Фигвам индейская. Жилище индейцев: описание и фото

03.03.2020

Что такое вигвам? Это типичная конструкция из прутьев и березовой коры, используемая в том числе индейскими племенами северо-восточной культурной группы, в качестве дома или убежища.

Что такое вигвам?

Само понятие происходит от слова, используемого племенем абенаки, и означает дом. Это была форма убежища, используемого различными племенами индейцев, особенно теми, кто жил в северо-восточном лесу. Что такое вигвам? Это дом, который обычно представлял собой постройку купольной формы.

Она достигала, как правило, 2,5-3 метров в высоту и около 12 метров в поперечнике. Сначала изготавливался деревянный каркас, который затем покрывался и другими доступными материалами, например шкурами животных. Стыки конструкции прочно скреплялись веревками. С конца 1700-х годов для покрытия вигвамов иногда стали использовать ткань.

Родные американские дома

Что такое вигвам? Это слово когда-то использовалось для описания всех независимо от структуры, местоположения или культурной группы. В действительности этот термин служит для описания полупостоянных типов убежищ, используемых культурной группой северо-восточного лесного массива. Слово Wetu переводится как «дом» в племени вампаноагов. Термин «дом березы» также используется в качестве альтернативного названия для вигвама. Слово «викип» используется для описания подобных примитивных жилищ, но распространен у племен на юго-западе Соединенных Штатов.

В чем разница между вигвамом и типи?

Разница между вигвамом и типи заключается в следующем: вигвам использовался племенами северо-восточной лесной культурной группы, тогда как типи использовали кочевые племена Великих равнин. Первый был полупостоянной конструкцией, второй был полностью переносимым. Лесные племена имели доступ к лесам и использовали бересту в качестве покрытий для своих убежищ.

Племена охотились на бизонов и использовали шкуры буйволов в качестве покрытий для своих жилищ. Вигвам требовал больше времени для построения, тогда как типи были легко и быстро возводимыми. Одни были куполообразными, в то время как другие по своей форме напоминали пирамидообразные палатки.

Кто жил в вигваме?

Обычно вигвам использовался в качестве жилища коренными индейскими племенами (вампаноаг, шони, абенаки, саук, фокс, пекот, наррагансетт, кикапу, оджибве и отое), которые жили вокруг Великих озер и Восточного побережья и имели доступ к бересте из лесов на своих территориях. Эти конструкции были удобны племенам, которые находились в одном месте в течение нескольких месяцев. Алгонкинские племена северо-восточных индейцев, которые использовали вигвамы, жили в деревнях во время сельскохозяйственного сезона, занимаясь выращиванием кукурузы, тыквы, кабачков, бобов и табака.

Во время охотничьего сезона небольшие семейные группы переезжали в охотничьи лагеря. Когда семья переезжала на новое место, индейский вигвам разбирали таким образом, что каркас из прутьев оставался нетронутым, а все покрытие индейцы забирали с собой. По возвращении дом снова накрывали необходимыми материалами. А если каркас уже был недоступен, его возводили снова.

Индейский стиль жизни

Каждое племя выбирает тип жилья в соответствии со своим образом жизни, климатом, окружающей средой и природными ресурсами, которые им доступны. Вигвам (фото подобных сооружений есть в статье) был выбран в качестве наиболее подходящего типа жилья и стиля дома, поскольку он соответствовал образу жизни племен, населяющих лесные районы.

Можно ли построить вигвам самостоятельно?

Как сделать вигвам? На самом деле это не так сложно, понадобится минимум оборудования. Основными материалами, используемыми для создания аутентичного вигвама являются ветви гибких деревьев или саженцы. Для начала на земле рисуется круг, который составляет в диаметре около 12 метров. Затем равномерно по окружности делаются 16 отверстий на глубину около 20-30 см. Сгибаемые в импровизируемую арку стволы прочно закрепляются в отверстиях, формируя, таким образом, куполообразную форму вигвама.

Горизонтальные обручи крепятся к остальному каркасу при помощи жестких волокон коры дерева. Затем все конструкция покрывается листами бересты, образуя крышу и стены. Иногда, для дополнительной защиты жилища, на берестяную кору помещается слой соломы или высушенной травы. Ткаными матами, шкурами, холстами и одеялами также покрывали вигвам, если эти вещи были доступны хозяевам. Они удерживались на месте при помощи веревок. Пространство, оставленное для дверного проема, представляет собой входной клапан, который позволяет людям попасть в вигвам. А проделанная сверху дымовая дыра служит своеобразным дымоходом для выведения наружу дыма от огня и циркулирования воздуха.

Размеры вигвамов были самыми разными, в самых больших сооружениях могло одновременно жить до 30 соплеменников. В настоящее время эти конструкции часто используют в качестве места проведения традиционных обрядов. Аналоги вигвамов можно встретить у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенков и сойтов.

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам - это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

вигвамы

Жилище вигвам у американских индейцев относится к обрядовым для очищения и возрождения и представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар — видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое. Дымоход обеспечивает доступ к Небесам и вход для духовной силы.


Типи (на языке сиу — thipi, обозначает любое жилище) — повсеместно принятое название для традиционного переносного жилища кочевых индейцев Великих равнин с очагом, расположенным внутри (в центре). Данный тип жилища использовался также горными племенами Дальнего Запада.
Типи имеет форму прямого или слегка наклонённого назад конуса или пирамиды на каркасе из шестов, с покрышкой, сшитой из обработанных шкур бизонов или оленей. Позднее, с развитием торговли с европейцами, чаще использовалась более лёгкая парусина. Сверху находится дымовое отверстие.

Вход в типи всегда расположен с восточной стороны, что имеет своё поэтическое объяснение. "Это для того, — говорят индейцы племени черноногих, — чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце".

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТИПИ.

Мужчинам полагалось находиться в северной части типи, женщинам — в южной. В типи принято двигаться по часовой стрелке (по солнцу). Гости, особенно впервые пришедшие в жилище, должны были размещаться в женской части.

Неприличным считалось прохождение между центральным очагом и кем-то ещё, поскольку считалось, что так человек нарушает связь присутствующих с очагом. Чтобы пройти на своё место люди, по возможности должны были проходить за спинами сидящих (мужчины направо от входа, женщины соответственно налево).

Заходить за заднюю часть типи, что означало прохождение за алтарём, возбранялось, во многих племенах считалось, что только хозяин типи имеет право заходить за алтарь. Особых ритуалов покидания типи не было, если человек хотел уйти — он мог это сделать сразу без лишних церемоний, однако за неучастие в важных собраниях его потом могло ждать наказание.


способ установки типи племени Кроу

ЧТО ГДЕ В ТИПИ НАХОДИТСЯ

Первые типи изготовляли из бизоньих кож. Они были невелики, так как собаки не могли при перекочевках перевозить большие, тяжелые покрышки палаток. С появлением лошади размеры типи увеличились, ну а со второй половины XIX века индейцы стали использовать для покрышек и брезент.

Устройство типи — совершенно и хорошо продумано. Внутри жилища к шестам привязывалась подкладка — широкая полоса, сшитая из кожи или ткани, которая доходила до земли, что предохраняло от сквозняков по полу и создавало тягу в верхней части палатки. В больших типи устраивали озан — своеобразный потолок из кожи или ткани, сохранявший тепло. Пространство над костром он перекрывал не полностью — оставался путь для выхода дыма через верх. Озан использовали и как антресоли — для хранения вещей.

Вход закрывался снаружи «дверью» — куском кожи, иногда натянутым на овальный каркас из прутьев. Внутри дверной проем завешивался своего рода шторой. Пространство в большом типи иногда перегораживали шкурами, создавая подобие комнат, или даже ставили внутри маленькое типи, например, для молодой семьи, так как супруг; согласно обычаю, не должен разговаривать и даже видеться с родителями жены. Наружная покрышка типи имела вверху два клапана, которые закрывались или разворачивались в зависимости от ветра. Снизу покрышка не плотно прижималась к земле, а прикреплялась колышками так, чтобы оставались щели для тяги. В жаркую погоду колышки вынимали, а покрышку задирали вверх для лучшей циркуляции воздуха.

Каркас палатки составляли 12 и более шестов, в зависимости от размеров типи, плюс два шеста для клапанов. Шесты ставили на опорный треножник. Веревка, связывавшая треножник, соединялась с колышком-якорем, который втыкался в центр пола. Очаг устраивали, чуть отступая от центра — ближе ко входу, который всегда смотрел на восток. Самое почетное место в типи было напротив входа. Между этим местом и очагом устраивали алтарь. Пол устилали шкурами или одеялами, кровати и стулья делали из небольших жердей и прутьев, покрывая их шкурами. Подушки шили из кожи, набивали их мехом или ароматной травой.

Вещи и продукты хранились в коробках из сыромятной кожи и в парфлешах — больших кожаных конвертах.


План устройства большого типи Ассинибойнов:

а) очаг; б) алтарь; в) мужчины; г) гости-мужчины; д) дети; е) старшая жена; ж) бабушка; з) родственницы и гости-женщины; и) жены хозяина; к) дедушка или дядя; л) вещи; м) продукты; н) посуда; о) сушилка для мяса; п) дрова;

Для костра индейцы использовали, кроме дерева, сухой помёт бизонов — он хорошо горел и давал много тепла.

Когда разбивали лагерь, типи обычно расставляли по кругу, оставляя проход с восточной стороны. Собирали и разбирали типи женщины, которые справлялись с этим делом очень быстро и ловко. Лагерь мог быть свернут и готовым к дороге менее чем за час.

При перекочевках индейцы сооружали из шестов типи своеобразные конные волокуши — травуа. Два шеста крепились по бокам лошади или на спине крест-накрест. Внизу шесты соединялись поперечинами из жердей или стягивались полосками кожи, и на этот каркас клали вещи или сажали детей и больных.

Вход в типи - на востоке, а у дальней стенки типи, на западе, находится место хозяина. Южная сторона - это сторона хозяйки и детей. Север - мужская половина. Там же располагаются обычно почетные гости.

Люди малознакомые или пришедшие впервые в типи не проходят дальше хозяйского места и поэтому садятся сразу у входа (входя в типи принято двигаться по солнцу (часовой стрелке), то есть вначале через женскую половину).

Объясняется это разделение тем, что на севере живут силы - помощники мужчин, а на юге - женские силы. Люди близкие хозяину, прийдя в гости, садятся на севере. Самым почетным и уважаемым хозяин может уступить свое место.

Это связано со значением алтаря, то есть нежелательно, чтобы незнакомый человек проходил между вами и алтарем. Когда у вас много гостей, то вновь пришедшие проходят за спинами сидящих, чтобы не нарушить их связи с очагом .

ОЧАГ и АЛТАРЬ

Первое что вы делаете, поставив типи - устраиваете себе очаг. Для этого вы находите, если это возможно, десяток-другой камней и выкладываете их кругом. Если вы хотите сделать себе алтарь, то надо найти один большой плоский камень, который кладется в кругу напротив спального места (места хозяина типи).

Очаг должен быть как можно просторней (насколько позволяет размер типи), потому что тогда будет меньше проблем с сыпящимися углями и нагревающиеся от очага камни будут ближе к спальным местам, теплее будет, значит.

Лучше не бросать в него окурки, мусор и прочий шит, потому что он может обидеться и очень даже реально, как минимум, вонять будет на всю типуху. Да и вообще приятно когда огонь чистый по многим соображениям. Очаг всегда неплохо подкормить, не только дровами, но и кашу он тоже любит.

Вообще, если вы хотите дружить с огнем, то с ним надо делиться и чем-то хорошим тоже. Хорошая жертва огню - щепоть табака, если вы курите, душистой травы, шалфея или можжевельника. Когда проживешь в типи достаточно долго, то начинаешь относиться к огню с уважением, от него ведь много чего хорошего, и тепло и еда...

Ближний ко входу камень при необходимости отодвигается в сторону, чтобы кое-кто, о ком мы обычно пишем зеленым цветом, мог заходить (и еще это полезно, когда вы топите длинными жердями или бревнами). В некоторых индейских типи этот камень был всегда отодвинут.

Очаг - центр жизни в типи.

АЛТАРЬ

У него много значений. Одно из них - это место, куда кладутся ваши дары огню. На него можно положить предметы, которые имеют для вас значение, когда вы ложитесь спать (эта фраза вызвала всеобщий смех). Обычно под алтарем хранится трубка. Это чистое место, постарайтесь, чтобы вокруг тоже было чисто.

Простой алтарь для временной стоянки - это плоский камень, который кладется перед местом хозяина.

Если вы рассчитываете жить в типи долго, а стало быть общаться со всем тем, что живет в типи вместе с вами, то можете сделать себе большой алтарь. Делается он так: перед большим алтарным камнем насыпается горка песка (песок чище земли, он может отражать солнце, поэтому подходит лучше всего). По краям втыкаются две маленькие деревянные рогатины, поперек кладется тонкая палочка. Ее можно украсить лоскутами ткани, тесьмой, индейцы предпочитали красный цвет и вешали на нее перышки птиц, дикобразовые иглы.

Алтарь - это ворота.

Через них проходит дорога, которая соединяет вас с невидимыми силами. Говорят, что вокруг их много.

Горка песка символизирует землю.

Рогатины - два мировых древа, а перекладина над ними - небесный свод.

Алтарь хранит все, что связывает вас с невидимыми силами, поэтому на него вешают талисманы и предметы силы. На нем время от времени возжигают шалфей, полынь, sweetgrass (священные травы индейцев).

На рисунке внизу зарисовано расположение мест и предметов в типи.


Так располагались места в типи у индейцев. Из этого само напрашивается расположение всего остального вашего убранства. Дрова обычно лежат у входа с мужской стороны (раньше феминизма не было, женщины были посильнее и занимались заготовкой топлива, и дрова лежали на женской стороне), а кухня (припасы, котелки и прочая утварь) находится на женской половине.

Вещи, которыми вы пользуетесь редко можно положить за полог. Если у вас в наличии имеется добрая старушка, а вы - настоящий индеец, посадите старушку в дровяной угол (индейцы называли его "старушечий угол"). Там ей будет хорошо. Считается что старые люди страдают бессонницей, а потому в холодную погоду ваша старушка сама будет всю ночь подкидывать дрова в очаг. Будет тепло и вам, и старушке.

Целлофан в типухе неудобен. Для хранения продуктов лучше использовать матерчатые мешки, подвешенные на деревянные крючки и перекладины, привязанные между шестами, на которых стоит ваше типи, чтобы висели повыше над землёй и не отсыревали.

Если вы богатый индеец, крупные мешки удобнее повесить на деревянной треноге (это если вы доверчивый индеец и не боитесь нашествия ирокезов или других голодных племён (см. фото) ). В том случае, если ирокез - это вы, используйте чужие крупные мешки для подвешивания их на свою треногу.

Чтобы вскипятить воду нужно её подвесить над огнём. Для этого можно сделать (или позаимствовать у соседа деревянную треногу с крюком.

Вариант для небольших типи, где тренога неудобна - это привязанный над очагом поперечный шест, как показано на рисунке внизу . Крюк, подвешеный к этому шесту постарайтесь сделать подлинней, чтобы верёвка не перегорала. Верёвку выбирайте из натуральных материалов, иначе она плавно стечёт в ваш суп. В большом типи такие перекладины удобно использовать в качестве сушилок для одеял, одежды, трав, ягод и грибов. Кстати, одеяла с утра тоже хорошо бы просушивать. Независимо от погоды, внутри типи вы будете потеть во время сна, одеяла будут отсыревать, а вы обретёте запах монгольского воина.

Кровати . Живя в типи, иногда приходится прилечь. Чтобы уберечь себя, свои вещи и своих детей от сырости и ревматизма можно соорудить кровати-лежанки из сухих тонких жердей. Жерди застилаются травой. Некоторые используют для этого лапник, но им наверное совсем не жаль деревьев. Лучше используйте сухие прошлогодние травы. Можно взять траву, которая росла на месте типи, все равно она вытопчется. В холодную и дождливую погоду очень приятно положить в ноги завернутый в тряпку и нагретый в очаге камень, а сбоку толстую теплую скво (терапевтический набор "камень + скво"). В маленьком типи кровати делать неудобно - можно отделить спальное место длинной жердью, закреплённой к земле колышками и положенной вдоль спального места ближе к очагу. Тогда вы не будете топтаться по одеялам и спальникам.

Подстилку, которую использовали индейцы на самом деле изготовить сложно, но кое-что можно объяснить. Делали ее из тонких ивовых прутьев, связывая их так, как показано на рисунке ниже. Тонкий конец ее подвешивался на треногу на удобную высоту. При надобности её выносили на улицу и использовали как кресло (любовались закатом солнца). Существует английское название "backrest". Это приспособление очень удобно сворачивается и мало весит.

Что находится вокруг типи

Лучше если вокруг вашего типи находятся: лес, река, синее небо, зелёная трава и добрые соседи, а не консервные банки, бутылки и окурки; и уж тем более не объедки и не выбросы человеческого организма или больных умов. Короче, чисто там, где не сорят.
В лесу недалеко от стоянки и поближе к звериным тропам выбирали место, куда сносили объедки и остатки пищи. Такие места назывались "вейкан". Под вейкан не рыли яму, а напротив, делали его на возвышенности, чтобы звери и птицы не боялись к нему приблизиться.


Хозяйственные строения.

Из длинных шестов (можно использовать клапанные шесты соседского типи) сделайте себе сушилку для одеял. Это просто большая тренога с перекладинами между шестами.

Оградительные сооружения.

Если вы у не хотите лишиться чего-нибудь, сделайте так:
Из двух тонких жердей (годится соседская тренога для котелка) свяжите крестовину и "закройте" ею дверь с наружной стороны. Но не забудьте войти внутрь, иначе вашу сгущёнку съест ваша скво. Такого рода "замок" часто используется и в том случае, когда вы ненадолго уходите из типи. Крестовина у двери означает что не стоит беспокоить жильцов типи. Такой знак широко используется теми, кто живёт в типи (не только индейцами, которые его придумали).

По традиции деревья растущие поблизости от типи, украшаются цветыми пёстрыми лоскутками. Индейцы часто подвешивали на них всякие дары, чтобы задобрить силы, хранящие место. Пока вы живёте рядом с деревьями, вы делите с ними землю. Вам приятно будет вернуться к ним и увидеть их красивыми

КАК ШЬЕТСЯ ТИПИ.

В основу кладется прямоугольник ткани размером, например, 4.5 х 9 метров. Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.

Ткань для типи

Ткань желательно выбирать нерыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную. Это могут быть все виды брезента, двухнитки, проклееной бязи, или палаточной ткани. Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина. Можно использовать палаточную ткань

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы неплохо. Лучше если ткань не тянется и не реагирует на тепло и влагу.

Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.

Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из полос. Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так, чтобы во время дождя по ним могла стекать вода. Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов. Швы можно провощить (промазать растопленным воском).

Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить. Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра. Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком, как циркулем, вычерчивается полукруг (рисунок А) . Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником, а полукругом со ступеньками (рисунок Б) .


************

Соотношение размеров клапана, застежки и входа:

Это соотношение разное у различных племен, но в среднем оно составляет 1:1:1 , если типи не слишком большой (4-4.5 метра)

Есть различные варианты. На выкройка типи Сиу (Sioux), а на - типи Черноногих (Blackfoot)

Клапана

Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны) у типи есть клапана.

В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра, нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке, как показано на а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана, их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой) у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришивные клапана). У типи с цельнокройными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх. Типи с пришивными клапанами выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:

Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже. Для того чтобы расширить цельнокройный клапан необходимо вшить в него клин, разрезав клапан сверху примерно до половины (рисунок 5)

Немного о соотношениях размеров клапанов. Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять, то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло. На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком сочленение нижнего конца клапана с полотном (рис.6) . Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи. Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим. Нижняя часть клапана (подшитый кусок) шириной в две ладони многих устраивает. Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.

Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов, но не увеличивать своим размером ширину клапана. В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки. Седловина может быть различной формы, но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение, язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки. К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту (варианты крепления на рисунке 7 ). Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов, на их внешней стороне. В них вы вставите шесты для регулировки. К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов. Вместо карманов можно проделать большие дырки (как это делали Черноногие и Кроу). Тогда к шесту, отступив некоторое расстояние от его конца, привязывается поперечина и так он вставляется в дырку. Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы, а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные, и делать так не будем.

Вход

Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча, начиная от края покрышки. А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог. Глубина выреза - где-то 2 ладони. Обе половинки оторачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка (см. рисунок 8 ). При установке типи концы веревки связываются, чтобы не слишком растягивался вход. Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки, без веревки.

Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.

Пример замороченной двери - рисунок 10. Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани, вырезанного приблизительно по форме шкуры. Это трапецеобразная дверь с длинным язычком на верхней части, который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек". Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться. Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы, которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки.

Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки, так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться. Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой. Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет. Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог.

Полог - вещь в типухе очень важная. Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра. Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть). Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка. Место между пологом и покрышкой используется для хранения вещей.

Полог прямой . (Рисунок 12) Высота его около 150 см. Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется примерно 12 метров ткани. Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи. По верхнему краю через равное расстояние (примерно через метр) привязываются шнурки-завязки для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.

Полог трапецевидный. (Рисунок 13) Сшивается из широких трапеций. Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов. Обычно его делают из трех секторов (как видно на рисунке 14 ) и с таким расчетом, чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних. Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18. .

В любом из этих случаев длины полога должно хватать на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше. Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.

Дополнительные детали

Азан - что-то вроде козырька, который подвешивается над спальным местом чтобы под ним скапливался теплый воздух. Обычно это кусок ткани в форме полукруга, который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог. Ткань азана привязывается с запасом, чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет! Радиус азана должен быть равен радиусу стоящего типи.

Треугольник от дождя. Маленькая, но очень полезная деталь. Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире, но тогда внутрь будет заливать дождь. Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал), вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный треугольник, такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг. Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.

Постановка типи.

Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи. Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.

Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев (после дождя с них долго капает на покрышку вода), чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине. Траву можно не вырывать, потому что она все равно быстро вытопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки. Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось) и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).

Сначала надо связать треногу - вот как это делали индейцы

Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста. Шесты крадутся (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)... Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки, а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка (язычок - см. отдел Клапана , рисунок 7 ). Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче) то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней (рисунок 17) . Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел. Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас, свободный конец веревки должен быть очень длинным. Теперь торжественно водрузите связаную треногу (тонкими концами вверх)!

Дальше через равные промежутки друг за другом ставится три шеста, начиная от восточного (дверного) шеста, двигаясь против солнца (против часовой стрелки). Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу. И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом, оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).

Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности. Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога, и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает установленные шесты веревкой. При этом полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних). Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.

Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на рисунке 18. Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегла каркас.

Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов (см. на рисунке 19 ). Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так, как показано на рис. 19 . Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.
Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.

Полог.
Для начала берется очень длинная веревка. Она вяжется к шестам внутри типи (я это написал на всякий случай, мало ли...) на высоте чуть ниже высоты полога.

Начинать лучше от шеста с покрышкой. Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды, низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать. Способ завязки см. на рисунке 20 .

Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески. Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами (камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)

Очаг

Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн. Обложите его большими или маленькими камнями. Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу. Теперь разожгите огонь, если будет дымить, то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.
Рэджинальд и Глэдис Лаубин

Раскраска типи

И вот типи стоит, вы в нем живете и вам, по всей видимости, в нем хорошо. И однажды, выйдя на улицу и поглядев по сторонам, вас охватывает смутное томление - хочется что-то сделать.

С окружающей средой, наверное, ничего сделать не удастся, а вот покрышка типи может стать совсем другой. Это штука достаточно непростая - учтите, что большинство рисунков рано или поздно приедается, если они сделаны непродуманно и без всякого особого смысла.

Нам кажется, что тема рисунка на покрышке должна что-то значить именно для вас самого в первую очередь, ничего страшного если другим они будут непонятны. А в-общем-то конечно это личное дело каждого и его художественного и всякого прочего вкуса. Поэтому мы не будем вас особо грузить своими размышлениями на эту тему (разве что чуть-чуть), а попытаемся привести как можно больше рисунков - образцов того, как это делали другие.

И все-таки существует традиционная символика, многие детали росписи означали собой что-то еще, и если вам интересно об этом узнать, то мы кое-что можем рассказать. В противном случае все это можно запросто пропустить.

По нижнему краю покрышки обитатель типи рисовал нечто символизирующее землю, скажем полосу гор, прерию, камни, в-общем то, что он видит вокруг себя. Обычно это рисовалось красным цветом, цветом земли.

Верх, соответственно, означал небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной, и в большинстве случаев этого было достаточно, и роспись типи прекращалась (такой рисунок вряд ли может надоесть, правда?). Впрочем, на покрышку типи иногда наносили еще какой-нибудь рисунок, который был изображением чего-то необычного, случившегося в жизни человека или явившегося ему во сне (что с точки зрения индейца одно и то же).

Индейцы вообще уделяли снам очень важное значение, иногда сон, приснившийся человеку, мог изменить течение его жизни, и поэтому для него естественным было изобразить такое важное событие на своем доме. Так что если бы кто-нибудь намалевал на своем типи абы что, просто так, то его как-то бы не поняли.

В неискаженном различными пластмассовыми наворотами сознании существует очень крепкая связь между предметом и его изображением (так же было и с языческими идолами и, позже, иконами у русских), поэтому изобразив что-то на типи, вы это что-то привлекаете. Не зря частым сюжетом рисунков на типи были символические изображения явившихся во сне хранителей и помощников, обычно в образе животных, с которыми раньше у человека существовала тесная связь.

Раскрашенная покрышка типи Чейеннов

Лучше начинать расписывать типи еще до его постановки, так будет удобнее добраться до его верхней части. Низ можно раскрасить когда типи уже стоит. Естественнее смотрятся природные краски, от которых глаза не устают (если вы конечно не любитель техно-музыки, тогда ваши глаза и не такой ужас видали...).

Индейцы расписывали типи теми красками, которые можно добыть в природе, поэтому существует всего несколько традиционных цветов. Но цвета для них, как и все остальное, были полны смысла, поэтому даже когда они получили возможность покупать синтетические краски (масляные или акриловые), они все равно выбирали понятную для них гамму.

Это: красный, желтый, белый, синий или голубой и черный.

Красную и желтую краски можно сделать из охры, если ее растолочь и смешать с жиром, растительным маслом или просто с водой. Если вам повезет, окаменевшую охру можно отыскать около рек, взять древесную охру из-под осиновой или сосновой коры (что сделать очень трудно), иногда земляную охру выбрасывают вместе с землей кроты, как к счастью для нас произошло здесь в Токсово.

Голубую и белую краски можно сделать из цветной глины тем же способом, что и и красную, черную - из толченого угля, а вместо синей краски использовать ягоды черники. Все эти краски, даже разведенные на воде, отлично въедаются в ткань, правда вот голубой цвет легко выгорает на солнце.

Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.

Желтый - это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.

Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.

Черныйи синий цвета - это Небо, бездонность.

Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду иногда изображали черным или синим цветом.

Иногда синий цвет заменяли зеленым (когда появились масляные краски, зеленую краску в природе найти трудно) из-за того, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным.

Что касается самих рисунков то важнее всего понять одно: лучше всего видеть красивое в простом. Нам кажется, что это касается не только рисунков, но и всего остального, что мы делаем и о чем думаем в нашей жизни (во, телега!). Не старайтесь слишком заполнять пространство мелкими деталями, пустота только подчеркнет значение вашего рисунка. Мы можем посоветовать не попасться на распространенную ошибку; когда вы расстилаете типи на земле и делаете рисунок, он вам кажется гораздо крупнее, чем он есть на самом деле, не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом - когда типи встанет, перспектива изменится и все будет выглядеть по-другому.

Очень долго и наверное не нужно описывать все детали и загогулины, которыми пользовались индейцы, но мы можем описать несколько распространенных простых символов. Чаще всего встречаются различные треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в непонятку христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила. Конечно, все это вещи обобщенные, символов и различных их толкований было гораздо больше, поэтому не удивляйтесь, если в других источниках (мы - это источник? У, круто!) вы встретите другую информацию.

Если вы используете в раскраске своего типи какие-то традиционные индейские элементы, то вы тоже поможете этой культуре выжить естественным для нее путем.


Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!

Вигвам (от протоалгонкинского wi·kiwa·Hmi) - жилище индейцев Северной Америки.


Шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы.

Жилище американских индейцев в обрядах очищения и возрождения, происходящих в Великой Парильне, вигвам представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар - видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое. Помещение для танца солнца также является священным местом. Столб в его центре олицетворяет мировую ось, соединяющую Небо и Землю и ведущую к Солнцу, как символу Великого Духа. Дымоход обеспечивает доступ к Небесам и вход для духовной силы.


Стоит отметить, что в одном из моментов мультфильма «Зима в Простоквашино» Шарик нарисовал не вигвам (как он сам утверждал), а типи.

Национальные наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах. Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей. В предыдущих статьях мы рассказали вам о и , и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам вигвамам, типи и хоганам .

Вигвам - жилище североамериканских индейцев

Вигвам представляет собой основной тип индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками. Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам. На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса.

По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое. Посередине вигвама располагалась печь с , который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.

Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи .

Типи - переносной дом кочевых индейцев

Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада. Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных. Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин.

Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов. Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года. Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга.

Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции. Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м. Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если располагались по кругу.

Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части. Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей. Зато особых ритуалов покидания не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний.

В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища.

Хоган - жилище индейцев навахо

Хоган – это еще один вид американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом.

Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как . Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом» , а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды. В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний.

В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы , которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля. Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги. Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана.

Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с , либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда. Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.

Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные , летние домики и индейские парные . В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые - в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них.

В заключении хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев . Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др. , которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями.



Похожие статьи
 
Категории