Гармонь чей народный инструмент. Русские народные инструменты

05.03.2020

Можно на недорогом простеньком инструменте, а губную гармошку высокого качества купить потом. При таком подходе дело до покупки гармошки чаще всего не доходит, потому что исполнитель получает полнейшее разочарование в гармошке после игры на некачественном инструменте.

Существует несколько видов губных гармоник:

  • Диатонические (10-ти дырочные);
  • Хроматические;
  • Тремоло;
  • Октавные;
  • Басовые;
  • Аккордовые;
  • Различные гибриды этих гармоник.

Чаще всего аккордовые, басовые и октавные гармошки применяются в гармошечных оркестрах, их очень непросто найти в продаже, поэтому мы не будем делать на них акцент. Лучше обсудим диатонические, хроматические губные гармошки и гармошки тремоло.

Губная гармоника тремоло

У них, как правило, немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга на каждой ноте. Именно благодаря этому достигается эффект тремоло. Эти гармошки располагают звуками только «белых клавиш фортепиано» и не имеют ни одной «черной клавиши». Тремоло можно считать примитивной гармоникой, на ней достаточно быстро и легко можно научиться играть любому человеку с малейшим музыкальным слухом. Однако, ввиду большой нехватки недостающих нот, она очень ограничена в возможностях. Если вы остановите свой выбор на гармошке тремоло, то сможете исполнять только простенькие детские мелодии, русские и украинские родные песни и, вероятно, гимны некоторых стран.

Хроматическая губная гармоника

Она обладает всеми звуками хроматического звукоряда, т.е. всеми «белыми и черными клавишами фортепиано». Хроматической гармонике подвластно воспроизведение сложных классических произведений и даже джазовой музыки. Но при этом неплохо иметь хорошее музыкальное образование, с листа читать ноты и отлично играть на диатонической губной гармошке. Все, кто играет на хроматической гармошке, начинали с диатонической, потому что можно превосходно научиться некоторым приемам (например, бенды или красивое вибрато) именно на диатонической гармошке, не повреждая язычки инструмента.

Она является самой популярной губной гармошкой в мире, на ней можно исполнять любую музыку, в любом стиле. Обладает насыщенным и густым звуком относительно вышеописанных гармоник. Располагает всеми нотами, но, тем не менее, следует овладеть достаточными навыками для игры на данном инструменте. Эту гармонику иногда называют блюзовой, но это совсем не значит, что она предназначена только для блюзовых композиций. Название объясняется тем, что диатоническая гармоника приобрела огромную популярность именно в эпоху становления блюзовой музыки, в которую она, кстати сказать, идеально вписывается.

Язычки губной гармоники

Материал, из которого выполнены язычки губной гармошки, непосредственно влияет на долговечность инструмента. Традиционно используют для своих гармоник медные язычки компании Hohner и Suzuki. Инновационный прорыв в данной области сделала компания Seydel, она стала первой компанией, изготавливающей для своих губных гармоник язычки из стали. Их сложно сломать и они дольше не расстраиваются.

Губные гармоники имеют различную тональность. Если вы относите себя к начинающим гармонистам, то остановите свой выбор на гармошке в тональности «до мажор». Именно на ней вам будет легче и проще овладеть главными приемами и навыками. К тому же, большинство существующих самоучителей записаны для гармошки «до мажор». Приступив к обучению на гармонике этой тональности, вы потом легко будете играть и на всех остальных, более высоких и низких. тональностях.

Проверка инструмента перед покупкой

Если вы приобретаете губную гармонику в специальном магазине музыкальных инструментов, то обязательно спросите специальные меха для губных гармоник. С их помощью «продувают» каждое отверстие на вдох и на выдох, чтобы убедиться в звучании всех нот. Очень важно «продышать» отдельно каждое отверстие. Это может вызвать значительные затруднения, если вы до этого ни разу не играли на губной гармонике. При проверке каждого отверстия на вдох и на выдох, обращайте особое внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках. А это означает, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В этом случае требуйте другую гармошку. Кроме этого, на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармоники, в принципе, это нормально, ничего страшного в этом нет. Но, перебрав несколько гармоник, вы найдете ту, которая не звенит. На губных гармониках тональности «до мажор» никакого звона не должно присутствовать вообще, поэтому самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор –это чистый звук на каждом отверстии.

Губная гармоника не переносит резких колебаний температуры и сырости. Перед игрой рекомендуется нагреть гармошку в ладонях до температуры человеческого тела. Для долгой жизни гармошку следует носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Периодически ее необходимо вытряхивать, удаляя при этом частички грязи и накопившуюся слюну. И тогда гармоника будет долго радовать вас своим звучанием.

Развивайте чувство ритма

Если вы обладаете природным чувством ритма – это хорошо, но это не освобождает вас от работы над ритмическим рисунком произведения. Здесь вам придет на помощь обычный метроном. Кстати, аналоги метронома можно легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, не останавливайтесь и продолжайте осваивать сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.

Губная гармошка очень компакта и удобна для того, чтобы носить ее с собой постоянно. Можно тренироваться в любую свободную минутку, вы почувствуете значительный прогресс и уже через несколько месяцев не узнаете себя.

Развивайте музыкальную память

Начав разучивать мелодию по нотам или табам, попробуйте в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Сыграйте по памяти, вложив свою душу в это произведение. Одновременно вы будете развивать свой музыкальный слух, с каждым разом запоминание будет проходить все легче.

Точное звучание и оригинальная манера игры

Качественный звук и хорошее чувство ритма - главное для мастера! Свою индивидуальность проявляйте в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным!

Игра виртуозов является лучшим учебником для начинающих исполнителей. С вами всегда должна быть не только гармоника, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их при любой возможности.

Играйте в коллективе

Итак, вы уже достаточно неплохо играете и импровизируете, и вот вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в коллективе требует соблюдения особых правил: необходимо ждать момента, когда можно солировать, не перебивая при этом других исполнителей. Признак мастерства гармониста, который выступает в ансамбле, заключается именно в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже не останетесь в стороне.

Отрывок из диссертации С.А.Озерова «Гармонико-баянное искусство Нижегородской области:становление, развитие, современное состояние»

Нижегородские гармони обладают своими индивидуальными техническими и акустическими особенностями. Одна из ярких отличительных черт расположена прямо на «фасаде» инструмента (лицевая часть правого полукорпуса) – в качестве индивидуального клейма здесь указаны инициалы мастера. На «фасаде» нижегородские мастера изготавливали и индивидуальное корпусное украшение. Благодаря этому визуально можно было узнать, какому мастеру принадлежит данный инструмент. Индивидуальны были не только сами украшения: значение имеет количество прожилок на корпусе, крепление ремней, корпусная обработка металлом, рисунок решеток и др.

С конца 80-х годов в Петербурге стали распространяться двухрядные, а затем трех- и четырехрядные гармоники, получившие название петербургских. Формирование внешнего вида петербургской гармоники складывалось под влиянием заграничных образцов, которые поступали в Петербург в изрядном количестве.


Исторически (в конце XIX – первой половине XX вв.) ареал бытования петербургской гармоники включал в себя Северную Белоруссию, Эстонию, Латгалию, Литву, Псковскую, Ленинградскую, Новгородскую и север Тверской области, запад Вологодской, Карелию, то есть практически весь Восточнобалтийский регион. Вхождение этого региона в состав Российской империи и его географическая близость к Петербургу обусловили культурный взаимообмен со столицей, что, в частности, способствовало распространению музыкального инструментария.

Гармонь на Викискладе Гармонь Гармонь

Гармо́нь (разговорное - гармошка, греч. ἁρμονικός - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно -пневматический музыкальный инструмент. Гармонь считается одним из самых первых музыкальных инструментов. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд ; на правой играется мелодия . Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии , в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем ) . Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека , первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха) . Существуют и другие взгляды на этот вопрос.

Гармонь считается народным инструментом татар со второй половины XIX века.

Гармонь в годы Великой Отечественной войны

В конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа русских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года - уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата Обороны) .

Отличительные особенности

По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

  • Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа - это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней - минорной гаммы ), которую можно извлекать на гармони.
  • Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков - как у гармони хромки .
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Виды гармоней

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка » (самая распространённая в наше время). Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка », но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Народные гармони

Русские гармони

Саратовская гармонь
Ливенская гармонь
Хромка

Гармонь хромка, в большинстве случаев, имеет правую и левую клавиатуру с 25 кнопками в каждой (25×25).

Тальянка

Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12−15 кнопок, на левой - три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева. В России тальянку можно считать любимым народным музыкальным инструментом татарского народа.

Другие виды

Вятская, саратовская , елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие виды.

Других народов

  • Кавказские: ингушская (каьхатпандар ), осетинская (хъанздал-фæндыр ), грузинские (батуми ), азербайджанская, чеченская (кехат-пондур ) и др.
  • Других народов России: татарская (татар гармун), марийская гармонь (марла-кармонь).

Звук при сжатии-разжатии меха

По извлекаемым звукам при растяжении и сжатии меха гармони разделяются на два типа:

Исполнители

Современные исполнители

Галерея

    Garmon Talianka 6.jpg

    Тальянки

См. также

  • Играй, гармонь любимая! (телепрограмма)

Напишите отзыв о статье "Гармонь"

Примечания

Литература

  • Мирек А. М. … И звучит гармоника. - М .: Советский композитор, 1979. - 176 с.
  • ГОСТ 25992-83 - Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гармонь

– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?
– Какие глупости…
– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова.
Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой.
Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

ХI
На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.

Гармонь, или гармошка - это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

В 1780 г. петербургский мастер Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах .


Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).


Гармонь - один из любимых музыкальных инструментов русского народа.


Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента. В этой статье мы рассмотрим некоторые виды гармоней, которые пользуются популярностью в нашей стране.


ХРОМКА: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ НА НЕЙ СЫГРАТЬ ХРОМАТИЧЕСКУЮ ГАММУ?

Именно с хромкой многие россияне ассоциируют слово «гармонь». Некоторые «подкованные» с музыкальной точки зрения люди удивляются одному факту: звуковой ряд хромки основан на мажорной гамме, при этом гармошка называется хроматической.


1 - язычок; 2 - проемный клапан; 3 - голосовая планка; 4 - входная камера аккордов; 5 - входная камера басов; 6 - входные камеры мелодии; 7 - мех; 8 - левый полукорпус; 9 - правый полукорпус; 10 - гриф; 11 - кнопки клавиатуры мелодии; 12 - сетка; 13 - кнопки клавиатуры аккомпанента

На ней не сыграть всех бемолей или диезов, но всё-таки имеется 3 полутона в правом верхнем углу клавиатуры.

Сердцем гармошки являются голосовые планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка - это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соеденены между собой мехами. Меха имеют свойство складыватся с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка, конечно же, имеет в устройстве свои нюансы и различия.

Схема нот на гармони хромка 25x25.



Аккорды на гармони хромка 25x25:

Правая сторона мелодии:

Существует несколько разновидностей хромки, самыми известными из которых являются нижегородская хромка, кирилловская хромка и вятская хромка. Они все имеют одинаковое оформление, а вот звучание у каждой из этих разновидностей своё, уникальное. Поэтому их очень легко отличить на слух.


ТУЛЬСКАЯ ОДНОРЯДКА: ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЗВУК НЕ ОДИНАКОВ, КОГДА МЕХА РАСТЯГИВАЮТСЯ И СЖИМАЮТСЯ…

Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент. Звуковые возможности большинства гармоней определяются интервальной структурой звукоряда, но в случае с «Гостьей из Тулы» определяющим фактором является соотнесенность с движением меха.

Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них - количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.


ЕЛЕЦКАЯ ГАРМОНЬ: ГАРМОНЬ-ПОЛУАККОРДЕОН?

Некоторые виды гармоней не являются таковыми «в чистом виде», один из примеров такого инструмента - Елецкая гармонь. Её нельзя назвать «чистокровной» гармонью, поскольку она считается прямым предком аккордеона. Правая клавиатура инструмента имеет бемоли и диезы, то есть полную хроматическую гамму. Левую клавиатуру можно назвать выносным грифом с аккордами и клавишами басов.

За всё время своего развития, а первая Елецкая гармонь появилась в далеком 19-м веке, менялась её функциональная часть и внешний вид. Но одно всегда оставалось неизменным - великолепные музыкальные и технические возможности.


ЧЕРЕПАШКА: ЛЮБИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ГАРМОШЕК

Главная особенность инструмента - компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони - диатонический, при сжатии и разжиме мехов издаются разные звуки.


Есть несколько разновидностей Черепашки: «с четырьмя клавишами», «Черепашка Невского» и «Черепашка Варшавского». Последний вариант считается самым современным, все соответствующие язычкам и мелодиям клавиши перенесены в нем с левой клавиатуры на правую.


Тульская хроматическая гармоника - гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.


Эти и другие разновидности гармоней, такие как русская «венка», тальянка, псковская резуха и другие, были, есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!


Весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Гармонь (гармошка) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Гармонь-хромка

Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако,существуют и некие данные,что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что,есть вероятность,что она гораздо старше,чем мы думаем.

У человека,имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос:а почему,собственно,эта гармонь называется хроматической,если звукоряд её основан на мажорной гамме,которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей,кроме трех,вынесенных в самый верх правой клавиатуры?Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью!Так же,как не называются хроматическими многие другие разновидности гармоней,такие,как саратовская,например, тоже имеющие несколько хроматических ступеней,вынесенных вверх клавиатуры.

Всё дело в том,что во времена,когда гармонь-хромка начинала активно распространяться (начало 20-го века),был изобретен баян,который, на самом деле,и есть истинно хроматическая гармоника без всяких допущений и поблажек,так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов- 7 основных(входящих в мажорную гамму) и 5 дополнительных.Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и "северянки".Для них это было практически одно и тоже,только на баяне "звуков поболе". Во так и закрепилось за этой разновидностью гармони название "хромка".

Ну есть еще и шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает-потому и хромка.

Впрочем,здесь нужно сделать небольшую,но важную оговорку:сейчас мало,кто из рядовых гармонистов об этом знает,но ещё до Великой Отечественной Войны существовали модели гармони-хромки,имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре,а не 25 (что давно принято за стандарт).Вверх были вынесены не три полутона,а целых пять,что давало ей значительно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками.Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами,имеющими расширенный звукоряд.Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко,который написал немало произведений именно для такой,расширенной,хромки.

Но в последующие,когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней и выбор был остановлен именно на хромке,как наиболее удобной для игры и простой в освоении разновидности гармоник,кто-то железным решением сверху постановил,что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки,хватит и оставшихся трех,а для более требовательных существует баян.Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве на Руси (частушки,плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда,но,наверное,стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать,где их использовать,а где-нет.

Кстати,существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25,которое при наличии некоторых навыков, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части,нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно,придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры,но они и так редко используются) и "поставить" на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки,добавляющие еще две хроматические ступени.Сделать это может любой,кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки,но лучше,конечно,обратиться к мастеру.

Устройство гармони-хромки в разрезе

Так же,попытки расширить звуковые возможности хромки,предпринимались многими мастерами.Например,мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки,имеющую полный хроматический звукоряд,и напоминающюю уже,скорее,баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой).Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

Запуск в массовое производство именно хромки, фактически, стал началом конца для всех остальных видов русской гармони,которые с наводнением рынка дешевыми и,как уже говорилось,простыми в освоении гармонями,стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране,вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми,гармони,как русская венка(или гармонь русского строя),тальянка,ливенка, саратовская,елецкая и другие... Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши,которые наиболее полно и красочно звучали только на них,а при исполнении на хромке теряли свой колотит.Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха,волей-неволей приходится делать акценты там,где на хромке их чаще всего нет,и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям,особенно-плясовым и частушечным.

Нижегородская хромка

Но на данный момент,из всех видов гармоней,именно хромка доминирует и на сцене и в быту.

Вятская(или-Кировская) хромка

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей,отличающихся как внешним оформлением,так и звучанием.Особенно выделяются из них гармони-хромки: нижегородская(или горьковская),вятская(или кировская) и кирилловская.Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр,позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой.Все эти гармони и сейчас довольно хорошо распространены.

Вятская гармонь

В 1840-х годах в Вятской губернии появляется довольно крупный центр,где производились гармони.Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин.Как и большинство крестьян,не имевших пахотных земель,семья Нелюбиных занималась бурлачеством.Отец Данилы служил на одной из купеческих барж,и Данила плавал с ним на ярмарку в Нижний Новгород,где отец и купил ему первую гармонику(было ему тогда шестнадцать лет).

Гармошка эта сломалась через несколько дней.За помощью Данила обратился в лавку,где был куплен инструмент,и хозяин лавки,Аким Воронцов,починив сломанный голос,объяснил Даниле,как устроена гармонь и рассказал о способах устранения различных поломок и дефектов.

Данила,будучи очень любознательным и способным пареньком,схватил эту науку слёту и очень быстро прослыл наплохим мастером,чинившим инструменты по всей округе.Недостатка в клиентах у Данилы не было,так как,распространённые в то время тульские гармошки часто ломались.Изучив на деле все детали гармоник,их назначение и устройство,Нелюбин в начале 1844 года приступил к самостоятельному изготовлению инструментов.Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог,так как они изготавливались из толстого железного листа,сделать проёмы в котором было невозможно,не имея под рукой специализированных приспособлений.Голосовые планки в то время делались с помощью двух кованных зажимов-шаблонов,имеющих сквозные проёмы. Голосовые проёмы в планке,зажатой между этими шаблонами,выбивались с помощью специального зубила-пробойника,имеющего ширину проёма.У Нелюбина не было таких средств,чтобы заказать кузнецу эти приспособления...Даже,если бы он знал о их существовании...Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом,использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы.В дальнейшем,история развития гармони показала правильность такого решения,потму что латунные планки имели много преимуществ перед железными:они не ржавели,лучше переносили перпады температур,легче поддавались обработке,дольше сохраняли правильный строй.Но самое главное,латунные планки лучше звучали:инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук.Тульские мастера тоже стали исползовать для изготовления планок медь,но только для дорогих штучных гармоней.В дальнейшем,когда вятский гармонный промысел получил широкое развитие,вятские мастера тоже стали использовать медные планки.

На звучную и прочную вятскую гармонику люди стали смотреть уже не как на игрушку,в отличие от тульской гармошки,а как на полноценный музыкальный инструмент.Молодые парни отдавали предпочтение именно местным гармоням,даже несмотря на то,что они были значительно дороже тульских.

Делая свои гармоники,Данила Нелюбин имел хороший доход и,опасаясь потерять его,никому не разглашал свои секреты.В то время по окрестным сёлам бродил мальчик-калека Иван Крылосов,имевший прозвище Иван Жоржа(за картавость).Часто заходил он и к Нелюбину и подолгу сидел у него,наблюдая за работой мастера.Тот не считал его за конкурента и временами,незаметно для себя,рассуждал вслух,тем самым ознакомив мальчика со многими подробностями своего мастерства.Спустя некоторое время,Иван Крылосов начал работать самостоятельно,став впоследствии знаменитым мастером.Крылосов и Нелюбин потом сами рассказывали эту историю и,несмотря на конкуренцию,стали давать советы и указания начинающим мастерам.

Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе:1-гриф,2-клавиши,3-сетка,4-клапаны,5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше,6,8-основные голосовые планки,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-подвижная кожаная петля для большого пальца

Новым промыслом занимались крестьяне нескольких деревень Шалеговской волости.В деревне Новосёлы,под городом Орловым,производством гармоник занялся Степан Федотович Новосёлов,работавший с учениками.Его мастерская вскоре заняла лидирующие места по числу производимых гармоник.В Вятском уезде промысел наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки,занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.В 1856 году гармоники начал делать и Иван Вараксин из деревни Вараксино.Его сыновья и внуки тоже стали известными мастерами.Таким образом,Вятский и Орловский уезды становятся центром гармонного

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее

промысла в Вятской губернии.

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее Мастера продолжали

совершенствовать свои инструменты.Например,начали производить гармони,имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов,с сохранением строя натурального мажора.А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента,увеличили количество клавиш до двенадцати.Также претерпел изменения характер звучания:мастера стали делать двухголосые гармоники,с настройкой "в розлив",что сделало звучание более сильным и красочным.Также,к этим планкам стали добавлять голоса,звучащие на октаву выше или ниже или,даже,голоса,настроенные в квинту к основным.Вятские гармоники снабжались и регистровыми движками(до пяти штук),позволявшими менять окраску и силу звука,путём отключения или включения голосов в различных комбинациях.Левая сторона гармоники практически не изменилась.Там звучал аккомпанемент бас-аккорд,добавился лишь подголосок-пискун.Позднее,в начале 20-го века,в верхней части левого полукорпуса делались два колокольчика,звеневших при нажиме специального рычажка.При смене направления движения меха,левая сторона звучала по разному:при расжиме звучал тонический-бас аккорд,при сжиме-доминантовый.

Использовалась вятская гармоника без плечевых ремней,как и большинство гармоник того времени.За грифом правой клавиатуры был небольшой ремешок под большой палец,который двигался вверх-вниз за кистью играющего.А левая часть имела ремень,охватывающий запястье.

Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань.Там производство наладили мастера-братья Половниковы,до 1883 года занимавшиеся промыслом в Вятской губернии,а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию:ими была открыта гармонная мастерская в Казани.Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую,которая распространена и в наше время.

Красивый,сочный,своеобразный звук вятской гармоники не оставил равнодушными и другие народы России:в частности,целая группа кавказских гармоник повторила основные элементы вятской гармоники.

Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.

Ливенская гармонь

Ливенская гармоника-одна из самых простых,как по доступности для музыканта,так и по конструкции,разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна,но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название),Орловской губернии,когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем,имевших разный звук на сжим-расжим мехов.Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений,по сравнению с тульскими,главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.

На её основе,позже были созданы такие образцы,как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина,Л.Толстого,Н.Лескова,И.Тургенева и других.

В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш,расположенных в один ряд.Как уже упоминалось,звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда - трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему).Это дает специфическое звучание.

Поперечный разрез правого полукорпуса ливенской гармони

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 - гриф, 2 - кнопки, 3 - клавиатурные клапаны, 4 - верхняя голосовая планка, 5 - планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 - резонаторный канал (Cosotto), 7 - отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 - кожаная петля, скользящая по металлической скобке.

В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных "лапок",которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу.Это делалось для того,чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 "лапки".

На задней части корпуса находились 2-3 клавиши,звучавшие во второй или первой малой октавах.Там же,но в верхней части корпуса,находилась ещё одна "лапка"-писчик,звучащая во второй октаве, и клапан "шестерик",звучавший по разному на сжим и расжим).

Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней.Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках,на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки.В левой части имелся узкий ремешок,охватывающий кисть левой руки.

Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен.Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от ноты "соль" первой октавы,до ноты "Соль" второй октавы.Другие,с 12-ю клавишами-от ноты "до" первой октавы,до ноты "соль" второй октавы.

Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину),мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха).У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.К тому же у неё очень оригинальное звучание басов,словно гармонисту аккомпанируют рожок,сопелка или жалейка.Это-заслуга специальной конструкции басового строя,включающего "хрипунчики","барабанчики","пискунчики".Все эти названия басов очень точно описывают их звучание.

Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность,благодаря своей дешевизне(а,следовательно,и доступности) и простоте конструкции.

В 1964 году сын Ивана Занина(одного из последних мастеров,делавших ливенскую гармонику) - Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки».Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник,ставших базой для созданного ансамбля.

Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.

Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности... Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.

На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты,такие как Павел Уханов,Геннадий Калмыков и другие.

Саратовская гармоника

Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.Конструкция их была Саратовская гармоникаразработана на основе русской "семиклапанки",но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом.Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности.Левая клавиатура имела четыре кнопки,вместо двух на "семиклапанке". Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса,которые звенели при нажиме крайних клавиш.Также,в левом полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху,под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов.Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу

Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка,настроенная на октаву ниже,стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал,который придавал звуку характерный тембр.Планка,настроенная на октаву ниже основной,могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости.Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки,настроенные на октаву выше основной,устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными,один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки,второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название "ломаная дека" и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались "в разлив",что было их характерной чертой.



Похожие статьи
 
Категории