Э мане завтрак на траве описание. Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве

30.01.2019

В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке.

Количество картин, которые не прошли отбор Парижского салона, было велико, и по инициативе императора Наполеон III, большого любителя живописи, была организована параллельная «дополнительная выставка экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Выставка сразу же получила название «Салон отверженных».

Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863 год

Картина Мане и на Салоне отверженных была воспринята крайне отрицательно. Император посчитал картину неприличной и в конечном итоге картину сняли с выставки. Проблема была в отсутствии аллегории, реальности изображенных персонажей, даже некоторой узнаваемости изображенной на картине женщины. Для академичной живописи того времени такой подход был новым и шокирующим.

Меж тем, идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля. Посмотрите на правую часть картины.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. 1510-1520 г.

В качестве источников вдохновения называлось и полотно Тициана «Сельский концерт» (1509), которое долгое время приписывали умершему в 1510 году от чумы Джорджоне. Здесь присутствуют две обнаженные женщины – Каллиопа и Полимния, музы эпической и лирической Поэзии, а также два элегантно одетых молодых мужчины, один из которых играет на лютне.

Тициан «Сельский концерт» (1509)

Картина Эдуарда Мане становится знаковой для новых художников того времени, импрессионистов, которые выступают за живопись, где уже нет доминанты уважения классических канонов и речь идет о личных ощущениях художника, за живопись, свободную в выборе сюжетов, способов их изображения и обработки цветом.

В 1865 году Клод Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному — 6х4,6 м — полотну, который он назвал «Завтрак на траве», в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу — в тени деревьев и на поляне.

Смелое начинание 25-летнего Клода Моне заинтересовало всех, и другой французский художник Курбе навестил Моне, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена, Моне прекратил работу и более к этой картине не возвращался.

Клод Моне, «Завтрак на траве». Подготовительный этюд, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, 1865-1866 г.

В период денежных затруднений Моне оставляет неоконченную картину под залог хозяину гостиницы «Золотой лев», в которой жил художник. Много лет спустя Моне разыскал холст в сарае гостиницы «Золотой лев», где тот хранился в свернутом виде, изъеденный сыростью. Видя, что холст не подлежит восстановлению, Моне отрезал куски, не тронутые влагой, а остальное выбросил. Сейчас сохранившиеся куски холста выставлены в Лувре.

Сохранившиеся фрагменты работы «Завтрак на траве» Клода Моне, Лувр.

Позже в 1869 г. свой вариант «Завтрака на траве» пишет Поль Сезанн. Мотив картины Мане превращен Сезанном в весьма произвольную и драматическую композицию. Фигура на переднем плане, обращенная спиной к зрителю, вероятнее всего – сам художник.

Поль Сезанн. Завтрак на траве. 1869 г.

А в 1876-1877 годах Сезанн делает еще одну картину, которую так же называют «Завтрак на траве».

Поль Сезанн «Завтрак на траве», 1876-1877 г.

Впрочем, нет уверенности, что название картине было дано самим Сезанном. Также эта картина напоминает полотно «Вакханалия» Николы Пуссена, чьи работы в Лувре вдохновляли Сезанна, так что возможно, что это уже совсем другая история.

Никола Пуссен «Вакханалия», 1627-1628

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

“Завтрак на траве” в – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.




Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. , Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г.

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней. Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. , Париж.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. , Париж

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории я также писала в статье

PS.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Вконтакте

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»

Творчество Эдуара Мане было тем центром, вокруг которого началось формирование направления импрессионизма. Он был сыном богатых родителей и получил образование в мастерской Кутюра - одного из величайших мастеров академического искусства. Именно пребывание в этой мастерской, по всей вероятности, внушило Мане стойкое отвращение к «школе». Подлинными своими учителями он считал Тициана, Веласкеса, Рубенса, Гойю. Эти мастера, великие колористы, были для него предметом постоянного восхищения. Даже в композиции иногда он прямо следует известным классическим произведениям.

В 1863 г. молодые художники, отвергнутые официальным жюри и не принятые на очередную выставку, устроили свою выставку под названием «Салон отверженных». Здесь и была представлена картина Мане под названием «Завтрак на траве». Вовсе не желая стать разрушителем основ официального искусства, Мане, во многом следовавший классическим традициям, был встречен официальными академическими кругами глубоко враждебно.

На его картине в непривычной живописной манере изображены двое одетых молодых людей и две обнаженные девушки, завтракающие на траве в тени деревьев. В этой работе автор уделяет внимание проблеме солнечного света и всей свето-воздушной среды, в которую погружены и фигуры людей, и предметы ландшафта. Появление этой картины на выставке сопровождалось громким скандалом.

Не меньшее негодование критиков вызвала и более поздняя работа Мане- «Олимпия». На картине изображена молодая обнаженная девушка на фоне голубоватых простыней и желтоватой шали, которой служанка подает цветы. Эта работа представляет собой современную интерпретацию сюжета тициановской «Венеры», переданную со всей напряженностью и остротой, характерной для нового направления искусства. Но это не идеальный образ гармоничной женской красоты, а современный портрет, холодно и безжалостно передающий сходство с натурой.

В 1867 г. Мане устраивает собственную выставку и становится центральной фигурой художественной интеллигенции Парижа. Вокруг него объединяются такие молодые художники, как Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и др. Они обычно собирались в кафе Гербуа на улице Батиньоль, поэтому их условно называли батиньольской школой.

Однако школой в традиционном понимании они не были, поскольку у них не было единой программы. Объединяло их нежелание следовать канонам официального искусства и стремление найти новые, свежие формы, а также поиск способов передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Для этого экспериментаторы от живописи пытались разложить свет на основные цвета спектра, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет в натуре, т.е. во всем многообразии взаимодействия со световоздушной средой.

Многое связывает Мане с импрессионизмом, особенно в работах 70-х гг. - «Аржантёй», «В лодке», «Партия в крокет». Изображаемая им парижская богема, улицы, бары, парижская толпа, современный ему ландшафт переданы во всем богатстве и многообразии точно схваченного движения и неожиданных случайностей, что характерно для импрессионизма в целом.

Наиболее выразительна в этом плане картина «Бар в Фоли-Бержер». В зеркале за спиной прекрасной барменши отражается зал, наполненный людьми. В одном мгновении художнику удается передать всю трепетность жизни. Отсюда ощущение зыбкости и мерцания. Образ мира кажется почти нереальным.

Творчество Мане отличается от работ импрессионистов тем, что он не отказался от широкого мазка и сохранил цельность передаваемых характеров и реалистичность характеристик.

В его творчестве, с одной стороны, нашли завершение классические традиции французского реализма XIX в., ас другой - сделаны первые шаги в решении проблем развития западноевропейского искусства XX столетия.

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

«Бар в «Фоли-Бержер» (1882). Одна из самых скандальных и последняя картина Мане

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».


«Чета Мане » (1860). Картина, которой гордился отец художника

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.


Эдуард Мане

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

В 1863 жюри Парижского Салона, самой важной выставка современного искусства, исключило больше чем две трети художников, которые представили свои работам к участию. Большое недовольство публики – было результатом такого решения.

Наконец, Император Наполеон III не имел своего собственного взгляда на искусство, и особенно непосредственно на то, какие требования предъявляются к работам, разрешил эти работы к показу публике в "Салоне Отвергнутых» . Семь тысяч посетителей были зарегистрированы только в день открытия, такое количество было больше чем посетителей официального Салона. Большинство искало сенсаций, стремясь к дешевому развлечению. Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

В этой картине, Мане не заботился о том, что бы рассказать историю или даже намекнуть на что-то. Женская нагота, возбуждающе открытая - как в «Венере» Кабанэля - всегда нетерпеливо ожидалась и вызывала восхищение, но это было только, когда их нагота была скрыта под маской лицемерной, мифологической или библейской истории, которая давала картинам их название. Хотя эти рассказы были часто неизвестны посетителям того времени, но сопровождающие брошюры Салона обеспечили такие объяснения.

Однако, в случае картины Мане, даже если бы он назвал свою "неназванную" картину, это было бы не менее загадочно. Кроме того, красота не пряталась в стыде, но имела смелость, чтобы уставиться на зрителя - какая приличная женщина сделает это? - как будто она не сознавала свою наготу, или наоборот, возможно слишком знала о ее эффекте. Было общее согласие в том, что по сравнению как с Олимпией, она могла быть проституткой. Помещая человека подобно этому – рядом с центром картины - просто отвратительно!

Если посетители «Салона отвергнутых» не одобрили странный сюжет, то и противоречивая техника живописи, тоже конечно заработала их критику. «Кричащий способ Мане писать привела к тому тому, что это бросается в глаза, а его фигуры, как будто облиты пуншем, со жесткостью, которая не ослаблена никакой формой компромисса",- так критиковал E, Чесно картину художника.

Почему Мане не писал картину однородно, как было в традиции признанных и популярных художников? Элементы, которые он расценил как важные - трио - выделяются резким освещением и окрашены с большой осторожностью. Но что относительно фона? Листва, вода и женщина, скромно поднимающая свой купальный костюм местами заштрихованы. Наверное аудитория, должно была быть удивлена или тихо изумлена этой картиной, не имела никакого намерения удовлетворить обычные ожидания людей.



Похожие статьи
 
Категории