Фенимор купер роман на спор с женой. Какой роман написал Фенимор Купер на спор с женой? Призыв к согражданам

29.08.2019

А. Елистратова

ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР

Купер Джеймс Фенимор. Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе: Пер. с англ. Е. М. Чистяковой-Вери А. П. Репиной / Вступ. ст. А. А. Елистратовой; Ил.
Андриолли. — М.: Правда, 1986. — 384 с., ил.

В апреле 1840 года в Петербурге, в угрюмом каменном здании, под охраной часовых, встретились двое молодых людей. Один из них, блестящий гвардейский офицер гусарского полка, был двадцатипятилетний Михаил Юрьевич Лермонтов. Незадолго до этого он стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Барантом и теперь находился под арестом в ожидании вторичной ссылки на Кавказ. Другой года на два постарше, по виду скромный разночинец-литератор, осенью 1839 года перебравшийся из Москвы в Петербург заведовать критическим отделом журнала «Отечественные записки», был Виссарион Григорьевич Белинский. Прослышав, что Лермонтов взят под стражу, молодой критик решил навестить поэта, талантом которого восхищался.

Завязалась жаркая, оживленная беседа, неприметно затянувшаяся на целых четыре часа. Лермонтов и Белинский говорили о том, что одинаково занимало их как писателей, — о современной литературе. Речь зашла и об американском романисте Купере, которого оба собеседника знали с детства (книги Купера стали появляться в России в русском переводе начиная с середины 20-х годов). Белинский был растроган и обрадован тем, что, как выяснилось из разговора, Лермонтов целиком разделял его любовь к романам американского писателя; Лермонтов «говорил о нем с жаром, доказывал, что в Купере несравненно более поэзии, чем в Вальтере Скотте, и доказывал это с тонкостью, с умом и, что удивило меня, даже с увлечением», — так, под свежим впечатлением, рассказывал Белинский об этой беседе с Лермонтовым своему другу Панаеву.

А несколькими годами ранее другой русский поэт — ссыльный декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, зачитываясь романом Купера «Лоцман», переносился мысленно из сибирской глуши в вольные просторы океана и участвовал в приключениях отважных и гордых героев. «Глава 5-я первого тома, в которой изображен трудный, опасный переход фрегата между утесами ночью в бурю, должна быть удивительна, потому что даже меня, вовсе не знающего морского дела, заставила принять живейшее участие в описанных тут маневрах и движениях», — записывает Кюхельбекер в мае 1834 года в дневнике, который вел в сибирской ссылке.

Постепенно из писателя «для взрослых» Купер стал по преимуществу писателем для юношества. Многие поколения русских читателей с детства воспитывались на его произведениях. Чехов в рассказе «Мальчики» с добродушным юмором изобразил злоключения двух приятелей-гимназистов, которые, начитавшись Купера и его продолжателей — Майн Рида, Эмара и других, — решают бежать из дома в прерии, к индейцам, в увлекательный мир приключений. Но романы Купера не только будили фантазию юных читателей, рисуя им образы смелых и решительных людей, живущих в содружестве с вольной и могучей природой. Они учили восхищаться поэзией подвига и борьбы. «Воспитательное значение книг Купера — несомненно, — говорит Горький. — Они на протяжении почти ста лет были любимым чтением юношества всех стран, и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем чувства чести, мужества, стремления к деянию».

Джеймс Фенимор Купер (1789 — 1851) вырос в поместье своего отца, в штате Нью-Йорк, на озере Отсего, не раз описанного впоследствии в истории Кожаного Чулка. В пору детства будущего писателя это были еще очень глухие места. В Куперстауне (так называлось по имени землевладельца поселение, возникшее на землях судьи Купера, отца Джеймса Фенимора) батраки и фермеры уже вырубали леса и распахивали участки; но чуть поодаль простирались дремучие дебри, где водились и хищные звери и дичь и где легко мог бы заблудиться и пропасть каждый, кроме индейцев да немногих белых охотников и звероловов, перенявших навыки краснокожих и научившихся понимать лесные приметы. Будущий писатель мог с детства наблюдать здесь весь тот живописный мир пионеров-разведчиков, охотников, поселенцев-колонистов и исконных хозяев американской земли — индейцев, который впоследствии был запечатлен на страницах его романов.

Молодой Купер вступил в жизнь в то время, когда были еще свежи воспоминания о долгой и кровопролитной войне за независимость Соединенных Штатов (1775 — 1783), которая закончилась всего за шесть лет до его рождения. Подростком будущий писатель мог слышать от очевидцев воспоминания о тех битвах на суше и на море, которые он описал впоследствии в своих романах из истории войны за независимость США — в «Шпионе» (1821), в «Лоцмане» (1824) и в «Лионеле Линкольне, или Осаде Бостона» (1825). На школьной скамье он уже мечтал о подвигах, путешествиях, борьбе с природой. Семнадцатилетним юношей Купер оставил университет, чтобы стать моряком. Совершив океанский рейс на торговом судне, он был затем, в девятнадцать лет, назначен мичманом на «Везувий», один из кораблей американского военно-морского флота, и пробыл на морской службе до 1811 года.

Эти годы имели большое значение для позднейшего творчества Купера. Он досконально изучил сложную науку вождения парусных судов; технические подробности в описаниях судовой оснастки, корабельных маневров и морских сражений, в таком изобилии встречающиеся в его романах, были взяты из жизни. Он узнал на опыте опасности, которые приходится преодолевать морякам, и постиг ту поэзию моря, которой пронизаны его «морские» романы. За годы флотской службы Куперу довелось ближе познакомиться и с районом Великих озер: он был откомандирован для участия в постройке военного брига на побережье озера Онтарио, в те самые места, которые были изображены им впоследствии в романе «Следопыт».

В зрелые годы Купер много путешествовал по Европе. Он служил американским консулом в Лионе — крупном промышленном городе Франции, в котором в то время бурно развивалось рабочее движение. Он был свидетелем событий июльской революции 1830 года, когда восставший французский народ сверг с престола ненавистную династию Бурбонов. Купер с сочувствием следил за борьбой народа и с горечью писал о том, как в дальнейшем «богачи и интриганы насмеялись над справедливыми надеждами масс, злоупотребив их доверием и использовав плоды народной энергии в своих корыстных, эгоистических целях». Он побывал в Англии, Швейцарии, Германии, а также в Италии, к истории которой обратился в своем романе «Браво» (1831), изображающем феодальное прошлое Венеции. Куперу не удалось осуществить план задуманной им поездки в Россию, но он живо интересовался нашей страной, предсказывал ей большое будущее и придавал важное значение укреплению дружественных, добрососедских отношений между Соединенными Штатами и Россией. «Америка связана в настоящий момент с Россией более практической и осязаемой близостью, чем с какой-либо другой европейской страной», — писал он в «Европейских заметках американца».

В бытность во Франции и в Италии Купер познакомился и коротко сошелся со многими русскими путешественниками. «Встречаясь с русскими, я всякий раз находил в них друзей», — вспоминал он в последние годы жизни. Любопытно, что именно его русские друзья в Париже познакомили Купера в 1826 году с приехавшим туда шотландским романистом Вальтером Скоттом, с которым его так часто сравнивали современники.

Куперу было уже тридцать лет, когда он начал писать. В ту пору, на рубеже 10-х и 20-х годов XIX века, американская литература была еще слабо развита. В Соединенных Штатах было несколько талантливых поэтов и прозаиков. Но американская жизнь еще не получила достаточно широкого отражения в искусстве, и читающая публика в Соединенных Штатах пробавлялась в основном модными романами для легкого чтения, привозимыми из Англии.

По воспоминаниям самого Купера, он написал свой первый роман на пари, поспорив в шутку с женой, что может сочинить книгу, ничуть не менее интересную, чем те английские романы, которыми она зачитывалась. Купер выиграл пари, написав роман «Предосторожность» (1820), который, впрочем, изображал быт и нравы далекой Англии и следовал обычным, избитым английским образцам. Но это была только первая проба пера. Следующий замысел писателя оказался гораздо более смелым. По словам самого Купера, «устыдившись пути подражания», по которому он пошел в своем первом романе, он «попытался создать произведение, которое было бы чисто американским и темой которого была бы любовь к родине». Так возник «Шпион» (1821), один из замечательнейших романов Купера, сделавший его имя широко известным в Америке и в Европе.

Действие этого романа развертывается в 1780 году, в разгар войны за независимость. В числе героев «Шпиона» появляется и сам Джордж Вашингтон, главнокомандующий американской армией, сражавшейся против войск английского короля, который потом был избран первым президентом Соединенных Штатов.

Но ни Вашингтон, ни его офицеры не занимают первостепенного места в романе. Своим главным героем Купер делает простого, незаметного человека из народа, одного из тех рядовых участников войны за независимость, чьи имена не вошли в историю, хотя именно они вынесли все тяготы войны и добились победы. Коробейник Гарви Берч добровольно берет на себя опасную роль разведчика американского командования. Получив поручение Вашингтона выведать военные тайны англичан, он под видом странствующего торговца проникает в расположение английских войск и входит в доверие к английскому генералу Клинтону. Смелый лазутчик ежечасно рискует жизнью. Его связь с англичанами заставляет американских солдат и офицеров подозревать его в измене. Соотечественники выслеживают и арестовывают его, американский военный суд приговаривает его к смертной казни как предателя, а Берч не в состоянии оправдаться, потому что обязан строго хранить в тайне свои секретные задания, полученные лично от главнокомандующего. И даже по окончании войны Гарви Берч не может ждать публичного признания своих заслуг. Его имя и дальнейшая судьба теряются в неизвестности; единственной его наградой за подвиги военных лет может быть только сознание того, что он выполнил свой долг.

По своему характеру и общественному положению Гарви Берч во многом похож на другого, самого любимого героя Купера — на лесного следопыта, охотника и зверолова Натти Бампо. Под разными прозвищами — Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Длинный Карабин и Кожаный Чулок — Натти Бампо появляется в качестве главного действующего лица в пяти романах Купера, известных под общим названием романов о Кожаном Чулке.

Вот перечень этих романов в том порядке, в каком они обычно печатаются в собрании сочинений Купера: «Зверобой» (1841), «Последний из могикан» (1826), «Следопыт» (1840), «Пионеры» (1823) и «Прерия» (1827). Взятые вместе, они охватывают более шестидесяти лет из долгой жизни Натти Бампо. В «Зверобое», действие которого относится к началу 40-х годов XVIII века, Натти совсем юным охотником впервые вступает на тропу войны вместе со своим верным другом, индейцем Чингачгуком из племени могикан. В «Следопыте» изображаются времена англо-французской войны 1750 — 1760 годов, а Натти Бампо предстает как уже немолодой человек, умудренный и закаленный суровым опытом жизни. В «Последнем из могикан» рядом с Натти Бампо и Чингачгуком появляется новый соратник, сын этого индейского вождя, молодой воин Ункас, который любит белую девушку Кору и погибает вместе с нею, пытаясь спасти ее от коварных врагов. В «Пионерах», действие которых происходит в 1793 году, перед читателями встают картины печальной старости Натти Бампо и его друга — спившегося, больного, одинокого могиканина, в котором нелегко узнать некогда могучего вождя истребленного, исчезнувшего племени. В романе «Прерия», замыкающем это пятикнижие, действие переносится в 1805 год. Натти Бампо — дряхлый восьмидесятилетний старик — в одиночку скитается теперь по пустынным равнинам прерий. Он все еще бодр духом, но руки его трясутся, зрение помутилось; охотник, славившийся когда-то меткостью своих выстрелов, редко спускает теперь курок своего Длинного Карабина. Он промышляет тем, что ловит зверей и птиц в силки и капканы. Старый зверолов может еще оказать неоценимую помощь людям, попавшим в беду: он сумеет разгадать коварство врагов; он нападет на нужный след, затерявшийся в бескрайних просторах; он спасет своих спутников от голода и от степного пожара... У него появляются и новые молодые друзья, индейцы и белые американцы. Но среди них нет никого, кто мог бы сравниться с его прежними соратниками — с мудрым и храбрым Чингачгуком, прозванным Великим Змеем, с отважным молодым Ункасом — последним из могикан...

Читатели, естественно, предпочитают именно в такой последовательности переходить от книги к книге, чтобы пройти рука об руку с Натти Бампо весь его долгий жизненный путь, полный удивительных приключений.

Но любопытно, что воображение самого Купера рисовало ему различные картины из жизни его любимого героя в совершенно ином, почти прямо противоположном порядке. Если внимательно вглядеться и вдуматься в годы издания отдельных частей пятикнижия о Кожаном Чулке, указанные выше, то окажется, что писатель начал историю Натти Бампо почти что с самого конца, а говоря точнее — с предпоследней книги, с романа «Пионеры». После этого он написал роман «Последний из могикан», относящийся к зрелым годам жизни Кожаного Чулка, и конец его истории — роман «Прерия». Только много лет спустя писатель возобновил прерванное повествование и после «Следопыта» опубликовал наконец пятую, и последнюю, книгу этого цикла — роман «Зверобой», где рассказал напоследок о юности своего героя. Без малого два десятилетия, с начала 20-х до начала 40-х годов XIX века, работал Купер над этим пятикнижием.

Необычный порядок, в котором, как мы видим, создавались и выходили в свет эти романы, где герой сперва появлялся перед читателями дряхлым стариком, потом — человеком средних лет и, наконец, — юношей, полным сил и надежд на будущее, не был случайным.

Излагая историю Натти Бампо и его друзей, Купер вместе с тем задумывался над историей своей страны и своего народа. Он сопоставлял буржуазную Америку XIX века с Америкой XVIII столетия, сравнивал настоящее с прошлым и приходил к печальным и тревожным выводам относительно положения Соединенных Штатов.

В 1834 году, отвлекшись на время от повествования о Кожаном Чулке, Купер написал книгу совсем в другом роде, которая, однако, по-своему дополняет и поясняет и его романы о Натти Бампо. Это была едкая сатирическая повесть «Моникины», во многом напоминающая «Путешествия Гулливера», написанные Джонатаном Свифтом. Свифт — английский сатирик XVIII века — рассказывал о путешествиях доктора Гулливера в дальние страны, населенные лилипутами, великанами, говорящими лошадьми и другими небывалыми существами, чтобы обиняком, пользуясь вымышленными, фантастическими примерами, осмеять и осудить все то, что возмущало его в действительной жизни Англии. Так же поступает и Купер в «Моникинах». Действие этой повести происходит в двух фантастических государствах — Низкопрыгии и Высокопрыгии, находящихся будто бы где-то возле Южного полюса, в просторах Антарктиды. Купер описывал и жителей этих государств — человекообразных обезьянок, «моникинов». Само это название сразу, по созвучию, наводило и американского и английского читателя и на мысль об обезьянке (по-английски «monkey»), и на мысль о деньгах (по-английски «money»). И действительно, главным свойством «моникинов», этих полузверей, полулюдей, изображаемых Купером, была всепоглощающая жадность. Читатель без труда догадывался, что под видом Высокопрыгии автор описывал Англию, а под видом Низкопрыгии — Соединенные Штаты. При этом оказывалось, что, хотя «моникины», проживающие в Низкопрыгии (то есть в США), любят похвастаться своими правами и свободами, они, однако, отличаются от жителей

Высокопрыгии (то есть Англии) только тем, что у них более куцые хвосты. В их стране то и дело происходят «великие моральные затмения»: жадность и погоня за наживой заслоняют и затемняют все другие интересы и чувства. «Моникины»-«низкопрыги» преклоняются перед долларом и выше всего ценят деньги.

В таком неприглядном виде предстает буржуазная Америка в изображении Купера-сатирика. А ведь тот же Купер в своих первых исторических романах из эпохи войны за независимость США с умилением писал о героической борьбе американских патриотов против английского господства, в результате которой развилась и окрепла эта буржуазная Америка. Но с течением времени писателю становилось все более ясно, что те идеалы свободы и равенства, за которые боролись простые американцы, подобные Гарви Берчу в «Шпионе» или Натти Бампо в истории Кожаного Чулка, не осуществились в Америке. Уже в романе «Шпион» Купер показал рядом с самоотверженным и бескорыстным героем-разведчиком людей прямо противоположного склада — лжепатриотов, которые, как волки, рыскают по «ничьей» земле между лагерями американцев и англичан, грабя и убивая и своих и чужих в поисках «легкой» военной добычи. Беда Гарви Берча и подобных ему честных американцев состоит в том, что результатами их подвигов бессовестно пользуются хищники-наживалы. Именно они, эти жадные до наживы люди-собственники, становятся хозяевами жизни в буржуазной Америке, оттесняя и подчиняя себе простых людей труда. Купер не раз с беспокойством и тревогой задумывался над этими общественными противоречиями, спрашивая себя, куда приведут они его страну. Эти раздумья отразились и в его романах о Кожаном Чулке.

Сам Натти Бампо в изображении Купера — настоящий бессребреник, кристально чистый, благородный и скромный человек. Его потребности невелики. Свобода, независимость и лесное приволье — вот все, что нужно ему для счастья. Но жизнь лишает его и этих радостей. Судьба Натти Бампо складывается так, что с молодых лет до старости он, сам того иногда не желая, служит жестоким и жадным колонизаторам-собственникам. Для них и леса, и водные пространства, и равнины прерий — это только добыча, которую они спешат вырвать у других, присвоить себе, превратить в источник дохода.

Заботясь только о наживе, они бессмысленно расточают и губят природные богатства страны. В романе «Пионеры» Натти Бампо с болью видит, как безжалостно вырубают девственный лес; сводят, хищнически добывая сахар, прекрасные кленовые рощи; уничтожают зря массу рыбы; истребляют и распугивают лесных зверей и птиц; целым селением, из всех орудий, от детского лука до пушки, расстреливают огромные перелетные стаи диких голубей... Он чувствует себя чужаком среди новых хозяев округи, хотя когда-то сам указал им дорогу и помог обжиться в этих краях. Деятельность всех этих преуспевающих собственников, законников, крупных и мелких торгашей, фермеров-хищников, которые, едва успев расчистить участок и собрать с него один-два урожая, покидают его ради другого, более выгодного, оставляя за собой обгорелые пни и истощенную землю, кажется старому Кожаному Чулку непонятной и враждебной. Стук топора отдается в его душе зловещим гробовым холодом, предсказывая скорое исчезновение его любимой свободной и дикой Америки. Следопыт-разведчик, когда-то не имевший себе равных, теряется теперь, как беспомощный ребенок, среди незнакомых вырубок и просек, не находя более вековых деревьев, из которых каждое было ему давнишним и верным другом. Он не понимает и новых законов, введенных землевладельцами, и никак не может взять в толк, чем же он провинился, когда судья Мармадьюк Темпль (которого Кожаный Чулок в былые времена выручил в беде, накормил и пригрел) посылает его в тюрьму за пустячное нарушение правил охоты.

Таким же чужаком, отщепенцем чувствует себя Натти Бампо и в обществе других людей-собственников, представителей буржуазной Америки, с которыми сталкивает его судьба. Он не может ужиться с такими хищниками, как Хаттер и Марч, которые промышляют охотой на индейцев («Зверобой»), или Ишмаэль Буш и его сыновья, не брезгующие ни разбоем, ни убийством и грабящие землю так же, как могут, при случае, ограбить соседа («Прерия»). Недаром, как ни различно содержание пяти романов о Кожаном Чулке, каждый из них заканчивается тем, что, выполнив свой долг и выручив из беды своих спутников, Натти Бампо уходит от них в леса, а когда уже не остается лесов, где он мог бы найти приют, — в прерии. В мире буржуазных собственников он одинок и стоит вне закона. «Натти Бумпо, — писал о нем Горький, — всюду возбуждает симпатии читателей честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследователь лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы. Он всю жизнь бессознательно служил великому делу географического распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки для которой он впервые открыл. Такова — часто — судьба многих пионеров-разведчиков, — людей, которые, изучая жизнь, заходят глубже и дальше своих современников. И с этой точки зрения безграмотный Бумпо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь».

Рядом с образом самого Натти Бампо в книгах Купера, ему посвященных, выделяются и образы его друзей-индейцев. В «Последнем из могикан» и других своих романах Купер первым из американских писателей с глубоким сочувствием и уважением изобразил «замечательный народ», «туземных воинов Северной Америки» — народ, «на войне — отважный, кичливый, коварный, беспощадный, готовый к самопожертвованию; в мирное время — справедливый, великодушный, гостеприимный, мстительный, суеверный, скромный и обычно целомудренный» (как говорит сам Купер в предисловии к «Последнему из могикан»).

Нужна была большая широта кругозора и свобода от предрассудков, чтобы с такой симпатией и поэтическим проникновением писать об индейцах, которых буржуазные колонизаторы жестоко преследовали, истребляли и не считали за людей. В образах Великого Змея — Чингачгука и его сына Ункаса Купер показал индейцев как настоящих героев, благородных и мужественных, верных законам дружбы, неустрашимых перед лицом опасности. Задолго до американского поэта Лонгфелло, который обработал сказания индейских племен в своей известной поэме «Песнь о Гайавате», Купер изучал народные обычаи, песни и поверья индейцев и воспользовался этим в своих романах, что придает им особую поэтичность.

С сочувствием и грустью пишет Купер о вымирании и истреблении индейских племен. Печальная нота звучит уже в самом заглавии «Последний из могикан», возвещающем, говоря словами самого писателя, «неизбежную, по-видимому, судьбу всех этих народов, исчезающих под напором... цивилизации, как опадает листва их родных лесов под дуновением мороза». Гибель отважного юного Ункаса и любимой им Коры как бы символизирует в изображении Купера эту историческую трагедию целого народа.

В книгах Купера нельзя искать точного, достоверного изображения исторических событий. Он о многом умалчивает, многое преувеличивает, заменяет подлинные факты вымыслом. Пушкин находил неточности в описании индейцев у Купера и относил его к числу тех художников, которые «закрасили истину красками своего воображения». Позднее Марк Твен подсмеивался над невероятными подвигами, которые совершают герои Купера, и обнаруживал забавные несообразности в описании их речей и поступков.

Но Купер и не стремился к реалистической точности в своем изображении жизни. Писатель романтического направления, он считал себя вправе и пользоваться преувеличениями и иной раз украшать действительность вымыслом. Но в своих лучших романах он сумел воспроизвести выразительней и ярче, чем кто-либо другой из его современников, очень важные события из истории своей страны и своего народа: борьбу за независимость Соединенных Штатов, колонизацию североамериканского материка и гибель индейских племен, составлявших его коренное население. «Будучи гражданином молодого государства, возникшего на молодой земле, не похожей на наш Старый Свет, он через это обстоятельство как будто создал особый род романов — американско-степных и морских», — писал Белинский, определяя то новое, что внес Купер в мировую литературу. Поэзия вольной природы и героического подвига — вот чем привлекают всех читателей романы Купера.

Прозрачная гладь озера Отсего, отражающая, как в зеркале, безлюдные лесистые берега; бешеные стремнины Гленнского водопада; безбрежное море зеленой листвы, открывающееся путникам, вступающим в чащу дремучих лесов в краю Великих Озер, и широкие просторы Онтарио с лабиринтом «Тысячи Островов»; цветущие солнечные прогалины дубовых рощ Мичигана и пустынные равнины прерии — все эти картины сохраняются в памяти каждого, кто читал романы Купера. Могучая и величавая природа Америки входит в его произведения как живое начало, то враждебное, то дружески помогающее героям, угрожающее неведомыми опасностями, обещающее приют и убежище, открывающее дорогу к спасению, к счастью — или к смерти. Вот почему так увлекательны и поэтичны картины природы у Купера. «Вам кажется, что сами вы склонились под сенью вековых деревьев, чтобы распознать след мокасина. Опасности так связаны с особенностями страны, что вы внимательно изучаете скалы, водопады, пороги, кусты; вы перевоплощаетесь в страну: она входит в вас, или вы в нее...» — так писал об изображении природы у Купера высоко ценивший его творчество Бальзак.

Увлекательно и действие романов Купера. Бесчисленны опасности и преграды, встающие на пути его героев. Но нет испытаний, перед которыми склонилась бы их воля. Полные здоровой и мужественной любви к жизни, они не знают безвыходных положений, умея вовремя принять отважное решение, открывающее дорогу к спасению и победе.

При этом поэзия подвига у Купера не омрачена ни корыстными расчетами, ни хищнической жестокостью. Его лучшие романы в этом отношении очень не похожи на множество издаваемых сейчас в капиталистических странах приключенческих книг, чьи «герои» — будь то преступники или сыщики, изобретатели, путешественники, офицеры или колониальные чиновники — руководятся чаще всего бешеной жаждой богатства и власти и готовы на все, лишь бы добиться успеха. Любимые герои Купера, напротив, самоотверженны и бескорыстны. Всем своим творчеством он славит мужество свободного, честного и деятельного человека, который смело и пытливо глядит в лицо жизни.


Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789. Американский романист и сатирик; классик приключенческой литературы.
Получив первоначальное образование в Нью-Йорке, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу. Был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио - этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниям Онтарио, встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио».
Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман.

Второй роман Купера, уже из американской жизни, был знаменитый "Шпион" (1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе. Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни ("Пионеры", "Последний из Могикан", "Прерия", "Следопыт", "Охотник за ланями"), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник, выступающий под различными именами, энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас). Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 Купер отправился в Европу, где провел семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов, действие которых происходит в Европе. Мастерство рассказа, яркость описаний природы, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем как живые - таковы достоинства Купера как романиста. В начале 1840-х романы Купера были весьма популярны и в России; в особенности читался нарасхват печатавшийся в "Отечественных записках" "Следопыт", о котором Белинский выразился, что это - шекспировская драма в форме романа. По возвращении из Европы Купер кроме нескольких романов из американской жизни, написал еще "Историю северо-американского флота" (1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызваная, отравила последние годы жизни Джеймса Фенимора Купера.
Фенимор Купер, автор 33 романов, стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

Представляете, как бывает! Писателями иногда на спор становятся. Может это и единичный случай в мировой литературе, но случилось вот как. Фенимор читал как-то со своей женой одну книгу и в сердцах сказал, что мог бы и лучше сочинить, нежели то, что они с женой читают. На что жена иронично подметила: "напиши...", - чем сподвигнула или вдохновила своего мужа на сочинительство. В итоге, Фенимору просто ничего не оставалось делать, как начать писать роман. Это стала первая его проба пера, а роман назывался "Предосторожность". Это ответ для викторины.

Тем же кто ещё не посмотрел эту телевикторину, скажу, что вопрос был на 3 миллиона, но игрокам не удалось угадать произведение Купера, они выбрали "последнего из магикан" и, увы, проиграли финальный вопрос. Замечу, что идея такого ответа принадлежала Бурковскому, воодушевленному от успеха в вопросе про нобелевского лауреата, Андрей переоценил своё везение и сбил с верного пути Виктора, которому более был симпатичен ответ "предосторожность".


  • Вопрос был взят с подсказкой.

Знаменитый романист и сатирик Фенимор Купер стоял у истоков американской литературы: автор стал первооткрывателем нового жанра. Творчество писателя, его цитаты и афоризмы не теряют актуальности. Внимание критиков и публики было приковано как к произведениям Купера, так и к его биографии.

Детство и юность

Джеймс Фенимор Купер появился на свет 15 сентября 1789 года в городе Берлингтон (США). Родился в семье судьи Уильяма Купера и дочери квакера Элизабет Фенимор. В годы революции отец приобрел обширный участок земли возле Нью-Йорка, включающий озеро Отсего. Несколько лет судья налаживал жизнь в посёлке, который в будущем стал городом Куперстаун. Отец построил дом на берегу озера и решил переселиться туда с женой и 11 детьми.

Мама мальчика категорически отказывалась переезжать, поэтому Уильям приказал слугам поднять её вместе с креслом, на котором она сидела, и перенести в экипаж. Младшему Куперу на момент переезда был год и два месяца.

Джеймс получил образование в местной школе, также в детстве с ним занимался выпускник Ирландского университета. А другой учитель, закончивший Кембридж, готовил мальчика к поступлению в Йель. В возрасте 13 лет стал студентом Йельского университета, но проучился там всего 3 года. На четвёртый он попытался взорвать дверь спальни студентов и натренировать осла садиться в профессорское кресло.


Полное высшее образование юноша не получил, поскольку его исключили за систематическое нарушение дисциплины. Так и закончилось для Купера обучение в 1806 году, а наказание стало типичным для того времени – юношу сослали на флот матросом. Годы, проведённые на службе, стали для Джеймса не только полезными, но и счастливыми. Купер дослужился до чина офицера и стал знатоком флота. Поскольку Джеймс состоял при постройке военного судна на озере Онтарио, в его знаменитом романе «Следопыт» встречаются описания этой местности.

Литература

Джеймс Купер стал писателем случайно. Однажды, читая вслух жене какой-то роман, он заметил, что несложно написать лучше. Сюзан поймала мужа на слове, супруги заключили спор. Чтобы не показаться хвастуном, за несколько недель Джеймс написал первый роман под названием «Предосторожность». Имя автора скрывалось, потому что американская власть не отличалась лояльностью к английскому правительству. Но и критики Англии забраковали произведение, потому что события никак не соответствовали фактической истории страны.


Писатель Фенимор Купер

Романтизм в последующих работах куда больше понравилась критикам. Вторым произведением Купера стал знаменитый «Шпион». Герой романа, участвуя в американской войне за независимость, выбирает сложнейший путь служения отчизне: становится разведчиком, выдавая себя за шпиона вражеской армии. Рискуя жизнью, патриот до конца выполняет долг, не думая о наградах и славе.

Роман имел громадный успех: как в Америке, так и в Европе. Начало нового жанра в литературе США было положено. Окрылённый успехом, писатель решил из любителей перейти в категорию профессионалов. Джеймс продолжал писать, далее последовали тексты, где подробно и увлекательно описываются природа Америки и её история.


В романах «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой» писателю удалось создать эпопею о судьбе американцев и тех людей, которые раньше жили на этой земле. Успех серии произведений, создававшихся на протяжении 20 лет, признала даже английская критика, назвав Купера американским .

Эти 5 произведений связаны между собой образом главного героя Натти Бампо, выступающего в каждой книге в различные периоды жизни, полной опасностей и приключений. Произведения объединены проблематикой: в каждом показывается столкновение естественного существования человека в условиях природы и жизни буржуазного общества. Последнее разрушает гармонию не только в отношениях между людьми, но и между человеком и природой.


В изображении природы проявлялось художественное мастерство Джеймса, национальный пейзаж Америки отражен в живых и величественных образах.

Заслуженный успех Джеймсу принесла тема морских путешествий. В этих произведениях автор рассказывал об открытии Америки, о войне и пиратах. Герои писателя совершают подвиги, ищут сокровища и спасают благородных дев. Подлинность рассказов, мастерство и достоверность в изображении героев, возникающих в произведениях словно живые, – это захватывает и подкупает читателя.


В начале 1840 года романы Купера приобрели популярность в России. Первые переводы на русский язык сделала детская писательница А. О. Ишимова. Наибольший интерес вызвал роман «Открыватель следов». По поводу этого произведения высказался , объявив, что это шекспировская драма в форме романа. Приключенческие романы Купера узнавали благодаря редкому второму имени автора – Фенимор.

Художественным открытием Купера стало изображение индейцев, несмотря на то, что некоторые предшественники уже затрагивали эту тему. Автор описал трагедию индейского народа: белые колонизаторы грабили, спаивали, развращали и истребляли их. Коренных жителей Америки преследовали с нечеловеческой жестокостью, им приписывали всевозможные пороки. Но Джеймс разрушил этот миф, показав, что индейцы часто превосходят белых в морально-нравственном плане.


Фенимор Купер в пожилом возрасте

Рассказы, посвящённые верной дружбе между «краснокожими» и «бледнолицыми», принадлежат к числу лучших работ писателя.

Фенимор считался основателем нового жанра в мире литературы – романа-вестерна. Несколько поколений американских писателей называли Купера учителем и вдохновителем.

Некоторые произведения писателя экранированы, среди них фильмы «Зверобой», «Последний из могикан» и «Следопыт».

Личная жизнь

В декабре 1809 года в Олбани отца Фенимора Купера убили. Сыновья судьи в одночасье разбогатели, а доля Джеймса равнялась $ 50 тыс., что по нынешним меркам составляет примерно $ 1 млн. Получив наследство, юноша вышел в отставку и женился на француженке Сюзан Аугусте Деланси. Её влиянием объясняются сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, встречающиеся в ранних романах Купера.


Личную жизнь Сюзан и Джеймса можно с уверенностью назвать счастливой в понимании того времени: дети рождались один за другим, дом был полон слуг, а жена предоставляла мужу полную свободу для занятий политикой и бизнесом.

У супругов родились 7 детей, один из них стал дедушкой популярного американского писателя Пола Фенимора Купера.

Смерть

Последние годы жизни Джеймс, будучи главой семейного клана после смерти старших братьев, работал писателем-историком. Он создал труды по истории Нью-Йорка и военно-морского флота США.


Джеймс Фенимор Купер умер 14 сентября 1851 года от цирроза печени, не дожив всего один день до 62 лет.

Книги Купера и сегодня продолжают учить современников чести, мужеству и верности.

Библиография

  • 1820 – «Предосторожность»
  • 1821 – «Шпион, или Повесть о нейтральной территории»
  • 1823 – «Лоцман, или Морская история»
  • 1825 – «Лайонел Линкольн, или Осада Бостона»
  • 1826 – «Последний из могикан»
  • 1827 – «Степи», иначе «Прерия»
  • 1827 – «Красный корсар»
  • 1829 – «Долина Виш-тон-Виш»
  • 1830 – «Морская волшебница»
  • 1831 – «Браво, или в Венеции»
  • 1832 – «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы»
  • 1833 – «Палач, или Аббатство виноградарей»
  • 1835 – «Моникины»
  • 1840 – «Следопыт, или На берегах Онтарио» или «Открыватель следов»
  • 1840 – «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай»
  • 1841 – «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями»
  • 1842 – «Два адмирала»
  • 1842 – «Блуждающий огонёк»
  • 1843 – «Вайандотте, или Дом на холме»

15 сентября 1789 года в Берлингтоне, Нью-Джерси, в многодетной семье Уильяма и Элизабет Купер появился на свет мальчик, которого назвали Джеймсом; именно ему предстояло спустя несколько десятилетий заслужить звание одного из самых популярных американских писателей.

Джеймс был совсем маленьким, когда его семья покинула Берлингтон; отец мальчика купил в штате Нью-Йорк несколько десятков акров земли, где собирался, ни много ни мало, построить целый город, который назывался бы Куперстаун. Надо сказать, что вскоре эта амбициозная затея была Уильямом Купером реализована.

С самого детства Джеймс полюбил окружающую его природу Америки; часто вместе со своими братьями он отправлялся бродить по глухим местным лесам или проводил время на берегу прекрасного чистого озере. Также мальчик любил слушать рассказы старожилов о тяжелых временах их молодости, о схватках с индейскими племенами и лихими разбойниками.

Семья была хорошо обеспечена и имела положение в обществе; Куперы жили в огромном доме, носившем название Отсего Холл, Джеймс учился в частных школах Олбани, а в 1803 году поступил в Йельский университет (в то время называвшийся колледжем), который, к сожалению, не закончил – в 1805-м его, вполне успевающего студента, выгнали из престижного учебного заведения за плохое поведение.

Отец молодого человека посчитал, что суровая флотская жизнь сможет привить отпрыску такое понятие, как дисциплина, и вскоре направил Джеймса служить на флот. Несмотря на богатство и положение своего отца (который вскоре после переселения в Куперстаун получил место местного судьи), Джеймс начал свою флотскую карьеру простым матросом на корабле «Стерлинг»; за годы плаваний молодому человеку удалось посетить немало стран, побывать в Европе.

В 1809 году отец будущего писателя скончался; Джеймс унаследовал значительную по тем временам сумму денег, а также стал (наряду со своими братьями) одним из владельцев дорогостоящей недвижимости.

Еще будучи матросом, Джеймс начал встречаться с Сьюзан Де Лэнси, дочерью влиятельного нью-йоркского чиновника; 1 января 1811 года они поженились, а спустя несколько месяцев Купер оставил флот.

В течении нескольких лет Куперы жили попеременно то в Куперстауне, то в Вестчестере, пока наконец не построили собственный большой дом в Скарсдейле; удачная женитьба позволяла Джеймсу не особенно заботиться о добывании средств к существованию: он уделял некоторое время сельскому хозяйству, состоял в народной милиции, а также занимался воспитанием детей. Однако, в течении нескольких ближайших лет ему пришлось также пережить и тяжелые потери: один за другим покинули этот мир пятеро его братьев. На Джеймса легла обязанность обеспечивать не только свою семью, но и семьи своих братьев, а их финансовые дела были далеки от идеала.

Значительную часть своего времени Купер посвящал чтению; однажды, читая одну из книг, он заметил, что и сам мог бы написать книгу не хуже. Его жена, знавшая о том, что Джеймс вовсе не любит писать, поставила под сомнение столь смелое заявление супруга; это привело к тому, что Купер немедленно взялся за писательскую работу.

Его первая книга, «Предосторожность» (Precaution ), вышла в 1820-м; огромное влияние на манеру работы Купера оказали произведения английской писательницы Джейн Остин, да и сам роман повествовал о том, о чем сам писатель знал лишь понаслышке – о светской жизни в Англии.

Роман имел достаточно скромный успех (хотя английские критики и приняли его достаточно благосклонно), поэтому неудивительно, что для сюжета второй своей книги, романа «Шпион» (The Spy), он решил использовать более близкую и знакомую ему «американскую» тему, а именно события времен войны за независимость.

Вышедшая в следующем году книга была принята гораздо лучше его дебютной работы и быстро принесла Куперу известность как писателя не только на родине, но и за рубежом; «Шпион» был переведен на несколько языков.

Роман «Пионеры» (The Pioneers), которая впоследствии станет одной из пяти книг о приключениях знаменитого Натаниэля Бампо, вышел в 1823-м: читатели сметали экземпляры книги с полок магазинов, как говорится, «как горячие пирожки». Огромный успех «Пионеров» подстегнул Купера написать еще несколько книг о жизни Зверобоя и его индейских друзей.

Интересно, что очередность событий, описываемых в книгах о Кожаном чулке, не совпадала по времени с очередностью выхода самих книг. Так, в 1826 году Купер опубликовал «Последнего из могикан» (The Last of the Mohicans), которая является второй частью пенталогии, заключительная «Прерия» (The Prairie) вышла в следующем году, третья часть серии «Следопыт» (The Pathfinder) появилась в 1840-м, а годом позже читателям был представлен и «Зверобой» (The Deerslayer), описывающий самые ранние приключения Бапмо; появившиеся самыми первыми «Пионеры» в итоге оказались третьей частью одной из самых известных в мире серий книг.

Конечно, Купер не ограничивался созданием книг лишь на тему взаимоотношений поселенцев с индейскими племенами или английскими солдатами. В 1824-м писатель опубликовал роман «Лоцман» (The Pilot), в котором затронул еще одну близкую и знакомую ему тему – морскую; она также проявится во многих последующих произведениях Купера: «Красный корсар» (Red Rover), «Два адмирала» (The Two Admirals), «Майлз Уоллингфорд» (Miles Wallingford)…

Исторический роман «Лайонел Линкольн» (Lionel Lincoln), появившийся в 1825-м, стал первой неудачей, постигшей Купера-писателя: в случае успеха книге предстояло стать первой в серии, посвященной американской истории – «Легенды тринадцати республик» (Legends of the Thirteen Republics).

В 1826-м Купер вместе с семьей уехал в Европу: наконец он сумел осуществить эту свою давнюю мечту; он хотел, чтобы его дети получили европейское образование, а для себя «выбил» должность американского консула во французском Лионе.

Несмотря на то, что его планы относительно посещения ряда европейских стран не удалось реализовать полностью (большую часть времени Купер провел во Франции и Италии, также ему удалось посетить Англию, Швейцарию, а вот до Египта, Греции или, например, России, как планировал писатель, ему добраться не удалось), он считал проведенное в Европе время (а пробыл он там более семи лет) не просто весьма полезным – он был очарован Европой. Кроме того, там ему удалось познакомиться в весьма интересными людьми, например, знаменитым английским писателем сэром Вальтером Скоттом.

Находясь в Европе, Купер не прекращал писательскую работу – за несколько лет он написал и выпустил несколько романов (например, «Прерии» автор закончил в Париже) и рассказов; действие некоторых из них происходит в различных европейских странах. Также писателю удалось попробовать себя в создании ряда политических работ, например, «Познание Америки» (Notions of America).

Осенью 1833-го Купер вернулся на родину; годы, проведенные в Европе, легли в основу нескольких книг, которые позже были им опубликованы. Но помимо обычных записок туриста Купер готов был представить американской публике и нечто большее; в 1834 году увидела свет его работа, носившая название «Письмо к его землякам», в которой писатель высказывал свою точку зрения и различные критические замечания на тему политических и культурных процессов, происходящих в стране. Эта, а также появившаяся в следующем году книга «Моникины» (The Monikins) вызвали волну недовольства как среди прессы, так и среди американских читателей – почти все были недовольны, что вместо качественных приключенческих романов Купер теперь представлял им свой столь критический взгляд на происходящие в их стране события.

Еще несколько лет в творчестве писателя присутствовали подобные социально-политические настроения, однако и другие темы также были ему небезынтересны. Так, в 1839 году вышла впечатляющая по своей полноте и значимости работа об истории американского морского флота (The History of the Navy of the United States of America), на следующий год – очередная книга о Натаниэле Бампо, еще одна «морская» история… Вскоре Купер снова доказал публике творческое многообразие своего таланта.

Писатель продолжал много работать в разных литературных направлениях, описывая в своих книгах жизнь поселенцев, индейцев, моряков… Среди книг, созданных в последние годы жизни писателя, можно отметить популярный роман «Морские волки».

Не дожил одного дня до своего 63-го дня рождения: он скончался в Куперстауне 14 сентября 1851 года.

Созданные Купером произведения неоднократно переиздавались на разных языках и экранизировались во множестве стран, а созданный им образ благородного индейца Чингачгука давно стал одним из самых любимых книжных героев для миллионов мальчишек во всем мире.



Похожие статьи
 
Категории