Художественное объединение «Ослиный хвост. Живопись

17.07.2019

Организация создана в 1911 году. Организаторами «Ослиного хвоста» стали К. Малевич, М. Ларионова, А. Шевченко, Н. Гончарова. Московские художники, которые входили в состав «Ослиного хвоста», дали именно такое название своему обществу по причине популярности в то время картины, нарисованной хвостом осла. Картина была презентована обществу в 1910 году на выставке в Париже.

Деятельность организации

Участники художественного объединения организовывали выставки, на которых они показывали не только свои полотна, но и картины своих учеников - начинающих художников. К сожалению, организация распалась в 1913 году, даже не успев официально зарегистрироваться. Итогами деятельности художественной группы стали популярные в наше время картины: «Прачки» и «Крестьяне, собирающие яблоки» Н. Гончаровой, «Утро в казармах» и «Отдыхающий солдат» М. Ларионова, «Полотёры» К. Малевича, «Матрос» и «Продавец рыб» В. Татлина. Собрание русских художников-авангардистов «Ослиный хвост», несмотря на свое короткое существование, оставило заметный след в истории российской живописи.

Ослиный хвост» - одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михиалом Фёдоровичем Ларионовым и Натальей Сергеевной Гончаровой. Данная организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 1910 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла. К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в "Ослином хвосте" состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие. В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее. Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов. Для многих "Ослиный хвост" тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.



Творчество К. Малевича

Казимир Северинович Малевич (1878 - 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм

Музыкальный инструмент

Цветочница

Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Творчество П. Филонова

Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва - 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства - уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века.

Творчество Филонова

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.

В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Проповедь о поросли мировой» и начал разрабатывать художественные теории: «Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности».

В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде. Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась.

В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павла Филонова в Новосибирске.

Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.

Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.

В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден «проектный интеллект» в образе.

Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для х

удожественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.

В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Работы художника

  • Симфония Шостаковича
  • Святое семейство
  • Колхозник

Колхозник

Те кому нечего терять

Формула весны

Мужчина и женщина

Пир королей

Животные

Те кому нечего терять

Созданное в 1912 году российское художественное объединение «Ослиный хвост» — одно из самых известных. Название сообществу дала выставленная в Париже картина, нарисованная хвостом осла. В эту снискавшую скандальную славу организацию входили художники, имеющие сходные взгляды и увлекающиеся авангардным направлением в искусстве. С самого основания «Ослиный хвост» был в центре внимания. Однако, несмотря на свою популярность и скорый взлёт, уже через год после основания, в 1913 году это сообщество художников прекратило своё существование.

Участники «Ослиного хвоста»

Художники, входящие в сообщество, ратовали за объединение европейской школы живописи с русской народной традицией. Старинные картины участников «Ослиного хвоста» образца начала 1910 годов исполнены в нарочито примитивном стиле. Они напоминают лубок, этно-примитивизм - и всё это в сочетании с авангардизмом.

Помимо организаторов «Ослиного хвоста» Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в состав объединения входили многие дркгие художники. Среди них В. Барт, К. Малевич, В. Татлин, А. Шевченко. Несмотря на популярность «Ослиного хвоста», постепенно многие участники начали отходить от избранного объединением направления, желая попробовать свои силы в других жанрах и стилях - это и послужило причиной распада сообщества.

Примечание эксперта по антиквариату

Сегодня работы, созданные участниками данного объединения, пользуются особой популярностью на рынке . Коллекция салона Старый Петербург предлагает посетителям ознакомиться с богатой коллекцией старинной живописи. Наши специалисты произведут оценку Вашего антиквариата бесплатно, как по телефону, так и в режиме онлайн.

"Ослиный Хвост" "Осли́ный Хвост"

Группировка русских художников-авангардистов во главе с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой , отделившаяся от «Бубнового валета » и устроившая две одноимённые выставки в Москве и Санкт-Петербурге (1912). В выставках принимали участие К. С. Малевич , К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин , М. З. Шагал , А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др. В Санкт-Петербурге экспонировались также работы участников Союза молодёжи (В. Д. Бубновой, В. И. Маркова (Матвея), О. В. Розановой, П. Н. Филонова и др.). Название группы напоминало о нашумевшей мистификации представителей парижской художнической богемы, выставивших в парижском Салоне Независимых (1910) абстрактную картину, написанную якобы ослиным хвостом, опущенным в жидкую краску. Эпатажное название призвано было подчеркнуть, что живопись участников выставки ещё более «левая» и авангардная, чем у бубнововалетцев.

Скандальную известность выставке обеспечила цензура, запретив ряд картин Гончаровой, представлявших лубочные изображения святых («Евангелисты», 1911), посчитав, что они не могут быть показаны на экспозиции с подобным названием. Участники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейских мастеров с традициями русского народного искусства, крестьянской живописи,лубка, иконописи , искусства Востока, сближаясь тем самым с примитивизмом . На выставке были впервые показаны такие знаменитые впоследствии произведения, как «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой; «Полотёры» К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.
В отличие от «Бубнового валета», «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое ""Ослиный Хвост"" в других словарях:

    Ослиный хвост художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. Содержание 1 История 2 Ссылки 3 Источники … Википедия

    Художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. История Объединение существовало в начале 1910 х годов. Название своё получило благодаря выставлявшейся в 1910 г. на выставке в Париже картине, нарисованной … Википедия

    - «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ», группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир… … Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание традиций классического искусства, провозглашение свободы … Современная энциклопедия

    Группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Большой Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от Бубнового валета и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки в Москве и (совместно с Союзом молодёжи) в Петербурге. Эпатирующее название Ослиный… … Художественная энциклопедия

    - («Ослиный хвост») группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» (См. Бубновый валет) и организовавшая в 1912 две одноименные выставки одну в Москве, другую, совместно с членами «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Группировка молодых российских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Энциклопедический словарь

    «Ослиный хвост» - ОСЛИНЫЙ ХВОСТ гр. художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от объединения Бубновый валет. В 1912 М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко, А. А. Моргунов, К. С. Зданевич, М. В. Ле Дантю… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - «Ослиный хвост», группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки — в Москве и (совместно с «Союзом молодёжи») в Петербурге. Эпатирующее… … Художественная энциклопедия


Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова.

«Ослиный хвост» - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста). Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.



Похожие статьи
 
Категории