Художник александр тихомиров картины смотреть. Художник Александр Тихомиров

19.05.2019

В ноябре в Париже торжественно открыли выставку «Русь» амурского художника Александра Тихомирова . В столицу Франции отправились знаменитые картины художника, выполненные в технике «оконопись» , которые прославили Александра Тихомирова далеко за пределами не только Амурской области, но и России. Всего в столице Франции были представлены 23 работы мастера.

В качестве холста художник использует настоящие, старые ставни, как правило те, которым исполнилось не менее 50 лет, «сохранившие историю и аккумулировавшие в себе энергию живших в этих домах людей ». В работах Тихомиров использует темперу ПВА, в палитре обычно 3-4 краски, по окончании работы на произведение наносится защитный слой жидкого воска.

За 26 лет, что существует эта техника, Александр Тихомиров написал около 5000 работ .

Как признается автор, материал для оконописи не иссякает: «Мне помогают мои друзья. Они приносят мне ставни или говорят, где видели. На сегодняшний день материала в изобилии. В прошлом году мне друзья принесли много хороших ставен, что грех было на них написать плохую вещь. Прошлый, 2015 год и начало 2016-го стали для меня очень благотворными в плане творчества », — рассказал художник.

Понятие оклада оконописца всегда настораживало, по мнению Александра Тихомирова, оклад закрывает самую эмоциональную и образную часть иконы: «Как оконопись — новая, более демократическая форма иконы, так и это новая форма оклада. Такой оклад не закрывает живопись и вместе с тем привносит элемент драгоценности в суть божественного », — объясняет он.

Александр Тихомиров родился в городе Электростали в 1956 году .

В 1979 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ , мастерскую Г. М. Коржева .

После учебы переехал в Благовещенск, где в настоящий момент живет и работает.

Новое направление в живописи под названием «оконопись» автор запатентовал в 1995 году .

В своей мастерской в центре Благовещенска художник Александр Тихомиров редко появляется с пустыми руками, из поездок по деревням он всегда привозит одно и то же — деревянные ставни, уцелевшие в заброшенных старинных домах, ведь для мастера это не предмет коллекционирования, а уникальный рабочий материал.

«Александр дает и русским, и французам, понимание того, что Древняя Россия — это современная Россия. И это чувство нельзя ничем заменить », — отметил директор Российского центра науки и культуры в Париже Игорь Шпынов .

Экспозицией в Париже Александр Тихомиров продолжил прерванную 15 лет назад традицию выставок «оконописи» в Российских центрах науки и культуры Европы.

В 2000 году они прошли на Кипре и Чехии , в 2001 году — в Финляндии и Германии .

Во Франции работы в стиле «оконопись» выставлялись впервые, и как отметили руководители Российского центра науки и культуры и МИД РФ, они бы хотели оставить выставку «Русь» еще на год для участия в ряде проектов 2017 года в Париже.

Своими впечатлениями поделился и президент секций живопись и фотография в Гран Пале Алан Базар : «Я высоко ценю представленные иконописные работы, которые даже можно назвать революционными, если сравнивать их с тем видением иконы, которое мы имеем сегодня , — отметил он. — Мы надеемся и в дальнейшем ежегодно принимать русских художников ».

Референт посла России во Франции Владимир Коротков отметил, что работы Александра Тихомирова могли бы украсить залы недавно открывшегося в Париже Российского духовно-культурного православного центра.

«В Париже, культурной столице мира, изобилие всевозможных выставочных проектов. До открытия мы успели посетить два из них: Коллекция С. Щукина в Fondation Louis Vuitton и уникальная коллекция произведений Рембрандта в музее Жакмр-Андре. Выставочный фронт необъятен », — рассказал Александр Тихомиров.

Работы Тихомирова находятся также в музейных и частных коллекциях множества стран, в том числе Канады , Китая , США , Франции . Несколько выставок художника прошли в храме Христа Спасителя , откуда работы отправились в Иерусалим , но самой значимой для себя художник называет выставку в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина .

Сам Тихомиров считает свои работы «той же иконописью, только вне монастыря ».

Небольшая биографическая справка. А.Е. Тихомиров родился под Москвой в городе Электросталь в 1956 году. В 1979 окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г.М. Коржева. После учебы переехал в Благовещенск, где по сей день живет и работает. Автор нового направления в живописи, запатентованного в 1995 году, под названием «оконопись».

Сегодня дальневосточный художник Александр Тихомиров вновь будет заглядывать в чужие окна, чтобы разглядеть там образ для своей новой картины. Причем образ в буквальном смысле: мастер рисует иконы на деревянных ставнях.
В своей мастерской в центре Благовещенска художник Александр Тихомиров редко появляется с пустыми руками. Из поездок по деревням он всегда привозит одно и то же — деревянные ставни, уцелевшие в заброшенных старинных домах. Для Александра это вовсе не предмет коллекционирования, а уникальный рабочий материал.

Александр Тихомиров : «Тут как у Окуджавы: „Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил“».

И из какой-то там фантазии, которой служит приамурский художник, рождаются подлинные произведения искусства.

Александр Тихомиров : «Это всем знакомая Богоматерь Владимирская».

С иконами его работы сравнивают часто. На ставнях художник рисует лики Христа и Богородицы, ангелов и священномучеников. Однако в их изображении он не придерживается строгих церковных канонов, которые изучил еще в знаменитой московской Строгановке. У метода Тихомирова и название особое — «оконопись».

Александр сам придумал это слово и запатентовал новое направление в религиозной живописи.

В выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) состоится открытие выставки произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Тихомирова «Оконопись».


Александр Тихомиров – автор нового направления в живописи «Оконопись», зарегистрированного в Российском авторском обществе в 1995 году. Художник продолжает лучшие традиции мастеров русского иконописания, но не форме, не по канонической технологии, а по глубине созданных и пережитых образов. «Оконопись» – это религиозные сюжеты, выполненные темперой на старых оконных ставнях.

А. Тихомиров родился в 1956 году в г. Электростали Московской области в семье художника. Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, в 1984 г. – отделение монументально-декоративной живописи МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г. М. Коржева. Более тридцати лет живет и работает в г. Благовещенске Амурской области. Выполнил целый ряд успешных монументальных проектов – мозаик, украсивших общественные здания дальневосточного региона. Кульминацией творческого развития художника стал авторский стиль «Оконопись», который не имеет аналогов в мире.

Художник в своей технике подчеркнуто идет от природы – основной материал для его произведений – натуральное дерево, ставни со старых жилых домов. Из снятых ставен выпиливаются филенки (составные части ставен), а дальше идет долгий творческий процесс создания образа.

Как отмечает искусствовед Т. Кочемасова, художник «…идет при создании образа именно от особенностей материала – его выразительности, фактуры, структуры. Все эти трещины, сучки, шероховатости становятся основой для композиции, образуют особую эстетику, подчеркивают красоту времени, которое в этих знаках обретает свою плоть. Именно в замысловатой игре линий дерева Тихомиров ищет ключ к новому образу».

«Дерево для меня – это лист, канва, на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом, и задача художника – суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней». А. Тихомиров.




«Спас», «Рождество Христово», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Св. Николай Чудотворец», «Троица», «Св. Георгий», «Св. Великомученик Пантелеймон», «Сергий Радонежский» – работы Тихомирова камерны и монументальны одновременно. В них соединены душевная теплота, лиризм и высокая духовность, запечатленная в образах и ликах святых. По мнению искусствоведа Н. Аникиной, «нужно обладать огромной человеческой и творческой смелостью, чтобы предложить свою личную интерпретацию священных канонических образов, живущих в сердце каждого православного человека».

Картины художника отмечены особой пластической выразительностью, изысканностью цветовой палитры. «Цвет в экспериментальном пространстве «Оконописи» Тихомирова играет особую роль. С помощью него окончательно «проявляются» лики, словно они наполовину вышли из пространства мира горнего к нам, в мир дольний… Цвет не доминирует, не акцентирует, он освобождает энергию образа», – пишет искусствовед Т. Кочемасова.

Уникальные работы художника хорошо известны у нас в России и за рубежом. Они находятся в музеях и частных коллекциях в России и во многих странах мира, включая Израиль, Кипр, Чехию, Португалию, Австрию, КНР. А. Тихомиров уже трижды выставлял свои произведения в Храме Христа Спасителя, была выставка в ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Александр Тихомиров – народный художник Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы, член-корреспондент РАХ, член Творческого Союза Художников России, председатель Правления АРОО ТСХ РФ, вице-президент Академии Художеств Мира «Новая Эра», профессор БГПУ. Обладатель Ордена Русской Православной Церкви «Преподобного Андрея Рублева III степени», кавалер ордена «Благотворение» III степени, награжден золотыми медалями РАХ и ТСХ России и другими наградами. Почетный Гражданин города Благовещенск.

«Концепция «оконописи» пришла ко мне во сне и стала для меня смыслом жизни. Это мое авторское направление. «Око», «окно», «оконопись» - слова звучат как однокоренные. Суть иконописи в том, что я стал писать работы на православные темы, используя в качестве материала оконные ставни. Ведь окна – глаза дома. А ставни – своего рода ресницы, защищающие глаз от сглаза, от камня, брошенного злой рукой. В Евангелии от Луки сказано: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло, а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Это для меня – своего рода эпиграф к оконописи, потому что я занимаюсь живописью религиозной, духовной. Если говорить совсем определённо, то оконопись – та же иконопись, только вне монастыря. Каждая моя работа – это, по сути, икона, писанная хоть и светским, но глубоко верующим человеком, каковым я стал ещё в студенчестве, тайно крестившись (времена-то были люто атеистические) в Тарасовской церкви. С тех пор мою жизнь сопровождают пост и молитва, а моим «монастырем» стала мастерская». А. Тихомиров.

1916-1995

Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя.
Детство и юность провел в Баку, где жил с родителями и сестрами в квартире на втором этаже большого дома с верандами, окруженного садом. Рисовать Александр Дмитриевич начал с 15 лет.
Древний город с его яркими красками, морскими пейзажами, причудливой архитектурой, живописными улицами, сверкающим многоцветьем базаров, экстравагантными мусульманскими праздниками производил на молодого художника сильное впечатление, заряжал энергией, становился стимулом для творчества, источником вдохновения.

После 6 классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке.

В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров страны. В этот живописный город часто приезжали известные зарубежные музыканты и лучшие музыканты Москвы и Петербурга. Бакинская филармония давала несколько концертов классической музыки в неделю. Интересные, смелые спектакли ставил БРТ – Бакинский Рабочий театр.
Атмосфера, царившая в городе, оказала огромное влияние на формирование личности художника, ставшего в дальнейшем тонким ценителем и знатоком классической музыки, театра, человеком энциклопедических знаний в области искусства и культуры, что отразилось в его живописных и графических работах.
В Баку было множество музеев, выставок. Политический климат был значительно мягче московского, отношения между людьми более открытыми и дружелюбными.
Да и сам облик Баку – тогда старого восточного города – побуждал к творчеству: волшебный колорит базаров, причудливая архитектура древнего города, богатые краски морских закатов, мусульманские праздники. Эти яркие зрительные впечатления живут даже в поздних работах художника.

А.Д.Тихомиров. Отец. 1930-ые г.г.

В 1934 г. поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Начиная с 3-го курса, учился под руководством художника И. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина), давшего ему, по словам А. Тихомирова, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».

В 1935 г. 18-летним юношей участвовал в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Его талант был замечен широкой художественной общественностью, работы были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств.

По окончании училища в 1938 г. работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея.

В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. В это же время вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами и портретами героев Отечественной войны.
В 1942 году он уехал в Худат – пригород Баку. Брал там постоянно заказы, гонорары за которые были ощутимым подспорьем для большой семьи. Тихомиров работал над портретами героев войны, картинами на военную тематику, агитплакатами.
По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота.

Из воспоминаний дочери художника Анны Тихомировой:

"Несмотря на то, что в Баку создалась прекрасная среда для развития творческой личности, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках. Мечтала о возможностях общения с известными художниками, не понимая, что в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, а в столичных художественных институтах правили бал советские академики, озабоченные только партийной карьерой. И все же многие бакинские художники переехали в столицу – А. Саханов, В. Артамонов, В. Бордзиловский."

Перебрался в столицу и А. Тихомиров.

Из воспоминаний жены Тихомирова Натальи Анатольевны Виноградовой:

«Александр Дмитриевич тоже принял решение о переезде в Москву, но отнюдь не из соображений карьеры, мысль о которой была ему абсолютно чужда. Наряду со стремлением поступить в институт и иметь возможность наслаждаться созерцанием работ великих мастеров, Александр Дмитриевич надеялся попасть в среду людей, увлеченных проблемами творчества, что, как он считал, поможет ему решать свои личные задачи, стоящие на пути его дальнейшего творческого развития».

В 1945 г. поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Однако на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи.

Ко времени учебы относится знакомство А. Тихомирова с Р. Фальком, которое перешло в дружеские отношения. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи.
После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества.
Среди друзей А. Тихомирова были художники И. М. Ильин, Е. Симкин, С. Адливанкин, А. Лабас, А. Глускин, Б. Отаров, Б. Пинхасович, И. Дризе, Б. Тальберг, А. Передний, написавший портрет художника.

После исключения из Суриковского института А. Тихомиров работал некоторое время как свободный художник.

В 1950-76 гг. - в Москве в Комбинате Монументально-декоративного искусства.
Участвовал в праздничных оформлениях г. Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина.

Вместе с художником И. М. Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для фасада Министерства иностранных дел размером 42 x 22 м, за который был награжден золотой медалью на выставке наглядной агитации ВДНХ.

По мнению искусствоведа В. А. Матвеева, творчество художника можно условно разделить на три этапа:

  • импрессионистический (1940-50-е гг.),
  • фовистический (1960-е гг.),
  • новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х гг.

В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач.
Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах.
Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений.

В работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув гла­за зрачками в душу».
Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им?
«Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник.

Тема Петрушки и Балерины, навеянная балетом Стравинского «Петрушка», тема необычайно сильной и нежной любви - одна из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда».

Увлекшись в юности симфонической музыкой, Александр Дмитриевич через всю жизнь пронес страстную любовь к ней. Еще в Баку он собирал грампластинки, закрывшись в комнате, подолгу слушал оперы, симфонии. Живя в Москве, свою коллекцию пополнял постоянно, и нотные, равно как и книжные, магазины были обязательным пунктом в маршруте пеших прогулок, столь любимых художником.
Тонкий знаток и ценитель классической музыки, он писал свои полотна, слушая произведения Стравинского, Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена.
Друзья художника – композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой».

«Когда говоришь о таком человеке, чувствуешь, как мало значат слова, - вспоминает близкий друг А. Тихомирова, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Григорий Борисович Гордон. - Случайная встреча с ним, которая переросла, смею сказать, в дружбу, стала для меня громадным событием. Мы сблизились благодаря любви к музыке, но если она была моей специальностью, то для него – необходимым “противовесом” тяжелому труду, отбирающему все силы. Своему делу, предназначенному ему от рождения, он был безраздельно предан. Живопись, и шире – искусство, были воздухом, которым он дышал».

Еще одним увлечением художника было кино. В Баку Тихомиров коллекционировал открытки с фотографиями киноактеров. В Москве увлечение кинематографом неожиданно получило продолжение. Жена Наталья работала в Научно-исследовательском кинофотоинституте, была возможность смотреть новинки зарубежного кинематографа. Позже Александр Дмитриевич будет высоко ценить фильмы Ф. Феллини, которые привлекут его своей психологичностью и театральностью образов, и впечатления от этих фильмов найдут отражение в живописи и графике художника.

Искусствовед Валерий Александрович Матвеев рассказывает:

«Александр Дмитриевич ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей.

Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».

Как замечает художник, искусствовед, критик Л. Ф. Дьяконицын:

«думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».

Тихомиров уходит в 1976г. на пенсию и продолжает до конца жизни воплощать живописные замыслы, работы художника приобретают музеи и коллекционеры.

Умер в Москве 30.03.1995 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в Государственном Русском музее, музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

В мастерской художника на стене можно было увидеть листы с цитатами, столь созвучными его мировосприятию. На одном из листов можно было прочесть:

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный.

Все, духом сильные, - одни
Толпы нестройной убегают,
Одни на холмах жгут огни,
Завесы мрака разрывают».

А.Блок

Семья

Жена А.Д.Тихомирова - Наталья Анатольевна Виноградова (1923-2008). Инженер-теплотехник.
Дочь А.Д.Тихомирова - Анна Александровна Тихомирова (1948-2006). Художник-монументалист.

Когда мне предложили посетить выставку «Александр Тихомиров. Живопись. Графика» в Русском музее, посвященную 95-летию со дня рождения художника, я поначалу отнеслась к этому с некоторой долей скептицизма. «Очередной советский художник», - подумалось мне. Известный автор ленинианы и самого большого в мире портрета Ленина (42x22 м), за который он был награжден золотой медалью на Первой Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации в 1975 году…

Но чудесная погода, намечавшаяся прогулка по ожившему весной Петербургу в Мраморный Дворец Русского музея заставили меня выбраться из дома, чтобы сходить на выставку художника с благозвучной русской фамилией Тихомиров. Пробежав по Марсову полю, пройдя памятник Александру III, важно восседающему на лошади с обрубленным хвостом, и поприветствовав хмурых гардеробщиц, я поднялась на второй этаж Мраморного дворца. То, что я увидела - заставило меня прозреть. Этот человек не мог быть советским художником! Мотивы Феллини, Бергмана, Антониони, библейские сцены и герои Шекспира - все это сливается в калейдоскоп ярких творческих образов. Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники - те, кто так или иначе противопоставлял себя массе в силу стремления к Иному…

Работы Александра Тихомирова поразили меня своим глубоким философским подтекстом, символизмом образов, мощной энергией. В них оказались творчески переплетены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. По словам биографа художника, искусствоведа Екатерины Гоголевой, «Тихомиров относился к официальным заказам с известной долей иронии, но выполнял их с присущими ему добросовестностью и профессионализмом. Эти заказы позволяли ему быть финансово независимым, что означало для художника - заниматься настоящим творчеством».

«На картинах, посвященных театру и цирку, - рассказала Екатерина Гоголева, - мы видим актеров, шутов, музыкантов, отдыхающих после спектакля. Это те драгоценные минуты, когда они становятся собой. Их многочисленные маски спадают одна за другой, и персонажи обращаются к своему истинному „я“. Александра Дмитриевича очень интересовал внутренний мир, духовность, психология человека. Стремясь выразить психологическое состояние своих героев, передать на фоне внешней праздничности их мучительные душевные поиски, он прибегает к таким приемам, как акцент на пластике рук, изображение персонажей в причудливых позах, погруженными в сон или забытье».

Его искусство соединяет в себе не только опыт французской живописи импрессионизма и постимпрессионизма но и традиции русской лоскутной мозаики и иконописи. Прекрасно знавший не только историю живописи, но и кинематограф (жена Александра Тихомирова работала в Кинофотоинституте, поэтому у него была редкая возможность увидеть фильмы, недоступные широкой аудитории), театр и классическую музыку, он вдохновлялся ими, создавая новые и новые образы для своих работ.

«Тихомиров сам, подобно шуту в трагедии, будоражащему спящую совесть, провоцирует, интригует, намеренно сталкивает, перемешивает в поле одной картины элементы карнавальной и христианской символики, превращая изображение в своего рода ребус и одновременно увлекая зрителя прихотливой игрой в ассоциации», - говорит искусствовед Екатерина Алленова. «Однажды уже изгнанный за инакомыслие в 1944 году, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен», - рассказывает Екатерина Гоголева. Официальная работа давала Александру Дмитриевичу финансовую свободу, что была так нужна ему для творчества и воплощения собственных замыслов. Мало кто знал, что в остальное время он создавал картины на темы сказочного Востока, театра и цирка».

Неудивительно, что основные работы, выражающие истинное «я» художника, становятся известны лишь теперь. О том чтобы сделать персональную выставку и речи не могло быть в советское время. Да он и не стремился к этому и всю жизнь писал в стол, без надежды на встречу с широкой публикой. Творческий путь художника Александра Тихомирова позволяет распознать в нем символиста, трагически разминувшегося со своим временем.



Похожие статьи
 
Категории