины

Алексей Борисович Куракин

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина


Имел троих детей, точь-в-точь как князь Василий, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин, в одном из писем, даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя, Василий Курагин изъяснялся чуть-чуть иначе.

Анатоль Курагин, видимо, прототипа не имеет, если не считать таковым Анатолия Львовича Шостака, в свое время соблазнившего Татьяну Берс.

Екатерина Скавронская-Багратион

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел Империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840-м году и была очень известна в Петербурге и Москве, как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж который приходился канцлеру внучатым племянником.

Василий Денисов

Денис Давыдов

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов. Признавал это и сам Толстой.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю Войны 1812-го года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов


Петр Вяземский

Увы, но у Пьера нет какого-либо очевидного или даже приблизительного прототипа. Этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны. Существует, например, любопытная история о том, как историк и поэт Петр Вяземский отправился к месту Бородинского сражения. Якобы этот случай лег в основу истории о том, как в Бородино ездил Пьер. Вот только Вяземский был в то время военным, и на поле бое прибыл не по внутреннему зову, а по служебным обязанностям.

Долохов из романа «Война и мир»
рассуждения о герое

Симпатии и антипатии читателей того или иного произведения не всегда бывают на стороне в нравственном отношении более совершенных героев. Романтизация зла, порока – явление очень распространенное. Я не тяготею ни морализаторской категории людей, ни к любителям преимущественно демонизма во всех его проявлениях. Только мера таланта писателя способна вдохнуть жизнь в любую, кажущуюся ходульной и опереточной, сюжетную схему. Мне просто хотелось бы прояснить для себя, почему именно этот персонаж для меня стал самым интересным в романе. Я хочу не оправдать его, а попытаться понять.
Болезненное самолюбие и большие амбиции приводят к тому, что человек, который считает себя не то, что не хуже, а лучше многих знатных и богатых людей (по всем параметрам – внешне, интеллектуально, физически сильнее, выносливее, храбрее), находит особенное удовольствие в том, чтобы издеваться над ними. Становиться любовником их жен. Манипулировать дурачками и пользоваться их связями и возможностями. Властолюбивый одаренный хладнокровный человек таким образом тешит свое тщеславие. Жестокость его не бессмысленна – в ней таится неудовлетворенность жизнью, тем, что она ему предлагает: довольствоваться вторыми-третьими ролями, тогда как он рожден для великих свершений. Это куда более талантливый и умный человек, которого природа создала для серьезного дела. (В конце романа он его находит – именно на войне, в обстановке повышенной опасности у него появляется возможность раскрыться, показать свои способности, и он преображается.)
Жесткость и сентиментальность – не такое уж редкое явление, классические интриганы или «злодеи» умиляются невинностью, чистотой, неподкупностью. Но Долохов не так ходулен. «Спасти» и «преобразить» его Сонечка не могла бы, она бы ему очень быстро наскучила. Соня – не личность, не носитель тех или иных ценностей, в отличие от княжны Марьи, она просто послушная девочка, в которой воспитана приниженность к своим благодетелям, повышенное чувство благодарности. Это как раз героиня второго-третьего плана, и во многом заслуженно. Она может быть верной и преданной, как и Бэла у Лермонтова, но это тип женщин, очарование которого со временем, когда проходит первое цветение молодости, тускнеет. Они не заполняют пустоту – никакими ласками и доказательствами вечной любви. Да и не может женщина - самая лучшая в мире – обернуть энергию людей столь незаурядных в мирное русло. Любовь – не замена Делу. А именно это нужно было Долохову.
Однако отказ Сони стал ударом по самолюбию – Долохов мог понимать, что дело не в общественном положении и состоянии, но предпочла она все же кузена, графа Ростова. «Счастье, семейные радости, карьера – все это для них, изнеженных маменьками и папеньками высокородных юнцов, они сорят деньгами, им достается все, а мне, лучшему из них, мне – объедки с барского стола?» - так мог думать Долохов. Это и есть тайная мука, которая выливалась в холодное бешенство, желание досадить, наказать, отомстить. Поступкам его нет оправдания – он разорял семейство, проявившее по отношению к нему доброту. Но Долохову нет дела до чьего-либо мнения, источник его ненависти слишком глубок. Он ненавидит не конкретно Ростовых, он ненавидит «их всех».
В любви и ненависти он был искренним – переходы мгновенны. Сдержанная признательность, боль и холодная ненависть. Человек крайностей – и вместе с тем очень собранный, отважный и волевой. Он сознавал, кем его считают, но Толстой очень мало внимания уделил внутренней жизни героя – в отличие от Андрея, Пьера и, на мой взгляд, куда меньше заслуживающего этого Николая. Возможно, Долохов не философ или метафизик, он – человек конкретного огромного дела, сверхзадач, которые перед ним должны были быть поставлены. Из него мог бы получиться полководец. И имя гремело бы так же, как и Кутузова, Наполеона.
Но – то ли такой тип личности был менее интересен Толстому (или он счел, что рассуждений о войне и так предостаточно), то ли он решил не выводить на первый план Долохова, оставив его на втором? Скорее всего, и то, и другое. Но финал этой сюжетной линии меня не удивил. Он был закономерен.

Рецензии

Да, меня тоже всегда занимал этот образ - чем-то, пожалуй, нетипичный среди остальных героев "Войны и мира"? Ведь роман должен был иметь продолжение, интересно, что бы с ним сталось?

Одним из прообразов Долохова, насколько я знаю, мог быть А.С.Фигнер (1787 - 1813):

"После занятия французами Москвы, он, с разрешения главнокомандующего, отправился туда в качестве разведчика, но с тайным намерением убить Наполеона, к которому питал фанатическую ненависть, равно как и ко всем французам. Намерения этого ему не удалось исполнить, но, благодаря необычайной сметливости и знанию иностранных языков, Фигнер, переодеваясь в разные костюмы, свободно вращался среди неприятелей, добывал нужные сведения и сообщал их в нашу главную квартиру. Набрав небольшой отряд из охотников и отсталых солдат, Фигнер, при содействии крестьян, стал тревожить тыловые сообщения противника и своими отважными предприятиями навел такой страх, что голова его была оценена Наполеоном..."

Но Фигнер, увы, не дожил до конца той войны.
А доведись ему - кем бы он был на Сенатской площади?

Ну, кто знает, может, не столько идеи, сколько вот эта ненависть влекла бы его?
Вот, на мой взгляд, ещё одна перекликающаяся судьба:

"Пётр Григорьевич Каховский (1797-1826) - российский дворянин, декабрист.
Служил в гвардии, был разжалован в солдаты и сослан на Кавказ; вышел в отставку в чине поручика. Сильно бедствовал, был крайне одинок, без родственных связей и друзей.
Каховский полагал необходимым уничтожение самодержавной власти, истребление всей царской династии и установление республики. 14 декабря на Сенатской площади Каховский убил петербургского генерал-губернатора Милорадовича и полковника Стюрлера.
На следствии вел себя дерзко, откровенно высказываясь о недостатках российского государственного строя и нелестно характеризуя императоров Александра I и Николая I.
В числе 5 декабристов был повешен.
Сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично"

Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. Посмотрим, как это реализуется в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” на примере образа Долохова.

Долохов – один из самых сложных, противоречивых персонажей в романе. Впервые мы встречаемся с ним в эпизоде, когда он “держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, в том, что он выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами” (т. 1 ч. 1 гл. 6). Все присутствующие уверены, что это невозможно, но Долохов любит рисковать, а еще он уверен в своих силах и всегда и во всем привык выигрывать. Он невольно приковывает наше внимание своим бесстрашием. И так лихо он это делает, что у Пьера Безухова, присутствующего при этом, возникает желание повторить тот же трюк. А дальше, когда мы знакомимся с портретной характеристикой героя, интерес к нему усиливается: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами… в углах его губ образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”. Любопытная и довольно-таки противоречивая деталь обращает на себя внимание читателей: “светлые голубые глаза” и “твердый наглый умный взгляд”, в лице “постоянно что-то вроде двух улыбок”. Глаза – зеркало души человека, ключ к пониманию характера, настроения, внутреннего мира. И не случайно эта деталь становится у Л. Н. Толстого ведущей. Так кто же он: положительный или отрицательный персонаж? Попробуем разобраться в этом.

В начале романа мы узнаем о том, что Федор Иванович Долохов – семеновский пехотный офицер, человек небогатый, без всяких связей. Жил он вместе с Анатолем, а точнее за его счет. Умеет, однако, выгодно пристроиться! В обществе богатых людей он чувствовал себя свободно, сумел поставить себя так, что все уважали и даже боялись его. А еще он – “известный игрок и бретер”, играл и почти никогда не проигрывал, много пил, но не терял ясности головы, любил быть в центре внимания. Он заводила-авантюрист, “повеса” и “кутила”, азартен и беспечен. Но история с квартальным (т. 1 ч. 1 гл. 7) – неожиданный крутой поворот в его судьбе. Увеселения Анатоля Курагина, Долохова и Пьера Безухова заканчивались “обыкновенно попойкой”, а в этот раз они “втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету, повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем”. За проделки с квартальным они были наказаны: Долохов разжалован в солдаты, а Пьер Безухов и Анатоль Курагин лишь высланы из Петербурга. Из этих трех молодых людей пострадал больше всех Долохов, за него некому было заступиться. Провинились все трое, а наказание получил только он один. Обида засела в его душе, и он решил отомстить. Но это будет позже, а пока Долохов оказался в третьей роте, которой командовал капитан Тимохин.

Как он ведет себя там? При подготовке к смотру в Браунау (т.1 ч.2 гл.1) Долохов “прямо, своим светлым и наглым взглядом” смотрел в лицо генерала, приказавшего переодеть его, потому что на нем была “синеватая шинель, отличавшаяся от других”, и “громко и звучно” произнес: “Я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления”. Долохов не потерпит унижения, в нем развито самолюбие, он не даст себя в обиду ни полковому командиру, ни Жеркову, который общался с Долоховым в Петербурге, но сделал вид, что не узнал его теперь. Жерков – карьерист, зачем ему разжалованный в солдаты? Но после разговора Кутузова с Долоховым, “он с радостью старого друга обратился к нему”. Долохов отвечал ему “умышленно холодно”. Потом его “голубые ясные глаза” будут смотреть на главнокомандующего Кутузова на смотре в Браунау (т. 1 ч. 2 гл. 2) “так же дерзко, как и на полкового командира”. Своим “звучным, твердым, неспешащим голосом” он попросил дать ему возможность “загладить вину и доказать преданность государю императору и России”. Кутузов интуитивно почувствовал в этих словах фальшь и неискренность, поэтому “отвернулся и поморщился”.

В Шенграбенском сражении (т.1 ч.2 гл.20) Долохов показал себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества. Он умен, хладнокровен, безразличен к смерти, но сражался не ради победы, а ради славы. Его цель – выслужиться, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их начальству и просит об этом запомнить. После военной кампании Долохову было возвращено офицерское звание. Он вернулся в Петербург, приехал к Пьеру Безухову, тот принял его, разместил у себя в доме, дал ему денег взаймы в память о старой дружбе (т.2, ч. 1, гл. 4).

Как Долохов отплатил за добро? Опозорил Пьера, соблазнив его жену Элен. Долохов не любит Элен, называет ее “продажной тварью”. Тогда зачем она ему? Связь с Элен дает ему возможность посмеяться над богачом Безуховым. Долохов мстителен, жесток и коварен, привык добиваться всего, чего хочет. Обед в Английском клубе – кульминационный эпизод. И снова Л. Н. Толстой вводит в повествование описание глаз Долохова: он смотрел на Пьера “насмешливо” “прекрасными наглыми глазами”. После тоста, произнесенного Долоховым: “За здоровье красивых женщин и их любовников!” – Пьер понял, что слухи о связи его жены с Долоховым не беспочвенны, но вел себя сдержанно, ничего не отвечал. Долохов смотрел на Пьера “светлыми, веселыми, жестокими глазами”, провоцируя взрыв негодования и последующую дуэль. Когда Долохов намеренно выхватил листок, который положили Пьеру как почетному гостю, терпение Пьера иссякло: “Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им”. “Вы негодяй! Я вас вызываю!” – выкрикнул Пьер. Волновался ли Долохов перед дуэлью? Нет, он привык испытывать судьбу, а еще он уверен в себе, в своих силах и отправляется на дуэль “с твердым намерением убить Пьера как можно поскорее и повернее” (т. 2 ч. 1 гл.5). Исход дуэли – полная неожиданность. Пьер Безухов, который до этого никогда не держал в руках пистолета, выстрелил и ранил Долохова в левый бок. Долохов же, выстрелив, промахнулся. В этом, по мнению Толстого, свершилось высшее правосудие.

Но вот интересная деталь: после ранения “губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил”. Все то же “подобие улыбки”. Значит, Долохов притворялся. Он все время играл на публику, а в душе он совсем другой: ранимый и нежный. С новой стороны раскрылся он перед нами и перед Николаем Ростовым, который был его секундантом и повез раненого домой. Ростова “поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова”, который безумно переживал за мать, плакал, понимая, что заставит ее страдать, переживать. В период выздоровления Николай Ростов сдружился с ним. Он узнал, что “ этот буян, бретер, жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат”. Долохов тщательно скрывал от посторонних свою нежную привязанность к матери, которую называл “мой обожаемый ангел”. А что говорила мать о своем сыне? Ведь словам матери нельзя не доверять! (т. 2. ч. 1 гл. 10). Она “страстно и нежно” любила своего сына. Как и любая мать, защищала и оправдывала его: “Он слишком благороден и чист душою”, “Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа”… Значит, есть в нем и чистое, благородное начало, но он скрывает это под маской циника, лихача и повесы. Сам Долохов признавался Николаю Ростову: “Меня считают злым человеком… Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю… так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге”. И в этом Николаю Ростову придется убедиться на собственном опыте. Долохов предельно откровенен с Ростовым и даже рассказал ему о своей мечте: встретить девушку “небесной чистоты, которая бы возродила, очистила и возвысила” его. И в этом он схож с другим не менее противоречивым и загадочным персонажем в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Свидригайловым. Осознав мрачную пустоту своей жизни, он начал искать пути выхода: пробовал откупиться, делать добрые дела. Не помогло. Тогда возникла мысль о спасительной силе любви. Надежды свои он связал с Дуней Раскольниковой. Свидригайлов считал, что она очистит его от скверны, возродит его больную душу, но не получилось. У Долохова тоже не получилось.

Мечта Долохова сбылась, он встретил “небесное существо”, чистое, преданное, в доме Ростовых. Его избранницей стала Соня – “черная, грациозная, любящая другого девочка”. Первой это заметила Наташа. У нее хорошо развита интуиция. Долохов “понравился всем в доме, исключая Наташи”. Почему? Наташа настаивала на том, что он “злой человек и без чувств”, что он виноват в дуэли с Пьером Безуховым, что “он неприятен и неестествен”. “У него все назначено, а я этого не люблю”, – говорила она. Наташа обвиняет Долохова в неискренности.

Однажды Николай Ростов, вернувшись домой, заметил, что до обеда что-то случилось между Соней и Долоховым (т. 2 ч. 1 гл. 11). Что же произошло? Долохов сделал предложение Соне. А Соня отказала, сказав, что любит другого. Поэтому Долохов и смотрел на Ростова за обедом “таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера”. Долохов понял, кого любит Соня, к тому же она танцевала с Николаем Ростовым на балу, на который они поехали после обеда у Ростовых. Два дня спустя Долохов прислал Николаю записку, в которой приглашал его на “прощальную пирушку” в Английскую гостиницу (т. 2 ч. 1 гл. 13, 14). “Ясно улыбаясь”, Долохов встретил Ростова своим “светлым холодным” взглядом. Мы знаем уже, в какие моменты бывает у Долохова такой взгляд, и заранее сочувствуем Николаю. “Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большей частью жестоким поступком выходить из нее”. Николая охватывает тот же ряд чувств, ощущений, которые владели им в бою. Как на войне он чувствовал, что неодолимая сила толкает его в бой, так и теперь он почувствовал необходимость взять карту”. В этот вечер Ростов был в его власти, Долохов умел подавлять волю людей и заставлять их играть по своим правилам. Николай “повинуется” Долохову, испытывая страх и ненависть, глядя в его “холодные”, “стеклянные”, “ничего доброго не обещающие” глаза. Еще одна деталь в облике Долохова неотвратимо притягивала к себе взгляд Ростова: “ширококостные красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки”. Волосатые красные руки вырастают в символ чего-то хищного, жадного и неумолимого. Долохов решил продолжать игру до тех пор, пока запись проигранного Ростовым возрастет до 43 тысяч. “Число это было выбрано им, потому что 43 составляло сумму сложенных его годов с годами Сони”. Так сколько же лет Долохову? Из 43 вычитаем возраст Сони (ей 15) и получается 28. Значит, Долохову 28 лет.

Зачем Долохову понадобилось уничтожить Ростова? Он хотел свести счеты с Ростовым, по вине которого его сердце разбито. Долохов всю жизнь искал женщину “небесной чистоты”, а, когда нашел ее, оказалось, что она влюблена в другого и этот другой – его друг, Николай Ростов. Это страшный удар по его самолюбию. Но проигрывать – не в его характере. Долохов хладнокровно отомстил Николаю, тому самому, которого причислял к двум – трем своим настоящим друзьям, для которого будто бы ему не жаль и жизни. Крупный картежный проигрыш – компенсация за моральный ущерб. Получается, что такого понятия, как настоящая дружба, для Долохова не существовало. Он дерзок, жесток, коварен, готов переступить через любого, кто станет у него на пути.

В продолжении романа мы узнаем о том, что Долохов некоторое время находился на Кавказе, оттуда бежал в Персию, был министром у владетельного князя, убил там “брата шахова” (т.2 ч.5 гл.8). Затем он вернулся в Москву и продолжил вести “роскошную игорную и кутежную жизнь”, снова сблизился с Курагиным, который любил его за “ум и удальство”, и “пользовался им для своих целей”: заманить в свое игорное общество побольше богатых молодых людей. А еще “сам процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова”. Ему доставляло удовольствие манипулировать другими, и люди со слабой волей попадали под его влияние, подчинялись ему (т. 2 ч. 5 гл. 11). Так Анатоль находится в полной его власти в истории с похищением Наташи Ростовой (т.2 ч.5 гл. 16, 17). Долохов написал любовное письмо за Анатоля, достал деньги и заграничный паспорт, нашел попа-расстригу, готового обвенчать беглецов, обдумал и приготовил план похищения. Вот, казалось бы, удобный случай, когда можно отомстить Анатолю! Но, видимо, к тому моменту Долохов уже забыл про обиду или простил Анатоля? А может быть, после дуэли с Пьером он отказался от мести? В последний момент Долохов даже пытался отговорить Курагина от рискованной затеи: “А знаешь что – брось все это: еще время есть!”, “Ну, деньги выйдут, тогда что?” Он, как умный человек, понимал, что дело это опасное, что если выяснится, что Анатоль уже женат, то ему грозит уголовный суд. Долохов знал, что Анатоль не сможет обеспечить ни свое будущее, ни тем более позаботиться о ком-то другом. А понимал ли Анатоль, что рискует? Анатоль никогда не задумывался о последствиях своих поступков. Подчеркивая превосходство Долохова над Анатолем, Л. Н. Толстой отмечает, что Долохов в разговоре с Курагиным “презрительно и снисходительно улыбался”, “холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами” объяснял Анатолю очевидные вещи. Долохов – авантюрист, он любит испытывать судьбу, для него это очередная игра, но при этом он умен. Курагину повезло в том, что вместе с ним в момент похищения оказался Долохов, который сумел быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, оттолкнул дворника, не дал ему запереть калитку. Он по сути спас Анатоля, который бы попал в руки к Марье Дмитриевне Ахросимовой, у которой остановились Ростовы.

Следующая встреча с Долоховым происходит в штабе Кутузова накануне Бородинского сражения (т.3 ч.2 гл.22). Один из присутствующих охарактеризовал его так: “Это такая бестия, везде пролезет! Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..” Долохов неисправим: видимо, опять провинился, его снова разжаловали, и он оказался на поле Бородина. Так же, как и в Шенграбенском сражении, ему надо показать себя и выслужить прощение. Он добился встречи с Кутузовым и сказал ему, что тот может на него рассчитывать, если ему понадобится человек, который бы “не жалел своей шкуры” и который бы готов был пожертвовать собою ради “пользы отечеству”. Искренни ли эти слова Долохова? Ведь и за друга Николая Ростова он тоже когда-то был готов умереть, но потом, не задумываясь, переступил через него. Единственно, в чем он не лукавит, так это в том, что готов на самые отчаянные поступки. Долохову не знакомо такое чувство, как страх смерти. Он бесстрашен, отважен. Этого у него не отнять. Здесь же, в штабе Кутузова, находился и Пьер Безухов. Долохов подошел к нему и громко, “ с особенной решительностью и торжественностью”, “со слезами, выступившими на глаза” попросил прощения за те “недоразумения”, которые были между ними, обнял и поцеловал его. Казалось бы, наконец-то Долохов научился совершать благородные поступки. Но Пьер как-то странно отреагировал на это: “Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему”. Почему? А он, наученный горьким опытом, не поверил красивым словам, он понял, что это очередная игра на публику. Автор намеренно подчеркивает тот факт, что объяснение это происходило в присутствии посторонних. В подобных случаях не кричат во всеуслышание!

Позднее Долохов – один из лидеров партизанского отряда, кадровый военный, носит сюртук с Георгием в петлице. Видимо, удалось ему отличиться на поле Бородина. Наконец-то его необузданная энергия, стремление выделиться, умение рисковать нашли себе нужное применение (т.4 ч.3 гл.8, 9). Он беспощаден и жесток с французами, подтверждением тому является эпизод “ Спор Долохова с Денисовым о пленных”. Денисов отсылает пленных в штаб армии, потому что не хочет брать грех на душу. Долохов же их расстреливает, объясняя это так: “Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?” Его неуемная, кипучая натура не позволяет расслабиться ни на минуту. У него в голове родилась новая идея: съездить на разведку в лагерь французов. Партизаны выследили французский транспорт с большим грузом и русскими пленными и выбирали наиболее удобный момент для нападения. Долохов хотел как следует подготовиться к наступлению, так как любил “ аккуратно дело делать”. Петя Ростов, который находился в этот момент в отряде Денисова, напросился ехать вместе с ним.

В разведке Долохов вел себя дерзко и бесстрашно. Он не знал пароля, но его напористость и находчивость сыграли свою решающую роль. Подъехав к костру, возле которого отдыхали французы, он начал напрямую выспрашивать о количестве солдат и батальонов, о пленных. При этом вел себя свободно, раскрепощенно и настолько уверенно, что ни у кого не вызвал подозрения. Петя с ужасом каждую минуту ждал разоблачения, но этого не произошло. Оба вернулись целыми и невредимыми. Петя по-детски восторженно отреагировал на происшедшее, назвал Долохова “героем” и даже хотел его поцеловать. Долохов заметил это и поцеловал его. Ему понравилось, что Петя не подвел его во время разведки. Это действительно искренний поступок Долохова. Но это был лишь минутный порыв. Когда на следующий день во время наступательной операции Петя был убит, Долохов не выразил ни сожаления, ни сочувствия по поводу случившегося. “Брать не будем!” – сухо сказал он Денисову (т.4 ч.3 гл. 11). Безразличие, черствость к чужому горю отличает его в этот момент от плачущего в голос Денисова.

Так кто же Долохов на самом деле: бретер, повеса, авантюрист или любящий сын и заботливый брат? Образ Долохова сложен. Вначале он напрягал все силы, чтобы аристократическое светское общество, эти знатные, денежные, удачливые Курагины, Безуховы и другие приняли его как равного. Для этого он играл роль бретера, светского льва, а потом и не заметил, как эта маска стала его лицом. И уже трудно понять, когда он искренен, а когда играет. Образ Долохова – образец дворянской авантюристической воинственности.

Л. Н. Толстой показывает, какие нравственные противоречия могут скрываться внутри самого человека. С одной стороны, нежное и трепетное отношение к матери и сестре, ранимость, искренняя нежность к Соне, Пете. С другой стороны, мстительность, жестокость, готовность переступить через любого, кто станет у него на пути. И как могут уживаться в одном человеке столь противоположные чувства: ненависть и любовь, жестокость и нежность!?

Двойственность его натуры подчеркивает и портретная характеристика. Сначала возникает впечатление, что слова “светлый” и “ясный” в описании глаз Долохова выступают в прямых значениях. Но от эпизода к эпизоду приходит другое понимание. Эти определения имеют определенную идейную значимость, приобретают в характеристике смысл “холодный”, “колющий”, “жестокий”, “исполненный дерзкой прямоты”. То нежное, доброе, истинно человеческое, что проявляется по отношению к матери и сестре, к Соне, к юному Пете Ростову, лишь подчеркивает холодное самоутверждение этого человека “с наглым, светлым, жестоким взглядом”. Употребление прилагательных как художественных определений является одним из средств создания портретной характеристики. Таким образом, художественная деталь помогла нам глубже понять характер этого сложного и противоречивого персонажа.

Образ Долохова в романе «Война и мир»

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.

Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью. Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова ».

Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником
Элен и даже не скрывает своих отношений с ней. А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет. Для Образа Долохова , кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.

Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова . Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит. Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом. Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.

Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им. Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм. И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова , который мне кажется интересным.



Похожие статьи
 
Категории