Где преподает искусствовед любовь михайловна попова. О развитии творческих способностей

28.06.2019

В московской школе современной фотографии Photoplay прошел уникальный мастер-класс кандидата искусствоведения Любови Михайловны Поповой «Национальные традиции в нашем гардеробе».

Количество людей в аудитории говорило, что тема крайне актуальна! Целая гардеробная рядом с лекторием заранее подогрела любопытство.

Украинские панёвы, яркие анораки, кружевные шали, таджикские икаты, японские кимоно – невозможно было поверить, что вся эта «музейная красота» может ворваться в наши гардеробы не винтажной молью, а свежим глотком нового стиля.

И мы убедились: да, может!

Любовь Михайловна выходила в зал в новых нарядах, соединяя платье от Кирилла Гасилина с украинской панёвой, таджикские икаты – с винтажной бархоткой, японское кимоно – с украшением в стиле «рязанское бисероплетение», а платье из африканской ткани – с серьгами от “Лакруа”. Почему это было стильно и даже моментами роскошно? Потому что связующим элементом являлась личность Любови Михайловны.

«Мой гардероб – это мой жизненный опыт»

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения, автор методики создания стильного образа, руководитель Студии развития творческих способностей.

На сегодняшний день тема национальной гордости снова появилась в наших сердцах и умах, но не в гардеробах. Надеть что то в народном стиле – значит быть немного «странным», и наверняка про тебя скажут, что «она работает в музее» или «видимо, мадам из театра». А если посмотреть глубже, то именно аутентичные вещи несут в себе душу мира, сильнейшую энергетику, ДНК наших предков! И нам нужна russian_style-тенденция, russian_style-тренд.

Историк Александр Васильев неоднократно «предлагал» нашему эстэблишменту, актрисам, звездам шоу-бизнеса стать патриотическими трендсеттарами! «Вплетать» в свой образ элементы национального русского стиля.

“Например, кокошник или венец в качестве аксессуара на красной дорожке!”

“Возможно, не все ещё созрели до кокошника! Но идея в том, как сочетать аутентичные вещи и при этом выглядеть стильно, а не как матрешка или руководитель фольклорного ансамбля Кадышевой, и это актуально!”.

6 правил, как надо и как не надо
носить вещи с национальным характером.

Как не надо:


1. “Больше двух уже много”

Наличие более 2-х вещей в вашем аутфите – это возможность оказаться лучшим экспонатом на выставке и не только.

2. “Не экспериментируйте с обувью в этническом стиле”

Красные сапоги и боярские ботиночки погубят даже самые современные аутфиты. Актёр не успел переобуться – именно так о вас и подумают:).


3. “Не идите на поводу у старых клише-сочетаний!”

Например, самое излюбленное – павлопосадский платок и шуба.


Как надо:

1 . Соединяйте аутентичную вещь с необычными интересными фактурами, которые придадут ей новое актуальное звучание. Кожа, джинса, неопрен.



2. Выбирайте хотя бы одну современную трендовую вещь для такого аутфита.



3. Обувь – это первое и главное, что позволяет таким комплектам выглядеть свежо и актуально 👌🏻



Выглядеть «porusski» стильно можно и нужно! Впустите в ваши гардеробы свежий ветер перемен!

И кто знает, быть может, уже завтра весь мировой стрит стайл будет копировать наши аутфиты. Скупать анораки и паневы! А на ежегодные скачки в Аскоте королева Елизавета изменит шляпке и наденет кокошник.

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения,
автор методики развития творческих способностей.

Здравствуйте!

Меня зовут Любовь Михайловна Попова.

Читая учебные курсы по истории изобразительного искусства в высших учебных заведениях, я пыталась найти ответы на важные для меня вопросы: как научить воспринимать искусство, а не ограничиваться готовыми искусствоведческими формулами? как помочь студентам отойти от поверхностных суждений о произведениях искусства и научить откликаться на чувство, эмоцию, мысль, заложенную в произведении художником?

Открывать моим студентам путь к глубокому восприятию искусства доставляло мне истинную радость. В какой-то момент я поняла, что, обучая этому, по существу я обучаю творчеству, ибо вопросы, на которые я пыталась найти ответ, связаны с его внутренней природой. Работая со студентами, я убеждалась, что мои обучающие приёмы не только открывают для них произведения известных художников, но и расширяют их собственные творческие способности, выводят их на новый уровень художественной деятельности. Я пришла к выводу, что творческая деятельность подчиняется определённым закономерностям. Так концептуализировались программа обучения и метод развития творческих способностей, которые и легли в основу учебного процесса моей Студии.

Я родилась в городе Армавире Краснодарского края. В 1979 году закончила кафедру истории искусства исторического факультета Ленинградского университета. Петербург подарил мне не только себя самого, но и встречу с яркими памятниками искусства в его многочисленных музеях, с сокровищами его библиотек.

После окончания университета я работала научным сотрудником-хранителем фондов Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Моё внимание привлекла украинская народная икона, в то время мало изученная, но имеющая, я в этом уверена, мировое художественное значение. Итогом моих исследований стала диссертация «Народная икона Левобережной Украины Нового времени», которую я защитила в 1985 году.

В Москве я работала старшим научным сотрудником НИИ художественной промышленности, выезжала в экспедиции в полюбившееся мне Поволжье, где изучала современное бытование народного искусства, пыталась внести посильную лепту в его возрождение и сохранение.

В это же время началась и моя педагогическая деятельность. Я преподавала в Московском педагогическом государственном университете, в Российском университете Дружбы народов, в МГУ, в Московском технологическом институте, в Институте моды, дизайна и технологий. Читала учебные курсы («История европейского изобразительного искусства», «Русское народное искусство», «Структура художественной формы визуального образа», «Художественный образ в моде XX века», «Ведущие Дома моды XX века»), вела семинары («Восприятие изобразительного искусства», «Библейские сюжеты в русском и западноевропейском изобразительном искусстве»).

В 90-х годах сформировалась ещё одна сфера моих интересов: я консультировала ряд ведущих компаний Москвы по вопросам корпоративного стиля и имиджа.

Но главным моим делом стала Студия развития творческих способностей.

Друзья, внимание! Список находится на редакции, пока он не завершен! Просьба не копировать его, пока эта ремарка не исчезнет.

1. Джорджо Вазари
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008
(Прочитать можно по ссылке: http://www.e-reading.me/book.php?book=1000515)
2. Ильина Татьяна Валериановна
История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. - М.: Юрайт, 2013 г. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/)
История отечественого искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия. - М.: Юрайт, 2013 (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/)
3. Вёльфлин Генрих (обращать внимание на фразы)
Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: В. Шевчук, 2013 (http://yaki-art.ru/files/Wolflin.pdf)
Ренессанс и барокко. - М.: Азбука-классика, 2004 (http://www.alleng.ru/d/art/art162.htm)
Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. - М.: Айрис-Пресс, 2004 (http://mexalib.com/view/35542)
4. Виппер Борис Робертович
Введение в историческое изучение искусства. - М.: В. Шевчук, 2010 (http://yaki-art.ru/files/Vipper.doc)
5. Толстой Лев Николаевич
Об искусстве. - Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15 (http://rvb.ru/tolstoy/tocvol_15.htm)
Война и мир. - М.: Эксмо, Око, 2007 (http://ilibrary.ru/text/11/p.1/index.html)
6. Мандельштам Надежда Яковлевна
Воспоминания. - М.: Согласие, 1999 (http://www.2lib.ru/getbook/7302.html)
Вторая книга. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2001 (http://www.litmir.net/bd/?b=64675)
7. Мандельштам Осип Эмильевич
Полное собрание сочинений и писем. В 3 т. - М.: Прогресс-Плеяда, 2009-2011 (http://www.lib.ru/POEZIQ/MANDELSHTAM/)
8. Библия
9. Винсент Ван Гог
Письма к брату Тео. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 (http://vangogh-world.ru/letters1877.php и просто отличный сайт по Ван Гогу)
10. Стихи Цветаевой (почитать можно, например, вот здесь: http://rupoem.ru/cvetaeva/)
11. Стихи Ахматовой (http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx)
12. Книги издательства "Ташен"
13. Иоханнес Иттен
Искусство цвета. - М.: Издательство: Д. Аронов, 2011 (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3742905)
15. Глеб Успенский
Собрание сочинений. В 9 т. Под ред. В. П. Друзина. - М.: Гослитиздат, 1955-1957 (http://az.lib.ru/u/uspenskij_g_i/)
16. Николай Кун
Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Издательство: АСТ, Олимп, 2003 г. (http://www.lib.ru/MIFS/greece.txt)
17. Гомер (лучше в переводе Н.Гнедича)
Одиссея (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt)
Иллиада (http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt)
Илиада. Одиссея / Перевод Н. Гнедича; В. Жуковского - М.: Издательство «Художественная литература», 1967
18. Дживелегов
19. Бенвенуто Челлини "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции"
20. Данте "Божественная комедия"
21. Джон Донн - поэт английского барокко
22. Каталог института костюма в Киото
23. Керам К. "Боги, гробницы и ученые"
24. Пушкин "Египетские ночи", "Повести Белкина"
25. Волошин
26. "Песнь о нибелунгах"
27. "Песнь о Роланде"
28. Средневековая литература: поэзия трубадуров
29. Издательство "Молодая гвардия", серия книг "История повседневности": "Версальский дворец при Людовике 14", "Венеция эпохи Ренессанса"
30. "Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись" (толстый том, перевод с французского)
31. Берковский Н.Я.- лучший специалист по немецкому романтизму
32. Жирмунский (научный руководитель Берковского)
33. Новалис - философ, один из теоретиков романтизма
34. Хрестоматия по литературе для филологов
35. Жорж Санд
36. Оскар Уайлд
37. Зинаида Гиппиус.
38. Ее муж Мережковский Д.
39. Хрестоматия западно-европейской литературы для вузов
40. Романтизм
Англия: Байрон, Шелли - его друг, поэты "Озерной школы"
Германия: братья Гримм
Франция: Гюго, Дюма-отец, Сент-Бёв, Ламартин, де Виньи, Мюссе
США: Эдгар По, Купер, Лонгфелло "Песнь о Гайавате", Готорн, Брайант
Россия: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуков, Рылеев, Кюхельбекер, Батюшков, Одоевский, Баратынский, Тютчев
41. Лотман М.Ю. "Воспитание души"
42. Афанасьев А.Н. "Собрание русских народных сказок"
43. Стасов, критик "История русского орнамента", 1860 г.
44. Письмо Шолохова Сталину об ужасах на Дону
45. "Слово о полку Игореве"
46. Достоевский "Идиот"
47. Чехов Антон Павлович
48. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (общий зал ленинской библиотеки)
49. Мельников-Печерский "В лесах", "На горах"
50. Лесков "Запечатлённый ангел"
51. Читать про Людвига Баварского
52. Муратов П.П. "Образы Италии"
53. Лазарев В.Н. (исследователь древнерусского искусства)
54. Алпатов В.М.
55. П. Флоренский "Иконостас", "Детям моим. Воспоминания"
56. Словарь синонимов (хотя бы 2,3-томник)
57. Князь Трубецкой "3 очерка о русской иконе"
58. Померанцев Н.Н.
59. "Городецкая роспись" (продается в "Озоне")
60. Пармон "Русский национальный костюм" - книга по крою
61. Кириченко Е.И. - лучший автор по архитектуре модерна
62. Лифарь Серж "Дягилев и с Дягилевым"
63. Журнал "Наше наследие"
64. Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"
65. Знамеровская Т.П.
66. История музыкальной культуры (многотомник)
67. Работы по истории литературы
68. Поэт Арсений Тарковский, отец режиссера
69. Сервантес "Дон Кихот"
70. Князь Феликс Юсупов, мемуары
71. Набоков "Камера Обскура"
72. Фаулз "Коллекционер"
73. Стайрон "Выбор Софи"
74. Лев Дмитриевич Любимов, книги по истории искусства Европы и России (в т. ч. Древней Руси)
Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996
Искусство древнего мира.
Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М.: Просвещение, 3-е изд., 1996.
75. Дмитриева Нина Александровна.
Изображение и слово. (http://yaki-art.ru/files/dmitrieva.rar)
Краткая история искусств.
В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. - Издательство: Прогресс-Традиция, 2009 г. Авторский сборник
Дмитриева Нина Александровна, Виноградова Надежда Анатольевна. Искусство Древнего мира
76. Александр Кожановский. Быть испанцем. Традиция. Самосознание. Историческая память. - М: АСТ, Восток-Запад, 2006.
77.Игорь Шайтанов (блистательный литературовед). Хрестоматия по зарубежной литературе, учебники и всё, что встретится.
79. Н.А.Чистякова, Н.В.Вулих. История античной литературы.
80. "Повесть о Гэндзи" - один из величайших литературных памятников Японии
81. Шаляпин. Маска и душа.
82. Иоганн Иоахим Винкельман - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии.
История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.
Избранные произведения и письма. - М.: Ладомир, Academia, 1996.
83. Михаил Чехов. Путь актера (

У меня есть совершенно потрясающая подруга - Любовь Михайловна Попова. Конечно, я ее называю Любочкой, но это только между нами, девочками. Для всех остальных она только - Любовь Михайловна, причем, произносится обычно с трепетом и уважением, граничащим с обожанием. Такая любовь у студентов к Любови Михайловне возникла от того, что ее лекции, да и вообще преподавание, находятся на невероятном интеллектуальном уровне. Основанная ею Школа стиля - дитя большой любви и понимания всего того, что вложено в понятие "стиль". Я не училась у Любови Михайловны, но бывала на ее лекциях, где поражалась не только знаниям и логическому следованию за стилем художника, но и артистизму, с которым она читает лекции.
Знаете, бывает, что ты даешь человеку, ничего не получая взамен? У нас с Любой всегда только взаимный контакт: она вдохновляет меня своими рассуждениями, я делюсь своими умозаключениями.
Здесь я выкладываю "для затравочки" кусок прекраснейшего поста Л.М. Поповой, опубликованного в сообществе ее Школы.

"Мастер-класс. Трансформация как путь к стилю

Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом.
Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно.
Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.
Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.

Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов.
Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.

Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили - это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.

Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то cкладывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины - были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы. Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.

Всем привет! Сегодня хочу поделиться конспектом лекции Любови Поповой, который я перенесла в Макбук с диктофона, пока готовилась к зачету в студии развития творческих способностей . Это вводная лекция об искусстве. О том, что такое искусство и как научиться его воспринимать. Развивать творческие способности, скажу вам нелегко. Если не сказать, что практически нереально. Все кому интересно, что происходит на лекциях в этом заведении - наслаждайтесь

Что такое искусство, и можно ли научиться его воспринимать?

Для того чтобы разобраться в этом, нам нужно ответить на следующие вопросы.

Что такое искусство?

Что такое художественный образ?

Как научиться воспринимать искусство? Есть ли возможность научиться воспринимать искусство, или это интуитивная способность пяти процентов населения, как говорит статистика? Или все же мы можем научиться воспринимать искусство, как научиться ездить на велосипеде? То есть, я говорю о практическом навыке.

Сразу хочу сказать, что этот навык можно воспитать. Дается он не просто, далеко не просто. Все зависит от того, какую жизнь вы прожили, и какую жизнь прожили ваши родители.

Но всеже, моя практика показывает, что есл ичеловек хочет. Если он пытается. Если он обладает двумя качествами, о которых я сейчас вам расскажу, у него начнет получаться.

Какие это качества?


  1. Вера в себя, свои возможности. Распространенное качество в нашем обществе. Однако, никто не гарантирует вам, что у вас все получится. И я вам не гарантирую, что у вас все получится. Отсюда следует второе качество.

  2. Смирение. Очень странно звучит в нашем обществе. Смирение, когда ты понимаешь, что ты не все можешь. Но ты понимаешь, что ты не все можешь и все равно пытаешься. Для этого нужно мужество, которого часто не хватает современным людям. Мужество, кагда ты понимаешь, что тебя может ожидать провал и ты все равно идешь.

Когда это возможно? Когда есть любовь, бескорыстная любовь к искусству, без выгоды для себя. Это очень важно для человека, который входит в пространство искусства. Тогда искусство откроется перед вами.

Искусство это мир человеческой души. Это не фраза- это реальность. И это не черное и белое. Это противоречиво. Это сложно. Это многосоставно.

Итак, первое что мы должны уяснить, что такое искусство. В нашем обществе существует совершенно неверное представление о том, что такое искусство и что такое знаток искусства.

Часто мы думаем, что знаток искусства это человек, который знает факты об искусстве, читал Вазари, знает, что такое Флоренция 14-15 века, и т.д.

Все то что я сейчас перечислила, это факты культуры или истории. Факты, безусловно важны для восприятия искусства. Для человека, который не владеет фактами искусства, искусство закрыто.

Фактами культуры вы можете овладеть самостоятельно. Список литературы есть у меня в ЖЖ.
Однако, факты культуры - это еще не искусство.

А что же такое искусство?

Искусство - это конкретное произведение, а точнее это много- много разнообразных конкретных произведений. И каждое произведение неповторимо. А если оно не повторимо, значит каждый раз стоя перед конкретным произведением у вас новая задача. Вы не можете сделать также как вчера, перед другим произведением.

Ядро произведения искусства - это художественный образ.

Художественный образ - это идея выраженная в яркой художественной форме.

Идея - это не мысль, это не результат логических размышлений.

Идея в художественном образе - это всегда чувство.

Идея - это не мысль.

На основе мысли строится не искусство, а наука. В основе любой науки логические построения. Итогом логических построения является мысль.

Мысль - это итог науки.

Итог искусства - это воплощенное чувство. Что значит воплощенное?

Чувство нельзя передать другому человеку. Мы не можем понять чувство другого человека. Мы можем только присоединиться к чувствам другого человека. Попытаться присоединиться. И в искусстве чувства воплощаются в художественной форме. Любые человеческие чувства, должны воплотиться в художественной форме.

Художественная форма делает человеское чувство зримым и доступным восприятию. Мы можем его увидеть это чувство в визуальном искусстве. Мы можем это чувство услышать в музыке. Мы можем почувствовать запах этого чувства в парфюмерном искусстве. Мы можем попробовать это чувство на язык в кулинарном искусстве. Это все художественная форма.

Идеи во всех видах искусства черпаются из одного источника - из человеческой души, это человеческие чувства. и поэтому страсть или нежность могут быть воплощены в музыке, в колористической композиции, в цветовых пятнах, но это будут страсть и нежность. Могут быть воплощены в модном образе, а точнее в искусстве великих модельеров, воплощается страсть и воплощается нежность. Воплощается отчаяние и воплощается гордая вера, разнообразные чувства. У Вивьен Вествуд, у Готье, у Гольяно у Ив Сен Лорана, Макуина в основе лежит Чувство. Но чувство не постижимо, значит это чувство нужно научиться воспринимать.

Прежде чем перейти к этой теме я хочу привести вам пример. Мы немножко остановимся на художественной форме.

Итак, еще раз, художественный образ это идея(человеческое чувство) выраженная в художественной форме.

Идеи черпаются из одного источника - человеской души.

А художественная форма специфична для разнообразных видов искусства. То есть у каждого вида искусства своя художественная форма. В музыке это звуки, мелодические ритмы, громкость звучания. Тихая мелодия, или громкая наполняющая все пространство - это определенные чувства. И выбор громкости- это работа над воплощением чувства в музыке. Ритмы размеренные плавные мелодическкие или рваные с ударными инструментами- это разные чувства.

Точно также в парфюмерии, кулинарном искусстве и конечно определенная специфика в визуальных искусствах.

Что такое художественная форма в визуальных искусствах?

Художественная форма состоит из отдельных элеменотов и связей между этими элементами.

Художественная форма имеет отдельные части и связи между этими частями.

Структура - это построение художественной формы: какие части и как они связанны между собой- это есть структура.

Элементы художественной формы, то есть то что мы видим. Какие это элементы?


  1. Это в первую очередь линия. В первую очередь потому, что так развивался глаз человека, сначала мы видили контурную линию. так говорят ученые, и скорей всего так и было. Ведь многие люди видят линии, а оттенки цвета не различают. У зеленого сотни оттенков, но хотябы десяток названий надо знать. А многие люди и не понимают, что это разные цвета.

  2. Цветовое пятно(колорит-соотношение цветовых пятен)

  3. Фактура - характер поверхности. Все предметы в искусстве, в реальном мире имеют какую-то поверхность. Например, в искусстве комстюма фактура ткани меет колоссальное значение для создания образа. Одно дело Санджен. эткань и по цвету очень сложная, она меняется при разном освещении. Фактура ее шероховатая и выделяются даже разные ниточки и эта шуршащая фактура содает определенный образ.

Совсем другое дело сукно. Сукно не отражает цвет, шелк(санджен) отражает цвет. с

совсем другой Атлас, там другое переплетение (через пять ниток). здесь создается совершенно другая фактура, поверхность. И атлас востребован в определенном стиле Барокко. В Чувственном, ярком стиле.

тоже самое в декоративно прикладном искусстве мебели. тоже самое в Архитектуре как обрабатывается камень. Все это создает художественный образ.

Это три основных элемента. Но структура это не только отдельные элементы, но и связи между ними. То есть не просто характер линии, не просто колорит, не просто цветовые пятна, не просто характер фактуры, а связи между ними. Эти элементы не должны существовать отдельно в художественном образе, они связаны и связаны не умом, не в результате размышлений, а в результате прозрений.

Это пока для вас слова, но вы их запоминайте, они вам пригодятся в последствии, потому что Вы будете присутствовать при этих прозрениях.

Характер связи в визуальных искусствах выполняют ритмы.

Ритм- это повтор чего либо. бывают простые ритмы когда идет повторение одной и тоже формы. Где мы можем это встретить? Например в Египте. Колонада состоит из совершенно одинаковых колон - это простой ритм. В искусстве костюма в пятидесятых годах когда красная сумочка сочеталась с красными туфлями. Ничего подобного нет в современном искусстве на смену простому ритму приходит сложный ритм, нюансированный ритм. Когда при повторении происходит изменение этого элемента который повторятся. Часто нюансированное изменение не большое, а подчас и сложное не видимое изменение.

Пример. Возьмем красную сумку, открытого алого цвета. Красный пигмент лежит в основе красного открытого цвета. еслимы к этому красному пигменту добавим синий пигмент, то можем добиться разных градаций от малинового до фиолетового и туфли к этой сумке могут быть малиновыми, а могут быть густого фиолетового цвета. Это нюансированный ритм, он не открытый, не явный. Это второй вид ритма.

Но бывает и другой ритм, скрытый. Это смысловой ритм. Об этом я не буду расказывать сейчас. Но вы сейчас запишите. чтобы вы знали, что в искусстве вообще нет ничего простого. Если вы жили в мире где у вас все черное и белое, забудьте про это. Потому что в мире на самом деле нет черного и белого, это в ваших головках все черное и белое. И в искусстве тоже ничего простого быть не может. Искусство это духовный опыт великих художников, который отражает человеческую душу и все сложное, подчас недоступное для понимания и восприятия.

Обучение любое это всегда упрощение. Нельзя обучить не упростив. Поэтому я стараюсь упростить, но дать вам понять, что я упрощаю. Есть очень много того, что вы не поймете. Это нужно понимать. Я посвятила жизнь искусству, я иду вперед, я пытаюсь понять, то что недоступно сегодня. Я пытаюсь, чтобы мне это было доступно завтра. и этот процесс бесконечный до моей гробовой доски. Если есть чему у меня поучиться это моему пути, когда я никогда не успокаивалась и не говорила ах ты специалист. Я всегда смотрела с удивлением и восторгом и я понимала, что каждый день передо мной открываются новые миры. И эта моя способность позволила мне расти всю мою жизнь.

Вы должны четко представлять, что искусство это огромный котлован, и на наших занятиях мы будем пытаться снимать с него верхний слой, самый доступный. Я выбираю примеры чтобы они были доступны для вас. Но вглубь идут сотни и сотни слоев. И где-то очень глубоко находится Рембрандт, Веласкес, Макуин, в отличие от Шанель, которая на поверхности.

Итак, мы выяснили, что самое главное в произведении искусства - это художественный образ. Художественный образ - это чувство, воплощенное в художественной форме. И не просто в форме, а этот образ всегда имеет структуру. Не просто отдельные элементы художественной формы, а связанные сложными связями друг с другом. Эти связи не рождаются в результате размышлений «я одену эту сумочку такого цвета с туфлями такого цвета». Так не бывает никогда.

Душа художника и есть человеческая душа. Душа есть не у всех людей.

У древних японцев есть блистательные слова, которые многое раскрывают в искусстве: «Когда душа художника наполняется до краев впечатлениями, то что переливается через край души и есть произведение искусства». Но мы живем в обществе людей без души. Система воспитания и образования в нашем обществе, уничтожает чувства. В ребенке до шести лет есть чувства, но к шести годам общество и образование справляются с этой проблемой. Чувства уничтожаются. А с утратой навыка чувствовать утрачивается душа.

Стиль это высота в искусстве. Самый высокий образ в искусстве - это стиль. От куда он явится, если нет души?

Восприятие искусства требует опыта чувств. Если люди принимают решения от ума и не дают себе возможности видеть окружающий мир. Если вы живете в рамках представлений общества потребления, когда ценно только то что дает деньги.

Однажды я поняла, что когда я стою перед разными картинами, мое тело живет своей жизнью. Я поняла, что дышу по разному, что мышцы в разном состоянии. И потом я поняла, что это я откликаюсь на цвет, линию, композицию, масштаб, пропорцию и т.д. Я поняла, что мое тело откликается на эти вещи. Оно живет жизнью того произведения искусства перед которым я стою.

Без живого тела, невозможно восприятие мира и искусства. Нет отклика тела - нет восприятия.

По сути, если вы видите нежный колорит картины, ваше дыхание должно стать более мягким.

Восприятие образа- это отклик на скрытую структуру художественного образа. Этому вообще научить нельзя. потому что структура это очень сложная вещь. Восприятие ее это интуитивный процесс. Любому интуитивному процессу научить нельзя. это плохая новость. А тепереь хорошая - можно научить откликаться и воспринимать отдельные элементы структуры.

Когда у вас накопится опыт личного восприятия отдельных эелементов структуры, то может неожиданно открыться весь образ.

Интуиция это всегда результат опыта. Чем больше опыта тем скорее интуитивные процессы прийдут в движение. А когда опыта нет, стилю не от куда взяться.

Умение откликаться на смыслы в искусстве, раскрывает перед нами миры и не только искусства, а окружающий мир. Мир вашего мужа, ребенка. Часто женщины воспитывают ребенка исходя из своих эгоистических представлений, совершенно не пытаясь воспринимать ребенка. Не пытаясь открыть его душу, ведь это не ваша душа. Он другой.

А разве много жен которые вопринимают своих мужей, понимают их, отказываясь от своих предствалений, какими они должны быть. И любят их, а не свои фантации. Любят реальных людей.

Не женитесь и не выходите замуж если не видите окружающий мир. Это значит обязательно разочарование. Учитесь видеть мир.

Искусство, это духовный опыт. Искусство не развлекает. Искусство не дарит наслаждения. Искусство учит жить. Искусство учит откликаться вашей душой и формировать вашу душу. Искусство учит быть человеком или учит, как стать человеком.



Похожие статьи
 
Категории