Ходжа Насреддин – Герой всех народов. Притча о Ходже Насреддине — Благочестивый ишак Кто был другом ходжи насреддина

23.06.2020

Герой анекдотов и философских притч, величайший обманщик и «самый честный из когда-либо живших», мудрец и простофиля – такова противоречивая личность Ходжи Насреддина . Острого на язык искателя приключений можно, пожалуй, сравнить с другой знаменитостью – бароном Мюнхгаузеном. Оба они – литературные герои, персонажи, о реальном существовании которых, впрочем, любят порассуждать исследователи.

«Ну, а сам-то я кто?»

Исследователи культа Ходжи Насреддина давно уже разделились на два лагеря. Одни готовы поклясться, что это собирательный образ. Немец Тиль Уленшпигель или белорус Фёдор Набилкин, болгарин Хитрый Пётр – многие народы имеют в своём фольклоре подобных персонажей. Вторая сторона уверяет, что мудрец существовал на самом деле: дескать, он был советником турецкого султана. Ни одна из теорий не имеет конкретных подтверждений. Если верить притчам, то Ходжа родился в семье мусульманского богослова (выходцев из таких семей величали ходжами) и с детства отличался интеллектом и прекрасным слогом. Его имя – Насреддин – означает в переводе с персидского «Победа веры». Будучи студентом, познакомился с суфийским поэтом . Мудрость увлекла его куда больше, чем наука о праве, и философ сменил в будущем множество работ. Он был грабителем и судьёй, проповедником и школьным учителем. Скончался он в глубокой старости, пережив свою жену. На памятной плите в турецком городе Акшехире выбиты даты, свидетельствующие, что весельчак умер за несколько сотен лет до своего рождения. Такова была последняя шутка Ходжи.

«Пусть те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают»

Первые истории о похождениях Ходжи Насреддина появились в XV веке в Турции в книге «Салтукнамэ». Абсурдные и логичные притчи быстро облетели весь Восток: Персия, Балканы, Средняя Азия и даже Китай передавали друг другу новые свидетельства о приключениях Насреддина и его высказывания. Смекалка персонажа, умеющего находить выход из любой ситуации, была оценена по достоинству: число известных историй увеличилось с десятка до нескольких сотен! Самое полное собрание сочинений только в России насчитывает 1238 притч.

«Хорошо, что я не сидел на осле, а то и я бы пропал»

Верным спутником философа был осёл. Что только не приходилось вынести на своём веку бедному животному: на нём ездили задом наперёд, его несколько раз теряли, дарили и продавали. Но образ мудреца на безропотном животном настолько закрепился в сознании поклонников его творчества, что многочисленные памятники изображают как раз Ходжу рядом с осликом. Подобные скульптуры можно увидеть в Москве, на Украине, в Казахстане, Турции и Узбекистане.

«А ты бы про Ходжу спросила»

С приключениями неунывающего философа жителей России первым познакомил молдавский господарь Дмитрий Кантемир, заключивший доверительные отношения с Петром I. Посвящённый в турецкие дела, он привёз с собой «Историю Турции» с тремя анекдотами о Насреддине. Но самую большую популярность чудаку обеспечил советский писатель Леонид Соловьёв, издавший «Повесть о Ходже Насреддине», состоявшую из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц».

Человек-загадка, простоватый мудрец и ходячий анекдот… В общем-то, какая разница, существовал ли Ходжа Насреддин на самом деле? Главное, что его истории захватывают читателей, а высказывания актуальны сейчас и всегда!

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Приезжая в этнографический парк с группой школьников или студентов, к любому образовательному туру можно дополнительно подобрать тематическую . ЭТНОМИР представляет вашему вниманию: игры на силу, скорость и смекалку, традиционные развлечения разных народов мира, увлекательные квесты, посиделки у костра, этнические танцы и приключения в индейском племени. Играя, дети расширяют своё представление об окружающем мире, испытывают естественное желание и потребность узнавать новое, развиваются навыки общения, формируется личность… Давайте играть!

О. БУЛАНОВА

Нет, наверное, ни одного человека, который бы не слышал о Ходже Насреддине, особенно на мусульманском Востоке. Его имя вспоминают и в дружеских беседах, и в политических речах, и в научных спорах. Вспоминают по разным поводам, а то и вовсе без повода, просто потому, что Ходжа побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек: обманывал и обманывался, хитрил и выкручивался, был безмерно мудрым и круглым дураком.

Столько лет он шутил и издевался над человеческой глупостью, корыстью, самодовольством, невежеством. И кажется, что истории, в которых реальность идет рука об руку со смехом и парадоксом, почти не располагают к серьезным разговорам. Хотя бы потому, что человек этот считается фольклорным персонажем, вымышленным, легендарным, но никак не исторической личностью. Однако как семь городов спорили за право называться родиной Гомера, так втрое больше народов готовы назвать своим Насреддина.

Родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году хиджры (1206 год) рядом с городом Сиврихисар провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца.

В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю – домулле – каверзные вопросы. На многие из них домулла просто не мог ответить. Затем Насреддин учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер.

Турецкий профессор-историк Микаил Байрам провел обширное исследование, результаты которого показали, что полное имя реального прототипа Насреддина – Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи, он родился в городе Хой иранской провинции Западный Азербайджан, получил образование в Хорасане и стал учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази.

Багдадский калиф отправил его в Анатолию, чтобы организовать сопротивление монгольскому нашествию. Он служил в качестве кади, исламского судьи, в Кайсери, а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II в Конье. Он успел побывать в огромном количестве городов, познакомился с множеством культур и славился своим остроумием, так что вполне возможно, что он и был первым героем забавных или поучительных историй о Ходже Насреддине.

Правда, кажется сомнительным, чтобы этот образованный и влиятельный человек разъезжал на скромном ослике и ссорился со своей сварливой и некрасивой женой. Но что не может позволить себе вельможа, вполне доступно герою забавных и поучительных анекдотов, не так ли?

Впрочем, существуют и другие исследования, которые допускают, что образ Ходжи Насреддина на добрых пять столетий старше, чем принято считать в современной науке.

Интересную гипотезу выдвинули азербайджанские ученые. Ряд сопоставлений позволил им предположить, что прообразом Насреддина был известный азербайджанский ученый Хаджи Насиреддин Туси, живший в XIII веке. Среди доводов в пользу этой гипотезы говорит, например, факт, что в одном из источников Насреддин так и назван этим именем – Насиреддин Туси.

В Азербайджане Насреддина зовут Молла – возможно, это имя, как считают исследователи, представляет собой искаженную форму имени Мовлан, которое принадлежало Туси. У него было еще одно имя – Хасан. Подтверждает эту точку зрения и совпадение некоторых мотивов из произведений самого Туси и анекдотов о Насреддине (например, высмеивание предсказателей и астрологов). Соображения интересные и не лишены убедительности.

Таким образом, если начать искать в прошлом человека, похожего на Насреддина, то очень скоро станет ясно, что историчность его граничит с легендарностью. Однако многие исследователи считают, что следы Ходжи Насреддина нужно искать не в исторических хрониках и могильных склепах, попасть в которые, судя по его характеру, он никак не хотел, а в тех притчах и анекдотах, которые рассказывали и до сих пор рассказывают народы Ближнего Востока и Средней Азии, да и не только они.

Народная традиция рисует Насреддина воистину многоликим. Иногда он предстает некрасивым, неказистым человеком в старом, поношенном халате, в карманах которого, увы, слишком много дыр, чтобы там что-то залеживалось. Да что там – иногда его халат просто засален от грязи: долгие странствия и бедность берут свое. В другой раз, напротив, мы видим человека с приятной наружностью, небогатого, но живущего в достатке. В его доме есть место праздникам, но бывают и черные дни. И тогда Насреддин искренне радуется ворам в своем доме, ведь найти что-нибудь в пустых сундуках – настоящая удача.

Ходжа много путешествует, но непонятно, где же все-таки его дом: в Акшехире, Самарканде, Бухаре или Багдаде? Узбекистан, Турция, Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Армения (да-да, и она тоже!), Греция, Болгария готовы приютить его. Имя его склоняют на разных языках: Ходжа Насреддин, Джоха Наср-эт-дин, Мулла, Молла (азербайджанский), Афанди (узбекский), Эпенди (туркменский), Насыр (казахский), Анасратин (греческий). Повсюду его ждут друзья и ученики, но врагов и недоброжелателей тоже хватает.

На множестве языков имя Насреддин пишется по-своему, но все они восходят к арабскому мусульманскому личному имени Nasr ad-Din, которое переводится как “Победа Веры”. По-разному и обращаются к Насреддину в притчах разных народов – это может быть и уважительное обращение “ходжа”, и “молла”, и даже турецкое “эфенди”. Характерно, что эти три обращения – ходжа, молла и эфенди – во многом очень близкие понятия.

Сравните сами. “Ходжа” на фарси – “хозяин”. Это слово существует почти во всех тюркских языках, а также в арабском. Вначале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия “белой кости” (тюрк. “ак суюк”). Со временем “ходжа” стало почетным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Мулла (молла) имеет несколько значений. У шиитов мулла – лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема). В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: “учитель”, “помощник”, “владелец”, “защитник”.

Эфенди (афанди, эпенди) (у этого слова и арабские, и персидские, и даже древнегреческие корни) означает “тот, кто может (в суде) защищать себя сам”). Это – почетный титул благородных особ, вежливое обращение со значениями “хозяин”, “уважаемый”, “господин”. Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям ученых профессий.

Но вернемся к реконструированной биографии. У Ходжи есть жена, сын и две дочери. Жена – верный собеседник и вечный оппонент. Она сварлива, но порой гораздо мудрее и спокойнее своего супруга. Его сын совершенно не похож на отца, а иногда он такой же хитрец и возмутитель спокойствия.

У Ходжи много профессий: он земледелец, торговец, лекарь, знахарь, он даже промышляет воровством (чаще всего неудачно). Он очень религиозный человек, поэтому односельчане внимают его проповедям; он справедлив и хорошо знает закон, поэтому становится судьей; он величественен и мудр – и вот уже великий эмир и даже сам Тамерлан хотят видеть его ближайшим советником. В других же историях Насреддин глупый, недалекий человек со множеством недостатков и даже порой слывет безбожником.

Создается такое впечатление, что Насреддин – это проявление человеческой жизни во всем ее многообразии, и каждый может (если захочет) открыть для себя своего Насреддина.

Можно сделать вывод, что Ходжа Насреддин – это как бы другой взгляд на жизнь, и если некоторых обстоятельств не избежать, как ни старайся, то у них всегда можно чему-нибудь научиться, стать немного мудрее, а значит, и намного свободнее от этих самых обстоятельств! А может, при этом получится и кого-то другого научить… или проучить. За Насреддином точно не заржавеет.

Для арабской традиции Насреддин не случайный персонаж. Совсем не секрет, что каждая небылица или анекдот о нем – это кладезь древней мудрости, знаний о пути человека, о его предназначении и способах обретения подлинного существования. И Ходжа не просто чудак или идиот, а тот, кто с помощью иронии и парадокса пытается передать высокие религиозные и этические истины.

Можно сделать смелый вывод, что Насреддин – настоящий суфий! Суфизм – внутреннее мистическое течение в исламе, развивавшееся наряду с официальными религиозными школами. Однако сами суфии говорят, что это течение не ограничено религией пророка, а является зерном всякого подлинного религиозного или философского учения. Суфизм – это стремление к Истине, к духовному преображению человека; это иное мышление, другой взгляд на вещи, свободный от страхов, стереотипов и догм. И в этом смысле настоящих суфиев можно найти не только на Востоке, но и в западной культуре.

Тайна, которой окутан суфизм, по словам его последователей, связана не с какой-то особой мистичностью и секретностью учения, а с тем, что искренних и честных искателей истины во все века было не так уж и много.

В наш век, привыкший к сенсациям и разоблачениям, эти истины бледнеют перед рассказами о мистических чудесах и мировом заговоре, но именно о них говорят мудрецы. И вместе с ними Насреддин. Истина не где-то за горами, она здесь, спряталась за нашими привычками и привязанностями, за нашим эгоизмом и глупостью.

Образ Ходжи Насреддина, по мнению Идриса Шаха, – удивительная находка суфиев. Ходжа не поучает и не разглагольствует, в его проделках нет ничего надуманного. Кто-то посмеется над ними, а кто-то благодаря им чему-то научится и что-то осознает. Истории живут своей жизнью, кочуя от одного народа к другому, Ходжа путешествует из анекдота в анекдот, легенда не умирает, мудрость живет.

Ходжа Насреддин постоянно напоминает нам, что мы ограничены в понимании сути вещей, а значит, и в их оценке. И если кого-то назвали глупцом, нет смысла обижаться, потому что для Ходжи Насреддина подобное обвинение было бы высшей из похвал! Насреддин – величайший учитель, его мудрость давно перешагнула границы суфийской общины. Но таким Ходжу знают немногие.

На Востоке есть легенда, которая гласит, что если рассказать семь историй о Ходже Насреддине в особой последовательности, то человека коснется свет вечной истины, дарующий необычайную мудрость и могущество. Сколько было тех, кто из века в век изучал наследие великого пересмешника, остается только гадать.

Поколения сменяли поколения, сказки и анекдоты передавались из уст в уста по всем чайным и караван-сараям Азии, неистощимая народная фантазия добавляла к собранию историй о Ходже Насреддине все новые притчи и анекдоты, которые распространились на огромной территории. Темы этих историй стали частью фольклорного наследия нескольких народов, а различия между ними объясняются многообразием национальных культур. Большинство из них изображает Насреддина небогатым деревенским жителем и не имеет абсолютно никаких отсылок ко времени повествования – их герой мог жить и действовать в любые времена и эпохи.

Впервые истории о Ходже Насреддине подверглись литературной обработке в 1480 году в Турции, будучи записаны в книге под названием “Салтукнамэ”, и чуть позднее, в XVI веке, писателем и поэтом Джами Рума Ламии (умер в 1531 году), следующая рукопись с историями о Насреддине датируется 1571 годом. Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине (“Насреддин и его жена” П. Миллина, “Четки из черешневых косточек” Гафура Гуляма и др.).

Ну, а ХХ век перенес истории о Ходже Насреддине на киноэкран и театральную сцену. Сегодня истории о Ходже Насреддине переведены на многие языки и давно уже стали частью мирового литературного наследия. Так, 1996-1997 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом Ходжи Насреддина.

Основная черта литературного героя Насреддина – выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин, виртуозно владея словом, нейтрализует любое свое поражение. Частые приемы Ходжи – притворное невежество и логика абсурда.

Русскоязычному читателю истории о Ходже Насреддине известны не только по сборникам притч и анекдотов, но и по прекрасным романам Леонида Соловьева “Возмутитель спокойствия” и “Очарованный принц”, объединенным в “Повесть о Ходже Насреддине”, также переведенную на десятки иностранных языков.

В России же “официальное” появление Ходжи Насреддина связано с публикацией “Истории Турции” Дмитрием Кантемиром (молдавский господарь, бежавший к Петру I), куда вошли первые исторические анекдоты о Насреддине (Европа познакомилась с ним гораздо раньше).

Последующее, неофициальное существование великого Ходжи овеяно туманом. Однажды, перелистывая сборник сказок и небылиц, собранных фольклористами в Смоленской, Московской, Калужской, Костромской и других областях в 60-80-х годах прошлого столетия, исследователь Алексей Сухарев нашел несколько анекдотов, точь-в-точь повторяющих истории Ходжи Насреддина. Судите сами. Фома говорит Ереме: “У меня болит голова, что мне делать?”. Ерема отвечает: “Когда у меня болел зуб, я его вырвал”.

А вот вариант Насреддина. “Афанди, что мне делать, у меня глаз болит?” – спросил Насреддина друг. “Когда у меня болел зуб, то я не мог успокоиться до тех пор, пока не вырвал его. Наверное, тебе надо сделать то же самое, и ты избавишься от боли”, – посоветовал Ходжа.

Оказывается, в этом нет ничего необычного. Подобные шутки можно найти, например, в немецких и фламандских легендах о Тиле Уленшпигеле, в “Декамероне” Боккаччо, в “Дон Кихоте” Сервантеса. Аналогичные персонажи у других народов: Хитрый Петр – у южных славян; в Болгарии встречаются истории, в которых одновременно присутствуют сразу два персонажа, соревнующиеся друг с другом (наиболее часто – Ходжа Насреддин и Хитрый Петр, что связано с турецким игом в Болгарии).

У арабов есть очень похожий персонаж Джоха, у армян – Пулу-Пуги, у казахов (наряду с самим Насреддином) – Алдар Косе, у каракалпаков – Омирбек, у крымских татар – Ахмет-акай, у таджиков – Мушфики, у уйгуров – Саляй Чаккан и Молла Зайдин, у туркмен – Кемине, у евреев-ашкенази – Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя), у румын – Пэкалэ, у азербайджанцев – Молла Насреддин. В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал “Молла Насреддин”, который издавал Джалил Мамедкулизаде.

Конечно, утверждать, что истории о Ходже Насреддине повлияли на появление подобных сюжетов в других культурах, сложно. Где-то для исследователей это очевидно, а где-то видимых связей обнаружить не удается. Но сложно не согласиться с тем, что есть в этом что-то необычайно важное и притягательное.

Конечно, обязательно найдется тот, кто скажет, что Насреддин непонятен или просто устарел. Что ж, случись Ходже быть нашим современником, он не расстроился бы: на всех не угодишь. Да Насреддин вообще не любил расстраиваться. Настроение как облако: набежало и улетело. Расстраиваемся мы лишь оттого, что теряем то, чем обладали. Вот уж если ты их потерял, то есть из-за чего расстраиваться. А в остальном Ходже Насреддину терять нечего, и это, пожалуй, – самый главный его урок.

В статье использованы материалы из Большой Советской Энциклопедии (статья “Ходжа Насреддин”), из книги “Хорошие шутки Ходжи Насреддина” Алексея Сухарева, из книги “Двадцать четыре Насреддина” (Составитель М.С. Харитонов)

Великий мудрец, полнейший глупец, домосед, страстный путешественник - фигура Ходжи Насреддина полна противоречий. Как ни странно, человек, оседлавший осла задом наперед, стал не только героем анекдотов, но и основной фигурой философских сказаний. Острый язык и способность притворяться недотепой сослужили великому мудрецу отличную службу. Старика Насреддина помнят и чтят до сих пор.

История создания

Первые притчи о приключениях Ходжи вошли в книгу «Салтукнамэ», появившуюся в Турции в XV веке. Оттуда истории из жизни героя распространились по территории Персии и других арабских стран. Похождения Насреддина пересказывались на базарных площадях и в кругу семьи. Высказывания мудреца облетели земной шар, а число притч увеличилось с десятка до трех сотен.

Немыслимая популярность анекдотов имела последствия. Не утихают споры, где родился Ходжа Насреддин и кто стал прототипом сказочного героя. Мир ученых разделился на два лагеря: первые доказывают, что философ - собирательный образ, что герой не существовал в реальности. Ученые утверждают, что в фольклоре большинства народов присутствует подобный типаж. К примеру, немец Тиль Уленшпигель или белорус Федор Набилкин.

Вторая точка зрения: Ходжа Насреддин – действительно существовавший человек. Мужчина родился в турецком селении. Благодаря образованию и своеобразному мышлению, Ходжа стал советником султана. Но доказательств этой теории не найдено.


Для жителей СССР колоритного персонажа открыл Леонид Соловьев. Писатель создал два романа о приключениях Ходжи - «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц»:

«Образ Насреддина в книге Соловьева сохранил традиционную смесь плутовства и благородства, направленного на защиту угнетенных, мудрости и любви к приключениям; причем во второй части книги сильно ослаблена фантастически-развлекательная сторона».

Биография

Ходжа Насреддин родился в семье главы мусульманской общины. Мальчик рос в любви и получил престижное образование. Острослов со школьной скамьи посмеивался над ровесниками и учителями:

«- Не хвастайся знаниями, - рассердился домулла. - Чаще острые умом дети вырастают круглыми идиотами.
- Так вы, уважаемый учитель, в детстве наверняка были очень умны».

Окончив школу, Ходжа углубился в изучение юриспруденции. Во время студенчества юноша познакомился с поэтом Джалаладдином Руми. Суфийские притчи, написанные стихотворцем, увлекли Насреддина. Так в жизнь Ходжи вошел суфизм - философское направление, отличающееся повышенной духовностью.


Герой анекдотов рано женился. Вместе с молодой возлюбленной Ходжа обустраивается в селении, где вырос. Возвращение молодого мужчины совпало со смертью отца. Доподлинно не известно, были ли у Насреддина другие жены. Вскоре в семье появились дети: две девочки и мальчик. Как и с женами, точное число детей установить не удалось, но существует мнение, что Ходжа любил и баловал младшего сына сильнее остальных.

«Малыши Муллы играли возле дома, и кто-то спросил младшего из них:
- Что такое баклажан?
Сын немедленно ответил:
- Розовато-лиловый теленок, у которого еще не открылись глаза.
Вне себя от радости, Мулла сгреб его в охапку и расцеловал с головы до пят:
- Нет, вы слышали? Вылитый отец. И я никогда не говорил ему этого - сам придумал!»

За жизнь философ сменил множество работ: Насреддин работал учителем в школе, читал проповеди в селении, промышлял грабежом, а после занял пост судьи. По работе и ради развлечения герой объездил множество городов. Скоро слава о мужчине облетела всю страну.

Умер Ходжа Насреддин в старости. Могила философа расположена в городе Акшехир. Только на гробовой доске выбиты даты, свидетельствующие, что острослов скончался за несколько сотен лет до дня рождения. Поклонники Насреддина считают это последней шуткой остроумного весельчака.

Притчи

Рассказы о похождениях Ходжи относятся к суфийским притчам. Для таких философских эпосов привычным является «отзеркаливание». То есть Насреддин своим поведением и словами показывает непосвященному человеку ситуацию со стороны.

Еще один прием поклонников суфизма - отрицание прежнего опыта. Такое поведение тоже прослеживается в приключениях философа. Насреддин совершает нестандартные поступки, которые показывают людям нелепость их поведения или желаний. К примеру, как в притче о белой обезьяне.

Притча о белой обезьяне

Однажды к Ходже пришел безобразный ростовщик. Мужчина требовал, чтобы философ с помощью мудрости превратил его в красавца. Насреддин не мог уронить авторитет и согласился помочь. Единственное условие - во время ритуала нельзя думать о белой обезьяне.


Иллюстрация к "Притче о белой обезьяне"

Естественно, окружающие размышляли только о зверьке. Ростовщик остался непривлекательным, но виноватыми в провале оказались все, кроме Насреддина.

Притча про заячий суп

Однажды местный крестьянин подарил острослову тушку зайца. Придя в гости к Ходже, мужчина напомнил о подарке. Философу ничего не оставалась, как угостить того супом. Через неделю к Насреддину пришли соседи крестьянина и напомнили, что их сосед подарил философу зайца. И этих гостей Ходжа накормил.


Иллюстрация к "Притче про заячий суп"

Следующий визит нанесли соседи соседей. И получили в качестве угощения воду. На немой вопрос герой ответил: «Это - вода от воды, в которой варился заячий суп».

Среди анекдотов о философе распространены притчи про осла. Ишак – верный друг Ходжи и часто сопровождает Насреддина в путешествиях.

Повесть о пропавшем осле

Ходжа потерял на базаре осла. Мужчина во всеуслышание заявил, что подарит животное тому, кто найдет пропажу. Соседи мужчины удивились подобному заявлению. Никто не понял в чем смысл поисков, если осла все равно отдадут. Философ заявил, что хочет испытать радость от находки, а не от владения.


Иллюстрация к "Притче о пропавшем осле"

Каждое из трехсот дошедших до нас сказаний наполнено глубоким смыслом и не теряет актуальности. Остроумный шутник не только развлекает, но и дает важные жизненные уроки.

  • Ежегодно в начале июля жители города Акшехир устраивают фестиваль юмора и чествуют героя любимых притч.
  • Статуи острослова установлены во многих городах мира. Москва не стала исключением. Неподалеку от метро «Молодежная» расположен памятник Ходже и его верному ослу.

  • В притчах Болгарии и Македонии Ходжа выступает в роли антигероя. Веселый и находчивый Хитрый Петр постоянно оставляет Насреддина в дураках. Причина такой нелюбви – обе страны долго находились под гнетом турецких правителей.
  • Крылатое выражение «Если гора не идет к Магомету, то идет к горе» приписывают мусульманскому пророку, но автор фразы Ходжа Насреддин. Первоначальный вариант выглядел так:
«Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».

Цитаты

«Судьба и благоприятный случай приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца».
«Мир устроен все-таки неплохо для того, кто носит на плечах голову, а не пустой горшок!»
«Я человек простой, мой вопрос может показаться глупым. Но скажите - какая польза людям от вашего ученого спора?»
«Вслед за холодной зимой приходит солнечная весна; только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный - предпочтительнее позабыть».
«Каждому возрасту соответствует своя мудрость».

Его императорское величество Шахиншах неожиданно прибыл в чайхану, где оставили дежурить Ходжу Насреддина . Император потребовал омлет. - После этого мы продолжим охоту, - сказал он Ходже . - Поэтому скажи, сколько я тебе должен. - Для вас и ваших пяти спутников, господин, омлет будет стоить тысячу золотых монет. Император поднял...

https://www..html

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно, и, ожидая, пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на... действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает. - Чтобы согреться, конечно, - ответил тот. Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп. - Зачем вы это делаете, Мастер? - спросил ученик. - Для того чтобы охладить суп, конечно, - ответил...

https://www..html

Зарабатывающий на пропитании частным извозом. Увидев «гостя», спросил у жены: - А это что за Ходжа Насреддин ? Так за собакой закрепилось новое имя – Ходжа . Ходжа быстро подружился с новой хозяйкой. Вскоре, постоянное питание, стало набивать жирок под шкуру. Но, а шкура... на жировой прослойке стала лосниться и шерсти отпускать все излишки, отчего шёрстка стала переливаться на солнышке. Ходжа стал всем нравиться, и Оля стала смело к нему подпускать детей. Чем больше часики отматывали кружочков...

https://www..html

И оплаченный. Итак, как все мы знаем, добро часто проистекает из явного зла, и наоборот. Те, кто думали, что Насреддин набивает свои собственные карманы, не давали денег. По какой-то причине их дела шли не блестяще. Те же, кого считали доверчивыми... мировоззрением очевидна. Затем из Персии прибыл гонец с секретным письмом, в котором шпионы Могола докладывали следующее: "Мулла Насреддин - человек, не занимающий никакого положения в Персии. Он был избран послом совершенно наобум. Мы не можем понять...

https://www..html

Посрамит его перед гостями. В разгар пира в ворота постучали. Слуги пошли открывать и увидели за воротами Моллу Насреддина со свитком пергамента в руках. Громко восклицая: «Важное письмо жениху! Письмо от султана Бухары!» - Насреддин прошёл к почётному месту, вручил пергамент оторопевшему жениху и сразу принялся за еду. Жених развернул пергамент, но не нашёл...

https://www..html

К Насреддину пришёл сосед и попросил одолжить ему ишака. - Я его уже одолжил, - ответил Насреддин . В этот момент в сарае раздался ослиный рёв. - Но я слышу ослиный рев, - сказал сосед. - Кому ты больше веришь: мне или ослу?

Ходжа Насреддин как-то раз зашел в чайхану и втащил за собой ишака, вместо того, чтобы поставить у коновязи. Его встретили удивленным молчанием, но он ничуть не смутился, достал из переметной сумки Коран, и, раскрыв, положил перед ишаком.

Все это он проделал неторопливо и спокойно, без улыбки на лице, как будто, так и полагалось. Люди в чайхане начали переглядываться. Ишак стукнул копытом в деревянный гулкий настил.

— Уже? — спросил Ходжа Насреддин и перевернул страницу. — Ты делаешь заметные успехи.

Тогда встал со своего поста пузатый, добродушный чайханщик и подошел к Ходже Насреддину.

— Послушай, добрый человек, разве здесь место для твоего ишака? И зачем ты положил перед ним священную книгу?

— Я учу этого ишака богословию, — невозмутимо ответил Ходжа Насреддин. — Мы уже заканчиваем Коран и скоро перейдем к шариату.

По чайхане прошел гул и шепот, многие встали, чтобы лучше видеть. Глаза чайханщика округлились, рот приоткрылся. Еще никогда в жизни ему не приходилось видеть такого чуда. В это время ишак снова стукнул копытом.

Хорошо, — похвалил Ходжа Насреддин, переворачивая страницу. — Очень хорошо! Еще немного усилий, и ты сможешь занять должность главного богослова в медресе Мир-Араб. Вот только страницы он не умеет перелистывать сам, приходится ему помогать… Аллах снабдил его острым умом и замечательной памятью, но позабыл снабдить его пальцами, — добавил Ходжа Насреддин, обратившись к чайханщику.

— Этот ишак — не простой ишак! — Объявил Ходжа Насреддин. — Он принадлежит самому эмиру. Однажды эмир позвал меня и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?» Мне показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет». Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но клянусь Аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть Коран, я отрублю тебе голову!»

— Ну, значит, ты заранее можешь проститься со своей головой! — воскликнул чайханщик. — Да где же это видано, чтобы ишаки учились богословию и наизусть читали Коран!

— Таких ишаков немало и сейчас в Бухаре, — ответил Ходжа Насреддин. — Скажу еще, что получить пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие! 🙂



Похожие статьи
 
Категории