Древнегреческие храмы.

15.10.2019

Архитектура Древней Греции

Кто-то из великих сказал:"Архитектура - это застывшая музыка."
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова "архитектура Древней Греции." И действительно, построенный по правилам ордера

греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Ордера и их происхождение

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки - основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (возник в начале VII в. до н.э.) с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождеие периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм "в антах", то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие "из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов "симметрии" или соразмерности составных частей здания". Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти "прочные законы" закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, "порядка" и его"нарушения", присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.

Геометрия, пластика, цвет

Прежде всего надо сразу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его красота будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.

Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их облик был совсем иной, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные украшения-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных храмах антефиксы были керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими "негеометрическими" формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть, что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по сравнению с тем, что можно было создать с помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно архитектурная форма прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно рельефом с изображением какой-либо сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной "черепицей" крыши, завершались маленькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами? Орнамент, изображение когда-то существовавших деревянных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде - ни то и ни другое, а вернее, все это вместе.

В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель - это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая основа ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм действительно был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, праздничная яркость цвета, полная шумного человеческого темперамента,выделяла храм среди однообразной и одноцветной жилой застройки или на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных удивительным прозрачно-серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в расцветке храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие ее верхнюю часть врезы и рельефные полоски-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, - в красный. Поле фронтона (тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Здесь справляла праздник рука мастера, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и своих чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. до н.э. на мысе Сунион недалеко от Афин) или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.

Здания и город

В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм - акрополь, где сооружаются храмы, и агора - торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки - прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании.

Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов - то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот - исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов - и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, - и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, - и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны - отдельный человек и его частный быт, с другой - общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос - то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)...

Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек - едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы - результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле - все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны...

Храмы

О греческой архитектуре дают представление храмы, которые служили в Греции исключительно для религиозных целей.

Прототип греческого храма - мегарон. Храм был домом бога. Деревянные храмы не сохранились, но о них можно судить по более поздним каменным храмам. Тесно поставленные колонны поддерживают горизонтальные балки (архитравы) и остроконечные крыши. Архитрав, фриз и карниз образуют антаблемент, украшенный резными деталями, изображающими торцы деревянных балок со шляпками из бронзовых гвоздей, какие использовались для соединения элементов в деревянных храмах.

Конструкция храмов была простой, зодчие следовали определенной типологии. Внутреннее пространство храма, целла, было обиталищем богов (обычно это одно или два помещения). Храм часто окружен колоннадой (обычно шесть или восемь колонн в передней и задней части храма и дополнительные ряды колонн с боковых сторон). Эту совершенную в своей простоте конструкцию возводили с помощью хитроумных приемов.

Одной из особенностей греческой архитектуры является использование ордера, определенной тектонической системы, применявшейся в классической архитектуре. В самом древнем дорическом ордере колонны с простой капителью, состоящей из круглого эхина и квадратной плиты абаки, не имеют базы и ставятся на трехступенчатое основание (стилобат).

Обычно снизу на 1/3 высоты ствол колонны имеет утолщение (энтазис). Антаблемент, опоясывающий верхнюю часть храма, состоит из трех элементов: плоского архитрава, фриза, который членится на триглифы, по форме напоминающие торцы деревянных балок, и гладкие или рельефные метопы; и, наконец, нависающего над нижними частями здания карниза.

Все части имеют определенные размеры, которые рассчитываются исходя из модуля - диаметра колонны. В ранних дорических храмах (ок. 550 г. до н.э.) таких, как храм в Пестуме, высота колонны не превышала четыре с половиной диаметра. Со временем пропорции менялись. Высота колонн Парфенона составляет уже восемь диаметров.

На развалинах храмов обнаружены следы краски. Полихромия (использование нескольких цветов) придавала этим зданиям вид, совсем отличный от того, какой мы рисуем в своем воображении.

Вслед за дорическим появились еще два ордера. Для ионического ордера характерны более тонкие и изящные колонны с базой. Отличительной особенностью ионической капители являются спиралевидные завитки - волюты. Небольшой храм Эрехтейон и храм Афины-Ники на афинском Акрополе - типичные примеры этого архитектурного стиля, элементы которого прослеживаются в дорическом храме Аполлона в Бассах. По сравнению со строгим дорическим ордером, ионический ордер кажется более «женственным». Третий ордер, коринфский, появился значительно позднее. Это самый пышный из трех ордеров, для него характерны небольшие волюты по углам капители, нижняя часть которой украшена резными листьями аканта. Коринфский ордер широко использовался в Риме, он также весьма популярен в архитектуре классицизма и неоклассицизма.

Светские постройки

Что касается светских построек, то представление о них дают памятники минойской архитектуры на о. Крит. Дворец Миноса предстал перед глазами исследователей ог-ромным лабиринтом. Вокруг парадного двора были бессистем-но (или же подчиняясь системе, которую мы не в состоянии уловить) расположены разнообразные по форме и размеру двух-, трехэтажные постройки. Оконные проемы в помеще-ниях отсутствовали, свет проникал сквозь специальные ко-лодцы, проходившие через все этажи и создававшие различную степень освещенности залов. Колонны Кносского двор-ца являли собой воплощение тектоники, расширяясь не к низу, а к верху. Стены были покрыты бесчисленными фресками и полосами орнамента, чаще всего в виде волны или спиралевидных завитков напоминающих о близости моря и веч-ном движении волн. Фигуры людей изображены условно: например, голова и ноги в боковой проекции, а туловище - фронтально.

Нельзя не упомянуть также о греческом театре. Греческий театр с рядами мест для зрителей, полукругом спускающихся к круглой орхестре (сцене), не имел крыши.

В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.

Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.

В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеоб-разный глиняный постамент.

Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский - классический - период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совер-шенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цель-ность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведе-ния. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно совре-менным минималистским интерьерам.

План более позднего греческого дома формировался вок-руг внутреннего перистильного дворика, через который ос-вещались все остальные помещения. Он же служил основ-ным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, из-любленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внут-реннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.

Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых бо-гатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распростра-ненный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д.

Мебель

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Наиболее раз-нообразна была мебель для сидения. Из Египта «приходит» складной табурет на Х-образной опоре. У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токар-ный станок, что тут же отразилось на качестве деревообра-ботки. Греки, судя по всему, освоили и гнутье древесины с по-мощью пара - способ, «переоткрытый» европейцами вновь только в XIX в. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утоняющимися книзу. Он назывался «дифрос». Его ножки делались или вертикальными или же слегка рас-ходящимися книзу и были гладкими. Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определённого места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день.

Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки. Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени. Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

Апогеем греческого мебельного искусства является «клисмос» - легкий изящный стул с серповидными ножка-ми задние из которых держали спинку. Металлические ско-бы или деревянные накладки скрепляли отдельные части та-кого стула. Диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является как бы переходом к кровати - «клинэ», состоявшей из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках. Есть, читать и писать они предпочитали в полу-лежачем состоянии на специальных ложах (клинэ), которые покрывали яркими пушистыми тканями с изысканными узо-рами. Мягкие спинка и подлокотники были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи.

Соот-ветственно, столы были низкими, так как предназначались только для расстановки различной снеди. По большей части они делались переносными. После трапезы столик задвигался под кровать, имевшую довольно высокие ножки, пример-ено в один метр. Комодов или платяных шкафов греки не знали, поэтому наиболее употребительным и важнейшим типом домашней ме-бели был ларь, особого вида ящик для хранения разных ве-щей. Стенки таких ларей покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мо-тивы греческого орнамента. Кроме ларей, в обиходе древних греков были также «писты» - большие, цилиндрической формы банки, делавшиеся из бронзы. Из бронзы же делались курительницы - «трилигатерии», канделябры и треножники. Большинство мебели было цветной.

Текстиль в оформлении интерьера

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, тка-ни играли в античном интерьере не менее важную роль, чем те-перь. Греки использовали покрывала для мебели и настенные дра-пировки. При помощи однотонных занавесей осуществлялось зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в не-сколько слетев, каждый из которых имел свой цвет. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зелено-му, шафрановому, золотому и оттенкам фиолетового.

Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствова-ла и вышивка. Мотивы орнамента имели природное проис-хождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это со-здавало целостность всего предметного наполнения (или, го-воря современным языком, дизайна) античного дома.

Орнамент

Для орнамента, кроме растительных мотивов, наиболее характерен широко всем из-вестный меандр: ряд линий, ломанных пол прямым углом, непересекающихся или пересекающихся линий.

Орнаментика всегда была для греков чисто декоративной и не имела такого символического культового значения, как у тех же египтян. Частым декоративным элементом в оформлении интерьеров являлись ионики и пояски с дентикулами.

Керамика

Высокого расцвета в Греции достигла керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной рос-писью, использовались для хранения вина и масла, благово-ний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались из серебра, украшались рельефными изображениями.

Храм в греческой античности был домом Бога, зданием, где располагалась статуя одного или нескольких богов, а не место собрания верующих, как в христианском мире. Это показывает существительное различие в значение слова - «храм», «наос», которое происходит от глагола «NAIO» (= жить).

Статуя помещалась в задней части храма, на продольной оси. Верующие собрались за пределами здания храма, где был алтарь для жертвоприношений и существовал обряд поклонения. Эта базовая функциональная особенность греческого храма имеет важное значение для понимания архитектуры, и есть доказательство того, что храмы были задуманы для статуй, который помещались в них.

Парфенон

Афинский Парфенон

Парфенон - самый красивый памятник Афинского государства.

Строительство началось в 448/7 г. до н.э. и открытие состоялось в 438 г. до н.э. Его скульптурное оформление было завершено в 433/2 г. до н.э.

По словам источников, зодчим был Иктинос, Калликрат и, возможно, Фидий, который также отвечал за скульптурное оформление храма.

Парфенон - один из немногих мраморных греческих храмов и один дорический со всеми его скульптурными метопами.

Многие части скульптурного декора были расписаны красным, синим и золотым цветами.

Долина греческих храмов

Известная «Долина греческих храмов» расположена в южной части Италии, в области Агридженто.

Комплекс насчитывает 10 храмов, аналогов которым нет даже в самой Греции.

Долина объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Гефеста

Храм Гефеста

Храм Гефеста - один из самых сохранившихся древних греческих храмов. Он был посвящен богу Гефесту и расположен в районе Тисея.

Храм Гефеста стал доступен для общественности в рамках археологических раскопок Древней Агоры.

Храм был построен на холме Древней Агоры. Это дорическое сооружение, окруженное колоннами, построенное, возможно, по проекту архитектора Иктина. Здание имеет 13 колонн на каждой стороне и 6 с торцов. Хорошо сохранились не только колонны, но и крыша.

Храм Посейдона в Пестуме

Посейдония была древнегреческой колонией на юге Италии в регионе Кампания, которая расположена в 85 километрах к юго-востоку от Неаполя, в современной провинции Салерно, недалеко от берегов Тирренского моря.

Латинское название города было Pestoum (Пестум). Главные достопримечательности этой местности - три больших дорических храма: храм, посвященный Гере и Афине.

Храм Геры является старейшим храмом в Посейдонии и принадлежит к 6-му веку до н.э. Рядом с этим храмом и второй храм, посвященный Гере, построенный в 5 веке до н.э. В 18-м веке считалось, что храм был посвящена Посейдону. На самой высокой точке города находится храм Афины, построенный около 500 г. до н.э. Ранее ошибочно считали, что он был посвящен Деметре.

Храм в древнем Сегесте (Эгесте)

В древнем Эгесте (Сицилия) восхищает дорический храм 5-го века до нашей эры, возведение которого после установки колоннад было без причины остановлено. Сегодня он стоит в одиночестве, на окраине очаровательного поселения, и является образцом строительных идей того времени.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.radioastra.tv

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах является одним из величайших и наиболее внушительных сооружений древности.

Храм возвышается на высоте 1130 метров над уровнем моря, в центре Пелопоннеса, в горах между Илия, Аркадия и Мессини.

Храм был возведен во второй половине 5-го века до н.э. (420-410 до н.э.), возможно, Иктином, архитектором Парфенона.

Храм Аполлона Эпикурийского в Бассах. Фото с сайта - www.otherside.gr

Храм Аполлона Эпикурийского - хорошо сохранившийся памятник классического периода. Он был первым древним памятником Греции, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. Часть фриза храма сломана в 1814 году и выставлена в Британском музее в Лондоне.

Эрехтейон

Эрехтейон был священным местом всего Акрополя. Здание из мрамора - яркий пример зрелого ионического ордера.

Храм посвящен Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. Он расположен на месте спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой и являлся хранилищем святых древностей.

Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками. Южное крыльцо здания - самое известное.

Кариатиды

Вместо колонн оно имеет шесть женских статуй, кариатид, которые поддерживают крышу.

В 1801 году британский посол лорд Элджин вывез одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона, находится в Британском музее. Остальные статуи заняли свои места в новом Музее Акрополя, а под открытым небом находятся их копии.

Храм Зевса в Кирини

Храм Зевса в Кирини

Кирини в древности была греческой колонией в Северной Африке.

Основанная в 630 г. до н.э., она взяла свое название от источника Кириш, который был посвящен Богу Аполлону. В 3-м веке до нашей эры, в городе была основана философская школа Кирини от Аристиппа, ученика Сократа. Город, расположенный в долине Джебел Ахдар, дал восточному региону Ливии название Киринаики, который существует до сегодняшнего дня.

Кирини с 1982 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе сохранились древние памятники: храм Аполлона (7 век до н.э.), храм Деметры и храм Зевса, который был частично разрушен по приказу Муаммара Каддафи в 1978 году

Эрехтейон

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.

1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.

2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.

3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.

Искусство Древней Греции, несомненно, оказало огромное влияние на последующие поколения. Для позднейших эпох развития культуры источником и образцом стали величественная красота, спокойствие, гармония.

Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью.

Парфенон

Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Эта особенность и послужила приданию храму внешней гармонии и красоты.

Планы храмов. 1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль. 4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер 7 Толос.

Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом.

1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.

2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.

3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.

4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.

6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

6. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.

В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров.

Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.

Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.

Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Дорический ордер с росписью.

В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.

Акрополь.

Акрополь. Афины.

Акрополь в ночное время

Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о красоте, неподвластной даже времени. На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике. Его очертания напоминают драгоценную шкатулку. Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.

План Акрополя.

Здесь возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше не трудно заметить сложный и своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи - кариатиды. Нельзя оставить без внимания главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Калликрат и Иктин – создатели храма. Статуя Афины, над которой трудился скульптор Фидий, мраморные фризы, которые опоясывали храм своей 160 метровой лентой, удивительный рельеф из двухсот лошадей и трехсот человеческих фигур являлись главными образами в праздничном шествии афинян.
Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке. Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином. Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также для поздних исторических эпох. Древние являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией - божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал - священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь - место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон - храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.



Похожие статьи
 
Категории