Государства участники подписания версальского договора. Версальский договор

23.09.2019

Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений составил Версальский договор, подписанный 28 июня 1919 г. в Версальском дворце (Франция). Субъектами данного соглашения стали: Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и др. Версальский договор официально завершил Первую мировую войну (1914-1918 гг.), подвел ее итоги и заложил, таким образом, основы послевоенного мироустройства.

Условия Версальского договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) наПарижской мирной конференции1919-1920 гг. Договор вступил в силу10 января1920 г., послератификацииегоГерманиейи четырьмя главными союзными державами– Великобританией, Францией, Италией и Японией. Сенат СШАотказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием вЛиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Взамен этого договора США заключили с Германией в августе1921 г.особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу держав-победительниц. По нему Германия возвращала ФранцииЭльзас – Лотарингию(в границах1870 г.); передавала БельгииокругаМальмедииЭйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую частиМорене; Польше–Позен (Познань), частиПомерании (Поморья)и другие территории Западной Пруссии; г.Данциг(Гданьск) и его округ был объявлен«вольным городом»;Мемельская (Клайпедская) область (Мемельланд)передана под управление держав-победительниц (в феврале 1923 г.присоединена кЛитве).

Вопрос о государственной принадлежностиШлезвига, южной частиВосточной ПруссиииВерхней Силезиидолжен был быть решён плебисцитом. В результате часть Шлезвига перешла в 1920 г. кДании, часть Верхней Силезии в1921 г.– к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии; к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории.

Земли на правом берегуОдера,Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и другие остались у Германии.Саарпереходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьбаСаарадолжна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции.

По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимостьАвстрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережьяРейнаи полоса правого берега шириной в 50км подлежалидемилитаризации.


Германия лишалась всех своихколоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основесистемы мандатов Лиги Наций.

Передел германских колоний был осуществлён следующим образом. ВАфрикеТанганьикастала подмандатной территорией Великобритании, районРуанда-Урунди– подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составлялиГерманскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили ТогоиКамерун;ЮАСполучил мандат на Юго-Западную Африку. ВТихом океанев ка

честве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернееэкватора, кАвстралийскому Союзу–Германская Новая Гвинея, кНовой Зеландии– островаЗападное Самоа.

Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий вКитае, от правконсульской юрисдикциии от всякой собственности вСиаме, от всех договоров и соглашений сЛиберией, признавалапротекторатФранции над Мароккои Великобритании надЕгиптом. Права Германии в отношенииЦзяочжоуи всейШаньдунскойпровинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем).

По Версальскому договору вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегосявоенно-морского флотаподлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения-боевую авиацию,бронетехнику(за исключением небольшого количества устаревших машин- бронированных автомобилей для нуждполиции). Германия обязывалась возмещать в формерепарацийубытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами странАнтантыв результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

Согласно статье 116 Версальского договора Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством. Статья 117 Версальского мирного договора ставила под сомнение легитимность большевистского режима в России и обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые «образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской империи».

War Guilt clauses ), Разоружиться, осуществить существенные территориальные уступки и платить большие репарации странам, которые формировали блок государств Антанты . Общая стоимость этих репараций была оценена на 132 млрд. марок (в 1921 году $ 31,4 млрд. или 6600000000), что примерно эквивалентно $ 442 млрд. или 284 млрд. в 2012 году, сумма, которую многие экономисты в то время, в частности, Джон Мейнард Кейнс , считал чрезмерной и контрпродуктивной, поскольку Германия должна платить до 1988 года.

В конечном итоге последние платежи были сделаны 4 октября 2010 в 20-ю годовщину воссоединения Германии , и около 92 лет после окончания войны за причинение которого они были назначены. Договор был подорван рядом событий, еще в 1932 году и широко нарушался до середины 1930-х годов.


1. Переговоры

Salle de l"Horloge, Министерство иностранных дел Франции

Переговоры между союзными державами начались 18 января в Salle de l"Horloge Министерства иностранных дел Франции , на набережной д"Орсе в Париже . Сначала в переговорах принимали участие 70 делегатов из 27 стран. Германия, Австрия и Венгрия, которые потерпели поражение, были исключены из переговоров. Россия также была исключена, потому что она заключила отдельный договор с Германией в 1918 году, согласно в которым Германия получила большую часть территории России и ресурсов. Как позже отмечали участники переговоров в Версале, условия этого договора были крайне суровыми. Еще раньше отдельный договор был также заключен между Украинской Народной Республикой и Центральными державами .

До марта 1919 года, важнейшую роль в ведении переговоров относительно сложных и тяжелых условий мира играли регулярные встречи "Совета десяти", в которую вошли главы правительств и министры иностранных дел пяти основных победителей (Соединенное Королевство , Франция , США , Италия и Япония). Это необычное образование оказалось слишком громоздким и формальным для эффективного принятия решений, Япония и большую часть переговоров - министры иностранных дел - покинули главные встречи, значит осталось только "Большая четверка". После того, как территориальные претензии премьер-министра Италии Витторио Орландо относительно Фиуме (сегодня Риека) ​​были отклонены, он покинул переговоры и вернулся только на подписание договора в июне.

Окончательные условия были определены лидерами "большой тройки" стран: премьер-министром Великобритании Дэвидом Ллойд Джорджем , премьер-министр Франции Жоржем Клемансо , и американским президентом Вудро Вильсоном Даже этой небольшой группе было трудно определиться с общей позицией, потому что их цели противоречили друг другу. Результате было названо "неудачным компромиссом" (англ. unhappy compromise ) .


1.1. Позиция Великобритании

Опустошение в Великобритании во время войны было сравнительно небольшие, поэтому премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж поддерживал репарации меньшей степени, чем французы. Великобритания начинала смотреть на восстановленную Германии как на важного торгового партнера и беспокоился о влиянии возмещения также на британскую экономику. Ллойд Джордж был также обеспокоен предложение Вудро Вильсона за "Самоопределение" , и, как французы, хотел сохранить имперского статус своей страны. Как и французы, Ллойд-Джордж поддерживал тайные договоры и военно-морской блокады. Ллойд Джорджу удалось увеличить общую величину репараций и долю Великобритании требуя компенсации за огромное количество вдов, сирот и мужчин, которые стали инвалидами войны и были не в состоянии работать.


1.2. Позиция США

В Соединенных Штатах господствовал сильный антиинтервенционистський настроение, после вступления США в войну в апреле 1917 года, многие американцы стремились освободиться от европейских дел можно скорее. США заняли более примирительную позицию по вопросу германских репараций. К концу войны президент Вудро Вильсон , вместе с другими американскими чиновниками, включая Эдварда Гаусса выдвинула Четырнадцать пунктов, которые он представил в своем выступлении на Парижской мирной конференции. США также выразили желание продолжать торговлю с Германией, поэтому также не хотели относиться к ней слишком строго в экономических плане.


1.3. Позиция Франции

Французская делегация в Париже во главе с премьером Жоржем Клемансо была полна решимости по восстановлению французской гегемонии на европейском континенте. С 1870 до 1914 год Германия здиснила большой экономический и демографический рывок, превзойдешь Францию ​​за воздействиями на континенте. Таким образом, Клемансо использовал конференцию как средство восстановления позиций Франции как великой державы в Европе.

" Насколько это возможно, политикой Франции был перевод часов назад и отмена того, что с 1870 года совершил прогресс в Германии. Потерей территории и другими мерами ее население должно было быть ограничено, но, прежде всего, должна была быть уничтожена экономическая система, на которой базировалась ее новая сила, много фабрик, ориентированных на выпуск железа, угля и транспорта должны были быть уничтожены. Если Франция сможет принять, хотя бы частично, то от чего Германия вынуждена отказаться, неравенство сил между двумя соперниками в борьбе за европейскую гегемонию может быть устранена в поколение. "
Цитата в оригинале

So far as possible, therefore, it was the policy of France to set the clock back and undo what, since 1870, the progress of Germany had accomplished. By loss of territory and other measures her population was to be curtailed; but chiefly the economic system, upon which the depended for her new strength, the vast fabric built upon iron, coal, and transport must be destroyed. If France could seize, even in part, what Germany was compelled to drop, the inequality of strength between the two rivals for European hegemony might be remedied for generations.


2. Условия договора

Обложка английского издания Договора

Условия договора составили на Парижской мирной конференции - гг Договор вступил в силу 10 января 1920 после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами - Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из государств подписав Версальский мирный договор США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого договора США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.


2.1. Территориальные изменения в Европе

Границы Германии образца 1919 года была очерчены почти 50 к тому, при официальном создании страны в 1871 году. Территории и города в этом регионе на протяжении веков неоднократно переходили е одной страны в другую, в том числе, в разное время, часть из них владели Австро-Венгерская империя , Королевство Швеция , Польша и Речь Посполитая. Однако, Германия претендовала на эти земли и города, которые он рассматривал как исторически "немецкие" веками создания Германии как государства в 1871 году. Другие страны оспаривали претензии Германии на этой территории. В мирном договоре, Германия согласились вернуть спорные земли и города в разным странам.

Германия была вынуждена уступить контроль над своими колониями, а также потерять ряд европейских территорий. Западная Пруссия была передана Польши , придав ей тем самым доступ к Балтийского моря через "Польский коридор" , который Пруссия аннексировала при разделах Польши . Это превратило Восточную Пруссию в эксклав , отделенный от основной территории Германии.


2.2. Передел германских колоний

Передел германских колоний был осуществлен следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди - подмандатной территорией Бельгии, "Треугольник Кионг" (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун ; ПАС получил мандат на Юго-Западную Африку. В Тихом океане в качестве подмандатных территории в Японии отошли острова, принадлежавшие Германии севернее экватора, к Австралийскому Союзу - Германская Новая Гвинея , в Новой Зеландии - острова Западное Самоа .

Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае , от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме , от всех договоров и соглашений с Либерией , признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом . Права Германии по Цзяочжоу и всей Шаньдунского провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем). А также Лига Наций похоти забрать себе и разделить частиру Радянской России. [ ]


2.3. Репарации

Статья 231 Версальского договора приписывала вину за войну Германии, значительная часть остальных Договора описывала репарации , что Германия будет выплачивать союзникам. Общая сумма репараций, по решению межсоюзнической Комиссии по репарациям, составляла около 226 миллиардов марок. В 1921 году эта сумма была сокращена до 132 миллиардов марок, что составляло в то время, $ 31,4 млрд. ($ 442 млрд. в 2012 году), или 6,6 млрд. (284 млрд. в 2012 году).

Можно утверждать, что наложение в Версале возмещения частично были ответом на возмещение наложенные Германией на Францию, в 1871 году Франкфуртской договором подписанным после Французско-прусской войны ; критики Договора утверждали, что Франции удалось уплатить репарации (5 млрд. франков) в течение трех лет, а План Юнга 1929 предусматривал, что немецкие репарации будут выплачиваться еще в течение 59 лет, до 1988 года. Возмещение Франкфуртским договору были, в свою очередь, рассчитанные на основе численности населения, как точный эквивалент возмещения наложенных Наполеоном I в Пруссию в 1807 году.

Версальские репарации принимали различные формы, включая угля , сталь , интеллектуальную собственность (например, торговую марку аспирина) и сельскохозяйственную продукцию, в значительной степени из-за того, что валютные возмещения такого размера могли привести к гиперинфляции , что в действительности произошло в послевоенной Германии (Гиперинфляция в Веймарской республике), и могло уменьшить пользу Франции и Великобритании.

Репараций в виде угля сыграли большую роль в наказании Германии. Версальский мир подтвердил, что Германия несет ответственность за разрушение угольных шахтах в Северной Франции и части Бельгии, части Италии. Таким образом, Франция получила во временное полное владение угленосный бассейн Германии Саар . Кроме того, Германия была вынуждена передавать Франции, Бельгии, Италии миллиона тонн угля в течение 10 лет. Тем не менее, под руководством Адольфа Гитлера , Германия здиснювала поставки угля в течение нескольких лет, нарушая тем самым условия Версальского договора.

Германия, закончила платить репарации только в 2010 году.


2.4. Ограничения на вооруженные силы

По договору вооруженные силы Германии должны были быть ограничены 100-тыс. сухопутной армии; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жесткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения - боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин - бронированных автомобилей для нужд полиции).


2.5. Создание международных организаций

Частью I договора был Пакт о Лиге Наций (англ. Covenant of the League of Nations ), Предусматривавший создание Лиги Наций , организация, целью которой было арбитраж в международных спорах чтобы избежать таким образом будущих войн. Часть XIII постулирует создание Международной организации труда , чтобы способствовать "регулированию рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и недели, регулирование трудовых ресурсов, предотвращение безработицы, обеспечение адекватного прожиточного минимума, защиту рабочих от болезней и травм, вытекающих из его занятости, защита детей, подростков и женщин, обеспечение в старости и случаи увечья, защита интересов рабочих, работающих в других (чем их собственная) странах, признание принципа свободы объединения, организация профессионально-технического образования и другие меры ". Кроме того, согласно части XII , должны были быть созданы международной комиссии по администртивного контроля Эльбой , Одрой , Неманом и Дунаем .


3. Последствия

Уильям Орпен. Подписание мира в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919. Имперский военный музей. Лондон

Условия Версальского мирного договора традиционно считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны (после начала мирового экономического кризиса в 1929 году), возникновение ультраправых сил и приходу к власти нацистов (в 1933 году).

Однако жесткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук, в том числе: Ремилитаризация Рейнской области, аншлюс Австрии, отторжение Судетской области Чехословакии и последующая оккупация Чехии и Моравии.

Государства-получатели Площадь, км Население, тыс. чел.
Польша 43 600 2950
Франция 14 520 1820
Дания 3900 160
Литва 2400 140
Вольный город Данциг 1900 325
Бельгия 990 65
Чехословакия 320 40
Всего 67 630 5500

В 1935 году Гитлер отказался от соблюдения Версальского договора.


4. Исторические оценки

В своей книге Экономические последствия мира (англ. The Economic Consequences of the Peace ), Кейнс назвал Версальский договор "Карфагенским миром" (синоним наложение очень жестких условиях мира), ложной попыткой французского реваншизма уничтожить Германию, вместо того, чтобы следовать принципам справедливого прочного мира, изложенным в Четырнадцати пунктах Вудро Вильсона, Германия приняла во время перемирия. Он заявил: "Я считаю, что кампания по обеспечению уплаты Германией общих потерь в войне был одним из наиболее серьезных актов политической глупости, за которые наши государственные мужи никогда поносили ответственность." Кейнс был главным представителем британского казначейства на Парижской мирной конференции , и использовал в своих страстных книгах аргументы, которые он и другие (в том числе официальные лица США) использовали в Париже. Он считал, что суммы, от Германии требуют как репарации превышали во много разовьется ее возможности, что будет вызывать сильную нестабильность (см. цитату). Связанный с французским движением Сопротивления экономист Этьен Манту (фр. tienne Mantoux ) Оспаривал такой подход. Написана Манту 1940-х годах и изданная посмертно книга под названием "Карфагенский мирный договор, или экономические последствия м-ра Кейнса" является попыткой опровергнуть претензии Кейнса.

В более поздних исследованиях (например, в книге "World At Arms" историка Герхарда Вайнберга) выдвинут тезис, что договор был действительно очень выгодный Германии. Рейх Бисмарка не распался, а был сохранен как политическая единица, Германия в значительной степени избежала послевоенного военной оккупации (в отличие от ситуации после Второй мировой войны). В эссе 1995 года, Вайнберг отметил, что с исчезновением Австро-Венгрии и отодвинуть Россию из Европы, Германия в настоящее время является доминирующей силой в Восточной Европе . Вайнберг пишет, что, учитывая, что уже через 21 год после Версаля Германии получила больше земли, чем было в 1914 году, ставит под сомнение, что Версаль был так суров и непосильное, как утверждали немцы.


См.. также


Примечания

  1. Сен-Жерменский мирный договор 1919 с Австрией; Нейиський мирный договор с Болгарией; Трианонский договор с Венгрией; Севрский мирный договор с султанским правительством Турции; US Foreign Policy and National Security: Chronology and Index for the 20th Century. - Santa Barbara, California: Praeger Security International, 2010. .
  2. The West Encounters and Transformations. Atlas Ed. Vol. II. New York: Pearson Education, Inc., 2007. p. 806 (приведены по английской Википедии)
  3. Timothy W. Guinnane (January 2004). "Vergangenheitsbewltigung: the 1953 London Debt Agreement" - www.econ.yale.edu/growth_pdf/cdp880.pdf (PDF). Center Discussion Paper no. 880. Economic Growth Center, Yale University . http://www.econ.yale.edu/growth_pdf/cdp880.pdf - www.econ.yale.edu/growth_pdf/cdp880.pdf . Проверено 10 марта 2012 . "At the pre-World War I parities, $ 1 gold = 4.2 gold Marks. One Mark was worth one shilling sterling. (Англ.) в Викитека. (Англ.)
  4. The Economic Consequences of the Peace - www.gutenberg.org/etext/15776 John Maynard Keynes , есть на Проекте Гутенберг .
  5. Markwell, Donald John Maynard Keynes and International Relations: Economic Paths to War and Peace. - Oxford University Press, 2006. (Приведено по английской Википедии)
  6. Keynes The Economic Consequences of the Peace, 1919 "The Treaty includes no provisions for the economic rehabilitation of Europe-nothing to make the defeated Central Empires into good neighbors, nothing to stabilize the new States of Europe, nothing to reclaim Russia; nor does it promote in any way a compact of economic solidarity amongst the Allies themselves; no arrangement was reached at Paris for restoring the disordered finances of France and Italy, or to adjust the systems of the Old World and the New. The Council of Four paid no attention to these issues, being preoccupied with others-Clemenceau to crush the economic life of his enemy, Lloyd George to do a deal and bring home something which would pass muster for a week, the President to do nothing that was not just and right. It is an extraordinary fact that the fundamental economic problems of a Europe starving and disintegrating before their eyes, was the one question in which it was impossible to arouse the interest of the Four. Reparation was their main excursion into the economic field, and they settled it as a problem of theology, of polities, of electoral chicane, from every point of view except that of the economic future of the States whose destiny they were handling. (приведено по английской Википедии) ".
  7. Reynolds, David. (February 20, 1994). - query.nytimes.com / gst / fullpage.html? res = 9903EED81438F933A15751C0A962958260 Review of: "A World at Arms: A Global History of World War II , "by Gerhard L. Weinberg. New York: Cambridge University Press.
  8. Weinberg, Gerhard Cambridge: Cambridge University Press, 1995 page 16. (Приведены по английской Википедии)
  9. Weinberg, Gerhard Germany, Hitler and World War II, Cambridge: Cambridge University Press, 1995 page 11.

28 июня 1919 г. в Версальском дворце министр иностранных дел Мюллер и министр юстиции Германии Белл от имени своего правительства подписали мирный договор с победителями.

Большой по объему, содержал статьи экономического, политического и финансового характера и являлся для немцев причиной породившей реваншизм.

Германия возвращала Эльзас и Лотарингию со всеми мостами через Рейн. Копи Саарского угольного бассейн переходили к Франции, а Саарская область – по управление Лиги наций на 15 лет; по истечении срока – вопрос об их принадлежности. Правый берег Рейна оккупировался Антантой на 15 лет + территория на 50 км к востоку от Рейна д.б. демилитаризованы. Округа Эйнен и Мальмеди отошли к Бельгии, Шлезвиг и Голштейн – к Дании.

Германия признавала независимость Чехословакии и Польши. В пользу Чехословакии в Верхней Силезии передавался Гульгинский р-н, Польше – ряд районов Померании.

Данциг (Кданьск) передавался Лиги наций, которая обязалась сделать из него вольный город, включив в состав Польскую таможенную систему. Польша получала право контроля над ж/д и речными путями сообщения данцинского коридора.

В общей сложности у Германии отняли 1/8 часть ее территории, 1/12 часть населения, которое проживало на этой территории.

Колонии Англии и Франции поделили между собой Камерун и Того, африканские …

Германия д.б. отдать все торговые суда водоизмещением свыше 1600 т, половину свыше 1000 т, 25% всех рыболовецких судов, 20% речного флота.

На своих верфях в течении 5 лет строить для победителей суда общим водоизмещением 200 000 т в год. В течении 10 лет Германия д.б. поставить Франции 140 миллионов т угля в год; Бельгии – 80 миллионов т, Италии – 77 миллионов т; д.б. передать 50% всех красящих веществ, до 1925 г. поставлять 25% выработанной химической продукции и красящих веществ. Германия отказалась от экономических прав и преимуществ в Китае, Сиаме, Либерии, Марокко, Египте и передавала эти права Франции и Великобритании.

Германия заранее обязывалась признать договоры, которые будут заключены с Турцией и Болгарией; отказ от Брест-Литовского и Бухарестского мира. Ст. 116 Версальского договора признавала право России на получение репараций, но после единого национального правительства. Германия обязывалась оставить войска в Прибалтике до особого распоряжения победителей, т.е. Германия участник интервенции в России.

Договор был грабительским, унизительным и оскорбительным.

Победители приступили к переговорам с Австрией, Болгарией и Турцией. 10 сентября 1919 г. в Сен-Жерменском дворце в Париже был подписан мирный договор с Австрией, однако предписывался отдельно, т.к. австро-Венгерская империя распалась. Австрия д.б. передать Италии часть провинций - Крайне и Коринтия, Южный Тироль и Костюнланд. Королевство Хорватов, Словенцев и Словаков (Югославия) получило Далмацию, Южную Штирию, юго-восточную Коринтию, часть Крайны.



Чтобы вбить клин между Австрией и Венгрией, у Венгрии отняты области Бургенланд, которую передали Австрии. Область Буковина передана Румынии; в состав Чехословакии вошли Богемия и Моравия.

Австрии запрещалось объединяться с Германией , весь торговый и военный флот Австрии передавался победителям. Австрия перестала существовать в серьезном значении.

Германии иметь регулярную армию, а ее контрактная армия не более 30 тысяч человек.

27 ноября 1919 г. в Нейи подписан договор с Болгарией, которая также несла территориальные потери: Добруджа – Румынии, часть территорий Югославии, Фракия – под управление Антанты. Болгария отдавала весь свой флот победителям и обязывалась выплатить 2,5 миллиарда франков золотом; армия – контрактная, не более 20 тысяч.

Договор с Венгрией позже всего - 4 июня 1920 г. в Версале в большом Трианонском дворце. Словакию и Прикарпатскую Русь Чехословакии; Хорватию и Словению – Югославии; Румынии – Трансильвания. Венгерская армия становилась контрактной, до 30 тысяч человек. В результате территориальных потерь осталась без выхода к морю; потеряла 70% территории и 50% населения. В экономическом отношении рухнула на дно богатства: «Страна семи миллионов нищих».

Подписание Версальского мирного договора радикально изменило политическую карту Европы и расстановку сил на континенте. Хотя договор формально провозгласил начало новой эпохи – «эпохи без войн. Насилия и грабежей», «Версаль» заложил причинно-следственную основу для новой войны. Основа – сочетание тех условий, на которых были заключены мирные договоры – империалистические по характеру и ставили целью получение наибольших преимуществ за счет побежденных, выглядевших как элементарное ограбление.

Версальская система создала ситуацию, когда новые государственные границы часто проходил по «телу этноса», что привело к расселению наров в двух, а то и более государствах - немецкий и венгерский народ. Все эти причины и условия сразу закладывали в систему Версальских договоров элемент недолговечности и реваншизма, обрекал его на скорый распад.

В 1918 г. Германия поняла, что войну проиграла. Все усилия были направлены на заключение мира, а не капитуляции. В октябре подписывается перемирие на 36 дней: выработка условий мира, но они были жестки. Их диктовали французы. Мир не был подписан. Перемирие продлялось 5 раз. Единства в стане союзников не было. Первые позиции сохраняла Франция. Она была войной очень ослаблена, как экономически, так и финансово. Выступала с требованиями выплаты колоссальных репараций, так как стремилась задавить германскую экономику. Она требовала раздела Германии, но против этого выступила Англия.

В октябре 1918 года правительство Германии обратилось к Президенту США Вудро Вильсону с предложением заключить перемирие на всех фронтах. Этот шаг был показателем того, что Германия согласилась с "Четырнадцатью пунктами" Вильсона - документом, который служил основой справедливого мира. Тем не менее, страны Атланты требовали от Германии полной компенсации ущерба, причиненного мирному населению и экономике этих стран. Помимо требований реституции, переговоры были осложнены территориальными претензиями и тайными соглашениями, заключенными Англией, Францией и Италией друг с другом и с Грецией и Румынией в последний год войны.

28 июня 1919 - Подписание Версальского договора, который положил конец I Мировой войне. Мирный договор между Германией и странами Антанты был подписан в Зеркальном зале Версальского дворца в пригородах Парижа. Дата его подписания вошла в историю как день окончания I Мировой войны, несмотря на то, что положения Версальского мира вступили в силу только 10 января 1920 года.

В ней участвовало 27 стран. Это был договор между победителями и Германией. Союзники Германии в конференции участия не принимали. Текст мирного договора создавался во время Парижской Мирной Конференции весной 1919 года. Фактически условия диктовали лидеры "большой четверки" в лице премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа, президента Франции Жоржа Клемансо, американского президента Вудро Вильсона и главы Италии Витторио Орландо. Делегация Германии была шокирована жесткими условиями договора и очевидными противоречиями между договоренностями перемирия и положениями будущего мира. Особое негодование побежденных вызвали формулировки о военных преступлениях Германии и невероятный размер её репараций.

Правовым основанием репараций Германии были обвинения в её военных преступлениях. Реальный ущерб, нанесенный войной Европе (особенно Франции и Бельгии), подсчитать было нереально, однако примерная сумма равнялась $33 000 000 000. Несмотря на заявления мировых экспертов о том, что Германия никогда не сможет выплатить такую репарацию без давления со стороны стран Антанты, текст мирного договора содержал положения, которые допускали определенные меры воздействия на Германию. Среди противников взыскания репараций был и Джон Мейнард Кейнс, который в день подписания Версальского мира заявил, что огромный долг Германии в будущем приведет к мировому экономическому кризису. Его прогноз, к сожалению, сбылся: в 1929 году США и другие страны постигла Великая Депрессия. Кстати, именно Кейнс стоял у истоков создания Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.

Руководители Антанты, в частности, Жорж Клемансо, были заинтересованы в том, чтобы исключить всякую возможность развязывания Германией новой мировой войны. В этих целях в договоре были предусмотрены положения, согласно которым немецкая армия должна была быть сокращена до 100 000 личного состава, военное и химическое производство в Германии было запрещено. Вся территория страны к востоку от Рейна и на 50 км к западу была объявлена демилитаризованной зоной.

С самого подписания Версальского мира немцы заявляли о том, что "мирный договор им навязала Антанта". В будущем жесткие положения договора были смягчены в пользу Германии. Однако шок, который испытал немецкий народ после подписания этого позорного мира, надолго остался в памяти, и Германия затаила ненависть к остальным государствам Европы. В начале 30-х годов на волне реваншистских идей Адольфу Гитлеру удалось абсолютно легальным путем прийти к власти.

Капитуляция Германии позволила Советской России денонсировать положения Брестского сепаратного мира, заключенного между Германией и Россией в марте 1918 года, и возвратить свои западные территории.

Германия потеряла многое. К Франции отошли Эльзас и Лотарингия, а к Дании - северный Шлезвик. Германия потеряла еще территории, которые были отданы Голландии. Но Франции не удалось добиться проведения границы по Рейну. Германия вынуждена была признать независимость Австрии. Было запрещено объединение с Австрией. Вообще, на Германию было возложено колоссальное число разных запретов: запрет на создание большой армии и иметь многие виды вооружения. Германия вынуждена была выплачивать репарации. Но вопрос о количестве не был решен. Была создана специальная комиссия, которая практически занималась только тем, что назначала суммы репараций на следующий год. Германия была лишена всех своих колоний.

Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Из Сербии, Черногории, Боснии, Герцоговины и Южной Венгрии в конце войны образовалось Сербо-Хорватско-Словянское государство, которое позднее стало называться Югославией. Они были похожи на версальские. Австрия лишалась ряда своих территорий и армии. Италия получила Южный Тироль, Триест, Истрию с прилегающими к ним районами. Славянские земли Чехия и Моравия, долгое время находившиеся в составе Австро-Венгрии, стали основой образовавшейся Чехословацкой республики. К ней же перешла часть Силезии. Австро-Венегерский морской и дунайский флоты поступили в распоряжение стран-победительниц. Австрия имела право держать на своей территории армию в 30 тыс. чел. Словакия и Закарпатская Украина были переданы Чехословакии, Хорватия и Словения были включены в состав Югославии, Трансильвания, Буковина и большая часть Баната-Румынии. Численность вегерской арми определялась в 35 тыс. чел.

Дело дошло до Турции. По Севрскому договору она потеряла около 80% бывших земель. Англия получила Палестину, Трансиорданию и Ирак. Франция - Сирию и Ливан. Смирна и прилегающие к ней районы, а также острова в эгейском море должны были перейти к Греции. Кроме того, к Англии отошел Масук, к Франции - Александретта, Килликия и полоса территорий вдоль сирийской границы. Предусматривалось создание на востоке Анатолии независимых государств - Армении и Курдистана. Англичане хотели превратить эти страны в плацдарм для борьбы против большевистской угрозы. Турция ограничивалась территорией Малой Азии и Константинополя с узкой полоской европейской земли. Проливы оказались целиком в руках стран-победительниц. Турция официально отказывалась от утраченных ею ранее прав на Египет, Судан и Кипр в пользу Англии, на Марокко и Тунис - в пользу Франции, на Ливию - в пользу Италии. Армия была сокращена до 35 тыс. чел., но она могла быть увеличена для подавления антиправительственных выступлений. В Турции устанавливался колониальный режим стран-победительниц. Но из-за начавшегося национально-освободительного движения в Турции этот договор не был ратифицирован, а затем аннулирован.

США вышли из версальской конференции недовольными. Он не был ратифицирован американским конгрессом. Это было ее дипломатическое поражение. Италия также была не довольна: не получила того, чего хотела. Англия была вынуждена сократить флот. Дорого его содержать. У нее было тяжелое финансовое положение, большой долг США, и те на нее давили. В феврале 1922 г. в Вашингтоне был подписан договор 9 держав о Китае. Он не подписал версальский договор, так как планировалось отдать некоторую территорию немецкого Китая Японии. Ликвидировалось разделение на сферы влияния в Китае, там не осталось никаких колоний. Этот договор породил очередное недовольство Японии. Так сформировалась Версальско-Вашингтонская система, которая просуществовала до середины 1930-х гг.


Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, был подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид - премьер-министр Великобритании в 1916-1922), Францией (Клемансо Жорж), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянский политик, Председатель Совета министров Италии в 1917-1919 годах.) и Японией, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией - с другой. Он вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами -Великобританией, Францией, Италией и Японией.

Представителем США в Версале был Вильсон Томас Вудро.

Вильсон Томас Вудро (1856-1924). Родился 28 декабря 1856 года в городке Стэнтон, штат Виргиния, в семье пастора Джозефа Раглеса Вильсона, был третьим ребенком. В честь деда сына назвали Томасом. Из-за слабого здоровья начальное образование мальчик получил дома. Томас лишь в 13 лет поступил в школу. Он не блистал успехами. Любимым занятием мальчика была игра в бейсбол. В конце 1873 года Джозеф Вильсон послал сына учиться в колледж Дэвидсона (Северная Каролина), в котором готовили служителей пресвитерианской церкви. Летом 1874 года Вильсон из-за болезни покинул колледж и вернулся к своим родным. Он посещал церковь и слушал проповеди отца в богатом приходе. В 1875 году Вильсон поступил в Принстонский колледж, где особое внимание уделял государствоведению. В 1879 году Вильсон продолжил образование в юридической школе Виргинского университета. Но в конце следующего года он заболел и вернулся в Уилмингтон, где в течение трех лет занимался самостоятельно, изучая право, историю, политическую жизнь США и Англии. Во время учебы в Виргинском университете Вильсон влюбился в свою двоюродную сестру Генриетту Вудро. Однако Генриетта, ссылаясь на близкое родство с Вильсоном, отказалась выйти за него замуж. В память о своем первом романе молодой человек в 1882 году принял имя Вудро. Летом 1882 года он прибыл в Атланту, где вскоре успешно сдал экзамен на право заниматься юридической практикой.

Вудро Вильсон был 28-м президентом США (1913-1921) от Демократической партии. Инициатор вступления США в первую мировую войну. Профессор истории и политической экономии. В 1910 г. избирается губернатором одного из Штатов. В 1912 г. проходит в президенты, как кандидат демократической партии. С начала мировой войны, когда нейтральная Америка наживает на военных заказах миллиарды долларов, Вильсон выступает апостолом пацифизма. Это не помешало ему в 1917 г. вступить в войну на стороне Антанты, когда объявленная Германией неограниченная подводная война поставила под угрозу американскую торговлю с Европой. 18 января 1918 г. Вильсон выставляет свою программу мира, сформулированную в знаменитых 14 пунктах, в которых говорится о демократическом мире без аннексий и контрибуций и т. д., а также выступает с проектом Лиги Наций, которая якобы должна умиротворить мир. Насколько его программа была лицемерна, показывает тот факт, что само правительство Соединенных Штатов отказалось вступить в Лигу Наций.

Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона

1. Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.

3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.

4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.

5. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение, относительно ее собственного политического развития, ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций, при том образе правления, который она сама для себя изберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7. Бельгия, -весь мир согласится, -должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

12. Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Речь Вильсона вызвала неоднозначную реакцию, как в самих США, так и у их союзников. Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленность и сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания как самая могущественная военно-морская держава не хотела свободы мореплавания. Вильсон шёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерами в ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пункт всё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов соглашение о Лиге Наций было провалено Конгрессом, а в Европе только 4 из 14 тезисов были воплощены в жизнь.

Целью Версальского мирного договора был,

во-первых, передел мира в пользу держав-победительниц

во-вторых, -предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора можно разделить на несколько групп.

1. Германия потеряла часть своих земель в Европе:

Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870);

Бельгии -округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная и прусская части Морене;

Польше -Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии;

Г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся "вольным городом";

Г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 присоединён к Литве).

Государственная принадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должна была определяться плебисцитом (от лат. plebiscitum: plebs -простой народ + scitum -решение, постановление -один из видов народного голосования, в международных отношениях применяется при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству).

Часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.);

Часть Верхней Силезии -к Польше (1921г.);

Также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии;

Южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.

У Германии же остались и исконные польские земли -на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться также путём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольный бассейн Европы) передавались в собственность Франции.

2. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществлен следующим образом:

В Африке:

Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;

Район Руанда-Урунди -подмандатной территорией Бельгии;

-"Треугольник Кионга" (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку); -Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; -ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;

Франции получила протекторат над Марокко;

Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией;

На Тихом океане:

В качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора;

К Австралийскому Союзу -Германская Новая Гвинея; -к Новой Зеландии -острова Самоа.

Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем);

Также Германия отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.

Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых ею с Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германия обязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи.

3. Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.

4. Вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

5. Статьи, касающиеся учреждения Лиги Наций

Из государств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать это из-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой был составной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. В это время в США существовала сильная оппозиция политике демократической партии и лично президенту В. Вильсона. Американские консерваторы полагали, что принятие серьёзных политических и военных обязательств перед европейскими странами обрекает США на неоправданные финансовые затраты и (в случае войны) на человеческие жертвы. Выгоды же от вмешательства в европейские проблемы (облегченный доступ на рынки стран Европы и подмандатных территорий Африки и Азии, признание США ведущей державой мира и т.п.) не представлялись противникам Вильсона очевидными и достаточными.

Изоляционистскую оппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президента обвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сфере внешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективных мер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством», покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции.

Дискуссия в Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжалась более восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатского комитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказались настолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Париже договоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотря на все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальского договора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Это обстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (с некоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними. Советская Россия на конференцию приглашена не была. Главенствующую роль играли Великобритания, Франция и США, главные представители которых -Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон -в ходе секретных переговоров решал основные вопросы конференции. В итоге были подготовлены:

Также на парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирные договоры.

Сен-Жерменский мирный договор

Был подписан 10 сентября в 1919г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) союзными и объединившимися державами, с одной стороны, и Австрией -с другой, ратифицирован австрийским Учредительным собранием 17 октября 1919 и вступил в силу 16 июля 1920. Этот договор констатировал распад Австро-Венгерской империи, происшедший после капитуляции Австро-Венгрии 27 октября 1918, в результате которого на её территории образовывались следующие государства:

Австрийская республика;

Венгрия;

Чехословакия;

Сербо-Хорвато-Словенское государство (с октября 1929 -Югославия).

В договор была включена специальная статья, оговаривавшая запрещение нарушения независимости Австрии.

Территорию Австрии площадью примерно в 84 тыс. кв. км отныне составляли Верхняя и Нижняя Австрия, Зальцбург, Каринтия, часть Штирии, Форарльберг, Северный Тироль и Бургенланд, ранее входивший в состав Венгерского королевства. В районе Клагенфурта (Словенская Каринтия) предусматривалось проведение плебисцита, после которого район в 1920 г. вошёл в состав Австрии.

Что касается других земель, ранее составлявших Австро-Венгерскую империю, то их поделили между соседними государствами следующим образом:

Италия получала Южный Тироль и часть других территорий бывшей Австро-Венгрии (граница Италии с Сербо-Хорвато-Словенским государством была определена Рапалльским договором 1920);

К Румынии присоединялась часть бывшего герцогства Буковинского; -границы Буковины предстояло установить впоследствии (при этом игнорировалось требование Буковинского народного веча от 3 ноября 1918 о присоединении Северной Буковины к Советской Украине). Австрия обязывалась:

Признать полную силу мирных договоров и дополнительных конвенций, которые заключены или будут заключены союзными и объединившимися державами с державами, сражавшимися на стороне бывшей АвстроВенгрии;

Признать границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии, Сербо-Хорвато-Словенского государства и Чехословакии в том виде, как они будут установлены главными союзными и объединившимися державами;

Отказаться от всех прав и привилегий на территориях вне своих границ.

Демобилизовать армию, не иметь военной авиации и военного флота, численность австрийских вооруженных сил могла составлять не более 30 тыс. человек;

Выплачивать репарации.

Нёйиский мирный договор

Был подписан 27 ноября 1919г. в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine, близ Парижа) Болгарией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой. Договор вступил в силу 9 августа 1920. Поскольку Болгария являлась участницей потерпевшего поражение в 1-й мировой войне 1914-18 блока Центральных держав, она также лишилась некоторых территорий:

Четыре района общей площадью 2566 кв. км с городами Цариброд, Босилеград и Струмица отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 -Югославия);

Была подтверждена граница с Румынией, установленная Бухарестским мирным договором 1913 (Южная Добруджа осталась за Румынией); -Западная Фракия (8,5 тыс. кв. км) -а с нею и выход в Эгейское море -переходила в распоряжение Великобритании, Италии, Франции, США и Японии, обязавшихся гарантировать свободу экономического выхода Болгарии к Эгейскому морю (однако передачей Западной Фракии Греции в 1920г. данное обязательство было нарушено).

Болгария обязывалась:

Выплатить репарации в 2,25 млрд. золотых франков;

Ограничить различные виды вооружения и численность армии (не более 20 тыс. чел.), полиции и жандармерии.

Её хозяйство и финансы были поставлены под контроль Межсоюзной комиссии из представителей Великобритании, Франции и Италии.

Трианонский мирный договор

Был подписан 4 июня 1920г. в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами -с другой, и вступил в силу 26 июля 1921. Фактически этот договор явился юридическим оформлением того положения, которое сложилось в результате войны в бассейне Дуная.

Венгрия, как часть потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи, понесла следующие территориальные потери:

Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;

Хорватия, Бачка и западная часть Баната отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев;

Словакия и Закарпатская Украина были присоединены к Чехословакии (несмотря на выраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной);

Провинция Бургенланд была передана Австрии.

Венгрия отказывалась от прав на порт Риску (Фиуме), а также от всех прав и правооснований на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, которые не вошли в состав Венгрии; признавала независимость сербохорвато-словенского государства и Чехословакии.

Также Венгрия обязывалась уважать независимость всех территорий, входивших к 1 августа 1914 в состав бывшей Российской империи, признать отмену Брестского мира и признать полную силу всех договоров и соглашений союзных и объединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территории бывшей Российской империи.

Венгрия отказывалась от всех прав и правооснований или привилегий на территории вне Европы, которые могли бы принадлежать бывшей Австро-Венгерской монархии или её союзникам.

Предельная численность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.

Севрский мирный договор

Был подписан 10 августа 1920г. в Севре (близ Парижа) султанским правительством Турции и союзными державами-победительницами в 1-й мировой войне 1914-18 (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакской Арменией). Ко времени подписания договора большая часть Турции была оккупирована войсками держав-победительниц. Как и другие потерпевшие поражение в войне государства, Турция понесла ряд территориальных потерь (как земель, непосредственно входивших в состав государства, так и колоний):

Палестина и Ирак передавались как подмандатные территории Великобритании;

Сирия и Ливан отошли Франции в качестве подмандатных территорий;

Египет стал английским протекторатом;

Италии были переданы Додеканесские острова;

Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров передавались Греции.

Зона проливов (Босфор и Дарданеллы) подлежала полному разоружению и поступала под контроль созданной Антантой международной Комиссии проливов.

Турция отказывалась от всяких притязаний на Аравийский полуостров и страны Северной Африки и признавала английскую аннексию Кипра. Определение границы между Турцией и дашнакской Арменией предоставлялось третейскому решению президента США, которые рассчитывали получить мандат на Армению.

От Турции отделялся Курдистан, границы которого должны были быть определены англо – франко - итальянской комиссией.

Численность турецких вооруженных силы ограничивалась 50 тыс. солдат и офицеров, в число которых включались и 35 тыс. жандармерии. Также договор лишал Турцию выхода к Средиземному морю.

Фактически севрский договор предоставлял державам Антанты право вмешиваться во внутренние дела Турции, вызвав настолько сильное возмущение турецкого народа, что правительство Великого национального собрания Турции (созданное в апреле 1920г.) отвергло договор, и даже султан не решился его ратифицировать. Фактически в стране уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенно одерживали кемалисты (сторонники анкарского правительства). В мае 1920 г. в Анкаре парламентом было сформировано националистическое правительство Кемаля, не признавшее Севрский мирный договор и заявившее, что будет вести борьбу за независимость турецкого государства в его этнических границах.

Впрочем, этот договор практически сразу после своего подписания перестал устраивать и некоторые из держав-победительниц, так как Франция, а также Италия и США сочли, что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, поскольку Великобритания, используя Грецию и султанское правительство, стремилась превратить Турцию в преимущественную зону своего влияния. Под давлением этих держав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне прошла конференция, имевшая своей целью смягчить условия Севрского договора, однако договориться державы-победительницы не смогли. Это развязало руки Франции и Италии. 20 октября 1921 г. в Анкаре был подписан сепаратный франко-турецкий договор, по которому Франция не только признала анкарское правительство и отказалась от притязаний на Киликию, но и передала туркам военные запасы французских оккупационных войск на сумму в 200 млн. франков.

Все это позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922 г. турецкие войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческой армии. Греция была выведена из войны; король Константин отрекся от престола, пробританское правительство пало, греческие генералы, виновные в поражении, были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.

15 октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческие войска должны были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территории Турции в течение 30 дней. Однако войска держав Антанты продолжали оставаться в Стамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, которая открылась в Лозанне (Швейцария) 20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. В её работе участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Югославия, Япония, США, Турция. Ряд частных вопросов, главным образом экономических, рассматривался при участии делегатов Албании, Бельгии, Болгарии, Испании, Португалии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и СССР. Основными задачами конференции были подготовка мирного договора с Турцией и определение режима Черноморских проливов.

Лозаннский мирный договор

Лозаннский мирный договор существенно отличался от Севрского. Тур-ция отказалась от своих нетурецких владений, сохранив в основном свои этнические границы и государственный суверенитет. Были отменены все пункты Севрского договора, касавшиеся зон влияния держав в Анатолии. Турции была возвращена Восточная Фракия на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались от своих притязаний на контроль за внутренней и финансово-экономической политикой Турции. В тексте отсутствовали положения с требованиями самоопределения для курдов и армянского населения Турции. Все привилегии для иностранцев в Турции были отменены.

Турция признала за собой часть старых долгов султанского правительства. Она отказывалась от прав на все арабские территории, признавала протекторат Великобритании над Египтом, британскую аннексию Кипра и права Италии на Додеканезские острова и Ливию.

Устав Лиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был (соответственно, его обязательства на Турцию не распространились) Одновременно с мирным договором в Лозанне была подписана и конвенция о режиме Черноморских проливов. Как и в Севрском договоре, зона проливов подлежала демилитаризации и отходила под контроль специальной международной комиссии. В мирное время через неё свободно могли проходить торговые и военные корабли любых государств (были установлены ограничения по их количеству и общему водоизмещению). Любая нечерноморская держава имела право направлять в Черное море свой флот и даже постоянно держать его там -однако при условии, что численность кораблей не прибрежных держав не будет превышать флот сильнейшего из прибрежных государств. В военное же время проход через проливы разрешался военным кораблям только нейтральных стран. Конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923 Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией, Югославией и Турцией. Представитель СССР подписал эту конвенцию 1 августа 1923. Правительство СССР, однако, не ратифицировало её, поскольку она предусматривала свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов.

В 1936 конвенция о режиме проливов была заменена конвенцией, выработанной на конференции в Монтрё 1936.

Остальные документы, подписанные на конференции, касались вопросов возвращения пленных, взаимного обмена греческого и турецкого населения и др.

Лига Наций

Вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласий на Парижской конференции. Целью её создания было развитие международного сотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919 годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британии одобрили идею создания международной организации, которая смогла бы предотвратить повторение войн мирового масштаба.

На Парижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.

Французский проект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна была входить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международные вооруженные силы и международный генеральный штаб. Это оказался единственный проект, предусматривавший формирование каких-либо реальных механизмов, которые могли бы обеспечить выполнение решений организации.

Такой проект не устраивал ни Англию, ни США -они обе были против создания международных вооруженных сил, поскольку те неизбежно попадали под контроль Франции как сильнейшей сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свой собственный проект.

Английский проект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которые объединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападения одного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что это позволит сохранить её огромную колониальную империю.

Американский проект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостности и политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ допускалась, при условии, что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и принципам самоопределения наций.

Уже в Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходе германских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, с тем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам.

Предлагая допустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что те попадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемым уставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабить позиции Англии и Франции.

В конечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американским проектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований была завершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками -Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.

Устав Лиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности:

Противодействие войне;

Развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров.

Первая статья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено три типа государств.

Первую группу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирного договора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзные и присоединившиеся к ним державы.

Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне и поэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций были приглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шесть латиноамериканских стран и Персия.

К третьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лиге им было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласие не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.

Претендовать на вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или "самоуправляющиеся" территории, включая колонии (это условие было введено по предложению Британии специально для упрощения приема в Лигу Британской Индии.)

Процедура выхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление об этом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязано в течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другие ранее принятые перед Лигой международные обязательства.

Главными органами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат.

Ассамблея представляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимости всякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся "мира во всем мире" и соблюдения договоров. На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос.

Совет Лиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных и присоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех непостоянных, избиравшихся из членов

Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги или влиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любое государство -член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировались пятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то есть единогласного голосования.

Международный секретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоял из генерального секретаря и "тех секретарей и сотрудников, которые могут потребоваться". Совет назначал генерального секретаря с последующим его утверждением на Ассамблее.

Государства -члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться "полной и честной" информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.

Одной из ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства - члены Лиги принимают на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". В случае любой агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определения агрессии.

Любая война или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, которая должна была предпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такой опасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованию одного из членов Лиги. Любая страна - член организации имела право привлечь внимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международных отношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.

Члены Лиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы, угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский суд или на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов до объявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей стороны третейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, а Совет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного или обоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблее соответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствами создавался Международный суд в Гааге.

В случае развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. В этом случае все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

В эту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств, нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосов членов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всеми остальными членами организации.

Устав (статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ).

Кроме того, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другими опасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, в отношении которых "такой контроль необходим в общих интересах". Также Лига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации.

Члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и "облегчению страданий во всем мире".

В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международный уровень Лига наций так и не вышла -её решения просто были бы проигнорированы. Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться от удара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовало серьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.

Соглашения, принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей, направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем и Дальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно как продолжением Версаля, так и началом его пересмотра. Хотя Версальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность, она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной, но всё же стабилизации.



Похожие статьи
 
Категории