Лекция № 1. Предмет и методы науки истории.
Предмет исторической науки.
Методы истории.
1. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается в 2-х значениях:
1) как процесс развития природы и человечества;
2) как системы наук, изучающих прошлое природы и общества.
Важнейшая задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae, - говорили древние. И действительно, люди всегда пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах они воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, красоте, справедливости, свободе.
История рассматривается как единый процесс эволюции природы и общества.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - говорил А.С.Пушкин.
Великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники, Афоризмы и мысли по истории.- М., 1968, с.332.).
Представления о мире в древности и сейчас существенно различаются: изменился мир, изменился и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Сам человек – существо историческое. Он изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с утстановлением подлинности, истинности событий и фактов.
В римской историографии (историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном
В настоящее время мы используем слово «история» в 2-х смыслах:
1) для обозначения рассказа о прошлом;
2) когда речь идет о единой науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом ее может быть социальная, политическая, экономическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, а не людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Известный французский историк Марк Блок определяет историю «как науку о людях во времени». Историки используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, пространство), исторический факт, теорию исторического процесса (методологическую интерпретацию).
Исторические движение включает взаимосвязанные научные категории: историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во времени и пространстве.
Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизации исторического процесса.
Почти до конца 18 века историки различали эпохи дикости, варварства и цивилизации. Позже оформились два подхода к периодизации истории: формационный (историки- материалисты 19 века) и цивилизационный (историко-либеральная периодизация нач.21 века).
Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.
Исторический факт – это реальные события прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (египетские пирамиды, войны Македонского, Крещение Руси и др.), конкретные исторические данные мы получает из исторических источников.
Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинодокументы (фонические), памятники архитектуры, предметы быта прошлого, письменные документы, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.
Методы познания истории.
Исторический метод – это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание. Основные исторические методы:
Историко-генетический;
Историко-сравнительный;
Историко-типологический;
Историко-системный.
Применимы в истории и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
Суть историко-генетического метода сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. Познание идет от единичного к особенному и далее к общему и всеобщему.
Историко-сравнительный метод заключается в сравнении событий, происходивших в разное время, но во многом сходных. Сравнивая их, ученые могут объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. Метод позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение их во времени и пространстве.
Историко-типологический метод (типологизация). Изучая историю, Второй мировой войны, можно поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Стороны каждой из групп будут отличаться только по отношению к союзникам и врагам Германии (по другим признакам они могут различаться – в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические.
Историко-системный метод помогает изучать единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, история России рассматривается не как самостоятельный процесс, а как результат взаимодействия с другими государствами, элемент развития истории всей цивилизации.
Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический.
Исторический метод – это рассмотрение процесса в комплексном развитии: как он возник, каким был вначале, какой путь прошел.
При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательства и опровержения.
В исторической науке, кроме того¸ применяются следующие методы:
Хронологический метод – изложение явлений в строго последовательном, временном порядке.
Хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам, темам или эпохам, в внутри - по проблемам.
Проблемно-хронологический – изучается одна сторона деятельности человека или общества в ее последовательном развитии.
Синхронистический – устанавливает взаимосвязи между процессами и явлениями, протекающими в одно и то же время в разных регионах.
Существуют также сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический методы, математического анализа и социологических исследований.
Функции исторической науки:
Познавательная – познать сущность исторического процесса, его закономерности, чтобы не допускать ошибок прошлого;
Оценочная – усвоить общечеловеческие ценности, понять ошибочность одномерного подхода к анализу исторических явлений;
Практическая – применение наиболее эффективных способов решения общественных проблем, известных в истории различных стран.
История - краткий термин для описания событий, случившихся в прошлом в разное время и в разных местах. Также это наука, которая изучает источники прошлого, дабы узнать о событиях, их последовательности, причинах и составить объективную картину происходившего процесса. Методы и источники изучения истории включают в себя летописи, археологические находки, изучение официальных документов, использование логики, моделирования.
Что и как изучает история?
В современной литературе можно насчитать до 30 различных определений предмета истории. Такое большое количество спровоцировано тем, что эту науку изучают и развивают люди с различными взглядами на мир, различным опытом и жизненной позицией. Такое же разнообразие взглядов царит среди ученых и относительно объяснения
Но если в качестве предмета могут выступать разные объекты и процессы, то методы остаются одинаковыми. И предмет, и имеют дело с объективными явлениями, для работы с которыми можно использовать проверенные стандартные подходы. Все многообразие методов можно разделить на три категории: общенаучные, исторические, разработанные специально для работы с источниками и понятиями этой науки, и специальные (созданные учеными других направлений и позаимствованные историками).
Различные подходы и методы изучения
К можно отнести два - логический и исторический. Эти два подхода к изучению явлений дополняют и обогащают друг друга, логика позволяет обобщить изученное и сделать выводы там, где бессилен исторический подход.
Для изучения происходивших событий и процессов ученые используют такие методы:
- хронологический - все события располагаются строго по хронологическому порядку;
- синхронический - рассматриваются различные события и их взаимосвязь в разных точках страны и земного шара в одно и то же время.
Внутри хронологического метода также выделяют разные подходы. Хронологически-проблемный подход исследует происходившее по эпохам, внутри эпох - по проблемам. Проблемно-хронологический - наоборот: берется какая-то одна проблема или сторона жизни, развитие и изменение которой и изучают в контексте проходящего времени.
Кроме названных, выделяют также сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический и ретроспективный методы, а также метод периодизации и социологических исследований.
Источники данных - основа исторической науки
Методы и источники изучения истории взаимосвязаны. Факты - это все. Изучением источников фактов занимается отдельная вспомогательная дисциплина - источниковедение. Можно выделить первичные и вторичные источники изучения истории, классифицировать их по способу передачи информации и характеру носителя:
- письменные глиняные таблички, папирусы и книги);
- вещественные (орудия труда, посуда, мебель, одежда, оружие, архитектурные сооружения);
- этнографические источники;
- фольклор (сказки, песни, легенды, предания, баллады);
- лингвистические;
- кинофотодокументы.
Каждый источник требует тщательного анализа и вдумчивого подхода, оценки его достоверности.
Спорные моменты
Однако история - это не только наука о фактах, это также интерпретация фактов. Поэтому методы и источники изучения истории серьезно влияют на результаты исследований, на выводы о происшедших событиях и их причинах.
Есть множество исторических документов, сообщающих о фактах, которые различные ученые толкуют по-разному. О происхождении и назначении также есть различные мнения: одно из них - что стена была построена северными соседями Китая для защиты Севера. В то же время распространенная теория ее появления гласит о том, что эту стену построили сами китайцы.
Изложенные в учебниках исторические события - только один, «официальный» вариант истории. Многие исторические факты допускают как минимум два, а то и больше толкований причинно-следственных связей. Разные толкования появляются не только из-за противоречивости источников, здесь играют роль и методы и источники изучения истории, и тонкости перевода древних текстов, и особенности мировоззрения ученых-исследователей.
Принципы изучения фактов
Учитывая все это, важными для ученого-историка являются принципы изучения исторических фактов. Принцип - этот тот инструмент, который позволяет при изучении прошлого «стоять обеими ногами на земле». Принципы и методы изучения истории похожи в том, что и первых, и вторых несколько:
- Принцип историзма. Требует, чтобы все события и известные факты рассматривались только сквозь призму того времени, к которому они относятся. Нельзя изучать явления отдельно, сами по себе, так как они появились из взаимодействия многих факторов, и имеют смысл только в контексте.
- Принцип объективности. Требует изучать и учитывать все известные факты, ничего не исключая и не откидывая, не пытаясь подогнать известное под «нужную» схему или теорию.
- Принцип социального подхода, или принцип партийности.
- Принцип альтернативности.
Соблюдение всех принципов не гарантирует достоверных выводов, более того, другой исследователь, с тем же набором данных и также соблюдающий принципы исследования, может получить совершенно другой результат.
Методология исторической науки.
Историческое познание обеспечивается научной методологией (в пер. с греч. Methodos - путь исследования, logos - учение).
Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. Это система научных принципов и методов исторического исследования.
К методам изучения истории относятся следующие:
1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени.
2. Типологический метод - в классификации исторических явлений, событий, объектов
3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании исторических событий и явлений.
4. Проблемно - хронологический метод изучения истории заключается в изучении последовательности исторических событий во времени.
5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития.
В современной исторической науке применяются следующие принципы научного исторического исследования:
1. Принцип объективности предполагает рассмотрение исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от личного отношения к событиям и фактам, не искажая и не подгоняя под заданные схемы и концепцию.
2 . Принцип историзма , является основополагающим в исторической науке. Исторические явления изучаются с учетом конкретной исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи событий, с точки зрения того в силу каких причин оно возникло, каким было вначале, как развивалось в связи с внутренними и внешними изменениями общей обстановки.
3 . Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение объективности и историзма, особенно необходимого для изучения политических партий, движений.
4. Принцип всесторонности изучения истории предусматривает необходимость полноты и достоверности информации с учетом всех сторон, влияющих на все сферы жизни общества.
Таким образом, методы и принципы изучения обеспечивают научный подход изучения курса истории.
Изучение и познание истории осуществляется при помощи методологических подходов. Подход - совокупность приемов, способов в познании исторической реальности. Для изучения истории используются следующие подходы:
1. Теологический подход - рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа.
2. Географический детерминизм - подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда.
3. Субъективизм - подход, в соответствие с которым ход истории определяют выдающиеся люди.
4. Эволюционизм - подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на более высокий уровень развития.
5. Рационализм - подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития.
В исторической науке наибольшее распространение получили 2 подхода: формационный или марксистский и цивилизационный.
6. Формационный подход , преобладал в советское время и возник в XIX в., в соответствии с котором исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций. Формация - исторически определенный тип общества со специфическим экономическим базисом, соответствующими ему политическими и духовными надстройками. История , согласно формационного подхода, представала как смена 5-ти этапов общественного развития: от первобытного бесклассового общества через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) к новому бесклассовому обществу - коммунистическому. Смена формаций должна происходить была путем социальной революции, и составлять всеобщий закон исторического развития. Отсюда, история - это борьба классов.
7. Цивилизационный подход , который рассматривает историю государства и народов с учетом всех особенностей: природно-климатических, социально-экономических, общественно-политических, культурных и др. У истоков цивилизационного подхода стояли О. Шпенглер (1822 - 1885гг.) - немецкий философ, А. Тойнби (1889 - 1975 гг.) - англ. философ, социолог, русские философы Питирим Сорокин, Н. Бердяев, Н. Данилевский.
Цивилизация в пер. с лат. Civis - городской, государственный, гражданский.
В мировой науке цивилизацию рассматривают с 4 позиций:
1) как синоним культуры (А. Тойнби). 2) Как определенная стадия развития локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер). 3) Как ступень исторического развития того или иного региона или этноса. Сейчас цивилизацию рассматривают как целостность экономической, социально-политических, духовных сфер жизни общества. Основанием для выделения этих цивилизаций служит соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.
Для объективного исследования истории необходим комплекс исторических источников , к которым относятся:
1. Письменные (летописи, своды, документы и т.д.)
2. Вещественные (орудия труда, предметы быта, монеты, архитектурные сооружения и т.д.)
3. Устное народное творчество (фольклор, сказки, поговорки и т.д.)
4. Лингвистические (географические названия, личные имена и т.д.)
5. Кино-фото-документы.
Лекция № 1. Предмет и методы науки истории.
Предмет исторической науки.
Методы истории.
1. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается в 2-х значениях:
как процесс развития природы и человечества;
как системы наук, изучающих прошлое природы и общества.
Важнейшая задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae, - говорили древние. И, действительно, люди всегда пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах они воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, красоте, справедливости, свободе.
История рассматривается как единый процесс эволюции природы и общества.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - говорил А.С.Пушкин.
Великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники, Афоризмы и мысли по истории.- М., 1968, с.332.).
Представления о мире в древности и сейчас существенно различаются: изменился мир, изменился и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Сам человек – существо историческое. Он изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с утстановлением подлинности, истинности событий и фактов.
В римской историографии (историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном
В настоящее время мы используем слово «история» в 2-х смыслах:
1) для обозначения рассказа о прошлом;
2) когда речь идет о единой науке, изучающей прошлое.
Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом ее может быть социальная, политическая, экономическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, а не людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Известный французский историк Марк Блок определяет историю «как науку о людях во времени». Историки используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, пространство), исторический факт, теорию исторического процесса (методологическую интерпретацию).
Исторические движение включает взаимосвязанные научные категории: историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во времени и пространстве.
Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизации исторического процесса.
Почти до конца 18 века историки различали эпохи дикости, варварства и цивилизации. Позже оформились два подхода к периодизации истории: формационный (историки- материалисты 19 века) и цивилизационный (историко-либеральная периодизация нач.21 века).
Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.
Исторический факт – это реальные события прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (египетские пирамиды, войны Македонского, Крещение Руси и др.), конкретные исторические данные мы получает из исторических источников.
Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинодокументы (фонические), памятники архитектуры, предметы быта прошлого, письменные документы, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.
Методы познания истории.
Исторический метод – это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание. Основные исторические методы:
Историко-генетический;
Историко-сравнительный;
Историко-типологический;
Историко-системный.
Применимы в истории и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
Суть историко-генетического метода сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. Познание идет от единичного к особенному и далее к общему и всеобщему.
Историко-сравнительный метод заключается в сравнении событий, происходивших в разное время, но во многом сходных. Сравнивая их, ученые могут объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. Метод позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение их во времени и пространстве.
Историко-типологический метод (типологизация). Изучая историю, Второй мировой войны, можно поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Стороны каждой из групп будут отличаться только по отношению к союзникам и врагам Германии (по другим признакам они могут различаться – в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические.
Историко-системный метод помогает изучать единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, история России рассматривается не как самостоятельный процесс, а как результат взаимодействия с другими государствами, элемент развития истории всей цивилизации.
Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический.
Исторический метод – это рассмотрение процесса в комплексном развитии: как он возник, каким был вначале, какой путь прошел.
При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательства и опровержения.
В исторической науке, кроме того¸ применяются следующие методы:
Хронологический метод – изложение явлений в строго последовательном, временном порядке.
Хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам, темам или эпохам, в внутри - по проблемам.
Проблемно-хронологический – изучается одна сторона деятельности человека или общества в ее последовательном развитии.
Синхронистический – устанавливает взаимосвязи между процессами и явлениями, протекающими в одно и то же время в разных регионах.
Существуют также сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический методы, математического анализа и социологических исследований.
Функции исторической науки:
Познавательная – познать сущность исторического процесса, его закономерности, чтобы не допускать ошибок прошлого;
Оценочная – усвоить общечеловеческие ценности, понять ошибочность одномерного подхода к анализу исторических явлений;
Практическая – применение наиболее эффективных способов решения общественных проблем, известных в истории различных стран.