Примеры разума в произведениях. Что правит миром — разум или чувство

06.05.2019

Жизнь без любви невозможна. «Любовь - это сердце всего» - как близка мне эта мысль моего любимого поэта Владимира Маяковского. Не только он, но и многие русские и зарубежные писатели размышляли об этом чувстве. В русской классике любовью проверяли авторы своих героев: насколько они человечны, сильны, искренни. Любовь многолика: нежна и жестока, своевольна и ревнива, ранима и безжалостна. Но может ли это чувство быть разумным? На этот вопрос я ищу ответ на страницах любимых книг.

«Поэтому критика практического разума в целом обязана устранить эмпирически обусловленный разум, претензия на то, чтобы хотеть в одиночку, в исключительном порядке, основы для определения воли». Более того, человек не может знать или доказывать по умозрительному рассуждению существование Бога или мира в целом, поэтому критик разума должен доказать, что вопросы Бога, мира, души не являются теоретическими но «практики», то есть моральные.

В концепции нравственного человека, понимаемого как свобода, кульминация философии кантов. Кант не смог реализовать свою собственную метафизику, которая была только набросана, потому что большая часть его жизни занимала ее своим критическим духом, и именно поэтому из этого важного для практического разума можно понять философию Немецкий идеализм, который родился в Канте и заканчивается в Гегеле.

Вот, например, в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» показано, что любовь может появиться совсем неожиданно. Писательница детально изображает перерождение неприязни, вражды, даже ненависти самое чистое и возвышенное чувство. В начале романа мистер Дарен и Элизабет Беннет, испытывая взаимную неприязнь, довольно нелестно отзываются друг о друге: «Что ж, она как будто мила. И всё же не настолько хороша, чтобы нарушить мой душевный покой». Дарен ведёт себя отчуждённо и высокомерно, он горд и не намерен проявлять дружеские чувства по отношению к Элизабет, которая также не смогла найти в новом знакомом того, что в дальнейшем станет смыслом её жизни. «Это было бы самым большим несчастьем: найти приятным человека, которого решила ненавидеть!» Джейн Остин проводит героев через тяжёлые испытания, и только после этого она снова переплетает их судьбы. На этот раз навсегда. В конце романа Элизабет восклицает: «Быть может, я не всегда любила его так, как сейчас. Но хорошая память при таких обстоятельствах непростительна». Я думаю, что эти слова и есть доказательство мысли, что любовь неразумна, можно любить вопреки рассудку, только сердцем.

Существование Бога как постулата практического разума. Моральный закон приводит нас, в первую очередь, к морали, которая может быть решена в вечности, в постулате бессмертия. Во-вторых, это побуждает нас к возможности существования высшего добра или счастья, то есть опыту причины этого, то есть Богу, обязательно принадлежащему к возможности высшего блага.

Бог зачат как высшее существо, высший разум, высшее благо, которое имеет права и является человеком. Бытие, для которого все человеческие обязанности - это приказ. Высшая причина природы тогда ставится, как только она предполагается для высшего блага, это существо, которое по разуму и воле является причиной всего, то есть Бога. Человек думает Богу согласно атрибутам, которые делают его, ноуменальное существо, но в идее Бога эти атрибуты возвышаются в максимальной степени; мир понимается таким образом как совокупность разумной реальности; но задуман как подчиненный творческой силе Бога и его святой воле.

Но, может быть, к такому выводу можно прийти, читая женский роман начала XIX века? А если обратиться к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»? В этой книге тоже есть история любви. Уинстон и Джулия полюбили друг друга вопреки всем правилам и законам. Любая их встреча считалась тяжким преступлением, да и само чувство приравнивалось к измене. Они совершали поступки, о которых другие боялись даже подумать. Словами своего персонажа Оруэлл утверждает: «Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты всё-таки даёшь ему любовь». Писатель рассуждает о любви как о чём-то самодостаточном, но при этом охватывающем всего человека и всю его жизнь. Любовь заставляет людей рисковать всем. не задумываться о последствиях, даже забывать о том, что час расплаты неизбежен. Любви не нужна посторонняя помощь, чтобы проникнуть в душу человека, она заставляет сердце биться чаще и запирает разум на замок. В романе «1984» любовь показана в виде всё разрушающего вихря, исцеляющего растерзанные несправедливостью мира души.

«Отношения между идеями Бога и миром - это не координация, а подчинение, потому что мир понимается как зависимый от Бога». Моральный аргумент - единственное возможное доказательство существования Бога. Для Канта есть два суждения, которые мы применяем спонтанно, кроме суждений понимания, причины и моральных решений: они являются эстетическими и другими телеологическими или окончательными. Это реакции, которые почти мгновенно, но не инстинктивны, отделены от концепций.

Тогда эстетическое суждение отвечает за прекрасное и возвышенное. Посредническая функция суждения. Кант, принимая критику суждения, обращается к этой посреднической функции как к средству жизни двух частей философии в целом. Кант выделяет три способности духа: способность ощущать удовольствие или неудовольствие и способность желать, следовательно, через суд, каким-то образом опосредствованы между знанием и желанием; тогда Кант выделяет три когнитивных способностей: понимание, способность к суждению или разуму, а это также предполагает, что суждение в каком-то смысле выступает между интеллектом и причиной и что у него есть какая-то причина с этим чувством.

Ещё одним примером того, что любовь не может быть разумной, является трагическая судьба Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений привык жить, полагаясь лишь на рассудок, доверяя лишь практическому опыту. «Мы знаем физиологию глаза, - говорит он Аркадию Кирсанову, - откуда тут взяться таинственному взгляду?» Но когда на него обрушилась любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, его убеждения поколебались под порывами страсти: «он с ужасом осознавал романтика в самом себе». В душе Базарова бушуют непримиримые противоречия, разум не может совладать с чувством. Базаров оказывается сломленным и впоследствии умирает. Перед смертью, прощаясь с Одинцовой, непримиримый нигилист говорит: «Дуньте на угасающую лампаду…» Это ли не доказательство того, что любовь побеждает всегда?

Форма объекта рассматривается как основа удовольствия, исходящего из представления объекта, и когда мы судим о том, что представление обязательно сопровождается этим удовольствием, и, следовательно, оно должно быть приятным для всех, у нас есть эстетическое суждение.

Кант делит изучение прекрасного в некоторые моменты, ссылаясь на суждение о вкусе в соответствии с качеством, количеством, отношением концов и удовлетворенностью. Определение прекрасного известно как бесконечный конец, то есть как нечто, содержащее в себе конец, но не подчиняющееся никакому концу, чуждому эстетическому наслаждению; для Канта красивый создает приятное чувство.

Возможно, когда я повзрослею, прочитаю ещё больше умных книг, влюблюсь по-настоящему, я стану думать по-другому. Но сейчас я убеждена в том, что любовь разумной быть не может.

Никогда это таинственное, великое, неукротимое, неосознанное чувство не будет подвластно воле разума.

Валерия Петрова, 11-Г класс, Академическая гимназия №56.

«Чтобы решить, красиво или нет, мы говорим о представлении, а не понимании предмета для знания, но через воображение субъекту и ощущению удовольствия или боли». Эстетическое наслаждение - нечто своеобразное, но оно не согласуется с приятным и не соответствует нравственному благому или желанию. Поэтому эстетическое удовольствие является «бескорыстным» утверждением и одобрением объективного чувства вещей, которые нам представлены и радуют.

Прекрасное, в своем определении, может быть объектом удовлетворения, без какого-либо интереса. Все знают, что удовлетворение в прекрасном дается в нем на основе удовлетворения. Возвышенное мы называем бесконечно большим. Кант различает возвышенное математическое и динамическое возвышенное, в зависимости от того, относится ли воображение к ментальному движению, содержащемуся в опыте возвышенной или когнитивной способности или желания.

Разум и чувства - вещи, существующие параллельно или вечно борющиеся друг с другом? Может ли разум затмить даже самые сильные чувства? А могут ли они привести к безрассудству? Что же важнее для человека - разум или чувства? Ещё с древних времён они борются друг с другом. Даже на примере различных произведений мы можем видеть эту борьбу.
Рассмотрим произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня полюбила мужчину не своего сословия, прекрасно понимая, что её мать не одобрит это этот союз и в любом случае быть вместе они не смогут. Но девушка выбрала полностью отдаться своим чувствам, тем самым подписав себе смертный приговор. Узнав о предательстве любимого, девушка утопилась в пруду.
Ещё одним примером такого нелегкого выбора является роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Здесь главная героиня - Наташа Ростова - с нетерпением ждёт свадьбы с Андреем Болконским. Но внезапно в её жизни появляется Анатоль. Между мужчиной и девушкой вспыхивает страсть. И вот она, борьба между чувствами и разумом - уехать с Анатолем или все же дождаться свадьбы и жить счастливо с Андреем. Девушка уже хотела бросить все ради жизни с Анатолем, но счастливая случайность смогла ей помешать. После этого поспешного поступка девушка очень сильно сожалела, полностью разобравшись в ситуации.
Точно так же спонтанно выбор сделала главная героиня романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Девушка даже ни секунды не подумала, прежде чем отдать душу дьяволу. Оставив беспечную богатую семейную жизнь, девушка обрела счастье в этом небезопасном, но ярком и запоминающемся авантюрном приключении.
В трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» выбор стоял не только лишь перед девушкой, но и перед юношей. Влюблённые принадлежали к давно враждующим династиям. Любовь их была настолько сильна, что они не побоялись умереть друг за друга. На могилах влюблённых главы семейств смогли зарыть топор войны.
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» главный герой, увидев Татьяну спустя семь лет, сразу же влюбился. Девушка за годы их разлуки успела выйти замуж. Хоть у неё и вспыхнули те же чувства к Онегину, Татьяна позволила разуму выиграть битву и не бросила мужа.
В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя Андрий не смог противостоять вспыхнувшим чувствам к дочери врага. И до самого последнего вздоха он был с ней, за что отец и убил изменника.
На примерах различных произведений мы увидели, что в каждом из нас может идти борьба между разумом и чувствами. И победу мы им присуждаем сами.

Таким образом, возвышенное покоится на чисто субъективных основаниях, поскольку этот термин относится к нашим чувствам, а не к природным явлениям, которые их вызывают. Телеологическое суждение имеет в своем собственном поле конечный характер; речь идет о том, что все, что мы видим, радует нас более или менее, потому что оно соответствует нашей способности восприятия, оно всегда предлагает определенную согласованность, которая, казалось бы, отвечает дизайну, но который нам нравится более четко, когда мы знаем, для чего это нужно.

В природе это то, чем мы восхищаемся как органические, в которых в каждом организме части получают свое значение по их отношению ко всему, что они взаимно являются причиной и следствием их формы. Телеологическое суждение используется для исследования природы, но только для того, чтобы привести его к принципам наблюдения и расследования. Мы используем телеологическую основу всякий раз, когда мы относимся к понятию объекта, как если бы оно было в природе, а не в нас, и мы представляем возможность объекта по аналогии с аналогичной причинностью, как это было найдено в нас.



Похожие статьи
 
Категории