Дядюшкин сон. Театр Вахтангова

27.06.2019

В отношениях между людьми нежность и ложь стоят тысячи правд.

Грэм Грин

Я люблю это состояние: проживания иной жизни. Потому, что задумываешься о своей. В суете мегаполиса никто не остановит тебя, не скажет: «Я решительно не понимаю, зачем я прожил эту жизнь…» А говорить это надо сейчас - нам, молодым, чтобы потом не случилось с нами такое.

Я люблю, когда передо мной талантливый человек, которого Бог поцеловал в макушку. Потому что понимаешь безмерность Божьей любви ко всему сущему.

Я люблю, когда зал долгими овациями держит своих любимых, своих неповторимых - под софитами. И стихает зал, и великий артист в тишине делает еще шаг навстречу своему зрителю: «Спасибо вам… Мы можем сейчас для вас - все сначала».

Я люблю, когда зритель не спешит в гардероб, не поворачивается к сцене спиной, пока открыт занавес, вытаскивая сумки и удирая так, словно сейчас сорвется последняя в мире электричка, и он определенно не успеет к заветному рейсу. Нет, зрители стоя аплодируют, зная цену и времени, и таланту, и сегодняшнему вечеру. И актеры тоже долго стоят на сцене.

Я все это очень люблю.

Потому что это - вахтанговцы.

Особый дух и особый мир Вахтанговского театра. В другом театре это может быть, может не быть. Но в этом - есть всегда.

Талант актера. Говорят, способность играть, словно живешь. Говорят, способность пройти таким путем, каким никто не прошел. Говорят, новый взгляд на избитую тему. Или талант - это совершенство ремесла: сыграть трагедию на сухих глазах, когда зал прольет горькие слезы. А вы знаете, что такое талант? Что такое огонь? Что такое снег?

Я видела в театре, как пожилой солидный мужчина вытирал слезы от трагедии Сирано-Домогарова, а они не слушались и бесконечно катились по его щекам. Или как молоденькая девчушка, скрутив пальцы, огромными глазами-звездами смотрела на Дэнни Олега Меньшикова. Я не знаю, что такое талант. Но в одном убеждена точно: мера таланта актера - лицо и душа зрителя. Тысячу раз прав Константин Райкин, когда говорит о том, что театр даже самого плохого человека делает, пусть на пару часов, добрее и чище. Потому что любой человек, если он не конченый мерзавец, на эти пару часов сострадает добру и ненавидит зло. И пусть - даже если - только на пару часов становится лучше. «И тогда потом, потом… Бог огонек-то под сковородкой у него чуть-чуть убавит».

Я смотрела «Дядюшкин сон», комедию непревзойденного Федора Михайловича в театре Вахтангова. И все так ясно и понятно: глупый до смеху князь-старик, алчная мамаша, честная чистая душой Зина с несчастной своей любовью, свора визгливых тетушек разных мастей, бестолковых и жестоких, деревенский муж, которого выдернули на один день в город для полноты картины - дурак-дураком - этакое общество девятнадцатого века. Сюжет-то и не стоящий пера великого нашего классика. Так, слегка пройтись. Все забавно, все смешно. На самом деле смешно. Нелепые. Дурные. Мы-то не такие. Не про нас.

Какая она яркая, Мария Аронова… Марья Александровна Москалева, «первая дама в Мордасове». Какое горячее очарование! Вихрь. Не отвести взгляд.

Боже, да ведь она - как моя мама! Также любит, также страдает, больше меня, случись что. Слова мне говорит те же. И взгляд всегда милый, любящий такой же. «Ругаемся с тобой… только кто же ближе…» Вот такие мамы. Вот — такие колючие, недовольные — мы. У нас-то всегда трагедии мирового масштаба, всегда все по самому краю, предел страдания, внутренней честности, ах, чуть не забыла - прав-ды! «Это честно, маменька, благородно, а это низость и подлость!..» А маменька смотрит такими -да! такими вот огромными глазами - и все про эту боль, и правду, и мечту знает… Ох, как трудно же им до нас достучаться. Мы договариваемся, снова ссоримся, и снова плачем. Мамы - вот точно такие, как она. У нее характер тут может быть другой, и мечта неповторимая, с юности погасшая, но вдруг! — тонкими пронзительными красками и зовущим фламенко вспыхнет далекая Испания, кастаньеты, сеньоры. Весь дар воображения - Испания! И еще неизбывный символ врага - проклятый Шекспир, который сует свой нос во что не смыслит и травит жизнь ее любимой Зины. Выбросить бы из головы дочери все бредни Шекспира, легче бы стало - всем… С вороньими перьями в высокой прическе, бурная, яркая, пышущая, веселая. Что за прелесть Мария Александровна! Забавная, шумная. С теплом маминых глаз.

Вот говорит: «Мне самой ничего не надо!» Да ведь и в самом деле не нужно - ей, такой. Так не про алчность мамаши писал Достоевский.

Зал чуть не встает на выход Владимира Этуша. Так что такое талант? Это душа зрителя. От восторженных раскатов смеха над нелепым старым чудаком, глупым-глупым, на свете все перепутавшим князем, во сне ли это было… «было наяву, но мне все это приснилось…». От бурной радости зритель тихо замолкает, потому что вот так поцеловать ему руку: «Стала бы Вашим другом и сиделкой…», окружить его любовью простой, человеческой, благодарной. Так прикоснуться к его плечу разгоряченным лбом. И нет тут грани - герои это или сами актеры, тут одна на весь свет история одиночества, нежности и такого возможного человеческого - если не всегда счастья, то мира и согласия.

Повесть, написанная Ф. М. Достоевским в 1859 году, по сей день пользуется большой популярностью в театральных кругах. Спектакль «Дядюшкин сон» регулярно собирает аншлаги в театре Вахтангова. Бессмертная комедия, понятная широкому кругу зрителей, успела завоевать огромную популярность. Стоит отметить, что, несмотря на уговоры современников-театралов, автор никак не соглашался на сценическую постановку произведения, поэтому впервые спектакль «Дядюшкин сон» увидел свет лишь в 1927 году. Презентованный коллективом Московского художественного театра, он начал покорять зрителей.

Сюжет

Постановка пьесы разворачивает перед зрителем житейскую комедию, основанную на истории провинциальной семьи, проживающей в городе Мордасове. Картина объединяет целый ряд событий. Волевая и энергичная дама - Мария Александровна Москалева - мечтает удачно выдать замуж свою молодую дочь Зинаиду. Но девушка отвергает своего единственного кавалера Павла Мозглякова и Марии Александровне ничего не остаётся, как начать подыскивать дочери новую партию. И вот однажды в доме семейства останавливается князь К. Его преклонные годы и старческие проблемы с памятью не останавливают предприимчивую родительницу, и она решает удачно женить дочь. Зинаида поначалу полностью пресекает любые разговоры о возможной свадьбе, но после долгих уговоров сдаётся. Мария Александровна убеждает её в благородности возложенной миссии по уходу за пожилым князем и упоминает о богатстве и титуле их гостя.

Что же князь? Он и не думал жениться - даже самые изощрённые уловки матери не приводят к желаемому результату. И вот, в один вечер, раздобрев от выпитых напитков и пения дочери Марии Александровны, князь К. не может больше противостоять её воле. Казалось бы, цель достигнута. Но не тут-то было - князь наутро практически не вспомнил событий прошлого вечера. Бывший ухажёр Зинаиды убедил новоиспечённого жениха в том, что это был всего лишь сон.

Афера семейства раскрывается и невесте становится стыдно за обман пожилого гостя. Зинаида признается во всём князю. Он очень тронут искренностью девушки и желает взять её в жены, однако через три дня из-за пережитого потрясения умирает. Петр Мозгляков (бывший ухажёр) понимает, что навсегда испортил отношения с любимой и уходит. Однако, жизнь снова сведёт их спустя несколько лет во время бала, и бывшая невеста даже не узнает его, будучи женой генерал-губернатора.

Вот такая комичная, но от этого не менее поучительная история, именуемая «Дядюшкин сон». Театр Вахтангова предлагает познакомиться с ней поближе - насладитесь непревзойдённой игрой актёров. Купить билеты можно прямо на нашем сайте, сотрудники отработают заказ в рабочее время и свяжутся с вами для уточнения деталей.

Актёрский состав

Спектакль «Дядюшкин сон» знаменит участием в нём в разное время выдающихся актёров. Премьера состоялась при участии режиссёра Немировича-Данченко, Книппер-Чеховой в роли Марии Александровны, В. А. Синицина, исполнившего Мозглякова и Николая Хмелева, сыгравшего князя.

В 1964 году в Москалеву на сцене превратилась знаменитая артистка Фаина Раневская. А в XXI веке в постановках принимали участие Олег Басилашвили и Ольга Прокофьева, Алиса Фрейндлих и другие известные актёры. «Дядюшкин сон» Вахтангова сегодня - это удивительно реалистичная игра Андрея Зарецкого и Анны Дубровской, Владимира Этуша и Евгения Косырева, Елены Сотниковой, Марии Ароновой и ещё многих именитых московских мастеров сцены. Актёры подарят вам незабываемые эмоции. Купить билеты в театр Вахтангова на «Дядюшкин сон» - отличная возможность оценить всегда актуальную классику и неподражаемое наследие К. С. Станиславского.

Стоимость билетов:

Партер ряд 1-6: 5500-4500 руб.
Партер ряд 12-18: 2000-2700 руб.
Партер ряд 7-11: 4500-3500 руб.
Амфитеатр, бельэтаж: 1500-2000 руб.

Резервирование и доставка билета входят в его стоимость.
Наличие билетов и их точную стоимость можно уточнить по телефонам с сайта.

Постановка «Дядюшкин сон» уже не первый год с аншлагом идет в Театре Вахтангова. Режиссер Владимир Иванов своей работой по пьесе в который раз подтвердил, что классика актуальна всегда.

Пьеса «Дядюшкин сон» была впервые напечатана еще в 1859 году. Комедийность, комизм, образы главных героев, острота их реплик - в произведении есть весь необходимый набор характеристик для постановки на театральной сцене. «Дядюшкин сон» вписан в репертуар большинства ведущих театров.

Сюжет спектакля повествует о повседневной жизни Марии Москалевой. Через образ этой женщины зритель воспринимает традиции и быт всех обитателей провинциального городка Мордасова. Здесь интриги, сплетни и пошлые выходки воспринимаются как героизм, подменяют истинные ценности жизни. Влияние такой среды губительно для людей. Человеческие ценности затмевает страсть к роскоши, богатству.

Многое в образе Москалевой, которая может «казнить или миловать», приказывать или убеждать, близко современникам и их взглядам на жизнь. Постановка на сцене Театра Вахтангова - новое прочтение классики, открывающей зрителям еще неизвестного Достоевского. Яркий грим, великолепная игра актерского состава пленяют зрителей уже с первых минут спектакля.

Продолжительность спектакля 3 ч.25 мин.

Действующие лица и исполнители:

Князь К.
еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился -
Марья Александровна Москалева
конечно же, первая дама в Мордасове
Афанасий Матвеевич
супруг Марьи Александровны, в критических случаях как-то теряется и смотрит, как баран, который увидел новые ворота
Зинаида Афанасьевна
единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеевича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем -
Павел Александрович Мозгляков
молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский. В голове не все дома - Олег Макаров
Настасья Петровна Зяблова
вдова, проживающая в доме Марьи Александровны в качестве дальней родственницы. Ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж - ,
Софья Петровна Фарпухина
безусловно, самая эксцентрическая дама в Мордасове. Помешана на том, что она полковница - ,
Анна Николаевна Антипова
прокурорша. Заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь - Марина Есипенко,
Наталья Дмитриевна Паскудина
по прозвищу «кадушка». Уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны ,
Торжественный хор мордасовских дам
Фелисата Михайловна
большая хохотунья, довольно хитра, разумеется — сплетница , Наталья Молева
Луиза Карловна
немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца -

Анекдот, развернутый Достоевским в картину провинциальных нравов, имеет в спектакле подзаголовок — «Полная и замечательная история возвышения, славы и торжественного падения Марьи Александровны Москалевой и всего ее дома в Мордасове».

Постановка стала бенефисом Владимира Этуша (Князь К) и Марии Ароновой (Москалева).

Из многочисленных характеристик, данных Достоевским, режиссер В. Иванов выбирает для Князя К. такую: «мумия, закостюмированная в юношу».

Москалева разворачивает сражение за сердце (и капиталы) Князя К. , не гнушаясь принести в жертву молодость своей дочери Зины, которой нестерпимо отвратительна эта интрига.

Влюбленный в Зину Мозгляков только усугубляет по своей глупости ее страдание.

Действующие лица и исполнители:

Князь К.
еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходит мысль, что он обветшал или, лучше сказать, износился - Владимир Этуш

Марья Александровна Москалева
конечно же, первая дама в Мордасове - Мария Аронова

Афанасий Матвеевич
супруг Марьи Александровны, в критических случаях как — то теряется и смотрит, как баран, который увидел новые ворота - Андрей Зарецкий

Зинаида Афанасьевна
единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеевича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем - Анна Дубровская

Павел Александрович Мозгляков
молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский. В голове не все дома - Олег Макаров

Настасья Петровна Зяблова
вдова, проживающая в доме Марьи Александровны в качестве дальней родственницы. Ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж - Елена Ивочкина, Лидия Константинова

Софья Петровна Фарпухина
безусловно, самая эксцентрическая дама в Мордасове. Помешана на том, что она полковница - Елена Сотникова, Ольга Тумайкина

Анна Николаевна Антипова
прокурорша. Заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь - Нонна Гришаева

Наталья Дмитриевна Паскудина
по прозвищу «кадушка». Уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны - Ирина Дымченко

Торжественный хор мордасовских дам

Фелисата Михайловна
большая хохотунья, довольно хитра, разумеется — сплетница - Вера Новикова, Наталья Молева

Луиза Карловна
немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца - Ирина Калистратова

Прасковья Ильинична
физиономию имеет оскорбленную, вытирает слезящиеся глаза и сморкает нос - Инна Алабина

Катерина Петровна
имеет роскошные формы, которые напоминают лучшие времена человечества - Елена Мельникова

Акулина Панфиловна
престранная девица, почти совсем полоумная - Юлия Яновская

Сонька
дочь Натальи Дмитриевны Паскудиной, пятнадцати лет, а все еще в коротком платье, только до колен - Анастасия Веденская

Машка
сиротка, тоже в коротком платье, только еще выше колен - Екатерина Щанкина, Лариса Баранова

Пахомыч
старинный камердинер и любимец князя - Анатолий Меньщиков

Гришка
преданный слуга Афанасия Матвеевича - Павел Сафонов, Евгений Косырев

Музыканты
Ия Мустафина, Екатерина Нежнова, Ольга Жевлакова, Наталья Морозова, Евгений Полтораков
Режиссер-постановщик Владимир Иванов
Сценография и костюмы Юрий Гальперин
Художник по свету Владимир Амелин
Художники-гримеры Ольга Калявина, Иван Соколов
Хореография Татьяна Борисова
Музыкальное оформление Татьяна Агаева

Э тот спектакль идет на вахтанговской сцене более пятнадцати лет. Он появился в репертуаре театра еще до прихода Римаса Туминаса на пост художественного руководителя. Тогда знаменитый коллектив переживал не лучший период в своей истории, и «Дядюшкин сон», поставленный на всенародного любимца Владимира Этуша, да еще и с Марией Ароновой в придачу, снова обеспечил вахтанговцам полные залы.

В наследии Федора Достоевского нет ни одной пьесы, но инсценировки по его прозаическим произведениям всегда востребованы театром. «Дядюшкин сон» обычно ставят как бенефис - ролью Князя К. любят отмечать юбилеи маститые актеры. В Вахтанговском театре Князя играет Владимир Этуш - замечательный, умный характерный актер, чья известность, конечно, подкреплена киноролями. Он не боится предстать перед публикой стариком, его Князь действительно немощен и по части пластики напоминает марионетку с плохо смазанными шарнирами. Но вместе с тем, в герое Этуша жив рыцарский дух, он способен искренне восхищаться женщиной.

В случае этого «Дядюшкиного сна» бенефисной стала не только роль Князя К., но и партия Марьи Александровны Москалевой - провинциальной законодательницы мод. Решительную даму сыграла Мария Аронова - сыграла ярко, вкусно, размашисто. «Роль, сыгранная когда-то двумя самыми великими советскими актрисами, Фаиной Раневской и Марией Бабановой, очевидно, получила в лице Ароновой достойную главу своей сценической истории», - писал в рецензии критик Роман Должанский.

Героиня Ароновой решила заполучить в мужья своей дочери Зине старого богатого Князя К. Она уговаривает девушку выйти за старика, переждать, сколько тому будет отпущено, чтобы оставшуюся жизнь ни в чем не нуждаться. Москалёва создает все условия, чтобы престарелый гость увлекся молодой Зиночкой, и тот, не без «помощи» расслабляющих напитков, делает предложение. Правда, на следующий день он уже не может об этом вспомнить... И его племянник (по крайней мере, он так себя называет) Мозгляков, сам желающий жениться на Зиночке, убеждает Князя, что момент предложения тот видел во сне. Зина признается Князю: действительно, пыталась очаровать его - по наущению матери. Князь тронут ее честностью, но переживание слишком сильно для него - он умирает в своем гостиничном номере. Надежды честолюбивой Марьи Александровны рухнули...

Уже первые рецензенты отметили необыкновенное внимание постановщика к массовке, которая тут названа «торжественный хор мордасовских дам». Именно участницы этого «хора» создают узнаваемую и комичную атмосферу провинциального общества. Повседневность этих дам скучна и однообразна, тем цветистее их фантазии о далекой яркой жизни, полной красоты и романтики... Авторы спектакля даже визуализировали некоторые «штрихи» их мечтаний - с ненавязчивым юмором и симпатией к простодушным провинциальным модницам. Художник Юрий Гальперин создал на сцене оригинальную функциональную конструкцию, которая позволяет переносить действие с комнат на улицу и обратно.



Похожие статьи
 
Категории