Грузинский оперный певец зураб. Пел до слез

13.07.2019

Советский, российский и грузинский оперный певец, лирико-драматический тенор.

Биография Зураба Соткилавы

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми, Грузия. В детстве будущий знаменитый тенор серьезно увлекался футболом и в возрасте 16 лет уже играл на месте крайнего защитника в сухумском футбольном клубе «Динамо». В 1956 году, когда Соткилаве было 19 лет, он стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет, а через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо», но серьезные травмы, полученные им в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры. После того как он оставил большой спорт, Соткилава поступил в Тбилисский политехнический институт на специальность «инженер-маркшейдер», а после него в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1965 году. После завершения учебы в консерватории Соткилава начал выступать в труппе Грузинского театра оперы и балета имени З. Палиашвили, где проработал более 9 лет.

В 1970-м году Соткилава получил звание Заслуженного артиста Грузинской ССР, а в 1973-м был назван Народным артистом Грузинской ССР (1973).

Во время работы в грузинском Театре оперы и балета имени З. Палиашвили Соткилава также прошел стажировку в миланском «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э.Пьяцца.

Зураб Соткилава в Москве

В 1973 году Зураб Соткилава дебютировал с партией Хозе из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в Большом, а уже на следующий год стал участником постоянной труппы театра.

В 1976 году Соткилава начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, которая продолжалась до 1988 года. Позже, в 2002 году, певец возобновил работу на кафедре консерватории.

Летом 2015 года певец рассказал, что тяжело болен: врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы. Соткилава перенес операции, которую делали в Германии, а затем прошел курс лечения в России. После лечения певец вернулся на сцену: 25 октября 2015 года он дал концерт в Сергиевом Посаде.

Зураб Соткилава скончался в Москве 18 сентября 2017 года. Певцу было 80 лет. О кончине Зураба Лаврентьевича сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Личная жизнь Зураба Соткилавы

Во время учебы в Тбилисской консерватории Соткилава познакомился со своей будущей супругой Элисо Багратиони , которая училась по классу фортепиано. Позднее Элисо стала его концертмейстером в сольных концертах. В браке у пары родились две дочерей: Тея и Кетино . Младшая Кетино стала соавтором некоторых музыкальных передач Соткилавы.

В свободное время певец увлекался футболом и снукером.

В разное время Зураб Соткилава награждался такими престижными премиями, как: главный приз фестиваля «Золотой Орфей», орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность, орден «Знак почета», орден Трудового Красного Знамени. Кроме того, Соткилава становился лауреатом Международного конкурса им. Чайковского, Международного конкурса вокалистов им. Виньяса в Барселоне, государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили и государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели. Итальянская Болонская академия музыки назначила Соткилаву почетным членом академии «за блестящую трактовку произведений Верди».

Народный артист СССР, оперный певец Зураб Соткилава.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазская АССР; ныне - Сухум, Абхазия) в семье Лаврентия Гутуевича Соткилавы и Ксении Виссарионовны Карчава. Отец был директором школы, мать - врачом-рентгенологом.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил горно-геологический факультет Тбилисского государственного политехнического института (ныне - Грузинский технический университет) по специальности "инженер-маркшейдер", в 1965 году - Тбилисскую государственную консерваторию им. Вано Сараджишвили (класс Давида Андгуладзе), в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Увлекался футболом, с 16 лет выступал за сухумское "Динамо" на позиции защитника. В 1956 году стал капитаном сборной Грузинской ССР в возрасте до 20 лет. Через два года начал играть в основном составе тбилисского "Динамо".

Параллельно занимался вокалом с профессором Тбилисской консерватории Николаем Бокучавой. В конце 1950-х гг. , завершив вследствие травмы спортивную карьеру, сосредоточился на музыкальной деятельности. Певческий голос - тенор.

В 1965-1974 гг. являлся солистом Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси). Исполнял партии Герцога в опере Джузеппе Верди "Риголетто", Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен", Турриду в опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", Рудольфа в "Богеме" Джакомо Пуччини и др.

В 1966-1968 гг. проходил стажировку в театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1973 году дебютировал в Москве в Государственном академическом Большом театре в партии Хозе (опера Жоржа Бизе "Кармен"), в следующем году был приглашен в оперную труппу. Исполнял партии Водемона ("Иоланта" Петра Чайковского), Абесалома ("Абесалом и Этери" Захария Палиашвили), Каварадосси ("Тоска" Джакомо Пуччини), Манрико ("Трубадур" Джузеппе Верди), Радамеса ("Аида" Джузеппе Верди), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди) и др.

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2002 году возобновил там же преподавательскую деятельность. Среди учеников Соткилавы - оперные певцы Владимир Богачев, Александр Федин, Владимир Редькин и др.

В 1995 году участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. На протяжении карьеры выступал с гастролями в США, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.

Возглавлял жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации "вокальное искусство" (1994), жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (2000). В 2011 году входил в состав жюри телевизионного проекта "Призрак оперы" (Первый канал).

Являлся почетным членом Болонской музыкальной академии (Италия).

В последние годы жизни страдал от онкологического заболевания.

Народный артист СССР (1979). Лауреат орденов "Знак Почета" (1971), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" I (2017), II (2007) и III (2001) степени, Чести (1997, 2007, Грузия).

Был награжден почетной грамотой президента РФ (2012).

Был отмечен Государственной премией Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983) и Государственной премией Грузии им. Шота Руставели (1998).

Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1968, София, Болгария), IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Международного конкурса вокалистов Франциско Виньяса (1970, Барселона, Испания), российской музыкальной премии "Овация" (2008).

Был женат на пианистке Элисо Турманидзе. Дочери Теа (род. 1967) и Кетеван (род. 1971) - выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели

Родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми. Отец – Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905–1975), историк. Мать – Карчава Ксения Виссарионовна (1917–1975), врач. Супруга – Турманидзе Элисо Максимовна (1940 г. рожд.), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории. Дочь – Соткилава Теа Зурабовна (1967 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, филологический факультет, романское отделение, живет в Испании. Дочь – Соткилава Кетино Зурабовна (1971 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссером ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
Как многие мальчишки, Зураб любил спортивные игры – плавание, легкую атлетику, но страстью его был футбол. Играли во дворе, а вместо мяча, который трудно было достать в послевоенное время, гоняли пучок травы, переплетенный корнями. Позднее появились американские каучуковые мячи, но с очень сильным отскоком, потому играли на гаревой дорожке. Несмотря на эти неудобства, Зураб к 16 годам настолько преуспел в этом виде спорта, что вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, вскоре стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, после этого успеха Зураба приняли в основной состав тбилисского «Динамо». Однако спортивная карьера оборвалась после двух серьезных травм во время международных игр в Югославии и Чехословакии. В это время Соткилава уже учился в Грузинском политехническом институте на горном факультете, куда он поступил в 1955 году (окончил в 1960 г.).
А как же пение? В грузинских семьях пение – дело обычное, как говорится, «музыка в крови». В семье Зураба пели под гитару и бабушка, и мать, собираясь с соседями теплыми вечерами во дворе. В команде «Динамо» были игроки с прекрасными голосами и тоже часто пели. Зураб лишь подпевал в домашнем кругу, а с приятелями по команде не пел никогда. Однако соседка, пианистка, обратила внимание именно на его голос и устроила ему встречу с профессором Тбилисской консерватории Н.В. Бокучавой.
В 22 года студент 5-го курса Горного института становится студентом 1-го курса консерватории. Зураб покорил комиссию красотой голоса и необычайной музыкальностью. Интерес к серьезной музыке всё больше захватывал Соткилаву. Он познакомился с искусством выдающихся певцов по зарубежным музыкальным фильмам с участием Б. Джильи и М. Ланца; услышал по трансляции из Большого театра оперу «Кармен» Ж. Бизе с участием М. дель Монако; побывал на спектакле «Фауст» Ш. Гуно в тбилисской опере, где партию Мефистофеля спел солист Большого театра А.П. Огнивцев.
Однако собственные занятия вокалом не приносили Зурабу полного удовлетворения: его считали баритоном, но по собственным ощущениям певца с голосом что-то было неладно. На 3-м курсе Соткилава попадает в класс выдающегося певца и педагога Д.Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор, повел его в этом направлении, и вскоре началось стремительное восхождение Зураба в вокальной карьере.
В 1964 году Соткилава становится лауреатом первой премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1965 году он оканчивает консерваторию (в 1972 г. окончит аспирантуру) и получает приглашение в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили, причем сразу на ведущие партии. Здесь он успешно дебютирует в опере «Тоска» Дж. Пуччини в партии Каварадосси, поет Хозе в «Кармен»; Турриду в «Сельской чести» П. Масканьи; Герцога в «Риголетто» Дж. Верди; Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. В национальных операх «Абесалом и Этери»
З.П. Палиашвили и «Миндия» О.В. Тактакишвили, исполнил главные партии.
Как подающего большие надежды, Зураба Соткилаву посылают на стажировку в Миланский театр «Ла Скала». В 1966 – 1968 годах под руководством известного педагога Д. Барра и дирижера, бывшего помощника А. Тосканини, Э. Пьяцца певец одержимо работает над ведущими партиями в операх, которые уже пел в своем театре – «Богема», «Сельская честь», «Кармен», учит новую партию – Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, работает над «Реквиемом» Дж. Верди и готовит концертные программы из произведений итальянских авторов.
Глубокое погружение в музыку на занятиях, а также яркие впечатления от спектаклей театра «Ла Скала» с известными в мире певцами способствовали развитию его собственного незаурядного дарования. По возвращении из Милана он добивается новых успехов, которые открывают имя Соткилавы для широкой публики, – это его блистательные победы на вокальных конкурсах.
В 1968 году он получает Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. «…У него красивый голос, хорошая школа и сердце, какого не может дать никакой даже самый гениальный педагог», – скажет о З. Соткилаве председатель жюри конкурса Христо Брымбаров.
В 1970 году Зураб становится обладателем второй премии и серебряной медали на
IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и Гран- при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Тогда же он был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди. Его успех определился уже в первом туре. Исполнение арии из оратории «Родина» Г. Кокеладзе, «Пимпинеллы» Чайковского и «Импровизации» из «Андре Шенье» У. Джордано вызвало такой энтузиазм публики и жюри, что вопреки правилам, запрещающим аплодисменты на конкурсе, аплодировали все. Более того, в третьем туре по просьбе жюри Соткилава исполнил «Импровизацию» еще раз. Такой же успех выпал и на долю еще одной участницы из Советского Союза –
Е. Образцовой, и этот успех сопровождал советских певцов на концерте лауреатов, и на специально организованном для них концерте. Общество друзей Гранадоса наградило их памятными медалями за исполнение нескольких произведений этого испанского композитора.
А после концерта последовал ряд предложений выступить в спектаклях Барселонской оперы, с концертами и произвести запись.
Испанская критика писала: «Зураб Соткилава – это прекрасный тенор, которого по объему, широте и силе выражения можно приравнять к голосам великих оперных певцов. Он – один из тех артистов, из-за которых оперные театры спорят, чтобы в качестве “звезды” показать в репертуаре “бельканто”».
В 1971 году З. Соткилава впервые появился на сцене Большого театра в составе труппы Тбилисской оперы на гастролях в Москве. Он пел партию Абесалома. Публика уже знала певца по конкурсу и встретила его горячо. В 1972 году он принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова. Дирекция театра не прочь была иметь этого певца у себя, и в 1973 году предоставила ему дебют в опере «Кармен». Это событие было омрачено lдвумя трагедиями: незадолго до этого спектакля умерли мать Зураба и его педагог Д.Я. Андгуладзе.
Успех этого выступления, а также сольного концерта в рамках фестиваля «Русская зима» подвели певца к решению вступить в труппу Большого. В это же время случился пожар в Тбилисском театре, певцу нужна была постоянная сцена.
С первых дней в Большом театре Соткилава был окружен вниманием, чуткой заботой руководителя оперной труппы А.И. Орфенова, дирижеров Б.Э. Хайкина, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса. При помощи великого мастера, режиссера Б.А. Покровского, замечательного концертмейстера Л.А. Могилевской, старших коллег по сцене И.К. Архиповой, И.И. Петрова, имея таких партнеров, как Е.В. Образцова, М.Ф. Касрашвили, Т.И. Синявская, Ю.А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко и другие. Соткилава быстро осваивал ведущий репертуар, достигая вокального совершенства, и усиленно работал над актерским мастерством, которого ему еще недоставало.
При наличии сильной теноровой группы в Большом певец стал признанным исполнителем партий особенно близкого ему зарубежного репертуара – помимо Хозе, Каварадосси, Турриду, также партий в операх Верди – Манрико в «Трубадуре», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Отелло в одноименной опере и Исмаила в опере «Набукко».
Его репертуар пополнился и партиями в русских операх: Водемона в «Иоланте» Чайковского, Индийского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Самозванца в «Борисе Годунове» и Голицына в «Хованщине» М.П. Мусоргского. И здесь он был по-своему интересен.
В 1977 году, ориентируясь на З. Соткилаву, была поставлена опера «Похищение луны» О.В. Тактакишвили, где певец ярко, темпераментно исполнил партию героя Арзакана. В опере «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло в партии барона Каллоандра певец показал, что он не только исполнитель драматических и лирических партий, но может исполнять и юмористические. Это говорило о богатстве его вокальной палитры и о том, что проблем с актерским мастерством у него больше нет. Последней работой в Большом была партия Исмаила в опере «Набукко» Верди.
З. Соткилава достиг вершины в творческой карьере – стал признанным певцом современной мировой музыкальной сцены. Начиная с 1970-х годов он гастролирует во многих странах, поет на крупнейших сценах мира. Так, одну из своих коронных и любимых партий – Каварадосси – пел в Лондоне в «Ковент- Гарден», затем в Глазго в Шотландской Королевской опере, в Осло в театре «Норск-опера», там же спел в опере, которая уже не шла в Большом театре, – в «Доне Карлосе» Верди. В новой для себя опере «Плащ» Дж. Пуччини (партия Луиджи) выступил в Барселоне в театре Лисео.
В Мадридской опере – в партии Турриду – одной из лучших в его репертуаре. Шумный успех сопровождал его выступления в партии Радамеса в Италии – на сценах Флоренции, Болоньи, Венеции.
Самой высокой вершиной в его творчестве стала партия Отелло. Он долго мечтал о ней, но когда опера в 1978 году вошла в репертуар Большого театра, не сразу решился ее исполнить. Объясняя свои сомнения, певец говорил: «Партия Отелло – вершина тенорового репертуара. Она ставит перед исполнителем задачи высочайшей трудности. Был страх перед потерей голоса, тревога о том, хватит ли в моей палитре выразительных красок для воплощения этого труднейшего образа».
Но все же он спел ее и получил признание у публики и критики. Газета «Московская правда» писала после выступления: «В облике Зураба Соткилавы – Отелло есть всё, что видится в шекспировском герое. – мужественность и чуть тяжеловатая грация, внутренняя эмоциональная наполненность и внешняя сдержанность. Его тенор, сильный, свободно льющийся, богатый нюансировками, способен к драматическому звучанию, в то же время нежен и лиричен».
В 1980 году З. Соткилава выступил в Болонье и имел подлинный триумф. Это подтвердил звонок и теплые слова легендарного исполнителя этой партии Марио дель Монако, которого с таким восторгом слушал Зураб в далеком 1959 году в опере «Кармен». Еще большим подтверждением этого необычного успеха стал тот факт, что Болонская музыкальная академия, одна из старейших в мире, созданная в XVII веке, приняла его в число своих почётных членов. В дипломе сказано, что певец удостоен этой чести «за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Дж. Верди». Соткилава спел партию Отелло в 12 театрах – не только в Италии, но и в Германии, Испании, Венгрии, в общей сложности более 60 раз.
Исполнял он за рубежом и русскую оперу. Так в ФРГ, в Висбадене, впервые выступил в партии Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского (в редакции
Д.Д. Шостаковича); в Большом театре он пел Голицына; партию Самозванца в «Борисе Годунове» впервые исполнил во время гастролей Большого в театре «Ла Скала» (1973); партию Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина в концертном исполнении – в Лондоне в зале Альберт-холл.
Раньше, чем в опере, З. Соткилава стал выступать за рубежом с концертами. Певец абсолютно владеет концертным стилем исполнения. В его репертуаре произведения разных эпох. Он совершал большие концертные турне по городам США, Японии, Индии, у него были концерты в Израиле, в странах Европы.
В Большом зале Миланской консерватории Соткилава исполнил 22 произведения итальянских авторов, в Германии участвовал в исполнении двух месс А. Брукнера. «Реквием» Дж. Верди пел в разных странах и с разными оркестрами. Особенно ему запомнилось выступление с Филадельфийским оркестром под управлением дирижера Юджина Орманди. Часто исполняет грузинские песни, вокальные циклы композитора О.В. Тактакишвили, с которым его связывала большая дружба.
В Финляндии в программе «Неделя советской музыки» с Московским камерным хором под руководством В.Н. Минина он исполнял вокальный цикл «С лирой Церетели».
В Японии он в Токио и во многих других городах сполнил вокально-симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни».
В Большом зале Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа исполнил грузинские песни с Будапештским оркестром и Венгерским народным хором. Выступал Соткилава и в Париже в Театре Елисейских полей, где ему аплодировал даже оркестр. Дирижеру Пьеру Мишелю Ле Конту принадлежат слова: «Такой триумф случается не часто. Работа с таким выдающимся певцом мирового класса – настоящее счастье. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто, превосходя итальянских певцов эмоциональностью и мастерством игры на сцене». Пресса назвала его «Карузо из Большого театра».
Соткилава выступает с концертами в разных залах Москвы в самых разных программах. Не раз был участником фестиваля «Майские звёзды» и «Русская зима». Участвовал в первом исполнении в Советском Союзе «Маленькой мессы» Россини с М.Ф. Касрашвили, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко с Камерным хором под управлением В.Н. Минина. В Большом зале Московской консерватории он исполнял вокальный цикл композитора
К.В. Молчанова на слова Ф. Петрарки (кстати, цикл посвящен певцу, аккомпанировала
Л. Могилевская), там же участвовал в концерте «Новый век – музыка России»; в Камерном зале Дома музыки с камерным оркестром «Времена года» (руководитель В. Булахов) – с концертом, посвященным 190-летию со дня рождения
Дж. Верди, в музее А.С. Пушкина – в «Званых вечерах в русской усадьбе», в Георгиевском зале Кремлёвского дворца – в концерте «Звёзды в Кремле» (1997), в Концертном зале имени П.И. Чайковского – дуэты из опер Верди, Масканьи, Бизе, Пуччини со своей любимой партнершей, тоже солисткой оперы Большого театра – М. Касрашвили, на фестивале грузинской культуры в Российской Федерации (2003).
Он гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза со спектаклями и концертами, но с особым настроением едет в родную Грузию – в Сухуми, Кутаиси, Тбилиси. Так в Тбилисской опере он пел в «Кармен», «Трубадуре», «Бал-маскараде», «Отелло».
Дал концерт, посвященный памяти Д. Андгуладзе из произведений, которые он разучивал когда-то со своим учителем. Был участником авторского вечера О.В. Тактакишвили, где исполнил вокально- симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни» (написанные для певца). Не раз выступал с известным ансамблем «Рустави». Зураб Соткилава – участник и один из организаторов фестиваля искусств, называвшегося ранее «Мелодии Советского Закавказья», а позднее – «Мастера оперной сцены». Невозможно перечислить имена русских, зарубежных и современных композиторов, произведения которых исполняет Соткилава. Наиболее любим певцом С.В. Рахманинов, о котором он говорит: «Какая глубина, экспрессия, любовь к человеку».
Концертная деятельность З. Соткилавы носит особый гражданский характер: его многочисленные благотворительные концерты или участие в таковых поражают: концерты в Фонд мира, в Фонд помощи Чернобылю, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, в Фонд помощи воинам-афганцам, в Фонд спортсменов-инвалидов, памяти Андрея Сахарова и другие.
В расцвете своего творчества З. Соткилава начал педагогическую деятельность сначала в аспирантуре Тбилисской консерватории по совету Андгуладзе, позднее – на кафедре сольного пения в Московской консерватории. И в этом он достиг прекрасных результатов, о чем свидетельствуют блестящие успехи его учеников – высокие награды, полученные ими на международных конкурсах, и их успешная работа на разных сценах. За рубежом работают бывшие солисты Большого театра В.В. Богачев и А.Н. Федин. Одним из ведущих баритонов театра является В.Н. Редькин. Из других –
В. Абносов – солист Казанского оперного театра и И. Джалилов – солист Ташкентского театра. У профессора Соткилавы снова и снова появляются ученики, из которых он воспитывает замечательных певцов, к примеру тенор
А. Долгов – ныне солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
По инициативе З. Соткилавы в 1991 году состоялось выступление Тбилисского оперного театра на Летнем фестивале Дж. Вреди в городе Буссето. Он пел в опере «Отелло» (дирижер Дж. Кахидзе). В течение нескольких лет Соткилава являлся постоянным членом жюри конкурса «Вердиевские голоса», проходящего в этом городе.
В 1994 году З. Соткилава возглавлял жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по специальности «сольное пение». В 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе (Батуми).
Зураб Соткилава по натуре своей – просветитель. Он – создатель и ведущий телевизионных циклов «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы». Широкий кругозор, художественный вкус, большие знания – все это проявилось в его рассказах о певцах, дирижерах, художниках, а живые встречи с коллегами по искусству проникнуты уважением к ним и душевным теплом. Эти передачи привлекли многочисленную аудиторию любителей оперного искусства разных поколений.
З. Соткилава – народный артист СССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1973), лауреат Государственной премии ГССР имени З.Палиашвили (1983), лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели (1998). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001), Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почёта» (1971), орденом Чести Республики Грузия (за большие заслуги в развитии грузинского музыкального искусства, 1997, 2007). Среди его наград - орден Петра Великого I степени (2007). Певец избран академиком Российской академии творчества (1992; с 2000 г. Международная академия творчества), профессором Московской консерватории (1987).
Судьба наградила Зураба Соткилаву ещё одним бесценным сокровищем – дала ему настоящее семейное счастье. Со своей супругой он познакомился в Тбилисской консерватории, которую она окончила по классу фортепиано. Была его концертмейстером в сольных концертах. Глубоко понимая всю сложность профессии своего мужа, она является неизменным его хранителем и опорой в жизни, мудрым, доброжелательным советчиком и нелицеприятным критиком в творчестве.
Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых его музыкальных передач. А что касается интересов помимо творчества, то это неизменная любовь и лучший отдых – футбол.


Он всегда умел добиваться своего. Если он играл в футбол, то до полной самоотдачи, если пел, то лучше всех, если встретил женщину, которая затмила собой всех, то должен был непременно жениться на ней. Зураба Соткилаву и Элисо Турманидзе объединила музыка, но едва не разъединило происхождение. Но любовь оказалась сильнее. Разлучить их сумела только смерть. 18 сентября 2017 года Зураба Лаврентьевича не стало.

Любовь и музыка



С детства Зураб Соткилава мечтал совсем не о музыке, а о блестящей карьере футболиста. Он был капитаном юниорской сборной Грузии по футболу и играл в основном составе тбилисского «Динамо». Но в перерывах между тренировками и матчами он занимался пением с Николаем Бокучава. Но даже в то время, когда окружающие говорили о вокальном таланте Зураба, он поступил в политехнический институт, чтоб получить диплом инженера–маркшейдера.

Однако сразу же после окончания института он поступает в Тбилисскую консерваторию. В тот момент он еще не знал, что станет в будущем звездой мировой величины, а своей музыкальной альма-матер будет обязан и личным счастьем.


Сцена из оперы Жоржа Бизе "Кармен". Хозе - народный артист СССР Зураб Соткилава. / Фото: www.sputnik-georgia.ru

Он увидел ее в самый первый день занятий и твердо решил, что эта юная хрупкая девушка с огромными выразительными глазами непременно станет его супругой. Зураб спешил рассказать о своих чувствах едва ли не каждому, с кем общался. Спустя короткое время о его симпатии знала уже вся консерватория. Не догадывалась только сама Элисо, что ее судьба уже предопределена. Она училась по классу фортепиано на втором курсе и, казалось бы, даже не замечала стараний Зураба обратить на себя ее внимание. Он же никак не решался подойти к гордой независимой красавице. Она подошла к нему сама.

До Элисо случайно дошли слухи о футболисте из «Динамо», который обладает невероятным голосом. Она решила прийти на экзамен по вокалу, чтоб услышать юное дарование. А после экзамена подошла к Зурабу, чтобы высказать свое одобрение. Она похвалила вокалиста и вручила ему конфетку. Наконец-то они были официально знакомы! С этого момента Зураб и Элисо стали часто проводить время вместе. Им никогда не было скучно, чем бы они вместе ни занимались: смотрели новый фильм или премьерный спектакль, посещали выставку или просто гуляли в парке.


Когда Элисо решила познакомить избранника со своей семьей, произошло небольшое недоразумение. Тетя Элисо гордо носила свою княжескую фамилию Багратиони, а простую фамилию Зураба в момент знакомства несколько раз исковеркала. Студент не смог долго терпеть насмешки, он ушел с обещанием прославить свою фамилию. Впрочем, эта самая тетушка вскоре нежно полюбила певца и даже стала его верной поклонницей.

Семья – это навсегда



Они хотели узако
нить свои отношения, когда Зураб учился на пятом курсе, но его педагог Давид Андгуладзе неожиданно воспротивился женитьбе талантливого ученика. Он боялся, что в заботах о семье и детях Зураб не сможет полностью отдаваться опере. Он должен был сначала окончить консерваторию и выучить оперу «Тоска». Уважение к учителю не позволило Соткилаве ослушаться. Свадьба была отложена, но чувства и трепетное отношение между Зурабом и Элисо никуда не делись.



После свадьбы молодожёны какое-то время работали вместе, Зураб пел, а Элисо аккомпанировала ему. Но вскоре молодая семья пополнилась: вначале родилась Теа, потом Кэтеван. Да и сам певец постоянно требовал внимания. Подающая надежды пианистка решила посвятить себя семье.



Однако она осталась для вокалиста не только супругой, она стала его верным другом и самым суровым критиком. Наверное, она единственная решалась указать божественному Соткилаве на его ошибки. Впрочем, он и сам их прекрасно видел.

Влюбленный тенор



Зураб Лаврентьевич неизменно признается, что без любви невозможно достичь высот в оперном искусстве. Каждая ария, каждый выход на сцену – это чувства и страсть, которые невозможно бездушно сыграть. И он влюблялся каждый раз в своих партнерш – Дездемону, Кармен, Иоланту, тем более, что их партии исполнялись настоящими оперными дивами.

И певец честно признается, что мог всерьез увлечься любой из них. Если бы его сердце давным-давно не было отдано самой красивой девушке – Элисо Турманидзе. Зураб Соткилава искренне не понимает, как можно бросить ту, с которой прошел весь нелегкий жизненный путь.



Сегодня великий оперный певец гордится не только своими званиями и наградами, которых у него великое множество. Источником радости, тепла и вдохновения для него является его большая и дружная семья: супруга, дочери с мужьями, внуки.

Когда у Зураба Соткилавы диагностировали онкологию летом 2015 года, он боялся не за себя, а за своих родных. Но удержаться на плаву ему помогли две его любви: любовь к музыке и любовь к семье. В октябре 2015 он снова вышел на сцену, чтобы петь.

Зураб Соткилава дружил с с которым познакомился во время своей стажировки в Италии.

10.05.2018 08:47

Этот мужчина всегда знал, как получить то, что хочется. В футбол играл, пел, добивался любимую – и все на наивысшем уровне!..

Элисо Турманидзе и Зураба Соткилаву объединила музыка, но чуть было не разлучило происхождение. Но любовь побеждает все! И разлучила этих людей только смерть, ведь 18 сентября этого года Зураб Лаврентьевич ушел…

В прошлом Зураб Соткилава – профессиональный футболист. С самого детства он мечтал сделать блестящую карьеру в этой сфере. А в перерывах между матчами и тренировками пел.

Поступил в политехнический институт, где собирался получать профессию инженера-маркшейдера. А потом стал студентом в Тбилисской консерватории.

Здесь Зураб познакомился с будущей женой. Сразу решил, что она станет его любимой, рассказывал об этом всем, кроме самой Элисо. Девушка училась игре на фортепиано, но не знала о симпатии со стороны Зураба. И однажды подошла к нему сама. Так они и начали вместе проводить время.

Когда Элисо захотела познакомить парня с семьей, вышел конфуз: ее тетя была горда носить фамилию Багратиони, простецкую фамилию Зураба коверкала, насмехалась над ним. И не знала, что скоро будет нежно любить этого мужчину, так как он станет частью семьи и прославит свою фамилию на весь мир.

Когда молодые решили узаконить отношения, против этого союза неожиданно выступил педагог Зураба, который боялся, что семья и рутина отвлекут певца от оперы. Сначала он должен был завершить обучение в консерватории, выучить оперу «Тоска»… Зураб так и поступил.

После свадьбы супруги работали вместе: Зураб пел под аккомпанемент жены. Но потом в семье появилась Теа, затем Кэтеван. Да и певцу внимание нужно было, поэтому пианистка решила стать домохозяйкой.



Похожие статьи
 
Категории