Джованни пизано работы. Школьная энциклопедия

17.07.2019

В статье пойдет о жизни и творчестве итальянского скульптора и архитектора Никколо Пизано. Он признан родоначальником итальянской школы архитектуры, которая оказала влияние на художественное развитие всей Италии.

Происхождение

Никколо Пизано по праву считается основателем школы итальянской скульптуры и является отцом известного талантливого скульптора Джованни Пизано. Также его признают основоположником культуры Проторенессанса. Точная дата рождения мастера неизвестна. Исследователи его творчества говорят о том, что наиболее вероятной датой можно считать 1219 год.

Скульптор родился в городе Апулии, что на юге Италии. Если обратиться к сиенским архивам, то можно обнаружить, что его называют сыном Пьетро. «Пизано» - это не настоящая фамилия, а лишь прозвище, которое архитектор получил, долго время проработав в Пизе.

Учеба

Никколо Пизано, творчество которого демонстрирует явно высокий уровень мастерства, учился у обычных мастеров в родном городе. Есть также предположение, что он обучался в мастерских, которые работали с браского плеча императора Фридриха II и были средоточием классической традиции. Следует сказать, что в Пизу он приехал уже довольно сформированным скульптором. Как показало время, он принял верное решение, отказавшись от византийской традиции ради возращения к пластике античного мира. Считается, что примерно в 1245-м Никколо Пизано уеахал в Тоскану, где трудился в Кастелло дель Императоре в Прато.


Через некоторое время скульптор снова меняет место жительства: он осваивает Лукку, где продолжает заниматься скульптурой. Чуть позже он переезжает в Пизу (между 1245 и 1250 годами). Именно в этом городе Никколо Пизано встретил будущую жену и стал отцом. О его возлюбленной неизвестно совершенно ничего. Сына Пизано очень любил и обучал своему мастерству с ранних лет. С момента переезда в Пизу, он начинает появляться во всех документах под именем Никколо Пизано.

Творчество

Исследователи не могут точно сказать, какие именно работы принадлежали руке скульптора Пизано. Считается, что украшением замка в Кастелло дель Императоре занимался именно он. Наиболее вероятно, что и автором львов, изображенных на портале замка, тоже является он. К его работе тосканского периода относят «Голову девушки», которая показывается в Риме (Палаццо Венеция). В Лукке он занимается украшением фасада собора Святого Мартина.

Первый шедевр

Никколо Пизано, скульптуры которого уже встречались по всей Италии, в 1255 году получает конкретный заказ в Пизе, согласно которому должен был создать кафедру баптистерия. Над этим проектом скульптор трудился со своими друзьями Лапо ди Ричевуто и Арнольфо ди Камбио. Это была первая работа, которую Пизано подписал. Она считается его первым шедевром, поскольку мастеру удалось соединить классику и позднеримский стиль.

Считается, что до этого Пизано активно изучал скульптурное дело времен Августа, поэтому многое из него отразилось на кафедре баптистерия. Она представляла собой 6-угольно сооружение, выполненное из белого, розового и темно-зеленого мрамора, которое опирается на арки. Последние были сделаны в готическом стиле в виде трилистника. Арки поддерживались высокими колоннами. По углам каждой арки размещалась фигура какой-либо из 4 главных добродетелей (самая популярная фигура - образ Силы в виде Геркулеса). Считается, что на создание именно такой баптистерии мастера вдохновили триумфальные арки Рима, которыми он любовался, когда ездил в Остию.

Давайте вспомним, что также украшена колоннами и рельефами. На последних изображаются разные сцены из жизни Иисуса Христа: "Страшный Суд", "Поклонение Волхвов", "Принесение в храм", "Распятие" и т. д. Также в работе над баптистерием нельзя не заметить явных классических влияний, которым Пизано обучался при дворе императора Фридриха II. Считается, что лучшие творения Никколо - это рельеф "Благовещение", "Поклонение пастухов" и "Рождество Христа". В работе скульптор удачно сочетал технологии античных мастеров и современный сакральный смысл христианских обычаев. При этом изображение святых также напоминают работы античных мастеров: они величавы, возвышенны и сдержанны.

Завершение работы вместе с сыном

Около 1264 года Пизано заканчивал работу надо куполом баптистерия. Изначально им занимался архитектор Диотисальви, но потом работа была отдана Никколо. Скульптор решил сделать баптистерий выше и украсить его двумя куполами. Около 1278 года на помощь Никколо пришёл его сын Джованни, который помог завершить работу над баптистерием, украшая фасад скульптурами. Чуть позже Никколо начал работать над проектом ковчега для мощей святого Доминика. Разработку Пизано одобрили, но в дальнейшей работе было отказано. Немного позже он всё-таки приложил руку к созданию гробницы для св. Доминика в Болонье совместно с Фра Гульельмо.

Кафедра для Сиенского собора

Примерно в 1265 году он начинает работать над кафедрой для Сиенского собора. Всего он потратил на неё около трёх лет. Кафедра была очень похожа на его первый шедевр - баптистерию. Однако здесь он изменил размах и сделал сооружение большим по размеру. Также следует отметить декорирование, ведь оно было намного роскошней, чем в первой работе. Над проектом он работал со своими верными друзьями - сыном Джованни, Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Если анализировать объёмные фигурные барельефы, то можно сказать, что в них очень заметно влияние французской готики.


Последняя работа Никколо и Джованни Пизано - это фонтан, который предназначался для украшения главной площади в Перудже. Письменные свидетельства утверждают, что Никколо построил церковь Санта Тринита во Флоренции, как напоминание о цистерцианской готике, которая продолжила своё развитие в Италии.

Подводя итоги можно сказать о том, что Никколо стал праотцом итальянской школы скульптуры, которая просуществовала вплоть до XIV века, а её влияние распространилось на всю Италию. Многое в работах Пизано относится к прошлому: остались устаревшие символы и образы, пространство заполнялось полностью, не давая места полету фантазии. Но работы Никколо Пизано (его картины) подготовили общество к большим переменам в сфере скульптуры и архитектуры. Они стали неким трамплином для высокого прыжка. 1260-1270 годы были очень насыщенны для мастера, поскольку он получал заказы со всей Италии.

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура Проторенессанса Опубликовано 15.09.2016 14:03 Просмотров: 2144

Искусство Проторенессанса характеризуется стремлением художников к реальному отражению действительности, которая всегда наполнена чувствами и переживаниями людей.

Деятели искусства Проторенессанса продолжили традиции Средневекового искусства, возникшего из синтеза художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви.

Другой важной чертой проторенессансного искусства является интерес к искусству античности.
В архитектуре уже в XI-XIII вв. появились признаки Проторенессанса, особенно это касается итальянской Тосканы. Архитектуре Проторенессанса свойственны уравновешенность и спокойствие, а скульптура этого периода являет собой образцы позднеантичного искусства с сильным акцентом в пластике. Наиболее яркими представителями архитектуры и скульптуры этого периода были Арнольфо ди Камбио , Никколо и Джованни Пизано.
Основателем школы итальянской скульптуры был Никколо Пизано.

Никколо Пизано (около 1225-1278/1284)

Пио Феди. Итальянский скульптор Никколо Пизано
Никколо Пизано – итальянский скульптор и архитектор. Родился в Апулии. Подробности его биографии мало известны. Жил и работал в Тоскане, а затем переехал в Лукку – город в итальянском регионе Тоскана. Позже скульптор обосновался в Пизе, где и родился его сын Джованни.
Первой подписанной работой Н. Пизано является кафедра для баптистерия, заказ на которую он получил около 1255 г. Среди его помощников был и Арнольфо ди Камбио. Эта работа считается шедевром: в ней Пизано сумел соединить традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля.
Как сообщает Вазари, Пизано хорошо изучил римскую скульптуру времён Октавиана Августа, и её влияние проявилось в кафедре пизанского баптистерия (пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Баптистерий Пизано – шестиугольное строение из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора. Кафедра опирается на арки, поддерживаемые высокими колоннами. В её рельефах изображены евангельские сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. При работе Пизано использовал технологии античных мастеров, но переосмыслил классические образы в христианском мировоззрении.

Н. Пизано. Кафедра баптистерия в Пизе (деталь)
Аналогичную, но бо́льшего размера (восьмиугольную) кафедру Никколо Пизано создал для Сиенского собора в 1265-1269 гг. В работе ему помогал его сын Джованни и ученики Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат ещё больше фигур, изображённых с большой экспрессией. Здесь же Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267).

Последней работой скульптора стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и сын Никколо – Джованни.

Отец и сын Пизано. Фонтана Маджоре
Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во Флоренции (1258-1280) – образец итальянской готики.

Н. Пизано. Фасад церкви Санта Тринита
Первоначальный и меньший по размерам комплекс был создан флорентийским дворянином Иоанном Гуальбертом в 1092 г. В период после 1250 г. комплекс был перестроен в готическом стиле и расширен архитектором Никколо Пизано.

Джованни Пизано (около 1245/1250-после 1320)

Итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе около 1245 г. В 1265-1278 гг. работал вместе с отцом.
Первой самостоятельной работой Пизано была скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, и это было новаторством: впервые в Тоскане скульптура была включена в архитектурный дизайн. Уже тогда была отмечена живость пизанских скульптурных изображений Джованни, что отличало его творчество от скульптур отца.

Д. Пизано. Скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия

После посещения Франции в 1270-1276 гг. в его произведениях стало заметно влияние французской готической пластики. Примерно в 1284 г. Джованни получил заказ на создание скульптурной композиции фасада Сиенского собора, а в 1290 г. возглавил работы по его строительству и украшению.

Д. Пизано. Фасад кафедрального собора в Сиене
Автор фото: Myrabella / Wikimedia Commons
Сиенский собор отличается роскошным скульптурным убранством. В Сиене Джованни был назначен на должность главного архитектора кафедрального собора. Позже он вернулся в Пизу и работал архитектором и скульптором церквей. В 1301 г. он закончил работу над кафедрой для церкви Сант-Андреа в Пистойе, которая по форме напоминает кафедры, созданные его отцом. Но стиль рельефов у Джованни отличается бóльшей свободой и непринужденностью; в созданных им фигурах больше движения и драматизма. Известностью Джованни превзошёл своего отца.

Giovanni Pisano

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Фасад кафедрального собора в Сиене

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта) и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Джованни Пизано

Ученик и помощник Никколо Пизано, он так же, как и отец, был скульптором и архитектором, оригинальным представителем итальянской готики. Родился он ок.1245 года. Творческий путь начал в Сиене, где принимал участие в работе над заказанной Никколо кафедре для собора (1265-1268).

Позже он помогал ему в создании рельефов фонтана в Перудже (1278), где уже в стиле Джованни намечается отход от отцовского классицизма к более напряжённым и сложным формам ради драматической передачи человеческих чувств. Принято считать, что эмоциональностью образов Джованни обязан влиянию французской готической скульптуры. Рельеф кафедры Сант-Андреа в Пистое. С 1284 по 1296 годы он трудился над оформлением фасада Сиенского собора, начиная с перспективных порталов до многочисленных статуй, -- первой самостоятельной работой. В 1297 г. документы фиксируют его пребывание в Пизе в качестве главного мастера собора. С 1298 по 1301 гг. Джованни работал над заказом из Пистойи -- кафедрой для церкви Сант-Андреа. Немного позднее появилась Мадонна Капеллы дельи Скровеньи в Падуе, где обращённые друг к другу взгляды Богоматери и Христа исполнены глубокой эмоциональности. С 1302 по 1310 гг. Джованни занимался новой кафедрой собора в Пизе. Последней его работой была статуя Мадонны с младенцем в капелле Святого Пояса собора в Прато (Madonna dalla cintola, 1317), где снова звучит тема безмолвного диалога между Девой Марией и Христом. Вскоре после завершения этой работы Джованни Пизано скончался.

Фреска в церкви Сан-Доменико Чимабуэ в Ареццо. Флорентийская школа в живописи начинается с творчества художника Ченни ди Пепо, прозванного Чимабуэ. Он родился ок. 1240 г. во Флоренции и умер в Пизе ок. 1302 г. Формировался он в русле византийской традиции и принципов, воплощённых в мозаиках флорентийского баптистерия Сан-Джованни.

Самое первое из его известных произведений -- Распятие церкви Сан-Доменико в Ареццо (ок.1268-1271), где уже чувствуется напряжённая экспрессия нового драматического толка. Через несколько лет он выполнил алтарный образ Богоматери (Madonna in maesta, Уффици, Флоренция). В 1280-1283 гг. Чимабуэ принимает участие в росписях Верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи: это Евангелисты на своде средокрестия, История Богоматери в хоре, сцены Апокалипсиса, Страшный суд и Распятие в левом рукаве трансепта, История Святого Петра -- в правом. Данные фрески показывают мощное чувство пространства и драматургического видения. Эту тенденцию продолжает Распятие (ок.1278-1288, Музей Санта-Кроче, Флоренция): использование более нюансированной светотени привносит оттенок усиления эмоциональной характеристики. Скорее всего, в этот же период создана Маэста в Нижней церкви базилики в Ассизи, где перед Богоматерью изображён Святой Франциск. Последние произведения мастера -- Мадонна (Лувр, Париж), мозаика Святой Иоанн Евангелист (1302, собор в Пизе) -- ощутимо влияние новых форм пизанской скульптуры.

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо родился и умер в Сиене (ок.1255-ок.1318гг). Он был видным представителем сиенской живописи на рубеже дученто и треченто. Достигнутое им изощрённое, музыкальное чувство цвета, находящееся в гармоничном ансамбле с линейными ритмами обозначает становление рафинированной сиенской живописи XIV в. Лишь в отношении двух произведений имеются точные даты: в 1285 г. выполнил картину, идентифицируемая с Мадонной Ручеллаи и уже давно приписывающаяся именно Дуччо; в 1308 г для собора Сиены заказали большой двусторонний алтарный образ Маэста, законченный в 1311 г. На одной стороне представлена Мадонна на троне в окружении ангелов и святых; на обороте, в 26 сценах, История Страстей. Кроме того, художнику приписывают Мадонну ди Креволе (ок. 1283-1284, Музей собора, Сиена) и крошечная Мадонна францисканцев (ок.1300 г., Национальная пинакотека, Сиена).



Похожие статьи
 
Категории