Джон Рёскин биография. Биографии, истории, факты, фотографии Джон рескин у последней черты

15.06.2019

Образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art , ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» (англ. The Art of England ), «Современные художники» (англ. Modern Painters, - ), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic , ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .

Рёскин - теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism , ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения .

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса - особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания «Fors Clavigera» («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название Гильдия святого Георга.

Личный кризис

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника

Джон Рёскин (также Ра́скин, англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон - 20 января 1900, Брентвуд) - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.

Родился в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. Дед, Джон Томас Рёскин, был коммерсантом, торговал ситцем. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843-1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов, например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism, 1851), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения.

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец. Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

, Писатель , Теоретик искусства , Литературный критик , Поэт

Джон Рёскин (англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон - 20 января 1900, Брентвуд) - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя.

Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет.

Рёскин Джон

Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран. Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения.

Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843–1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853) знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.

Рёскин Джон

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей. Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле. Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения. Этой истории посвящён канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin).

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитизма, например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism, 1851), а также «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи, который признавал лишь фотографически точное изображение природы.

В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Жизнь всех величайших людей выражалась больше в их стремлениях и усилиях, чем в осуществлении этих стремлений; а потому справедливо оценивать их можно по их стремлениям и чувствам, а не по тому, что им удалось совершить.

Рёскин Джон

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того… мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю».

В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля. Рёскин восхвалял готический стиль за его трепетность к природе и естественным формам.

Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения.

Рёскин Джон

Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности что видятся Рёскину в искусстве. - ценности силы, твердости и вдохновения.

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре, выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры как Хрустальный дворец.

Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома Камней Венеции (The Stones of Venice) 1853.

Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слез, как бывает тяжел плохо убранный урожай от несвоевременных дождей.

Рёскин Джон

В конце 1850-х - 1860-е годы, в период острого религиозного кризиса, Рёскин пережил страстную влюбленность в девочку, а затем девушку из крайне религиозной протестантской семьи Розу Ла Туш (1848–1875).

Он познакомился с ней в 1858 г., через восемь лет сделал предложение и получил окончательный отказ по настоянию ее родителей в 1872 г. Через три года Роза умерла по неизвестной причине. История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова. В 1870-х на этой почве у Рёскина на участились приступы психической болезни, в 1885 году он уединился в своем имении, которое уже не покидал до самой смерти.

Избранные полотна
* «Каскады безумия. Шамони» (1849) Бирмингем, Галерея искусств
* «Гнейсовые скалы в Гленфинлас» (1853) Оксфорд, музей Ашмолеон
* «Ирис Фиорентина» (1871) Оксфорд, музей Ашмолеон

Ох уж эти геологи. С каждым ударом их молотков я чувствую, как разрушается библия.

Рёскин Джон

Библиография
* The Poetry of Architecture (1838)
* The King of the Golden River (1841)
* «Современные художники» (Modern Painters, 1843)
* «Современные художники 2» (Modern Painters II, 1846)
* The Seven Lamps of Architecture (1849)
* Pre-Raphaelitism (1851)
* The Stones of Venice I (1851)
* The Stones of Venice II and III (1853)
* Architecture and Painting (1854)
* Modern Painters III (1856)
* The Harbours of England (1856)
* Political Economy of Art (1857)
* The Two Paths (1859)
* The Elements of Perspective (1859)
* Modern Painters IV (1860)
* Unto This Last (1862)
* Munera Pulveris (Essays on Political Economy) (1862)
* Cestus of Aglaia (1864)
* Sesame and Lilies (1865)
* The Ethics of the Dust (1866)
* The Crown of Wild Olive (1867)
* Time and Tide (1867)
* The Flamboyant Architecture of the Somme (1869)
* The Queen of the Air (1869)
* Verona and its Rivers (1870)
* Aratra Pentelici (1872)
* The Eagle’s Nest (1872)
* Love’s Meinie (1873)
* Ariadne Florentina (1873)
* Val d’Arno (1874)
* The Ethics of the Dust 1875
* Mornings in Florence (1877)
* «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (Fiction, Fair and Foul, 1880)
* Deucalion (1883)
* St Mark’s Rest (1884)
* Storm-Clouds of the Nineteenth Century (1884)
* Bible of Amiens (1885)
* Proserpina (1886)
* Praeterita (1889)

Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.

Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий ».

Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.

В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции.

Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881.

В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.

Поэт и литературный критик. Джон Рёскин – многогранный человек. Его работы повлияли на дальнейшее развитие искусствознания второй половины XIX столетия.

Джон Рескин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Джон рос и воспитывался в рамках евангелического благочестия. Отец Джона любил и часто из семьей путешествовал по многим странам (Франция, Бельгия, Германия, Швейцария). Рескин обучался рисунку, его учителями были английские художники К.Филдинг и Дж. Д. Хардинг. Джон Рескин изображал в большинстве архитектурные объекты, очень восхищался готической архитектурой, которую тоже рисовал.

В 1836 году Джон Рескин вступил в Крайст-Чёрч-колледж при Оксфордском университете. Изучил геологию с У. Баклендом. Когда Джону исполнился 21 год, отец выделил для него щедрое содержание. Так они вдвоем могли собирать картины, написанные Дж. Тернером (1775-1851). Джон Рескин был удостоен Ньюдигейтской премии за сочинение лучшей поэмы на английском языке (1839 год), однако весной следующего года его обучение в университете пришлось прервать из-за болезни: доктора признали симптомы туберкулеза.

Рескин все-равно много писал, дополнил сочинение, в котором защищал Тернера, написанное им еще в семнадцать лет. В итоге получился пятитомноесобрание — «Современные художники» (печать первого тома в 1843 году).

Пристально изучая основы готической архитектуры, в 1849 году Джон Рескин опубликовал свое сочинение «Семь светильников архитектуры». К его идеям «архитектурной честности» и возникновения орнаментальности из обычных природных форм прибегало ни одно поколение.

Со временем Джон Рескин стал рассматривать венецианскую архитектуру. Вместе с женой даже отправился в Венецию, где собирал материал для книги. В «Камнях Венеции» намеревался больше раскрыть идеи, изложенные в «Семи светильниках». Книга вышла в разгар своеобразной битвы стилей и стала неотьемлимой частью в программе сторонников готического возрождения (возглавлял У. Моррис).

В 1869 году Джону Рескину дали звание первого почетного профессора искусств в Оксфордском университете. В Оксфорде писатель много работал, смог подготовить для студентов потрясающую коллекцию произведений искусства. В 1878 году его одолела тяжелая душевная болезнь, однако он смог написать последнюю и самую интересную книгу — автобиографию «Прошлое» (1885-1889). Умер писатель в Брантвуде 20 января 1900 года.



Похожие статьи
 
Категории