Характеры героев пьесы. Кулигин, Кабанова, Дикой, Варвара

29.08.2019

Пьеса «Гроза» Островского знакома каждому. Это гениальное по своей значимости произведение. Автор поднял в нем животрепещущие вопросы того времени, выставив на суд читателя колоритность характеров героев.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» является второстепенным. Знакомство с данным персонажем происходит в самом начале произведения. С первых минут читатель проникается искренней симпатией к механику-самоучке, вынужденному выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков и законов.

Образ и характеристика

Кулигин – местный житель города Калиново. Мужчина средних лет. Работает механиком, мечтает изобрести вечный двигатель.

Кулигину 50 лет.

«Пятьдесят лет я гляжу за Волгу и все наглядеться не могу…».

Принадлежит к мещанскому сословию. Занимается часовым ремеслом. По профессии механик-самоучка.

«Механик, самоучка-механик…»

Образован. Высокоэрудированный. С легкостью цитирует известных авторов. Его кумир Ломоносов. Он искренне им восхищается, надеясь, что когда-нибудь и к нему слава придет.

«Поначитался-таки Ломоносова, Державина…Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого звания…».

Любит предаваться рассуждениям на житейские темы. Способен давать мудрые советы.

Романтичная, мечтательная натура. Кулигина восхищает все вокруг. Особенно он любит восторгаться местными пейзажами, а они в Калинове просто великолепны. Радуется каждой травиночке, распустившемуся цветку. Природа вызывает у него немое благоговение перед ней, душевный трепет перед ее неповторимостью.

«Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Разговорчивый. Для Кулигина поговорить милое дело. Рот у него не закрывается. Он сам прекрасно знает за собой эту привычку доставать всех разговорами, но удержаться лишний раз при встрече со знакомыми людьми, не может.

«Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать».

Хочет быть полезным. Все нереализованные идеи Кулигина, направлены на улучшение жизни города. Один из таких примеров солнечные часы.

«…Подойдете и видите, который час».

Громоотвод опять же для общей пользы.

«Какие такие там у тебя громовые отводы?».

Что ему мешает для осуществления своих гениальных задумок – это отсутствие денежных средств. Из-за этого ему приходится постоянно выпрашивать материальную помощь у Дикого, но как всегда вместо положительного ответа слышит отказ. Тому до идей самоучки нет никакого дела.

Смелый. Кулигина можно назвать смелым человеком. Все люди напуганы грозой, а он нет. Искренне не понимает, как можно дрожать от страха, когда грохочет гром.

«А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь…»

Честный. Кулигин не привык врать и выкручиваться. Он всегда говорит правду и только правду. Наверное, это многим не нравится, но зато ему не стыдно за свои слова. Зачем обманывать людей, давая ложные надежды. Пусть лучше сразу все узнает, чем потом.



Добрый, хороший. В городе его все знают. Никто слова плохого в его адрес не бросит. «Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет». Видя, как страдает Тихон, убеждает его, что на врагов не стоит держать зла. Увидев на берегу тело Катерины, не выдерживает, бросая слова в адрес семейства Кабановых об их отношении к погибшей.

Мечтает создать перпетуум-мобиле. Но эта идея, скорее всего так и останется на уровне мечты изобретателя. В маленьком городке его задумки не могут оценить по достоинству. Поддержки со стороны местных жителей нет, стремления его для них непонятны. Научные работы не нужны людям. Они просто не видят в них практической пользы. Но для Кулигина главное жить идеями. Без них он загнется от тоски, потеряет внутреннее своеобразие.

Добросовестный. Мечтает зарабатывать честным трудом.

«Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?».

Его бескорыстность и искренность четко прослеживается в разговорах с Тихоном Кабановым и Борисом. В нем напрочь отсутствует злоба и жадность, свойственная Дикому и Кабанихе.

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза» - это город, отрицающий вмешательство в его жизнь нововведений, прогресса, любого, что противно размеренному неспешному течению времени в нем. Там все по-старому: младшее поколение боится старшего, жены покорны мужьям, главные развлечения - походы в церковь и на рынок с кем-то из сопровождающих старших. Здесь никогда не было машин, все или ругаются, либо боятся, здесь поют только ночами, потому что старшие этот признак воли не одобрят. И уж тем более, здесь никогда не захотят помочь человеку, который хочет изменить это.

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог. Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике. Все, что непонятно - от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию - нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Кулигину не повезло родиться здесь. Он даровитый изобретатель, как говорят, «от Бога», причём не корыстен, готов работать задаром, лишь бы людям было хорошо, лишь бы показать, что можно жить лучше. Недаром его фамилия созвучна фамилии знаменитого русского механика - Кулибина, кстати, который тоже до конца не был понят, и многие его проекты так и не оказались реализованными, опередив время. Кулибин, по большей части, был вынужден создавать то, что тогда востребовано: автоматы, игрушки с секретом, фейерверки для больших приёмов. Кстати, Кулибин писал стихи, как и его литературный двойник.

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке. Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие - он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится - все прогоняют его. Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу. Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он. Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Кулигин, учёный-самоучка - единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает. Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова - он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт. Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни - и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Он - вечный проситель, и его терпение - это своего рода протест против нынешней жизни. Видимо, он придерживается мнения, что «капля камень долбит», и изо дня в день, не разочаровываясь от очередной неудачи, обращается к купцам, опять и опять объясняя достоинства нового изобретения.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины . Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама - и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот. Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован - и понимает это. Но он не уезжает. Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы .

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма - не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь. Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения - прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс. Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

В пьесе « » мы сталкиваемся с множеством разнообразных героев, которые относятся к двум мирам. Первый мир – это «темное царство», к которому принадлежат самодуры – циничные и жестокие. Второй мир – это жертвы «темного царства». К ним принадлежат люди, которые осмелились перечить тому общественному устою.

Первым героем перед нами предстает Кулигин. Автор не дает описания его внешности. Это человек в годах, ему уже за пятьдесят. Но, на свои года, он достаточно деятельный и активный. Кулигин был мечтательной натурой. Он умел любоваться красотами природы, величием Волги, в то время, как другие персонажи не видели в этих пейзажах ничего волнующего и впечатляющего. Среди всех героев пьесы его могла поддержать лишь – чистая и естественная девушка.

Кулигин был достаточно сдержанным, не поддерживал сплетен своих товарищей о «темном царстве». Он всегда высказывался с толком и по делу.

Из диалога Кулигина и Бориса Дикого мы видим, что герой достаточно умен. Он хорошо разбирался в общественной обстановке, в окружающем расположение вещей, поэтому пытался объяснить Борису, что и к чему.

Кулигин был общительным и располагающим человеком. Он легко находил разговор с любым собеседником. Борис отзывался о нем только хорошими словами. относился к герою с доверием. Он всегда мог излить ему свои душевные переживания и получить дельный совет.

В тексте пьесы мы замечаем благородные намерения Кулигина. Он частенько раздумывал над благосостоянием окружающих людей и общества. Герой задумывает мысль о необходимости солнечных часов в городском парке. Он с терпеливостью и трудом пытается убедить Дикого в необходимости громоотвода. Но, богатый человек не мог оторвать от себя десять рублей для дела.

Именно этот герой первым высказывает свое недовольство в сторону «темного царства». Над телом Катерины он проговаривает свои мысли в слух о том, что теперь девушка совершенно свободна от насилия и гнета своей родни.

Кулигин смог выразить протест самодурам и лицемерам «темного царства». Среди всех героев пьесы, А.Н. Островский делает Кулигина хорошим человеком – рассудительным, мечтательным и деятельным. Он симпатичен читателю за свои слова и поступки. Кулигин – один из первых, кто после Катерины смог продолжить протест относительно «темного царства».

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа - Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин - это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.мечтатель протест самодурство общество

Кулигин - человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы - все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он - как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего - его стремление к благополучию народа.

Кулигин

Характеристика литературного героя

Кулигин – “мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле” (т. е. вечный двигатель).
К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано литературной песней “Среди долины ровныя…” Это сразу же подчеркивает книжность К., его образованность.
Но в то же время технические идеи К. (установка в городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта “устарелость” подчеркивает

Глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, “новый человек”, но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион “антик, химик” Калинова хочет потратить на родной город: “работу надо дать мещанству-то”. А пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим. Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной достопримечательностью.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Дикой Характеристика литературного героя Дикой Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. “Нет над тобой старших, вот Read More ......
  2. Феклуша Характеристика литературного героя Феклуша – странница. Странники, юродивые, блаженные – непременная примета купеческих домов – упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство Read More ......
  3. Гроза Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Read More ......
  4. Отзыв о драме “Гроза” г. Островского Вменив себе в особенную честь предложение императорской Академии наук, сообщенное Вашим превосходительством,1 в отношении от 2 минувшего февраля, рассмотреть препровожденную ко мне драму г. Островского “Гроза” и сказать о ней свое мнение, я располагал Read More ......
  5. Мещанская трагедия В русской народной драме герой, появляясь в балагане, тут же объявлял зрителям: “Я паршивая собака, царь Максимильян!” С той же определенностью заявляют о себе персонажи пьесы Островского “Гроза”. Уже первой своей репликой Кабаниха представляется: “Если хочешь мать послушать,…сделай Read More ......
  6. Кабаниха Характеристика литературного героя Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – “богатая купчиха, вдова”, свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары. К. – очень сильный и властный человек. Она религиозна, но не верит в прощение и милосердие. Эта героиня вся состоит исключительно из Read More ......
  7. Борис Характеристика литературного героя Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…” Б. – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой Read More ......
  8. Варвара Характеристика литературного героя Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не Read More ......
Кулигин (Гроза Островский А. Н.)

Похожие статьи
 
Категории