Фантастическое и реальное в повести. Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце

25.03.2019

1. Творчество М. А. Булгакова.
2. Основные мотивы и смысл повести «Собачье сердце».
3. «Противостояние» творца и творения: Шариков и Преображенский.
4. Значение фантастики и реальности в произведении.

М. А. Булгаков... Долгое время он был неизвестен подавляющему большинству читателей, так как произведения его не издавались, а сам художник был в глубокой опале. Ведь его творчество «лило крамолу на советскую власть, советский строй». Сегодня все больше критиков и исследователей литературы обращаются к творчеству этого поистине незаурядного мастера.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году и посвящена неудавшемуся эксперименту - как чисто медицинскому, так и социальному. Основа сюжета не нова - это превращение, слияние хорошего, незлого дворового пса Шарика и настоящего животного, алкоголика и недалекого человека Клима Чугункина.

Начало повести ознаменовано тем, что профессор медицины Преображенский, омолаживающий небедных чиновников, приманивает бездомную собаку Шарика и в целях эксперимента заменяет ее гипофиз на человеческий. Обыденная сцена приманивания дворовой собаки куском колбасы приобретает вселенский, фантастический масштаб за счет реминисценций из поэмы А. Блока: «ветер, ветер на всем божьем свете».

Основная суть произведения - превращение Шарика в Шарикова - есть полемика Булгакова в большинством, утверждавшим: «Кто был ничем, тот станет всем». Подобная идея, бытовавшая в постреволюционные годы, находит своего исполнителя, пусть и выдуманного, и становится весьма отталкивающей. Сочетание фантастики и жесткой сатиры в произведении усиливает этот эффект, заодно отвечая на еще один бытовавший в то время вопрос - о возможности создания искусственного человека.

В повести поступок профессора является грубым вторжением в святая святых мироздания. Пребраженский возомнил себя творцом и решил, что сумеет сделать из собаки человека. Мелкие детали, сопровождающие процесс создания нового типа, «породы» людей, лишь подчеркивают античеловеческий и абсурдный замысел. Во время операции у Преображенского «зубы... сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск...»; Преображенский и Борменталь «заволновались как убийцы, которые спешат... лицо Филиппа Филипповича стало страшным... сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен... зверски оглянулся, зарычал... злобно заревел... лицо у него... стало как у вдохновенного разбойника...».

В результате этой операции, фантастической, но наделенной очень реалистичными деталями, сообразительный и верный пес Шарик, каким его видит читатель на протяжении первых трех глав, превращается в отвратительнейшее животное в человечьей облике. Новый человек становится абсолютно неуправляемым, способным на грубость, предательство и даже убийство. И в то же время Шариков весьма реалистичен, такие, как он, сотнями ходили по улицам советских городов и ходят сейчас.

После обретения «бумаг», доказывающих принадлежность существа к человеческому роду, начинается самое худшее: ставший теперь полноправным членом общества, Шариков, под влиянием Швондера, теряет остатки культурности. Преображенский оказывается в трагикомическом положении - созданное им существо в корне разрушает мировоззрение своего создателя и грозит стать причиной окончательной его гибели.

Образ Шарикова, гротескный, но странным образом реалистичный, заставил многих исследователей творчества Булгакова внимательно изучить вопрос об отношении автора к некоторым духовным традициям, характерным для русской литературы.

Так, Булгакова волновал вопрос о постоянном комплексе вины русского интеллигента. Писатель не снимает вины ни с Преображенского, ни со Швондера. Автор смело показывает всю нелепость и глупость тогдашней жизни, не смягчая вины профессора и Борменталя, виновных в трагедии Шарикова.

Также Булгаковым поднят еще один важный вопрос: роль Швондеров во всеобщей люмпенизации. В своей идеологической борьбе Швондер использует «врожденное» недоверие простого народа к интеллигенции и, как результат этого недоверия, откровенное неприятие. Именно Швондер приложил руку к окончательному превращению Шарикова в животное.

«Собачье сердце» - смелый ответ Булгакова на вопрос о Великой Эволюции, являющейся фундаментальной основой нормальной жизни. Писатель вынужден прибегать к иносказаниям, введению фантастических элементов из-за невозможности напрямую сказать об ужасных, дьявольских делах, творимых самими людьми.

Реальность повседневной жизни России 20-х годов XX века, изображенная через призму острой сатиры и фантастики, использованных действительно виртуозно, сделали повесть «Собачье сердце» «непревзойденной в своей неповторимости, апостолом русской сатиры XX века».

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.
Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».
Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.


«Собачье сердце» так назвал свою фантастическую повесть М. Булгаков. Она состоит из девяти глав и эпилога, события разворачиваются последовательно, однако финал возвращает читателя к началу повести, когда дворняга Шарик приобретает свой первоначальный вид. Повествовательная перспектива часто меняется: автор иногда доверяет повествование то самому Шарику, используя несобственно прямую речь (две первые главы), то доктору Борменталю, который ведет «историю болезни», занимающую всю V главу.

Москва в произведении описывается глазами бродячего пса - Шарика. Этот грязный, голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то время мелкой частной торговлей»... по всей Москве развесили зелёно-голубые вывески с надписью МСПО - мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн». И грязью в головах «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» - подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не давать». Шарик, которому только, что обварили бок, довольно интересно оценивает людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».

Шарик сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых чулках»: «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве». Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное большинство людей того времени ведут вот такой жалкий образ жизни.

И тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и сколько ни накраду - всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Поэтому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной жизни не существует».

На мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые пришли к власти (в частности Швондера). Люди, которые в молодости натерпелись страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти из кризиса, а заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и пропагандируя атеизм, советская власть «конвейером» создавала людей, которые стремились получить всё именно на земле. Которым не чужды никакие методы для достижения своей цели. И вот этот любовник, говоря «...а загробной жизни не существует…», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности: «...женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.

Но вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку «А самого себя мне ещё больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне... Куда пойду?» - думает пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу «Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а, получив его, я, граждане подохну с голоду».

И тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик сразу понимает, что этот гражданин «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова - это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и калоши и опаловый тюльпан с электричеством».

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры является профессор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая: преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филиппу Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...» «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помогают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный, умудрённый опытом жизни.

Помощник Преображенского - доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопоставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович». Делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована при жизни автора. Лишь более пятидесяти лет спустя после своего создания она увидела свет. Это объяснялось как формой, так и ее содержанием.
В повести рассказывается о том, как знаменитый ученый, проводя эксперименты по омолаживанию, пересаживает собаке гипофиз человека. Однако основное внимание в произведении уделено тому, что в результате получилось из «очеловечивания» животного.
Подобной расстановкой акцентов и определяется соотношение реального и фантастического в повести. Профессор проводит небывалую операцию, собака превращается в человека, а потом снова в собаку - это фантастика, а вот все, что связано с жизнью этой собаки в облике человека, - безусловно, реальность.
Фантастика для Булгакова служит лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем, тех реалий, которые окружали писателя в середине 20-хгодов.
Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - «буржуй». А потом - уличные выражения: «не толкайся!», «подлец», «еще парочку», «слезай с подножки» и прочее. В фантастический сюжет с шумом врывается реальность, и повесть приобретает ярко выраженную сатирическую направленность.
Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из культурных развлечений Шарикову нравится только цирк, а театр он считает «контрреволюцией». В ответ на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Фантастики здесь нет и в помине, перед нами во всей неприглядности встает философия «новых хозяев жизни» - пролетариев: «грабь награбленное», «взять все и поделить», а то «один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет». «Образование» Швондера и его подручных очень быстро приносит плоды: Шариков превращается не просто в тунеядца и хулигана, каким был его «донор» Клим Чугункин, а в «пролетария», вооруженного марксизмом и революционной фразеологией. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булкагов использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п.
Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, живущем по принципу «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Последовательно «развиваясь», он пишет донос на своего создателя - профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют положительные человеческие качества. Впрочем, это свойственно почти всем «товарищам», изображенным в повести. А именно это является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. Он считает, что разруха «не в клозетах, а в головах». И эти размышления тоже вполне реальны. Правда, в нашей стране, которая долгое время жила в виртуальном социалистическом «завтра», они стали восприниматься как истина лишь сравнительно недавно, когда люди наконец поняли, что в этих словах «нет никакой контрреволюции, а лишь опытность и здравый смысл».

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.

В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.

Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.

Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.

Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.

Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.

Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.

Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.

И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».

Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.

Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.

Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.

Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.

Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.



Похожие статьи
 
Категории